проблемы развития регулятивных УУД у учащихся с ОВЗ и их возможное решение
Учитель биологии
МБОУ «СОШ №3» г.Арамиль
Баева Любовь Ивановна
Февраль, 2016 г.
госзаказ
Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года принят Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – стандарт второго поколения.
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным, предметным.
Система УУД – результаты обучения
Результаты обучения
Личностные
Метапредметные
Предметные
Регулятивные
Коммуникативные
Познавательные
УУД обеспечивают:
- учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения;
- ставить учебные цели;
- искать и использовать необходимые средства и способы их достижения;
- уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
3
УУД обеспечивают:
- развитие личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками;
- умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
- обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
3
Регулятивные
универсальные
учебные
действия
Целеполагание
Планирование
Прогнозирование
Волевая
саморегуляция
Контроль
Оценка
Коррекция
3
Регулятивные УУД
1. Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся , и того, что еще неизвестно.
2. Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
3. Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик.
3
4. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него.
5. Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта.
6. Оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.
7. Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Проблемы детей с ЗПР и возможное их решение
Л.С. Выготский подчеркивал, что дети с ЗПР (при сохранном интеллекте) не могут самостоятельно организовывать свою деятельность. Испытывают трудности в планировании и вычленении ее этапов, им недоступна оценка результатов. Отмечается выраженное нарушение внимания, импульсивность, отсутствие заинтересованности в улучшении своих показателей. Особую трудность вызывают задания, которые необходимо выполнить по словесной инструкции. Дети, с одной стороны, испытывают повышенную утомляемость, а с другой – очень раздражительны, склонны к аффективным вспышкам и конфликтам и нередко просто перестают выполнять начатую деятельность.
Проблемы формирования регулятивных УУД у детей с ЗПР и возможности их решения
Общая характеристика общеучебных трудностей обучения
№
Затруднения у детей с ЗПР
Коррекция затруднений
Неумение включиться в учебную работу
2
Создайте мотивационные условия, заинтересовать, опираясь на личностные интересы
Неспособность самостоятельно начать выполнение задания
3
Подсказывайте, как это делать. Повторяйте эти практики при выполнении подобных заданий неоднократно до полного закрепления
Неготовность выполнять задание без пошаговой инструкции и помощи
Постоянно давайте письменные пошаговые инструкции выполнения заданий
№
4
Затруднения у детей с ЗПР
5
Коррекция затруднений
Непонимание, неумение выполнить многокомпонентное задание (состоящее из нескольких простых заданий)
Разделять такие задания на несколько простых и при начале каждого задания инструктировать о ходе его выполнения
Недостаточная осознанность в усвоении и применении алгоритмов (правил)
6
«Оттачивать» навыки применения алгоритмов путём их повторения
Неумение пользоваться полученными знаниями-умениями при решении стандартных учебных и практических задач
При затруднениях выполнять даже стандартные задачи совместно с учащимися
№
Затруднения у детей с ЗПР
7
Неспособность учесть все условия и этапы решения задания в ходе его выполнения (неполное выполнение задания)
8
Коррекция затруднений
Смешение (подмена) алгоритмов, понятий; нарушение последовательности шагов алгоритма при его выполнении
9
Контролируйте выполнение заданий на всех этапах и при необходимости оказывайте направляющую поддержку и помощь
Подмена задания (логически и алгоритмически более простым)
Контролируйте выполнение заданий на всех этапах и при необходимости оказывайте направляющую поддержку и помощь
10
Инструктируйте пошагово выполнение задания, например, наводящими вопросами
Неспособность контролировать ход (процесс) и результат выполнения задания
Оказывайте помощь, выдавайте листы самоконтроля за ходом и результатами выполнения задания
№
Затруднения у детей с ЗПР
11
Коррекция затруднений
Неумение понять и объяснить причину своей ошибки, исправить её
12
Давайте алгоритмы и эталоны для сравнения, давайте возможность сравнивать по учебнику и другим образцам
Неумение применить знания в нестандартной ситуации
13
Создавайте условия для переноса знаний, опираясь на жизненный опыт, предлагайте другие образцы применения знаний, после этого снова повторяйте аналогичные задания по переносу знаний
Неумение решить учебную задачу с использованием «другого» приема (способа), сравнить решения по степени рациональности
Отрабатывайте навыки на более простых заданиях
Особенности взаимодействия
Затруднения у детей с ЗПР
Коррекция затруднений
Характер взаимодействия ученика и учителя: непонимание, неготовность услышать учителя (взрослого), психологическая «несовместимость», боязнь критики, негативной оценки, отсутствие положительного опыта общения со взрослыми
«Завоёвывайте» доверие путём тесного взаимодействия на всех занятиях. Показывайте личностную значимость знаний и умений, приобретаемых на данном предмете, для каждого. Создавайте ситуации успеха. Предъявляйте требования без психологического давления. Окрашивайте общение в эмоционально положительные тона. Организуйте контакты в простой форме.
Затруднения у детей с ЗПР
Коррекция затруднений
Взаимодействие ученика и других учеников: эгоцентричность, неумение общаться, повышенная тревожность, неумение строить совместную деятельность, заниженная (завышенная) самооценка, другие трудности…
Постоянно помните об этих особенностях детей и переводите негативные проявления во взаимоотношениях в мотивационную сферу, показывайте возможности достижения результатов каждым учеником, создавайте ситуации успеха. Для групповой работы определяйте группы по признаку личной симпатии и психологической совместимости, по темпам работы.
Психологические трудности обучения
Затруднения у детей с ЗПР
Коррекция затруднений
Неумение организовывать свою работу
- Развивайте у детей регулятивные УУД, специально уделяя этому время.
- Постоянно и постепенно обучайте ставить цели, планировать, реализовывать план, оценивать результаты, исправлять ошибки и корректировать деятельность.
- Отрабатывайте сначала самые простые приёмы по алгоритмам, затем повышайте уровень самостоятельности.
Затруднения у детей с ЗПР
Коррекция затруднений
Повышенная истощаемость
- Переключайте учеников с одного вида деятельности на другой, разнообразьте виды занятий.
- Используйте для каждого ребенка необходимые ему наглядные опоры (схемы, планы, инструкции и т.п.).
- Используйте виды заданий, максимально возбуждающие активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности.
- Предлагайте задания, требующие для их выполнения разнообразной деятельности.
Затруднения у детей с ЗПР
Коррекция затруднений
Низкая работоспособность
- Приспосабливайте темп изучения учебного материала и методы обучения к уровню развития детей с задержкой психического развития.
- Учитывайте этапность формирования способов учебной деятельности: сначала учите детей ориентироваться в задании, затем выполняйте учебные действия по наглядному образцу в соответствии с точными указаниями взрослого, затем – по словесной инструкции при ее последовательном изложении.
Затруднения у детей с ЗПР
Коррекция затруднений
Слабость воли
- Показывайте детям возможности достижения положительных результатов и их пользы для ученика.
- Оценивайте успешность обучения ребенка в зависимости от темпа его продвижения к более высокому уровню знаний, к познавательной самостоятельности, от действенного интереса к учению.
Затруднения у детей с ЗПР
Коррекция затруднений
Психопатоподобное поведение
- Будьте готовы к таким проявлениям у детей, нивелируйте такое поведение индивидуально в каждом отдельном случае.
- Проявляйте особый педагогический такт в работе с детьми с задержкой психического развития – необходимо замечать и поощрять малейшие успехи детей, развивать в них веру в собственные силы и возможности, поддерживать положительный эмоциональный настрой.
Затруднения у детей с ЗПР
Коррекция затруднений
Ограниченный запас общих представлений
- Каждому из таких детей оказывайте индивидуальную помощь: выявляйте пробелы в знаниях и восполнить их теми или иными способами; объясняйте заново учебный материал и давайте дополнительные упражнения; чаще используйте наглядные дидактические пособия и разнообразные карточки, помогающие ребенку сосредоточиться на основном материале урока.
- Прибегайте к наводящим вопросам, аналогиям, дополнительному наглядному материалу.
Затруднения у детей с ЗПР
Коррекция затруднений
Бедный словарь, отставание в становлении речи
- Следите за тем, чтобы ответы учащихся на занятиях были правильными не только по существу, но и по форме (учащиеся должны употреблять слова в их точных значениях, грамматически правильно строить предложения, отчетливо произносить звуки, слова, фразы, высказываться логично и выразительно).
- Учите давать отчет о выполненной работе и рассказать о предстоящей.
- Организуйте систематическое повторение пройденного материала.
Затруднения у детей с ЗПР
Коррекция затруднений
Несформированность навыков интеллектуальной деятельности
Наряду с использованием методов проблемного обучения используйте относительно высокие потенциальные возможности детей репродуктивного мышления, обеспечивающего усвоение знаний, преподнесенных в «готовом» виде, на основании детализированной помощи.
Затруднения у детей с ЗПР
Коррекция затруднений
Низкий уровень развития восприятия
- При постановке задач, проведении инструктажа и объяснений убедитесь в том, что ученик с задержкой психического развития воспринял и понял задание.
- По окончании работы проверяйте результаты каждого ученика с задержкой психического развития.
- Привлекайте различные виды деятельности - игровую, трудовую, предметно-практическую, учебную - для повышения уровня умственного развития учащихся
- Учите детей пользоваться схемами, графиками, географической картой, а также алгоритмами действия по тем или иным правилам, образцам.
Затруднения у детей с ЗПР
Коррекция затруднений
Неполноценность зрительного и слухового восприятия
- Используйте различные средства обучения (таблицы, средства ИКТ, карточки и т.п.), имеющие чёткие окраски и формы предметов, озвучивайте чётко всё, хотите донести до детей, проверяйте, что дети вас поняли.
- Выполняйте с детьми различные задания, требующие правильного отражения цвета и формы предметов.
- Используйте упражнения, физкультминутки, в которых нужно внимательно на слух выполнить то или иное задание.
Затруднения у детей с ЗПР
Коррекция затруднений
Затруднения при анализе и синтезе в условиях повышенной скорости
- Включайте в процесс обучения задания на развитие восприятия, анализирующего наблюдения, мыслительных операций (анализа и синтеза, группировки и классификации, систематизации), действий и умений.
- Формируйте умение анализировать образец, способствующий сравнению двух похожих, но не тождественных объектов; преобразованию какого-либо объекта путем изменения некоторых его признаков.
- Учите выделять признаки сходства и различия сравниваемых объектов.
Затруднения у детей с ЗПР
Коррекция затруднений
Внимание неустойчиво, рассеянно, низкая концентрация, трудности переключения
- Рационально используйте разнообразный наглядный материал в соответствии задачами урока, создающий полисенсорную основу для обучения, повышения мотивации учащихся, что не даст возможности детям отвлекаться от содержания урока.
- Организуйте чёткие моменты переключения с одного вида деятельности на другой.
Затруднения у детей с ЗПР
Коррекция затруднений
Отклонения в развитии памяти. Недостаточная познавательная активность и целенаправленность при запоминании и воспроизведении; слабое умение использовать рациональные приёмы запоминания
- Поддерживайте и поощряйте любое проявление детской любознательности и инициативы.
- Используйте наглядность.
- При изложении любого нового материала опирайтесь на ранее изученный.
- Изучение сложного нового материала всегда начинайте с обращения к уже известному.
- Помните, что материал, который вызывает эмоции, запоминается быстрее, прочнее и охотнее; успешнее всего запоминается информация, которая обсуждалась в начале занятия и в конце.
- Акцентируйте внимание ребёнка на наиболее важном.
- Организуйте деятельность ребёнка, направив внимание на выполнение конкретного задания.
- Организуйте запоминания инструкции путём её разъяснения, повторения взрослым, а затем и ребёнком.
- Учите детей приемам запоминания отдельных правил или законов, стихотворений, таблицы умножения и др.
Затруднения у детей с ЗПР
Коррекция затруднений
Низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения. Нарушение самоконтроля во всех видах деятельности. Неумение корректировать собственные результаты
- Развивайте у детей необходимо развивать потребность в самоконтроле, осознанное отношение к выполняемой работе.
- Добивайтесь, чтобы учащиеся научились находить ошибки и в собственных работах, и в работах товарищей, чтобы у них появилось стремление понять причину допущенных ошибок и улучшить свои результаты.
- На занятиях отводите специальное время на самопроверку и взаимопроверку выполненного задания.
Общие рекомендации для развития УУД у учащихся с ОВЗ
1. Последовательность – учителю необходимо чётко себе представлять, в каком порядке и что он будет развивать у учащихся, постоянно следовать этому плану, отслеживать уровень достижений, и только убедившись, что результат достигнут, продвигаться дальше
2. Этапность – план действий педагога должен содержать чёткие этапы достижения результатов, каждый этап должен быть продуман и выполнен
3. Системность – для достижения эффективности работа должна быть постоянной, чтобы приобретённые знания и умения не забывались, а постоянно закреплялись и развивались
4. Конкретность – всё, чему обучаются учащиеся, должно быть максимально конкретным и понятным
5. Дозированность – необходимо помнить, что дети с ОВЗ быстро утомляются, поэтому на занятии нельзя перегружать их большим объёмом новых знаний одновременно
6. Переключаемость – следует разнообразить формы работы на занятии
7. Мотивация – только заинтересованный ученик будет максимально стараться выполнять задания, следует продумывать, какие способы использовать для этой цели
8. Опора на продуктивные виды деятельности – необходимо помнить об особенностях восприятия детей с ОВЗ и использовать на практике приёмы практической деятельности - работа учащихся со схемами, алгоритмическими предписаниями, таблицами, памятками, инструкциями, записывание, рисование, лепка, аппликация, конструирование и др.
9. Закрепление – основа более прочного усвоения полученных знаний и умений, для более прочного закрепления необходимо оречевление учителем, а затем и учащимися для перевода во внутреннее восприятие полученных сведений
10. Постоянное оценивание действий и результатов – ученики воспринимают оценку, словесную тоже, как ориентир для своей деятельности
Интернет ресурсы
- http://dohcolonoc.ru/cons/2520-formy-i-metody-raboty-s-detmi-s-zaderzhkoj-psikhicheskogo-razvitiya.html
- http://ku-school21.narod.ru/lngpubl7.html
- http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2011/10/14/osobennosti-razvitiya-pamyati-u-detey-s-zaderzhkoy-psikhicheskogo
- http://www.booksite.ru/localtxt/osn/ovy/cor/rec/tii/6.htm
- https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0ahUKEwjM9q6wh8zKAhXkvnIKHfyhDukQFggbMAA&url=http%3A%2F%2Fobraz-old.volganet.ru%2Ffolder_5%2Ffolder_1%2Ffolder_10%2Ffolder_2%2Ffolder_7%2Ffolder_1%2Fdownloads%2FFormirovanie_metapredmetnyh_kompetentnostei.docx&usg=AFQjCNFv2YSFOKh20uebQrufI1YjB5w0ew&sig2=SsGkS4O8cUShCcEV8G2enA&bvm=bv.112766941,d.bGQ
Надеюсь, мы научимся и справимся!