Пробуждение духовно-нравственной личности.
«Нам кажется недостаточным оставить тело и душу в таком состоянии, в каком они даны от природы, мы заботимся об их воспитании и обучении, чтобы хорошее стало много лучшим, а плохое изменилось и стало хорошим».
(древнегреческий писатель Лукиан)
Все люди умеют смеяться и петь,
Кричать, говорить и даже свистеть.
А пробовали вы посидеть в тишине,…
Подумать о чём-то серьёзном вполне –
О школе, о детях, о добрых и злых,
О самых любимых и близких своих.
О дальних морях и высоких горах.
Попробуйте припомнить хороших друзей,
Которых вы встретили в жизни своей.
А я вам пока расскажу сказку одну.
Любите сказки? Итак…
В одной белой-белой школе были добрые-добрые ученики. Они никогда никого не обижали и мысли их были светлы…
Как вы думаете, есть такая школа, или это только сказка? Ваша школа похожа на неё?
У вас все добрые-добрые и ни у кого в классе нет мальчишек драчунов, никто из учеников не ругается злыми словами?..
Но ведь у нас с вами не одни только злые дети, есть же и добрые. А что надо сделать для того, чтобы ученики стали добрее?
Может воспользоваться цветиком-семицветиком Валентина Катаева?
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Лишь коснёшься ты земли –
Быть по-нашему вели…
Вели, чтоб наши ученики стали добрыми-добрыми, никого не обижали и мысли их были светлы.
Что так ничего не получится?.. а что же тогда делать?
Может просто нам с вами надо стать лучше?
Хорошее только стараться творить?
И слов унизительных не говорить?
И тогда нам в нашей школе
Так чудесно будет жить?
Давайте, исправим наше отношение к воспитанию. И не будем это откладывать на завтра, а начнём прямо сейчас.
Вместе мы сможем то, что поодиночке сделать трудно.
История показывает, что 400 лет начальная школа добросовестно решала возложенные на неё задачи − формировала знания, умения, навыки. Много лет педагоги и родители повторяли, что главная обязанность школы – дать ребёнку знания.
Родители современных учеников на вопрос, что, по-вашему, главное должна дать школа ребёнку, с уверенностью отвечают: школа должна научить ребёнка быть успешным в окружающем мире, вырастить в нём волю и характер, заложить умение жить среди людей, сформировать умение учиться и многое другое, необходимое в реальной жизни. Мы сегодня практически не услышим пожеланий родителей, чтобы их ребёнка научили, скажем, математике или физике. Значит, социальный заказ современного общества – помочь ребёнку раскрыть и вырастить его личностные качества, т. е. стать Личностью.
Независимо от того, занимаемся ли мы этим специально или нет, скорее всего, наши ученики сложатся в личность. Но без должного внимания этот процесс будет неконтролируемым, а его результаты – неожиданными для нас и непредсказуемыми для общества в целом.
Ведь параллельно со школой воздействуют на личностное развитие ребёнка: семья, бытовое окружение, круг внешкольного общения со сверстниками, средства массовой информации, кинематограф.
Нельзя упускать из вида необходимость коррекции их воздействия на детей. Это такая же неотъемлемая задача, как обучение, так как образование без воспитания не формирует человека, а разнуздывает и портит его, ибо оно даёт в его распоряжение жизненно выгодные возможности, технические умения, которыми он, − бездуховный, бессовестный и безверный и начинает злоупотреблять.
Поэтому главной своей задачей считаю – помочь детям пробудить духовные ценности, разрушенные десятилетиями. В наших руках возможность создать такую атмосферу, в которой каждый ребёнок будет чувствовать себя личностью.
Мы с ребятами начали увлекательное путешествие в прекрасный мир. Страну, где живут Добро, Вера и Любовь.
В это путешествие отправились разные дети: тихие и шумные, капризюли и послушные, худые и толстушки, молчуны и хохотушки. Я их всех очень люблю. Люблю потому, что знаю: человек плохим не рождается, его делают таким обстоятельства. А исправить ребёнка можно только добром. На уроках я терпеливо и ласково « выманиваю» из них Богом данные таланты и затем развиваю и закрепляю этот дар.
В этом путешествии мы лучше узнаём себя, своих знакомых, близких. По-новому зазвучали для нас пение птиц, иными стали деревья и цветы, мир стал для нас гораздо интереснее…
При этом учебный материал выступает как средство и инструмент, создающие условия для полноценного проявления и развития личностных качеств.
На уроке я не являюсь центральной фигурой, а таким же равноправным участником путешествия, как и ученики, хотя и с направляющими функциями; моё мнение является одним из многих; я перешла от формулы « я тебя учу» к алгоритму « мы с тобой вместе учимся» и « мне интересно, что ты думаешь». Чем меньше я говорю на уроке сама и чем больше даю высказываться ученикам, тем эффективнее протекает воспитательный процесс.
Одним из средств воспитания является игра. Можно сколь угодно долго объяснять ребёнку « что такое хорошо и что такое плохо», но лишь сказка и игра способны через эмоциональное сопереживание, через постановку себя на место другого научить его действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями.
Живя в России, нельзя не знать истории России. Изучение таких тем, как «Родная страна», «Город и деревня», «Устное народное творчество», «С чего начинается Родина?», «Рукодельная мастерская», шаг за шагом приближает детей к их предкам, их корням.
Детям интересно, чем занимались люди в те стародавние времена, что они ели и во что одевались, как проводили свободное время.
С недавних пор россияне отмечают такой праздник как Рождество. Многие родители узнают историю этого праздника от своих детей. Дети им рассказывают, почему не едят до первой звезды, что подавали на торжественный ужин, для чего пекли из теста различные фигурки, изображающие животных, зачем ряженые ходят по дворам на святочной неделе и что такое коляда.
Уж теперь-то они знают, почему наряжают у нас на Новый год ёлку, какие традиции у других праздников. Говорим о том, как празднуют сейчас и о том, какие традиции дети хотели бы передать своим детям.
Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники, проводя большую часть свободного времени у телевизора или компьютера. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, объединению детей, их родителей, бабушек и дедушек на основе общего интереса к генеалогии; развивает семейные увлечения и интересы, способствующие укреплению духовных ценностей семьи.
Как приятно было наблюдать за детьми, когда они рассказывали о своих дедах и прадедах! С каким уважением они называли их имена, показывали семейные реликвии, доставшиеся им от прадедов, рассказывали интереснейшую историю происхождения своей фамилии. Как внимательно слушали дети друг друга. Я думаю, что дети, изучающие корни своей родословной, изучающие историю своего края, будут любить своих ближних, с уважением относиться к предкам, семье, к той земле, на которой живут; ценить заслуги своего народа, гордиться их достижениями.
Таких детей никогда не назовут «Иванами, не помнящими родства своего». Эти дети – в свою очередь – воспитают поколение настоящих патриотов.
Кроме того, перед нами встаёт очень важная задача − исполнять на деле те принципы, которые мы пытаемся довести до сознания детей. Если я говорю о терпении, кротости, смирении, а сама при этом раздражаюсь, не сдерживаюсь в проявлении чувств, то получу ли я желаемый результат? Лицемерие убивает тех, с кем мы находимся, в первую очередь детей. Уча ребёнка любви к ближнему, необходимо самому проявлять её. Любовь может произойти только от любви.
Дети открывают вместе с прописными истинами самих себя, всё то доброе и нравственно ценное, что содержит человеческая душа, ещё не отягощённая дурными наклонностями. Наша задача позволить проявиться этому доброму и вечному; показать детям, что это не только хорошо, но и крайне необходимо в жизни человека, закрепить эту уверенность на содержательном уровне, привить противоядие к распространенным в обществе порокам. И пусть от нашего с вами труда мир станет лучше, а наши ученики займут достойное место в жизни.
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовётся.
Посеять в душах благодать,
Увы, не всякий раз даётся.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека.
И мы обязаны творить,
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в души молодые,
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться…
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться!
Закончить хочется притчей:
«Жил-был мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».
Всё в наших руках!