Актуальные проблемы образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и опыт их решения: инклюзивное образование в российской школе: проблемы и возможности.
Центральная проблема – готовность и подготовленность педагогов к работе с детьми, родителями, коллегами в условиях инклюзии.
Ключевое отличие нового образовательного стандарта от предшествующих разработок заключается в переходе от признания приоритетности знаний, умений и навыков (ЗУН) к формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих достижение планируемого результата.
На сегодняшний день в системе общего образования особой проблемой остаётся стойкая неуспеваемость некоторых учащихся, вследствие чего к окончанию школы проблематично достижение требуемых ФГОС НОО личностных, метапредметных и предметных результатов. В каждом классе обязательно есть от одного до нескольких учеников, которые плохо справляются с учебной программой. Как вовремя распознать такого ученика, узнать его специфические проблемы, а главное, как помочь ему их преодолеть?
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "аномальные дети", "исключительные дети". Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития.
Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.
В отношении детей с ограничениями жизнедеятельности образование всех уровней можно считать одним из наиболее эффективных механизмов реабилитационной помощи, повышения социального статуса, социальной защищенности.
Образование на любом достижимом для ребенка-инвалида уровне способствует личностному и духовному росту, преодолению ограничений активности и участия в общественной жизни.
Цель: помочь каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья найти оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни. Оказать информационную и психологическую помощь детям-инвалидам и членам семей детей-инвалидов
Задачи:
- Определить положительные возрастные потребности и интересы ребенка
- Обеспечить эмоциональную насыщенность общей деятельности, организовать совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие её участников.
- Создать атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху.
- Утвердить радостный, мажорный стиль жизни детской личности
- Учитывать положительное воздействие общественного мнения
- Заботится о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания
Далеко не все дети с ОВЗ имеют показатели, способствующие их обучению с нормально развивающимися сверстниками, поэтому оправдано распределение обучения на:
- обучение в общих классах,
- классах коррекции,
- в условиях домашнего обучения;
- дистанционный вариант обучения,
в условиях специальных (коррекционных) образовательных учреждений
Развитие совместного образования инвалидов и здоровых обучающихся не означает отказа от лучших достижений российской системы специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
Департамент считает необходимым обратить внимание на функционирование существующей сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений с учетом того, что для части детей более целесообразным является обучение в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.
Такие учреждения на современном этапе могут выполнить функции учебно-методических (ресурсных) центров, оказывающих методическую помощь педагогическим работникам общеобразовательных учреждений, психолого-педагогическую помощь детям и их родителям, координировать работу в этом направлении системы образования субъекта Российской Федерации.
«О коррекционном и инклюзивном образовании детей»
Письмо Министерства образования и науки РоссийскойФедерации
от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07.
Волшебное слово для работы с детьми - мотивация.
Важным условием повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности на уроке служит наполнение урока жизненно важным содержанием. Урок педагог должен строить так, чтобы это было не только специально организованная форма познания, но и полноценное в социальном и нравственном отношении общение. Урок должен выступать средством своеобразного коммуникативного фона учебной деятельности, направленного на формирование активно-положительного отношения к учебе и развитию познавательного интереса.
Привлечь внимание ученика, удивить его - это лишь начало возникновения интереса, и добиться этого, в общем-то, не так трудно. Гораздо труднее удержать интерес, сделать его достаточно стойким. Интерес к той или иной работе надо воспитывать постепенно, поддерживая его ко всем предметам различными приёмами. Сначала это будет интерес к непосредственной деятельности во время выполнения определённой работы. Позднее под чутким руководством педагога интерес перерастет в интерес к процессу мыслительной деятельности, к новым знаниям.
Вариантов грамотного внедрения педагогических технологий образования детей с ОВЗ в процесс обучения масса, их можно продуктивно совмещать. При грамотном подходе к учебному процессу у воспитанников растёт самооценка, меняется восприятие окружающего мира относительно собственных возможностей и нивелируются ограниченные возможности здоровья за счет приобретенных навыков, знаний, умений, а также общего благоприятного психологического фона, а это и есть совместный успех в обучении и воспитании.
Среда выступает «в смысле развития личности и ее специфических человеческих свойств, не как обстановка, а играет роль источника развития»
(Л.С. Выготский)
Просмотр содержимого документа
«Проблемное обучение»