СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Продуктивная деятельность на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование элементов методики Шаталова на уроках русского языка как повышение продуктивной деятельности учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Продуктивная деятельность на уроках русского языка»


Продуктивная деятельность на уроках русского языка

(по методике В.Ф.Шаталова)

МБОУ СОШ №11 г. Новосибирска





учитель русского языка и литературы Мотова Ирина Владимировна

2020 г.






Содержание



  1. Введение. 2 стр.

  2. Психолого-педагогическое обоснование выбранной темы. 2 стр.

  3. Цели и задачи. 3 стр.

  4. Содержание работы «Продуктивная деятельность на уроках русского языка» (на основе элементов методики В.Ф.Шаталова):

1. Преимущество крупноблочного обучения. 3 стр.

2. Методика обучения русскому языку с использованием опорных конспектов (На примере темы «Словообразование», 6 класс): 5 стр.

а) Уроки изложения новых знаний. 5 стр.

б) Уроки воспроизведения знаний. 7 стр.

в) Уроки выработки умения применения применять теорию на практике. 10 стр.

г) Уроки обобщения и систематизации знаний. 13 стр.

д) Уроки применения и совершенствования знаний, выработки прочных умений и навыков. 14 стр.

е) Уроки открытых мыслей. 15 стр.

ж) Контроль за знаниями, умениями и навыками учащихся. 15 стр.

З) Лексическая работа. 16 стр.

V. Тематический план (Особая последовательность материала) 16 стр.

VI. Отслеживание результатов. 17 стр.

VII. Организация мотивационной сферы ученика. 17 стр.

VIII. Анализ работы. 17 стр.

IX. Результативность. 18 стр.

X. Литература. 19 стр.













I. Введение.

Проработав более 30 лет в школе, я убедилась, что у многих учащихся снижен, а то и вовсе потерян, интерес к учению. Если к этому прибавить, что не у всех одинаково развиты способности, память, чувство языка, логическое мышление, умение использовать на практике приобретенные знания, то картина и вовсе получается нерадостная. Как же сделать деятельность учащихся на уроке продуктивной? Как решить проблему научить ребенка учиться осмысленно?

Известный педагог-новатор В.Ф. Шаталов нашел, как мне кажется, ключ к решению самых острых и больных вопросов современного образования. Его система нацелена на гармоническое развитие личности ученика, на формирование у школьников постоянного интереса к учению, обеспечивает прочные, глубокие знания, делает радостным труд учителя.

О методике обучения Шаталова высказываются самые противоречивые мнения на страницах газет и журналов.

- Система Шаталова – это репетиторство, она тянет к старой школе зубрежки, рассчитана лишь на самых отстающих школьников, не развивает творческое мышление, в ней нет ничего нового, - утверждают одни. В своей статье «Словесность по стрелкам и порциям» (Русский язык и литература. 1990. -№ 12) И.И. Аркин рассматривает конспекты в отрыве от всего учебно-методического процесса, пишет, что расшифровка схем утомительна для ребят, упрекает учителей, работающих по методике Шаталова в том, что они учат не языку, а грамматике, утверждает, что «ученику нужна не сумма правил, а умение владеть языком».

-Опоры и схемы сегодня нужны школе. Подача учебного материала крупными блоками устраняет его дробление, исключает из практики учителя «жевательную методику». Благодаря опорам и схемам, все, что делается на уроке, приобретает осмысленный характер, вызывает интерес учащихся. Естественно, это повышает эффективность процесса передачи знаний. Недаром методики с использованием опор принято называть комфортными. В значительной степени на них опирается педагогика сотрудничества, - говорят другие, последователи методики Шаталова.

Кто же прав?


II Психолого-педагогическое обоснование выбранной темы.

Методика педагога-новатора В.Ф. Шаталова перестала быть детищем одного автора.

Многие учителя, убедившись в эффективности этой методики, включились в ее совершенствование. Среди них учитель г. Донецка Ю.С. Меженко, чьи работы не раз были опубликованы в журнале «Русский язык и литература», преподаватель г.Новосибирска Г.Ф. Гузова, чей опыт был одобрен коллегией управления народного образования. В нашей школе много лет работала по методике Шаталова опытнейший учитель математики Н.А. Бурухина .Сейчас Н.А. на заслуженном отдыхе. Ее ученики всегда имели прочные знания по предмету, были увлечены математикой, хорошо подготовлены к поступлению в высшие учебные заведения.

15 лет назад и я решилась на эксперимент в своей педагогической деятельности: обобщая опыт преподавателей, работающих по системе Шаталова, использовать в своей работе элементы его методики.

В классе, в котором я работаю, преподавание русского языка ведется с использованием элементов методики Щаталова, поэтому ребята испытывают психологический комфорт: подобная организация труда помогает школьникам овладевать прочными знаниями и умениями, затрачивать при этом меньшее количество времени. Работаю в этом классе второй год. Класс своеобразный по составу: у 70% учащихся преобладает логическое мышление. Из 24 человек – 16 учится на «четыре» и «пять», это ребята с исполнительно-активным и творческим уровнем познавательной активности: осознанно воспринимают учебную задачу, с желанием включаются в учебную деятельность, часто предлагают оригинальные пути решения. Пять учащихся с относительно-активным уровнем познавательной активности: включение в деятельность у них не подкрепляется волевыми и интеллектуальными усилиями. Такие ученики с желанием приступают к новым видам работы, однако, при затруднениях также легко теряют интерес к учению. Три ребенка в классе с нулевым уровнем активности: пассивны, медленно включаются в работу, воспринимают материал после двух-трех кратного объяснения, в рассуждении не идут дальше второго звена логической цепочки, имеют недостаточно высокий навык техники чтения и орфографической грамотности.


III. Цели и задачи.

Работая в таком классе и используя элементы методики Шаталова, я для себя определила следующие цели и задачи:

1.Способствовать освоению учениками коммуникативной функции языка

2. Развивать речь учащихся в единстве ее мотивации, содержательности и правильности.

3. Совершенствовать на практике приобретенные учащимися знания.

4. Создать благоприятный психологический климат процесса учения в целом и урока в частности.

5. Стимулировать познавательную и мыслительную активность учащихся.

6. Способствовать развитию зрительной памяти школьников.

7. Создавать условия для творческого самовыражения каждого ученика, побуждать его к самостоятельности в учении.

8. Формировать высокий уровень внутренней мотивации самих школьников к учебному труду.

9.Воспитывать у учащихся любовь к русскому языку.

На примере одной темы «Словообразование» постараюсь показать, как я добиваюсь усвоения материала всеми учащимися, как решаются задачи, поставленные мною для реализации основных целей обучения русскому языку.



IV. Содержание работы «Продуктивная деятельность на уроках русского языка» (на основе элементов методики В.Ф.Шаталова)

1. Преимущество крупноблочного обучения.

Научить владеть языком – конечная цель процесса лингвистического образования. А для этого нужно обладать определенной суммой теоретических знаний.

Усвоение теоретических знаний вызывает существенные трудности у школьников. Опыт показывает, что если теоретический материал группируется в крупные блоки, то появляется возможность значительно увеличить объем изучаемого на уроке материала без перегрузки учащихся. Такой подход соответствует современным психологическим рекомендациям, получивших подтверждение в многочисленных экспериментах Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, Н.А. Менчинской и др., где была доказана эффективность «2-го вида обобщения» - движения от абстрактного к конкретному, раннего сопоставления сходных понятий, а не изолированного изучения каждого из них.

Преимущество крупноблочного изучения рассмотрим на примере 6 класса. В учебнике Ладыженской, Баранова , Тростенцовой 105 параграфов, в 64 из которых дается новый материал, большое количество терминов. И каждое слово нужно осмыслить, связать все между собой и одновременно с ранее изученным. Как это сделать? Сколько нужно для этого времени, 106 часов - на закрепление и повторение. На час теоретических сведений приходится приблизительно 1,7 часа практики.

При такой организации процесса обучения новое изучается почти до самого конца учебного года, времени на закрепление явно не хватает. Не успевают ученики достаточно глубоко осознать одну «порцию» теории, как им предлагается еще одна, и так идет непрерывно. Для того чтобы обобщить весь материал, увидеть его целиком, разложить его «по полочкам» долговременной памяти, - времени уже не остается.

Вот как выглядит в 6 классе изучение теоретического материала по теме «Словообразование» крупными блоками в сравнении с традиционным подходом: по традиционной методике - 8 часов; при использовании крупных блоков – 2 часа. Освобождается целых 6 часов для закрепления и повторения теоретических знаний, для выполнения большого количества практических упражнений. Поэтому весь теоретический материал я изучаю не по обычной схеме («урок – небольшая тема»), а укрупненными блоками. На материале блока разрабатывается конспект – наглядная схема, в которой закодировано основное содержание раздела. Опорные конспекты во многом схожи со школьными наглядными пособиями. Но в отличие от последних они содержат знаки, конкретизирующие содержание абстрактного теоретического материала: рисунки, ключевые слова, короткие фразы и т.д. Одна из важнейших задач опорного сигнала – облегчение понимания новой информации и закрепление ее в долговременной памяти. Систематизация и логичность представления учебного материала облегчают работу всех механизмов произвольной памяти.

Как известно, у каждого человека работают в разной степени все три механизма памяти: слуховая, зрительная, двигательная. И если в процессе обучения все они целенаправленно используются, то уровень усвоения нового материала повышается. Это учитывается в методической системе В.Ф. Шаталова. При объяснении нового материала с помощью опорных сигналов работают зрительная и слуховая память, причем способ запоминания не механический, а основанный на установлении смыслового понимания сигналов. При воспроизведении опорных конспектов как контрольном моменте усвоения знаний подключается двигательная (моторная) память.

В моей работе системно используется многократное вариативное повторение (в том числе и на базе опорных сигналов), что обеспечивает сохранение информации в долговременной памяти. Такое осмысленное запоминание является альтернативой механическому заучиванию, зубрежке.

Разработка и составление опорных конспектов проходит в три

        1. Подбор фактического материала.

        2. Генерализация материала.

        3. Кодирование материала. Составление опорного конспекта. Также нужно учитывать принципы создания опорных конспектов.

Вот основные требования к ним:

1. Опора на сигнал.

2. Лаконичность.

3. Структурность. Автономность блоков.

4. Удобство восприятия и воспроизведения.

5. Непохожесть опорных конспектов между собой.

6. Принцип акцента на основных смысловых элементах.

7. Принцип привычных стереотипов и ассоциаций.

8. Принцип занимательности, парадоксальности.

9. Унификация обозначений.

10. Цветовое оформление.

11. Шрифт.

12. Разнообразие опорных сигналов.

13. Вариативность речевых образований.

14. Принцип свертывания и развертывания информации.

В своей работе я пользуюсь не только готовыми опорными конспектами, но и составляю их самостоятельно. Периодически подобные задания даю ученикам. Но такой работе предшествует коллективное выполнение похожего задания в классе под непосредственным моим руководством. Несколько самостоятельно подготовленных ОК записываются на листки бумаги, обсуждаются на очередном уроке и только после этого все вносят в свои тетради комбинированный вариант, составленный из наиболее удачных деталей различных конспектов ребят.

Польза от такой работы несомненна: трудясь над выполнением задания, ученик несколько раз читает параграфы учебника, в поисках формы его графического изложения обдумывает материал и одновременно, даже против воли, хорошо его запоминает.

Кроме ОК в своей работе использую и другие, не менее эффективные средства обучения, такие, как различного рода схемы, таблицы, алгоритмы.


2. Методика обучения русскому языку с использованием опорных конспектов (на примере темы «Словообразование», 6 класс)

А) Уроки изложения новых знаний.

Определяю для себя задачи изучения раздела: закрепить знания о структуре слова; дать учащимся представление об основных способах образования слов в русском языке; совершенствовать умения производить морфемный разбор слова с учетом его значения и особенностей образования, производить словообразовательный разбор слова; формировать умения учитывать значение морфем при выборе их правильного написания.

  1. Беглое повторение основного материала, знание которого необходимо для усвоения изучаемой темы. Ребята заранее дома повторяют конспект «Состав слова» (5 класс). На доске таблица «Морфемы» (значимые части слова).

Учащимся предлагается, опираясь на таблицу, ответить на вопросы:

1) Какова роль морфем в языке?

2) На какие виды делятся морфемы?

3) В какой части слова находится приставка и суффикс?

4)Что выражает каждая из значимых частей слова?

5) На какие две части делится изменяемое слово? Из каких частей состоит основа слова?

6) Чем отличаются формы слова и однокоренные слова?

Эта таблица поможет при повторении сведений, усвоенных в разделе «Состав слова и словообразование», при изучении способов образования частей речи, а также в конце школьного курса.

Чтобы формирование у школьников умений разбирать слова по составу, делать их словообразовательный анализ шло успешнее, я даю им ориентир, позволяющий видеть значимые части слова (морфемы) «в лицо», знать, какие из них присущи тем или иным частям речи. Это будет способствовать не только осмысленному отношению к составу слова, но и формированию навыков правописания, связанных со структурой слова, его словообразовательными элементами. Поэтому на доске еще одна таблица «Наиболее употребительные суффиксы русского языка», знакомая ребятам по 5 классу. Поскольку материал таблицы требует практического освоения, а не заучивания, таблицу вывешиваю в классе не на один урок, чтобы учащиеся могли обращаться к ней в процессе работы над темой «Словообразование», при образовании частей речи, в конце школьного курса.

На повторение отводится 5-7 минут.

  1. Первое обстоятельное знакомство класса с новым материалом.

Чтобы активизировать внимание учащихся, формулирую проблемные вопросы:

– Как отражается в языке появление новых предметов? (Появляются новые слова; это учащиеся знают из ранее изученного раздела «Лексика»)

– А откуда берутся новые слова в языке? (Заимствуются из других языков и создаются по правилам русского языка на основе имеющихся слов)

– А как они создаются? К чему прибавляются?

Таким образом, мотив интеллектуального побуждения рождает интерес учащихся к самому процессу умственной деятельности, желание найти ответ на поставленный вопрос.

В объяснение нового материала включаю элементы беседы:

-Слова в русском языке образуются на основе слов, словосочетаний, предложений.

На доске записаны примеры:

на основе слов: травяной (трава), тишь (тихий), приплыть (плыть);

на основе словосочетаний: труднодоступный перевал (трудно доступный перевал);

на основе предложений: перекати-поле (Перекати поле).

– Мы ответили на первую часть вопроса: от чего (или ,по-другому, на основе чего) образуются слова. Теперь узнаем, с помощью каких языковых средств они образуются. Рассмотрите таблицу:

П олянка поляна

П рилететь лететь

Н аколенник колено

Синь синий



– Сравните лексическое значение и состав слов в левой и правой колонках. В какой колонке слова образованы от слов другой колонки? С помощью чего они образованы?

Далее, используя ОК «Словообразование», я знакомлю учащихся со способами образования слов. Отдельные части темы повторяю 2-3 раза, выделяя голосом важнейшие моменты. Не исключается, однако, ни частично-поисковый метод, ни полностью самостоятельное изучение школьниками соответствующего материала учебника. Все это занимает около 10 минут.

  1. Столько же времени отводится ученикам на копирование ОК. Работа выполняется в специальной рабочей тетради – ручкой или карандашом, то есть не в цвете.

  2. Сверка ОК с учебником: выборочное чтение текста параграфов, выделение главного. Время – до 5 минут.

  3. Закреплению теоретических знаний посвящается оставшаяся часть урока. Используются:

– фронтальная беседа по конспекту;

– воспроизведение по плакату (полное или частичное);

– взаиморассказ по конспекту;

– его проговаривание.

  1. Домашнее задание полностью посвящается усвоению теоретического материала:

– в тетради по памяти восстановить ОК, сделать это в четыре цвета (черным цветом писать заголовки, красным – выделять главный материал темы, синим – весь остальной; зеленым записывать примеры, иллюстрирующие правило или исключение из него);

– выучить ОК, чтобы уметь его воспроизводить;

– обдумать те места ОК, где стоят знаки, требующие творческой доработки (привести примеры).

Б) Уроки воспроизведения знаний.

За изложением нового материала нецелесообразно планировать самостоятельную работу.

На втором уроке закрепляются теоретические знания.

  1. На протяжении 6-8 минут производится фронтальная подготовительная беседа по опорному конспекту, полный рассказ по всей теме или пересказ по частям (блокам). Как возможный вариант занятия: консультанты проводят такую же работу в своих группах.

  2. Все ученики в специальных тетрадях приступают к письменному воспроизведению ОК. Эти тетради хранятся только в классе. Письменный опрос длится 10-15 минут, в зависимости от сложности ОК. Одновременно, несколько человек (по очереди) приглашаются на «тихий опрос. Ученик отвечает, стоя спиной к классу, лицом к учителю. При устном опросе учащиеся пользуются или ОК, или опорными плакатами (при ответах у доски). Психологическая раскрепощенность учащихся при таком опросе определяется целым рядом объективных составляющих:

1). Отпадает необходимость в одновременном выполнении нескольких операций: удерживать в памяти план рассказа, вести самому рассказ и мысленно обрабатывать тот материал, который должен заполнить абзацы между взаимосвязанными опорными сигналами. Как показывают исследования психологов, одновременное выполнение нескольких умственных операций ведет к повышенной утомляемости или к непродуктивному выполнению каждой из этих операций.

2).Упрощается оперирование новыми терминами, а это, в свою очередь, приводит к неожиданному эффекту: из речи учащихся практически полностью исчезают слова-паразиты. Раньше, при ответе, учащиеся употребляли эти слова для того, чтобы выиграть время для обдумывания новых слов и речевых построений. При озвучивании ОК важно, чтобы ответ был ясен, доказателен, последователен и детализирован. Довести мысль, в том числе и отвечающего ученика, до абсолютного понимания ее каждым – вот непреложная заповедь учителя.

  1. Строго очерченные рамки обязательного рассказа полностью исключают случайные срывы, способствуют возникновению чувства уверенности в успехе и тем самым благотворно отражаются на психологическом климате урока.

В своей работе использую «тихий» и «громкий» (у доски) опрос. «Тихий опрос» очень хорош в тех случаях, когда ученик не уверен в себе или чувствует негативное отношение к себе со стороны класса. Во время устного ответа у доски весь класс внимательно слушает, так как после – кто-нибудь будет дополнять или исправлять допущенные ошибки. При выставлении отметки учитываются и пожелания, и неудовольства всего класса, но, разумеется, только справедливые, а не личного характера.

Письменное воспроизведение имеет немало положительных моментов: оно охватывает весь класс, побуждая каждого ученика добросовестно готовить домашние задания, способствует формированию моторной памяти. Некоторые конспекты предпочтительно воспроизводить устно. Опрос провожу сама или консультанты по своим группам. Возможна и работа парами: один отвечает, другой – слушает, поправляет, оценивает, Затем они меняются ролями. На устную работу планирую несколько больше времени 15-20 минут.

Раскрепощенность, складываемая при свободном выборе устного опроса, наглядная система опорных сигналов, способствующая восстановлению в памяти изученного материала и становлению устной речи, – все это подчинено одной цели: создать чувство уверенности в своем успехе, создать здоровый психологический климат в классе – без упреков и насмешек.

Многочисленные опыты психологов подтверждают, что повышенная усталость является прямым следствием постоянных разочарований и неудач. Успех способствует повышению рабочего тонуса, увеличению производительности учебного труда.

3. Оставшееся время урока отводится тренировочным упражнениям, то есть первичной попытке соединить теорию с практикой. Задания выполняются в привычных тетрадях и только по образцу, показанному мною. Цель урока считается достигнутой, если ученики поймут, как теоретические знания следует применять на практике.

Задания классу, которые можно использовать на этом этапе.

1). Образуйте новые слова по аналогии. Каким способом они образованы?

Вред – безвредный, след - …., облако - …, птица – птичий, лиса - …, письмо – письмоносец, орден - …

2). Установление родственных отношений между однокоренными словами. Это наглядно можно продемонстрировать в процессе разбора следующей таблицы:

Л едник + ов/ЫЙ обледене + л/ый ледоч + ек

Л ед + ник лед + ян/ой об + леденеть дед + ок

Лед – ене/ть

Л Е Д



На таблице показано словообразовательное гнездо слова «лед». От основы слова «лед» при помощи суффиксов –ник-, -ян-, -ене-, -ок- соответственно образованы слова: «ледник», «ледяной», «леденеть», «ледок». От последних, в свою очередь, образуются слова: « ледниковый», «обледенеть»,, «ледочек». От глагола «обледенеть» образовано прилагательное «обледенелый». Подчеркиваем, что среди родственных слов слова различных частей речи. Находим основу каждого слова. Выяснение значения слова и отдельных аффиксов помогает учащимся установить отношения между словами, входящими в словообразовательное гнездо, глубоко прочувствовать связь между словами. Сообщаю, что словообразовательное гнездо состоит из словообразовательных цепочек и предлагаю проследить путь образования слов:

1) Журнальный, журнал, журналист, журналистика, журналистский.

2) Округ, круг, окружной, окружность.

3) Заморозить, мороз, морозить, разморозиться.

Учащиеся восстанавливают пропущенное звено словообразовательной цепочки.

  1. Вода, …, водянистый, водянистость.

  2. 2) Масло, …, маслянистый

4. В качестве домашнего задания предлагается выполнение одного-двух упражнений из предусмотренного минимума.

В системе обучения русскому языку большую роль играет домашняя работа учащихся. Ее организация предусматривает логическую связь этого вида заданий с классной работой, доступность, систематичность и самостоятельность выполнения. Используя методику В.Ф. Шаталова, который вообще отказался от термина «домашнее задание», я предлагаю ребятам в начале изучения новой темы перечень упражнений. Делается это с помощью так называемых плашек, которые имеют самые разнообразные формы. Все плашки записываются в тетрадях для домашних работ или в тетрадях с ОК. Право ученика самому определить объем домашней работы. Интенсивное изучение теоретического материала, сокращение времени на его усвоение, большое количество разнообразных тренировочных упражнений в классе – все это делает домашнюю работу посильной для каждого, позволяет заниматься в индивидуальном темпе. Сильные ученики работают быстро, справляясь в день с двумя-тремя заданиями. Каждый ученик двигается вперед в соответствии с уровнем его умений и навыков, наконец, интересом к учебе.

Ученик имеет для классных работ и домашних разные тетради. Домашние тетради проверяются мною регулярно, иногда помогают консультанты. В выполнении упражнений категорически запрещается любая родительская помощь. Ответы на трудные вопросы ученик может получить у меня или одноклассников-консультантов. В этом случае помощь приобретает желаемый педагогический характер: я знаю пробелы в знаниях каждого школьника. Важнейшим условием работы над упражнением является обязательное выполнение всех заданий к нему. Добившись этого, я в значительной степени решаю проблему повторения. Без дополнительных заданий упражнение не проверяю и не оцениваю. Ученик должен работать над ним до тех пор, пока не получит положительную оценку. Такой подход, помимо учебных задач, развивает и чувство ответственности. Для удобства проверки тетрадей я заранее готовлю для себя тетрадь-справочник, где в сжатой алгоритмической форме представлены образцы выполнения упражнений. Достаточно беглого взгляда в этот справочник – и ничто не будет упущено. Учет выполненных упражнений ведется в специальной ведомости. Индивидуальные ведомости есть у каждого ученика. Проверив упражнение и оценив его, я отмечаю это такими значками: - О - «отлично»; + - «хорошо»;

- «удовлетворительно». Каждый ученик ведет учет выполненных работ в своей плашке, закрашивая клеточки с соответствующими номерами. Гласность домашней работы, наглядность динамики и качества вызывают соревнование между учащимися. Соревнуются ребята не только в темпе, но и в качестве выполнения упражнений. Этому способствует принцип открытых перспектив: каждая работа, выполненная ниже, чем на «5», может быть переделана, и учащиеся охотно используют это право. В таком случае в ведомости делается соответствующее исправление. Создается психологический комфортный фон домашней работы, у ребенка исчезает страх перед плохой оценкой.

Приведу примеры номеров упражнений по плашкам № 2,3 в теме «Словообразование»

Плашка №2

1-172 , 2-173, 3-176, 4-178, 5-180, 6-181



Плашка №3

1- 185, 2-186, 3-190, 4-191, 5-195, 6-196, 7-200, 8-203, 9-207, 10-212

Упражнения из плашки №2 помогают совершенствовать умения производить морфемный разбор слова с учетом его значения и особенностей образования, производить словообразовательный разбор слова, определять род сложносокращенных слов, умения употреблять их в речи.

Упражнения из плашки №3 формируют умения учитывать значение морфем при выборе их правильного написания (Орфограммы «Приставки при- - пре- », «Соединительные гласные о-е в сложных словах», «Буквы ы-и после приставок на согласную», «Буквы о-а в корнях -кос---кас-», «Буквы о-а в корнях – гор- - -гар-»).

Для проверки степени самостоятельности, устойчивости навыков и умений по теме после окончания плашки ученики выполняют промежуточную проверочную релейную работу, на которую выносятся 2-3 наиболее трудные упражнения из плашки. Высококачественно сделать это сможет лишь тот, кто самостоятельно работал дома. Разный темп выполнения заданий, необходимость релейной работы, гласность результатов устраняют возможность списывания. Контрольная проводится тогда, когда все учащиеся закончат плашку по теме и выполнят релейную работу. Это соответствует тезису В.А Сухомлинского: контроль знаний учащихся должен осуществляться на том этапе, когда положительную оценку может получить каждый.

Такая цикличность выполнения упражнений позволяет избежать тематической монотонности в работе При подобном подходе к подбору упражнений реализуется принцип многократного вариативного циклического повторения на практическом уровне. Как мне кажется, эта система домашней работы помогает учащимся выработать навыки трудолюбия, самоконтроля и саморегуляции.

В) Уроки выработки умения применять теорию на практике.

Соединение теории с практикой, начатое на предыдущем уроке, продолжается еще на 2-3 занятиях. На этих уроках я объясняю некоторые задания, похожие на те, которые необходимо выполнить в плашке. Главным остается выполнение заданий по образцу. Строго выполняется принцип - от более легкого и простого к трудному и сложному, так как учащиеся еще только начинают делать первые шаги в новом разделе.

Получить знания по всему курсу русского языка к концу учебного года можно только, если упражнения из каждого раздела, постоянно усложняясь, будут возвращать учащихся к ранее изученным разделам на протяжении всего времени обучения. Поэтому время от времени предлагаю учащимся упражнения из ранее изученных разделов. Для большинства учеников они уже не представляют никакой трудности. А для того, кому еще что-то осталось неясным, возвращение к старому еще более полезно. То, что тогда казалось необыкновенно сложным, вдруг становится простым. Ощущение движения, развития и роста является мощным психологическим стимулом в преодолении новых трудностей.

Примерные задания на таких уроках:

1. Устная синтаксическая пятиминутка.

Исчезают последние клочки сена в лесу, и на свет выходит слежалая, серая трава.

- Выделите грамматические основы, составьте схему предложения, дайте его характеристику.

- Выпишите глаголы, выделите в них ту морфему, которая указывает на грамматические признаки.









2. Заполните таблицу примерами.



О Р Ф О Г Р А М М А.



В корне

в приставке

в окончании




Сдать, стелить, строит, отрасль, пашет, блестеть, вязкий, узнавать, бесцельный



3. Выборочный диктант.

Слова с чередующейся Слова с безударной гласной,

Гласной в корне проверяемой ударением

Собираться, замереть, располагать, заблистать, роскошный, сожалеть, объединить, наслаждаться, показаться, приближаться, вырастать, удивляться, возлагать.

При изучении словообразования работаю с системой упражнений как аналитического, так и синтезирующего типов. Приведу примеры упражнений.

УПРАЖНЕНИЯ АНАЛИТИЧЕСКОГО ТИПА.

  1. Составьте словообразовательную таблицу для слов: развеселый, разумница, овражек, пастушок, вратарь, березняк, заграница. Образец на доске.

Слово для разбора

От какого слова образовано

Образовано при помощи

приставки

суффикса

Прехороший

хороший

пре -

---

Скромничать

скромный

---

- ича –



Рекомендую учащимся при определении способа словообразования соотносить данное слово с ближайшим родственным, реально существующим словом. Предупреждаю возможные ошибки (березняк – « березняный», погрузка – «грузка»)



2. Распределите слова по столбикам в зависимости от их морфемного состава:

вылет, дуплянка, договор, чистота, пустырь, крепыш, квартирант, дружба, осмотр, болотистый, чубатый, хорошеть.

Ошибки предупреждаются при помощи сигнальных словообразовательных карточек (П- приставка,

К – корень, С – суффикс, ОК – окончание, О – нулевое окончание)

ОБРАЗЕЦ: П + К + О К + С + О К + С + ОК

Разбег аптекарь мастерица

Попутно выясняем семантику некоторых слов.

3. От слов снег, вода, гора образуйте приставочно-суффиксальные существительные и прилагательные.

Для справки. Подснежник, подснежный; подводник, подводный; пригорок, нагорный.

Составьте с образованными словами словосочетания.



4. Дайте морфологическую характеристику, определите морфемную структуру и укажите синтаксическую роль слова «весной» в предложениях:

1) За весной наступило долгожданное лето.

2) Весной и счастливых тянет вдаль.

Предложение

Анализируемое слово как часть речи

Структурная схема

З а весной наступило долгожданное лето

весной - сущ. 1 скл., тв. пад., ед.ч.


В есной и счастливых тянет вдаль

весной – нареч в роли обст. времени




УПРАЖНЕНИЯ СИНТЕЗИРУЮЩЕГО ТИПА.

1. Приведите слова в соответствии с предложенными структурными схемами.

Структурные схемы

Для справок

1 сущ. - а

библиотек – а

2 прилаг. - ый

звездн – ый

3 глагол - ть

изуча – ть

4 сущ. -

директор

5 нескл. сущ. - без окончания

жюри



2.По данным структурным схемам подберите слова с корнем – ход –

Структурные схемы

Для справок

1 .

Ход

2 .

ход – ок

3 .

вос – ход –и – ть

4 .

без – вы – ход – н – ый

5 .

до – ход – чив – ость

6 .

по – по- - ход – н – ому



3. По данным одноструктурным схемам подберите по одному существительному, прилагательному и глаголу.

Морфемный состав слова

Часть речи

Для справок

Сущ.

Раз/работ/а/нн/ость


Прилаг.

Раз/дел/и/тель/н/ый


Глагол

пере/им/ен/ов/ыва/ть



Такая система упражнений развивает лингвистическое мышление, побуждает учащихся рассматривать языковые факты на разных уровнях – фонетическом, морфемном, лексическом, грамматическом. При этом стараюсь подбирать такие упражнения, которые носят прикладной практический характер, уделяют самое пристальное внимание вопросам орфоэпии, акцентологии и орфографии.

В конце второго-третьего урока провожу самостоятельную работу. По ее итогам происходит дифференциация и индивидуализация дальнейшего обучения, планируется деятельность консультантов.

Самостоятельная работа может проходить в форме тестирования, работе по карточкам, выполнения упражнений. На самостоятельной работе любой ученик может задать учителю любой вопрос. Окончание самостоятельной работы завершается выставлением в классный журнал только тех отметок, которые я считаю необходимым поставить и против которых не возражает сам ученик.


Г) Уроки обобщения и систематизации знаний.

Такие занятия организую после серии ОК по одной теме или в конце программы данного курса. Ученики не просто повторяют изученное. Они сопоставляют отдельные положения, находят различия и сходства в правилах, грамматических признаках, осмысленно группируют и обобщают материал. На подобных уроках отрабатываю умения не по отдельности, а в комплексе. Чаще опираюсь на сравнительно-сопоставительные задания, создаю проблемные ситуации. Только при такой структуре обучения можно добиться обобщения и систематизации знаний.

Вот некоторые из таких заданий:

  1. Докажите, что у глаголов «прилаживать, выискивать и выщелкивать» одинаковые словообразовательные цепочки.

  2. Можно ли построить словообразовательные квадраты:

п очта = ? = нос = ?

Почтамт ? курносый ?

  1. Что объединяет сложные слова: кашевар, самолет, волнорез?

  2. Можно ли одним сложным словом выразить такие значения: студия, в которой записывают радиопередачи; реклама, которая передается по радио; репортер (журналист), работающий на радио; деталь для радиоаппаратуры.

Запишите эти слова.

  1. Составление таблицы «Единицы лексики и словообразования»

  2. Составление сложного плана сообщения о способах образования слов.

  3. Упражнение – группировка слов по строению.

  4. Определите, какое слово в каждой подборке «лишнее», то есть не родственное остальным.

Лето, летать, летчик.

Горе, горький, гористый

Пахать, пахнет, пахота.

Свой выбор аргументируйте.

Д) Уроки применения и совершенствования знаний, выработки прочных умений и навыков.

  1. Проводятся после окончания темы, целого курса, когда изучен весь теоретический материал, учащиеся обобщили его и систематизировали в своем сознании, потренировались в его практическом применении.

  2. Число проводимых уроков: 2-3 после отдельной темы, от 5 до 10 – в конце теоретического курса. На этих занятиях отрабатываются и доводятся до автоматизма практические умения и навыки.

  3. Преимущество отдается самостоятельной работе учащихся, нестандартным, творческого характера заданиям.

  4. Первостепенная задача учителя – всячески активизировать процесс обучения, сделать его интересным для школьников. С этой целью использую разнообразные формы уроков: урок – путешествие, урок КВН, «Заседание ученого совета» и т.п., цель которых расширять и углублять сведения по изучаемой теме, формировать и совершенствовать умения и навыки. На таких занятиях применяется разнообразная наглядность, широко используется занимательный материал, разного рода карточки. Ниже приводятся образцы таких карточек.

– Есть ли среди приведенных слова, имеющие две приставки или два суффикса: подосиновик, подорожник, чайник, озорник, понавыдумывали, лакомка, обезуметь, сортировщик, формовщик, черновик, въехал, приналечь?

– Многие слова, существовавшие в древнерусском языке,, сохранились только в составе современных наименований. Например: велий (означающее « большой»), коло (круг, окружность), вага (вес, тяжесть), тук (жир). Что это за слова?

- Какую часть слова можно в земле найти?

- Догадайся, какое слово задумано: в нем приставка такая же, как в слове «подруга». Корень, как в слове «игрушка». Суффиксы такие же, как в слове «читал».

- Хитрые вопросы-шутки:

  • Как большой дом превратить в маленький?

  • Как топор превратить в рукоятку?

- Нарисуйте дерево, которое выросло из корня – лет –

Надпишите каждый росток родственным словом.

Чем они отличаются?

- Познакомьтесь с миниатюрой «Слова-родственники». Передайте содержание миниатюры научным стилем. По образцу этой миниатюры напишите рассказ о словах-родственниках с другими корнями ( например, с корнем – нос -)

Е) Уроки открытых мыслей.

Наличие большого количества резервного времени позволяет мне широко расходовать его, привлекая на уроки дополнительные сведения занимательного характера, Например, очень интересный материал можно подобрать о словотворчестве в поэзии, о неологизмах из детской речи и детской художественной литературы, что обычно вызывает живую реакцию учащихся. Богатый материал можно найти в книгах А.И. Чуковского « От двух до пяти», Л. Кэролла «Алиса в стране чудес» и «Алиса в зазеркалье».

Систематическое использование мною подобных занимательных материалов не может не вызвать ответную реакцию со стороны учащихся. Они сами начинают приносить на уроки интересные сведения, рассказывают о занимательных фактах. К уроку открытых мыслей каждый готовится в меру своих желаний. Возможно использование наглядных пособий, игр, шарад.


Ж) Контроль за знаниями, умениями и навыками учащихся.

Текущая проверка знаний и умений осуществляется в ходе изучения программного материала. Обычно она начинается с контроля за усвоением теоретического материала, то есть с воспроизведения ОК. На этом же этапе практикуются словарные диктанты, разного рода практические задания, срезовые работы, тесты, работы по развитию речи (изложения, сочинения). Выборочную проверку осуществляю я. Подключение консультантов, организация взаимной проверки в парах делают контроль всеобщим, всеохватывающим. А в резерве остается еще самоконтроль.

Итоговый контроль, приуроченный к завершению темы, раздела, курса реализуется на специальных уроках, чаще всего на уроках взаимоконтроля. Их цель состоит в том, чтобы тщательно проверить уровень теоретических знаний, практических умений и навыков (соответственно каждому ученику выставляются две оценки). Подготовка к такому занятию начинается задолго до его проведения, практически – с началом изучения темы, раздела. Ребятам раздаю листы самоконтроля с вопросами и практическими заданиями ко многим из них.

По мере изучения темы постоянно обращаюсь к ЛСК, заостряя внимание на том или ином вопросе или задании, учу правильно отвечать, отрабатываю необходимые практические умения.

Наиболее активной части класса, в первую очередь, консультантам, автоматические зачетные оценки выставляются по результатам текущей работы, организованной при изучении материала, эти ученики на проверочной работе помогают мне в организации опроса. Некоторые из них получают задания повышенной трудности или же работы творческого характера.

Дети, не получившие зачетной оценки, делятся на две группы: пока одна устно сдает теорию, другая выполняет упражнение.

Существенное значение имеют способы задавания вопросов, выдачи заданий. Их несколько.

  1. Опрос веду я, формирую вопросы и определяю, кто будет отвечать.

  2. Для каждой группы готовлю опросный лист, куда прежде всего заношу вопросы. Далее возможны варианты:

– рядом с вопросом указываю фамилию ученика, который должен на него отвечать;

- учащегося, который должен отвечать на данный вопрос, определяет консультант.


3. Опрос веду по карточкам. Их раздаю персонально каждому ученику. Если работают в группах, то даю несколько карточек на группу, внутри которой решается, кому какой вопрос достанется. Дифференцированные по уровню трудности вопросы записываются на карточки разного цвета: самые сложные – на красных, средней сложности – на зеленых, наиболее простые – на коричневой. Класс предупреждается: правильный и полный ответ на «коричневые» вопросы оценивается «тройкой», на «зеленые» - четверкой» и только на «красные» - «пятеркой». Каждый вызванный для ответа ученик имеет право самостоятельно определять цвет «своих» вопросов.

Перед началом группового опроса можно организовать «защиту» консультантов. Каждый из них выходит к доске и отвечает на предложенные вопросы. Оценка ниже «пятерки» лишает его права опрашивать группу. Это делает любой другой ученик, получивший за ответ «пять».

Интересно проходит проверка знаний в парах. Пока ребята опрашивают друг друга, я веду «тихий» опрос самых слабых учащихся.

На уроках итогового контроля каждый ученик должен ответить на 3-4 вопроса. Свои отметки он заносит в листок учета знаний.

Возможны и другие формы проведения уроков итогового контроля: контрольный диктант, общественный смотр знаний, урок-экзамен и др.

Кроме уроков, я провожу дополнительные занятия-консультации, куда ребята могут прийти, чтобы ликвидировать пробелы в знаниях, каждый ученик имеет право обратиться ко мне

с просьбой объяснить любое затрудняющее его задание. Эти «уроки» практически полностью пресекают попытки списывания, позволяют мне активно управлять процессом самостоятельной работы учащихся. Также на этих занятиях можно пересдать все не зачтенные

мною работы и работы, оцененные на «3» и «4». Таким образом, создаю учащимся открытые перспективы.

З) Лексическая работа.

Каждая грамматическая тема закрепляется темой лексической. Школьники участвуют в подборе и накапливании тематической лексики.

В начале года каждый из них получает задание записывать в специальную тетрадь (лексическая тетрадь) пословицы, поговорки, загадки, стихи, отрывки из художественной прозы, связанные с темами, подлежащими изучению в учебном году.

Например:

Грамматическая тема Лексическая тема

Лексика Природа и человек

Словообразование Мой дом

Имя существительное Моя родина

В тетрадь разрешается наклеивать вырезки, иллюстрации, делать рисунки, Изучение темы обязательно заканчивается написанием сочинения, тесно связанного с изученной лексикой. Периодически просматриваю лексические тетради, ставлю за них отметки.

V. Тематический план.

Итак, изучение курса русского языка крупными блоками на основе опорных конспектов предполагает особую последовательность материала. Подобная схема относится к каждой грамматической теме и закладывается в тематический план:

Словообразование (27+5 ч.)

  1. Усвоение новых знаний «Способы словообразования» (1ч.)

2. Воспроизведение новых знаний (2ч.)

3. Р.Р. Описание помещения (1ч.)

4. Применение теории на практике (3ч.)

5. Р.Р. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план (1ч.)

6. Проверочная срезовая работа (1ч.)

7. Усвоение новых знаний. Орфограммы, изученные в теме «Словообразование» (1ч.)

8. Воспроизведение новых знаний (1ч.)

9. Применение теории на практике (5ч.)

10. Проверочная работа (1ч.)

11. Тренировочные упражнения (урок-зачет) (5ч.)

12. Р.Р. Сочинение – описание помещения «Моя комната» (2ч.)

13. Уроки самоконтроля, проверочная работа (2ч.)

14. Урок открытых мыслей (1ч.)

15. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Работа над ошибками (2ч.)

16. Р.Р. Сочинение по картине Г. Яблонской «Утро» (1ч.)

17. Резервный урок (2ч.)

VI. Отслеживание результатов.

Результаты обучения отслеживаю по ведомостям учета знаний . Они мне помогают корректировать работу с учащимися, подбирать индивидуальные задания, приглашать школьников на уроки-консультации во внеурочное время, проводить работу с родителями.

VII. Организация мотивационной сферы ученика.

Добиваться положительных результатов мне помогает организация мотивационной сферы ученика. Стараюсь в процессе познания помочь учащимся в организации их развивающей деятельности, в их познавательном самоосуществлении, стимулирую их самоорганизацию, самообразование, самовоспитание.

Используются следующие способы мотивации:

  1. Внушение ученику необходимости своего совершенствования и потребности в самообразовании.

  2. Выращивание у ученика своей цели.

Потребность мотив - цель – необходимая триада в развитии личности, она основана на главном психологическом принципе: ядром личности как субъекта сознательной деятельности признается мотивационная сфера человека и, прежде всего, - его потребность. Выращиванию потребности в саморазвитии, в самоактуализации способствуют и другие способы мотивации:

а) путем создания благоприятных условий для самореализации;

б) творческой атмосферы, эмоционально-доверительной.


3. Создания проблемной ситуации.

4. Постоянного анализа жизненных ситуаций, обращения к личному опыту ученика.

5. Разъяснения значимости знаний для будущего учащегося и т.д.
Продуманная мотивация учебной деятельности позволяет выработать у учащихся и потребности самодисциплины, этого необходимого условия для самореализации.

VIII. Анализ работы.

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

  1. Методика В.Ф. Шаталова позволяет, уменьшив время, затраченное на теорию, высвободить значительное время на выполнение упражнений.

  2. Знания усваиваются на основе их многократного вариативного повторения.

  3. Опорные сигналы позволяют лучше осмыслить тему, осознать логические взаимосвязи между отдельными разделами всего курса русского языка.

  4. Методика Шаталова позволяет реализовывать такой важный принцип обучения, как гармоничное развитие репродуктивного и продуктивного мышления.

  5. Развиваются индивидуальность и самостоятельная работа учащихся.

  6. Развивается зрительная память учащихся, происходит становление их устной речи.

  7. Каждый ученик вправе выбирать, сколько заданий ему выполнять ежедневно дома – все сразу или постепенно, в зависимости от индивидуальных особенностей учащегося.

  8. У учеников исчезает паника и появляется уверенность перед контрольной работой.

  9. Большую роль играют дополнительные занятия, так как на них каждый ученик может исправить нежелательную отметку, а это немаловажный фактор для некоторых учеников.

  10. Постоянно работает треугольник «учитель-ученик-родители».



IX. Результативность.

Таким образом, используя в своей работе элементы методики Шаталова, я добилась следующих результатов:

  1. Повысился интерес к предмету, уровень грамотности.

  2. Активизировалась работа учащихся на уроках русского языка.

  3. Созданы условия для развития личных качеств учащихся, воспитания их самостоятельности.

  4. Школьники лучше стали писать творческие работы, более свободно владеют навыками устной речи.

  5. Учащиеся психологически подготовлены к экзамену по русскому языку.

  6. Качественная успеваемость учащихся за последние три года выросла.

  7. Успешное прохождение обучающимися государственной итоговой аттестации по русскому языку (средний балл выше результатов по городу, области, РФ).

ЕГЭ 2016 год: средний балл по русскому языку - 75,27, (100 баллов - 1 человек; 70-79 баллов - 6 человек, 80-89 баллов - 2 человека, 90-99 - 1 человек)

ГИА-9 2016 год: средний балл по русскому языку - 4.3(кач-во-81%); по литературе - 4.75.

ЕГЭ 2018 год: средний балл по русскому языку - 76; (70-79 баллов - 5 человек, 80-89 баллов - 7 человек, 90-99 - 7 человек, макс. балл-98)

ГИА-9 2018 год: средний балл по русскому языку - 4.2(кач-во-81 %); по литературе - 5.

  1. Выпускники поступают в ВУЗы, где профильными предметами при зачислении являются русский язык и литература.















Л И Т Е Р А Т У Р А

  1. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М. Педагогика, 1990

  2. Кальней В.А., Шишов С.Е. Технология мониторинга качества в системе «учитель-ученик».– М. Педагогическое общество России, 1999

  3. Гриндер М. Исправление школьного конвейера. – Новосибирск, 1993

  4. Шаталов В.Ф. Точка опоры. – М. Педагогика, 1987

  5. Шаталов В.Ф. Педагогическая проза.- М. Просвещение, 1980

  6. Организация обучения русскому языку крупными блоками на основе опорных конспектов. Часть вторая. – Новосибирск, 1992

  7. Жуковская О.А. , Шаповалова. Изучение словообразования в восьмилетней школе. – М.Просвещение, 1983

  8. Обучение русскому языку в 5-6 классах. – М.Просвещение 1986

  9. Меженко Ю.С. Формы организации домашней работы по русскому языку. – Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР, 1988, № 2

  10. Аркин И.И. Словесность по стрелкам и порциям. – Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР, 1990, № 12Программно-методические материалы. Русский язык 5-9 классы, составитель Л.М. Рыбченкова, 2-е издание. – М.: Дрофа, 1999

  11. Баранов, Тростенцова, Ладыженская: Русский язык. 6 класс. Учебник. В 2-х частях. ФГОС

















23



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!