СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Продолжаем размышлять о словах

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Продолжаем размышлять о словах»

Тема: «Продолжаем размышлять о словах».

Цель: Создание условий для формирования понятия синонимы; формирование умений распознавать среди предложенных слов синонимы и подбирать их к заданным словам.

Планируемые результаты:

Личностные: положительное отношение к языковой деятельности; заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;

Предметные: первоначальное представление о некоторых нормах русского языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных) и правилах речи; начальные умения выбирать адекватные языковые средства при составлении небольших; монологических высказываний;

Метапредметные: принимать и сохранять цель и учебную задачу; высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи; планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, доска.

Этап урока, цель этапа, время

Методы и приёмы обучения

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

Формы работы

Виды контроля, самоконтроля, взаимоконтроля

1

Мотивационный

Словесный(беседа)

Наглядный(доска)

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ксения Николаевна и сегодня я у вас проведу урок русского языка. Проверим порядок на своей парте. Встанем прямо.

Вы все молодцы! Садимся.

На доске девиз:

Учись, смекай,

Активным будь

И к знаниям

Откроешь путь!

Как вы понимаете этот девиз?

Какой настрой у вас после девиза?

Проверяют порядок на парте, встают прямо, садятся.



Работают с девизом.




Фронтальная

Контроль

2

Пальчиковая разминка

Словесный(объяснение)

Практический(упражнения)

«Мороз»

Вечер приближается (разведите руки в стороны,

Вьюга начинается (покачайте над головой руками из стороны в сторону).

Крепчает мороз (с усилием сожмите кулаки)

—Щиплет щеки, щиплет нос (пальцами слегка ущипните щеки и нос)

Руки стали замерзать (потрите ладони)

Надо их отогревать (подышите на ладони).

Вечер приближается (разведите руки в стороны)

Темнота сгущается.

На этом наша гимнастика закончена.

Выполняют разминку

Фронтальная

Контроль

3

Актуализация знаний

Словесный(беседа)

Ребята, давайте вспомним, о чём вы говорили на прошлом уроке?

Что вы знаете о них?



Что вы знаете о корне?

Что такое родственные слова?

Как мы обозначаем корень на письме? Правильно!

Об однокоренных словах.

Это слова у которых один корень

Отвечают.



Дугой.

Фронтальная

индивидуальная

Контроль

4

Самоопределение к деятельности


Давайте сделаем словарную работу.

Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и классная работа.

На доске вы видите слова, вам нужно сравнить слова в каждой группе и если есть лишнее, подчеркните его. А в однокоренных словах выделите корень и укажите орфограммы. Отметить опасные места

Слова:

Горе, горевать, горка

Рис, рисовать, рисунок

Мороз, морозец, заморозить

Один ученик выходит к доске, а остальные работают в тетради.

(Выполняю задание вместе с ними и проверяю орфограмму). О ударная е одной чертой, на а ударение о безудар. е безудар. т на конце это действие, у под ударением , мороз о безудар…

На доске слова, как вы думаете что у них общего?

Мороз стужа холод

Это одно и тоже? Почему? Как такие слова обозначаются?

Ребята, сегодня мы с вами продолжим размышлять о словах.

Что мы сегодня можем узнать?

Как вы думаете, чему мы сегодня научимся?

Что мы с вами должны выполнить?

лан:

  1. Узнаем, что такое синоним;

  2. Научимся находить синонимы;

  3. Выполним самостоятельную работу.

Записывают число и классная работа.

Выполняют словарную работу. Находят лишние слова, выделяют корень и орфограммы.













Один ученик выходит к доске.









Что такое синоним

Научимся находить синонимы

Выполним самостоятельную работу





5



Обобщение и систематизация знаний

Словесный (беседа, объяснение)

Наглядный (учебник)

Практический (упражнения)

Давайте откроем учебник на странице 26

и выполним упражнение 319.

Теперь прочитаем задание.

Попробуйте выполнить это упражнение самостоятельно в тетради, а потом мы с вами вместе проверим. Я даю вам 5 минут.

Давайте проверим, как вы сделали.

(спрашивает учащегося).

Какая первая пара у вас получилась? Как вы запишите эту пару слов?

Какое значение у этих слов?



Однокоренные эти слова? Почему?

Какая вторая пара получилась? Как будем писать?

Какое значение у этих слов? Они однокоренные?

Какая третья пара? Какое здесь значение?...

И какая четвёртая пара? Какое значение? …

Физминутка.

Давайте отдохнём и сделаем физ. минутку.

На зарядку становись!
На зарядку становись
Вверх рука, другая вниз! (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком меняем руки)
Повторяем упражненье,
Делаем быстрей движенья. (Руки перед грудью, рывки руками)
Раз - вперёд наклонимся.
Два - назад прогнёмся.
И наклоны в стороны
Делать мы возьмёмся. (Наклоны вперёд, назад и в стороны)
Приседания опять
Будем дружно выполнять.
Раз-два-три-четыре-пять.
Кто там начал отставать? (Приседания)
На ходьбу мы перейдём, (Ходьба на месте)
И урок наш вновь начнём. 

Хорошо, можете сесть на место.

Прочитайте правило в красной рамочке.

Как вы понимаете это правило? Хорошо.

Приведите примеры.









Как вы теперь назовёте слова «ел» и «кушал»? Почему?

А слова автомобиль и машина это синонимы? Почему?

Какого важного признака однокоренных слов нет у синонимов?




Открывают



Читают

Выполняют, записывают.





Один ученик объясняет.

Толковать – объяснять

(что-то рассказывать, объяснять)

Нет.

Смотреть – глядеть







Беседа- разговор



Алфавит- азбука





Выполняют упражнения.









































Читают правило.

Отвечают, синонимы – это слова, которые одно и тоже близкое, похожее значение



Синонимы.



Да, у них похожее значение



Одного корня.

Фронтальная

Индивидуальная

Контроль

Самоконтроль

6

Самостоятельная работа

Словесный (беседа, объяснение)

Практический (задания)

Наглядный (учебник)

Теперь откройте упражнение 321. Вам нужно найти и выписать парами слова-синонимы.

Проверяю.



Какие пары вы выписали?



Какое значение у этих слов?

Это слова синонимы? Почему?

Давайте выполним задание на слух. Вам нужно записать только однокоренные слова: чайник, нечаянно, чай, чайка, чайная.

Какие слова вы записали?

Какое значение у этих слов?



А почему вы не записали слово «нечаянно» и «чайка»?

Выделите у записанных слов корень?

Как мы выделяем корень? Хорошо.

Теперь подчеркните то слово, которое помогает объяснить значение всех других.

Какое слово вы подчеркнули? Почему?

Выполняют упражнение









Пошёл – повалил, метель – пурга.

Отвечают.

Да.

Записывают.







Чайник, чай, чайная.





У них нет корня чай



Выделяют

Дугой

Подчёркивают слово чай



Чай


Фронтальная

Индивидуальная

Контроль

Самоконтроль

7

Итог

Словесный (беседа)

Наглядный (доска)

Что нового вы сегодня узнали?

Мы узнали, что такое синонимы?

Что такое синонимы?



Мы научились находить слова синонимы?



Что такое родственные слова?

Что такое корень и как мы его выделяем?

Мы выполнили самостоятельную работу?

Что такое синонимы.

Да

Это слова с похожим значением

Да.





Дугой.

Да.

Фронтальная

Индивидуальная

Конроль

8

Рефлексия


На ваших партах лежат весёлые и грустные снеговики. Поднимите веселый – это значит всё хорошо и всё понятно, а второй грустный – это значит, что вы ничего не поняли и вам грустно.


Оценивают свою деятельность.



9

Инструктаж к д\з

Словесный (объяснение)

Номер 323 дома будете работать

Как вы думаете, что вы будете делать?

Записывают, слушают, отвечают

Фронтальная

Контроль