13
Единый государственный экзамен
по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Инструкция по выполнению работы
Работа состоит из двух частей, содержащих 27 заданий. Часть 1 содержит 26 заданий, часть 2 содержит одно задание.
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3,5 часа (210 минут).
Ответами к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите по приведённым ниже образцам в бланк ответов № 1.
Задание 27 части 2 представляет собой сочинение по прочитанному тексту. Это задание выполняется на бланке ответов № 2.
Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручки.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи
в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
2 вариант
Часть 1
Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. |
Прочитайте текст и выполните задания 1–3. |
1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) В тексте используется антитеза как выразительное противопоставление, помогающее усилить эффект воздействия на читателя, обращение его к размышлению над проблемой. Примерами могут стать первое и второе предложения текста: «основное время тратить на работу и гораздо меньше — на учебу», «душевному богатству или пустоте».
2) Эмоциональные средства языка сочетаются в тексте со строгой логической доказательностью, смысловым выделением особо важных слов, оборотов, отдельных частей высказывания.
3) Текст содержит грамматические особенности, характерные для письменной речи: отглагольные существительные (познание, переживание, общение и др.), глаголы несовершенного вида преобладают над всеми другими глагольными формами.
4) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых ряды однородных членов предложения, вводные слова.
5) Особенностями текста являются официальность, точность, бесстрастность.
Ответ:___________________.
Взрослому человеку, […] неизбежных обстоятельств, приходится основное время тратить на работу и гораздо меньше — на учебу, познание мира. Ему чаще приходится обращаться к самому себе, к собственным знаниям или незнаниям, душевному богатству или пустоте. Взрослый более углублен в себя. И горе тому, кто, не найдя в себе ничего, кроме пустоты, начинает таскать то, что взять легко: грошовые переживания, интрижки, мелодрамы, ритм вместо музыки — мало ли? Этот набор примитивных чувств и культуры делает человека тем, кого мы называем обывателем. Человек страдает от одиночества — это стало известно не сегодня. Но одиночество все же предпочтительнее, чем суррогат общения. Встречаться с кем попало, болтать ни о чем — значит бессмысленно проживать свое время! Человеческая жизнь так коротка.
У растущего человека возникает множество «почему?». Разумеется, на эти «почему?» не смогут ответить даже сотни самых умных, талантливых писателей и философов, педагогов и родителей. Ответить немыслимо, но можно научить искусству услышать ответы от самой жизни. Это искусство заключается в том, чтобы растущий, формирующийся человек учился, приобретал собственный, духовный опыт, рожденный его собственным, казалось бы, неприметным существованием, соединять с духовным опытом веков и поколений, запечатленным в философии, литературе и искусстве. Вот именно тогда он будет творческой личностью... Он поймет, что творчество в жизни — это не только создание неких непреходящих духовных и материальных ценностей, но и самые «обыкновенные» вещи: человеческое общение, любовь, деятельная доброта, самовоспитание.
2. Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска в первом предложении текста. Запишите этот предлог.
Ответ:___________________.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в тексте. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
РАБОТА
1) Физ. Мера действия силы на тело, перемещаемое этой силой по определенному пути.
2) Действие по знач. глагола работать; деятельность, занятие, труд. Физическая работа. Умственная работа. Научная работа. Работа двигателя.
3) мн. ч. (рабо́ты, -бо́т) обычно с определением. Та или иная деятельность по созданию, изготовлению, обработке чего-либо. Строительные работы. Полевые работы.
4) Служба, занятие, труд на каком-либо предприятии, в каком-либо учреждении. Поступить на работу. Снять с работы.
5) То, что подлежит обработке, находится в процессе изготовления. Раздать всем работу. Её вязаные работы пользуются спросом.
Ответ:___________________.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
молЯщий
нажИвший
завИдно
отогналА
крЕмень
Ответ:___________________.
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Звук был и музыкой, и осмысленным словом, и живым голосом одновременно, от него сладко заныло в середине костей, словно КОСТНЫЙ мозг радостно отзывался…
Кое-какие надежды подавала Ленинка: пополняя свой ИНФОРМАТИВНЫЙ банк, братья не могли не пользоваться библиографическим отделом публичной библиотеки.
Вторую половину группы составляли громкоголосые, ярко одетые девицы, все без исключения сильно накрашенные и с НАРАЩЕННЫМИ ногтями.
О многих своих открытиях, ввиду их закрытого характера, пока существует ВРАЖДЕБНЫЙ лагерь, я, естественно, не могу рассказать.
Он опускался на колени на ЛЕДЯНОЙ кафельный пол, бил поклоны.
Ответ:___________________.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
При этом в ряде регионов цены практически не изменятся, но будут и такие, где цена на отдельные товары подорожает в полтора раза и даже больше.
Ответ:___________________.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ отзывами
земные НЕДРА
помыть ШАМПУНЕМ
МЕЛИТЬ зерно на мельнице
ПОСКОЛЬЗНУЛСЯ на льду
Ответ:___________________.
8. Установи соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) ошибка в построении сложноподчинённого предложения. Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым. В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением. Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом. Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом. | 1. В романе «Тихом Доне» показана жизнь донского казачества на протяжении 1912–1922 годов. 2. Размышляя над этой проблемой, мне вспомнился рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека». 3. Все, кто читал роман «Мастер и Маргарита», восхищались талантом автора. 4. На берегу реки стояли берёзы, которые широко раскинули ветви и давали людям тень и прохладу. 5. Мы спросили о том, что можем ли вдвоём подготовить одну презентацию. 6. Кто из мальчишек не мечтали прослыть силачом? 7. Принимая новое лекарство, больной быстро выздоровел. 8. Помещики продавали мёртвые души крестьян Чичикову, видевшего выгоду в приобретении такого товара. 9. Лавина повредила дома, стоявшие вдоль дороги. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) запирать, растение, прилагательное
2) спираль, застелить, комфорт
3) бережок, формат, затвердеть
4) предварительный, придорожный, замечать
5) творительный, зарница, пловец
Ответ:___________________.
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) не..хваченный (переписью), р..зместить, п..дметать;
2) раз..ёмный, под..ём, об..ект;
3) не..жатый, бе..дорожье, бе..заботно;
4) под..скать, сверх..нтересный, вз..мать;
5) пр..обретатель, пр..чудливый, пр..ходящий (домой).
Ответ:___________________.
11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) влюбч..вый, заботл..вый
2) подмиг..вавший, исслед..вать
3) удоста..вавший, мал..вать
4) рул..вой, глянц..витая
5) отча..ться, воробуш..к
Ответ:___________________.
12. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) накле..вший, предъяв..т (прокурор)
2) рассмотр..шь, вынужда..шь
3) задремл..шь, задрапиру..шь
4) завис..мый, нянч..щая
5) произнос..шь, рокоч..т (мотор)
Ответ:___________________.
13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Лежа хлеба (не)добудешь.
Лучше (не)досолить, чем пересолить.
(Не)видно сегодня ни одного белеющего паруса.
Через окна, еще (не)закрытые на ночь, комната наполнилась удивительно свежим воздухом.
Утром ничто (не)напоминало вчерашнюю бурю.
Ответ:___________________.
14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Воспитательное значение художественной литературы огромно, (ПО)ТОМУ что она действует на мысль ТАК(ЖЕ) сильно, как и на чувство.
Заплакала она (ОТ)ТОГО, что Саша уже не казался ей таким новым, интеллигентным, интересным, каким представлялся (В)ТЕЧЕНИЕ прошлого года.
Фаина, по-старушечьи строго поджав губы, следила (ЗА)ТЕМ, как Степан шумно и грузно передвигался по избе, ЧТО(БЫ) выпить воды и подбросить дрова в печь.
На разрезе волнушки выделяется горький белый сок, (ПО)ЭТОМУ эти грибы нужно сначала подержать в холодной воде, ЧТО(БЫ) вся горечь из них вышла.
(В)СВЯЗИ с непогодой по вечерам мы затапливали печи, багровые отсветы огня (В)ВИДЕ чудовищ дрожали на стенах.
Ответ:___________________.
15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Цифры укажите в порядке возрастания.
Грачи(1)ые гнёзда, бесчисле(2)ое множество которых находилось на высоче(3)ом дубе у ветря(4)ой мельницы, издали были похожи на дикови(5)ые переплетения веток.
Ответ:___________________.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Темнота раннего зимнего утра скрывала площадку на берегу посёлок и самих людей.
2) Мимо меня шли измученные походом солдаты и изо всех сил поддержать их весёлой шуткой старался какой- то молодой офицер.
3) Эти стихи взволновали и тронули меня простотой и особым ритмом.
4) Во времена детства Чехова весь Таганрог был засыпан зерном и деньгами и был заселён греками и итальянцами.
5) Мне понравился не столько сюжет спектакля сколько игра актёров и их энергия.
Ответ:______________________.
17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Старички (1) сидевшие на веранде (2) принялись обсуждать последние события (3) значительно поджимая губы (4) и (5) обменявшись наконец оценками (6) стали пить чай.
Ответ:___________________.
18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Любой человек (1) случается (2) проявляет некоторую неловкость по отношению к окружающим. Он (3) может (4) например (5) ненароком (6) толкнуть кого-то. Вовремя (7) произнесённое извинение (8) безусловно (9) поможет сгладить неприятную ситуацию.
Ответ:___________________.
19. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Тренер распределил участников соревнований в команды (1) каждая (2) из которых (3) включала пять человек (4) и ещё раз напомнил правила игры.
Ответ:___________________.
20. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Он заявил (1) что желает переговорить с ней (2) и (3) когда получил уклончивый, даже дерзкий ответ (4) что она не хочет с ним говорить (5) то ему пришла в голову давно задуманная мысль (6) о которой он заявлял Конятовскому, Полиектову и другим.
Ответ:___________________.
21. Найдите предложения, в которых ТИРЕ ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
1) Белая лошадь с развевающейся гривой, прискакавшая к нам из незапамятных времён, − символ удачи и надежды. 2) Когда-то древнегреческий герой, победив жестокого царя в гонке на колеснице, в благодарность богам основал Олимпийские игры — традиция эта живёт сотни веков. 3) Одним из самых популярных сюжетов русской иконы был всадник на белом коне. 4) Говорят, что белых лошадей в природе не существует. 5) А рождение белого жеребёнка — событие крайней редкости. 6) Может, поэтому люди верят, что встретившаяся им на пути редкая белая лошадь принесёт им редкую удачу. 7) Может, поэтому наивный ребёнок и умудрённый опытом старик, молодая девушка и бесстрашный воин — все замирают при виде белогривой лошади.
Ответ:___________________.
Прочитайте текст и выполните задания 22–27. |
–(1)Вы – кузнец?
(2)Голос за спиной раздался так неожиданно, что Василий даже вздрогнул.
(3)Он схватил со стола ветошь и, вытирая натруженные руки, медленно обернулся… (4)Но так и не произнес ни слова, потому что перед ним стоял весьма необычный клиент.
–(5)Вы не могли бы выправить мне косу? – женским, но слегка хрипловатым голосом спросила Смерть. – (6)А потом наточить, если это возможно.
(7)Василий бросил взгляд на косу. (8)Действительно, на лезвии было заметно несколько выщербин, да и само лезвие уже пошло волной. –(9)Это понятно, – кивнул он, – а мне-то что делать? (10)Молиться или вещи собирать? (11)Я просто в первый раз, так сказать...
–(12)А-а-а... Вы об этом… –(13)Нет, я не за вами, вам не о чем беспокоиться, – ответила Смерть и протянула ему косу.
(14)Одеревеневшими руками Василий принялся ощупывать её с разных сторон. (15)Переступая ватными ногами, кузнец подошел к наковальне и взял в руки молоток.
(16)Работа подходила к концу. (17)Выпрямив лезвие, насколько это было возможно, кузнец посмотрел на свою гостью:
–(18)Вы меня простите за откровенность, но я просто не могу поверить в то, что держу в руках предмет, с помощью которого было угроблено столько жизней! (19)Ни одно оружие в мире не сможет сравниться с ним. (20)Это поистине невероятно.
(21)Тёмный овал капюшона медленно повернулся в сторону кузнеца.
–(22)Что вы сказали? – тихо произнесла она.
–(23)Я сказал, что мне не верится в то, что держу в руках оружие, которое...
–(24)Оружие? Вы сказали оружие?
–(25)Может, я не так выразился, просто... (26)Василий не успел договорить. (27)Гостья, молниеносным движением вскочив с места, через мгновение оказалась прямо перед лицом кузнеца. (28)Края капюшона слегка подрагивали.
–(29)Как ты думаешь, сколько человек я убила? – прошипела она сквозь зубы.
–(30)Я... Я не знаю, – опустив глаза в пол, выдавил из себя Василий.
(31)Смерть опустила подбородок и на несколько секунд замолчала. (32)Затем, сгорбившись, она вернулась к скамейке и, тяжело вздохнув, села.
–(33)А что, если я скажу тебе, что я никогда, слышишь? (34)Никогда не убила ни одного человека. (35)Что ты на это скажешь?
–(36)Но... Как же?..
–(37)Я никогда не убивала людей. (38)Зачем мне это, если вы сами прекрасно справляетесь с этой миссией? (39)Вы сами убиваете друг друга. (40)Вы! (41)Вы можете убить ради денег, ради вашей злости и ненависти, вы даже можете убить просто так, ради развлечения. (42)А когда вам становится этого мало, вы устраиваете войны и убиваете друг друга сотнями и тысячами. (43)Вам просто это нравится. (44)Вы зависимы от чужой крови. (45)И знаешь, что самое противное во всем этом? (46)Вы не можете себе в этом признаться! (47)Вам проще обвинить во всем меня, – она ненадолго замолчала.
–(48)Ты знаешь, какой я была раньше? (49)Я была красивой девушкой, я встречала души людей с цветами и провожала их до того места, где им суждено быть. (50)Я улыбалась им и помогала забыть о том, что с ними произошло. (51)Это было очень давно... (52)Посмотри, что со мной стало!
(53)Последние слова она выкрикнула и, вскочив со скамейки, сбросила с головы капюшон. (54)Перед глазами Василия предстало испещрённое морщинами лицо глубокой старухи. (55)Редкие седые волосы висели спутанными прядями, уголки потрескавшихся губ были неестественно опущены вниз, обнажая нижние зубы, кривыми осколками выглядывающие из-под губы. (56)Но самыми страшными были глаза. (57)Абсолютно выцветшие, ничего не выражающие глаза уставились на кузнеца.
–(58)Посмотри, в кого я превратилась! (59)А знаешь почему? – она сделала шаг в сторону Василия. (60)– Это вы сделали меня такой! (61)Я видела, как мать убивает своих детей, я видела, как брат убивает брата, я видела, как человек за один день может убить сто, двести, триста людей!.. (62)Я рыдала, глядя на это, я выла от непонимания, от невозможности происходящего, я кричала от ужаса...
(63)Глаза Смерти заблестели.
–(64)Я поменяла свое прекрасное платье на эти чёрные одежды, чтобы на них не было видно крови людей, которых я провожала. (65)Я надела капюшон, чтобы люди не видели моих слёз. (66)Я больше не дарю им цветы. (67)Вы превратили меня в монстра, обвинив во всех своих грехах. (68)Конечно, это же так просто... – она уставилась на кузнеца немигающим взглядом. –(69)А я провожаю вас, я показываю дорогу, я не убиваю людей... (70)Отдай мне мою косу, дурак!
(71)Вырвав из рук кузнеца свое орудие, Смерть развернулась и направилась к выходу из мастерской.
–(72)Можно один вопрос? – послышалось сзади.
–(73)Ты хочешь спросить, зачем мне тогда нужна коса? – остановившись у открытой двери, но не оборачиваясь, спросила она.
–(74)Да.
–(75)Дорога в рай... (76)Она уже давно заросла травой.
(По Е. ЧеширКо*, текст адаптирован А. Д. Баландиной)
*Евгений ЧеширКо (род. 1988 г.) – современный писатель, обладатель литературной премии «Рукопись года»-2016.
22. Какие из перечисленных высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Смерть является герою рассказа в образе старухи, лицо которой испещрено морщинами, а волосы висят спутанными прядями.
2) Кузнец убежден, что с помощью косы Смерть убила тысячи людей.
3) Косу необходимо выправить и наточить, поскольку оружие Смерти должно быть острым.
4) Люди сами убивают друг друга, обвиняя в этом Смерть.
5) Василий уверен, что Смерть пришла за ним, чтобы сопроводить его в Рай.
Ответ:___________________.
23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 18–20 представлено описание.
2) В предложениях 58–62 представлено рассуждение.
3) В предложениях 14–20 представлено повествование.
4) Предложение 60 содержит указание на следствие того, о чём говорится в предложениях 58, 59.
5) Предложение 8 содержит примеры того, о чём сообщается в предложении 7.
Ответ:___________________.
24. Из предложений 40–41 выпишите фразеологизм.
Ответ:___________________.
25. Среди предложений 14–18 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью контекстных синонимов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Ответ:___________________.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами. |
26. «Растерянность героя в начале текста передают синтаксическое средство (А)_________ (предложения 9, 10) и синтаксическое средство (Б)_________ (предложение 11, 23, 36). Благодаря использованию приёма (В) _________ (предложения 64, 65) автор передаёт эмоциональное состояние героини, охваченной негодованием. А троп (Г)_________ («выцветшие глаза» в предложении 57) помогает завершить её образ».
Список терминов:
1) эпитет
2) метафора
3) вопросительные предложения
4) синтаксический параллелизм
5) гипербола
6) неологизм
7) парцелляция
8) неполные предложения
9) градация
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы. Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания. |
Часть 2
Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. |
27. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.