Предмет: «Социокультурные истоки»
Проект активного занятия для 2 класса
по программе «Воспитание на социокультурном опыте»
Подготовила:
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ № 10» г. Когалыма,
ХМАО-Югра
Борисова Елена Александровна
Тема: Братья меньшие.
Цели:
- Способствовать формированию ценностного отношения ко всему живому через совместную деятельность по созданию представления о том, как домашние животные служат человеку и как человек о них заботится.
- Познакомиться с категорией «братья меньшие».
- Воспитывать любовь к братьям меньшим, ответственность за своих любимцев.
- Развивать позитивную мотивацию на работу в паре.
- Продолжить работу по теме «Труд земной».
Задачи:
- Узнать, какие животные живут рядом с человеком.
- Показать значение даты 6 мая в жизни наших предков.
- Выяснить роль домашних животных в жизни крестьянина.
- Уточнить места содержания домашних животных.
- Определить, характерные качества животных.
- Выяснить, как люди заботятся о животных.
- Ответить на вопрос, кто из животных важнее?
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- Личностные УУД: формирование представлений о том, как домашние животные служат человеку и как человек о них заботится, о необходимости проявления любви и заботы по отношению к животным.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД: устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.
Познавательные УУД: называть явления окружающей действительности, строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные УУД: учиться слушать и понимать речь других, договариваться и приходить к общему мнению, уметь уступать, задавать вопросы, необходимые для организации совместной работы в паре.
Содержание: Домашние животные. Забота о животных. Любовь к животному.
Оборудование: учебник «Истоки» (автор А.В. Камкин), рабочая тетрадь, видеофильм «Домашние животные», рисунки и фотографии животных, запись голосов домашних животных.
Ход занятия:
Самоопределение к деятельности. Присоединение.
Дети стоят с учителем в круге.
«Если весело живётся, делай так!» - игра под музыку с повтором движений за учителем.
Друзья мои, я очень рада -
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда -
Вниманье умных ваших глаз.
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас.
Возьмёмся за руки. Мы с вами – одна команда. Улыбнёмся друг другу. Прошу сесть. Все ли готовы начать?
- Сегодня все будет замечательно, мы с вами постараемся со всеми заданиями справиться. Но если вам встретятся трудности, мы вместе их преодолеем. Будьте внимательны, добры, терпеливы друг к другу. Успехов вам в работе!
Посмотрите внимательно на выставку рисунков и фотографий. Какие чувства вызывают у вас эти снимки? Что объединяет их всех? А как их можно ещё назвать? Это и будет темой нашего сегодняшнего занятия.
2. Основной этап.
Давайте сейчас мысленно отправимся в деревню. Представьте.
Мы видим широкую деревенскую улицу. Вокруг нас окружают деревенские дома. Раннее утро. Деревня проснулась. Из каждого деревенского двора раздаются голоса животных. Послушайте звуки деревни и назовите домашних животных.
Проверим себя, посмотрев видеофильм «Домашние животные».
Ресурсный круг.
Расскажите, что вы увидели, услышали, выразите свои чувства (учитель начинает круг и завершает, делая обобщение).
Вспомните, чем домашние животные отличаются от диких? (Ответы детей).
Ребята, а как вы думаете, все ли домашние животные исправно служат человеку? Давайте об этом прочитаем в нашем учебнике.
Работа с учебником стр. 56-59.
У наших предков не было хозяйства без скота. Вся задняя половина деревенского дома отводилась под него. Под одной крышей с человеком жили кони, овцы, свиньи, козы, куры, гуси. Не было дома без кошки и собаки. Издавна считается, что у домашнего скота есть свой покровитель — святой великомученик Георгий. Его день — 6 мая.
Все домашние животные исправно служат человеку.
Лошадь помогала в самых тяжелых работах. С нею земледелец пахал, боронил, вывозил на пашню навоз. Зимой ездил в лес за дровами, на дальнюю полянку за стогом сена, на ярмарку за товаром.
Лошади перевозили грузы, почту, людей. В войну боевые кони ходили в далекие походы, в атаки, умирали от ран. Верный конь мог вынести раненого хозяина с поля боя.
К коню у человека и сейчас особое отношение. Каждому дают свою кличку — Гнедой, Каурый, Савраско. Больше всех коня опекают мужчины. Они чистят его щеткой, моют в речке, подстригают гриву и хвост. В праздник коня украшают, и он в нарядной повозке катает взрослых и детей.
В конце лета отмечается день святых Флора и Лавра. В этот день на конях не работают. Их купают, выгуливают и говорят: «Флор да Лавер до рабочей лошади добер». Этих святых народная молва считает покровителями лошадей.
Женщины больше ухаживают за коровой. Они кормят ее и поят. Рано утром, когда вся семья еще спит, хозяйка выгоняет ее на пастбище, а вечером — застает. Только хозяйке корова позволяет доить молоко. Радуются же ему все — и старый дед, и малые внучата, и кошка Мурка. Парное молоко считается целебным.
Уж как я мою коровушку люблю!
Уж как я ль-то ей крапивушки нажну!
Кушай вволюшку, коровушка моя,
Ешь ты досыта, буренушка моя!
Для коров выгораживают просторные поскотины. Вокруг них делают изгороди. На шею коровам привешивают колокольчики, чтобы по их звону пастух мог быстро найти потерявшихся.
Собака охраняет дом, первой подает знак тревоги — громко лает. Она ходит с хозяином на охоту, помогает выследить добычу. Вместе с пастухом собака стережет стадо.
Про кошку говорят — она дом чистит. Хорошая кошка не допускает, чтобы в доме и амбаре водились мыши.
Каждой скотине свое место. Лошади — конюшня в доме да табун в поле. Корове с теленком — хлев да стадо. Овечкам — овчарня да отара. Петуху с курицами — курятник да ближайшая луговина. Собаке — конура да двор. И только кошка живет в доме да нежится на печи. Но и она ночью отправляется в погреб или в амбар на свою охоту.
Зимой, когда наступают лютые морозы, теленка и маленького поросенка приносят в дом, согревают и кормят.
С животными разговаривают. Иногда, кажется, что собака или конь все понимают, только не говорят.
Люди немало трудятся, чтобы для скота на всю зиму заготовить корм — душистое сено, овес. Скотину не обижают. Знают: и скот Божья тварь.
Вопросы и задания:
- Как домашние животные служат человеку? (Ответы детей)
- Как зовут покровителя животных? (Георгий)
Верно. На Егорьев день 6 мая обязательно выгоняли на пастбище скот, даже если местами еще лежал снег. В этот день крестьяне обращались с просьбой к Святому Георгию с просьбой, чтобы домашние животные были здоровы и приносили пользу.
- Как вы понимаете фразу: «Каждой скотине своё место»? (У каждого животного, как и у человека, есть свой дом).
Придумайте теперь свой вопрос по прочитанному в учебнике для своих одноклассников.
- Приведите пример, работая в парах – животное и его дом.
(Лошадь – конюшня. Корова – хлев. Овечка – овчарня. Петух, курица – курятник. Собака – конура. Кошка – дом).
Физминутка для отдыха.
Конь меня в дорогу ждет,
Бьет копытом у ворот.
На ветру играет гривой
Пышной, сказочно красивой.
Быстро на седло вскочу,
Не поеду – полечу!
Цок, цок, цок, цок.
Там за дальнею рекой,
Помашу ему рукой.
Игра-угадайка «Изобрази домашнее животное» (по желанию 3-5 детей).
Ребята, послушайте стихотворение:
А нас в семье живёт
Очень добрый славный кот.
А мой дом охраняет
И со мной играет
Пёс-красавец – лабрадор,
Ходим с ним гулять во двор.
У меня хомяк живёт,
Шёрстку лижет, корм жуёт.
А у нас, который год
В клетке попугай живёт.
Братья меньшие они –
Тоже члены нашей семьи.
- Животных, которые живут рядом с человеком, называют - наши братья меньшие!
Расскажите теперь о своём любимце.
Как зовут вашего друга? Как вы заботитесь о нём? Как ваш питомец проявляет к вам любовь?
А сейчас послушайте рассказ священника Анатолия Гармаева «Тренировка пошла на пользу».
Одна мама воспитывает двух детишек. Запросили дети у неё собаку.
Мама им отвечает:
— Но ведь за собакой нужно ухаживать, каждое утро её надо выводить. Вы так сможете?
— Конечно, мама, сможем.
— Ну, давайте потренируемся. Вот вам плюшевая собака. Теперь вы будете её выводить и гулять с нею.
И вот в 6 утра оба ребёнка (четырёх и шести лет) поднимаются мамою и выпроваживаются на улицу. Грустные, клюющие носом сидят они до семи утра возле своей плюшевой собачки во дворе.
Возмущённые соседи говорят ей: «Ты что издеваешься над своими детьми?»
Но мама, не обращая внимания на соседей, каждый день продолжает их поднимать. И так длится в течение недели. В конце недели дети сами говорят:
— Мама, ты знаешь, наверное, собаку покупать не надо.
- Как вы думаете, ребята, почему же дети в итоге отказались от покупки собаки? (Ответы детей)
Работа в тетрадях. Развивающий тренинг «Про кого так говорят?».
Активное занятие (стр. 9 рабочей тетради, ч. II).
Задание. Определите характерные для животных качества (соедини название животного и его качество).
Например, волк (какой?) голодный, лиса (какая?) хитрая.
1 этап. Индивидуальная работа.
2 этап. Работа в паре.
Обсудите задание в паре и придите к единому мнению.
Вопросы для работы в паре:
Ты согласен? Ты не возражаешь? А как ты думаешь? Почему ты так считаешь? А это можно доказать?
3 этап. Обсуждение в классе.
Каждая пара высказывает своё мнение.
Учитель подводит итог, даёт экспертную оценку, благодарит за общение, отмечает положительные моменты.
Рефлексия.
Удалось прийти к совместному решению? Что помогло (помешало) договориться?
Чьё высказывание вам понравилось больше и почему? За что вы благодарны друг другу?
Ресурсный круг «Кто важнее?»
Подготовительный этап.
Вводное слово учителя.
- Ребята, давайте прочитаем сказку К.Д.Ушинского «Спор животных» и выясним, кто из животных в нашей жизни важнее. (У каждого ученика есть текст сказки)
Корова, лошадь и собака заспорили между собою, кого из них хозяин больше любит.
– Конечно, меня, – говорит лошадь. – Я ему соху и борону таскаю, дрова из лесу вожу; сам он на мне в город ездит: пропал бы без меня совсем.
– Нет, хозяин любит больше меня, – говорит корова. – Я всю его семью молоком кормлю.
– Нет, меня, – ворчит собака, – я его добро стерегу.
Подслушал хозяин этот спор и говорит:
Основной этап.
– Представьте себя в роли хозяина. Подумайте, что бы вы ответили на месте хозяина животных.
Учащиеся по кругу высказываются, учитель подводит итог, выделяет наиболее интересные находки, благодарит за советы и дочитывает слова хозяина:
«Перестаньте спорить по – пустому, вы все мне нужны, и каждый из вас хорош на своём месте».
Рефлексия. Кто же из вас оказался прав, когда вы представляли себя в роли хозяина?
Вознаграждение – словом.
Ребята, а слышали ли вы такое выражение «Собака – друг человека»? Как вы его понимаете? (Ответы детей)
Чем платит человек за эту дружбу? Всегда ли он бывает на высоте? (К сожалению, человек не всегда достойно ведёт себя по отношению к домашним животным, вчерашним своим друзьям. Сколько в нашем городе можно встретить бездомных кошек, собак.)
Знаете ли вы, что в нашем городе Когалыме есть фонд помощи бездомным животным «Дорога домой».
Фонд помощи бездомным животным г. Когалыма был создан в апреле 2013 года - https://vk.com/animalkoga, https://ok.ru/animalkoga
Этот фонд объединил людей неравнодушных к судьбе выброшенных животных. На тот момент создатели фонда уже активно помогали бездомным животным, а именно выхаживали больных, стерилизовали и искали им новых хозяев, подбирали беременных кошек и уже принесших малышей, также стерилизуя через время, и пристраивая в добрые руки.
Фонд проводит акции по сбору продуктов питания, кормов для животных, медикаментов и средств по уходу за животными.
- Ребята, будьте добрее к братьям нашим меньшим, не проходите мимо животного, нуждающегося в помощи! Если вы заметите на улице бездомную кошку или собаку, можете сообщить родителям или мне, и тогда все вместе мы постараемся им помочь, позвонив в фонд помощи бездомным животным.
Итог урока.
- Как животные служат человеку? Почему же мы должны заботиться о домашних животных?
Домашние питомцы приносят в нашу жизнь Свет, Тепло и Радость. Давайте мы с вами постараемся быть добрыми, внимательными и заботливыми по отношению к ним.
Помните, ребята, мы в ответе за тех, кого приручили. Плата за предательство человека — одичавшие и опасные своры собак, которые опасны в стае и, кроме того, могут быть переносчиками болезней.
Как вы думаете, почему тему сегодняшнего нашего занятия «Братья меньшие» мы изучаем в разделе «Труд земной»? (Ответы детей).
- Верно, у наших предков не было хозяйства без скота, крестьяне ухаживали за животными. Это был очень важный труд, так как, благодаря разведению животных, они обеспечивали себя едой и одеждой, могли перевозить грузы, сохранять дом в безопасности. Люди немало трудятся, чтобы заготовить на всю зиму для скота корм – душистое сено, овес.
3. Рефлексия.
- Ребята, удалось ли вам проникнуться чувством любви и сопереживания к братьям нашим меньшим? Возникло ли желание помочь бездомным животным?
Удовлетворённость учащихся уроком. Самооценка.
- Оцените свою работу сегодня на уроке, возьмите одно из сердечек:
сердечки большого размера – я доволен своей работой на уроке,
сердечки среднего размера – на уроке я работал неплохо,
сердечки маленького размера – на уроке мне было трудно.
А сейчас мы с вами соберём «Солнышко доброты». Для этого на своих листочках - «лучиках» напишите ответ на вопрос: – Какое доброе дело вы можете сделать для своих питомцев?
Ученики пишут на лучиках свои мнения. Все лучики учитель присоединяет к солнышку.
- Итак, на этом наше занятие окончено. Сегодня я увидела внимательных, добросовестных учеников. Услышала ваши добрые голоса. Почувствовала радость и удовлетворение результатами совместного труда. Спасибо вам за работу! Вы все – большие молодцы!
Мне было очень приятно общаться с вами и хотелось бы, что бы у каждого из вас волшебный сундучок знаний стал чуть-чуть богаче, а сердце – теплее и добрее.
Домашнее задание: оформить страницу книги и подумать над вопросом: «Почему кошка всё время умывается, а собака нет?»
Работа над страницей Первой книги:
«Мы в ответе за тех, кого приручили»
А.С. Экзюпери
Фото и описание моего домашнего питомца.
Прошлое: Информация о появлении моего питомца (каким он был).
Интересная история из жизни моего питомца.
Настоящее: Как я забочусь о своём питомце?
Будущее: Рисунок «Мой питомец в будущем, – каким он станет»
Несколько добрых слов о моём питомце.