ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Ризванова Ю.А.
Педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий «Простор» Ново-Савиновского района» г. Казань
Проблема межнационального общения всегда была и будет актуальной, ею всегда интересовались ученые многих стран. Вопрос межнационального общения является сложным и многогранным. В обществоведческой науке рассматриваются различные аспекты этой проблемы: социально-психологический, социально-политический, социологический, лингвистический и другие.
Общение - специфическое межличностное взаимодействие людей как членов общества, представителей определенных социальных групп, культур. Общение - важная составная часть социального бытия человека как общественного существа, источник его жизнедеятельности, условие формирования как общества, так и личности. Человек не может существовать вне общения с другими людьми. Потребность в общении является одной из базовых потребностей общественного индивида. [6]
Совокупность этих направлений развития создает основу для осознания решающей роли владения компетенцией межкультурного общения в условиях жизни во взаимозависимом мире, когда человек должен демонстрировать “терпимость к культурным различиям и взаимоуважение культур как признак цивилизованного общения на кросснациональном уровне”. [7]
Этническая толерантность понимается как сложное установочное образование личности. Она выражается в терпимости к чужому образу жизни, чужим обычаям, традициям, нравам, иным чувствам, мнениям и идеям. В соответствии с Декларацией принципов толерантности, принятой ЮНЕСКО в 1995 году, толерантность определяется как ценность и норма гражданского общества, проявляющаяся в праве быть различными всех индивидов гражданского общества; обеспечение устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами; уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям и верованиям.
Образование подрастающих поколений, обеспечивая механизм трансляции этнического наследия новым поколениям, призвано обеспечить и интеграционные процессы, заложить основы для понимания и общения с другими культурами, нацеливать на умение поддерживать и развивать диалог культур. Этим задачам как нельзя лучше отвечает процесс этнопедагогизации средней школы и вуза, в ходе которой оптимально решаются задачи кросс-культурного образования, формирования культуры межнациональных отношений, воспитания межэтнической толерантности.
Система организации толерантного, этнокультурного воспитания детей
во время организации кружковой деятельности
Огромные возможности для развития творческого потенциала личности и развертывания отношений заложены в жизнедеятельности детей в свободное время. В это время организация деятельности, ее характер, вид, форма и т. д. совершаются личностью добровольно, в связи с чем эта деятельность превращается в регулятор развития ее интересов и способностей.
Во время проведения моей кружковой деятельности, имеющую спортивно-туристскую направленность решаются следующие воспитательные задачи:
Создание условий для изменения позиции ребенка от объекта социальной ситуации к субъекту путем активного физического участия детей в кружке.
Развитие каждого ребенка как физически развитой и активной личности.
Развитие ценностного отношения к личности и взаимодействию с ней.
Подготовка детей разных национальностей, вероисповеданий, конфессий и т. д. к взаимодействию в совместной кружковой жизни.
Кружковая работа объективно создает условия для развертывания разнохарактерных отношений детей, межэтнических связей, развития толерантных отношений. Особо важную роль в развитии этих отношений играет свободное время детей. Основные функции свободного времени — это:
Разрядка и восстановление. В условиях пребывания в кружке ребенок попадает в качественно новое состояние, позволяющее сбросить груз школьных и иных накопившихся проблем. Это создает условия для получения физических и психологических сил, позволяющие укрепить юный организм.
Развлечение и хобби. Речь идет о возможности заняться любимым делом, поиграть, повеселиться — от этого во многом зависит душевный комфорт, настроение и готовность к более значимой деятельности.
Саморазвитие и самореализация — это факторы, во многом определяющие содержание деятельности кружка.
Кружковое занятие — это наиболее благоприятная время развития разнообразных творческих и физических сил юной личности, здесь созданы условия для самовоспитания личности, в результате чего ребенок становится субъектом своей жизнедеятельности, что выражается в четырех основных видах действий: в инициативе, в самостоятельном выборе и принятии решений, в самореализации, самооценке и коррекции деятельности и общения.
Профессионально-образовательная компенсация. Имеется в виду получение новых знаний, расширяющих рамки школьной программы, выработка умений и навыков в избранном виде деятельности.
Социализация. Речь идет об усвоении и активном воспроизводстве социального опыта в процессе общения и деятельности — важный фактор для развития и становления личности ребенка.
В условиях усложнения межэтнических отношений особое внимание во время организации своей кружковой деятельности уделяю проблеме воспитания интереса к чужой культуре, стремлению понять ее, воспитанию доверия и уважительности к детям разных национальностей.
Опыт показывает, что кружок создает оптимальные условия для снятия межнациональных барьеров при условии, если педагоги ориентированы на формирование межэтнических контактов детей и развитие их толерантности.
Значимым достижением является не только создание в кружковой группе «толерантного» климата, но и обеспечение его сохранения при переходе к самоуправлению, когда ставшее нормой поведение сохраняется ребятами-лидерами.
Одним словом, как показывают исследования и экспериментальная работа в кружковой группе, каждая форма организации жизни детей содержит огромные возможности целенаправленной организации воспитательных воздействий на развитие позитивного отношения детей к людям, формирование их толерантного сознания и поведения
Список литературы:
Авксентьев В.А., Шаповалов В.А. Этнические проблемы современной России: социально-философский аспект анализа. – Ставрополь: Альфа-М, 1997. – С. 208.
Асмолов А.Г., Шлягина Е.И. Национальный характер и индивидуальность: опыт этнопсихологического исследования.// Психологические проблемы индивидуальности./ Вып. № 2. М.- Л., 1984. – С. 257 - 261.
Вяткин Б.А., Хотинец В.Ю. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности.// Психологический журнал. – М.: Российской академии наук и Института психологии РАН/ 1996. Т. 17. № 5. С. 70–71.
Гасанов Н.Н. О культуре межнационального общения //Социально-политический журнал. // науч.-образоват. изд./ Ред. журн. - М. : Б. и., 1997. № 3. С. 233.
Гасанов Н.Н. Особенности формирования культуры межнационального общения в многонациональном регионе.// Педагогика. – М.: № 5, 1994. – С. 26-34.
Леонтьев А.А. Психология общения. – Тарту: Изд-во Тарт. ун-та, 1974. – С. 220.
Ломтева Т.Н. Базовые концепции межкультурной коммуникации. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999. – С. 232.