СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проек "Как музыка влияет на человека"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проек "Как музыка влияет на человека"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов

художественно-эстетического цикла № 23






Проект по теме:

«Музыка и её влияние на человека»

















Автор проекта ученик 9 «К» класса

Шиханов Артём

Руководитель проекта:

Ирина Борисовна Полянскова










Комсомольск-на-Амуре

2022

Оглавление



Введение

1 Цели и задачи

1.1 Гипотеза

Основная часть

2 Выяснить что такое музыка

2.1 История музыки

2.2 Жанры музыки

2.3 Музыка в России

2.4 Психологическое влияние музыки на человека

2.5 Психология музыкальных предпочтений

2.6 Опрос “Какую музыку слушают люди разных возрастов”

Вывод

Источники информации

























Введение

Мне очень нравится слушать музыку и поэтому я захотел узнать как музыка влияет на человека. Она является неотъемлемой частью жизни человека, даже больше – музыка является частью человеческой души. Музыка влияет на здоровье, на настроение, на поведение человека, что приобретает сегодня особую актуальность.


1 Цели и задачи

Цели: Выяснить при помощи исторических фактов, как музыка влияет на человека.

Задачи:

1. Выяснить, как музыка влияет на человека, что такое музыка, провести опрос “Какую музыку слушают люди разных возрастов”, узнать историю музыки, и как разные жанры, влияют на психологическое состояние человека.


1.1 Гипотеза

Я, считаю что музыка влияет на людей положительно: вызывает положительные эмоции и расслабляет, вдохновляет, лечит.


Основная часть


2 Выяснить что такое музыка

Музыка (греч. μουσικ, субстантивированное прилагательное от греч. μούσα — муза) —вид искусства. Согласно А. Н. Сохору (МЭ 3, 1976 г.), этот вид «отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, состоящих в основном из тонов». В БРЭ (2013 г.) музыка определяется как «искусство звуков, организованных главным образом по высоте и во времени». Г. Г. Эггебрехт, говоря о музыке «в западном понимании этого слова», определяет её как «художественную организацию звучания, которое, в смысле природного и эмоционально воспринимаемого звучащего феномена, рисует картину мира и души, неосознанно и конкретно схватываемую слухом, а в смысле искусства [это звучание] становится духовным „языком“ материального мира, отрефлексированного и упорядоченного (а значит осмысленного и смыслополагающего) благодаря теоретическому знанию».


2.1 История музыки

История возникновения музыки в условиях сознательной эволюции человечества, начинается порядка 50-ти тысяч лет назад.

Предположительно, появление человека, в его современном представлении, произошло примерно 160 тысяч лет тому назад. Постепенно происходило расселение людей по континентам. Известно, что индивидуальные проявления музыки имеются абсолютно у всех народов. Поэтому этнографы приходят к выводу, что до своего расселения, древние люди Африки (место появления первого человека), уже имели минимальное музыкальное знание. Отсюда следует, что музыка сопровождает человека уже на протяжении более 50-ти тысяч лет, навсегда войдя в его культуру и став неотъемлемой частью социальной жизни.

Первая музыкальная форма, с начала история возникновения музыки, обозначена специалистами как примитивная (доисторическая) музыкальная традиция. Существующие современные виды музыки у американских индейцев и у аборигенов Австралии по аналогии принято называть доисторическими. Вообще, понятие доисторической музыки принято применять в отношении европейских цивилизаций, а во многих других странах используются понятия традиционной, фольклорной или народной музыки.

Самым архаичным инструментом, существующим с древности и дошедшим до нашего времени, является флейта. Данный артефакт был обнаружен во время раскопок древнейших скульптур, возраст которых датируется в 40 тысяч лет.

Следующим этапом в музыкальной эволюции считается переход на традицию музыкального письма, в следствие чего возникла музыка древнего мира. Самая старинная песня на сегодняшний день имеет возраст 2 тысячи лет. Она была зафиксирована на глинобитной табличке, обнаруженной при раскопках Нипура. Исследования древних изображений, воплощенных на стенах и керамических вазах, а также письменных памятников, свидетельствуют, что в те времена музыка развилась в полифоническую форму. Судя по описанию, одна из флейт могла исполнять основную музыкальную тему, одновременно с ней играла другая, создающая фоновое звучание. Относящимися к тому времени инструментами являются флейты и обнаруженный в долине реки Инд струнный инструментарий.

Старинной музыкой считается эпоха со времен заката Римской Империи до конца 18 века. Истоками возникновения музыки в начале данного гигантского периода стала католическая церковь, богослужения в которой сопровождались незначительным музыкальным фоном. После чего во всех мировых цивилизациях началось интенсивное развитие и разнообразие музыкальных знаний и соответствующего инструментария. В пределах огромных регионов развивались свои индивидуальные музыкальные традиции, абсолютно не похожие на соседние. Появлялось множество музыкальных инструментов, которые по мнению народов наиболее подобающе передавали отдельные аудиоэффекты. У разных народностей складываются характерные виды музыкальных инструментов.

Изначально музыкальное образование давалось в церквях, либо музыке обучались у тех, кто умел играть. Постепенно наряду с церковным образованием, появились школы, дающие музыкальные навыки для светского увеселительного направления. Появлялись трубадуры, барды и т. д. Средневековая музыка послужила основой для зарождения музыки эпохи раннего Возрождения.

Появляется понятие академической музыки, развитие которой исчисляется уже на уровне столетий. Становятся общепризнанными и международными конкретные инструменты, наиболее мелодично и многообразно издающие звучание. Принимаются общие нормы и обозначения музыкальных терминов, музыке обязательно обучают детей дворянских и знатных родов.

В наше время история возникновения музыки изучается специальной наукой, которая так и называется - история музыки. Она является отраслью научного и учебного музыковедения, которая преимущественно изучает культуру европейской музыки, ее основные ступени развития, школы и жанры. Во многом, воплощенные в музыкальном выражении интонации и чувства зависели от географического положения народных композиторов и происходящих там событий, поскольку было весьма актуально выражать свои ощущения в многогранном и многоликом музыкальном произведении. Метод, изучающий историю музыки, состоял в систематизировании видов и форм музыки, используемых инструментов, а также способов передачи звучания на бумаге. История возникновения музыки, начавшаяся более 50 тысяч лет назад и сегодня является весьма актуальным объектом изучения.


2.2 Жанры музыки

1 Народная музыка

2 Духовная музыка

3 Индийская классическая музыка

4 Арабская классическая музыка

5 Европейская классическая музыка

6 Латиноамериканская музыка

7 Блюз

8 Джаз

9 Кантри

10 Шансонромансавторская песня

11 Электронная музыка

12 Рок

13 Скарокстедирегги

14 Поп

15 Рэп (Хип-хоп)


2.3 Музыка в России

Музыка России — достижения музыкальной культуры России — результат многовекового исторического процесса формирования и развития своеобразных, глубоко реалистических традиций. Понятие объединяет в себе русскую музыку и музыку народов России.

Русская народная музыка берёт начало в фольклоре славянских племён, живших на территории Киевской Руси. Многие виды дошедших до нашего времени песен имеют языческие корни, иногда с влиянием христианской обрядности.

Поскольку русская народная музыка неоднородна, она имеет корни и других племён, проживавших на территории Киевской Руси: финно-угорских, тюркских и других.


Хор Гдовских гусляров (1917)

До сих пор в русском фольклоре ощущаются региональные, часто этнические традиции. Свои особенности имеет народно-песенное искусство северных, западных, южных, центральных областей, поселений в бассейнах крупных рек — ОкиВолгиДона. Русская народная музыка является основой, на которой произросла вся русская профессиональная музыка.

Общий тип великорусских напевов, вероятно сложился к концу «татарской эпохи», ко времени «царей» (XIV век). Характерная особенность — ладовое строение, в отличие от мажор-минора, распространённого у западных славян, и своеобразный стиль многоголосья.

Существуют письменные документы, описывающие музыкальную культуру на Руси. Считалось, что наиболее популярными видами инструментов в средневековой России были струнные инструменты, такие как гусли или гудок. Археологи обнаружили образцы этих инструментов в Новгородской области, датируемые началом XI века. Другими музыкальными инструментами являются флейта свирель и ударные инструменты, такие как трещотка и бубен. Тем не менее, пение на Руси было популярнее инструментальной музыки. Часто пели былины о народных героях, таких как СадкоИлья Муромец и других, иногда к инструментальному сопровождению.

Во времена Великого княжества Московского русскую музыку, кроме народной, формировали два основных жанра: православная литургическая музыка и светская музыка, исполняемая для развлечения.

Светская музыка включала в себя использование музыкальных инструментов, таких как свистульки, и струнные инструменты, и обычно игралась в праздничные дни изначально скоморохами и менестрелями, которые развлекали дворянство. Во время реакционного периода Раскола Русской церкви в XVII веке скоморохи с их музыкой были запрещены, но, несмотря на эти ограничения, некоторые из их традиций сохранились до сих пор.

Среди основных жанров народной музыки можно выделить календарные обрядовые песнисвадебные, эпические, танцевальные и лирические песни, частушки. Народные инструменты в фольклоре используются обычно в быту пастухов или для некоторых видов танцев и песен. Наиболее распространены: струнные инструменты (гудокгусли), духовые инструменты (дудкажалейкарожоккувиклыфлейта Пана). В летописях упоминаются: военные трубы, охотничьи рога, бубны.

Народная песня «Яблочко», под которую исполняется матросский танец

В эпоху Средневековья скоморохи — исполнители народной музыки — подвергались преследованиям, а музыкальные инструменты уничтожались, поэтому оригинальные русские музыкальные инструменты до современности почти не дошли. Такие инструменты, иногда ассоциирующиеся с русской музыкой, как мандолинасемиструнная гитарабаян (гармонь), являются инструментами западноевропейского происхождения, и распространились в России сравнительно поздно (XIX—XX века). С X века в качестве музыкального инструмента на Руси использовался колокол, который позже появился в репертуаре русских композиторов. Русский музыковед Борис Асафьев, давая характеристику русской музыке, ввёл термин «колокольность», считая колокольный звон музыкальным символом России. В некоторых видах русского народного танца хлопки, удары по телу и потоптывания дополняют музыкальный ряд, служа в качестве перкуссии, например, в русской пляске.


Одним из первых фольклорных коллективов в России стала Славянская капелла Дмитрия Агренева-Славянского, основанная в 1868 году, которая продвигала русскую и славянскую народную песню в России и за рубежом, нередко в эстрадных обработках. В начале XX века возникли Оркестр русских народных инструментов Василия Андреева и Русский народный хор имени М. Е. Пятницкого: в первом коллективе был расширен и усовершенствован бытовавший в народе инструментарий, во втором исполняли народные песни в их аутентичном виде.

В 1960-е годы появились небольшие фольклорные группы, часто состоявшие из молодых музыкантов-профессионалов, ставившие своей целью точное воспроизведение народного репертуара и манеры — обычно определённого региона или села. Коллективы выступали в домах культуры разных провинций страны. Из этой среды выросли такие коллективы, как Ансамбль народной музыки Дмитрия Покровского и хоровой ансамбль «Сирин»: оба коллектива исполняют как народную крестьянскую, так и духовную музыку устной и письменной традиций. Народные песни были частью репертуара певцов советской эстрады, в частности, Лидии РуслановойОльги Воронец. В 1974 году певица Надежда Бабкина создала народный ансамбль «Русская песня». В 1977 году певица Людмила Зыкина создала ансамбль «Россия». В 1982 году Борис Базуров основал ансамбль «Русичи». В 1999 году певица Людмила Рюмина основала «Московский культурный фольклорный центр под руководством Людмилы Рюминой» и при нём ансамбль «Русы».

В современной России среди исполнителей народных песен известна Пелагея, с 1996 года солирующая в созданной ею одноимённой группе. С 1998 года группа «Иван Купала» создаёт фолк-музыку на основе аутентичного фольклора, в основном записанного в ходе этнографических экспедиций советскими фольклористами в 1970—1980 годы. Альбом группы — «Кострома» — способствовал популяризации фолк-музыки на современной российской музыкальной сцене и положил начало к созданию многих последующих российских групп, создающих фолк-музыку. Песня «Кострома» из одноимённого альбома была использована на Олимпиаде 2014 в Сочи.



2.4 Психологическое влияние музыки на человека

Исследования учёных по вопросу воздействия музыки на психику человека доказали положительное влияние классической музыки. Особенно советуют произведения Моцарта, Вивальди, Чайковского, Шуберта. Почему классическая музыка так полезна и активно применяется в музыкотерапии, способствует успокоению, нормализации работы организма?

Главная особенность этой музыки — она написана в ритме сердца (60-70 Гц), поэтому легко воспринимается организмом и способствует нормализации работы сердечно-сосудистой системы и других органов. Замечено позитивное влияние этих композиций даже на примере животных и растений, они быстрее растут и развиваются.

При проведении исследований МРТ под воздействием классической музыки, заметили активизацию всего головного мозга, а не только определённой части, человек полностью вовлекается в прослушивание. Кроме влияния на здоровье, наблюдается и улучшение интеллектуальных способностей — рост IQ, что происходит за счёт мозговой активности во время прослушивания.

Поэтому важно с детского возраста включать классическую музыку для успешного развития ребёнка, формирования чувства гармонии, улучшения памяти, мышления. Кстати, замечено, что у детей есть послеродовая память. Так, если мама во время беременности включала определённую музыку, то и после рождения ребёнок узнаёт её и отлично засыпает под знакомые мелодии.


Особо целебной считается музыка Моцарта. Она наиболее активно воздействует на кору головного мозга, задействует все участки, даже те. что влияют на зрение, координацию, ориентацию в пространстве. Очень рекомендуют для активизации мышления, развития интеллекта "Сонату для двух фортепиано" и другие произведения.

Учёные давно заинтересовались феноменом Моцарта, как удавалось ему создавать такие чудесные мелодии? Возможно, главный секрет в его развитии на ранних этапах. Его родители были очень музыкальные — мама часто напевала песни, будучи беременной, а папа — исполнял произведения на скрипке, ещё ребёнком он впитал дух музыки и искусства, что помогло ему стать великим композитором.

Ещё один секрет влияния классической музыки на психику человека: она находится в пределах высоких частот — от 5000 до 8000 Гц, что также благотворно влияет на мозговую деятельность. При этом такая музыка оказывает положительный эффект не только на здоровье, поднимает настроение, улучшает психоэмоциональное состояние человека — бодрит, заряжает позитивом. Спокойные композиции наоборот — способствуют расслаблению организма, снятию стресса, усталости.

Классическая музыка помогает во многих заболеваниях:

  • повышенная тревожность, депрессивные состояния (Моцарт)

  • общеукрепляющие, иммуностимулирующее воздействие (позитивные композиции)

  • в комплексе с другими методами лечит от заикания

  • нормализует работу сердца и других органов

  • стимулирует память и умственные способности

  • нарушения слуха — улучшает его состояние

  • при головных болях в результате перенапряжения, стресса (зачёты, контрольные)

  • способствует развитию творческих способностей, росту работоспособности на 50%


Учёные заметили также, что особую энергетику несёт "Второй концерт" Рахманинова. Он оказывает позитивное влияние на психику и здоровье людей, содержит заряд победы. Чем это вызвано? История говорит о том, что композитор пережил сильную депрессию после провала первого концерта и находился в полном отчаянии.

Только знакомый доктор смог вернуть его к жизни и воодушевить на написание музыки, предрекая её успешность во всём мире. Это оказалось истинной правдой, Рахманинов создал шедевр — победу жизни над смертью, а человека — над своими слабостями.

Таким образом, воздействие музыки на психику человека зависит от её энергетики, смысла, заложенного автором, на какой волне с жизнью находился, какие мысли преобладали. Музыка — это код, через который композитор передаёт свои идеи, мысли. У Вивальди и Моцарта в музыке много позитива, они любили жизнь и старались передать эти чувства слушателям.

Влияние музыки во многом зависит от таких факторов:

  1. Ритмичность.

  2. Тональность.

  3. Уровень громкости.

  4. Высокие или низкие частоты, резкие перепады.

  5. Набор инструментов или компьютерная музыка.

2.5 Психология музыкальных предпочтений

Под психологией музыкальных предпочтений понимаются «психологические факторы, которые определяют различные музыкальные предпочтения». Большинство людей в том или ином виде слушают музыку каждый день, и музыка влияет на людей разными способами, начиная с управления эмоциями и до когнитивного развития. Музыка также обеспечивает возможность самовыражения. Имеются основания предполагать, что музыкальное образование помогает интеллектуальному развитию, а вот связь с эмоциональной регуляцией не была установлена. Многочисленные исследования, в основном использовавшие модель Большой Пятёрки, показывают, что черты характера влияют на музыкальные предпочтения. Эти исследования не ограничивались западной культурой, значительные результаты были обнаружены также в других странах мира, включая Японию, Германию, и Испанию.

2.6 Опрос “Какую музыку слушают люди разных возрастов”

Я провёл опрос среди одноклассников, членов семьи и жителей дома и выяснил, что люди в диапазоне от 7 до 12 лет в основном слушают рэп, поп-музыку. От 12 до 20 лет чаще всего выделяют рок, диско-пола, поп-музыка и танцевальная музыка. Люди от 20 и старше предпочитают классику, шансон, рок, поп-музыку и блюз.


Вывод: Я выяснил при помощи исторических фактов и не только как музыка влияет на человека, как я и говорил в гипотезе музыка непросто не вредит человеку, а даже наоборот может успокаивать и даже лечить людей, например исследования учёных по вопросу воздействия музыки на психику человека доказали положительное влияние классической музыки. Особенно советуют произведения Моцарта, Вивальди, Чайковского, Шуберта или при проведении исследований МРТ под воздействием классической музыки, заметили активизацию всего головного мозга, а не только определённой части, человек полностью вовлекается в прослушивание. Кроме влияния на здоровье, наблюдается и улучшение интеллектуальных способностей — рост IQ, что происходит за счёт мозговой активности во время прослушивания.


Источники информации: Википедия.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!