СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемы развития внимания младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемы развития внимания младших школьников.

 

Проблемы развития внимания младших школьников.

 

 «Внимание есть единственная дверь нашей души,

через которую непременно проходит всё из внешнего мира,

 что только входит в сознание».

К.Д. Ушинский      

На уроке в начальной школе часто звучит призыв «Будьте внимательны!». В разговоре с родителями педагог в качестве объяснения неудач ученика нередко использует фразы: «Ему не хватает внимательности», «Все его ошибки от невнимательности». Невнимательность младших школьников – одна из наиболее распространённых причин снижения успеваемости. 

Просмотр содержимого документа
«Проблемы развития внимания младших школьников.»

Для родительского собрания в начальной школе.




Проблемы развития внимания младших школьников.



 «Внимание есть единственная дверь нашей души,

через которую непременно проходит всё из внешнего мира,

что только входит в сознание».

К.Д. Ушинский

На уроке в начальной школе часто звучит призыв «Будьте внимательны!». В разговоре с родителями педагог в качестве объяснения неудач ученика нередко использует фразы: «Ему не хватает внимательности», «Все его ошибки от невнимательности». Невнимательность младших школьников – одна из наиболее распространённых причин снижения успеваемости. Ошибки «по невнимательности» в письменных работах, при вычислениях, при чтении – самые обидные как для учителя, так и для ученика. Кроме того, они являются предметом для упрёков и недовольства со стороны родителей. Однако, если бы родители спросили учителя, что именно должен делать ребёнок, чтобы быть внимательнее, то выяснилось бы, что далеко не каждый педагог готов ответить на этот вопрос. Попытаемся разобраться в этой проблеме и найти некоторые пути её решения.

Немного теории

Современные психологи трактуют внимание как концентрацию сознания на одном объекте при одновременном его отвлечении от других объектов. Внимание не существует самостоятельно, без восприятия, памяти, мышления, воображения. Более того, сами эти психические процессы «включаются» только тогда, когда возникло внимание.

Так, мы можем слушать многоголосый шум на перемене и ничего не слышать. Но если вдруг прозвучит наша фамилия, то орган слуха почему-то сразу различит важную для нас информацию. Что происходит? Звуковые волны долетали до нашего уха всю перемену, и мы их слушали, а когда возникло внимание к словам из-за прозвучавшей фамилии, процесс восприятия мгновенно перестроился из «слушаю» в «слышу» - возникла та самая концентрация сознания, т.е. внимание. Становится понятно, как перестраиваются психические процессы : из «слушаю» в «слышу», из «смотрю» в «вижу», из «думаю» в «понимаю».

Итак, внимание не имеет собственного содержания, а является обязательной частью других познавательных процессов. Вот почему невозможно в чистом виде развивать этот процесс. Получается, чтобы быть внимательным, надо хорошо ощущать, запоминать, мыслить.

Виды и свойства внимания

Внимание тесно связано с интересом и поэтому подразделяется на произвольное и непроизвольное. Произвольное внимание подчиняется сознательным целям. Подчиняя своё внимание вначале словесным указаниям учителя, ученик постепенно научается сам формулировать стоящие перед ним задачи и организует своё внимание. Произвольное внимание требует определённого опыта, умения организовать свою деятельность. Поэтому у детей раньше возникает непроизвольное внимание, и лишь позднее, в ходе их развития формируется произвольное, преднамеренное.

Ещё одно свойство – объём внимания. Это количество объектов, которые одновременно могут находиться в зоне внимания человека. У младших школьников объём внимания не превышает 3-4 объектов, а у некоторых детей и того меньше. Маленький объём внимания не даёт ребёнку возможности концентрироваться на нескольких предметах, удерживать их в уме. Педагогическая коррекция объёма внимания имеет ограниченные возможности. Поэтому учителю скорее просто надо учитывать маленький объём внимания. Он будет возрастать по мере развития детского мозга. Опытные учителя, зная эту особенность, ограничивают наглядность на уроке 3-4 пособиями, не дают разных примеров более обозначенного числа, даже свои объяснения нового материала выстраивают в блоки, не превышающие объёма детского внимания.

Устойчивость внимания – это способность сохранять концентрацию сознания на определённом объекте. У младших школьников устойчивость внимания активно возрастает к 9-10 годам. В начале учебного процесса она держится во временном диапазоне от 7 до 12 мин. Для учителя это прежде всего означает, что объяснение нового материала со всей подготовительной работой не должно длиться более 7 мин. Ошибочно было бы думать, чем больше мы подберём подготовительных упражнений, тем лучше ученики поймут новую тему. Это может быть верно только в том случае, если лимит времени не превышен. Часто при объяснении учебного материала мы видим, что ребёнок вроде бы слушает нас, не отвлекается, не разговаривает, но по взгляду видно, что концентрация ослабла. Психологи советуют на несколько секунд прервать объяснение и попросить ребят, чтобы каждый задал себе вопрос «Что я сейчас делаю?» После этого устойчивость внимания возвращается.

Распределяемость внимания– это концентрация сознания на двух разных объектах в одно и то же время. Это свойство необходимо младшим школьникам, например, при выполнении комментированного письма (ребёнок должен одновременно говорить, что именно он записывает, и осуществлять процесс письма), при проверке собственных работ (нужно читать написанный текст и одновременно искать орфограммы, проверять их и сверять с написанным), при проведении математических диктантов. Как видим, очень полезное и необходимое для учёбы свойство. Однако, нужно помнить что именно оно не формируется до 7 лет при нормальном психическом развитии ребёнка. Поэтому в 1-м классе дети, отвечая у доски, способны сначала сказать, а потом написать предложение. К 8 годам распределение внимания на 2 учебных объекта становится нормой, если одно из необходимых действий хоть в какой –то степени автоматизировано. Если у школьника автоматизировался процесс письма (ему не надо вспоминать каждый графический символ), тогда он может научиться одновременно при этом говорить.

Концентрация внимания – сосредоточенность на объекте внимания, процесс погружения. Иногда человек настолько углубляется в выполнении того или иного дела, увлечён чтением книги, просмотром фильма, что ничего не видит и не слышит вокруг. Наверное,  все мы мечтаем о том, чтобы ученики так увлечённо решали задачи или писали упражнения. Если же ученик не умеет сосредотачивать своё внимание, то его сознание как бы скользит по предметам, не задерживаясь подолгу на каком-либо из них. В результате впечатление от предмета остаётся расплывчатым, нечётким. Причин, снижающие концентрацию внимания несколько. Как это не удивительно, одна из причин – наличие у ребёнка аденоидов. Этот воспалительный процесс не позволяет мозгу получать достаточное количество кислорода и, как следствие, формирует рассеянное внимание. Самой большой проблемой современных детей является просмотр телевизора, а теперь добавился ещё и компьютер. Дело в том, что мелькание кадров требует поверхностного взгляда, концентрированный взгляд при длительном смотрении вызывает головную боль. Если дети много смотрят телевизор, они легко вырабатывают поверхностный взгляд и переносят его на другие виды деятельности.

Особенности внимания младших школьников

На протяжении обучения ребёнка в начальном звене в развитии процесса внимания происходят существенные изменения, идёт интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко (в 2 раза) увеличивается объём внимания, к 9- 10 годам дети способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий. Исследования показывают, что различные свойства внимания имеют неодинаковый «вклад» в успешность обучения. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объёму внимания, а обучение чтению связано с устойчивостью внимания. Из этого можно сделать вывод: развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным предметам.









Памятка для родителей

Уважаемые папы и мамы! Помните, что внимание – один из самых важных психических процессов. Внимание является важной составной частью результативности учебной деятельности вашего ребёнка. Для того, чтобы ваш ребёнок был внимательным, старайтесь помочь ему тренировать его внимание.

- В основе внимания лежит интерес. Чем интереснее и разнообразнее будут игры и забавы, которые вы предлагаете ребёнку, тем больше шансов развить его произвольное внимание.

- Развивая внимание своего ребёнка, учитывайте круг его увлечений. Отталкиваясь от них, привлекайте его внимание к другим процессам и явлениям.

- Тренируйте внимание своего ребёнка постоянно, используя прогулки на свежем воздухе, походы, любую возможность.

Объектом тренировки внимания могут быть люди на остановке (объединяющие и различительные признаки: пол, рост, возраст, цвет одежды, изменение числа ожидающих транспорт и др.), машины, остановившиеся на перекрестке (легковые, грузовые, разного цвета и пр.), ассортимент хлеба в соответствующем киоске и др. Всегда побуждайте ребенка наблюдать окружающий мир, задавая различные вопросы («Как ты думаешь, в магазине больше мужчин или женщин?», «Вспомни, сколько детей было когда ты пришёл в школу утром?», «Смотри, как много людей сегодня надело теплые шапки!»).

Конечно, вам хочется отдохнуть после работы и, держа за руку ребенка, отдаться плавному течению своих мыслей. Но родительский труд - нелегкая работа, приходится и по дороге домой заняться воспитательным делом.

- Развивая внимание ребёнка, не назидайте и не фиксируйте его неудачи. Больше внимания обращайте на его успехи.

- Стимулируйте интерес к развитию внимания собственным примером и примерами из жизни других людей.

- В семейном кругу демонстрируйте достижения ребёнка по развитию собственного внимания.

- Наберитесь терпения и не ждите немедленных успешных результатов.


Упражнения на развитие концентрации внимания и самоконтроля

«Корректурная проба» суть приёма в том, что ребёнку предлагают находить и вычёркивать определённые буквы в печатном тексте. В качестве материала можно использовать газетные вырезки, старые ненужные книги и т.п. Условия проведения : ежедневно по 5 мин. минимум 5 раз в неделю в течение 2-4 месяцев.

Правила проведения:

- Игра проводится в доброжелательной атмосфере, детей можно дополнительно заинтересовать, предварительно выяснить, кем они хотят быть, сказать, что данная тренировка поможет им стать хорошими шофёрами, врачами и т.д.

- Проигрыш не должен вызывать чувство неудовольствия.

- Объём просмотренного текста не имеет значения и может быть разным у разных детей от 3-4 предложений до нескольких абзацев.

- По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы, по-разному зачёркиваются, одновременно отыскиваются 2 буквы, одна зачёркивается, другая – подчёркивается (слоги, обведение, пометки галочками и т.д.)

- Вариант: подчёркивать в каждой строчке ту букву, которая стоит первой :

- Другой вариант сначала одну букву подчёркиваем (С), а другую (О) – вычёркиваем, затем по команде «Внимание!» проводится черта и начинается вторая часть работы : С – теперь вычёркиваем, а О – подчёркиваем :

Подобное упражнение можно провести и на учебном материале, предложив ученикам грамматический анализ нескольких текстов. В тексте надо подчеркнуть одной чертой имена существительные, а прилагательные – двумя. Затем по команде «Внимание!» - наоборот- имена существительные – двумя чертами, а прилагательные – одной.

Анализ результатов показывает, что через некоторое время использование таких упражнений, призыв учителя « Будь внимательным!» способен вызвать у детей состояние концентрации. По итогам работы подсчитывается число пропусков и неправильно зачёркнутых букв. Показатель нормальной концентрации внимания младших школьников на первых порах – 4 и меньше пропусков, больше 4-х – слабая концентрация. Если регулярно в течение 2-4 месяцев проводить подобные упражнения, то количество ошибок в письменных работах учеников сокращается примерно в 2-3 раза.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!