1. Под обществом в широком смысле понимают
1) всё человечество в прошлом, настоящем и будущем
2) группу людей, объединившихся для общения и взаимопомощи
3) объединение людей одной профессии
4) весь материальный мир
2. Какой из приведённых примеров иллюстрирует межличностное общение?
1) Глава государства обращается к гражданам в СМИ.
2) Врачи слушают доклад министра здравоохранения.
3) Друзья встретились после ссоры, выяснили её причины и помирились.
4) Представители профсоюзов обсуждают организацию митинга.
3. Василий приготовил торт на день рождения маме, какая информация позволит сделать вывод, что его деятельность носила творческий характер?
1) Он использовал рецепт из новой кулинарной книги.
2) Он заранее проконсультировался с бабушкой.
3) Он придумал, как украсить торт при помощи глазури.
4) Он взвешивал порции всех ингредиентов на кухонных весах.
4. Верны ли следующие суждения о личности?
А. Человек становится личностью только в процессе общественной жизни.
Б. Становление личности проявляется в физиологических изменениях, происходящих по мере взросления человека.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
5. Виталий учится в 8 классе гимназии. Дополнительно он посещает секцию фигурного катания. На какой образовательной ступени находится Виталий?
1) среднее профессиональное образование
2) основное общее образование
3) среднее общее образование
4) начальное общее образование
6. Верны ли суждения о религии?
А. В современном мире сохранились ранние формы религиозных верований такие как: тотемизм, анимизм, фетишизм.
Б. Христианство, конфуцианство, относятся к мировым религиям.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
7. Преодолеть дефицит государственного бюджета может помочь
1) снижение налога на прибыль
2) увеличение размеров государственной пошлины
3) расширение финансирования образования
4) повышение зарплаты медицинским работникам
8. Налоги в виде надбавок к цене товаров и услуг называются
1) косвенными
2) прямыми
3) подоходными
4) поимущественными
9. В стране на рынке детских товаров представлены несколько десятков фирм, которые соревнуются между собой, привлекая потребителей. Какое экономическое явление иллюстрирует этот пример?
1) спрос
2) монополизм
3) конкуренция
4) неравенство доходов
10. Верны ли следующие суждения о налогах?
А. Взимание прямых налогов не связано с учётом доходов или имущества.
Б. Налоги с продажи товаров и услуг относятся к косвенным налогам.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
11. Отличительный признак этноса — это
1) единое экономическое пространство
2) наличие единого языка
3) единая политическая система
4) общее законодательство
12. В начале 20 века 75% населения были крестьянами, 10% трудились рабочими в обрабатывающей промышленности, менее 1% были заняты на государственной службе. Эти данные характеризуют
1) социально-классовую структуру
2) государственное устройство
3) сословный строй
4) социально-территориальную структуру
13. Верны ли следующие суждения о социальной структуре общества?
А. Социальная структура общества — это различные виды социальных общностей и отношения между ними.
Б. Социальная структура отражает социальное неравенство.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
14. Что характеризует полит.партию, в отличие от других объединений?
1) объединение единомышленников
2) стремление к получению власти
3) удовлетворение потребностей людей
4) общие интересы участников
15. Конституция определяет РФ- как федерацию. Это означает, что
1) сложилась многопартийная система
2) парламент формируется на основе всеобщих выборов
3) отдельные территории имеют свои законодательные органы
4) народ является единственным источником власти
16. Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?
А.Гражданское общество выражает интересы людей в различных сферах.
Б. Фундамент гражданского общества составляет рыночная экономика, основанная на разнообразии форм собственности.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
17. Какой из приведённых примеров является примером нормы конституционного права?
1) Пассажиры обязаны оплачивать проезд в общественном транспорте.
2) Незнание официально опубликованного закона не освобождает от ответственности за его несоблюдение.
3) Производители несут ответственность за качество предоставленного покупателям товара.
4) Граждане обязаны соблюдать правила общественного порядка в парках.
18. Какое право относится к группе социально-экономических прав человека?
1) на доступ к культурным ценностям
2) на охрану здоровья и медицинскую помощь
3) на неприкосновенность частной жизни
4) на равенство перед законом и судом
19. Какой из примеров иллюстрирует деятельность гражданского общества?
1) В стране Z прошли выборы в законодательное собрание.
2) Правительство утвердило новый порядок регистрации транспорта
3) В первые выходные апреля студенты ВУЗов организовали массовые работы по очистке городских территорий от накопившегося за зиму мусора.
4) Директор школы издал приказ о награждении учителей премией за подготовку общешкольного праздника.
20. Верны ли следующие суждения о политике?
А. Политика связана с отношениями между большими соц группами
Б. Политикой могут заниматься те, у кого соответствующее образование.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
21. Кирилл и Николай узнали, что Михаил пригласил к себе в гости на празднование Нового года всех одноклассников, кроме них. Кирилл просто прекратил всякое общение с Михаилом, а Николай попытался через друзей узнать о причинах поступка Михаила. Сравните два способа поведения в межличностном конфликте: уход от конфликтной ситуации и привлечение посредников. Выберите номера черт сходства и отличия
1) осознание противоречия интересов
2) поиск пути выхода из конфликта
3) выход без уступок и отстаивания своих интересов
4) участие третьей стороны
Черты сходства | Черты отличия |
| | | |
22. Установите соответствие между примерами и видами продукта
примеры | | Виды продукта |
А) гоночный автомобиль Б) стрижка волос в салоне красоты В) пара обуви Г) организация туристической поездки Д) стиральная машинка | | 1) услуга 2) товар |
23. Прочитайте приведенный текст
(А) Глобализация мировой экономики — это противоречивый процесс, который имеет и положительные, и отрицательные последствия. (Б) Исчезновение биологических видов является негативным последствием глобализации. (В) Сам по себе переход к информационному обществу не является глобальной проблемой.
Определите, какие положения текста:
1) отражают факты
2) выражают мнения
24. Учёные опросили 23-летних работающих юношей и девушек страны Z. Им задавали вопрос: «Зачем Вы работаете, какова Ваша трудовая мотивация?» Найдите выводы, которые можно сделать на основе диаграммы
1) Половина юношей работают для того, чтобы обеспечить материальное благополучие.
2) Девушки в равной мере связывают трудовую мотивацию с потребностью в самореализации и возможностью путешествий, общения с разными людьми.
3) Доля тех, кто работает, потому что им интересно то, чем они занимаются, больше среди девушек, чем среди юношей.
4) Равные доли опрошенных прилагают усилия, чтобы подняться по карьере.
5) Большая доля юношей, чем девушек, работает потому, что их работа очень нужна обществу.
25. В стране было проведено соц. исследование. Совершеннолетним гражданам задавали вопрос: «Какие музеи вы посещаете чаще всего?» . Какие из выводов непосредственно следуют из результатов опроса?

1) Интерес к художественным музеям не уменьшается.
2) Тематические музеи востребованы узким кругом любителей и знатоков.
3) Граждане проявляют интерес к условиям жизни прошлых поколений.
4) В современном обществе растет число людей, не посещающих музеи.
5) Музеи природы можно перепрофилировать или закрывать — они неинтересны современным людям.
Социальный статус — определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Статус «учитель» имеет смысл только по отношению к статусу «ученик», но не по отношению к продавцу, пешеходу или инженеру. Для них он — просто индивид. Учитель обязан передавать научные знания ученику, проверять и оценивать их, следить за дисциплиной. Он наделен правом не аттестовать ученика и оставить его на второй год. Ученик обязан регулярно посещать занятия, выполнять требования учителя, готовить домашние задания. Учитель и ученик вступают друг с другом в социальные отношения как представители двух больших социальных групп, как носители социальных статусов.
Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Например: мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т. д. Один человек может занимать два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын.
Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором. В статусном наборе обязательно найдется главный. Главным статусом именуют наиболее характерный для данного человека статус, с которым его отождествляют другие люди или с которым он отождествляет себя сам. Для мужчин чаще всего главным является статус, связанный с основным местом работы (директор банка, юрист, рабочий), а для женщин — с местом жительства (домохозяйка). Хотя возможны и иные варианты. Это значит, что главный статус относителен — он не связан однозначно с полом, расой или профессией. Главным всегда является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.
26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
27. Как автор определяет социальный статус человека? Приведите два примера связи прав и обязанностей носителей разных статусов.
28. Что автор подразумевает под понятием «статусный набор»? Статусы каких типов можно выделить в статусном наборе?
29. Сергей М. родился всего несколько дней назад. В своей жизни он еще не успел ничего сделать. Можно ли говорить о наличии социального статуса у Сергея? Охарактеризуйте его. Свой ответ аргументируйте.
30. Автор отмечает, что социальный статус проявляется через систему прав и обязанностей человека одного социального статуса по отношению к человеку иного социального статуса. Каким примером он иллюстрирует этот вывод? Приведите свой пример, подтверждающий это положение.
31. В тексте приводится точка зрения, согласно которой в статусном наборе обязательно найдется главный статус. Разделяете ли вы эту позицию? Приведите два аргумента в обоснование своей позиции.