Урок развития речи № 3 на тему «Стили речи»
Речь – образ души.
Пубилий Сир
Дата урока:
Тип урока: изучение нового материала с элементами практической работы
Форма урока: урок-заполнение таблицы
Цели:
1. Закрепить понятие «стили речи»; • познакомить с понятием «официально-деловой стиль речи» • научить работать с текстами разных стилей речи;
2. Формировать умение находить характерные для каждого стиля признаки.
3. Воспитывать культуру умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение
Форма организации учебной деятельности: индивидуально-групповая.
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, рефлексия.
Оборудование: раздаточные карточки, ноутбук, словари.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Слово учителя:
- Добрый день, уважаемые ребята! Я рада Вас приветствовать на уроке русского языка, уверена, что сегодня каждый из Вас результативно и продуктивно будет работать на уроке! (Запись в тетрадях, определение цели и задач) – 3 минуты
II. Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний. – Стадия вызова
1.«Солнышко ассоциаций» (1 сущ., 2 прил., 3 глаг., 1 предложение) – 2 минуты
2. Словарная работа - Орфоэпическая работа
Разговор, учебник, публицистика, объявление, заявление, научный
III. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений – Стадия осмысления
1. Слово учителя
- Слово «стиль» происходит от греческого stilos и означает «палочка». В древности и в средние века писали стержнем из дерева, кости, металла. Один конец стержня был заострен, им и писали на сырых глиняных плитках, бересте, на вощеных дощечках; другой - -в виде лопаточки, им, повернув стержень - «стиль»,стирали написанное. Таким образом, автор совершенствовал свое сочинение. Отсюда выражение «часто перевертывай стиль», т.е. исправляй, перерабатывай свое произведение. Что можете рассказать о лексическом значении слова?
В словаре С.И. Ожегова дается такое толкование слова стиль:
1) Характерный вид, разновидность чего-нибудь, выражающаяся в каких-нибудь особенных признаках, свойствах художественного оформления. Например: русский национальный стиль. Стиль одежды. Архитектурный стиль.
2) Метод, совокупность приемов какой-нибудь работы, деятельности, поведения. Например: стиль в работе. Стиль плавания. Этот поступок совершенно в его стиле(он всегда так поступает).
3) Совокупность приемов использования средств языка для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики. Например: стиль художественной литературы. Научный стиль.
2. Постановка учебной задачи
- Какое определение подходит для нашего урока?
Стили речи - это приемы и средства языка для выражения мыслей в зависимости от цели высказывания.
А что такое цель высказывания?
-разговор друзей
-объяснение нового материала
-ответ на уроке
-пересказ художественного произведения
-написание сочинения или изложения
-написание заявления
Вывод: для каждой цели высказывания существуют разные стили речи.
В зависимости от устной или письменной речевой ситуации мы можем разделить стили речи на два основных стиля. Каких? (Разговорный и книжный)
3. Заполнение таблицы
Название стиля речи | Где употребляется данный стиль | С какой целью употребляется данный стиль речи | Особые слова, которые присущи только этому стилю речи |
Разговорный стиль | в жизни | люди делятся своими мыслями и чувствами | разговорная лексика, эмоциональная речь |
Художественный стиль | в художественной литературе | Писатели передают образность и эмоциональность произведения | Художественные приемы: метафора, эпитет, олицетворение и др. |
Публицистический | В СМИ | Передача информации | Публицистическая лексика |
Научный стиль | В науке, в школе | научные статьи, тексты в учебниках | Термины, определения |
Официально-деловой стиль | Используется в документах, объявлениях, заявлениях, рекламе | Общение граждан с учреждениями | Слова в прямом значении |
Работа с текстами (читает учитель)
Разговорный стиль
Поделиться впечатленьем
Если с другом захочу,
То ему, без промедленья,
По мобиле позвоню:
«Ну, привет!..Я тут скучаю.
Приходи-ка на чаёк!
Поболтать с тобой мечтаю.
Дивный нынче вечерок!
Нет, не болен,- просто скука!
Если хочешь, то хандра!
Мне молчать - ох, это мука!
Сплетен хватит до утра!»
Художественный стиль
«Неподвижные, как изваяния, сидели на камне охотники за сладкой клюквой.
Солнце, такое горячее и чистое, вышло против них над болотными елочками. Но
случилось на небе в это время одно облачко. Оно явилось как холодная синяя
стрелка и пересекло собой пополам восходящее солнце. В то же время вдруг
ветер рванул еще раз, и тогда нажала сосна, и ель зарычала».
Публицистический стиль
Взять пример из газеты «Зебра».
Научный стиль
Имя существительное - часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
Официально-деловой стиль
Объявление
25 ноября в 14.00 на площади, возле школы, состоится собрание участников спортивной олимпиады. Явка обязательна!
15 ноября 2015 год Учитель физкультуры
Физминутка «Бабочка» (снижает напряжение в области глаз) - 1 минута
Спал цветок (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)
И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.)
Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)
Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох).
Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)
4. Работа в парах - Проведение эксперимента
- Мы попробуем перевести разговорный стиль в официально-деловой (работа в парах)
Вам будет дана речевая ситуация, некий набор информации, который вам предстоит преобразовать в объявление. Обсуждаем в паре, записываем, проверяем друг у друга, зачитываем классу.
- Слышь, прикинь, завтра у нас в школе клевое мероприятие будет!
- Да? А где?
- Вроде в актовом зале, праздник какой-то, пойдешь?
- Не знаю, а во сколько?
- Вроде в три дня. Так мне наша классная сказала.
IV. Итог урока, выставление оценок и их комментирование – Стадия рефлексии
Ребята, что нового Вы сегодня узнали на уроке?
Почему так важно знать стили речи и уметь их правильно использовать? Ответы учащихся.
1. «Синквейн» или дополнение «Солнышка» - 5 минут
V. Домашнее задание – 1 минута
§ 5, стр. 10-13 – прочитать;
Подобрать небольшие тексты разных стилей – письменно;
Написать статью в газету «Зебра» - по желанию.
5