Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №22"
Наумова А.Э.
Иллюстрированный альбом
к
произведениям русской литературы. Пейзаж
По материалам творческого проекта
Билимбай
2020
Сопоставление
пейзажных зарисовок литературных произведений К.Д.Ушинского
и художественного творчества
Константин Дмитриевич Ушинский (1823 – 1870) – русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России. Его произведения заключают в себе наглядный моральный урок и несут читателям конкретные знания. Использование природы в воспитании детей, а в более старшем возрасте использование естествознания как науки о природе связано у К.Д.Ушинского с идеей народности. Воспитание, построенное на народности, должно углублять высокое чувство любви к Отечеству. Необходимо хорошо знать свою родину, ее язык, ее историю, ее природу.
К.Д.Ушинский. «Зима».
Отрывок из произведения: «Зимою солнышко хоть и светит, но мало греет. Оно недолго остается на небе. Зимние дни гораздо короче летних, а ночи длиннее. В России зимы продолжаются долго и бывают иногда очень холодны. Реки и озера замерзают так, что по льду можно ходить и ездить. Земля покрывается толстым слоем снега».
Для иллюстрирования отрывка можно привести в пример картину русского художника Константина Коровина «Русская деревня под снегом», на которой я вижу вечерний зимний пейзаж и дорогу, накатанную санями.
К.Д.Ушинский. «Лето».
Отрывок из произведения: «Однако ж долгая засуха вредна для растений, которые любят тепло, но любят и влагу; тяжела она и для людей. Вот почему люди радуются, когда набегут грозовые тучи, грянет гром, засверкает молния и освежительный дождь напоит жаждущую землю».
Для иллюстрирования отрывка можно привести в пример картину русского художника Бориса Кустодиева «Лето. Поездка в Терем», на которой изображено дождевое летнее небо.
Сопоставление
пейзажных зарисовок литературных произведений И.С.Тургенева
и художественного творчества
Иван Сергеевич Тургенев (1818 – 1883) – знаменитый русский писатель и поэт, публицист и драматург, классик русской литературы 19 века. «Тургеневский пейзаж… психологичен. Природа у Тургенева сама живет, дышит, изменяется в каждом своем мгновении, или гармонируя с чувствами и переживаниями человека, или оттеняя их, становясь участником данной нравственно-психологической коллизии или ситуации», — писал литературовед С. М. Петров.
И.С.Тургенев. «Бежин луг».
Отрывок из произведения: «Это просто были крестьянские ребятишки из соседних деревень, которые стерегли табун. В жаркую летнюю пору лошадей выгоняют у нас на ночь кормиться в поле: днем мухи и оводы не дали бы им покоя. Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун — большой праздник для крестьянских мальчиков».
Для иллюстрирования отрывка можно привести в пример картину русского художника-передвижника, живописца Владимира Маковского «Ночное», которая изображает крестьянских мальчиков, пасущих ночью коней.
И.С.Тургенев. «Записки охотника».
Отрывок из произведения: «Солнце село, но в лесу ещё светло; воздух чист и прозрачен; птицы болтливо лепечут… Внутренность леса постепенно темнеет; …свет вечерней зари медленно скользит по корням и стволам деревьев, поднимается всё выше и выше, переходит от нижних, почти ещё голых, веток к неподвижным, засыпающим верхушкам… Вот и самые верхушки потускнели... Лесной запах усиливается, слегка повеяло тёплой сыростью; влетевший ветер около вас замирает. Птицы засыпают – не все вдруг – по породам: вот затихли зяблики, через несколько мгновений малиновки, за ними овсянки…»
Для иллюстрирования отрывка можно привести в пример картину русского художника Григория Мясоедова «Охотник», где изображён охотник, оказавшийся в вечернем весеннем лесу.
И.С.Тургенев. «Лес и степь».
Отрывок из произведения: «Знаете ли вы, например, какое наслаждение выехать весной до зари. На темно-сером небе кое-где мигают звезды; влажный ветерок изредка набегает легкой волной; слышится сдержанный, неясный шёпот ночи; деревья слабо шумят, облитые тенью».
Для иллюстрирования отрывка можно привести в пример картину русского художника-пейзажиста Алексея Саврасова «Вечерний свет», на которой показано необычайной красоты небо и затишье в природе.
И.С.Тургенев. «Малиновая вода».
Отрывок из произведения: «Солнце так и било с синего, потемневшего неба; прямо перед нами, на другом берегу, желтело овсяное поле, кое-где проросшее полынью, и хоть бы один колос пошевельнулся. Изредка под нависшим кустом всплывала большая рыба, пускала пузыри и тихо погружалась на дно, оставив за собою легкую зыбь».
Для иллюстрирования отрывка можно привести в пример картину русского художника-пейзажиста Николая Богданова-Бельского «Рыболовы», где я вижу детей на берегу реки.
Сопоставление
пейзажных зарисовок литературных произведений М.М.Пришвина
и художественного творчества
Михаил Михайлович Пришвин (1873 – 1954) – известный советский писатель, прозаик, публицист. Автор большого количества произведений для детей, рассказов о природе и охоте. «Певец русской природы», – так кратко охарактеризовал Пришвина писатель К.Г.Паустовский. Действительно, все произведения Михаила Пришвина пропитаны особым отношением писателя к окружающей его природе, и изложены они в очень красивой языковой форме.
М.М.Пришвин. «Деревья в лесу».
Отрывок из произведения: «Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло, что только вот не тает. Деревья окружены снегом, ели повесили громадные тяжелые лапы, березы склонились и некоторые даже согнулись макушками до самой земли и стали кружевными арками».
Для иллюстрирования отрывка можно привести в пример картину немецкого художника, мастера пейзажа, Мораса Вальтера «Опушка зимнего леса», которая с необычайной красотой изображает зимний лес.
М.М.Пришвин. «Тихий снег».
Отрывок из произведения: «Говорят о тишине: «Тише воды, ниже травы…» Но что может быть тише падающего снега! Вчера весь день падал снег, и как будто это он с небес принес тишину… И всякий звук только усиливал ее: петух заорал, ворона звала, дятел барабанил, сойка пела всеми голосами, но тишина от всего этого росла. Какая тишина, какая благодать».
Для иллюстрирования отрывка можно привести в пример картину русского художника Константина Горбатова «Зимний пейзаж с церковью Рис», которая иллюстрирует красоту зимней природы.
М.М.Пришвин. «Белая радуга».
Отрывок из произведения: «Это бывает на болотах в самые хорошие дни. Для этого нужно, чтобы в заутренний час поднялись туманы, и солнце, показываясь, лучами пронизывало их. Тогда все туманы собираются в одну очень плотную дугу, очень белую, иногда с розовым оттенком, иногда кремовую».
Для иллюстрирования отрывка можно привести в пример картину британского живописца, мастера романтического пейзажа, Уильяма Тёрнера «Радуга», на которой я вижу необычную белую радугу.
М.М.Пришвин. «Золотой луг».
Отрывок из произведения: «Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг – золотой!»»
Для иллюстрирования отрывка можно привести в пример картину Евгения Ильина «Одуванчики», русского живописца и графика ХХ века, где необычаен луг из одуванчиков.
Сопоставление
пейзажных зарисовок литературных произведений
К.Г.Паустовского
и художественного творчества
Паустовский Константин Георгиевич (1892 – 1968) – русский советский писатель, сценарист и педагог, журналист, военный корреспондент. Во второй половине XX века его повести и рассказы вошли в российских школах в программу по русской литературе для средних классов как один из сюжетных и стилистических образцов пейзажной и лирической прозы.
К.Г.Паустовский. «Снег».
Отрывок из произведения: «Маленький дом – всего в три комнаты – стоял на горе, над северной Рекой, на самом выезде из городка. За домом, за облетевшим садом, белела березовая роща. В ней с утра до сумерек кричали галки, носились тучами над голыми вершинами, накликали ненастье».
Для иллюстрирования отрывка можно привести в пример картину русского художника Аркадия Пластова «Первый снег», изображающую деревенскую улицу в один из первых зимних дней.
К.Г.Паустовский. «Степная гроза».
Отрывок из произведения: «Серый от старости деревянный дом приткнулся к склону оврага. Вверху по краю оврага шумели от весеннего ветра голые вербы, а внизу бормотал и переливался через погнутую немецкую каску мелкий ручей».
Для иллюстрирования отрывка можно привести в пример картину русского художника-пейзажиста Михаила Клодта «Волга под Симбирском», которая позволяет представить прохладный весенний вечер.