ПРОЕКТ:
«Герасим – грачевник»
(в группе раннего возраста)
Составила: Клыкова Н.В.
Цель:
Задачи:
закреплять понятие «ранняя весна»;
продолжать знакомить с традициями русского народа;
поддерживать и развивать понимание смысла народного праздника;
углублять представления об УНТ;
продолжать знакомство с творчеством известных художников и поэтов;
воспитывать уважение к народным традициям и культуре.
Вид проекта: творческо- информационный, инновационный.
Участники проекта: дети дошкольного возраста (1,5-3года), воспитатель, родители, музыкальный руководитель .
Актуальность темы:
В последнее десятилетие в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, политике, в системе государственного и местного управления. Отошли в прошлое некоторые известные праздники, появились новые. В молодежной среде все чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием. Средства массовой информации усиленно пропагандируют иностранный уклад жизни.
Можно с уверенностью говорить, что в связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема ознакомления детей с русской народной культурой.
М. И. Калинин говорил о народном искусстве: “…Несомненно, самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является
народное искусство, т.е. то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронес через столетия. Вы понимаете, что в народе не может
сохраниться то искусство, которое не представляет ценности…” Поэтому на сегодняшний день очень важно развивать в детях любовь и уважение к народной культуре, фольклору, способность к общению, уважение к родному очагу. Это главная педагогическая идея, которой я стараюсь придерживаться. Русская народная культура – это благодатная почва для интеллектуального, социального, эмоционального и личного развития детей. Только с привлечением всех участников образовательного процесса – педагогов, родителей можно говорить об успешной реализации системы
патриотического, нравственного воспитания детей. Соприкосновение с историческим прошлым России духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его культуре.
Цель проекта:
Задачи:
1. Познакомить детей с историей и традициями русского народного праздника “Герасим - грачевник”.
2. Пополнить развивающую среду группы литературным, художественным материалом, предметами и атрибутами для возможности творческой самореализации, самовыражения детей в свободной деятельности на основе полученного опыта.
3. Разработать сценарий и знаково-символическое содержание праздника.
4. Предоставить дошкольникам возможность для творческой самореализации, самовыражения.
Инновационность состоит в том, что разработана система работы с дошкольниками по ознакомлению и проведению с русским народным праздником, которая способствует обогащению жизненного опыта детей и их духовно-нравственному развитию.
Механизмы реализации целей и задач проекта: праздник проводится в рамках НОД и свободное от занятий время. Необходимый репертуар разучивается на музыкальных занятиях со всеми детьми, на индивидуальных занятиях и в совместной групповой деятельности: беседы, отгадывание загадок, разучивание музыкальных номеров. Проводятся познавательные, подвижные игры по данной теме. Детям предоставляется возможность участия в музыкальных номерах на празднике.
Предполагаемый результат:
Проведение мероприятия «Герасим- грачевник» в группе;
Музыкальный праздник «Птички прилетели» в рамках музыкального занятия;
Использование изученного материала в повседневной жизни в виде творческой деятельности (лепка, раскраски, модели птичек из бумаги);
Физкультура утром на ковре с экологической направленностью «перелетные птицы»;
Этапы реализации проекта:
1 этап – Подготовительный ”Праздник в жизни”
Цель: Создать условия для сознательного изучения детьми традиций и обычаев русского народного праздника “Герасим - грачевник”.
Содержание мероприятий -Предполагаемый результат:
1. Разработка плана работы с музыкальным руководителем по празднику ”Птички прилетели ”.
Совместный план сотрудничества воспитателя с музыкальным руководителем.
2. Создание условий для обмена опытом между родителями, воспитателем, муз. работником по теме “Герасим -грачевник”.
Оформление коридора по теме: “Народный праздник Герасим - грачевник”, подбор и подготовка информации.
3. Изучить историю и традиции праздника русского народа “Герасим - грачевник” и использовать эти
знания в занятиях, беседах, играх.
4. Викторина для родителей.
5. Подготовка методического сопровождения по предмету: “Герасим - грачевник”.
Подборка стихов, загадок, пословиц, поговорок, художественной литературы, картин, иллюстраций.
6. Подбор музыкального репертуара к празднику “Герасим - грачевник”.
Подбор русских народных песен, танцев, музыкальных игр.
7. Подбор по физической культуре подвижных игр, состязаний.
Картотека игр.
8. Изготовление совместно с детьми и родителями атрибутов для праздника “Герасим - грачевник”
Накопление праздничного материала: костюмы, головные уборы, украшения и другие атрибуты к русским народным играм, хороводам, танцам; для украшения коридора.
9.Сценарий проведения праздника. Модель праздника (зачин, игрища, хоровод, песня, танец)..
10. Подбор дидактических игр к русскому народному празднику «Герасим –грачевник», “Окружающий мир”,“Перелетные птицы”.
Картотека дидактических игр.
2 этап – основной «Жизнь в празднике»
Цель: Осуществление педагогической работы по ознакомлению с традициями и обычаями народного праздника Герасим – грачевник.
Содержание мероприятий- Предполагаемый результат:
1 Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию «Путешествие в страну
птиц».
Полученные знания использовать в повседневной жизни.
2 Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи: обогащение словаря.Составление рассказа про грача.
3 Непосредственно образовательная деятельность по рисованию “Грачи прилетели”.
Выставка работ.
4 Непосредственно образовательная деятельность по рисованию “Летят перелетные птицы”.
Выставка работ
5 Непосредственно образовательная деятельность по аппликации “Грач” (бумага).
Выставка работ
6 Сказание русского народа: месяц март – “Грачевник”
Приобретенные знания использовать в повседневной
жизни.
7 Непосредственно образовательная деятельность по лепке “Птицы на воде”.
Выставка работ
8 Беседа «Что было бы, если бы не было птиц»
Приобретенные знания использовать в повседневной
жизни.
9 Прослушивание аудиозаписи: птичьи голоса.
10 Беседа «Грач на горе, весна на дворе» (пословицы, поговорки)
Полученные знания использовать в повседневной жизни.
11 Рассматривание репродукции картины «Грачи прилетели”
Создание позитивной атмосферы.
12 Конструирование воспитателем из бумаги –
оригами “ Птицы”
Полученные оригами использовать в самостоятельных играх.
13 Информационное поле для родителей:
«Грач-птица весенняя»,
стихотворение Давида Самойлова,
история праздника «Герасим – грачевник ,
«Афоризмы, пословицы и поговорки для взрослых»
14 Музыкальный досуг с экологической направленностью “Перелетные птицы”
Сценарий праздника (по замыслу муз.работника).
15 Праздник “Герасим - Грачевник”.
Сценарий праздника.
3 этап - заключительный “Жизнь есть праздник”
Цель: подведение итогов по реализации проекта. Выявление проблем и определение перспектив в данном направлении. Рефлексия чувств и эмоций (впечатления от праздника)
Содержание мероприятий и предполагаемый результат:
1 Беседа о прошедшем празднике
“Поделись впечатлениями с другом своим”
Подведение итогов по реализации проекта.
2 Закрепление и проведение народных, подвижных игр
Банк игр.
3 Выпекание птичек из соленого теста или пластилина.
Выставка поделок.
4 Изображение рисунков по теме: “Герасим - Грачевник”
Выставка рисунков и поделок.
5Обобщение результатов работы, формулировка выводов, составление методических рекомендаций.
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Описание грача:
Грач размером и внешним видом напоминает ворону, и поэтому многие их путают. Но у грача есть четкий отличительный признак - кольцо из неоперенной голой кожи вокруг клюва у взрослых птиц, кроме того, грач "стройнее". У молодых птиц это кольцо отсутствует. Также у молодого грача, клюв желтого цвета, а у взрослого черного. Окраска грача чисто-черная с металлическим блеском. Питаются крупными насекомыми, пищевыми отбросами, из растительной пищи - семена различных растений, овощи, плоды и ягоды. Весной грачи приступают к строительству гнезд. Гнездо – птичий дом. Каких только не бывает гнезд. Их лепят, плетут, складывают. А как вы думаете, из чего построено гнездо грача? (Из веток). Из чего еще можно построить гнездо? (из мха, перьев, шерсти) Когда грачи начинают строить гнезда, то между ними бывают ссоры из-за удобного места для гнезда или веток для строительства. Но в основном грач – миролюбивая и общительная птица. Наблюдались случаи, когда грачи коллективно строили гнездо запоздавшим со стройкой птицам. Грачи строят из сучьев и ветвей грубые гнезда.
Ход мероприятия:
Организационный момент.
Снег и лед на солнце тают.
С юга птицы прилетают,
И медведю не до сна.
Значит, к нам пришла... (Весна)
*****
На лесной проталинке вырос цветик маленький.
Прячется в валежник беленький... (Подснежник)
*****
Синяя сосулька плачет,
но от солнца нос не прячет.
И весь день под птичью трель кап-кап-кап — звенит... (Капель)
*****
Что за тонкие иголки зеленеют на пригорке?
Это, выросши едва, к солнцу тянется... (Трава)
*****
Сиренью пахнет, небо ясно, трава нежна и зелен
И в сарафане ярко-красном шагает по земле … (Весна).
-А знаете ли вы праздники, которые отмечаются весной? (ответы детей:
-А я хочу вас сегодня познакомить с праздниками, которые отмечали в старину..
- Один из таких праздников – Герасим - Грачевник.
Отмечали его ранней весной.
-А как вы думаете, почему «грачевник?» (предполагаемые ответы детей).
Грач – первая весенняя птица, возвращающаяся в родные края. Есть много примет, связанных с прилетом этой птицы:
Грач зиму расклевал.
Приметил грача – весна недалече
Грач на горе – весна на дворе.
Грач прилетел - через месяц снег сойдёт.
Если на чёрной кочке увидишь грача – под водой началось пробуждение.
Грач с земли хворостину поднимет - солнечное лето обещает.
Грачи уселись на свои старые гнезда – к дружной весне. Должна сойти вода (если в этом году случилось половодье), а ровно через 3 недели уже можно приступать к посевным работам!
Если рано прилетели грачи, но не спешат обновлять свои старые гнезда - весна ожидается холодной и затяжной.
Грачи не задерживаются подолгу в гнездах – к затяжным холодам.
А если грачи прямо на старые гнезда летят – дружная весна будет: полая вода сбежит вся разом…
Грачи к вечеру собираются в большие стаи и не остаются в поле, а кружат над старыми гнездами - к ненастью.
Перелетные птицы срываются с насиженных мест – к большому половодью, затяжным дождям, сильным ветрам или к любой другой беде.
Тот, кто ранним утром первым заметил в небе грача, того ждет счастье и богатство.
Народные приметы и пословицы подтверждают, что с давних пор люди связывали прилет грачей со скорым наступлением весны.
Рассказ педагога о празднике:
«Ещё в старину люди заметили, что прилёты грачей приходятся на середину марта, и посвятили этому событию особый день: 17 марта. Он в народном календаре так и называется – Герасим - Грачевник «Герасим - Грачевник грача на Русь ведет», - говорили в старину.. Когда-то в эти дни дети с песнями бегали по деревне с выпеченными из муки фигурками грачей: одни фигурки они разбрасывали в поле, чтобы земля дала богатый урожай; другие, надев на длинные шесты, раскачивали так, что птички казались летящими. В этот день старики выходили на пригорки и слушали подолгу. Пристально глядели на птичьи стаи. Если опрометью над полем, грачи пролетели, будто сила их недобрая гнала прочь, печалились старые люди: «Не к добру, видать. Зальет поля, придут на поля дожди гнилые, затяжные. Или ветер скосит первые всходы». Грачей, как и любых других перелетных птиц, на Руси всегда очень любили. С ними связывали приход весны, установившуюся теплую погоду, начало работы на полях и ожидание урожая. Кроме того, грачи приносили неоценимую пользу земледельцу, уничтожая мелких насекомых-вредителей. Также считалось, что грач обладает «ценным» умением прогонять кикимор со двора. Если эти птицы гнездятся возле дома, это коварное существо больше не будет досаждать хозяевам своими пакостями».
Физминутка: «ГРАЧИ»
Вот на ветках, грачи! Не кричи! (указательный палец на губы) Чёрные сидят грачи (присели)
Разместились в гнёздышке, (показать руками гнездо перед собой)
Распушили пёрышки, (встать, руки в стороны)
Греются на солнышке, (погладить себя по рукам)
Головой вертят, (повороты головой вправо, влево)
Полететь хотят. (руки в стороны – взмах)
Кыш! Кыш! Улетели! (хлопки, руки в стороны, бег на носочках) Полетели, прилетели (летают)
И опять все в гнёзда сели. (присели).
Педагог обращает внимание детей на репродукции картин, которые предлагает им рассмотреть:
И.Левитан «Март»,
К. Крыжицкий «Ранняя весна», «Повеяло весной»,
А. Саврасов «Грачи прилетели», «Весенний день», «Половодье»,
Е. Волков «Весенний лес»
Дети рассматривают картины, делятся своими впечатлениями . (рассматривание картин сопровождается музыкой).
Воспитатель напоминает детям, что разговор идет о ранней весне и предлагает игру «Весенние слова». Называются прилагательные, а дети называют, о чем идет речь:
- голубое, высокое, безоблачное, весеннее, чистое (небо);
-морозный, солнечный, светлый (день);
-прозрачная, звенящая, хрустальная, звонкая, ледяная (сосулька);
- прилетевшие, запоздалые, долгожданные, перелетные (птицы);
- голые, безлиственные, замерзшие, нераспустившиеся (деревья) и др.
-Скажите, пожалуйста, что делают птицы, когда возвращаются из дальних стран? (ответы детей).
-Да, они строят гнезда, чтобы жить там со своими птенцами, когда те появятся.
-Давайте поможем птицам строить их жилища. Проводится эстафета «Кто быстрее построит домик для птиц».
( участвуют 2 команды. У каждого в руках - кубик. По сигналу дети по очереди подбегают к обручу и ставят кубик так, чтобы получился домик. Побеждает команда, первой построившая домик).
-Воспитатель просит ребят вспомнить, о каком народном празднике они сегодня узнали (ответы детей) .
«Герасим - грачевник,
или праздник грачиной каши»
Задачи:
1. Познакомить детей с одним из забытых праздников русского народа.
2. Развивать художественный вкус детей.
3. Воспитывать бережное отношение к народной культуре:
стремление побольше узнать об истории своих предков, их
обычаях и обрядах.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
Герасим-грачевник отмечался нашими предками 4
марта по старому стилю (нынче это 17 марта). В этот
день выходили русские люди в поле встречать первых весенних птиц.
По народным приметам судили о будущем урожае, о
продолжительности весны и лета. Пели песни, водили хороводы,устраивали игры, центром которых была каша из разных круп.
*****
Ой ты, черна птица, черная !
Ой ты, дивна птица, дивная !
Ты неси нам весну на крылышках,
Принеси во клюве нам солнышко!
Мать-земля с тобой просыпается,
Мать-земля с тобою лишь ласкова.
Прилетай скорее, грач-батюшка!
Пробуди нам землю родимую!
*****
«Гречка - для грачей,
Пшено - для журавлей.
Да других круп подмешали
Для хорошего урожая.
Хороша каша, навариста!
И людям в радость,
И птицам в сладость!»
*****
Сорока - сорока, где была?
Кашу варила, деточек кормила.
На порог скакала,
Г остей созывала.
Весна услыхала,
Быть обещала.
Этого одарила,
Этого накормила,
Этого приодела,
Этого согрела.
Кого увидела - никого не обидела!
*****
«Андрей-воробей,
Не гоняй голубей,
Гоняй галочек из-под палочек.
Не клюй песок, не тупи носок:
Пригодится носок клевать колосок.
Фома - сова, умна голова.
Не дерись с клестом,
Не верти хвостом,
Прогони мышей,
Собери стрижей, позови грачей!»
*****
Народные приметы.
1. Грач на горе - так и весна на дворе.
2. Увидел грача - весну встречай.
3. Вороны в кучу собираются - к ненастью.
4. Воробьи в луже купаются - к ненастью.
5. Воробьи высоко летают - к ветру.
*****
Ой, девчонки-пташки,
Ласточки - милашки !
Хватит на ворон глазеть,
Вам пора петь и танцевать!
*****
Прилетели! Прилетели!
Грачи прилетели!
Да на старые гнезда сели, -
Значит, дружная весна будет,
Талая вода сбежится разом!
*****
ПРИМЕТЫ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ
1. Дорого яичко ко Христову Дню.
2. Выеденного яйца не стоит.
3. Яйца курицу не учат.
*****
Прилет птиц весной:
1. Грачи 18 - 20 марта
2. Скворцы 20 - 26 марта
3. Жаворонки 2-6 апреля
4. Трясогузки 8-10 апреля
5. Чибисы 8-12 апреля
6. Утки (кряквы) 15-20 апреля
7. Журавли 17-21 апреля
8. Кукушки 4-10 мая
9. Соловьи 7-9 мая
10.Ласточки 10-12 мая
*****
ВИКТОРИНА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
1. Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (тетерев, рябчик)
2. Какие птицы прилетают к нам на зиму? (снегири,
свиристели и др.)
3. Какие птицы летают быстрее всех? (стрижи - 110 км/ч и
сокол.)
4. Самая маленькая птица в нашем лесу? (королек)
5. Какая птица шагает на зимовку пешком? (коростель)
6. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей?
(пингвины)
7. Какая птица поет хвостом? (бекас)
8. Какая птица меняет окраску трижды в году? (куропатка)
9. У каких птиц поют и самцы и самки? (снегири)
10. Какие птицы не имеют голоса? (гриф, аист)
11. Как отличить по внешнему виду перелетных и зимующих птиц?
(у перелетных- длинные, острые крылья, а у зимующих - короткие и тупые)
12. Почему эту птицы назвали «ворона»? (ворона)
13. Как называют самку павлина? (пава)
14. Какие утки живут в дуплах? (гоголь)
15. Каких птиц больше всех на свете? (куры и воробьи)
16. Почему страус прячет голову в песок - не от страха ли?
(от насекомых в Австралии)
17. Какие птицы дольше всех живут на свете? (вороны)
17. Кто из птиц летает выше всех?
(Кондор, гриф, орел - до 7 км)
18. Есть ли у нас зимой жаворонки?
(есть - хохлатый жаворонок с Севера)
*****
Использованная литература:
1. Панкеев И.В. «Обычаи и традиции русского народа», 1998
2. «Русские народные песни», Сборник.