СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемы развития регулятивных УУД у учащихся с ОВЗ и их возможное решение

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации автор постаралась подобрать и составить в сжатом виде рекомендации для педагогов для предоления проблем развития УУД у учащихся с ОВЗ. Работа может быть использована для проведения методических совещаний и для личного пользования педагогов, работающих с детьми с ЗПР.

Просмотр содержимого документа
«Проблемы развития регулятивных УУД у учащихся с ОВЗ и их возможное решение»

проблемы развития регулятивных УУД у учащихся с ОВЗ и их возможное решение   Учитель биологии МБОУ «СОШ №3» г.Арамиль Баева Любовь Ивановна Февраль, 2016 г.

проблемы развития регулятивных УУД у учащихся с ОВЗ и их возможное решение

Учитель биологии

МБОУ «СОШ №3» г.Арамиль

Баева Любовь Ивановна

Февраль, 2016 г.

госзаказ Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года принят Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – стандарт второго поколения. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным, предметным.

госзаказ

Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года принят Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – стандарт второго поколения.

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным, предметным.

Система УУД – результаты обучения Результаты обучения Личностные  Метапредметные  Предметные  Регулятивные Коммуникативные Познавательные

Система УУД – результаты обучения

Результаты обучения

Личностные

Метапредметные

Предметные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

УУД обеспечивают: учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения;  ставить учебные цели;  искать и использовать необходимые средства и способы их достижения;  уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; 3

УУД обеспечивают:

  • учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения;
  • ставить учебные цели;
  • искать и использовать необходимые средства и способы их достижения;
  • уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;

3

УУД обеспечивают: развитие личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками; умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность; обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания. 3

УУД обеспечивают:

  • развитие личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками;
  • умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
  • обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

3

Регулятивные универсальные учебные действия Целеполагание Планирование Прогнозирование Волевая саморегуляция Контроль Оценка Коррекция 3

Регулятивные

универсальные

учебные

действия

Целеполагание

Планирование

Прогнозирование

Волевая

саморегуляция

Контроль

Оценка

Коррекция

3

Регулятивные УУД 1. Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся , и того, что еще неизвестно. 2. Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий. 3. Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик. 3

Регулятивные УУД

1. Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся , и того, что еще неизвестно.

2. Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

3. Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик.

3

4. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него. 5. Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта. 6. Оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. 7. Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

4. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него.

5. Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта.

6. Оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

7. Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Проблемы детей с ЗПР и возможное их решение Л.С. Выготский подчеркивал, что дети с ЗПР (при сохранном интеллекте) не могут самостоятельно организовывать свою деятельность. Испытывают трудности в планировании и вычленении ее этапов, им недоступна оценка результатов. Отмечается выраженное нарушение внимания, импульсивность, отсутствие заинтересованности в улучшении своих показателей. Особую трудность вызывают задания, которые необходимо выполнить по словесной инструкции. Дети, с одной стороны, испытывают повышенную утомляемость, а с другой – очень раздражительны, склонны к аффективным вспышкам и конфликтам и нередко просто перестают выполнять начатую деятельность.

Проблемы детей с ЗПР и возможное их решение

Л.С. Выготский подчеркивал, что дети с ЗПР (при сохранном интеллекте) не могут самостоятельно организовывать свою деятельность. Испытывают трудности в планировании и вычленении ее этапов, им недоступна оценка результатов. Отмечается выраженное нарушение внимания, импульсивность, отсутствие заинтересованности в улучшении своих показателей. Особую трудность вызывают задания, которые необходимо выполнить по словесной инструкции. Дети, с одной стороны, испытывают повышенную утомляемость, а с другой – очень раздражительны, склонны к аффективным вспышкам и конфликтам и нередко просто перестают выполнять начатую деятельность.

Проблемы формирования регулятивных УУД у детей с ЗПР и возможности их решения   Общая характеристика  общеучебных трудностей обучения

Проблемы формирования регулятивных УУД у детей с ЗПР и возможности их решения

Общая характеристика общеучебных трудностей обучения

№ Затруднения у детей с ЗПР   Коррекция затруднений Неумение включиться в учебную работу 2  Создайте мотивационные условия, заинтересовать, опираясь на личностные интересы Неспособность самостоятельно начать выполнение задания 3  Подсказывайте, как это делать. Повторяйте эти практики при выполнении подобных заданий неоднократно до полного закрепления Неготовность выполнять задание без пошаговой инструкции и помощи Постоянно давайте письменные пошаговые инструкции выполнения заданий

Затруднения у детей с ЗПР

  •  

Коррекция затруднений

Неумение включиться в учебную работу

Создайте мотивационные условия, заинтересовать, опираясь на личностные интересы

Неспособность самостоятельно начать выполнение задания

Подсказывайте, как это делать. Повторяйте эти практики при выполнении подобных заданий неоднократно до полного закрепления

Неготовность выполнять задание без пошаговой инструкции и помощи

Постоянно давайте письменные пошаговые инструкции выполнения заданий

№ 4  Затруднения у детей с ЗПР 5  Коррекция затруднений Непонимание, неумение выполнить многокомпонентное задание (состоящее из нескольких простых заданий) Разделять такие задания на несколько простых и при начале каждого задания инструктировать о ходе его выполнения Недостаточная осознанность в усвоении и применении алгоритмов (правил) 6  «Оттачивать» навыки применения алгоритмов путём их повторения Неумение пользоваться полученными знаниями-умениями при решении стандартных учебных и практических задач При затруднениях выполнять даже стандартные задачи совместно с учащимися

Затруднения у детей с ЗПР

Коррекция затруднений

Непонимание, неумение выполнить многокомпонентное задание (состоящее из нескольких простых заданий)

Разделять такие задания на несколько простых и при начале каждого задания инструктировать о ходе его выполнения

Недостаточная осознанность в усвоении и применении алгоритмов (правил)

«Оттачивать» навыки применения алгоритмов путём их повторения

Неумение пользоваться полученными знаниями-умениями при решении стандартных учебных и практических задач

При затруднениях выполнять даже стандартные задачи совместно с учащимися

№ Затруднения у детей с ЗПР 7  Неспособность учесть все условия и этапы решения задания в ходе его выполнения (неполное выполнение задания) 8  Коррекция затруднений Смешение (подмена) алгоритмов, понятий; нарушение последовательности шагов алгоритма при его выполнении 9  Контролируйте выполнение заданий на всех этапах и при необходимости оказывайте направляющую поддержку и помощь Подмена задания (логически и алгоритмически более простым) Контролируйте выполнение заданий на всех этапах и при необходимости оказывайте направляющую поддержку и помощь 10  Инструктируйте пошагово выполнение задания, например, наводящими вопросами Неспособность контролировать ход (процесс) и результат выполнения задания Оказывайте помощь, выдавайте листы самоконтроля за ходом и результатами выполнения задания

Затруднения у детей с ЗПР

Неспособность учесть все условия и этапы решения задания в ходе его выполнения (неполное выполнение задания)

Коррекция затруднений

Смешение (подмена) алгоритмов, понятий; нарушение последовательности шагов алгоритма при его выполнении

Контролируйте выполнение заданий на всех этапах и при необходимости оказывайте направляющую поддержку и помощь

Подмена задания (логически и алгоритмически более простым)

Контролируйте выполнение заданий на всех этапах и при необходимости оказывайте направляющую поддержку и помощь

10 

Инструктируйте пошагово выполнение задания, например, наводящими вопросами

Неспособность контролировать ход (процесс) и результат выполнения задания

Оказывайте помощь, выдавайте листы самоконтроля за ходом и результатами выполнения задания

№ Затруднения у детей с ЗПР 11  Коррекция затруднений Неумение понять и объяснить причину своей ошибки, исправить её 12  Давайте алгоритмы и эталоны для сравнения, давайте возможность сравнивать по учебнику и другим образцам Неумение применить знания в нестандартной ситуации 13  Создавайте условия для переноса знаний, опираясь на жизненный опыт, предлагайте другие образцы применения знаний, после этого снова повторяйте аналогичные задания по переносу знаний Неумение решить учебную задачу с использованием «другого» приема (способа), сравнить решения по степени рациональности Отрабатывайте навыки на более простых заданиях

Затруднения у детей с ЗПР

11 

Коррекция затруднений

Неумение понять и объяснить причину своей ошибки, исправить её

12 

Давайте алгоритмы и эталоны для сравнения, давайте возможность сравнивать по учебнику и другим образцам

Неумение применить знания в нестандартной ситуации

13 

Создавайте условия для переноса знаний, опираясь на жизненный опыт, предлагайте другие образцы применения знаний, после этого снова повторяйте аналогичные задания по переносу знаний

Неумение решить учебную задачу с использованием «другого» приема (способа), сравнить решения по степени рациональности

Отрабатывайте навыки на более простых заданиях

Особенности взаимодействия Затруднения у детей с ЗПР Коррекция затруднений Характер взаимодействия ученика и учителя: непонимание, неготовность услышать учителя (взрослого), психологическая «несовместимость», боязнь критики, негативной оценки, отсутствие положительного опыта общения со взрослыми «Завоёвывайте» доверие путём тесного взаимодействия на всех занятиях. Показывайте личностную значимость знаний и умений, приобретаемых на данном предмете, для каждого. Создавайте ситуации успеха. Предъявляйте требования без психологического давления. Окрашивайте общение в эмоционально положительные тона. Организуйте контакты в простой форме.

Особенности взаимодействия

Затруднения у детей с ЗПР

Коррекция затруднений

Характер взаимодействия ученика и учителя: непонимание, неготовность услышать учителя (взрослого), психологическая «несовместимость», боязнь критики, негативной оценки, отсутствие положительного опыта общения со взрослыми

«Завоёвывайте» доверие путём тесного взаимодействия на всех занятиях. Показывайте личностную значимость знаний и умений, приобретаемых на данном предмете, для каждого. Создавайте ситуации успеха. Предъявляйте требования без психологического давления. Окрашивайте общение в эмоционально положительные тона. Организуйте контакты в простой форме.

Затруднения у детей с ЗПР Коррекция затруднений Взаимодействие ученика и других учеников: эгоцентричность, неумение общаться, повышенная тревожность, неумение строить совместную деятельность, заниженная (завышенная) самооценка, другие трудности… Постоянно помните об этих особенностях детей и переводите негативные проявления во взаимоотношениях в мотивационную сферу, показывайте возможности достижения результатов каждым учеником, создавайте ситуации успеха. Для групповой работы определяйте группы по признаку личной симпатии и психологической совместимости, по темпам работы.

Затруднения у детей с ЗПР

Коррекция затруднений

Взаимодействие ученика и других учеников: эгоцентричность, неумение общаться, повышенная тревожность, неумение строить совместную деятельность, заниженная (завышенная) самооценка, другие трудности…

Постоянно помните об этих особенностях детей и переводите негативные проявления во взаимоотношениях в мотивационную сферу, показывайте возможности достижения результатов каждым учеником, создавайте ситуации успеха. Для групповой работы определяйте группы по признаку личной симпатии и психологической совместимости, по темпам работы.

Психологические трудности обучения Затруднения у детей с ЗПР Коррекция затруднений Неумение организовывать свою работу Развивайте у детей регулятивные УУД, специально уделяя этому время. Постоянно и постепенно обучайте ставить цели, планировать, реализовывать план, оценивать результаты, исправлять ошибки и корректировать деятельность. Отрабатывайте сначала самые простые приёмы по алгоритмам, затем повышайте уровень самостоятельности.

Психологические трудности обучения

Затруднения у детей с ЗПР

Коррекция затруднений

Неумение организовывать свою работу

  • Развивайте у детей регулятивные УУД, специально уделяя этому время.
  • Постоянно и постепенно обучайте ставить цели, планировать, реализовывать план, оценивать результаты, исправлять ошибки и корректировать деятельность.
  • Отрабатывайте сначала самые простые приёмы по алгоритмам, затем повышайте уровень самостоятельности.

Затруднения у детей с ЗПР Коррекция затруднений Повышенная истощаемость Переключайте учеников с одного вида деятельности на другой, разнообразьте виды занятий. Используйте для каждого ребенка необходимые ему наглядные опоры (схемы, планы, инструкции и т.п.). Используйте виды заданий, максимально возбуждающие активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности. Предлагайте задания, требующие для их выполнения разнообразной деятельности.

Затруднения у детей с ЗПР

Коррекция затруднений

Повышенная истощаемость

  • Переключайте учеников с одного вида деятельности на другой, разнообразьте виды занятий.
  • Используйте для каждого ребенка необходимые ему наглядные опоры (схемы, планы, инструкции и т.п.).
  • Используйте виды заданий, максимально возбуждающие активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности.
  • Предлагайте задания, требующие для их выполнения разнообразной деятельности.

Затруднения у детей с ЗПР Коррекция затруднений Низкая работоспособность Приспосабливайте темп изучения учебного материала и методы обучения к уровню развития детей с задержкой психического развития. Учитывайте этапность формирования способов учебной деятельности: сначала учите детей ориентироваться в задании, затем выполняйте учебные действия по наглядному образцу в соответствии с точными указаниями взрослого, затем – по словесной инструкции при ее последовательном изложении.

Затруднения у детей с ЗПР

Коррекция затруднений

Низкая работоспособность

  • Приспосабливайте темп изучения учебного материала и методы обучения к уровню развития детей с задержкой психического развития.
  • Учитывайте этапность формирования способов учебной деятельности: сначала учите детей ориентироваться в задании, затем выполняйте учебные действия по наглядному образцу в соответствии с точными указаниями взрослого, затем – по словесной инструкции при ее последовательном изложении.

Затруднения у детей с ЗПР Коррекция затруднений Слабость воли Показывайте детям возможности достижения положительных результатов и их пользы для ученика. Оценивайте успешность обучения ребенка в зависимости от темпа его продвижения к более высокому уровню знаний, к познавательной самостоятельности, от действенного интереса к учению.

Затруднения у детей с ЗПР

Коррекция затруднений

Слабость воли

  • Показывайте детям возможности достижения положительных результатов и их пользы для ученика.
  • Оценивайте успешность обучения ребенка в зависимости от темпа его продвижения к более высокому уровню знаний, к познавательной самостоятельности, от действенного интереса к учению.

Затруднения у детей с ЗПР Коррекция затруднений Психопатоподобное поведение Будьте готовы к таким проявлениям у детей, нивелируйте такое поведение индивидуально в каждом отдельном случае. Проявляйте особый педагогический такт в работе с детьми с задержкой психического развития – необходимо замечать и поощрять малейшие успехи детей, развивать в них веру в собственные силы и возможности, поддерживать положительный эмоциональный настрой.

Затруднения у детей с ЗПР

Коррекция затруднений

Психопатоподобное поведение

  • Будьте готовы к таким проявлениям у детей, нивелируйте такое поведение индивидуально в каждом отдельном случае.
  • Проявляйте особый педагогический такт в работе с детьми с задержкой психического развития – необходимо замечать и поощрять малейшие успехи детей, развивать в них веру в собственные силы и возможности, поддерживать положительный эмоциональный настрой.

Затруднения у детей с ЗПР Коррекция затруднений Ограниченный запас общих представлений Каждому из таких детей оказывайте индивидуальную помощь: выявляйте пробелы в знаниях и восполнить их теми или иными способами; объясняйте заново учебный материал и давайте дополнительные упражнения; чаще используйте наглядные дидактические пособия и разнообразные карточки, помогающие ребенку сосредоточиться на основном материале урока. Прибегайте к наводящим вопросам, аналогиям, дополнительному наглядному материалу.

Затруднения у детей с ЗПР

Коррекция затруднений

Ограниченный запас общих представлений

  • Каждому из таких детей оказывайте индивидуальную помощь: выявляйте пробелы в знаниях и восполнить их теми или иными способами; объясняйте заново учебный материал и давайте дополнительные упражнения; чаще используйте наглядные дидактические пособия и разнообразные карточки, помогающие ребенку сосредоточиться на основном материале урока.
  • Прибегайте к наводящим вопросам, аналогиям, дополнительному наглядному материалу.

Затруднения у детей с ЗПР Коррекция затруднений Бедный словарь, отставание в становлении речи Следите за тем, чтобы ответы учащихся на занятиях были правильными не только по существу, но и по форме (учащиеся должны употреблять слова в их точных значениях, грамматически правильно строить предложения, отчетливо произносить звуки, слова, фразы, высказываться логично и выразительно). Учите давать отчет о выполненной работе и рассказать о предстоящей. Организуйте систематическое повторение пройденного материала.

Затруднения у детей с ЗПР

Коррекция затруднений

Бедный словарь, отставание в становлении речи

  • Следите за тем, чтобы ответы учащихся на занятиях были правильными не только по существу, но и по форме (учащиеся должны употреблять слова в их точных значениях, грамматически правильно строить предложения, отчетливо произносить звуки, слова, фразы, высказываться логично и выразительно).
  • Учите давать отчет о выполненной работе и рассказать о предстоящей.
  • Организуйте систематическое повторение пройденного материала.

Затруднения у детей с ЗПР Коррекция затруднений Несформированность навыков интеллектуальной деятельности Наряду с использованием методов проблемного обучения используйте относительно высокие потенциальные возможности детей репродуктивного мышления, обеспечивающего усвоение знаний, преподнесенных в «готовом» виде, на основании детализированной помощи.

Затруднения у детей с ЗПР

Коррекция затруднений

Несформированность навыков интеллектуальной деятельности

Наряду с использованием методов проблемного обучения используйте относительно высокие потенциальные возможности детей репродуктивного мышления, обеспечивающего усвоение знаний, преподнесенных в «готовом» виде, на основании детализированной помощи.

Затруднения у детей с ЗПР Коррекция затруднений Низкий уровень развития восприятия При постановке задач, проведении инструктажа и объяснений убедитесь в том, что ученик с задержкой психического развития воспринял и понял задание. По окончании работы проверяйте результаты каждого ученика с задержкой психического развития. Корректируйте недочёты. Привлекайте различные виды деятельности - игровую, трудовую, предметно-практическую, учебную - для повышения уровня умственного развития учащихся Учите детей пользоваться схемами, графиками, географической картой, а также алгоритмами действия по тем или иным правилам, образцам.

Затруднения у детей с ЗПР

Коррекция затруднений

Низкий уровень развития восприятия

  • При постановке задач, проведении инструктажа и объяснений убедитесь в том, что ученик с задержкой психического развития воспринял и понял задание.
  • По окончании работы проверяйте результаты каждого ученика с задержкой психического развития.
  • Корректируйте недочёты.
  • Привлекайте различные виды деятельности - игровую, трудовую, предметно-практическую, учебную - для повышения уровня умственного развития учащихся
  • Учите детей пользоваться схемами, графиками, географической картой, а также алгоритмами действия по тем или иным правилам, образцам.

Затруднения у детей с ЗПР Коррекция затруднений Неполноценность зрительного и слухового восприятия Используйте различные средства обучения (таблицы, средства ИКТ, карточки и т.п.), имеющие чёткие окраски и формы предметов, озвучивайте чётко всё, хотите донести до детей, проверяйте, что дети вас поняли. Выполняйте с детьми различные задания, требующие правильного отражения цвета и формы предметов. Используйте упражнения, физкультминутки, в которых нужно внимательно на слух выполнить то или иное задание.

Затруднения у детей с ЗПР

Коррекция затруднений

Неполноценность зрительного и слухового восприятия

  • Используйте различные средства обучения (таблицы, средства ИКТ, карточки и т.п.), имеющие чёткие окраски и формы предметов, озвучивайте чётко всё, хотите донести до детей, проверяйте, что дети вас поняли.
  • Выполняйте с детьми различные задания, требующие правильного отражения цвета и формы предметов.
  • Используйте упражнения, физкультминутки, в которых нужно внимательно на слух выполнить то или иное задание.

Затруднения у детей с ЗПР Коррекция затруднений Затруднения при анализе и синтезе в условиях повышенной скорости Включайте в процесс обучения задания на развитие восприятия, анализирующего наблюдения, мыслительных операций (анализа и синтеза, группировки и классификации, систематизации), действий и умений. Формируйте умение анализировать образец, способствующий сравнению двух похожих, но не тождественных объектов; преобразованию какого-либо объекта путем изменения некоторых его признаков. Учите выделять признаки сходства и различия сравниваемых объектов.

Затруднения у детей с ЗПР

Коррекция затруднений

Затруднения при анализе и синтезе в условиях повышенной скорости

  • Включайте в процесс обучения задания на развитие восприятия, анализирующего наблюдения, мыслительных операций (анализа и синтеза, группировки и классификации, систематизации), действий и умений.
  • Формируйте умение анализировать образец, способствующий сравнению двух похожих, но не тождественных объектов; преобразованию какого-либо объекта путем изменения некоторых его признаков.
  • Учите выделять признаки сходства и различия сравниваемых объектов.

Затруднения у детей с ЗПР Коррекция затруднений Внимание неустойчиво, рассеянно, низкая концентрация, трудности переключения Рационально используйте разнообразный наглядный материал в соответствии задачами урока, создающий полисенсорную основу для обучения, повышения мотивации учащихся, что не даст возможности детям отвлекаться от содержания урока. Организуйте чёткие моменты переключения с одного вида деятельности на другой.

Затруднения у детей с ЗПР

Коррекция затруднений

Внимание неустойчиво, рассеянно, низкая концентрация, трудности переключения

  • Рационально используйте разнообразный наглядный материал в соответствии задачами урока, создающий полисенсорную основу для обучения, повышения мотивации учащихся, что не даст возможности детям отвлекаться от содержания урока.
  • Организуйте чёткие моменты переключения с одного вида деятельности на другой.

Затруднения у детей с ЗПР Коррекция затруднений Отклонения в развитии памяти. Недостаточная познавательная активность и целенаправленность при запоминании и воспроизведении; слабое умение использовать рациональные приёмы запоминания   Поддерживайте и поощряйте любое проявление детской любознательности и инициативы. Используйте наглядность. При изложении любого  нового материала опирайтесь на ранее изученный. Изучение сложного нового материала всегда начинайте с обращения к уже известному. Помните, что материал, который вызывает эмоции, запоминается быстрее, прочнее и охотнее; успешнее всего запоминается  информация, которая обсуждалась  в начале занятия и в конце.   Акцентируйте внимание ребёнка на наиболее важном. Организуйте деятельность ребёнка, направив внимание на выполнение конкретного задания. Организуйте запоминания инструкции путём её разъяснения, повторения взрослым, а затем и ребёнком. Учите детей приемам запоминания отдельных правил или законов, стихотворений, таблицы умножения и др. 

Затруднения у детей с ЗПР

Коррекция затруднений

Отклонения в развитии памяти. Недостаточная познавательная активность и целенаправленность при запоминании и воспроизведении; слабое умение использовать рациональные приёмы запоминания

 

  • Поддерживайте и поощряйте любое проявление детской любознательности и инициативы.
  • Используйте наглядность.
  • При изложении любого  нового материала опирайтесь на ранее изученный.
  • Изучение сложного нового материала всегда начинайте с обращения к уже известному.
  • Помните, что материал, который вызывает эмоции, запоминается быстрее, прочнее и охотнее; успешнее всего запоминается  информация, которая обсуждалась  в начале занятия и в конце.  
  • Акцентируйте внимание ребёнка на наиболее важном.
  • Организуйте деятельность ребёнка, направив внимание на выполнение конкретного задания.
  • Организуйте запоминания инструкции путём её разъяснения, повторения взрослым, а затем и ребёнком.
  • Учите детей приемам запоминания отдельных правил или законов, стихотворений, таблицы умножения и др. 

Затруднения у детей с ЗПР Коррекция затруднений Низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения. Нарушение самоконтроля во всех видах деятельности. Неумение корректировать собственные результаты Развивайте у детей необходимо развивать потребность в самоконтроле, осознанное отношение к выполняемой работе. Добивайтесь, чтобы учащиеся научились находить ошибки и в собственных работах, и в работах товарищей, чтобы у них появилось стремление понять причину допущенных ошибок и улучшить свои результаты. На занятиях отводите специальное время на самопроверку и взаимопроверку выполненного задания.

Затруднения у детей с ЗПР

Коррекция затруднений

Низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения. Нарушение самоконтроля во всех видах деятельности. Неумение корректировать собственные результаты

  • Развивайте у детей необходимо развивать потребность в самоконтроле, осознанное отношение к выполняемой работе.
  • Добивайтесь, чтобы учащиеся научились находить ошибки и в собственных работах, и в работах товарищей, чтобы у них появилось стремление понять причину допущенных ошибок и улучшить свои результаты.
  • На занятиях отводите специальное время на самопроверку и взаимопроверку выполненного задания.

Общие рекомендации для развития УУД у учащихся с ОВЗ 1. Последовательность – учителю необходимо чётко себе представлять, в каком порядке и что он будет развивать у учащихся, постоянно следовать этому плану, отслеживать уровень достижений, и только убедившись, что результат достигнут, продвигаться дальше 2. Этапность – план действий педагога должен содержать чёткие этапы достижения результатов, каждый этап должен быть продуман и выполнен

Общие рекомендации для развития УУД у учащихся с ОВЗ

1. Последовательность – учителю необходимо чётко себе представлять, в каком порядке и что он будет развивать у учащихся, постоянно следовать этому плану, отслеживать уровень достижений, и только убедившись, что результат достигнут, продвигаться дальше

2. Этапность – план действий педагога должен содержать чёткие этапы достижения результатов, каждый этап должен быть продуман и выполнен

3. Системность – для достижения эффективности работа должна быть постоянной, чтобы приобретённые знания и умения не забывались, а постоянно закреплялись и развивались 4. Конкретность – всё, чему обучаются учащиеся, должно быть максимально конкретным и понятным

3. Системность – для достижения эффективности работа должна быть постоянной, чтобы приобретённые знания и умения не забывались, а постоянно закреплялись и развивались

4. Конкретность – всё, чему обучаются учащиеся, должно быть максимально конкретным и понятным

5. Дозированность – необходимо помнить, что дети с ОВЗ быстро утомляются, поэтому на занятии нельзя перегружать их большим объёмом новых знаний одновременно 6. Переключаемость – следует разнообразить формы работы на занятии 7. Мотивация – только заинтересованный ученик будет максимально стараться выполнять задания, следует продумывать, какие способы использовать для этой цели

5. Дозированность – необходимо помнить, что дети с ОВЗ быстро утомляются, поэтому на занятии нельзя перегружать их большим объёмом новых знаний одновременно

6. Переключаемость – следует разнообразить формы работы на занятии

7. Мотивация – только заинтересованный ученик будет максимально стараться выполнять задания, следует продумывать, какие способы использовать для этой цели

8. Опора на продуктивные виды деятельности – необходимо помнить об особенностях восприятия детей с ОВЗ и использовать на практике приёмы практической деятельности - работа учащихся со схемами, алгоритмическими предписаниями, таблицами, памятками, инструкциями, записывание, рисование, лепка, аппликация, конструирование и др. 9. Закрепление – основа более прочного усвоения полученных знаний и умений, для более прочного закрепления необходимо оречевление учителем, а затем и учащимися для перевода во внутреннее восприятие полученных сведений 10. Постоянное оценивание действий и результатов – ученики воспринимают оценку, словесную тоже, как ориентир для своей деятельности

8. Опора на продуктивные виды деятельности – необходимо помнить об особенностях восприятия детей с ОВЗ и использовать на практике приёмы практической деятельности - работа учащихся со схемами, алгоритмическими предписаниями, таблицами, памятками, инструкциями, записывание, рисование, лепка, аппликация, конструирование и др.

9. Закрепление – основа более прочного усвоения полученных знаний и умений, для более прочного закрепления необходимо оречевление учителем, а затем и учащимися для перевода во внутреннее восприятие полученных сведений

10. Постоянное оценивание действий и результатов – ученики воспринимают оценку, словесную тоже, как ориентир для своей деятельности

Интернет ресурсы http://dohcolonoc.ru/cons/2520-formy-i-metody-raboty-s-detmi-s-zaderzhkoj-psikhicheskogo-razvitiya.html http://ku-school21.narod.ru/lngpubl7.html http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2011/10/14/osobennosti-razvitiya-pamyati-u-detey-s-zaderzhkoy-psikhicheskogo http://www.booksite.ru/localtxt/osn/ovy/cor/rec/tii/6.htm https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0ahUKEwjM9q6wh8zKAhXkvnIKHfyhDukQFggbMAA&url=http%3A%2F%2Fobraz-old.volganet.ru%2Ffolder_5%2Ffolder_1%2Ffolder_10%2Ffolder_2%2Ffolder_7%2Ffolder_1%2Fdownloads%2FFormirovanie_metapredmetnyh_kompetentnostei.docx&usg=AFQjCNFv2YSFOKh20uebQrufI1YjB5w0ew&sig2=SsGkS4O8cUShCcEV8G2enA&bvm=bv.112766941,d.bGQ

Интернет ресурсы

  • http://dohcolonoc.ru/cons/2520-formy-i-metody-raboty-s-detmi-s-zaderzhkoj-psikhicheskogo-razvitiya.html
  • http://ku-school21.narod.ru/lngpubl7.html
  • http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2011/10/14/osobennosti-razvitiya-pamyati-u-detey-s-zaderzhkoy-psikhicheskogo
  • http://www.booksite.ru/localtxt/osn/ovy/cor/rec/tii/6.htm
  • https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0ahUKEwjM9q6wh8zKAhXkvnIKHfyhDukQFggbMAA&url=http%3A%2F%2Fobraz-old.volganet.ru%2Ffolder_5%2Ffolder_1%2Ffolder_10%2Ffolder_2%2Ffolder_7%2Ffolder_1%2Fdownloads%2FFormirovanie_metapredmetnyh_kompetentnostei.docx&usg=AFQjCNFv2YSFOKh20uebQrufI1YjB5w0ew&sig2=SsGkS4O8cUShCcEV8G2enA&bvm=bv.112766941,d.bGQ

Надеюсь, мы научимся и справимся!

Надеюсь, мы научимся и справимся!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!