СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пробный вариант ОГЭ по обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вариант пробного экзамена по обществознанию в 9 классе

Просмотр содержимого документа
«Пробный вариант ОГЭ по обществознанию»

1. Под обществом в широком смысле понимают 

1) всё человечество в прошлом, настоящем и будущем

2) группу людей, объединившихся для общения и взаимопомощи

3) объединение людей одной профессии

4) весь материальный мир


2. Какой из приведённых примеров иллюстрирует межличностное общение?

 1) Глава государства обращается к гражданам в СМИ.

2) Врачи слушают доклад министра здравоохранения.

3) Друзья встретились после ссоры, выяснили её причины и помирились.

4) Представители профсоюзов обсуждают организацию митинга.


3. Василий при­го­то­вил торт на день рож­де­ния маме, какая ин­фор­ма­ция поз­во­лит сде­лать вывод, что его де­я­тель­ность но­си­ла твор­че­ский характер? 

1) Он ис­поль­зо­вал ре­цепт из новой ку­ли­нар­ной книги.

2) Он за­ра­нее про­кон­суль­ти­ро­вал­ся с бабушкой.

3) Он придумал, как укра­сить торт при по­мо­щи глазури.

4) Он взве­ши­вал пор­ции всех ин­гре­ди­ен­тов на ку­хон­ных весах.


4. Верны ли следующие суждения о личности?

 А. Человек становится личностью только в процессе общественной жизни.

Б. Становление личности проявляется в физиологических изменениях, происходящих по мере взросления человека.

 1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


5. Виталий учится в 8 классе гимназии. Дополнительно он посещает секцию фигурного катания. На какой образовательной ступени находится Виталий?

 1) среднее профессиональное образование

2) основное общее образование

3) среднее общее образование

4) начальное общее образование


6. Верны ли суж­де­ния о религии? 

А. В со­вре­мен­ном мире со­хра­ни­лись ран­ние формы ре­ли­ги­оз­ных верований такие как: тотемизм, анимизм, фетишизм.

Б. Христианство, конфуцианство, от­но­сят­ся к мировым религиям. 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны


7. Преодолеть дефицит государственного бюджета может помочь

 1) снижение налога на прибыль

2) увеличение размеров государственной пошлины

3) расширение финансирования образования

4) повышение зарплаты медицинским работникам


8. Налоги в виде над­ба­вок к цене то­ва­ров и услуг называются

 1) косвенными

2) прямыми

3) подоходными

4) поимущественными


9. В стра­не на рынке дет­ских то­ва­ров пред­став­ле­ны не­сколь­ко де­сят­ков фирм, ко­то­рые со­рев­ну­ют­ся между собой, при­вле­кая потребителей. Какое эко­но­ми­че­ское яв­ле­ние ил­лю­стри­ру­ет этот пример?

 1) спрос

2) мо­но­по­лизм

3) конкуренция

4) не­ра­вен­ство доходов


10. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о налогах?

 А. Взи­ма­ние пря­мых на­ло­гов не свя­за­но с учётом до­хо­дов или имущества.

Б. На­ло­ги с про­да­жи то­ва­ров и услуг от­но­сят­ся к кос­вен­ным налогам.

 1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны


11. Отличительный признак этноса — это

 1) единое экономическое пространство

2) наличие единого языка

3) единая политическая система

4) общее законодательство


12. В начале 20 века 75% населения были крестьянами, 10% трудились рабочими в обрабатывающей промышленности, менее 1% были заняты на государственной службе. Эти данные характеризуют

 1) социально-классовую структуру

2) государственное устройство

3) сословный строй

4) социально-территориальную структуру


13. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о со­ци­аль­ной струк­ту­ре общества? 

А. Со­ци­аль­ная струк­ту­ра об­ще­ства — это раз­лич­ные виды со­ци­аль­ных общ­но­стей и от­но­ше­ния между ними.

Б. Со­ци­аль­ная струк­ту­ра от­ра­жа­ет со­ци­аль­ное неравенство. 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны


14. Что ха­рак­те­ри­зу­ет по­ли­т.партию, в от­ли­чие от дру­гих объ­еди­не­ний?

 1) объ­еди­не­ние единомышленников

2) стрем­ле­ние к по­лу­че­нию власти

3) удо­вле­тво­ре­ние по­треб­но­стей людей

4) общие ин­те­ре­сы участников


15. Конституция определяет РФ- как федерацию. Это означает, что

 1) сложилась многопартийная система

2) парламент формируется на основе всеобщих выборов

3) отдельные территории имеют свои законодательные органы

4) народ является единственным источником власти


16. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о граж­дан­ском обществе?

 А.Граж­дан­ское об­ще­ство вы­ра­жа­ет ин­те­ре­сы людей в раз­лич­ных сферах.

Б. Фун­да­мент граж­дан­ско­го об­ще­ства со­став­ля­ет ры­ноч­ная экономика, ос­но­ван­ная на раз­но­об­ра­зии форм собственности.

 1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны


17. Какой из приведённых при­ме­ров яв­ля­ет­ся при­ме­ром нормы кон­сти­ту­ци­он­но­го права?

 1) Пассажиры обя­за­ны опла­чи­вать про­езд в об­ще­ствен­ном транспорте.

2) Незнание офи­ци­аль­но опуб­ли­ко­ван­но­го за­ко­на не осво­бож­да­ет от от­вет­ствен­но­сти за его несоблюдение.

3) Производители несут от­вет­ствен­ность за ка­че­ство предо­став­лен­но­го по­ку­па­те­лям товара.

4) Граждане обя­за­ны со­блю­дать пра­ви­ла об­ще­ствен­но­го по­ряд­ка в пар­ках.


18. Какое право относится к группе социально-экономических прав человека?

 1) на доступ к культурным ценностям

2) на охрану здоровья и медицинскую помощь

3) на неприкосновенность частной жизни

4) на равенство перед законом и судом


19. Какой из при­ме­ров ил­лю­стри­ру­ет де­я­тель­ность граж­дан­ско­го общества? 

1) В стра­не Z про­шли вы­бо­ры в за­ко­но­да­тель­ное собрание.

2) Правительство утвер­ди­ло новый по­ря­док ре­ги­стра­ции транс­порт­а

3) В пер­вые вы­ход­ные ап­ре­ля сту­ден­ты ВУЗов ор­га­ни­зо­ва­ли мас­со­вые ра­бо­ты по очист­ке го­род­ских тер­ри­то­рий от на­ко­пив­ше­го­ся за зиму мусора.

4) Директор школы издал при­каз о на­граж­де­нии учи­те­лей пре­ми­ей за под­го­тов­ку об­ще­школь­но­го праздника.


20. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о политике?

 А. По­ли­ти­ка свя­за­на с от­но­ше­ни­я­ми между боль­ши­ми со­ц груп­па­ми

Б. По­ли­ти­кой могут за­ни­мать­ся те, у кого со­от­вет­ству­ю­щее образование.

 1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны


21. Кирилл и Николай узнали, что Михаил пригласил к себе в гости на празднование Нового года всех одноклассников, кроме них. Кирилл просто прекратил всякое общение с Михаилом, а Николай попытался через друзей узнать о причинах поступка Михаила. Сравните два способа поведения в межличностном конфликте: уход от конфликтной ситуации и привлечение посредников. Выберите номера черт сходства и отличия

 1) осознание противоречия интересов

2) поиск пути выхода из конфликта

3) выход без уступок и отстаивания своих интересов

4) участие третьей стороны 

Черты сходства

Черты отличия






22. Установите со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и ви­да­ми продукта

примеры

 

Виды продукта

А) го­ноч­ный автомобиль

Б) стриж­ка волос в са­ло­не красоты

В) пара обуви

Г) ор­га­ни­за­ция ту­ри­сти­че­ской поездки

Д) сти­раль­ная машинка

 

1) услуга

2) товар

 

23. Прочитайте приведенный текст

 (А) Глобализация мировой экономики — это противоречивый процесс, который имеет и положительные, и отрицательные последствия. (Б) Исчезновение биологических видов является негативным последствием глобализации. (В) Сам по себе переход к информационному обществу не является глобальной проблемой.

 

Определите, какие положения текста:

 1) отражают факты

2) выражают мнения

 

24. Учёные опро­си­ли 23-летних ра­бо­та­ю­щих юношей и де­ву­шек страны Z. Им за­да­ва­ли вопрос: «Зачем Вы работаете, ка­ко­ва Ваша тру­до­вая мотивация?» Найдите выводы, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве диаграммы 

 

1) Половина юно­шей работают для того, чтобы обес­пе­чить материальное благополучие.

2) Девушки в рав­ной мере свя­зы­ва­ют трудовую мо­ти­ва­цию с по­треб­но­стью в са­мо­ре­а­ли­за­ции и воз­мож­но­стью путешествий, об­ще­ния с раз­ны­ми людьми.

3) Доля тех, кто работает, по­то­му что им ин­те­рес­но то, чем они занимаются, боль­ше среди девушек, чем среди юношей.

4) Равные доли опро­шен­ных прилагают усилия, чтобы под­нять­ся по ка­рьере.

5) Большая доля юношей, чем девушек, ра­бо­та­ет потому, что их ра­бо­та очень нужна обществу.


25. В стране было проведено соц. исследование. Совершеннолетним гражданам задавали вопрос: «Какие музеи вы посещаете чаще всего?» . Какие из выводов непосредственно следуют из результатов опроса?

1) Интерес к художественным музеям не уменьшается.

2) Тематические музеи востребованы узким кругом любителей и знатоков.

3) Граждане проявляют интерес к условиям жизни прошлых поколений.

4) В современном обществе растет число людей, не посещающих музеи.

5) Музеи природы можно перепрофилировать или закрывать — они неинтересны современным людям.


Социальный статус — определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Статус «учитель» имеет смысл только по отношению к статусу «ученик», но не по отношению к продавцу, пешеходу или инженеру. Для них он — просто индивид. Учитель обязан передавать научные знания ученику, проверять и оценивать их, следить за дисциплиной. Он наделен правом не аттестовать ученика и оставить его на второй год. Ученик обязан регулярно посещать занятия, выполнять требования учителя, готовить домашние задания. Учитель и ученик вступают друг с другом в социальные отношения как представители двух больших социальных групп, как носители социальных статусов.

Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Например: мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т. д. Один человек может занимать два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын.

Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором. В статусном наборе обязательно найдется главный. Главным статусом именуют наиболее характерный для данного человека статус, с которым его отождествляют другие люди или с которым он отождествляет себя сам. Для мужчин чаще всего главным является статус, связанный с основным местом работы (директор банка, юрист, рабочий), а для женщин — с местом жительства (домохозяйка). Хотя возможны и иные варианты. Это значит, что главный статус относителен — он не связан однозначно с полом, расой или профессией. Главным всегда является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.

 

26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

27. Как автор определяет социальный статус человека? Приведите два примера связи прав и обязанностей носителей разных статусов.

28. Что автор подразумевает под понятием «статусный набор»? Статусы каких типов можно выделить в статусном наборе?

29. Сергей М. родился всего несколько дней назад. В своей жизни он еще не успел ничего сделать. Можно ли говорить о наличии социального статуса у Сергея? Охарактеризуйте его. Свой ответ аргументируйте.

30. Автор отмечает, что социальный статус проявляется через систему прав и обязанностей человека одного социального статуса по отношению к человеку иного социального статуса. Каким примером он иллюстрирует этот вывод? Приведите свой пример, подтверждающий это положение.

31. В тексте приводится точка зрения, согласно которой в статусном наборе обязательно найдется главный статус. Разделяете ли вы эту позицию? Приведите два аргумента в обоснование своей позиции.