СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Баба - Яга"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект исследовательский "Баба - Яга - ведьма или богиня?"

Просмотр содержимого документа
«Проект "Баба - Яга"»

Тема: Баба Яга – ведьма или богиня?

В представленном исследовательском проекте по литературе "Баба Яга – ведьма или богиня?" рассматриваются характеристики богини и ведьмы в народном творчестве, а также выясняется, кем же является Баба Яга: колдуньей или богиней?

В процессе исследовательской работы по литературе "Баба Яга – ведьма или богиня?" ученицей 4 класса была поставлена цель путем определения значений слов "ведьма" и "богиня", а также сравнительного анализа произведений с Бабой Ягой выявить, положительным или отрицательным персонажем она является.
В исследовательской работе по литературе "Баба Яга – ведьма или богиня?" автор выдвигает две гипотезы: 1) Баба Яга – ведьма; 2) Баба Яга - богиня,ь и путем сравнительного анализа приходит к единому выводу.

В предложенном проекте по литературе "Баба Яга – ведьма или богиня?" автором предложены результаты сравнительных характеристик Бабы Яги, представленные в виде сводного паспорта Бабы Яги.

Оглавление

Введение
1. Исследование значения слова ведьма по словарям.
2. Сравнительная характеристика Богини и Ведьмы.
Заключение
Список используемой литературы.

Введение

В этом учебном году мы много читали сказок , меня заинтересовал образ Бабы Яги, захотелось узнать о ней побольше. Баба Яга – одно из самых известных и таинственных существ на земле. Большинство людей считают ее обычной злой ведьмой. А недавно я узнала, что некоторые люди величают Бабу Ягу древнеславянской богиней, хозяйкой леса и зверей.


Мне захотелось разобраться в этом вопросе, поэтому и тема моего исследования звучит как вопрос: Баба Яга – ведьма или богиня?

Я выдвинула две гипотезы: 1) Баба Яга – ведьма; 2) Баба Яга - богиня.

Изначально я выделила следующие моменты, которые дают обоснования и той и другой гипотезе как возможным:

Баба Яга – ведьма: всем вредит; создает на пути трудности; похищает детей; может посадить на лопату и отправить в печь, чтобы потом съесть; у неё страшный вид.

Баба яга – богиня: умеет делать волшебство; указывает дорогу; даёт добрые советы; может понимать язык зверей и птиц, повелевает ими; её боятся отрицательные персонажи.

При исследовании я выполнила следующие виды работ:

читала литературу по теме исследования: русские народные сказки, современные сказки, научные статьи;

разработала форму паспорта Бабы Яги для картотеки;

заполняла карточки- паспорта по произведениям;

собирала и систематизировала картотеку;

рисовала Бабу Ягу;

опрашивала одноклассников; объясняла им, как заполнить паспорт Бабы Яги;

анализировала и обобщала полученные данные;

делала выводы.

Я предположила, что, наверное, Баба Яга не ведьма, а богиня. Но вот как это проверить? С этой мыслью я начала свою исследовательскую деятельность.

Ход исследования

Объект исследования: Баба Яга.

Задачи исследования:

узнать больше о якобы всем известной личности;

кто такая Баба Яга – есть ли у неё прототипы в истории, мифологии;

изучить быт Бабы Яги;

изучить образ Бабы Яги в литературе и живописи;

опровергнуть или подтвердить гипотезы, выдвинутые ранее.

1. Исследование значения слова ведьма по словарям

1. Создание контрольных точек исследования путем изучения словарей


На этом этапе я нашла значение слов «ведьма» и «богиня» в, как минимум, двух словарях и составила две контрольные точки исследования – Паспорт богини и паспорт ведьмы. Также я разработала форму записи сведений о Бабе Яге. Я назвала эту форму

«Паспорт Бабы Яги». Паспорт включает в себя следующие пункты:

Где живет?

Здесь указывается произведение.

Как передвигается?

Как в произведении передвигается Баба Яга?

Как выглядит?

Внешний вид.

Возраст.

Сколько лет?

Характер

Какой характер у Яги в этом произведении

Средства колдовства

С помощью чего Яга Колдует?

Добрые дела.

Какие добрые дела она делает в этой сказке?

Злые дела.

Какие злые дела она делает в этой сказке?

Враги.

Есть ли у Яги враги?

Друзья.

Есть ли у Яги друзья?

Жильё.

Где живёт Баба Яга?

Кем командует?

Кто находится у неё в подчинении?

Изобретательность.

Как Яга хитрит в сказке?




2. Накопление знаний о персонаже исследования путем изучения русских народных сказок. Перечень изученных мной сказок вы можете увидеть в библиографии исследовательской работы. К каждой сказке я составляла Паспорт Бабы Яги, который вкладывала в картотеку.

3. Опрос одноклассников на уроке рисования: изображение Бабы Яги в русских народных сказках. Я попросила классного руководителя и учителя ИЗО выделить один урок на создание рисунка Бабы Яги. Я объяснила учителям и ребятам, для чего мне это надо. А нужно мне это для целостного образа Бабы Яги.

4. Накопление знаний о персонаже исследования путем изучения современных авторских сказок. Перечень изученных мной современных сказок вы можете увидеть в библиографии исследовательской работы. К каждой сказке я составлял Паспорт Бабы Яги, который вкладывал в картотеку.

5. Опрос одноклассников на уроке внеклассного чтения: составление паспорта Бабы Яги по русским народным или современным сказкам. Я попросила классного руководителя выделить один урок на создание ребятами паспорта Бабы Яги. Нужно мне это для того, чтобы сравнить моей взгляд и взгляды других людей моего возраста.
6. Накопление знаний о персонаже исследования путем изучения научных статей. Перечень изученных мной научных статей вы можете увидеть в библиографии исследовательской работы. К каждой статье я составляла Паспорт Бабы Яги. Который вкладывала в картотеку.

7. Оформление накопленных знаний в картотеку и её систематизация. Накопленную картотеку я дополнила общей и аналитической частью, систематизировала, составила оглавление, придумала шифр для каждой части картотеки.

8. Анализ картотеки в двух направлениях – по опросам одноклассников и по собственным умозаключениям.

9. Составление по результатам анализа сводного паспорта Бабы Яги и формулирование выводов. По результатам моей аналитической работы я составила сводный паспорт Бабы Яги – перечислила все наиболее повторяющиеся значения признаков. Потом я сравнила полученный паспорт с контрольными точками и сделала выводы.

10. Подготовка сообщения, текста работы.

11. Оформление стенда для участия в конкурсе «Я - исследователь»

12. Выступление, ответы на вопросы.

Обсуждение результатов исследования

Из словарей я узнала о Бабе Яге следующее:

Баба Яга (Яга (-я) Баба, Ягабиха, Ягабова, Ягая, Ягинишна, Ягиха, Егебица; Jedza, Jedzi-baba –польское; Jenzi, Jezi-baba –

словацкое, Jezinka – чешское; Гвоздензуба – сербское; Ежи баба – словенское; Яга баба – болгарское) – загадочная лесная старуха, большуха над ведьмами. 

2. Сравнительная характеристика Богини и Ведьмы

Также, как уже упоминалось выше, я работала со словарями с целью составления паспорта Богини и паспорта Ведьмы. Вот, что в итоге этого этапа работы получилось:

Паспорт Богини

Где живет?

Никогда не живет среди людей, а живет в уединенном месте, до которого простому человеку почти невозможно добраться – пути не знает, дорога трудная.

Как передвигается?

Передвигается по воздуху всевозможными способами.

Как выглядит?

Внешность необычная, сразу видны отличия от простых людей – какие-то черты лица увеличены или есть что- ещё.

Возраст.

Бессмертна.

Характер.

Справедливая, сильная, добрая.

Средства колдовства

Слово или жест.

Добрые дела.

Помогает путникам, поддерживает порядок и справедливость.

Злые дела.

Иногда пугает и наказывает злых людей,

которые причиняют кому-то вред.

Друзья.

Наверное, остальные божества.

Враги.

Злые силы, но сильнее её нет врагов.

Жилье.

Уединенные строения.

Кем командует?

Имеет власть над природой, повелевает ветрами и погодой. Часто у нее в служении есть животное.

Паспорт Ведьмы

Где живет?

Может жить в лесу или среди людей, а также в землянке.

Как передвигается?

Быстро бегает. По ночам летает на метле.

Как выглядит?

Почти ничем не отличается от простых людей. Страшная, грязная, нечесаная женщина.

Характер.

Злая, хитрая, жестокая, никого не жалеет.

Средства колдовства

Заклинания и волшебные зелья.

Добрые дела.

Никогда не делает добрых дел.

Злые дела.

Напускает голод, жажду, сон нехороший, ворует и ест детей.

Друзья

Другие ведьмы.

Враги.

Все люди.

Жилье.

Старая избушка, землянка.

Кем командует?

Может повелевать всякой нечистью, людьми.

Изобретательность.

Может становиться невидимой, подделывает голоса.

По результатам моей аналитической работы я составила сводный паспорт Бабы Яги – перечислила все наиболее повторяющиеся значения признаков.

Потом я сравнил полученный паспорт с контрольными точками и сделала вывод.

Сводный паспорт Бабы Яги

Как передвигается?

Летает, скачет в ступе или просто сидит в избушке.

Как выглядит?

Как старая бабушка, костяная нога.

Возраст.

Старая.

Характер.

Добрая, приветливая.

Средства колдовства

Волшебные предметы, заклинания.

Добрые дела

Приветливо встречает гостей, даёт добрые советы.

Злые дела.

Воровство людей, намерения людоедства.

Друзья

Родственники, сказочные существа, главные герои сказок.

Жилье.

Избушка на курьих ножках в лесу.

Кем командует?

Разные животные.

Враги.

Злые сказочные существа.

Заключение

В сводном паспорте Бабы Яги оказалось больше признаков богини (6), чем ведьмы (4). Четыре значения признаков могут характеризовать как богиню, так и ведьму. Значит, из двух гипотез одна «Баба Яга – богиня» в большей степени подтвердилась, чем другая , что «Баба Яга – ведьма».

По результатам проведенного исследования я сделала следующие выводы:

1.Баба Яга – древняя славянская богиня.

2. так как Баба Яга живет в лесу и повелевает животными, то она – богиня леса, берегиня леса и природы.

3. Баба яга могла лечить людей – она хорошо знала все лекарственные травы, толкла их пестом в ступе и делала отвары. Во многих сказках говорится. Что она сажала детей на лопату. Чтобы изжарить в печи. Но в прежние времена больного ребенка обмазывали тестом, сажали на лопату и трижды засовывали в натопленную печь.

4. Так как сказки очень старые, и сначала их передавали «из уст в уста», то бабу Ягу наделили разными качествами – и хорошими, и плохими. Поэтому в некоторых сказках её образ ближе к ведьме.

Библиография

Народные сказки:

Русская народная сказка «Баба Яга»

Русская народная сказка «Василиса Прекрасная»

Русская народная сказка «Гуси – лебеди»

Русская народная сказка «Марья Моревна»

Русская народная сказка «Терешечка»

Русская народная сказка «Финист – ясный сокол»

Русская народная сказка «Царевна – лягушка»

Авторские сказки:

Александрова Г, «Домовенок Кузя и его сундучок»

КузьминЛ. «Баба Яга и ее внучки Ягабабочки»

Мокиенко М. « Как Бабы Яги сказку спасали»

Пройслер О. «Маленькая баба Яга»

Усачев А. «Азбука Бабы Яги»

Успенский Э. «Вниз по волшебной реке»

Словари, книги, статьи:

Афанасьев А.Н. народ-художник: Миф. Фольклор. – М., 1985.

Большая советская энциклопедия.- М., 1970.

Давыдов И.П. Баня у Бабы Яги (Заметки о некоторых элементах поведения сказочного героя в гостях у Бабы Яги) // Вестник Московского Университета. Серия 7. Философия. – 2001. №6. С. 73-88.

Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х т. – М., 2007.

Краткая энциклопедия славянской мифологии / Сост. Н.С. Шапарова. – М.,2001.

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – СПб., 1996.

Этимологический словарь Д. Фасмера. В 4 т. Т. 1, А – Д. – М., 2008.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!