Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №15 с углублённым изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза Расковой Марины Михайловны » Энгельсского муниципального района Саратовской области
Муниципальная научно-исследовательская конференция «Первые шаги в науке»
Проект: Арифметическая и геометрическая прогрессии в окружающей нас жизни.
Проект выполнили:
ученицы 9Б класса
Андреева Мария и
Сулеймандибирова Марина
МОУ «СОШ №15»
г.Энгельса Саратовской области
Руководитель:
Затеева Валентина Павловна,
учитель алгебры и геометрии
МОУ «СОШ №15»
Актуальность проекта
В 9 классе мы изучаем прогрессии. Эти темы очень важные в курсе 9 класса. Они актуальны, так как задание по данным темам встречаются на ОГЭ и ЕГЭ. У учеников не достаточно высокий уровень решения задач данного типа.
Однако, современный человек должен уметь применять полученные теоретические знания и в повседневной жизни.
Проблема проекта
Действительно ли прогрессии играют большую роль в повседневной жизни?
Цель проекта
- Выявить примеры практического применения арифметической и геометрической прогрессии.
- Обобщить и систематизировать знания по теме: «Прогрессии».
Задачи проекта
1. Установить: имеют ли арифметическая и геометрическая прогрессии прикладное значение.
2. Найти примеры применения прогрессий в нашей жизни.
3. Подбор задач из вариатов ОГЭ и их решение.
Гипотеза проекта
На уроках математики мы много раз слышали о том, что математика – наука очень древняя и возникла она из практических нужд человека.
Видимо, и прогрессии имеют определенное практическое значение.
Методы исследования проекта
Практическая часть проекта
Геометрическая прогрессия в жизни человека
Прогрессия в природе: простейшие организмы
Известно, что бактерии размножаются делением: одна бактерия делится на две, каждая из этих двух в свою очередь тоже делится на две, и получаются четыре бактерии, из этих четырех в результате деления получаются восемь бактерий и т. д.
Способность к размножению у бактерий настолько велика, что если бы они не гибли от разных причин, а беспрерывно размножались, то за трое суток общая масса потомства одной только бактерии могла бы составить 7500 тонн. Таким громадным количеством бактерий можно было бы заполнить около 375 железнодорожных вагонов .
Практическое использование интенсивности размножения бактерий
- В пищевой промышленности для приготовления напитков, кисломолочных продуктов, при квашении, солении.
- В фармацевтической промышленности для создания лекарств, вакцин.
- В сельском хозяйстве для приготовления силоса, корма для животных.
- В коммунальном хозяйстве и природоохранных мероприятиях для очистки сточных вод, ликвидации нефтяных пятен.
Прогрессия в природе: сложные организмы
Все клетки в сложных живых организмах, в том числе и у человека, делятся в геометрической прогрессии, что позволяет организмам быстро обновлять отмирающие клетки, а человеку – долго не стареть.
Прогрессия в ядерной физике
Деление ядер урана происходит с помощью нейтронов. Нейтрон, ударяя по ядру урана раскалывает его на две части. Получается два нейтрона. Затем два нейтрона, ударяя по двум ядрам, раскалывают их еще на 4 части и т.д.
Это свойство используют при создании ядерных реакторов и оружия.
Прогрессии в банковских расчетах
В конце срока хранения сумма банковского вклада возрастает в несколько раз, так как она растёт в геометрической прогрессии.
В этом и состоит выгода хранения денег не дома, а в банке.
Финансовые пирамиды
Организатор начинает вовлекать в свою организацию и говорит, что, если внести указанную плату по указанным адресам по 1 рублю, а затем заплатить ещё по 5 таким же адресам, вычеркнув первый адрес и дописав свой последним, то через некоторое время вы получите уйму денег.
Хотя желающих разбогатеть по щучьему веленью немало, но в выигрыше оказываются только учредители такой игры.
Дело в том, что число участников увеличивается в 5 раз с каждым кругом. Если пятёрка устроителей подпишет, допустим, 120 человек со своими адресами, то в первом круге участвуют 120 человек, во втором – 600, в третьем – 3 000, …, в десятом – 234 375 000 человек.
Практическая часть проекта
Арифметическая прогрессия в жизни человека
Прогрессия в строительстве
Возведение многоэтажного здания — пример арифметической прогрессии. Каждый раз высота здания увеличивается на 3 метра.
Прогрессия в медицине
Больной может принимать лекарство по следующей схеме: в первый день он принимает 5 капель, а в каждый следующий день — на 5 капель больше, чем в предыдущий.
Прогрессия в спорте
В соревновании по стрельбе за каждый промах в серии из 25 выстрелов стрелок получал штрафные очки: за первый промах — одно штрафное очко, за каждый последующий — на 0,5 очка больше, чем за предыдущий.
Прогрессия в литературе
Ямб - это стихотворный размер с ударением на четных слогах 2; 4; 6; 8... Номера ударных слогов образуют арифметическую прогрессию с первым членом 2 и разностью прогрессии 2.
«Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил...»
Прогрессия: 2; 4; 6; 8...
М. Ю. Лермонтов
Хорей - это стихотворный размер с ударением на нечетных слогах стиха. Номера ударных слогов образуют арифметическую прогрессию 1; 3; 5; 7...
«бУря мглОю нЕбо крОет»
Прогрессия 1; 3; 5; 7.
А.С. Пушкин.
Прогрессии в ОГЭ. Проблема?
Вопрос, как решать прогрессию, ставит поначалу в тупик многих учеников. Быть может, это происходит оттого, что кажется сложным само название, а может, оттого, что формулы арифметической и геометрической прогрессии выглядят устрашающе.
На самом деле, прогрессию решать совсем несложно, если хорошо понять, что это такое.
Задачи из вариантов ОГЭ
Выписаны первые несколько членов геометрической прогрессии: −1024; −256; −64; … Найдите сумму первых 5 её членов.
РЕШЕНИЕ.
Найдём знаменатель геометрической прогрессии:
q
Найдём четвёртый и пятый члены прогрессии:
Сумма первых пяти первых членов прогрессии равна
-1024-256-64-16-4=-1364
Ответ: −1364.
Дана арифметическая прогрессия: -4;-2;0… Найдите сумму первых десяти её членов.
РЕШЕНИЕ.
Определим разность арифметической прогрессии:
Сумма первых k -ых членов может быть найдена по формуле
Необходимо найти S10, имеем:
Ответ: 50.
Дана арифметическая прогрессия ( a n ), для которой a 10 = 19, a 15 = 44. Найдите разность прогрессии.
РЕШЕНИЕ.
Член арифметической прогрессии с номером n вычисляется по формуле
Зная, что a 10 = 19, b 15 = 44, получаем систему уравнений. Вычтем первое уравнение из второго и решим систему:
Ответ: 5.
Вывод проекта
Выдвинув гипотезу, что прогрессия широко применяется в жизни человека, мы увидели, что прогрессии в медицине, в строительстве, в банковских расчетах, в живой природе, в спортивных соревнованиях и в других жизненных ситуациях.
Следовательно, нам необходим навык применения знаний, связанных с прогрессиями .
Используемая литература
- Пичурин Л.Ф. За страницами учебника алгебры. Книга для учащихся 7-9 классов средней школы - М.: Просвещение, 1990.-224сю;
- Энциклопедический словарь юного математика /Сост. А.П.Савин.- М.: Педагогика, 1989.-352с..
- http://n-t.ru/tp/iz/zs.htm
- http://students.tspu.ru/students/legostaeva/index.php?page=op
- http://festival.1september.ru/articles/568100/
- Открытый банк заданий ФИПИ