ГБОУ «Губернаторская Куртамышская кадетская школа – интернат
имени генерал-майора В. В. Усманова»
Проект
« Детская кардиология. Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы у подростков»
Выполнила: Евсеева Анна
обучающаяся 10 класса,
предмет: биология
Руководитель проекта:
Лешукова Любовь Анатольевна
учитель биологии, химии
Куртамыш, 2025 год
Паспорт проекта
Название проекта | «Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы у подростков» |
Сроки реализации проекта | январь-март |
Автор проекта | Евсеева Анна |
Руководитель проекта | Лешукова Любовь Анатольевна |
Учебный предмет | биология |
Вид проекта | исследовательский |
Цель проекта | исследование возрастных особенностей анатомии и функционирования сердечно-сосудистой системы у подростков. |
Задачи проекта | -изучить структуру и функции сердечно-сосудистой системы у подростков; -подобрать методики исследования; -провести мониторинг состояния сердечно-сосудистой системы обучающихся 7 и 10 класса ГБОУ «ГККШИ им. Генерал – майора В.В. Усманова»; -обработать и проанализировать полученные результаты; -создать макет здорового сердца. |
Продукт проекта | макет здорового сердца человека |
Актуальность проекта | Из различных источников мы постоянно слышим информацию о том, что болезни сердца в России, как и во всем мире, заметно помолодели. Вдвое чаще стали диагностировать патологии системы кровообращения у молодых людей. |
Этапы реализации проекта | -Подготовительный этап – формулировка цели и задач, определение предмета и объекта исследования, изучение литературы по теме. -Основной этап – проведение мониторинга состояния сердечно-сосудистой системы обучающихся 7 и 10 классов, изготовление макета здорового сердца человека. -Заключительный этап – выводы, анализ и оценка работы. |
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………………….. | 4 |
I. Теоретическая часть………………………………………………………………………… | 5 |
1.1. Происхождение сердца………….. ………………………………………………………..... | 5 |
1.2. Строение и работа сердца…………..………………………………………………………. | 5 |
1.3. Анатомо-физиологические особенности сердца и сосудов у подростков………………. | 6 |
1.4. Факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний у подростков….……………………. | 6 |
II. Практическая часть………………………………………………………............................ | 8 |
2.1. Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы учащихся ……...... | 8 |
2.2. Рекомендации для сохранения здоровья сердца и сосудов………..................................... | 10 |
2.3. Технологическая карта изготовления макета сердца человека……………...…………… | 11 |
Заключение……………………………………………………………………............................. | 11 |
Список использованных ресурсов………………...………………………………………...... | 11 |
Приложение | |
Введение
Для нормальной работы нашего организма важно, чтобы каждой клеточке доставлялись в необходимом ей объеме питательные вещества и кислород, а также обеспечивался вывод уже отработанных веществ. Сердечно-сосудистая система принимает на себя большую часть этих функций, а значит, от ее состояния зависит здоровье человека.
Бурные перестройки в деятельности всех морфологических, функциональных и психологических системах организма происходят в связи с переходом организма от детства к взрослости. Ребенок, обучаясь в школе, должен не только повышать свой интеллектуальный нравственный уровень, но и оставаться здоровым.
Подростковый возраст (от 14 до 18 лет) характеризуется рядом анатомо-физиологических особенностей, обусловленных энергичной нейроэндокринной перестройкой.
Проблема. В процессе развития ребенка в его сердечно - сосудистой системе происходят существенные морфологические и функциональные изменения. Недостаточное понимание анатомо-физиологических особенностей сердечно-сосудистой системы у подростков влияет на их здоровье.
Актуальность. Из различных источников мы постоянно слышим информацию о том, что болезни сердца в России, как и во всем мире, заметно помолодели. Вдвое чаще стали диагностировать патологии системы кровообращения у молодых людей. Мне стало интересно, почему молодые люди умирают от заболеваний сердечно-сосудистой системы, что влияет на ухудшение ее состояния и нарушение работы. Это и стало причиной выбора темы проекта, я решила исследовать функциональное состояние сердечно-сосудистой системы обучающихся 7 и 10класса.
Гипотеза: если получить данные о состоянии сердечно-сосудистой системы школьников, то можно выявить отклонения в её работе.
Цель: исследование возрастных особенностей анатомии и функционирования сердечно-сосудистой системы у подростков.
Задачи:
изучить структуру и функции сердечно-сосудистой системы у подростков;
подобрать методики исследования;
провести мониторинг состояния сердечно-сосудистой системы обучающихся 7 и 10 класса ГБОУ «ГККШИ им. Генерал – майора В.В. Усманова»;
обработать и проанализировать полученные результаты;
создать макет здорового сердца человека.
Объект: сердечно-сосудистая система подростков.
Предмет: возрастные особенности сердечно – сосудистой системы подростков.
Методы: литературный анализ, измерение, сравнительный анализ данных
Практическая значимость: данная работа покажет подрастающему поколению актуальность данной проблемы, заставит задуматься о своём здоровье сейчас и в будущем
Новизна проекта: В настоящее время сердечно-сосудистые заболевания поражают всё более молодых людей, и важно как можно раньше просчитывать кардиориск. Применение цифровой лаборатории RELEON.
I.Теоретическая часть
Происхождение сердца
Что является самым важным в организме человека? Конечно же, сердце. Этот удивительный маленький орган, всего размером с кулак, не прекращая, работает на протяжении всей жизни человека. Именно он разносит по органам столь необходимую жидкость – кровь. Ни одна клеточка не будет без нее нормально функционировать. Все из-за того, что кровь является источником кислорода и других питательных веществ.
Сердце развивается из эмбриональных клеток мезодермы зародышевого листка. Сердце впервые возникло в ходе эволюции у моллюсков и ракообразных существ. Постепенно оно увеличивалось в размерах и становилось все сложнее. С развитием других органов у него появлялось больше камер. Так сердце с двумя камерами имеют рыбы, у амфибий оно состоит из трех камер, а птицы, млекопитающие, куда входит и человек, обрели уже сердце с четырьмя камерами. Стоит сказать, что человеческий зародыш также проходит все стадии, которым подвергалось сердце, в ходе эволюционного процесса.
Что же такое сердце? Это орган-мышца, немного вытянутой, конусообразной формы. Сердечная мышечная ткань относится к поперечнополосатой мышечной ткани. В среднем, его размер 10-15 сантиметров, с массой от 200 до 300 грамм. Оно находится слева в грудной клетке. Вокруг него расположен перикард, или иначе оболочка. Он не дает сердцу касаться остальных органов.[1]
Строение и работа сердца
Сердце — один из самых важных органов человека. Пока сердце бьётся, человек живёт. Поэтому часто можно услышать мнение, что сердце трудится постоянно. Возникает удивление: когда же оно отдыхает, ведь не может же оно работать постоянно! На самом деле сердце — довольно сложный орган, предназначенный для осуществления движения крови в теле.
Сердце состоит из четырёх камер. Каждая камера сердца чередует работу и отдых. Богатая кислородом кровь от лёгких собирается в левое предсердие (здесь заканчивается малый круг кровообращения) и оттуда попадает в левый желудочек. Благодаря мощным мышечным сокращениям стенок желудочка кровь с силой выбрасывается в артерии большого круга кровообращения и снабжает кислородом все клетки тела. Назад к сердцу кровь возвращается по венам «отработанной», уже без кислорода. Она собирается в правое предсердие и, перейдя в правый желудочек, направляется к лёгким — снова по малому кругу. Цикл повторяется.
Между желудочками и предсердиями находятся створчатые клапаны. Между правым предсердием и правым желудочком расположен трехстворчатый (трикуспидальный) клапан, между левым предсердием и левым желудочком - двустворчатый (митральный) клапан.
От левого желудочка отходит самый крупный сосуд человека - аорта, диаметром 2.5 см, кровь в которой течет со скоростью 50 см в секунду. От правого желудочка отходит легочный ствол. Между левым желудочком и аортой – полулунный (клапан аорты), а также между правым желудочком и легочным стволом находятся полулунный клапан (легочный).
Сердце поддерживает ритмический цикл. В среднем оно делает около 70 ударов в минуту, что считается нормой для здорового человека. Один цикл или сокращение, можно поделить на три этапа:
Сокращается желудочек (0,1 секунда)
Сокращается предсердие (0,3 секунды)
Отдых (0,4 секунды)
Таким образом, в жизни сердца чередуются периоды сокращений предсердий, желудочков и общее расслабление. Сердце за год проталкивает через себя 3000 тонн крови. Этот объём мог бы занять целый товарный поезд. [2]
Анатомо-физиологические особенности сердца и сосудов у подростков
У детей происходит непрерывный рост и функциональное совершенствование сердечно – сосудистой системы. Особенно энергично растет и совершенствуется сердце у детей с 2-6 лет, а также в период полового созревания. Сердце новорожденного имеет уплощенную конусообразную, овальную или шарообразную форму из-за недостаточного развития желудочков и сравнительно больших размеров предсердий. Только к 10-14 годам сердце приобретает такую же форму, что и у взрослого человека. Масса сердца новорожденного составляет 0,8% от общей массы тела, она относительно больше чем у взрослого человека. К концу первого года жизни вес сердца удваивается, к трем годам утраивается. В дошкольном и младшем школьном возрасте рост сердца замедляется и снова нарастает в период полового созревания. К 17 годам масса сердца увеличивается в 10 раз.
Особенности сосудов. Сосуды проводят и распределяют кровь по органам и тканям ребенка. По ширине артерии равны венам. Соотношение их просвета составляет 1: 1, затем венозное русло становится шире, к 16 годам их соотношение составляет 1: 2. Рост артерий и вен часто не соответствует росту сердца.
Строение артерий также меняется. У новорожденных стенки сосудов тонкие. До 5 лет быстро растет мышечный слой, в 5–8 лет равномерно развиты все оболочки сосудов, к 12 годам структура сосудов у детей такая же, как у взрослых.
Частота пульса у детей зависит от возраста. У новорожденного она составляет 160–140 ударов в 1 мин, в 1 год – 110–140, в 5 лет – 100, в 10 лет – 80–90, в 15-16 лет – 80.
Сердце и сосуды в период полового созревания. В пубертатном возрасте происходит интенсивный рост различных органов и систем. В этом периоде происходят нарушения их функционирования в связи с нарушениями их взаимоотношений и координации функций. У подростков в связи с особенностями роста, как сердца, так и всего тела отмечаются относительно малые масса и объем сердца по сравнению с массой и объемом тела. Отношение объема тела к объему сердца у детей равно 50 %, у взрослого – 60 %, а в пубертатном периоде составляет 90 %. Кроме этого, имеются анатомические особенности сердечно-сосудистой системы у подростков, которые связаны с соотношением объема сердца и сосудов.
У подростков объем сердца увеличивается быстрее, чем емкость сосудистой сети, это увеличивает периферическое сопротивление, что приводит к гипертрофическому варианту подросткового сердца.
Таким образом, у детей имеются функциональные особенности органов кровообращения, которые характеризуются:
- высоким уровнем выносливости детского сердца вследствие его достаточно большой массы, хорошего кровоснабжения;
- физиологической тахикардией, обусловленной малым объемом сердца при высокой потребности детского организма в кислороде, а также симпатотомией;
- низким артериальным давлением с малым объемом крови, поступающей с каждым сердечным сокращением, а также низким периферическим сопротивлением сосудов;
- неравномерностью роста сердца и связанными с этим функциональными расстройствами.
Для подростков симптоматикой проблем с сердечно-сосудистой системой являются обмороки (особенно во время физических нагрузок), повышенная утомляемость, частое появление одышки, головокружений и/или обмороков, боли и дискомфорт в области грудной клетки. [3]
Факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний у подростков
Выделение комплекса факторов, способствующих развитию сердечно – сосудистых заболеваний, является одним из достижений кардиологии. Концепция факторов риска сложилась в результате обобщения данных эпидемиологических исследований. Результаты показали, что основными факторами риска являются гиперхолестеринемия, артериальная гипертензия и курение. Комбинация этих факторов повышает вероятность развития сердечно – сосудистых заболеваний в 3-10 раз.
Выделяют целый ряд факторов риска
наследственную предрасположенность к заболеванию;
избыточную массу тела,
гиподинамию,
психоэмоциональное напряжение,
сахарный диабет и другие.
Чем же опасны эти факторы?
Повышенное артериальное давление (АД).
Доказано, что артериальная гипертензия (АГ) является главной причиной инсульта и инфаркта миокарда. Почти 30% случаев повышения артериального давления у детей и подростков переходят с ними во взрослое состояние. Чаще всего АГ регистрируется в подростковом возрасте, что связано с гормональной перестройкой в организме. К отягощающим факторам относятся: наличие артериальной гипертензии и атеросклероза среди родственников, а также низкая физическая активность, ожирение и курение.
Ожирение – в наше время выходит на ведущее место среди причин, приводящих ко многим опасным заболеваниям сердца, сосудов, эндокринной системы.
Для оценки степени ожирения используется индекс массы тела (ИМТ): вес/рост в квадрате (ИМТ до 25 кг/м – норма, 25-29 кг/м - избыточный вес, 30-39 кг/м – ожирение, 40 кг/м - резко выраженное ожирение)
Гиподинамия – уровень физической активности.
Высокий уровень физической активности можно поддерживать, выполняя простые мероприятия:
утренняя зарядка ежедневно;
пребывание на улице, более часа в день;
подвижные игры;
спорт, уроки физкультуры;
ограничение просмотра телепередач и работы за компьютером не более 2-х часов в день.
Школьники и молодые люди не придерживаются этих рекомендаций и бывают на свежем воздухе только по дороге домой и в школу, игнорируют уроки физкультуры и спорт, проводят у телевизора и компьютера более 4 часов в сутки, сочетая при том просмотр с приемом пищи. Все это негативно сказывается на организме в целом и сердечно-сосудистой системе в частности.
Режим питания и диетические предпочтения
В подавляющем большинстве дети с избыточной массой тела не придерживаются режима дня: питаются по потребности на протяжении всего дня, нередко в ночное время, перед сном, с большим интервалом между приемом пищи (более 6 часов), при этом не завтракая, а 60% суточной калорийности откладывая на вечернее время. Многие досаливают пищу, часто употребляют газированную воду, чипсы, шоколад и продукты быстрого питания. Все это отрицательно сказывается на состоянии жирового обмена, и в крови появляется избыточное количество холестерина и его составляющих, которые начинают откладываться на стенках сосудов в виде бляшек, ухудшая кровоснабжение сердца, мозга и других органов.
Роль стрессовых воздействий
Доказано, что нездоровая обстановка в семье, дома и в школе приводит к стрессу, который запускает цепочку опасных процессов в организме не только у взрослых, но и детей. Многое зависит от личностно-психологической настроенности в поведении.
Курение – причина многих опасных заболеваний
Курение ведёт к преждевременному изнашиванию сердечной мышцы. Никотин повышает тонус и вызывает спазм сосудов. Это увеличивает нагрузку на сердце, так как протолкнуть кровь по суженным сосудам гораздо труднее. Приспосабливаясь к повышенной нагрузке, сердце растёт за счёт увеличения объёма мышечных волокон. В дальнейшем деятельность сердца обременяется ещё тем, что сосуды у курящих подростков теряют эластичность намного интенсивнее, чем у некурящих. Смертность людей, начавших курить в подростковом возрасте (до 20 лет), значительно выше, чем среди тех, кто впервые закурил после 25 лет. (Приложение 4) [4]
Таким образом, физическая активность, психологический настрой на доброжелательное отношение к себе и миру, правильное питание, отказ от вредных привычек – вот тот минимум, который необходим для того, чтобы сердечно-сосудистые заболевания обошли подростков стороной.
II. Практическая часть
2.1. Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы учащихся
Главными показателями состояния сердечно-сосудистой системы являются давление и пульс. Пульс-толчкообразные ритмические смещения стенок сосудов, вызванные движением крови, выбрасываемой сердцем. Пульс является одним из важнейших показателей функционального состояния сердечно-сосудистой системы. Основной способ измерения – пальпация.
Неотъемлемой частью комплексного врачебно-физкультурного обследования является функциональная сердечно-сосудистая проба (ФССП). Ведь именно она помогает определить резервные возможности организма в связи с физическими нагрузками. Показатели этих проб дополняют представление об общей физической подготовленности и степени тренированности исследуемых.
Проба Руфье
Производится измерение в состоянии покоя, после чего испытуемому предлагается выполнить некоторую физическую нагрузку и обследование производится повторно и затем еще через 30 секунд.
Тест проводится для того, что бы узнать тренированность сердечной мышцы у испытуемого. Испытуемыми являлись 24 обучающихся 7 класса. (Приложение 1)
Чтобы измерить пульс и частоту ударов сердца в покое и при зарядке, нужно повернуть руку ладонью вверх, положить два пальца на запястье, почувствовать толчки крови.
Для начала подсчитывается пульс за 15 секунд в спокойном положении (R1). После этого испытуемый совершает 30 (или сколько успеет) приседаний за 45 секунд. Сразу после нагрузки снова измеряют пульс в течении 15 секунд (R2). И ещё через 30 секунд измеряют пульс(R3) [1].
Далее по формуле 4*(R1+R2+R3)/100 вычисляют индекс Руфье и сверяют по таблице 1.
Таблица 1
Возраст | 13 лет и старше |
Неудовлетворительно | 15 |
Слабо | 11-14 |
Удовлетворительно | 6-10 |
Хорошо | 0,5 - 5 |
отлично | 0 |
Получили следующие результаты, отражены в таблице 2:
Таблица 2
№ испытуемого | Индекс Руфье |
1 | 0.72 |
2 | 1.24 |
3 | 15 |
4 | 0.88 |
5 | 0.44 |
6 | 1.16 |
7 | 1.52 |
8 | 0.52 |
9 | 1.44 |
10 | 0.6 |
11 | 0.64 |
12 | 1.52 |
13 | 2,64 |
14 | 2,6 |
15 | 2,48 |
16 | 5,52 |
17 | 0,56 |
18 | 2,4 |
19 | 2,4 |
20 | 3,2 |
21 | 3,08 |
22 | 11 |
23 | 2,6 |
24 | 0,41 |
В ходе проведения пробы Руфье мы узнали, что у 2 из 24 учеников имеются отклонения в работе сердечно-сосудистой системы. Из этого можем сделать вывод что, у этих двух испытуемых в будущем более вероятны развития заболеваний сердца и сосудов, чем у других испытуемых.
Измерение артериального давления обучающихся
Для количественной оценки энергопотенциала организма человека применяется индекс Робинсона. Он используется для оценки уровня обменно-энергетических процессов, происходящих в организме. Индекс Робинсона характеризует систолическую работу сердца. Чем больше этот показатель, тем больше функциональная способность мышц сердца.
Данные измерения были проведены на обучающихся 10 класса. Измерения проводились с помощью цифровой лаборатории RELEON. (Приложение 2)
Для расчёта индекса Робинсона:
1. После отдыха определяют пульс за одну минуту в положении стоя.
2.Измеряют давление и запоминают «верхнее» значение (систолическое).
Формула индекса Робинсона:
Оценить результаты подсчётов можно в этой таблице 3:
Таблица 3
Оценка состояния | Индекс Робинсона |
Отличное Функциональные резервы сердечно-сосудистой системы в отличной форме. | 69 и менее |
Хорошее. Функциональные резервы сердечно-сосудистой системы в норме. | 70 — 84 |
Среднее. Можно говорить о недостаточности функциональных возможностях сердечно-сосудистой системы. | 85 — 94 |
Плохое. Есть признаки нарушения регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы. | 95 — 110 |
Очень плохое Регуляция деятельности сердечно-сосудистой системы нарушена. | 111 и больше |
Результаты показаны в таблиц 4:
Таблица 4
Номер испытуемого | Давление | Пульс | Индекс Робинсона |
1 | 90/60 | 75 | 67,5 |
2 | 115/60 | 88 | 101,2 |
3 | 110/80 | 73 | 80,3 |
4 | 115/85 | 62 | 71,3 |
5 | 110/75 | 72 | 79,2 |
6 | 100/60 | 68 | 68 |
7 | 110/80 | 75 | 82,5 |
8 | 110/70 | 69 | 75,9 |
9 | 90/60 | 67 | 60,3 |
10 | 110/70 | 73 | 80,3 |
11 | 90/60 | 70 | 63 |
12 | 135/75 | 92 | 124,2 |
Вывод: По окончанию вычисления индекса Робинсона я установила, что функциональные резервы сердечно-сосудистой системы в отличной форме имеет 4 человек(33,3%), функциональные резервы сердечно-сосудистой системы в норме у 6 человек (50%), есть признаки нарушения регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы – у 1 человек (8,3%).
2.2. Рекомендации для сохранения здоровья сердца и сосудов
Для того, чтобы сохранить здоровье сердца и сосудов можно следовать простым правилам.
1.Отказаться от вредных привычек (курение, алкоголь).
2.Следить за своим питанием. Оно должно быть разнообразным, нужно исключить чрезмерное употребление жирного и сладкого. Для правильной работы сердца необходимо питать свой организм витаминами, калием и магнием.
3.Естественный путь профилактики сердечных недугов – ходьба. Она даёт прекрасные результаты даже на начальных стадиях гипертонической болезни. 30 минут в день достаточно для поддержания сосудов в норме.
4.Соблюдать режим дня. Обязательно нужно высыпаться.
5.Если уже прослеживаются нарушения в работе сердечно – сосудистой системы, нужно регулярно измерять артериальное давление. При его стабильном повышении или частых перепадах необходимо обязательно пройти обследование.
2.3. Технологическая карта изготовления макета сердца человека
После исследования работы сердечно – сосудистой системы обучающихся, я решила изготовить модель здорового сердца человека. (Приложение 3) Затем сравнить его с иллюстрациями сердца, пострадавшего от различных факторов. (Приложение 4)
Для изготовления макета выбрала пластичный материал – полимерную глину. Так из нее изделие получится достаточно прочное и долговечное.
Заключение
На основе экспериментальных измерений был подсчитан индекс Руфье и Робинса. Результаты показали, что отклонения в возрастной динамике деятельности сердечно-сосудистой системы (ССС) у школьников могут указывать на нарушение её физиологически закономерного развития.
Таким образом, развитие сердечно-сосудистой системы подростков характеризуется гетерохронией (неравномерностью). Многие показатели, характеризующие состояние сердца и кровообращения в пубертатный период, приближаются по значению к показателям взрослых, что выражается в повышении ударного объема и сердечного выброса, росте артериального давления и увеличении длительности сердечного цикла.
Причины таких показателей варьируются и зависят от индивидуальных особенностей каждого ученика. Безусловно, мы не можем дать квалифицированную медицинскую оценку здоровья ребят, однако у нас есть некоторые предположения относительно факторов, отрицательно влияющих на функциональное состояние ССС учеников. Прежде всего, это недосып. Молодежь загружена, мало спит и все это происходит на фоне огромной загруженности информацией, а так же телефонозависимости. В результате, проблемы с нервами, аритмии и скачки давления.
Для того, чтобы сохранить здоровье сердца и сосудов можно следовать простым правилам.
Список использованных ресурсов
1.https://tvorcheskie-proekty.ru/node/3027 - происхождение сердца
2.https://globallab.ru/ru/project/list/b6c4f0f1-60cb-412e-b86f-f87cfd5f390d/general - строение и работа сердца
3.https://school-science.ru/15/1/50880 - анатомо-физиологические особенности сердца и сосудов у подростков
4.https://www.20gdp.by/informatsiya/shkola-patsienta/faktory-riska-zabolevanij-serdechno-sosudistoj-sistemy-u-detej-i-podrostkov?cjecjmophdbaiecb - факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний у подростков.
Приложение 1
Проба Руфье
(испытуемые: 24 обучающихся 7 класса)
Приложение 2
Проба Робинсона
(испытуемые: 12 обучающихся 10 класса)
Приложение 3
Технологическая карта изготовления макета сердца человека
№ | Последовательность выполнения работы | Графическое изображение | Инструменты, материалы |
1 | Подготовить основу – сформировать овал | | Полимерная глина |
2 | Сделать аорту, легочные вены, верхнюю полую вену и легочные артерии. Внутри сделать углубления с помощью стека. Прикрепить к основе и плотно прижать, сгладить неровности. | | Полимерная глина, стек |
3 | Имитировать вены. Кусочек глины раскатать и порезать на несколько частей. Прикрепить, придать естественные изгибы, излишки отрезать. Придать предсердиям больше объема, для этого кусочек полимерной глины расплющить и прикрепить на нужное место. Придать фактуру и неровный край. | | Полимерная глина, игла, стек |
4 | Покрасить макет сердца | | Акриловые краски, кисти |
5 | Покрыть лаком | | Бесцветный лак, губка |
Приложение 4
Иллюстрации сердца, пострадавшего от различных факторов
Повышенное артериальное давление - гипертония
Ожирение
Сердце человека, ведущего сидячий образ жизни- гиподинамия
Режим питания и диетического предпочтения людей, которые питаются по потребности и с большим интервалом между приемами пищи
Сердце при стрессовых воздействиях в спокойном состоянии перекачивает 5-6 литров крови, а в стрессовой 15-20 литров. Увеличивается риск развития инсультов и инфарктов.
Сердце при курении