СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Продуктивное применение знаний.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Продукты урока: газета,буклет,рассказ.интеллект карта.

Просмотр содержимого документа
«Продуктивное применение знаний.»

6.Основные подходы к понятию государства

В современном мире накоплено достаточно много подходов к пониманию государства. Это обусловливается:

    1. сложностью проблемы;

    2. наличием в обществе многочисленных социальных групп с различными интересами по отношению к государству.

Первые попытки определения государства и объяснения его людям были сделаны еще в древности.

В политико-юридической литературе существует множество дефиниций понятия "государство", например:

    • общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства (Н. Коркунов);

    • естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного правопорядка (Л. Гумплович;

    • союз членов социальных групп, основанный на общечеловеческом принципе справедливости, под соответствующей ему верховной властью (Л. Тихомиров);

    • союз людей, властвующий самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории (Е. Трубецкой);

    • союз людей, организованный на началах права, объединенный господством над единой территорией и подчинением единой власти (И. Ильин).

Общим во всех данных определениях выступает то, что названные ученые включали в качестве специфических видовых отличий государства такие его важнейшие характеристики, как народ, публичную власть и территорию. По большому счету они понимали под государством соединение людей под одной властью и в пределах одной территории.

Но ни одно из множества известных определений государства не является исчерпывающим, они лишь позволяют сделать следующие методологически значимые выводы:

    1. государство - это продукт общественных отношений;

    2. государство - это форма существования общества;

    3. государство существует не в любом обществе, но только в том, в котором есть развитая структура всех сфер жизни общества (экономической, политической, социальной и духовной): «…с опреде­ленного момента развития общества государство является необходимым спо­собом его организации, неотъемлемым условием его существования и жизне­деятельности»;

    4. при любом определении государства речь идет и о системе властных государственных органов;

    5. потребности общества определяют назначение, функции, цели и задачи государства.

Государство - это выделившаяся из общества и обусловленная его социально-экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация суверенной публичной власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории. Возникнув как продукт эмпирической (опытной) социальной жизнедеятельности, государство не совпадает с обществом и выступает по отношению к нему управляющей системой. Эта система имеет собственную внутреннюю логику развития, четкую структурную организацию (которая оттачивалась на протяжении тысячелетий), специфический механизм взаимодействия структурных элементов.

Таким образом, государство - самодостаточная система, обладающая собственной природой, сущностью, формой (И.Ф. Ракитская).

В юридической науке выделяются и некоторые другие подходы к пониманию государства. Так, В.Е.Чиркин насчитал пять основных подходов к понятию государства:

    • теологический (широко используется в мусульманских учениях в связи с концепцией халифата);

    • классический (государство как совокупность трех слагаемых - власти, территории, населения);

    • юридический (государство - юридическая персонификация нации);

    • социологический (представлен небольшим количеством школ, в том числе марксистским направлением в государствоведении);

    • кибернетический (государство как особая система в связи с потоками информации, прямыми и обратными связями) .

7.Признаки государства
    1. наличие публичной власти;

    2. организация общества (населения) в границах определенной территории;

    3. налоги и сборы;

    4. суверенитет;

    5. издание общеобязательных правил поведения;

    6. государственный язык;

    7. символы государства (герб, гимн, флаг).

8.Понятие и классификация функций государства

Функции государства - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.

Цель государства - то к чему стремится общество, задачи-средства достижения цели, а функции - это решение стоящих перед государством задач.

Функции характеризуют государство в динамике, а не в статике.

Функции государства обладают следующими признаками:

1) основные, главные направления государственной деятельности

2) функции государства осуществляются в особых формах и особыми методами

3) функции государства имеют свой предмет и свое содержание. Предмет функции государства составляет определенная сфера общественных отношений, подвергающаяся государственному регулированию. Содержание функции показывает, что делает государство в данной сфере, как оно регулирует данные общественные отношения.

Функции государства можно разделить на следующие виды:

·         внутренние и внешние. 

Внутренние осуществляются внутри страны. К ним можно отнести:

-обеспечение народовластия;

-экономическую функцию;

-финансовый контроль;

-социально-культурную функцию;

-охрану прав и свобод граждан;

-обеспечение правопорядка и общественной безопасности граждан;

-экологическую функцию, функцию борьбы с различными стихийными бедствиями (эпидемиями и др.) катастрофами;

-функцию налогообложения и взимания налогов и др.

Внешние - на международной арене. К ним можно отнести:

-обеспечение обороны и безопасности;

-интеграции в мировую экономику;

-внешнеэкономическое партнерство и государственную поддержку иностранных инвестиций, поддержание мирового порядка;

-борьбу с международным терроризмом, наркобизнесом и наркомафией;

-сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экологической, сырьевой, энергетической, демографической и др.);

-участие в охране окружающей природной среды и др.

·         постоянные и временные.

Постоянные - это функции, которые государство осуществляет неопределенно долго(всегда).

Временные - это функции, носящие краткосрочный характер.

·         основные и неосновные.

Основные - это функции, с помощью которых решаются главные задачи, стоящие перед государством.

Не основные - это функции, с помощью которых решаются не основные задачи государства. Неосновные являются структурными частями основных.

К числу критериев можно отнести принцип разделения властей и классифицировать функции государства на основе этого принципа. Соответственно функции подразделяются на:

законодательные (правотворческие),

 управленческие,

правоохранительные, в том числе судебные, и информационные.

Особенность данной классификации состоит в том, что она отражает процесс реализации государственной власти. Это чисто формальная классификация, привязанная к совокупности ветвей государственной власти - законодательной (представительной), исполнительной, судебной, - но, тем не менее, весьма часто используемая в научных и практических целях. Классификация функций, опирающаяся на разделение властей не у всех ученых-юристов, вызывает признание. Некоторые авторы указывают, что данная классификация характеризует не функции государства, а функции его органов, либо формы осуществления функций государства.

9.Соотношение типа и функции государства

Ра­бо­вла­дель­че­ское го­су­дар­ст­во-Вой­на ста­но­вит­ся од­ним из средств обо­га­ще­ния и уси­ли­ва­ет во­ен­ную вер­хуш­ку пле­ме­ни. Удер­жи­ва­ние ра­бов и не­сво­бод­ных об­щин­ни­ков ста­но­вит­ся на­стоя­тель­ной не­об­хо­ди­мо­стью.

Внут­рен­ни­е функ­ции:

1) Ох­ра­на ра­бо­вла­дель­че­ской соб­ст­вен­но­сти и ее раз­ви­тие.

2) По­дав­ле­ние со­про­тив­ле­ния ра­бов и дру­гих не­иму­щих сло­ев на­се­ле­ния.

3) Ор­га­ни­за­ция об­ще­ст­вен­ных ра­бот.

Внешние функции:

1) За­вое­ва­ние на­ро­дов дру­гих стран с це­лью по­ра­бо­ще­ния и ог­раб­ле­ния. В ре­зуль­та­те та­ких войн по­ра­бо­ща­лось на­се­ле­ние це­лых стран: они или ста­но­ви­лись за­ви­си­мы­ми тер­ри­то­рия­ми, или ис­че­за­ли с ли­ца Зем­ли.

2) Обо­ро­на от внеш­ней опас­но­сти.

3) Под­дер­жа­ние ди­пло­ма­ти­че­ских и тор­го­вых от­но­ше­ний с дру­ги­ми стра­на­ми.

Фео­даль­ное го­су­дар­ст­во яв­ля­ет­ся вто­рым ис­то­ри­че­ским ти­пом го­су­дар­ст­ва. Ос­но­вой про­из­вод­ст­вен­ных от­но­ше­ний фео­даль­но­го об­ще­ст­ва бы­ла соб­ст­вен­ность фео­да­ла на зем­лю как глав­ное сред­ст­во про­из­вод­ст­ва в эпо­ху фео­да­лиз­ма.

Внутренние функции:

1) Ох­ра­на и раз­ви­тие фео­даль­но­го спо­со­ба про­из­вод­ст­ва и за­щи­та его ос­но­вы - фео­даль­ной соб­ст­вен­но­сти на зем­лю и пра­ва на ис­поль­зо­ва­ние тру­да кре­сть­ян, за­ви­си­мых от фео­да­ла.

2) По­дав­ле­ние со­про­тив­ле­ния уг­не­тае­мых сло­ев об­ще­ст­ва.

3) Про­из­вод­ст­во об­ще­ст­вен­ных ра­бот.

4) Идео­ло­ги­че­ское воз­дей­ст­вие на на­се­ле­ние.

Внеш­ние функ­ции:

1) Осу­ще­ст­в­ле­ние аг­рес­сив­ных войн с це­лью за­хва­та чу­жих тер­ри­то­рий и ог­раб­ле­ния на­ро­да дру­гих стран.

2) Обо­ро­на от на­па­де­ния из­вне.

3) Осу­ще­ст­в­ле­ние ди­пло­ма­ти­че­ских и тор­го­вых от­но­ше­ний с дру­ги­ми го­су­дар­ст­ва­ми.

Буржуазное государство пред­став­ля­ло со­бой по­ли­ти­че­скую ор­га­ни­за­цию бур­жуа­зии и за­кре­п­ля­ло власть и ин­те­ре­сы соб­ст­вен­ни­ков на сред­ст­ва про­из­вод­ст­ва.

Внут­рен­ние функ­ции:

1) Ох­ра­на ча­ст­ной соб­ст­вен­но­сти на сред­ст­ва про­из­вод­ст­ва.

2) По­дав­ле­ние со­про­тив­ле­ния не­иму­щих сло­ев об­ще­ст­ва.

3) Управ­ле­ние де­ла­ми об­ще­ст­ва.

Современные функции:

1) Ох­ра­на ча­ст­ной соб­ст­вен­но­сти.

2) Управ­ле­ние де­ла­ми об­ще­ст­ва.

3) Эко­но­ми­че­ское пла­ни­ро­ва­ние.

4) Эко­но­ми­че­ское и со­ци­аль­ное про­гно­зи­ро­ва­ние.

5) Со­ци­аль­ное обес­пе­че­ние.

6) Ох­ра­на ок­ру­жаю­щей сре­ды и др.

Внеш­ние функ­ции бур­жу­аз­но­го го­су­дар­ст­ва до­мо­но­по­ли­сти­че­ско­го эта­па:

1) Раз­вя­зы­ва­ние войн с це­лью за­хва­та тер­ри­то­рий и рас­ши­ре­ния по­ли­ти­че­ско­го и эко­но­ми­че­ско­го влия­ния (прекратила существование).

2) По­дав­ле­ние на­цио­наль­но-ос­во­бо­ди­тель­но­го дви­же­ния (прекратила существование).

3) Обо­ро­на от на­па­де­ния из­вне.

4) Осу­ще­ст­в­ле­ние ди­пло­ма­ти­че­ских и тор­го­вых от­но­ше­ний с дру­ги­ми стра­на­ми.

В на­ше вре­мя при­ба­ви­лись сле­дую­щие:

1) Борь­ба с ме­ж­ду­на­род­ным тер­ро­риз­мом.

2) Ли­к­ви­да­ция воо­ру­жен­ных кон­флик­тов ме­ж­ду­на­род­но­го ха­рак­те­ра.

3) Ли­к­ви­да­ция эко­ло­ги­че­ских ка­та­ст­роф ме­ж­ду­на­род­но­го ха­рак­те­ра.

4) Ли­к­ви­да­ция по­след­ст­вий сти­хий­ных бед­ст­вий и т.д.

10.Формы и методы осуществления функций государства

Формы осуществления функций государства – это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.

Признаки форм осуществления функций государства.

1. Это деятельность основных звеньев механизма государства, специфические виды государственной деятельности.

2. Это однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства.

3. Посредством выполнения этой деятельности реализуются функции государства.

Формы осуществления функций государства можно разделить на правовые и организационные.

Правовые формы осуществления функций государства – это однородная по своим внешним признакам (характеру и юридическим последствиям) деятельность государственных органов, связанная с изданием юридических актов (нормативно-правовых и индивидуально-правовых актов).

Правовые формы осуществления функций.

1. Правотворческая деятельность – эта форма осуществления функций государства путём создания правовых норм, их изменению и отмене. Особое место в правотворчестве занимает законодательная деятельность высших органов государственной власти. На основе и во исполнение издаваемых ими нормативных актов, обладающих высшей юридической силой, - законов – складывается как правотворческая, так и правоисполнительная деятельность всех остальных органов государства.

2. Правоисполнительная деятельность – эта деятельность представляет собой связанную с повседневным разрешением разносторонних вопросов управления делами общества путём издания актов применения норм права, служащих основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений (например, о назначении пенсии, об установлении льготы, награждение орденом).

3. Правоохранительная деятельность – это деятельность по надзору и контролю за соблюдением законов, привлечению виновных лиц к юридической ответственности, рассмотрению юридических дел в судах, в других юрисдикционных органах, исполнению их решений.

Правовые формы не исчерпывают всех форм осуществления функций государства. Наряду с ними широко используется различного рода не правовые формы, которые часто называют организационной деятельностью государства.

Организационные формы осуществления функций государства – это однородная по своим внешним признакам деятельность государственных органов, которая не влечёт за собой юридических последствий.

1. Организационно-регламентирующая деятельность – это оперативная текущая организационная работа определённых структур по обеспечению функционирования органов государства (подготовка проектов документов, организация выборов и т.д.).

2. Организационно-хозяйственная деятельность – это оперативно-техническая, текущая хозяйственная работа по материальному обеспечению выполнения различных государственных функций (экономическое обоснование, контрольно-ревизионная деятельность, бухгалтерский учёт, статистика, организация снабжения и т.д.).

3. Организационно-идеологическая деятельность – это повседневная оперативно-разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению выполнения различных функций государства (например, разъяснение издаваемых законов и иных нормативных актов, формирование общественного мнения, работа средств массовой информации и т.д.).

Методы осуществления функций государства – это способы и приёмы, с помощью которых органы государства реализуют функции государства.

Методы осуществления функций государства.

1. Убеждение – основывается на заинтересованности, доказательствах законности и целесообразности сознательного поведения, отвечающего нормам права.

2. Поощрение – с помощью системы вознаграждений побуждать следовать действиям, в которых заинтересовано общество и государство, стимулирование социально полезной деятельности.

3. Государственно-правовое принуждение – склонение людей к определённой деятельности посредством силового давления (меры пресечения, приостановления, наказания и т.д.).

11.Функции государства и организация управления

Функции гос-ва — это виды управляющего воздействия на общество со стороны органов гос. власти и долж­ностных лиц.

Базовые функции гос-ва˸

1.Обеспечение (охрана) целостности и стабильности территории.

2.Создание и обеспечение правовой системы, с помощью которой регулируются обще­ственные отношния.

3.Создание и обеспечение условий для развития всех сфер общественной жизнедеятельности.

4.Охрана правозаконности во взаимоотношениях власти и общества, гарантирование прав и свобод человека.

5. определение приоритетов общественного развития.

6.ОбеспЕчение общенациональных интересов в мировом сообществе.

В новых условиях у гос-ва появляются новые проблемы и функции. В самом общем виде их можно определить так˸

1. Завершение формирования государственности РФ со всеми необходимыми атрибутами (границы, гражданство, законы, финансы, деньги и т.д.).

2. Создание организационно-правовых условий для развития и укрепления отношений м/у различными формами собственности, становления современной рыночной экономики.

3. Развертывание и укрепление общественных институтов, обеспечивающих устойчивый и надежный демократизм общества и гос-ва, формирование новой политической с/мы.

4. Создание социальных и административно-правовых регуляторов, гарантирующих конституционно провозглашенный комплекс прав, свобод граждан, повышение благосостояния людей, развитие науки, образования, защиту среды обитания и т.д.

Государственное управление — процесс регулирования отношений внутри государства, посредством распределения сфер влияния между уровнями и ветвями власти.

К функциям государственного управления относятся конкретные виды властных, целеорганизующих и регулирующих воздействий государства и ᴇᴦο органов на общественные процессы. Различают функции государственного управления по˸ предмету (что), содержанию (зачем), способу хранения или преобразования управленческих компонентов (как). По критерию содержания, характера и объёма воздействия функции государственного управления можно разделить на общие и специфические.

Общие функции отражают основные, объективно необходимые взаимосвязи˸ организация, планирование, регулирование, кадровое обеспечение и контроль. Специфические функции отражают особенное содержание отдельных воздействий государства˸ финансирование, налогообложение, лицензирование, регулирование труда и заработной платы, кредитование. Особую подгруппу специфических функций управления составляют внутренние управленческие функции государственных органов˸ обучение законности, подготовка и повышение квалификации.



Самостоятельная работа

Название

Авторы

Сущность

Оценка

Теологическая

Ж. Маритен, Д. Мерсье

Государство — продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Отсюда каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Бога. Следовательно, непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему.

Плюсы теории: 

    1) Впервые  подчеркивается значимость государственной  воли.

    2) Теория  позволяет установить в обществе  порядок;

    3) Отражает  объективные решения того времени,  а именно- первые государства были теократические; 

Минусы теории:  

    1)Является  ненаучной так как с ее помощью  нельзя доказать или опровергнуть  происхождение     государства.

    2)Данная  теория закрепляет стагнацию  (неизменность) государственной власти.

    3)Закрепляется  и оправдывается Божественной  волей принятие несправедливых  решений.

    4)Отсутствуют  какие-либо исторические подтверждения  факта передачи мечей. 


Общественного договора

Гроций, Спиноза, Локк, Гоббс, Руссо, Радищев

Государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в естественном, первобытном состоянии. Государство- это сознательное объединение людей на основе договора между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей и соответственно – ответственность за их невыполнение. Так государство имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников, но в то же время обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги, но в свою очередь имеют право на защиту своих прав, свободы, а в случае злоупотребления правителями властью – расторгнуть договор с ним путём свержения.

Плюсы теории:

1) Авторы отметили особенности человека (страх, инстинкт, самосохранение);

2) Носит демократический характер;

3) Опровергает существование религиозного начала в сущностигосударства;

4) Опирается на общественную практику;

Минусы:

1) Согласно теории человек не подчиняется ни кому и никого не подчиняет себе;

2) Чтобы сознательно создать государство, нужно о нем иметь хоть какое-то представление;

3) Договор – это воля людей, значит он может быть расторгнут;

4) Договор не обладает юридической силой, т.к появился раньше государства


Классовая(матеорилистическая)

(К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин)

 Основой происхождения государства и права признается экономический фактор. Другие факторы носят несущественный характер. Государство возникает на определенной ступени развития производительных сил, характеризуемой расколом первобытного общества на классы с противоположными экономическими интересами. Эти интересы носят антагонистический, то есть непримиримый характер. Функции государства — специальными средствами управления, прежде всего насилия, сдерживать противоборство классов, защищая интересы экономически господствующего класса. Класс — это социальная группа людей (часть сообщества), объединенная общностью экономических интересов, что обусловлено одинаковым отношением к средствам производства. Отношения классов к средствам производства, их роль в общественном производстве, способы и доля получения общественного богатства закрепляются законом. Поскольку между классами существуют непримиримые противоречия, какое-либо социальное партнерство между ними невозможно.

Плюсы теории:

1) Материальные условия общества играют в нем очень большую роль;

2) Изменение форм трудовой деятельности, ведение хозяйства, собственности влияет на возникновение государства;

3) При переходе от присваивающей к производящей экономики идет дифференциация людей по существенному признаку;

4) Раскрываются признаки государства.

Минусы:

1) На образование государства влияет не только экономика, но политические и социальные факторы;

2) Недооценивается роль государства в регулировании экономических процессов;

3) Происхождение государства в мире идет не по одной схеме


Насилия

Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг, Р. Иеринг, Ф. Оппенгеймер

В основе происхождения государства лежат военные завоевания. Государственный аппарат формируется для организации подавления племенами-победителями завоеванных народов. «История не предъявляет нам ни одного примера, где бы государство возникало бы не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Это всегда являлось насилием одного племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого насилия

Плюсы теории:

  • 1) Основана на многих исторических фактах;

  • 2) Результат завоевания отражается во всех сторонах жизни вновь возникшего общества;

  • 3) Государственный аппарат состоит из завоевателей.

Минусы:

  • 1) Не может объяснить возникновения государства во всех регионах мира;

  • 2) По отношению к процессу происхождения государства завоевания носят вторичный характер;

  • 3) В истории есть примеры, когда не само завоевание, а угроза завоевания послужила возникновению государства;

  • 4) Кроме насильственного пути возникновения, есть мирный путь


Естественного права

 Гуго ГроцийРуссоМонтескьеВольтерРадищевДесницкийПуфендорфХристиан ТомазийЛейбницВольф.

 Право у человека возникает отрождения и природы, который обладает неотъемлемыми естественными правами (право на жизнь, свободу, равенство), которые нельзя отменить, изменить. Законы соответствуют нравственным установкам людей и немогут существовать без них.



Психологическая

Г.Тард, З. Фрейд, Л.И.Петраржицкий

Она объясняла появление государства и права проявлением свойств человеческой психики: потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты первобытного общества, осознанием справедливости определенных вариантов действия и отношений и пр.

Плюсы теории:

1.Впервые было обращено внимание на психологические аспекты жизни, которые не менее реальны, чем другие процессы, т.к. без учета социальной психологии нельзя издавать закон.

2.Теория увеличивает роль правосознания в правовом регулировании

Минус теории:

1.Подлинное интуитивное право практически оторвано от государства и не имеет формально определенного характера, более того разные люди могут иметь разные представления о границах справедливого и несправедливого и т.д.




2. Раздел первый. Основные положения Глава 1. Основы конституционного строя

Статья 1

1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Статья 2

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Статья 3

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.

Статья 4

1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Статья 5

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Статья 6

1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Статья 7

1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 8

1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Статья 9

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Статья 10

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Статья 11

1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Статья 12

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Статья 13

1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

4. Общественные объединения равны перед законом.

5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Статья 14

1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Статья 15

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Статья 16

1. Положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.

2. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации



3.


Экон.основа

Соц.Основа

Функции

Осн.х-ка

Рабовладельческий



1) охрана частной собственности рабовладельцев и создание условий для эксплуатации рабов и неимущих свободных;

2) подавление сопротивления рабов и неимущих свободных методами жестокого насилия, нередко просто для устрашения и профилактики;

3) идеологическое воздействие в целях поддержания дисциплины и порядка.


Рабовладельческое государство является первым историческим типом государства, возникшим в результате разложения первобытнообщинного строя и представляющим собой политическую организацию экономически господствующего класса рабовладельцев. Экономический базис рабовладельческого общества составляет полная собственность рабовладельцев не только на орудия и средства производства, но и на работников производства. Рабовладельческая собственность – это первый вид частной собственности. Рабовладельческое государство – государство, охраняющее, укрепляющее и развивающее собственность рабовладельцев, как орудие классового господства.

Феодальный

Экономической основой феодального государства выступала собственность феодалов на землю и неполная собственность на крепостных крестьян


Внутренними функциями феодального государства являлись:
1) удержание крепостных в полной зависимости от класса феодалов;
2) охрана феодальной собственности на землю и средств производства;
3) идеологическое и духовное воздействие на эксплуатируемые массы;
4) регулирование отношений внутри господствующего класса.

К внешним функциям феодального государства относились:1) захват и ограбление чужих территорий;
2) установление и поддержание торгово-экономических связей с другими государствами;3) защита своей территории от нападения извне


Феодальное государство - это второй исторический тип государства. Его экономический базис и основу производственных отношений составляет собственность феодалов на землю, как главное средство производства, в эпоху феодализма. Эта собственность сочеталась с собственностью лично зависимых от феодалов крестьян на необходимые для обработки земли сельскохозяйственные орудия и их труд.

Буржуазный

Экономическую основу буржуазного государства на первых этапах его развития составляла капиталистическая частная собственность на средства производства. 



Буржуазное государство - это третий исторический тип государства, предусматриваемый данной типологией. Как надстройка над экономическим базисом оно закрепляет и защищает буржуазный экономический строй. Капиталистическое государство охраняет условия буржуазной эксплуатации, и прежде всего, ее основу – частную собственность на орудия и средства производства. Независимо от своей формы оно выступает как орудие господства капитала над трудом.

Социалистический

Экономическую базу соц. государства составляют общественные социалистические формы собственности и социалистическая система государства. Все перечисленные виды основывались на частной собственности.

Социалистическое государство с момента своего рождения становится орудием уничтожения всякой эксплуатации и причин, ее порождающих.

1. Поддержка социально незащищенных категорий населения; 2. Охрана труда и здоровья людей;

3. Поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

4. Сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение, государственный бюджет, специальные социальные программы;

5. Поощрение благотворительной деятельности (в частности, путем предоставления налоговых льгот предпринимательским структурам, осуществляющим благотворительную деятельность);

6. Финансирование и поддержка фундаментальных научных исследований и культурных программ;

7. Борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости населения, выплата пособий по безработице;

8. Поиск баланса между свободной рыночной экономикой и мерой воздействия государства на ее развитие с целью обеспечения достойной жизни всех граждан;

9. Участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем;

10. Забота о сохранении мира в обществе.


огласно формационной теории - это высший и последний исторический тип государства. Это организация политической власти трудящихся во главе с рабочим классом, важнейшая организационная форма экономического и социально-культурного руководства обществом в условиях строительства социализма и коммунизма, орудие защиты революционных завоеваний народа. 

 

№ занятия

 

Тема занятия

Кол – во часов

     1 - 2

Предания об истории заселения и освоения края.

          2

     3 - 4

Осетинские роды и племена в древности.

          2

     5

Образование Республики Северная Осетия.

          1

    6

Владикавказ - столица     Осетии.

          1

     7

Мой город в прошлом и настоящем.

          1

     8

Наш город во время ВОВ.

          1

     9

Знакомство с культурной средой города (посещение театров).

          1

     10 - 11

Природа моего города (посещение парков, дендрария).

          2

     12

Выездная обзорная экскурсия по городу.

          1

     13 - 14

Символы РСО – Алания.

          2

     15

Мой край на карте Родины.

          1

     16 - 17

Танцы и игры осетин.

          2

     18 - 19

Символика осетинских орнаментов.

          2

     20 - 21

Устное народное творчество осетин.

          2

     22 - 23

Осетинский национальный костюм.

          2

     24

Жилище осетин.

          1

     25 - 26

Пища как часть культуры народа

          2

     27 - 28

Осетинская свадьба.

          2

     29

Предметы быта осетин.

          1

     30 - 31

Знакомство с культурой семейных отношений. Родословная семьи.

          2

     32 - 33

Традиции осетинского народа.

          2