СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.04.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка на тему "Стили речи" (5 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развития речи № 3 на тему «Стили речи» Речь – образ души. Пубилий Сир Дата урока: Тип урока: изучение нового материала с элементами практической работы  Форма урока: урок-заполнение таблицы Цели: 1. Закрепить понятие «стили речи»; • познакомить с понятием «официально-деловой стиль речи» • научить работать с текстами разных стилей речи; 2. Формировать умение находить характерные для каждого стиля признаки.  3. Воспитывать культуру умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение Форма организации учебной деятельности: индивидуально-групповая. Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, рефлексия. Оборудование: раздаточные карточки, ноутбук, словари. ХОД УРОКА

I. Организационный момент Слово учителя: - Добрый день, уважаемые ребята! Я рада Вас приветствовать на уроке русского языка, уверена, что сегодня каждый из Вас результативно и продуктивно будет работать на уроке! (Запись в тетрадях, определение цели и задач) – 3 минуты II. Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний. – Стадия вызова 1.«Солнышко ассоциаций» (1 сущ., 2 прил., 3 глаг., 1 предложение) – 2 минуты

2. Словарная работа  - Орфоэпическая работа Разговор, учебник, публицистика, объявление, заявление, научный III. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений – Стадия осмысления 1. Слово учителя - Слово «стиль» происходит от греческого stilos и означает «палочка». В древности и в средние века писали стержнем из дерева, кости, металла. Один конец стержня был заострен, им и писали на сырых глиняных плитках, бересте, на вощеных дощечках; другой - -в виде лопаточки, им, повернув стержень - «стиль»,стирали написанное. Таким образом,  автор совершенствовал свое сочинение. Отсюда выражение «часто перевертывай стиль», т.е. исправляй, перерабатывай свое произведение. Что можете рассказать о лексическом значении слова? В словаре С.И. Ожегова дается такое толкование слова стиль: 1)  Характерный вид, разновидность чего-нибудь, выражающаяся  в каких-нибудь особенных признаках, свойствах художественного оформления. Например: русский национальный стиль. Стиль одежды. Архитектурный стиль. 2) Метод, совокупность приемов какой-нибудь работы, деятельности, поведения. Например: стиль в работе. Стиль плавания. Этот поступок совершенно в его стиле(он всегда так поступает). 3) Совокупность приемов использования средств языка для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики. Например: стиль художественной литературы. Научный стиль.  2. Постановка учебной задачи - Какое определение подходит для нашего урока? Стили речи - это приемы и средства языка для выражения мыслей в зависимости от цели высказывания. А что такое цель высказывания?                        -разговор друзей                        -объяснение нового материала                        -ответ на уроке                        -пересказ художественного произведения                         -написание  сочинения или изложения                        -написание заявления Вывод: для каждой цели высказывания существуют разные стили речи.

В зависимости от устной или письменной речевой ситуации мы можем разделить стили речи на два основных стиля. Каких? (Разговорный и книжный) 3. Заполнение таблицы Название стиля речи    Где употребляется данный стиль    С какой целью употребляется данный стиль речи    Особые слова, которые присущи только этому стилю речи Разговорный стиль    в жизни    люди делятся своими мыслями и чувствами    разговорная лексика, эмоциональная речь

Художественный стиль    в художественной литературе    Писатели передают образность и эмоциональность произведения    Художественные приемы: метафора, эпитет, олицетворение и др. Публицистический    В СМИ    Передача информации    Публицистическая лексика Научный стиль     В науке, в школе    научные статьи, тексты в учебниках    Термины, определения Официально-деловой стиль    Используется в документах, объявлениях, заявлениях, рекламе

    Общение граждан с учреждениями    Слова в прямом значении 

Работа с текстами (читает учитель) Разговорный стиль  Поделиться впечатленьем Если с другом захочу, То ему, без промедленья, По мобиле позвоню: «Ну, привет!..Я тут скучаю. Приходи-ка на чаёк! Поболтать с тобой мечтаю. Дивный нынче вечерок! Нет, не болен,- просто скука! Если хочешь, то хандра! Мне молчать - ох, это мука! Сплетен хватит до утра!» Художественный стиль      «Неподвижные, как изваяния, сидели на камне охотники за сладкой клюквой. Солнце,  такое горячее и чистое, вышло против них над болотными елочками. Но случилось на небе в  это время одно облачко.  Оно явилось как холодная синяя стрелка и  пересекло собой пополам восходящее солнце.  В  то  же время вдруг ветер рванул еще раз, и тогда нажала сосна, и ель зарычала». Публицистический стиль Взять пример из газеты «Зебра». Научный стиль Имя существительное - часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? Официально-деловой стиль Объявление 25 ноября в 14.00 на площади, возле школы, состоится собрание участников спортивной олимпиады. Явка обязательна!

                                                            15 ноября 2015 год                                                        Учитель физкультуры Физминутка «Бабочка» (снижает напряжение в области глаз) - 1 минута Спал цветок (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.) И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.) Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.) Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох). Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)  4. Работа в парах - Проведение эксперимента  - Мы попробуем перевести разговорный стиль в официально-деловой (работа в парах) Вам будет дана речевая ситуация, некий набор информации, который вам предстоит преобразовать в объявление. Обсуждаем в паре, записываем, проверяем друг у друга, зачитываем классу.              - Слышь, прикинь, завтра у нас в школе клевое мероприятие будет!  - Да? А где?  - Вроде в актовом зале, праздник какой-то, пойдешь?  - Не знаю, а во сколько?  - Вроде в три дня. Так мне наша классная сказала. IV. Итог урока, выставление  оценок и их комментирование – Стадия рефлексии •    Ребята, что нового Вы сегодня узнали на уроке? •    Почему так важно знать стили речи и уметь их правильно использовать? Ответы учащихся.   1. «Синквейн» или дополнение «Солнышка» - 5 минут V.  Домашнее задание – 1 минута •    § 5, стр. 10-13 – прочитать; •    Подобрать небольшие тексты разных стилей – письменно; •    Написать статью в газету «Зебра» - по желанию.     «Снова в школу»     «Осень настала – холодно стало»     «Не обижайте животных!»     «Моя семья – мое богатство»

    

     

 

Показать полностью


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!