Проблемы включения школьников с ДЦП
и другими неврологическими заболеваниями
в начальное и среднее звено общеобразовательной школы.
Максимова И.В.
Старший воспитатель.
В настоящее время в России по отношению к детям - инвалидам ощутимо наблюдается переход от концепции «культуры полезности» к концепции «культуры достоинства». Это является значительным показателем зрелости общества и уровня его морально-нравственной культуры. Учитывая значительный рост популяции детей с проблемами развития, особую актуальность приобретает задача интеграции детей с особенностями развития в социум, и образовательные учреждения первыми начинают её решение.
Дети с недостатками развития, так же как и нормально развивающиеся дети, должны иметь право быть принятыми в коллектив сверстников, развиваться в соответствии со своими возможностями и обретать перспективу участия в жизни общества.
Психология и философия новых форм образования детей с особыми потребностями (интегративного и инклюзивного) уже принята родителями, педагогами и специалистами, работающими в системе специального и общего образования. Поэтому проблема включения детей с церебральным параличом в начальное и среднее звено общеобразовательной школы уже давно не нова и многие организационные, архитектурные и методические аспекты уже реализуются в школах.
Но стоит обозначить и первые серьёзные проблемы, с которыми сталкиваются педагоги, обучающие детей с ДЦП в общеобразовательных школах г.Нижнего Новгорода.
В нашей стране долгие годы образование детей с церебральным параличом происходило в рамках специальных (коррекционных) школ 6 вида. Учителя занимаются обучением и воспитанием данной категории детей с использованием специальных программ и технологий. Нужно отметить, что уже в течение последних двух десятилетий не происходит обновление программно-методического обеспечения для школ 6 вида, реорганизована лаборатория по изучению детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в Институте коррекционной педагогики (г.Москва). Имеющиеся программы не соответствуют современным требованиям Министерства образования и во многих регионах не могут быть использованы в практической деятельности. Учителя общеобразовательных школ испытывают трудности в использовании вариативных программ, не имеют возможности обоснованно изменять содержание общеобразовательных программ, так как дети с двигательными нарушениями не всегда в полном объёме могут овладевать определёнными знаниями, умениями и навыками, они не вписываются в существующую систему оценок.
Несовершенство, а чаще всего и не разработанность нормативно-правовой базы осуществления образования детей с ДЦП в общеобразовательной школе создаёт дополнительные трудности и в методическом обеспечении. Если в школе есть учитель-логопед и психолог, то некоторые проблемы речевого и психического развития данной категории детей находят своё решение. Но отсутствие специальных знаний и опыта работы по психологии детей с нарушением опорно-двигательного аппарата оставляет нереализованными многие коррекционные задачи. Вопрос о повышении квалификации и обучении кадров школы остаётся открытым и шаги по его решению очень незначительны, основаны чаще всего на инициативе самих педагогов.
Многие учителя, ссылаясь на большую укомплектованность классов, занимают позицию «невмешательства» в качество образования ребёнка с особыми потребностями. Свою некомпетентность в обучении данной категории детей списывают на сложность его нарушения. В сложившихся условиях у учителя действительно нет «поля для инклюзии» и поэтому значительно страдает когнитивный компонент образования.
Экономическая поддержка включения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в систему общеобразовательной носит хаотичный характер и не осуществляется в полной мере. Оснащение учебного процесса соответствует требованиям санитарно-эпидемиологических правил, но не учитывает вариативность физических возможностей детей с ДЦП (по освещённости, правилам посадки и т.д.). В редких школах присутствует безбарьерная среда, позволяющая детям с ДЦП пользоваться всеми инфраструктурами и помещениями.
Особые нарекания учителей школы вызывает вопрос комплектования класса и соответственно оплата работы классного руководства. Если в классе около 30 учеников, то, как говорилось выше, уровень образования детей с особыми потребностями становится недостаточным. А если комплектование класса 12-15 человек, педагог значительно теряет в оплате. Поэтому вопросы определения статуса ребёнка с ограниченными возможностями в классе и оплата его пребывания в нём становятся очень актуальными.
Педагоги школ несомненно имеют затруднения в обучении детей с ДЦП, но более значительные трудности испытывают сами дети. Церебральный паралич – это сложный дефект, при котором кроме двигательного нарушения часто наблюдаются сенсорные проблемы (слух, зрение, тактильность), в 70% случаев фиксируется речевое и эмоционально-волевое недоразвитие. Поэтому и проблемы, с которыми встречается данный ребёнок в общеобразовательной школе, многообразны.
Первое, с чем сталкивается ребёнок - это трудности в общении как со взрослыми, так и со сверстниками. Общение становится особой школой социальных отношений. Не всегда одноклассники и их родители готовы принять «особого ребёнка» в свой круг общения. Этому мешает отсутствие опыта общения с данной категорией лиц, неготовность к совместному сосуществованию и элементарная социальная незрелость. На данном этапе очень важна психологическая поддержка всех детей и их родителей, проведение тренингов общения, широкая консультативная помощь.
Сам процесс обучения часто оказывается неэффективным, потому что отсутствуют индивидуально подобранные методические и наглядные пособия, которые облегчают возможность не только получать, но и добывать знания.
Особое место в практике включения детей с ДЦП в школу занимает проблема отсутствия реальной перспективы дальнейшего профессионального образования. Эти дети часто не могут овладеть теми видами начальной трудовой подготовки, предлагаемых в школе и попыток изменить данное положение дел мы не наблюдаем. Даже на уроках физической культурой ребёнок не может хотя бы посильно поучаствовать в общем занятии.
Много внимания сейчас уделяется и созданию службы сопровождения ребёнка с ДЦП, затрудняющегося в передвижении. Пусть перспективы этой службы ещё не чётко определены (волонтёры, родители и другие варианты), но уже сама постановка проблемы означает заинтересованность управленческих структур.
Перечисленные проблемы являются наболевшим за последнее десятилетие, их решение во многом улучшит качество образования детей с ДЦП, повысит заинтересованность педагогов, поможет родителям и детям осознать и расширить дальнейшие перспективы обучения и социализации. Значительный педагогический и организационный опыт включения детей с ДЦП в систему общеобразовательной школы говорит о том, что педагоги, дети и их родители могут очень многого добиться. Только им нужно в этом немного помочь.