ГКОУ Золинская специальная (коррекционная) школа – интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
Групповой проект
«Азбука семейной жизни или крепко дерево корнями, а человек семьей»
Руководитель проекта:
воспитатель: Марыгина Н.А.
Золино
2017
Актуальность
В условиях, когда большинство детей не имеют возможности по разным причинам, воспитываться в семье, встала необходимость в семейном воспитание. Процесс социализации крайне важен и необходим каждому ребенку. Образовательное учреждение – стало истоком семейного воспитания будущих взрослых граждан нашей страны. И от того какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства.
Проводя с детьми большую часть времени, в совместной деятельности в процессе бесед и разговоров я выяснила, что большинство детей почти ничего, не знают о семье. Они затрудняются рассказать о семье в целом, семейных праздниках и традициях.
Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Азбука семейной жизни или крепко дерево корнями, а человек семьей». Считаю, что проект – это идеальный способ поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений. Мы, взрослые, педагоги, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.
Проблема
У детей воспитывающихся в школе – интернате, отсутствуют четкие представления о таких понятиях как «семья», «члены семьи». Дети не знают истории своего рода и семьи. Недооцениваются семейные ценности; интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив. Многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека. Необходимость создания и реализации проекта «Азбука семейной жизни или крепко дерево корнями, а человек семьей » была обусловлена выше перечисленными факторами.
Ожидаемые результаты:
За время реализации проекта «Азбука семейной жизни или крепко дерево корнями, а человек семьей» мы планируем повысить уровень знаний воспитанников о семье. Дети узнают больше о семье, о родственных отношениях, о том, что такое семья, что необходимо для создания семьи, что у семьи есть истории и традиции, будут иметь представление о родословной как истории семьи.
Обоснование проблемы
В творческий проект входит четыре этапа реализации проекта.
1. Предварительная работа включала в себя прохождение занятий: по разделу «Семья» по программе «Дорога в жизнь»
Подготовка к семейной жизни – 21 час
«Крепка семья – крепка держава» |
№ | Форма | Тема |
| Познавательный час | Семейный кодекс Российской Федерации. Юридическое право вступления в брак. |
| Информационный час | Уклад Российской семьи, нравственные основы заключения брака. Ранние браки |
| Познавательный час | Свадьба. Традиции и обычаи. |
| Беседа - практикум | Что такое семья, состав семьи, родственные отношения Составления генеалогического древа |
| Час общения | «Молодая семья. Семейные обязанности, особенности построения взаимоотношений» |
| Практикум | «Какой я вижу свою семью». Рисуем «Счастливую семью». |
| Семейный разговор. | «Причины семейных конфликтов - развод» «Я – муж, Я – жена, супружеская верность Моделирование жизненных ситуаций. |
10. | Час общения | Качества мужчины-отца и женщины-матери. Родительский долг. |
11 | Практикум | Роль семейных традиций в укреплении семьи. Составление календаря памятных дат «Семейный фотоальбом» |
12 | Практикум | Семейный бюджет. Планирование крупных покупок. Расчет накоплений. |
13 | Семейный диалог | Семейный досуг. Планирование отдыха. Организация семейных праздников. Чаепитие. |
14 | Час общения | «Родственные отношения между братьями и сестрами» |
15 | Информационный час | «Алкоголизм и семья». Лишение родительских прав. Статистические данные. |
16 | Открытое занятие | «Азбука семейных жизни или крепко дерево корнями, а человек семьей» |
Школа будущих родителей «Уход за новорожденным ребёнком |
17 | Час общения | «Молодая семья. Планирование рождение детей» |
18 | Презентация, обсуждение. | «Методы воспитания детей» Условия, обеспечивающие нормальное развитие ребенка в семье. |
19 | Практикум | «В семье родился ребенок, уход за новорожденным» |
20 | Информационный час | «Уход за ребенком до 7 лет» |
21 | Информационный час | Государственная поддержка матерей - одиночек |
2. Подготовительный.
Цель: Подготовка воспитанников к реализации данного проекта, организация малых творческих групп. Расширение знаний о роли семьи, о семейных взаимоотношениях.
3. этап Основной.
Цель: Подготовка практической деятельности воспитанников, проведение проекта: «Азбука семейной жизни или крепко дерево корнями, а человек семьей» На данном этапе одной из важнейшей задачи стояло развития навыков сотрудничества ребенка с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. Умение не создавать конфликтов и находить пути выхода из спорных ситуаций.
4 этап Итоговый.
Цель: подведение итога. Оформление творческого проекта.
Результативность данного проекта – повысить уровень знаний о роли семьи. Расширить знания о семье и семейных взаимоотношениях по средствам проектной деятельности.
Проектное портфолио |
Наименование учреждения | ГКОУ Золинская специальная (коррекционная) школа – интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» |
Тип и наименование проекта | Проект «Азбука семейной жизни или крепко дерево корнями, а человек семьей» |
Предметно-содержательная область | Проект повышает уровень знаний о роли семьи и семейных взаимоотношениях, знакомит с семейными традициями и обычаями. |
Характер координации проекта | Непосредственный (гибкий) |
Разработчик проекта | Воспитатель Марыгина Наталья Александровна |
Характер контактов | Старший воспитатель: Котюсова Т.А. Библиотекарь: Мальцева Е.В. Классный руководитель: Семушкина М.А. |
Количество участников | Воспитанники 9 класса – 11 человек. |
Использование диагностического материала | Анкетирование «Семья и ее роль в жизни человека» |
Основные цели проекта | - формировать у детей понятие «семья»; представление детей о семье, семейных и родственных отношениях; - расширять представления детей о своей семье, родословной, семейных традициях; - воспитывать любовь и уважительное отношение к родным и предкам, развивать отношения с семьёй. |
Основные задачи проекта | Коррекционно – образовательная: - Формировать у воспитанников понятие «семья»; расширять представления детей о роли семьи; закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек. - Формировать представления о родственных отношениях; - Формировать представления о семейных традициях и праздниках. - Познакомить детей с понятием «генеалогическое древо семьи». Коррекционно – развивающая: развитие творческих способностей, через инсценировку «Современная семья». Развитие самостоятельности в поиске и отборе информации. Формирование навыков поисково - исследовательской деятельности учащихся. Коррекционно – воспитательная: Воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким. Воспитывать интерес к своей родословной. Коррекция личностных качеств: совершенствование коммуникативных навыков, посредством организации работы в малых группах, что способствует налаживанию положительных отношений с одноклассниками, созданию оптимальной среды для развития речевой деятельности воспитанников. - коррекция эмоционально – волевой сферы по средствам развития навыков сотрудничества ребенка с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. Умение не создавать конфликтов и находить пути выхода из спорных ситуаций. - коррекция зрительного и слухового восприятия по средствам организации творческой деятельности (разучивание ролей для инсценировки, просмотре презентаций и видео по теме) - коррекция психических процессов (памяти, внимания, мышления) - Устранять навыки некритичности, неустойчивости и пониженной самооценки. Воспитательные: -Воспитание уважительного отношения к одногруппниками, умения работать в творческих группах. Практические: -Подбор материала и подготовка сценария «Азбука семейной жизни или крепко дерево корнями, а человек семьей». -Подготовка инсценировки «Современная семья». - Организация семейного чаепития. |
Использование материально – технических средств | Ресурсы интернета. Презентация «О семье, о семейных традициях и обычаях» Видео х\ф «По семейным обстоятельствам» |
Сроки реализации проекта | Долгосрочный 6 месяцев |
Место проведения | ГКОУ Золинская специальная (коррекционная) школа – интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» |
Ожидаемые результаты Реализации проекта | Расширят знания о роли семьи, о семейных взаимоотношениях, семейных традициях и обычаях. Составлять генеалогическое древо – своей семьи. |
Рефлексия деятельности | - Развитие регулятивных универсальных учебных действий, учат самостоятельно отбирать и применять информацию. - Способствует достижению личностных результатов, развитию коммуникативных навыков, воспитывает умения уважать чужое мнение, радоваться успехам одноклассников, адекватно реагировать на критику». |
Этапы реализации проекта.
Реализация проекта состоит из следующих этапов:
Этапы проекта | Содержание | Сроки | Участники |
1 этап (предварительный) | Прохождение программного материала по разделу «Семья» Анкетирование «Что я знаю о семье» | Согласно программе | Воспитанники группы (9 класс) |
2 этап (подготовительный) | Составление плана. Обсуждение вариантов проведения и возможностей участия в проекте. Подготовка информации о «Семье». Обсуждение оформления зала. Подбор необходимых атрибутов для сценки «Современная семья» Список творческих групп и индивидуальных заданий | 12.02.17-20.02.17 | Воспитанники группы -9 класс |
3 этап ( основной) | Формирование творческой группы для создания проекта | 23.02.17 | Воспитанники группы -9 класс |
Практические занятия «Получение информации в поисковой системеYandex | 04.03.17-06.03.17 | Мини-группа |
Обработка информации, создание презентации «Семейные традиции и обычаи» | 12.02.17-12.03.17 | Мини-группа |
Обработка информации, создание презентации «Семейные традиции и обычаи» | 12.03.17 | Мини-группа |
Составление генеалогического древа «Моя будущая семья» | 12.02.-11.03.17 | Мини-группа |
Посещение школьной библиотеки для подбора материала по данной теме. Подбор и разучивание стихотворения о семье. | 09.03.17 – 20.03.17 | Мини-группа |
Традиционное семейное блюдо для праздничного стола. Рецепт. Приготовление салата «Оливье» | 10.03.17 | Мини-группа |
Разучивание слов для участия в сценке «Современная семья» | 09.03.17-12.03.17 | Мини-группа |
Составление мини сочинения «Моя будущая семья» | 12.02.17-10.03.17 | Воспитанники группы |
4 этап ( итоговый) | Презентация проекта « Азбука семейной жизни или крепко дерево корнями, а человек семьей» | 21.03.17 | Воспитатель: Марыгина Н.А. Воспитанники Группы ( ученики 9 класса) |
Ход проекта
Цель: закрепить знания воспитанников о семье, семейных и родственных отношениях.
Этапы занятия | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников |
1. Огранизационный Слайд 1 - 2 | - Здравствуйте дети и гости нашего занятия «Азбука семейной жизни или крепко дерево корнями, а человек семьей» Цель проекта: обобщить знания о роли семьи. - Давайте, определим, какая должна быть современная семья? И на этот вопрос, мы ответим в конце занятия. | Концентрируют слуховое, зрительное внимание. |
2 этап основной Слайд 3 - 4 Историческая справка «Как зародилась семья» Слайд 5 Слайд 6 - 9 Слайд 10 - 11 | Организует показ презентации. Задает вопросы по теме: - Ребята, ответьте, Для чего нам нужна семья? - Чтобы создать хорошую семью, сначала нужно выбрать себе спутника жизни, с кем вы по- настоящему создадите крепкую и надежную семью. - А по каким качествам вы будете выбирать себе жену или мужа? Раздам вам карточки, по которым вы выберите те качества будущей жены или мужа, которые на ваш взгляд нужны для создания семьи. - Ребята, посмотрите отрывок из Х/ф «По семейным обстоятельствам» Проанализируйте, что происходит, в только что создавшейся семье? - Оцените поведение жены? - Поведения мужа? - Из – за чего происходит конфликт? (не могут распределить обязанности по хозяйству) - А что такое семейный быт? Часто молодые люди, не всегда могут распределить обязанности по ведению домашнего хозяйства. Поэтому и случаются конфликты в семье. - Раздам вам карточки, где написана работа, которую необходимо выполнять по дому, отметить, что вы сможете выполнить. Молодцы! - Чтобы семья стала дружной, крепкой и в ней всегда было хорошо всем членам семьи, необходимо установить семейные традиции и обычаи. Слайд - Традиции и обычаи. Назовите, недостатки современной семьи? - Семейная жизнь у вас еще впереди, но чтобы создать счастливую крепкую семью необходимо о ней уже сейчас задумываться. Слайд (Семейные ценности) - Составление подробной родословной, своего фамильного дерева являлось неотъемлемой частью традиций каждой семьи. - Расскажите о вашей родословной и будущей семье, мы с вами составляли генеалогическое древо. - Составьте, небольшой рассказ о вашей будущей семье по алгоритму. | Рассказывают «История возникновения семьи» ( Иван Г., Валентин, Алексей) Воспитанники отвечают на вопросы. Отвечают на вопрос. Выполняют задание, выводы воспитанников. Приложение 1. Смотрят отрывок, анализируют. Отвечают на вопрос, формулируют ответ, обобщают. Выполняют задание. Делают выводы. Приложение 2 Выполняют задание, анализируют. Опрос, выводы детей. Рассказывают по теме: Слайд - Семейные традиции ( Иван С.) Слайд – Семейные праздники (Алена) Слайд - Семейные увлечения (Ольга) - Разыгрывают сценку «Один день из современной семьи» Анализируют, делают вывод. Рассказывают и показывают свое древо, приложение 3. Выполняют задания, делают выводы. Рассказывают о будущей семье. По алгоритму. Приложение 3. |
Слайд 12 | – А теперь, мы можем ответить на вопрос какая должна быть семья? - Молодцы, показали хорошие знания о семье. - А в заключение нашего занятия, послушаем стихотворение о семье. Напутствие: Великое чудо семья, храните ее и берегите! | Воспитанники группы подводят итог. Рассказывают стихотворение Максим, Алена, Глеб. |
Рефлексия | Вам понравилось? Какое у вас настроение? Что вызвало трудности? Что вызвало интерес? Спасибо за внимание! | Ответы воспитанников |
Достигнутые результаты:
Внедрение проекта в воспитательно - образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить семейные традиции и обычаи . Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная подборка по данной теме, реализовалась в доступной форме. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.
Таким образом, в результате проектной деятельности дети обобщили и систематизировали свои знания о семье.
За время реализации проекта « Азбука семейной жизни или крепко дерево корнями, а человек семьей» уровень знаний детей о семье значительно повысится. Дети узнали больше о своей семье, рассказывали, какой они видят свою будущую семью, о значение семейных традиций. Воспитанники имеют представление о родословной как истории семьи. Благодаря этому проекту расширили социально значимые понятия.
Приложение 1
Какие качества вы будете учитывать при выборе будущей жены? ( отметьте +)
Красивая
Умная
Неаккуратная
Заботливая
Чистоплотная
Хозяйственная
Недоверчивая
Трудолюбивая
Любящая
Ласковая
Модная
Эгоистка
Какие качества вы будете учитывать при выборе будущего мужа? ( отметьте +)
Трудолюбивый
Заботливый
Эгоистичный
Красивый
Хозяйственный
Любящий
Упрямый
Умный
Грубый
Ласковый
Сильный
Ленивый
Невнимательный
Приложение 2
Выберите те обязанности, которые вы смогли бы выполнить:
(отметьте +)
Приложение 3
Алгоритм (составте небольшой рассказ)
| |
Моя будущая семья… Я хочу, чтобы моя жена (или муж) обладала такими качествами как… Чтобы она (он) увлекалась … Чтобы в нашей семье стало традицией… Тогда у нас будет….. , ….. семья! | муж, жена, сын, дочь Добрая (ый), хозяйственная(ый), ласковая (ый), заботливая (ый), хорошо готовила, трудолюбивая (ый). Вязанием, игрой в футбол, шитьем, приготовлением различных блюд, чтением книг, выращиванием цветов, овощей. Посещение парка, поездки на отдых, ходить в походы, праздновать дни рождения. 5. Крепкая, счастливая |