СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "165 лет со дня рождения К.Э. Циолковского"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная работа обучающегося.

Просмотр содержимого документа
«Проект "165 лет со дня рождения К.Э. Циолковского"»


Региональный этап Международного конкурса научно-технических и художественных проектов по космонавтике «Звёздная эстафета»

в Новосибирске


Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

г. Новосибирска Детско-юношеский центр «Планетарий»





Секция: историческая


Проект

«165 лет со дня рождения К.Э. Циолковского:

«Основной мотив моей жизни: сделать что-нибудь полезное для людей, продвинуть человечество хоть немного вперёд»




Автор: Брайтенштеин Ярослав Валерьевич,

учащийся МАУ ДО ДЮЦ «Планетарий»

г. Новосибирска



Руководитель: Удовченко Елена Ивановна,

педагог дополнительного образования МАУ ДО ДЮЦ «Планетарий»

г. Новосибирска









Новосибирск,

2022


Аннотация проекта

Проект на тему «165 лет со дня рождения К.Э. Циолковского: «Основной мотив моей жизни: сделать что-нибудь полезное для людей, продвинуть человечество хоть немного вперёд» выполнен обучающимся МАУ ДО ДЮЦ «Планетарий» г. Новосибирска, Ярославом Брайтенштеин, 9 лет.

Направление деятельности связано с актуальной темой по истории – знакомство с известными личностями, оставившими свой след в истории нашего государства.

В сентябре 2022 года исполнилось 165 лет со дня рождения К.Э. Циолковского – учёного-самоучки, изобретателя, основоположника современной космонавтики. Чувство гордости за людей, прославивших нашу родину, сопричастность к их делу во имя всего человечества – главное духовно-нравственное содержание этой работы. Работа содержит изложение проблемы, актуальности проекта, его цели и задач, представлены. Основная часть проекта демонстрирует ход и содержание деятельности автора работы. Прослеживается изменение понимания темы проекта по мере его выполнения. Показаны основные факты из жизни К.Э. Циолковского, хронология жизни, его научные достижения и открытия. Отдельно выделены события, наиболее заинтересовавшие автора проекта. Проект предназначен для всех, кому интересна история своего отечества, кто хочет приоткрыть для себя мир новых знаний.

Проектным продуктом является информационный контент для интернет-сферы, выраженный в статьях, диафильме-презентации и онлайн-тесте. Место нахождения контента: интернет-сайт «Оторвись от земли» (https://multiurok.ru/OtZemli/ ).

Опыт работы, представленный в проекте, содействует формированию навыка самостоятельного получения знаний и умений учеником, их прикладному использованию. В ходе работы ребёнок учится решать обозначенную проблему на практике. Это один из видов совместной деятельности педагога, ученика и родителей, направленный на достижение конкретного результата.

Общее количество страниц проекта вместе с приложениями: 19

Количество приложений: 2.

















Содержание


  1. Введение…………………………………………………………………..Стр. 4-5

  2. Основная часть. «165 лет со дня рождения К.Э. Циолковского: «Основной мотив моей жизни: сделать что-нибудь полезное для людей, продвинуть человечество хоть немного вперёд».

    1. Мой путь к пониманию Циолковского……………………………..Стр. 6

    2. Циолковский о самом себе…………………………………………..Стр. 7-9

    3. Хронология жизненного пути……………………………………….Стр. 9-11

    4. Научные открытия и достижения……………….…………………..Стр. 11-12

    5. Интересные факты из жизни К.Э. Циолковского…………………..Стр. 12-14

  3. Заключение………………………………………………………………..Стр. 15

  4. Список использованных источников литературы……………………..Стр. 16

  5. Приложение 1…………………………………………………………….Стр. 17-19

  6. Приложение 2…………………………………………………………….Стр. 19






























1. Введение


Меня зовут Ярослав Брайтенштеин, мне 9 лет. Тема моего проекта «165 лет со дня рождения К.Э. Циолковского: «Основной мотив моей жизни: сделать что-нибудь полезное для людей, продвинуть человечество хоть немного вперёд».

Я занимаюсь в детско-юношеском центре «Планетарий» г. Новосибирска по программе «Космонавтика: история и перспективы». На наших занятиях мы много разговариваем на разные темы. Однажды, нам рассказывали про К.Э. Циолковского. Мы узнали много всего интересного, но особенно меня поразило то, что этот человек не мог слышать, как все люди, и учился самостоятельно, поэтому его называют самоучкой. Когда мне предложили сделать какую-нибудь работу для конкурса «Звёздная эстафета», я сразу решил, что хочу узнать больше про К.Э. Циолковского и рассказать о нём другим. Так я выбрал эту тему проекта.

Проблему проекта я увидел в том, как о Циолковском можно рассказать детям так, чтобы это было не перечисление его достижений, а они увидели бы его как живого человека, такого же, как и мы, только мечтающего о пользе не для себя, а для других? Актуальность темы в том, чтобы его жизнь видели, как пример для подражания, чтобы люди думали не только о себе, а о лучшем для настоящих и будущих поколений. И не только думали, но и делали что-то для этого.

Цель моей работы: создать информационный материал о К.Э. Циолковском для школьников.

Из поставленной цели мы определили для себя следующие задачи:

  1. изучить биографию Циолковского;

  2. конкретизировать его научные достижения;

  3. найти интересные факты из жизни;

  4. создать информационный материал для детей на основе найденной информации.

Проектным продуктом будет серия публикаций на сайте наших обучающихся «Оторвись от земли» (https://multiurok.ru/OtZemli/ ).

Этот продукт поможет достичь цели проекта, так как «Оторвись от земли» - это информационный сайт. На нём много всего разного для детей, и сделанного детьми. Учителя могут использовать всё в своей работе. Так мы им поможем не делать что то для занятия, а взять у нас уже готовое.

Во время работы мы использовали такие методы как изучение информационных источников о жизни К.Э. Циолковского, анализ полученной информации; обобщение.

Результаты работы над проектом

  1. небольшие заметки под общим названием «Детям о Циолковском» в разделе БЛОГ нашего сайта (https://multiurok.ru/OtZemli/blog );

  2. презентация «Циолковский – родоначальник космонавтики», выполненная на основе диафильма 1965 года в разделе ФАЙЛЫ (https://multiurok.ru/OtZemli/files );

  3. онлайн-тест «165 лет со дня рождения К.Э. Циолковского» в разделе ТЕСТЫ (https://multiurok.ru/OtZemli/tests/ ).

План работы над проектом:

  1. определение проблемы, которую мне хотелось бы решать;

  2. постановка темы, цели и задач;

  3. создание образа проектного продукта (каким он будет);

  4. определение способов работы для решения задач;

  5. выявление имеющихся ресурсов для выполнения работы;

  6. определение основных шагов по решению проблемы проекта;

  7. постоянное уточнение и поправки (по ходу деятельности) целей, задач, плана работы;

  8. обсуждение результатов по ходу деятельности;

  9. формулирование выводов и оценка полученных результатов.

Время работы над проектом – сентябрь-октябрь 2022 года.






































  1. Основная часть


2.1 Мой путь к пониманию Циолковского.

Как я уже говорил, мы много разговариваем на разные темы на занятиях. Когда нам рассказывали про К.Э. Циолковского, мне сразу стало интересно, потому что у нас почти одинаковая дата рождения – 17 сентября, только год разный у него 1857, а у меня 2013-й. Я стал внимательно слушать дальше, и узнал, что этот российский и советский учёный одним из первых выдвинул идею использования ракет для космических полетов. Свою ракету для межпланетных сообщений он спроектировал в 1903 году. Ещё не было космонавтики, а он уже предвидел ракеты, искусственные спутники, орбитальные станции, выход человека в открытый космос и ещё много чего. Космонавтика – это полёты в космос и всё, что с ними связано. Циолковский обосновал теорию будущих космических полётов. Его считают основоположником современной космонавтики. Я не знаю, есть ли в наше время самоучки, наверное, нет. Думаю очень трудно учиться самому, и ещё и стать учёным. Вот я и выбрал эту тему для своего проекта. И сам узнаю что-нибудь интересное, и другим расскажу.

Моя работа над проектом началась с того, что мы задумались над выбранной темой. Мы – это группа, в которой я занимаюсь вместе с педагогом. Мы рассуждали о том, что значат эти слова – «сделать что-нибудь полезное для людей, продвинуть человечество хоть немного вперёд». Нам предложили подумать – для чего этот человек преодолевал столько жизненных невзгод и разных трудностей? Большинство ребят сказали, что он хотел прославиться. Нам объяснили, что это совсем не так. На самом деле Циолковский жил мечтой о счастливом и великом будущем для всех людей. Понимаете? Не для себя лично! Он хотел приблизить это счастливое будущее для всего человечества своими трудами, идеями и изобретениями. Нас спросили – есть ли у нас мечты, и что мы готовы сделать, чтобы эти мечты исполнились? Оказалось, мечты есть, но каждый ждёт их исполнения от родителей. Кто хочет новый телефон, кто LEGO, кто котёнка… Все хотели только для себя. Тогда нам сказали, что это совсем не мечты, а просто желания. Настоящая мечта может заставить человека совершить невозможное, поверить в себя и найти силы. Все великие люди были великими мечтателями. Как и Циолковский. Так и обозначилась проблема проекта: как о Циолковском рассказать другим так, чтобы это было не перечисление его достижений, а его увидели бы как живого человека, такого же, как и мы, только мечтающего о счастье для других? Наверное, в любые времена будет актуальна тема примера для подражания. Циолковский может быть таким примером.

Главное, мне стало понятно значение этих слов: «Основной мотив моей жизни: сделать что-нибудь полезное для людей, продвинуть человечество хоть немного вперёд». Это значит, что человек живёт мечтой сделать хорошее дело для других людей, для прогресса. Например, с мечты избавить людей от холеры, берёт начало изобретение пенициллина, который спас очень много жизней во время Великой Отечественной войны. Так и Циолковский мечтал о переселении человечества на другие планеты. Он мечтал о развитии всего человечества, талантов и возможностей людей. Всю свою жизнь он посвятил этим мечтам. Получается, что он делал полезное для продвижения человечества вперёд.

Вот так мы и пришли к цели создать информационный материал о К.Э. Циолковском для школьников.

Далее я приступил к изучению биографии Циолковского.


2.2 Циолковский о самом себе.

Про Циолковского очень много всего написано: про его жизнь, про изобретения. Но мы решили сначала прочитать автобиографию. Это когда человек сам рассказывает о своей жизни. Он ведь лучше про себя всё знает, чем другие это напишут. Из автобиографии я узнал следующее.

Родился Циолковский 5 сентября 1857 г. в селе Ижевском Спасского уезда, Рязанской губернии. Сейчас другой календарь и считается не 5 сентября, а 17-го. Я ещё не совсем понял про этот календарь, но обязательно всё узнаю позже. Его родители были бедными людьми. Своего отца он называет неудачником, изобретателем и философом. Мать была очень интересной женщиной. Циолковский вспоминает, когда ему было лет 8 - 9, она показывала своим детям, игрушечный аэростат. Он был крохотный и надувался водородом.

На десятом году жизни Циолковский оглох от скарлатины. Ему стало трудно общаться с другими, над ним стали смеяться. Это отдалило мальчика от людей, он закрылся внутри себя, много читал, мечтал, даже пробовал писать стихи в 11 лет.

В 14 лет из физики узнал про аэростат. Попробовал надуть водородом мешок из папиросной бумаги, но опыт не удался. Увлёкся механическим летанием с помощью крыльев. Делал токарные станки, на которых точил делали для разных машин. Сделал коляску, которая ходила во все стороны с помощью ветра. Эту коляску даже показывали гостям, а ветер производился с помощью мехов.

Циолковский вспоминает, что потом даже начал строить коляску для собственных путешествий, он отказывался от завтраков, чтобы тратить деньги на гвозди и прочее. Но эту коляску он так и не сделал.

Лет в 15-16 познакомился с начальной математикой и более серьезно занялся физикой. С этого времени и засела у него в голове мысль о металлическом аэростате. Читал только то, что сам считал важными. Например, учение о центробежной силе интересовало потому, что думал применить её к поднятию в космические пространства. Циолковский в восторге целую ночь бродил по Москве и думал о великих следствиях своего открытия. Но к утру понял, что ошибся и пережил сильное разочарование. Впоследствии он вспоминал, что эта ночь оставила неизгладимый след в его памяти, даже через 30 лет ему ещё виделось иногда во сне, что он поднимается к звёздам на той машине и чувствует такой же восторг.

Мысль о сообщении с мировым пространством побудила Циолковского заниматься высшей математикой. В 1895 г. он высказал свои соображения по этому поводу в сочинении «Грёзы о земле и небе», затем в 1898 г. в труде «Исследование мировых пространств реактивными приборами».

Увлекался астрономией, потому что считал Землю, отчасти и вселенную достоянием человечества. В итоге написал рассказ «На луне» и статьи «Тяготение как источник мировой энергии» и другие.

Книг было мало, поэтому много мыслил самостоятельно, бывало заблуждался, или изобретал и открывал давно известное. Например, в 1881 году разработал теорию газов, не зная того, что опоздал на 24 года. Зато привык мыслить и относиться ко всему критически.

Циолковский был учителем математики и физики почти сорок лет. Он пишет о себе: «Через мои руки прошло около 500 человек учеников и 2000 девиц, окончивших среднюю школу. Все же учителей … у меня не было, и меня можно считать самоучкой чистой крови.».

Лет в 25-28 очень увлёкся паровыми машинами. Попутно делал, только из любознательности, воздуходувки и разные насосы. Всё это бросил к 28 годам и решил заняться воздухоплаванием, разработать металлический управляемый аэростат. Работал два года почти непрерывно. Сильно уставал, очень мало спал. Успевал ещё работать в училище. Весной 1887 года Циолковский сделал первое публичное сообщение о металлическом управляемом аэростате в Москве в Обществе любителей естествознания. Рукопись содержала около 120 написанных от руки листов и 800 формул. Рукопись передали на рассмотрение профессору Жуковскому. Когда пожар уничтожил библиотеку Циолковского и его модели, рукопись уцелела благодаря этому. Называется она «Теория аэростата». Через год он опять принялся за работу. Осенью 1890 года был готов новый труд: «О возможности построения металлического аэростата», а также модель. Дальнейшие напряженные занятия привели к новому труду, называвшемуся «Аэростат металлический, управляемый». Один из братьев и знакомые помогли издать эту работу в 1892 г. Циолковский испытывал блаженство.

Результатом стали пожертвования от разных лиц. Всего получено было 55 рублей, которые были употреблены на новые опыты. Циолковский даже заболел тогда от обиды, ведь многие не поняли его работы, а жертвовали на бедность. В 1899 году статья «Давление воздуха на поверхности, введенные в искусственный воздушный поток» была представлена в Академию Наук. Академик Рыкачев сделал о ней благоприятный доклад Академии, которая, благодаря чему Циолковскому выдали 470 рублей на продолжение опытов. Опыты позволили сделать много новых выводов, которые были встречены учёными недоверчиво.

Циолковский писал: «Тяжело работать в одиночку многие годы, при неблагоприятных условиях, и не видеть ниоткуда ни просвета, ни поддержки. Правда, изредка я встречал и сочувствие. Например, в Калуге целая группа техников-практиков признала мой проект воздушного корабля осуществимым. Почему же после этого не надеяться, что он будет признан таким же и всеми мыслящими и знающими людьми. А тогда и до осуществления недалеко.».

Началась работа над вопросом о поднятии в пространство с помощью реактивного прибора, подобного ракете. Мечтается о поселениях за пределами земной атмосферы. Высказываются предположения, что пройдут сотни лет, прежде чем идеями Циолковского люди воспользуются и расселятся не только по всей вселенной. Он мечтает об использовании энергии Солнца для блага человечества.

Есть и сожаления, которые высказывает этот замечательный человек в своей автобиографии: «Тугой слух с детства, разумеется, сказался в полном незнании жизни и в отсутствии связей. Может быть, это послужило и причиною того, что даже к 68 годам моей жизни я не выдвинулся и не имел серьезного успеха.».

Оглядываясь назад, на свой жизненный путь, Циолковский пишет: «Вся моя жизнь состояла из размышлений, вычислений, практических работ (две грыжи нажил) и опытов.».

Однако, взгляд его всё-таки направлен вперёд, ему хочется ещё столько всего сделать: «Скучно говорить о себе и мелочах жизни, когда так много осталось ещё нерешённых вопросов, незаконченных или неизданных трудов. Самое главное еще впереди. Хватит ли сил, умею ли осуществить эти задуманные работы?».

Было очень интересно читать автобиографию Циолковского. Мне не было скучно, ведь там столько интересных фактов. А ещё я понял то, что всё написанное в автобиографии как раз относится к теме моего проекта. Циолковский на самом деле мечтал о том, чтобы его идеи помогли людям продвинуться вперёд.

Я завершил работу с автобиографией тем, что решил выделить основные даты его жизненного пути.


2.3 Хронология жизни

Из всего, что мы прочитали про Циолковского, были выбраны некоторые даты, то есть хронология. Хронология – это последовательность событий, когда они представлены по порядку. Получилось следующее.

1857 г. – рождение Циолковского (село Ижевское Спасского уезда, Рязанской губернии).

1860 г. – семья Циолковских переехала в Рязань.

1866 г. - Константин Циолковский заболел скарлатиной, и в результате осложнения после болезни он потерял слух. Наступило самое грустное и тёмное время его детства.

1868 г. - переезд семьи Циолковских в Вятку.

1869 г. - поступление в гимназию.

1870 г. - смерть матери Циолковского - Марии Ивановны. Горе придавило осиротевшего мальчика.

1871 г. - отчисление из гимназии. Теперь он занимается образованием самостоятельно, приобщается к техническому и научному творчеству.

1873 г. - переезд Циолковского в Москву для продолжения образования. Отец решает послать его в столицу. Константин, живя на хлебе и воде, занимается сам в Чертковской библиотеке. Им были пройдены: физика и начала математики, дифференциальное и интегральное исчисление, высшая алгебра, аналитическая и сферическая геометрия.

1876 г. - возвращение Циолковского в Вятку. Он становится частным репетитором, в свободное время занимается в городской публичной библиотеке. В этот год умер Игнатий Циолковский, брат Константина.

1878 г. - переезд семьи в Рязань. Константин Циолковский решает готовиться к экзаменам на звание учителя уездной школы, чтобы иметь профессию. В это же время, он ищет ответ на вопрос: «Нельзя ли изобрести машину, чтобы подняться в небесные пространства?», начинает составлять астрономические чертежи и таблицы.

1879 г. - Циолковский построил первую в мире центробежную машину (предшественницу современных центрифуг) и провёл на ней опыты с разными животными. Вес рыжего таракана был увеличен в 300 раз, а вес цыпленка - в 10, без малейшего для них вреда.

1880 г. - Константин сдает экзамены на учительское звание и переезжает в Боровск. 20 августа - женится на Варваре Евграфовне Соколовой. Продолжает физические опыты и техническое творчество: в его доме сверкают электрические молнии, гремят громы, звенят колокольчики, пляшут бумажные куколки, «электрический осьминог» хватал каждого своими ногами за нос или за пальцы так, что волосы становились дыбом и выскакивали искры из любой части тела, надутый водородом резиновый мешок бродил из комнаты в комнату, следуя воздушным течениям, подымаясь и опускаясь.

1881 г. - Циолковский разрабатывает кинетическую теорию газов, которая принесла ему известность в мире науки. Смерть отца - Эдуарда Игнатьевича Циолковского.

1883 г. - Циолковский строит и запускает монгольфьер над Боровcком.

1885 г. - начало работы над рукописью «Теория аэростата».

1887 г. – дом Циолковских сгорел, а вместе с ним множество трудов – чертежи, рукописи, модели. Все это потом пришлось заново восстанавливать.

1890 г. - Русское техническое общество рассмотрело проект цельнометаллического дирижабля Циолковского. Идея и теоретические расчеты были признаны верными.

1892 г. - семья Циолковских переезжает в Калугу. Циолковский выпускает брошюру «Аэростат металлический управляемый».

1893 г. - Циолковский принят в Нижегородский кружка любителей астрономии. Он публикует фантастическую повесть «На Луне».

1894 г. - публикация в журнале «Наука и жизнь» работы «Аэроплан или птицеподобная (авиационная) летательная машина». В этой работе были высказаны идеи моноплана, автопилота и применения гироскопов в авиации.

1895 г. - выход книги «Грёзы о земле и небе».

1897 г. - Циолковский строит аэродинамическую трубу и становится одним из основателей экспериментальной аэродинамики.

1899 г. - приглашение на работу в Женское епархиальное училище.

1900 г. - Академия наук решает помочь Циолковскому в проведении опытов по аэродинамике, что помогло ему решить одну из важнейших задач будущего самолетостроения.

1902 г. – Циолковский потерял сына Игната.

1903 г. - публикация первой части труда «Исследование мировых пространств реактивными приборами». Циолковский полностью доказал невозможность выхода в космос на аэростате или с помощью артиллерийского орудия, вывел зависимость между весом топлива и весом конструкций ракеты для преодоления силы земного тяготения, высказал идею бортовой системы ориентации по Солнцу или другим небесным светилам, проанализировал поведение ракеты вне атмосферы.

1908 г. - случилось наводнение. Ока вышла из своих берегов, водой были испорчены машины и чертежи.

1911 г. – публикация второй часть труда «Исследование мировых пространств реактивными приборами» с вычислениями по преодолению силы земного тяготения, он определяет скорость, необходимую для выхода аппарата в Солнечную систему («вторая космическая скорость») и время полета.

1914 г. - публикация брошюры «Второе начало термодинамики». Участие в работе Третьего Всероссийского воздухоплавательного съезда в Петербурге.

1918 г. - Журнал «Природа и люди» начинает публиковать повесть «Вне Земли».

1919 г. - 5 июня Циолковский избран почетным членом Русского общества любителей мироведения, а 29 ноября ему назначили персональную пенсию.

1923 г. - начало переписки с Ф.A. Цандером – будущим изобретателем первого двигателя для ракет.

1924 г. - 23 августа Циолковский избран почетным профессором Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского.

1926 г. - публикация большой работы «Исследование мировых пространств реактивными приборами».

1929 г. - Циолковский встретился с Королевым С.П. будущим конструктором ракет. Он внёс много предложений и чертежей, которые были высоко оценены.

1935 г. - Константин Эдуардович закончил работу над автобиографией, из которой мы узнали много подробностей его жизни, все радости и переживания. Книга называется «Черты из моей жизни». 23 июня Реактивный научно-исследовательский институт избрал Циолковского почетным членом технического совета. 19 сентября - смерть Константина Эдуардовича Циолковского.

Вот такие даты из жизни Циолковского мы выделили. Конечно, это не всё, но я постарался остановиться на том, что мне было понятнее и интереснее.


2.4 Научные достижения и открытия.

В ходе работы я столкнулся с проблемой. Очень много всего написано. Я ещё не совсем взрослый, и мне не всё понятно. Поэтому хотелось выделить отдельно то, что относится к научным достижениям и открытиям Циолковского. Только сделать это так, чтобы было коротко и просто. Тогда эта информация будет понятна и доступна детям.

Для решения этой проблемы, мне понадобилась помощь мамы и моего педагога, ведь я ещё не умею перерабатывать и обобщать большие объёмы информации.

В результате у нас получилось следующее:

  • Циолковский много занимался научными экспериментами, чертил разные графики. Все результаты он добросовестно записывал.

  • Изучал разные науки: математику, физику, химию, астрономию, механику, медицину, космонавтику, космическую биологию, философию. Издавал труды по этим научным направлениям.

  • Размышлял о космосе, строении Вселенной. Доказал, что до звёзд не так далеко, как это кажется на первый взгляд.

  • По собственным чертежам создал аэростат.

  • Спроектировал модель первого металлического дирижабля.

  • Разрабатывал идеи ракетостроения. Делал математические чертежи и расчёты, подтверждающие, что ракету возможно запустить в космос.

  • Стал автором первых моделей ракет, способных стартовать с наклонной плоскости. Эти идеи стали основой для разработки «Катюши». Это такое реактивное артиллерийское орудие, которого очень боялись фашисты в годы Великой Отечественной войны. Мой прадед воевал на «Катюше».

  • Создал аэродинамическую трубу. Это такая установка для изучения действия воздуха на разные движущиеся объекты, то есть обтекание твёрдых тел, например самолётов и ракет. Я видел аэродинамическую трубу, когда мы ходили на экскурсию в Сибирский научно-исследовательский институт имени С.А. Чаплыгина.

  • Создал двигатель, работающий на турбинной тяге. Это такой двигатель, где газ сжимается и нагревается и от его энергии работает турбина. Турбина – это такой двигатель.

  • Циолковский стал автором идеи о двукрылом самолете. Начертил моноплан и предоставил расчеты. Моноплан – это самолёт с одной парой крыльев.

  • Придумал поезд, который может передвигаться с помощью воздушной подушки.

  • Первооткрыватель шасси, способного выдвигаться снизу летательного аппарата.

  • Занимался разработкой ракетного топлива, предложил для этой цели смесь кислорода и водорода.

  • Рассчитал оптимальную высоту для полёта вокруг Земли — промежуток от трехсот до восьмисот километров над планетой. На этих высотах и проходят современные космические полеты.

  • Предложил варианты ракетного управления, систем охлаждения, топливные конструкции.

  • В произведении «Вне Земли» описал полёт человека на Луну. Многие его предположения об ощущениях человека в космосе позже подтвердились. Юрий Гагарин, когда вернулся из своего полёта, сказал, что то, что он испытал, почти не отличались от описания Циолковского.

  • Предложил идею многоступенчатых ракет. Это такой летательный аппарат, где несколько ракет соединяются между собой. Их сейчас называют ступенями. Во время полёта они разделяются. Это нужно для получения необходимых космических скоростей, чтобы преодолеть притяжение Земли и выйти на заданную орбиту.

  • Предсказывал орбитальные станции и искусственные спутники Земли, их пользу для человечества. Даже почти точно определил время обращения спутника вокруг Земли – полтора часа.

  • Циолковский описал выход человека в открытый космос.

Может быть, у меня получился не совсем полный список достижений и открытий Циолковского, но я старался. Мне кажется, что это очень большой список. Он доказывает, что Константин Эдуардович действительно жил мечтой. Его мечты и фантазии не имели границ. Из глухого мальчика вырос великий мечтатель и учёный, который всего в жизни достиг сам. Он жил в страшной бедности, пережил много бед, но ни разу не опустил руки, а упорно продолжал работать. Всё, что он делал, должно было служить будущему человечества. Он доказал это всей своей жизнью.

И ещё я понял, что на идеях Циолковского появились другие мечтатели, которые смогли сделать то, что он изобретал. Например, Г.Э. Лангемак – один из изобретателей «Катюши». Или С.П. Королёв, конструктор ракетной техники. Или Тихонравов М.К. – один из создателей первых искусственных спутников Земли. И ещё очень много других. Нам рассказывали про них на занятиях.


2.5 Интересные факты из жизни К.Э. Циолковского.

Когда мы читаем про жизнь великих людей, это обычно бывает скучно. У меня так всегда. Много перечислено всякого про них, но не видно живого человека, такого же как мы. Когда мы начинали этот проект, хотелось показать интересные факты, которые Циолковского сделают ближе, интереснее. Сначала получилось не совсем удачно мне кажется.

На занятиях нам иногда показывают разные очень старые диафильмы. Их делали давно, сейчас эти плёнки совсем износились. В Национальной Электронной Детской Библиотеке есть большой архив старых оцифрованных материалов. Оттуда нам показывали диафильм «К.Э. Циолковский – родоначальник космонавтики». Мне показалось что не все могут легко открыть и посмотреть этот материал. Появилась идея перенести диафильм в формат презентации. Презентации в наше время смотрят все, это очень легко. Можно скачать и пользоваться. А диафильм из библиотеки скачать нельзя. Так мы сделали презентацию и разместили её на нашем сайте «Оторвись от земли» (https://multiurok.ru/OtZemli/files ). Я делал скриншоты с каждого слайда и вставлял их в презентацию. Потом нужно было обрезать лишнее и сделать изображение по размеру слайда. Мне показали, как это всё делать, и я быстро справился. Это оказалось не трудно. Мы всей группой посмотрели презентацию, и поняли, что не совсем всё поняли. Например, про законы Ньютона было трудно, и про формулы. Хотя, там много иллюстраций, по которым хорошо понятно про изобретения Циолковского. Тогда решили найти что-то ещё, более доступное ребятам моего возраста. Так мы пришли к следующей идее – сделать несколько небольших заметок на нашем сайте.

Когда мы в Интернете искали материалы, нам попался интересный сайт «Милосердие». Он создан для помощи людям с ограниченными возможностями здоровья. Там есть и про Циолковского, как пример человека, не сдавшегося в трудной ситуации. Там очень просто рассказывается всё. Мы убедились в правильности всех фактов и на основе этого материала решили сделать заметки на нашем сайте. Дополнили материал для заметок фотографиями. Получилось семь не очень больших публикаций, чтобы никто не устал при чтении. Я всегда устаю, если читать нужно много. У всех заметок одно общее название «Детям о Циолковском» (https://multiurok.ru/OtZemli/blog ).Эта работа оказалась труднее. Нужно было прочитать, проверить на правильность, разделить текст на части по смыслу. Потом перенести текст в заметку и ещё его отредактировать – что-то убрать, или изменить. Затем вставить картинку, то есть фото. Это всё труднее чем сделать презентацию из диафильма. Мне помогала мой педагог, ведь я ещё сам никогда не работал с сайтом.

Ниже я приведу интересные факты из жизни Циолковского, которые мне особенно понравились.

  • Когда Циолковский потерял слух, ему очень нравилось мастерить своими руками что-то интересное – кукольные коньки, домики, санки, часы, самодвижущиеся коляски, ветряные мельницы и многое другое. Делал он это из очень простых материалов – картона и бумаги, например.

  • С детства он любил всякие опыты и эксперименты, и не боялся пробовать.

  • Совсем не боялся высоты, поэтому часто сидел на высокой колокольне, лазил по крышам и деревьям. За это его называли птицей.

  • Из-за проблем со слухом Циолковского отчислили из школы, и он сам продолжил учиться, никто ему не помогал. Это ведь очень трудно! Его называют самоучкой.

  • Когда Константина отец отправил в Москву учиться, он снова учился сам. При этом питался одним только чёрным хлебом! Представляете?! Запивал его водой, и всё.

  • Ходил постоянно в рваной одежде. В ней были дырки от всяких опытов и экспериментов, и ещё пятна. Циолковскому не было стыдно, ведь он занимался науками, это было для него важнее всего.

  • Он так стремился успеть как можно больше, что даже не успевал стричься! Ему было жалко тратить на это время, ведь нужно было столько всего изучить и напридумывать… В итоге ходил с длинными волосами.

  • В день своего бракосочетания он резал стёкла для электрических машин. Как вам это?

  • Математику, физику и астрономию объяснял детям на опытах. Особенно мне понравилось про Солнечную систему. Об этом говорится в одной из заметок.

  • Запускал с детьми воздушные шары, раскрашенного ястреба, катался с ними на коньках… А ещё катался на кресле под парусом! Я бы тоже прокатился. Его называли чудаком. Просто не понимали, и всё тут. А дети очень любили Циолковского.

  • В его доме было много разных чудес – и молнии, и громы, сверкало всё… Мне особенно понравилось про электрического осьминога и невидимое варенье.

  • Константин Эдуардович так был увлечён своими идеями, что мог заниматься ими даже посреди улицы, совсем не замечая, что мешает движению.

  • Он сам для себя изобрёл и сделал слуховую трубу!

  • Этот человек очень много мечтал и старался мечты сделать реальностью. Мечтал для других, а не для себя. Его называли мечтателем и не понимали. А он всё равно старался для будущих поколений.

В биографии Циолковского вообще очень много всего интересного. Конечно, не получилось всё изложить, времени не хватило. Думаю, дальше мы ещё сделаем материал для сайта.

Дальше мы решили ещё сделать тест. Нам всегда на занятиях, когда изучаем новую тему, дают разные задания на проверку. Ну, что мы запомнили, или чему научились. Вот мы и подумали – пусть ещё будет тест. Только его можно дать другим и на бумаге (распечатать с сайта), и пройти его онлайн на нашем сайте. Я уже много тестов проходил онлайн, особенно в школе. Как его делать, я не знал конечно. Мы сели с педагогом за компьютер, она мне всё показала и рассказала. Оказалось, что сделать онлайн-тест не так трудно, сложно составить вопросы для теста. Чтобы мне было легче, мы решили находить интересное и брать для вопросов фрагменты текста из наших же заметок. Так всё пошло быстрее. В итоге, у нас получился онлайн-тест «165 лет со дня рождения К.Э. Циолковского» (https://multiurok.ru/OtZemli/tests/ ).

Конечно, не всё прошло у нас гладко. Ещё правили потом, потому что нашли ошибки. Чтобы проверить как тест будет выполняться детьми, мы решили предложить его другим обучающимся. Им сначала рассказали про Циолковского, а потом предложили тест. Результаты участия можно увидеть в Приложении 1.

Из общего количества участников на 100% тест выполнили 17 человек, 90% - 8, 80 % - 3, 70% - 5, 60% - 4, 50% - 3 участника. Таким образом в эксперименте приняли участие 40 человек. Хочется верить, что наша работа будет интересна многим пользователям интернет-ресурсов.

Таким образом, мы создали сразу несколько материалов на сайте, которые могут использоваться каждым желающим. Мне удалось достичь цели проекта.





















Заключение

Закончив свой проект, я могу сказать, что задуманное получилось выполнить. Это произошло благодаря тому, что мы много работали, и я многому научился.

Думаю, что проблема проекта решена. Получилось собрать информацию, которую можно рассказать и показать детям. При этом собрано много фактов, в которых К.Э. Циолковский показан как человек живой и близкий, чудак и мечтатель. Когда про него читаешь, тоже хочется бежать вместе с другими ребятами за воздушным шаром и за ястребом, кататься на кресле под парусом, быть Солнцем со свечой в руках и много ещё чего было бы интересно. «Сделать что-нибудь полезное для людей, продвинуть человечество хоть немного вперёд» могут только вот такие люди.

Цель достигнута, поставленные задачи выполнены. Любой желающий может ознакомиться с результатами моей работы на сайте «Оторвись от земли» по ссылкам, которые приведены выше и в Приложении 2. Но всё равно хочется сделать что-то ещё. Думаю, что продолжу эту работу.

Работа над проектом показала мне, что я могу многому научиться за короткий срок. Для этого нужны интерес и желание. Если человеку интересно, то он будет работать. Я понял, как добыть нужную информацию, научился работать с презентациями, я делал заметки для сайта, создал онлайн-тест.

Раньше я думал, чтобы сделать изобретение, нужно просто сесть и начать думать, а потом взять и сделать модель. Я так всегда леплю из пластилина – модели разных танков и установок. Но я не придумал сам ни одного нового танка. Всё думал – почему. Оказывается, для этого сначала нужно быть мечтателем и фантазёром. Потом нужно иметь много нужных для дела знаний. Дальше нужно уметь делать руками всё, что напридумывал. И ещё важно не опускать руки, когда не получается. Пробовать, экспериментировать, уметь начинать всё сначала. Это всё я понял, изучая Циолковского.




















Список использованных источников и литературы

  1. Константин Циолковский. Черты из моей жизни. Издательство «Золотая аллея», 2002 г. – 224 с.

  2. К.Э. Циолковский. На Луне. М.: Издательство Детской Литературы Министерства Просвещения РФ, 1955 г. – 68 с.

  3. К.Э. Циолковский. Вне Земли. М.: Издательство Академии Наук СССР, 1958 г. – 148 с.

  4. Национальная электронная детская библиотека. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://arch.rgdb.ru/xmlui/discover (28.10.2022)

  5. Большая Российская энциклопедия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://bigenc.ru/technology_and_technique/text/4677735 (21.10.2022)

  6. КУЛЬТУРА.РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.culture.ru/persons/9463/konstantin-ciolkovskii (14.10.2022)

  7. Авиару.рф». Интернет-музей российской авиации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: hhttp://авиару.рф/aviamuseum/aviatsiya/nachalo-aviastroeniya-v-rossijskoj-imperii-2/nachalo-aviastroeniya-v-rossijskoj-imperii/aeroplan-k-e-tsiolkovskogo-proekt/ (07.10.2022)

  8. АКАДЕМИК. Словари и энциклопедии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://academic.ru/ (14.10.2022)











































Приложение 1

Результаты теста «165 лет со дня рождения К.Э. Циолковского»

Тест содержит 10 заданий, можно набрать 50 максимальных баллов.

Дата

Ученик

Класс

Выполнено

Верно

Баллов

Результат

28.10.2022

Янина Настя

6

10

8

40

80%

28.10.2022

Ширяева Аня

6

10

10

50

100%

28.10.2022

Антонова Наташа

6

10

8

40

80%

28.10.2022

Ситников Максим

7

10

10

50

100%

28.10.2022

Джураев Хабиб

8

10

6

30

60%

28.10.2022

Егорова Маша

8

10

6

30

60%

28.10.2022

Егорчикова Настя

8

10

9

45

90%

28.10.2022

Третьякова Софья

8

10

10

50

100%

28.10.2022

Кузеванов Арсений

8

10

7

35

70%

28.10.2022

Муравьёв Максим

8

10

10

50

100%

28.10.2022

Раймер Полина

8

10

10

50

100%

28.10.2022

Коновалов Влад

8

10

10

50

100%

27.10.2022

Кобяков Роман

2

10

5

25

50%

27.10.2022

Бирюков Сава

2

10

10

50

100%

27.10.2022

Шидлинскас Стас

2

10

10

50

100%

27.10.2022

Тимошенко Вова

2

10

10

50

100%

27.10.2022

Гладышевская Вероника

2

10

10

50

100%

27.10.2022

Стрельникова Маша

2

10

5

25

50%

27.10.2022

Сунгатулин Артур

2

10

10

50

100%

27.10.2022

Макаревич Борис

2

10

10

50

100%

27.10.2022

Хикматуллоев Мухаммад

2

10

4

20

40%

27.10.2022

Гончаров Руслан

2

10

9

45

90%

27.10.2022

Милакина Вика

2

10

9

45

90%

27.10.2022

Им София

2

10

9

45

90%

27.10.2022

Евдокимова Милана

2

6

5

25

50%

27.10.2022

Жолдошбаева Сауле

2

10

10

50

100%

27.10.2022

Тимошенко Андрей

5

10

10

50

100%

27.10.2022

Петраков Никита

2

10

9

45

90%

27.10.2022

Михайлов Иван

2

10

10

50

100%

21.10.2022

Сидоренко Мария

10

10

50

100%

20.10.2022

Дорофеев Тимофей

10

7

35

70%

20.10.2022

Мартынова Яна

4 Б

10

8

40

80%

20.10.2022

сидоренко даша

3 в

10

5

25

50%

20.10.2022

никитенко Маша

10

9

45

90%

20.10.2022

Сидоренко Мария

10

9

45

90%

17.10.2022

Матвеев Дима

10

9

45

90%

17.10.2022

Арлаимов Богдан

10

9

45

90%

17.10.2022

Нечунаев Ммша

10

6

30

60%

17.10.2022

Манжилеев Артемий

10

7

35

70%

17.10.2022

Григор Саша

10

7

35

70%

17.10.2022

Ким Игорь

10

6

30

60%

17.10.2022

Чигрин Матвей

3 в

10

7

35

70%

14.10.2022

Брайтенштеин Ярослав

3

10

10

50

100%


Приложение 2

Диафильм "К.Э. Циолковский - родоначальник космонавтики" 

Детям о Циолковском. Часть 1. 

Детям о Циолковском. Часть 2. 

Детям о Циолковском. Часть 3. 

Детям о Циолковском. Часть 4.

Детям о Циолковском. Часть 5. 

Детям о Циолковском. Часть 6.

Детям о Циолковском. Часть 7. 

165 лет со дня рождения К.Э. Циолковского Тест



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!