« Продолжение казачьих традиций
в Крымской средней школе»
Работу выполнили:
Макарова Ксения
Ребреева Лилия
Руководитель:
Тёхина Г.М.
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Крымская средняя общеобразовательная школа
346565, Усть-Донецкий район х. Крымский ул.Черемушки,24
тел/факс 8(86351)94593, E-mail [email protected]
2017г.
Известный советский учёный, общественный деятель, писатель Дмитрий Сергеевич Лихачев сказал: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу… Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
Мы – коренные жители хутора Крымского. Наши деды и прадеды издавна жили и трудились здесь. В сборнике статистических данных Донской епархии 1896 года есть сведения о том, что казаками «хутора Крымскаго, той же Кочетовской станицы, Одигитриевская церковь построена в 1854 году… Хутор находится в семидесяти верстах от епархиальнаго города Новочеркасска и в тридцати верстах от благочиннаго…». Согласно переписи в хуторе Крымский проживало лиц войскового сословия 1907 человек. Из них дворяне и их семьи -12 человек, казаки и их семьи – 1895 человек. Вся жизнь хуторского общества, воспитание и обучение детей строились согласно вековым традициям казачества.
В настоящее время в России происходят процессы возрождения казачьей общности. В свете этого невозможно не обращать внимания на казачью культуру и традиции, пренебрегать ими, игнорировать их существование. Исторический и культурный опыт казачества – это ценнейший элемент исторического наследия нашей страны.
Наши предки–казаки свято чтили традиции и обычаи своих дедов и отцов. Учащиеся Крымской средней школы стараются следовать их примеру.
Согласно постановлению Правительства Ростовской области, приказу Департамента по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области от 30.07.02014г № 117 муниципальному бюджетному учреждению Крымской средней общеобразовательной школе присвоен статус «казачье».
С 2014-2015 учебного года педагогический коллектив, учащиеся, родители стали участниками социально-педагогического проекта перспективного развития школы: «Построение целостного культурно-образовательного пространства школы на основе казачьей этнокультуры».
Заповеди казаков стали своеобразным ориентиром для учащихся нашей школы. Весь коллектив активно работает над созданием целостной системы казачьего образования в соответствии с разными категориями учащихся.
В нашей школе уже на протяжении нескольких лет реализуются курсы этнокультурной и региональной (казачьей) направленности: это
«Основы православной культуры» в 4 классе;
«Доноведение» ;
«История Дона»;
«Литература Дона»;
«География Дона»
Целью этих курсов является формирование целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию родного края.
«Честь и доброе имя для казака дороже жизни» - эту заповедь выполнил выпускник нашей школы Старшинов Дмитрий буквально ценой своей жизни. Дмитрий добровольцем принимал участие в контртеррористической операции в Чечне. Находясь в сторожевом охранении взводного опорного пункта «Нефтяное», обнаружил группу боевиков и принял неравный бой. За самоотверженный поступок, мужество и отвагу Старшинов Дмитрий Владимирович удостоен награждения орденом Мужества (посмертно).
По инициативе учащихся на нашей школе была установлена мемориальная доска в память о герое.
Примером служения Отечеству стали для наших ребят донские атаманы: Платов, Бакланов, Краснощёков и другие. В каждом классе оформлены уголки классных объединений имени казачьих атаманов.
Всю гражданскую жизнь казаки рассматривали как подготовку к опасностям войны. «Хорош на гумне, будет хорош и на войне», «И один в поле воин, если он по-казачьи скроен» - говорили о тренировках молодых казаков.
Военно-патриотическая работа в нашей школе ориентирована на формирование у ребят высокого патриотического сознания, идеи служения Отечеству, способности к его вооруженной защите. Для решения этих задач проводятся конкурсы сочинений, стихов на военно-патриотическую тематику, конкурсы рисунков «На страже Родины», традиционными стали смотры строя и песни, конкурсы инсценированной песни, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-афганцами. Казачата нашей школы принимают участие в митингах ко Дню Победы, освобождению хуторов Крымского поселения от фашистских захватчиков.
В рамках этого направления проводятся внутришкольные соревнования по военно-прикладному четырёхборью, встречи с представителями кадетских корпусов. Учащиеся нашей школы регулярно участвуют в военно-спортивной игре «Казачий сполох».
Изучение быта и традиций казачества проходит в разных формах:
• неделя начальных классов «Казаки и казачки»,
• классные часы «Герои и подвиги», «Казачий край»,
• музыкальный конкурс «Мы с тобой – казаки»,
• «Осенняя казачья ярмарка»,
• Коллективное творческое дело «Истоки народных традиций».
Ежегодно в рамках предметных недель проводится масса внеклассных мероприятий, связанных с региональным компонентом, с темой казачества. Учащиеся нашей школы – постоянные участники Калининских чтений…
Ребята не только знакомятся с культурой, бытом, прикладным искусством своих предков, но и пробуют себя в творчестве, мастерят поделки, разучивают казачьи игры и песни. Выпускники 2015 года вместе с родителями обустроили в школьном дворе клумбу в казачьем стиле.
В нашей школе есть краеведческое объединение КЛИО. Под руководством Тёхиной Галины Михайловны нам удалось собрать очень интересную информацию о жизни и быте потомственных казаков, были найдены старинные фотографии, предметы быта. Так появился краеведческий уголок «Казачий уклад».
Мы пишем исследовательские работы о наших земляках, оформляем выставки, создаём презентации, слайдфильмы, выступаем со своими работами на ежегодной краеведческой конференции и перед учащимися нашей школы.
Итоги внеурочной деятельности подводятся на ежегодном отчётном концерте «Школьная весна». В прошлом году главной темой этого концерта была тема сохранения казачьих традиций.
Казачье воспитание отличалось традицией почитания и уважения к старшим. «Господа старики – первейшие казаки», - говорили на Дону. Все ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла, дети войны являются нашими подшефными. Ребята не только поздравляют ветеранов с праздниками, но и оказывают им посильную помощь. Встречи с пожилыми людьми – это ещё и очень интересные рассказы об истории нашего хутора, о войне.
«Казак без веры - не казак». Православие играло особую роль в жизни казачества. С верой шли в бой, трудились и воспитывали детей.
Учащиеся нашей школы принимают активное участие в организации православных праздников, изучают духовные наследия на уроках основ православной культуры, оказывают помощь в уборке территории храма иконы Одигитрии (Путеводительницы), Святого источника.
С целью формирования активной жизненной позиции школьников, любви к окружающей природе в школе традиционно проходят экологические десанты по очистке берега реки Сухой Донец, территории школы. Проводятся акции «Покорми птиц», конкурсы рисунков на экологическую тему. Учащийся 11 класса Фролов Андрей разработал эскиз баннера для хуторов Крымского поселения, посвящённый году экологии в России.
Летние каникулы – это время отдыха ребят. Но ещё это время поездок и экскурсий. Ребята, отдыхавшие в школьном летнем оздоровительном лагере, посетили Старочеркасский музей-заповедник, Новочеркасский музей донского казачества, Раздорский этнографический музей, побывали в «Затерянном мире» и в музее Нижнекундрюченской школы.
В процессе подготовки этого выступления, мы сделали выводы о том, что в нашей школе:
-накапливается опыт реализации регионального компонента, связанного с историей казачества, его культурой, бытом, традициями, фольклором;
-формируется воспитательная система, способствующая становлению личности донского казака, казачки.
Но самое главное: крепнет связь поколений, гордость своей историей, любовь к своей Родине.
И мы с гордостью говорим: «Слава тебе - Господи, что мы - казаки!»