СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пробуждение интереса учащихся к изучению русского языка

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Всякое познание, на мой взгляд, начинается с удивления.  А удивление есть момент пробуждения интереса к предмету изучения. На примере изучения  одной из тем в 5,7 классах я покажу путь пробуждения интереса к изучаемой теме, к самостоятельной работе.

Просмотр содержимого документа
«Пробуждение интереса учащихся к изучению русского языка»

Выступление на МО учителей русского языка и литературы

Пробуждение интереса учащихся к изучению русского языка.

Современная реформа школьного образования содержит требование «совершенствовать методы и средства обучения, выдвигая на первый план активные его формы». Поиски таких форм в работе по развитию речи школьников открывают перед учителем большие возможности.

Всякое познание, на мой взгляд, начинается с удивления. А удивление есть момент пробуждения интереса к предмету изучения. На примере изучения одной из тем в 5,7 классах я покажу путь пробуждения интереса к изучаемой теме, к самостоятельной работе.

При знакомстве с диалогом и прямой речью обращаю внимание ребят на то, что реплика говорящего сопровождается глаголом сказал или синонимами к нему (в учебнике дается несколько синонимов). И.С.Тургенев в одной из своих книг (роман «Отцы и дети») использовал более 70 синонимов к глаголу сказал. Спрашиваю, какие книги сейчас читают ребята, и предлагаю желающим понаблюдать за употреблением в них синонимов. Через несколько дней ученики стали приносить листочки с выписанными синонимами. У одного - 73, у другого – 54, у третьего -90, а один мальчик нашел 105 синонимов. Среди них: сказал, спросил, поинтересовался, проговорил, ответил, перебил, застрекотал, сообщил, пробормотал, предложил, огрызнулся, гаркнул, залепетал, провозгласил, успокоил, подтвердил, оборвал, зашипел, просюсюкал…

Эта работа продолжается при изучении темы «Синонимы». Ребята познакомились с синонимами, имеющими эмоциональную окраску. Вывожу на интерактивной доске сказку В.А.Сухомлинского «Семь дочерей», семь раз употребив глагол сказать:

Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко. Вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери.

- Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу, - (сказала) первая дочь.

- Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, - (сказала) вторая.

- Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, - «сказала» третья.

- Мне тяжело было без тебя, как пчеле без цветка, - «сказала» четвертая.

- Ты снилась мне, как розе снится капля росы, - «сказала» пятая.

- Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья, - «сказала» шестая.

А седьмая девочка ничего не «сказала». Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу – помыть ноги.

Детям предлагаю подготовить пересказ сказки, употребив синонимы к повторяющемуся глаголу, что поможет раскрыть характер дочерей. Ребята с огромнейшим интересом использовали синонимы перебила, щебетала, лепетала, ворковала, проговорила…

При изучении рассказа «Муму» обратила внимание детей на то, что к синонимам глагола сказал писатель часто дает зависимые слова, придающие глаголам яркую эмоциональную окраску: произнесла робким и умильным голосом; проговорила изменившимся голосом; произнес не совсем твердым голосом.

Проведенная работа помогает учащимся впоследствии, при чтении диалогов, определить авторскую позицию, отношение к героям.

Большой интерес у семиклассников вызывают задания, включающие элементы исследовательской работы. Так, при изучении союзов предлагаю понаблюдать за использованием синонимов союза если в сказках А.С.Пушкина и в «Хамелеоне» А.П.Чехова. Ученики выписывают примеры (Коль ты старый человек…, Кабы я была царица..., Ежели каждый будет кусаться…) и делают выводы.

Обращаю внимание ребят на особенности синтаксиса описаний из «Бежина луга» И.С.Тургенева, «Тараса Бульбы» Н.В.Гоголя, «Песня о Соколе» М.Горького. В сильном классе даю задание сделать простейший синтаксический анализ тургеневского стихотворения в прозе «Воробей», разгадать секрет легкости, музыкальности, выразительности его языка. Учащиеся замечают, что в тексте мало причастий и причастных оборотов. Союзов всего 14, из них 11 раз употреблен союз и. Почти нет сложноподчиненных предложений. Самое большое сложное предложение состоит из шести простых: Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище… но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Для учителя-словесника есть еще один путь пробуждения интереса к предмету - тесная связь уроков литературы и языка. На уроках литературы внимание учеников постоянно обращено на языковые особенности текстов, а на уроках языка мы читаем и анализируем тексты художественных произведений. Приведу пример по изучению деепричастий. С интерактивной доски ребята считывают басню И.А.Крылова «Осел и соловей», находят глаголы, определяют их роль. А вот деепричастия дыша, внимая (Чуть-чуть дыша, пастух им любовался и только иногда, внимая Соловью, пастушке улыбался) помогают услышать тишину (ша, ая передают как бы легкий вздох). Можно использовать стихотворение И.А.Бунина:

Перед закатом набежало Промчался дождь, и лес зеленый

Над лесом облако – и вдруг Затих, прохладою дыша.

На взгорье радуга упала, Вот день! Уж это не впервые:

И засверкало все вокруг. Прольется – и уйдет из глаз…

Стеклянный, редкий и ядреный, Как эти ливни золотые,

С веселым шорохом спеша, Пугая, радовали нас!

Отмечается роль деепричастий в поэтической речи и причастий в научной.

Обычно словосочетание «контрольная работа» приводит детей к беспокойству, страху. Но и эта форма проверки знаний учащихся может стать интересной. Считаю, что задания контрольной работы должны служить формированию культуры речи, способствовать нравственному и эстетическому воспитанию учащихся, расширять их кругозор. Объем таких работ зависит от умения учащихся работать с флипчартами. Пример: В скольких фразах вместо точек можно употребить слово обоим? …сыновьям купили велосипеды. Мартышке и слоненку… нравятся бананы. … сестрам Золушки пришло приглашение на бал. По… сторонам дороги стояли косари маркиза де Карабаса. (в первых двух)

Найдите пары, в которых слова имеют одинаковые окончания: а) аллея - алея; б) рабочий – рыбачий; в) лесничий - лисий; г) ателье – платье; д) зной – земной.

Конечно, одни становятся грамотными благодаря выученным правилам, но ведь другие – и без особого их изучения. А третьи остаются безграмотными, выучив наизусть все правила учебников русского языка!

Поэтому, признавая необходимость при изучении тех или иных тем пользоваться традиционными способами познания, настаиваю все-таки на регулярном погружении ученика в ткань устной или письменной речи. Ведь дорогу осилит – идущий!

Хочется напомнить о несомненной связи между практической грамотностью человека и его образованием, всесторонним интеллектуальным развитием. Наша задача – дать ученику возможность такого развития, воспитать человека, любящего мудрость написанного слова, помочь становлению свободной, гуманно мыслящей личности.