СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пробные варианты огэ 2024 по РЯ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пробные варианты по РЯ

Просмотр содержимого документа
«Пробные варианты огэ 2024 по РЯ»







Инструкция по выполнению работы


Экзаменационная работа состоит из трёх частей, включающих в себя 13 заданий.

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Часть 1 включает в себя 1 задание и представляет собой письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.

Это задание выполняется на бланке ответов № 2.

Часть 2 состоит из 11 заданий (2–12). Задания части 2 требуют проведения различных видов анализа слова, предложения, текста.

Ответами к заданиям 2–12 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

Задание части 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями части 2.

Приступая к части 3 работы, выберите одно из трёх предложенных заданий (13.1, 13.2 или 13.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ.

Это задание выполняется на бланке ответов № 2.

Все бланки заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.

На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарём.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

После завершения работы проверьте, чтобы ответ к каждому заданию в бланках ответов № 1 и № 2 был записан под правильным номером.


Желаем успеха!




ВАРИАНТ 1


Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание 1 на БЛАНКЕ ОТВЕТОВ 2.

Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.

Сжатое изложение напишите от того же лица, от которого ведётся

повествование в исходном тексте.

  1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.


Часть 2

Ответами к заданиям 2–12 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.


Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.


(1)Наши питомцы, несмотря на долгие годы жизни в комфортных домашних условиях, конечно, уступают своим собратьям из дикой природы, но всё равно сохраняют приличный уровень гибкости. (2)Удаётся им это благодаря врожденной любви к активным играм и стремлению постоянно поддерживать свою шерсть в максимальной чистоте. (3)Кошка, являясь хищником, постоянно вылизывает свою шерсть, не только борясь с паразитами и грязью, но и удаляя все лишние запахи. (4)На груминг животное тратит до 30-40% своего времени, поэтому гибкость его тела находится постоянно на высоком уровне. (5) И, конечно, всем владельцам котиков известна их игривость - в любом возрасте активное животное с удовольствием будет бегать, прыгать и кувыркаться.


  1. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.


  1. питомцы уступают (предложение 1)

  2. удаётся это (предложение 2)

  3. вылизывает шерсть (предложение 3)

  4. животное находится (предложение 4)

  5. животное будет бегать, прыгать и кувыркаться (предложение 5)


Ответ: _______________________


  1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.


1) в предложении 1 имеется обособленное обстоятельство, выраженное существительным с производным предлогом

2) инфинитив поддерживать в предложении 2 является несогласованным определением

3) предложение 3 осложнено обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами

4) предложение 4 сложноподчинённое с придаточным следствия

5) в предложении 5 три грамматических основы


Ответ: _______________________________.


  1. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца


ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ


А) Определение, выраженное

причастным оборотом, стоящим

после определяемого слова,

обособляется.


Б) Между подлежащим

и сказуемым, выраженными

именами существительными

в именительном падеже, при

нулевой связке ставится тире.


В) После обобщающего слова при перечислении однородных членов предложения ставится двоеточие.



1) Проблема с отсутствием цели заключается в том, что вы можете провести свою жизнь, бегая вверх и вниз по полю, и никогда не забить мяч. (Б.Коупленд)

2) Жить – значит сражаться с троллями, обитающими в твоём сердце и душе. (Г. Ибсен)


3) Настоящий писатель – то же, что древний пророк: он видит дальше, чем обычные люди. (А.П. Чехов)


4) Работа избавляет нас от трёх великих зол: скуки, порока и нужды. (Вольтер)


5) Искусство – ворота в чужие нам страны, к чужим людям, другим нардам. (Д.С.Лихачёв)



Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В





  1. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.


Цветное телевидение (1) изобретённое в конце 1920 г. (2) вошло в нашу жизнь только в 1960-х гг.. Цветные телекамеры раскладывают изображение на три отдельные цветовые картинки: красную (3) зелёную (4) и синюю. Затем каждую из таких картинок они преобразовывают в электрические сигналы (5) которые вместе со звуковыми сигналами записываются на киноплёнку (6) или магнитную ленту. В цветном телевизоре из принятого сигнала извлекается информация об основных цветовых сигналах (7) преобразовывающих лучи трёх электронных пушек (8) и сигналы вновь превращаются в изображения.


Ответ: ________________________________.


  1. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.


1) СТАРИННЫЙ (подсвечник) - в прилагательных, образованных от существительных с помощью суффикса -ИНН-, пишется НН

2) ДРЕВНЕРУССКИЙ– сложное имя прилагательное, образованное на основе подчинительного словосочетания, пишется слитно.

3) ВОВСЕ НЕ ДАЛЕКО – частица НЕ пишется раздельно, так как входит в состав усилительного отрицания ВОВСЕ НЕ.

4) МЕДВЕЖОНОК – в суффиксе -ОНОК имени существительного после шипящей под ударением пишется буква О.

5) ИЗДАВНА – на конце наречий всегда пишется буква А.

Ответ: ________________________________.


  1. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква .


Действия, сов..(1)ршаемые нами изо дня в день в течени..(2) какого-то време­ни, становятся для нас обычными и естественны­ми, и мы попросту перестаём задумываться, хо­роши они или плохи. А затем уже наш харак­тер, сложивш..(3)йся в результате пов..(4)дения, станов..(5)тся тем компасом, который направляет нас в бурном житейском море в продолжени..(6) всего плавания. Но ведь каждому воздаётся по тому, что он делает, что бы мы н..(7) думали по этому поводу и сколько бы н..(8) ссылались на случайно­сти, совпадения и прочие не завис..(9)щие от нас обстоятельства.

Ответ: ________________________________.


  1. Раскройте скобки и запишите слово «крем» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Солнцезащитные (крем) имеют первостепенное значение при защите от солнечных ожогов, рака кожи и преждевременного старения. 
Ответ: ___________________________.


  1. Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «поехал отдыхать», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.


Ответ: ________________________________.


Прочитайте текст и выполните задания 10-13.


(1) Дети прибежали домой и, перебивая друг друга, стали рассказывать о своём открытии:

-(2) Мама, мы нашли странный цветок!

- (3) Он растёт за домом, около клёна с красными листьями.

- (3) Мы не знаем его названия. (4) Белое колесико с жёлтой сердцевинкой. (5) Он похож на маленькое солнце с белыми лучами.

-(6) Ты не знаешь, что это за цветок?

(7) И они зашагали к клёну с красными листьями. (8) Присели на корточки и стали разглядывать цветок, неожиданно распустившийся в саду. (9) Цветок действительно был похож на белое колёсико с жёлтой сердцевинкой, но и на солнце с белыми лучами тоже.

- (10) Значит, не ты посадила его? — сказали дети, и в голосе их прозвучало разочарование. (11) Они стали ждать отца.

(12) Когда отец вернулся с работы, оказалось, что никаких цветов он не сажал. (13) Он долго рассматривал незнакомое растение. (14) Измерил рост стебля и диаметр колесика. (15) Все тщательно записал в книжечку и наконец сфотографировал открытие своих детей. (16) А дети терпеливо ждали, что скажет отец.

- (17) Вероятно, семечко этого цветка занесло ветром из жарких стран, где растет много экзотических цветов.

(18) Приходили соседи, разглядывали таинственного новосёла. (19) Одни говорили, что в природе появился новый вид. (20) Другие не исключали, что цветок — инопланетянин, семечко занесло на Землю потоком космических частиц. (21) Третьи глубокомысленно молчали. (22) Но никого цветок не оставил равнодушным.

(23) И тогда вспомнили о бабушке. (24) Бабушке было сто лет. (25) Она жила в том далёком времени, о котором люди знают только по книгам. (26) Бабушка долго смотрела на цветок и молчала. (27) Потом сняла очки, словно они мешали ей рассмотреть удивительное растение, и дети заметили на глазах у бабушки слёзы.

- (28) Это ромашка, - тихо сказала бабушка,

- (29) Ро - маш - ка, - по слогам повторили дети. – (30) Мы никогда не слышали про ромашку. (31) Она из Африки или Австралии?

- (32) Она из моего детства. (33) Когда-то давно ромашек было очень много. (34) Они покрывали поля, пригорки, росли в лесах и на берегах рек. (35) Людям казалось, что выпал тёплый летний снег. (36) Мы из ромашек плели венки. (37) Когда я провожала дедушку на войну, то подарила ему ромашки. (38) Белое колесико с жёлтой сердцевинкой встречало человека весной и катилось рядом с ним до осени. (39) От детства до старости человеку светило маленькое солнце с белыми лучами. (40) А потом ромашек становилось всё меньше. (41) Их безжалостно срывали, каждый, кто проходил мимо.

- (42) Зачем? – четыре непонимающих глаза смотрели на бабушку, а она молчала, не знала, что ответить. (43) Потом покачала головой: «Срывали просто так».

(44) Бабушка опустилась на траву и низко наклонилась к ромашке. (45) Потом посмотрела на детей внимательно, и глаза её стали сухими:

- (46) Мы виноваты перед вами, дети! (47) Не уберегли ромашку. (48) Самый родной цветок нашей земли не уберегли, и он стал для вас чужим, как инопланетянин.

(По Ю.Я. Яковлеву*)

* Яковлев Юрий Яковлевич (1923–1996) – писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.


10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.


1) Найденный детьми цветок был похож на маленькое солнце с белыми лучами.

2) По предположению папы, семечко незнакомого цветка занесло на Землю потоком космических частиц.

3) Бабушке было 100 лет.

4) По словам бабушки, ромашки безжалостно срывали, срывали просто так.

5) Бабушка обрадовалась, опознав в никому не известном цветке ромашку.


Ответ: ___________________________.


  1. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является мтафора. Запишите номера ответов.


1) Вероятно, семечко этого цветка занесло ветром из жарких стран, где растет много экзотических цветов.

2) Она жила в том далёком времени, о котором люди знают только по книгам.

3) Когда я провожала дедушку на войну, то подарила ему ромашки.

4) Белое колесико с жёлтой сердцевинкой встречало человека весной и катилось рядом с ним до осени.

5) От детства до старости человеку светило маленькое солнце с белыми лучами.


Ответ: ___________________________.


  1. В предложениях 333-43 найдите синоним к слову беспричинно (бесцельно). Выпишите этот синоним.


Ответ: ___________________________.



Не забудьте перенести все ответы на задания 212 в бланк

ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.





Часть 3


Используя прочитанный текст из части 2, выполните на бланке ответов № 2 ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 13.1, 13.2 или 13.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 13.1, 13.2 или 13.3.


13.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Граник Генриетты Григорьевны: «Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами. А иногда… даже вместо слов».

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.



13.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Мы виноваты перед вами, дети! Не уберегли ромашку. Самый родной цветок нашей земли не уберегли, и он стал для вас чужим, как инопланетянин».

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.



13.3 Напишите сочинение-рассуждение «Почему нужно бережно относиться к природе?» Дайте определение слову ПРИРОДА и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме.

Приведите в сочинении два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой – из Вашего жизненного опыта. Приводя пример-аргумент из прочитанного текста, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.



Проверьте, чтобы каждый ответ был записан рядом с номером

соответствующего задания.






























Инструкция по выполнению работы


Экзаменационная работа состоит из трёх частей, включающих в себя 13 заданий.

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Часть 1 включает в себя 1 задание и представляет собой письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.

Это задание выполняется на бланке ответов № 2.

Часть 2 состоит из 11 заданий (2–12). Задания части 2 требуют проведения различных видов анализа слова, предложения, текста.

Ответами к заданиям 2–12 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

Задание части 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями части 2.

Приступая к части 3 работы, выберите одно из трёх предложенных заданий (13.1, 13.2 или 13.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ.

Это задание выполняется на бланке ответов № 2.

Все бланки заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.

На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарём.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

После завершения работы проверьте, чтобы ответ к каждому заданию в бланках ответов № 1 и № 2 был записан под правильным номером.


Желаем успеха!





ВАРИАНТ 2


Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание 1 на БЛАНКЕ ОТВЕТОВ 2.

Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.

Сжатое изложение напишите от того же лица, от которого ведётся

повествование в исходном тексте.

  1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.


Часть 2

Ответами к заданиям 2–12 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.


Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.



(1)В центре России приютился самый маленький в мире заповедник – Галичья гора. (2)За размеры он получил место в Книге рекордов Гиннеса, а за уникальный ландшафт — симпатию как учёных, так и знатоков живописных местечек. (3)Галичью гору сберегли, изучают и охраняют не напрасно. (4)Скалы, возникшие будто по волшебству в Черноземье, дают жизнь реликтовым растениям - тем самым, которые, по мнению учёных, занесло сюда Валдайским ледником. (5)Ледниковый период закончился, и жизнестойкие южные растения постепенно вытеснили северных сотоварищей, но растения тундр и горных альпийских лугов смогли выжить там, куда теплолюбивые лезть не отважились, где просто-напросто нет почвы — на скалах Галичьей горы.



  1. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.


  1. приютился заповедник (предложение 1)

  2. получил место (предложение 2)

  3. сберегли, изучают и охраняют (предложение 3)

  4. которые занесло (предложение 4)

  5. нет (предложение 5)


Ответ: _______________________


  1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики

предложений текста. Запишите номера ответов.


1) В предложении 1 использовано составное именное сказуемое.

2) Предложение 2 сложноподчинённое.

3) Предложение 3 односоставное неопределённо-личное.

4) В предложении 4 есть вводная конструкция – по мнению учёных.

5) Предложение 5 сложное, состоит из 5 предикативных частей (простых предложений).


Ответ: _______________________________.


  1. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых

пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите

соответствующую позицию из второго столбца


ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ


А) Вводное слово в середине предложения выделяется запятыми с двух сторон.


Б) Распространённые приложения, стоящие после определяемого слова и имеющие значение уточнения или пояснения, выделяются тире.


В) Между частями сложного бессоюзного предложения ставится двоеточие, если вторая

часть указывает на причину того, о чём говорится в первой части.



1) У нас сегодня почти нет шансов быстро понять, кто перед нами: способы маскировки хитры и многочисленны.


2) Можно сымитировать ум, коммуникабельность, даже, пожалуй, интеллигентность.

3) Невозможно сыграть только грамотность — утончённую форму вежливости, последний опознавательный знак смиренных и памятливых людей, чтущих законы языка как высшую форму законов природы.


4) Грамотный человек — это тот, кто знает, какое слово и в какой ситуации уместно; кто умеет формулировать свои мысли так, чтобы его правильно поняли; кто может рассказать историю так, чтобы все слушали её затаив дыхание.


5) Основным фактором, формирующим грамотность, сегодня, как и 50 лет назад, остаётся начитанность.


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В





  1. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.


Эпоха Возрождения началась не с великого зодчества (1) или великой живописи (2) и великих путешествий (3) а с великой любви: двадцатилетний юноша Данте увидел девочку Беатриче (4) и (5) став великим поэтом (6) рассказал о любви к ней в своих произведениях.


Ответ: ________________________________.


  1. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.


  1. ПРИКАСАЕТСЯ – написание чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.

  2. КОЛЮЩИЕ (предметы) – в безударных суффиксах действительных причастий настоящего времени, образованных от глаголов I спряжения, пишется буква У/Ю.

  3. ПЕСЧАНЫЙ (берег) – в прилагательном, образованном от существительного при помощи суффикса -АН-(-ЯН-), пишется одна буква Н.

  4. РАЗВЕРНУТЬСЯ – на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква З.

  5. ЦИФЕРБЛАТ – в корне слова после Ц пишется буква Ы, но циферблат – слово-исключение.


Ответ: ________________________________.


  1. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры,

На месте которых пишется буква А.


Н..(1)ступает раннее утро, постепенно свет­леет синее небо, и все предметы, оз..(2)рён­ные ярким светом, приобретают и исконную фор­му, и естественную ..(3)краску: и жёлтые, оп..(4)лён­ные зноем скалы, и лысая, лишённая р..(5)ститель­ности горка, и обветренный, запущенный кустар­ник, и заб..(6)лоченная река, заключённая в пологие берега, и кое-как сплетённое убежище п..(7)сту­ха. Всё теперь ст..(8)новится простым и обыкно­венным, принимая перв..(9)зданный свой вид.


Ответ: ________________________________.


  1. Раскройте скобки и запишите слово «носки» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.


Житель Бристоля опубликовал в социальных сетях скриншот сообщения от своего подчинённого, который отказался идти на работу из-за отсутствия чистых (носки).
Ответ: ___________________________.


  1. Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «города России», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.


Ответ: ________________________________.


Прочитайте текст и выполните задания 10-13.


- (1) Мне правда нужна. (2) Потому я и лезу в Инет. (3) Там народ не стесняется в выражениях.

- (4) Сергей, ты же умный человек. (5) Инет абсолютно прозрачен. (6)С его помощью можно манипулировать людьми точно так же, как и посредством телевидения. (7) Блогеры уже давно пишут за деньги.

- (8) Не все.

- (9) Интернет – это новейшее средство для обогащения. (10) Есть новые, есть новейшие способы. (11) ТВ ориентировано на более возрастную аудиторию. (12) Газеты вообще архаика. (13) Бумажному богу уже мало кто верит. (14)И потом, люди стали ленивы, они хотят, чтобы божество было доступно в любой момент и в любой точке земного шара.

- (15)И что в этом плохого?

- (16) Люди постоянно находятся «в работе». (17) Они сами не замечают, как начинают делать именно то, что от них хотят. (18) Постоянно идёт игра на курсе валют. (19) У государства денег не хватает, или человек накупил долларов и ему надо выгодно их сбыть. (20) Где взять? (21) У народа! (22) Начинается массовая атака через Инет. (23) «Рубль упадёт, рубль упадёт, рубль упадёт…» (24) СМИ полностью под контролем, журналисты продажны. (25) А люди верят Инету, как при советской власти они верили газетам. (26) Итог: кто-то снял сливки, а простой народ потерял свои кровные, честно заработанные. (27)Думаешь, всем этим обозревателям, экономистам, финансовым аналитикам жалко народ? (28) Да мы для этих умников просто быдло! (29) Средство обогащения. (30) Планктон. (31) Прокачали, наелись – дальше пошли. (32) Вбросили новую тему. (33)Я уже не говорю об элементарном: как только начинаешь искать перед поездкой на курорт отзывы об отелях, сыплется спам. (34) Приглашения в социальную сеть, где тусуются туристы. (35) Всё прозрачно, Серёжа. (36) Твои интересы – предмет торговли.

- (37) Ты преувеличиваешь, - промямлил Иванов.

- (38) Если вы с Люсей разойдётесь, ты вообще перестанешь выходить на улицу. (39)И будешь думать, что тебе принадлежит весь мир, имея жалкие четыре стены, оклеенные дешёвыми обоями.

- (40)А зачем нужны дорогие?

- (41) Затем, что Инет – это суррогат. (42) Суррогат чувств, суррогат желаний, иллюзий их удовлетворения, дешёвый способ забыться. (43) Если ты перестаёшь замечать, какие у тебя дома обои, не только твоя квартира превращается в помойку. (44) Твоя душа – тоже. (45) Порядок в хате начинается с порядка на рабочем столе.

- (46) Не надо учить меня жизни, - вяло отмахнулся Сергей. – (47)Я прекрасно помню одного психолога, некую даму, которая, потеряв мужа и ребёнка, заперлась в четырёх стенах и даже вела виртуальный приём людей с далеко не виртуальными фобиями. (48)И помогла им. (49) Ты сама себе противоречишь. (50) Не понимаю, с чего ты так ополчилась на Инет?

- (51) Потому что он больше зло, чем добро.

- (52) Ты не права, - мягко сказал Сергей.

(По Н.Андреевой)

Андреева Наталья Вячеславовна (1969) – популярный автор остросюжетных романов и детективов.


10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. Интернет – это новейшее средство обогащения за счёт простого народа.

  2. Порядок в доме начинается с порядка на рабочем столе.

  3. Интернет больше зло, чем добро, так как, постоянно пребывая в виртуальном мире, человек дезориентируется в реальной жизни.

  4. Люди с недоверием относятся к информации из Интернета.

  5. Политическим обозревателям, экономистам, финансовым аналитикам жалко народ.


Ответ: ___________________________.


  1. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора. Запишите номера ответов.


  1. Они сами не замечают, как начинают делать именно то, что от них хотят.

  2. А люди верят Инету, как при советской власти они верили газетам.

  3. Рубль упадёт, рубль упадёт, рубль упадёт…

  4. Если ты перестаёшь замечать, какие у тебя дома обои, не только твоя квартира превращается в помойку.

  5. Постоянно идёт игра на курсе валют.


Ответ: ___________________________.


  1. В предложениях 33-45 найдите слово со значением продукт, предмет, лишь отчасти, по некоторому сходству являющийся заменой другому, обычно неполноценный. Выпишите это слово.


Ответ: ___________________________.



Не забудьте перенести все ответы на задания 212 в бланк

ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.





Часть 3


Используя прочитанный текст из части 2, выполните на бланке ответов № 2 ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 13.1, 13.2 или 13.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 13.1, 13.2 или 13.3.


13.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Нины Сергеевны Валгиной: «То, что в устной речи достигается с помощью пауз и логических ударений, в письменной – с помощью знаков препинания.»

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.



13.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста (предл. 41-42): «…Инет – это суррогат. Суррогат чувств, суррогат желаний, иллюзий их удовлетворения, дешёвый способ забыться».

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.



13.3 Напишите сочинение-рассуждение «Интернет для человечества – добро или зло?» Дайте определение слову ИНТЕРНЕТ и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.

Приведите в сочинении два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой – из Вашего жизненного опыта. Приводя пример-аргумент из прочитанного текста, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.




Проверьте, чтобы каждый ответ был записан рядом с номером

соответствующего задания.








































Инструкция по выполнению работы


Экзаменационная работа состоит из трёх частей, включающих в себя 13 заданий.

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Часть 1 включает в себя 1 задание и представляет собой письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.

Это задание выполняется на бланке ответов № 2.

Часть 2 состоит из 11 заданий (2–12). Задания части 2 требуют проведения различных видов анализа слова, предложения, текста.

Ответами к заданиям 2–12 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

Задание части 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями части 2.

Приступая к части 3 работы, выберите одно из трёх предложенных заданий (13.1, 13.2 или 13.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ.

Это задание выполняется на бланке ответов № 2.

Все бланки заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.

На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарём.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

После завершения работы проверьте, чтобы ответ к каждому заданию в бланках ответов № 1 и № 2 был записан под правильным номером.


Желаем успеха!




ВАРИАНТ 3


Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание 1 на БЛАНКЕ ОТВЕТОВ 2.

Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.

Сжатое изложение напишите от того же лица, от которого ведётся

повествование в исходном тексте.


  1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.


Часть 2

Ответами к заданиям 2–12 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.


Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.



(1) Знакомое всем с детства слово «тетрадь» очень древнее, и пришло оно к нам из Древней Греции. (2) Начиная с VII века до н. э. люди использовали различные приспособления и носители для фиксирования информации. (3) Это были и костяные пластинки, и свинцовые листы, и деревянные дощечки, покрытые воском. (4) На таких дощечках писали острой палочкой - стилусом, а тупым концом затирали ненужное. (5) Четыре дощечки скрепляли вместе, образуя тетру («tetra» - по-гречески означает четыре), отсюда и пошло слово "тетрадь".





  1. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.


  1. слово древнее (предложение 1)

  2. использовали приспособления и носители (предложение 2)

  3. это были пластинки (предложение 3)

  4. писали, затирали ненужное (предложение 4)

  5. скрепляли (предложение 5)


Ответ: _______________________


  1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики

предложений текста. Запишите номера ответов.


  1. Предложение 1 сложносочинённое.

  2. Предложение 2 осложнено однородными подлежащими.

  3. В предложении 3 есть обособленное определение, выраженное причастным оборотом.

  4. В предложении 4 есть обособленное приложение – стилусом.

  5. В предложении 5 три грамматических основы.


Ответ: _______________________________.


  1. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых

пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите

соответствующую позицию из второго столбца


ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ


А) Определение, выраженное

причастным оборотом, стоящим

после определяемого слова,

обособляется.


Б) Между подлежащим

и сказуемым, выраженными

именами существительными

в именительном падеже, при

нулевой связке ставится тире.


В) Между частями сложного

бессоюзного предложения

ставится двоеточие, если вторая

часть поясняет, дополняет первую.



1) В мировой литературе существует огромное количество произведений, посвящённых женщине-матери.


2) Человека делают счастливым три вещи: любовь, интересная работа и возможность путешествовать. (Иван Бунин )


3) Истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, совершенно преобразуя его. (Н.Г. Чернышевский).


4) Человек подобен дроби: в знаменателе то, что он о себе думает, в числителе – то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь. (Л.Н. Толстой)


5) Если бедность – мать преступлений, то недалёкий ум – их отец. (Ж. Лабрюйер)


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В





  1. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Трамвай скользнул по рельсам и (1) оставив позади городские окраины (2) покатился вниз (3) в долину. Он то вылетал на душистые (4) залитые солнцем (5) лужайки (6) то нырял под тенистые деревья (7) где пахло грибами.


Ответ: ________________________________.


  1. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.


  1. ВЫМОКНУТЬ (под дождём) – написание чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.

  2. КЛЕИТ (бумажного змея) – в безударных личных окончаниях глаголов I спряжения пишется буква И.

  3. (сочинение) ПРОВЕРЕНО – в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько в полной форме этого прилагательного.

  4. БЕСЦВЕТНАЯ (жидкость) – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.

  5. НИКОГО (не встретил) – в безударном положении в отрицательных местоимениях пишется приставка НИ-.


Ответ: ________________________________.


  1. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры,

На месте которых пишется буква И.


В отдалени..(1) от аллеи городского парка пр..(2)таилась в засаде кошка. Она пр..(3)следует стайку воробьёв и вн..(4)мательно пр..(5)сматривается к каждой птичке. Осторожным и умным воробьям отлично известно, что на уме у коварной хищн..(6)цы, и они подб..(7)рают на до­рожке пищу и не прибл..(8)жаются к охотниц..(9).


Ответ: ________________________________.


  1. Раскройте скобки и запишите слово «пятьсот» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.


Более (пятьсот) спортсменов из разных городов России примут участие в соревнованиях по образовательной робототехнике на Кубок мэра Москвы.
Ответ: ___________________________.


  1. Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «деревянные дощечки», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.


Ответ: ________________________________.


Прочитайте текст и выполните задания 10-13.


– (1) Почему ты решила поступать в театральный, Джессика?

(2) Та стрельнула в бабку глазами, поёжилась, положила ложку и, глядя в пол, тихо-тихо проговорила, что хочет быть актрисой.

– (3) Ты любишь театр?

(4) Джессика совсем поникла и прошептала, что любит кино.

– (5) Какое же кино ты любишь? (6) Иностранное или отечественное?

(7) Джессика умоляюще посмотрела на Настю – спасай.

– (8) Ба, ты не смотришь кино, которые мы любим.

– (9) Вполне возможно, и все же?..

(10) Настя закатила глаза.

– (11) Мы любим настоящее кино! – закричала она. – (12) Настоящее! (13) «Низкие игры», к примеру! (14) Ты, небось, даже не слыхала! (15) «Утопия», «Баттл он Реймс», «Паук Рембрандта»!

– (16) Я «Игру престолов» сильно люблю, – еле слышно призналась Джессика.

– (17) Ну, разумеется, – не моргнув глазом согласилась бабка. – (18) Великое произведение искусства.

– (18) А ты не знаешь, и не говори! (19) Ты хоть одну серию смотрела?!

– (20) Я посмотрела две, – проинформировала Марина Тимофеевна, и обе начинающие артистки уставились на нее в изумлении. – (21) Очень много голых людей и очень много коней. (22) Я быстро заскучала.

– (23) Ещё бы! (24) Это для молодых кино! (24) Для мо-ло-дых!

– (25) И бедных, – подхватила бабка. – (26) Для молодых и бедных.

– (27) При чём тут бедность?

– (28) Джессика, чай или кофе?.. (29) Или, может быть, кипяченого молока?.. – не дождавшись ответа, Марина Тимофеевна налила гостье чаю с молоком и стала неторопливо расправлять закатанные рукава рубашки. – (30) Видите ли, девочки, бедный человек не может позволить себе почти ничего, только ежедневную, изнурительную, очень скучную работу за мизерное жалование. (31) У него нет возможности думать, читать, созерцать… сады Ватикана!.. (32) Ему некогда и нет сил. (33) Он должен работать и кормить детей. (34) Но человек так устроен, что не может прожить без отвлечения и развлечения. (35) Даже в сталинских лагерях была самодеятельность! (36) И зэки пели и плясали, спектакли ставили, это исторический факт.

– (37) Ба, куда тебя понесло?! (38) Лагеря какие-то, зэки!.. (39) Что такое?!

– (40) Человек умирает от скуки на работе, и, если он еще будет умирать от скуки вне работы, вскоре трудиться станет некому. (41) Для того чтобы рабы не вымерли совсем, повелители придумали кино, которое вам так нравится! (42) Много красивых и уродливых людей, уродство отлично развлекает, пейзажи, приключения. (43) Лошади скачут. (44) Иные миры угрожают нашему миру. (45) Наш мир угрожает большой любви. (46) Можно много интересного придумать и показать красиво!..

– (47) Повелители? – переспросила Настя, нахмурившись.

– (48) Ну, конечно, – безмятежно отозвалась бабка. – (49) Те, кто повелевает вами и правит миром. (50) Они говорят вам, как любить, куда смотреть, во что одеваться и что есть. (51) Вы же не можете себе позволить жить! (52) Вы можете только смотреть придуманную жизнь. (53) В кино или в Инстаграме, там тоже всё придумано, ни слова правды. (54) А вам нравится, разумеется, потому что это… весело.

– (55) Нам – это кому?

(56) Бабка подняла брови:

– Молодым и бедным. (60) Мы же о вас говорим.

– (61) А тебе, значит, кино никакое не нужно, Интернет тоже не нужен, потому что ты богатая и старая!

– (62) Ну да, – согласилась Марина Тимофеевна, и Настя вытаращила глаза.

– (63) Да у тебя пенсия двадцать тыщ, миллионерша! – в поисках поддержки Настя оглянулась на Джессику, но вид у той был перепуганный, никакой поддержки не получилось! – (64) Ты всю жизнь в музее просидела, никем не стала, даже знакомств никаких не завела!..

– (65) Тем не менее, у меня есть всё, чтобы жить счастливо, – не дрогнув, отрезала Марина Тимофеевна. – (66) Именно жить, а не коротать время за компьютером или у телевизора.

(67) Настя, которую сильно задело упоминание каких-то там «повелителей», злилась всерьез. (68) Она свободный человек! (69) Она выросла, когда все оковы уже пали, мир стал един, у каждого человека появилось право на собственное мнение и возможность его высказать! (70) Повелители!.. (71) Да она в сто раз свободней бабки, которая, кажется, диссертацию защитила только с третьей попытки, потому что идеологически диссертация чему-то там не соответствовала!

–(72) Мы можем смотреть то, что захотим, и делать то, что считаем нужным, – начала она. – (73) В отличие от вас! (74) Вы ходили по струнке и в школьной форме!

(75) Бабка засмеялась:

– Ну, разумеется, школьная форма – символ рабства.

– (76) Вот именно, дорогая бабушка!

– (77) Форма – это просто форма, – и она снова засмеялась. – (78) У вас ведь тоже форма, только вы этого не замечаете, бедные. (79) Вы ходите в джинсах и толстовках, и они все одинаковые. (80) Да вы сейчас друг на друга посмотрите, девочки!..

– (81) Ну и что? – запальчиво сказала Настя. – (82) Ну, джинсы, ну, толстовки! (83) Нам так нравится!

– (84) Вот именно, – заключила Марина Тимофеевна. – (85) Вам нравится. (86) Кошке тоже нравятся диван и лоток, к которым ее определили хозяева. (87) Она даже не догадывается, что есть сад, трава, забор, птичка, на которую можно поохотиться, и соседская собака, которую нужно остерегаться! (88) И это жизнь, девочки! (89) А диван и лоток – рабство, хотя есть корм и поролоновая игрушечка. (90) К сожалению, массовая культура в современном мире – поролоновая игрушечка для безмозглых кошек…

(По Т.В. Устиновой*)

*Татьяна Витальевна Устинова (род. в 1968 г.) - российская писательница-прозаик, автор детективных романов, сценарист, переводчик и телеведущая.


10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.


1) Марина Тимофеевна, бабушка Насти, всю жизнь проработала в музее.

2) Настя считала себя свободным человеком, так как могла делать то, что считала нужным.

3) По мнению Марины Тимофеевны, в современном кино или Инстаграме всё придумано, ни слова правды.

4) «Игра престолов» - любимый фильм Настиной бабушки.

5) Джессика считала, что школьная форма – это символ рабства.


Ответ: ___________________________.


  1. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм. Запишите номера ответов.


1) – Мы любим настоящее кино! – закричала она.

2) – Ну, разумеется, – не моргнув глазом, согласилась бабка.

3) Даже в сталинских лагерях была самодеятельность!

4) Вы ходили по струнке и в школьной форме!

5) Кошке тоже нравятся диван и лоток, к которым ее определили хозяева.


Ответ: ___________________________.


  1. Найдите в тексте антоним к слову БЕДНЫЙ (предложение 30).

Выпишите этот антоним.


Ответ: ___________________________.


Не забудьте перенести все ответы на задания 212 в бланк

ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.





Часть 3


Используя прочитанный текст из части 2, выполните на бланке ответов № 2 ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 13.1, 13.2 или 13.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 13.1, 13.2 или 13.3.


13.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Граник Генриетты Григорьевны: «Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами. А иногда… даже вместо слов».

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


13.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Она свободный человек! Она выросла, когда все оковы уже пали, мир стал един, у каждого человека появилось право на собственное мнение и возможность его высказать!».

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.



13.3 Напишите сочинение-рассуждение «Какого человека можно считать свободным?» Дайте определение выражению СВОБОДНЫЙ ЧЕЛОВЕК и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме.

Приведите в сочинении два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой – из Вашего жизненного опыта. Приводя пример-аргумент из прочитанного текста, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.



Проверьте, чтобы каждый ответ был записан рядом с номером

соответствующего задания.






























ОТВЕТЫ К ВАРИАНТУ 1


2

25

3

123

4

254

5

123578

6

234

7

1246

8

кремы

9

поехал на отдых

10

134

11

45

12

просто так



ОТВЕТЫ К ВАРИАНТУ 2


2

135

3

345

4

231

5

356

6

234

7

124578

8

носков

9

российские города

10

123

11

35

12

суррогат




ОТВЕТЫ К ВАРИАНТУ 3


2

15

3

134

4

154

5

123467

6

145

7

1245678

8

пятисот

9

дощечки из дерева

10

123

11

24

12

богатая



Крюков: "Каждый человек ищет место в жизни..." (текст и аудио) (2024)


https://rustutors.ru/izlozheniyaa/izlozheniyaoge/2703-izlozhenija-ogje-iz-otkrytogo-banka-zadanij-fipi-2023.html#hmenu-3



Каждый человек ищет место в жизни. Старается утвердить своё «я». Это естественно. Только вот как он находит своё место, какими путями идёт к нему, какие моральные ценности имеют вес в его глазах, – вопрос чрезвычайно важный.


Многие из нас не могут признаться в себе в том, что из-за ложно понятого, раздутого чувства собственного достоинства, из-за нежелания показаться хуже мы иногда делаем опрометчивые шаги, поступаем не очень правильно: лишний раз не переспросим, не скажем «не знаю, не могу». Слов нет, себялюбцы вызывают чувство осуждения. Однако не лучше и те, кто разменивает свое достоинство, как мелкую монету. В жизни каждого человека, наверное, бывают моменты, когда он просто обязан проявить своё самолюбие, утвердить своё «я». И, конечно, сделать это не всегда просто.


Истинная цена человека рано или поздно все равно обнаруживается. И тем выше эта цена, чем больше человек любит не столько себя, сколько других. Лев Толстой подчеркивал, что каждый из нас, так называемый маленький, рядовой человек, на самом деле есть лицо историческое, которое несёт ответственность за судьбу всего мира. (По М. С. Крюкову)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!