СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Байкал -жемчужина Сибири"

Нажмите, чтобы узнать подробности

v

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Родничок»

 

 

 

 

 

Проект

"Байкал- жемчужина Сибири!"

 

 

 

 

Старшая - подготовительная группа

Воспитатель: Ушакова О.К

р/п Куйтун 19

 

 

 

 

 

 

 

 

Байкал - чудесный водный край! Для нас – ты настоящий рай, Нам всем бесценны и близки Родного края родники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность проекта.

Мы живем на территории Сибири, обладаем мировым сокровищем - озером Байкал.

 Проживая в непосредственной близости от него, многие никогда там не были, и мало знают о его растительном и животном мире. Дети и их родители даже не задумываются о том, что будет с Байкалом и его окрестностями через 10-20 лет.

На протяжении дошкольного детства каждого ребёнка важно знакомить с природным миром живой и неживой природой.

Содержание регионального компонента дошкольного образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно – нравственных ориентаций.  Духовность и воспитанность ребёнка проявляется не только в обществе и в межличностных отношениях, но и по отношению к природным объектам с которыми он сталкивается в своей жизнедеятельности.

На примере озера Байкал, его красоте неповторимости педагог может привить любовь к природе, зажечь огонёк любознательности и наблюдательности, и кроме того формировать исследовательский интерес и положительное отношение к природе.

Если в ходе реализации проектадети получат первоначальные знания о том: где находится Байкал, кто живет в самом Байкале и около него, начнут проявлять интерес к  проблеме - охране Байкала, отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, сохранять познавательный интерес, то можно считать, что цель и задачи нашего проекта выполнены.

 

Для  подготовительной  группы

Вид проекта: познавательно-исследовательский..

 

Участники проекта:

Воспитанники старшей - подготовительной  группы, воспитатель, родители.

Сроки реализации проекта:   2 недели

 

Цель проекта: формирование у дошкольников  духовно – нравственных воспитания через приобщение к истории и природе родного края.

 

Задачи проекта:

Образовательные:

Формировать первичные представления  об объектах окружающего мира озере  Байкал, его уникальности и  природных особенностях.

 Расширить представления представление  детей   о  флоре и фауне  Байкала, о редких и исчезающих видах, занесенных в Красную книгу.

Познакомить детей с культурой и традициями коренного населения Байкала (сказки, легенды).

 

Воспитательные:

воспитывать у детей бережное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, животным и растениям.

 

Развивающие

 Развивать  у детей любознательность  и интерес к познанию.

 

Ожидаемые результаты:

Расширены  у детей  знания о родном крае, его истории и легендах;

 Сформированы первоначальные навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе.

 

 

Этапы реализации проекта

1 этап: Подготовительный

подбор детской, методической  литературы по теме;

подбор игр, упражнений по ознакомлению детей с миром Байкала;

подготовка видеоматериала для показа  презентации, фильма;

изготовление дидактических игр. Распределение ролей к театрализованной постановке «Сказ о Байкале»

 

Для реализации первой части проекта я подобрала детскую литературу журналы «Сибирячок». Продолжила изучать программу «Байкал – жемчужина Сибири» Пользовалась интернет ресурсами для изготовления дидактических игр и презентаций для показа фильмов о природе Сибири

Провела анкетирование родителей «Экологическое воспитание в семье»

 

2 этап:  Основной

Формы работы с детьми:

беседы, рассказы слушание песен о Байкале, Ангаре,

эксперименты с водой, воздухом, камнями, песком

изготовление макета, д/игр

подбор иллюстраций

 НОД

просмотр презентаций, фильма «Байкал»

 

Разучивание ролей к театрализованной постановке.

На основном этапе проекта я проводила , в утренние и вечерние отрезки времени, беседы, читали сказки и легенды о Байкале таких авторов как Распутин В. «О Байкале» .Куприн А,  «Откуда он возник», Стародумцев В «Волшебные сны подлеморья, Богатырь Байкал»

Проводили опыты с водой «Что такое вода», «Водоворот воды в природе», с воздухом «Движение холодного и тёплого воздуха» «Для чего нужен воздух», с камнями «Какие бывают камни», с песком  и водой.

Изготовила макет Байкала, дидактические игры «Кто живёт на Байкале», пазлы  на тему Байкала, альбом о животном, растительном и подводном мире Байкала

Проводила открытое интегрированное занятие для педагогов ДОУ «Путешествие по Байкалу» - дети закрепили знания о природном мире Байкала, пополнили знания о редких растениях  растущих на берегах Байкала. Просмотрели презентацию и фильм об озере.

 

 

 

3 этап: Итоговый:

обработка и оформление материалов проекта;

презентация проекта « Озеро Байкал –жемчужина России»;

Итоговое мероприятие   театрализация «Сказ о Байкале»

На заключительном этапе проекта я приготовила презентацию о проделанной работе.

И продуктом нашего проекта стала театрализованная постановка для родителей «Сказ о Байкале». Родители сшили прекрасные костюмы.

Заключение:

В процессе реализации проекта дети познакомились  и расширили свои знания о достопримечательностях  природы Байкала и Иркутской области.                                                                 В результате проведенной работы у детей появилось желание побывать на Байкале. Для каждого, кто приезжает на Байкал, встреча с озером это огромная радость и огромное наслаждение. Тот, кто хоть раз побывал на Байкале, непременно постарается сюда вернуться, а уж запомнит его навсегда – такова притягательная сила уникального творения природы.                                                                                                                                             Я верю, что наши дети, когда вырастут, будут любить свою малую родину и беречь ее и в этом будет  частичка моего труда.

Не станем уверять , что прекраснее Байкала нет ничего не свете: каждому из нас люба и мила своя сторона. Мы с рождения впитываем картины своей родины. Бессмысленно сравнивать, и отдавая чему- либо предпочтение.                                                                                      И все- таки у природы есть любимцы, которые она при создании отделывает с особой тщательностью и наделяет их особенной властью. Таков, вне всякого сомнения, и Байкал

(Распутин В.Г.)

 

 

Литература:

Парциальная программа «Байкал-жемчужина Сибири» (Пединститут . Кафедра психологии и педагогики дошкольного образования), журналы «Сибирячок», сборник сказок, легенд, рассказов «Путешествие по Байкалу»

 

Просмотр содержимого документа
«Проект "Байкал -жемчужина Сибири"»

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Родничок»











Проект

"Байкал- жемчужина Сибири!"









Старшая - подготовительная группа

Воспитатель: Ушакова О.К

р/п Куйтун 19

















Б айкал - чудесный водный край!
Для нас – ты настоящий рай,
Нам всем бесценны и близки
Родного края родники.



















Актуальность проекта.

Мы живем на территории Сибири, обладаем мировым сокровищем - озером Байкал.

Проживая в непосредственной близости от него, многие никогда там не были, и мало знают о его растительном и животном мире. Дети и их родители даже не задумываются о том, что будет с Байкалом и его окрестностями через 10-20 лет.

На протяжении дошкольного детства каждого ребёнка важно знакомить с природным миром живой и неживой природой.

Содержание регионального компонента дошкольного образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно – нравственных ориентаций. Духовность и воспитанность ребёнка проявляется не только в обществе и в межличностных отношениях, но и по отношению к природным объектам с которыми он сталкивается в своей жизнедеятельности.

На примере озера Байкал, его красоте неповторимости педагог может привить любовь к природе, зажечь огонёк любознательности и наблюдательности, и кроме того формировать исследовательский интерес и положительное отношение к природе.

Если в ходе реализации проектадети получат первоначальные знания о том: где находится Байкал, кто живет в самом Байкале и около него, начнут проявлять интерес к проблеме - охране Байкала, отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, сохранять познавательный интерес, то можно считать, что цель и задачи нашего проекта выполнены.



Для подготовительной  группы

Вид проекта: познавательно-исследовательский..



Участники проекта:

Воспитанники старшей - подготовительной группы, воспитатель, родители.

Сроки реализации проекта: 2 недели



Цель проекта: формирование у дошкольников духовно – нравственных воспитания через приобщение к истории и природе родного края.



Задачи проекта:

Образовательные:

Формировать первичные представления  об объектах окружающего мира озере  Байкал, его уникальности и  природных особенностях.

Расширить представления представление  детей   о  флоре и фауне  Байкала, о редких и исчезающих видах, занесенных в Красную книгу.

Познакомить детей с культурой и традициями коренного населения Байкала (сказки, легенды).



Воспитательные:

воспитывать у детей бережное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, животным и растениям.



Развивающие

 Развивать  у детей любознательность  и интерес к познанию.



Ожидаемые результаты:

Расширены у детей знания о родном крае, его истории и легендах;

Сформированы первоначальные навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе.





Этапы реализации проекта

1 этап: Подготовительный

подбор детской, методической  литературы по теме;

подбор игр, упражнений по ознакомлению детей с миром Байкала;

подготовка видеоматериала для показа презентации, фильма;

изготовление дидактических игр. Распределение ролей к театрализованной постановке «Сказ о Байкале»



Для реализации первой части проекта я подобрала детскую литературу журналы «Сибирячок». Продолжила изучать программу «Байкал – жемчужина Сибири» Пользовалась интернет ресурсами для изготовления дидактических игр и презентаций для показа фильмов о природе Сибири

Провела анкетирование родителей «Экологическое воспитание в семье»



2 этап:  Основной

Формы работы с детьми:

беседы, рассказы
слушание песен о Байкале, Ангаре,

эксперименты с водой, воздухом, камнями, песком

изготовление макета, д/игр

подбор иллюстраций

НОД

просмотр презентаций, фильма «Байкал»



Разучивание ролей к театрализованной постановке.

На основном этапе проекта я проводила , в утренние и вечерние отрезки времени, беседы, читали сказки и легенды о Байкале таких авторов как Распутин В. «О Байкале» .Куприн А, «Откуда он возник», Стародумцев В «Волшебные сны подлеморья, Богатырь Байкал»

Проводили опыты с водой «Что такое вода», «Водоворот воды в природе», с воздухом «Движение холодного и тёплого воздуха» «Для чего нужен воздух», с камнями «Какие бывают камни», с песком и водой.

Изготовила макет Байкала, дидактические игры «Кто живёт на Байкале», пазлы на тему Байкала, альбом о животном, растительном и подводном мире Байкала

Проводила открытое интегрированное занятие для педагогов ДОУ «Путешествие по Байкалу» - дети закрепили знания о природном мире Байкала, пополнили знания о редких растениях растущих на берегах Байкала. Просмотрели презентацию и фильм об озере.







3 этап: Итоговый:

обработка и оформление материалов проекта;

презентация проекта « Озеро Байкал –жемчужина России»;

Итоговое мероприятие   театрализация «Сказ о Байкале»

На заключительном этапе проекта я приготовила презентацию о проделанной работе.

И продуктом нашего проекта стала театрализованная постановка для родителей «Сказ о Байкале». Родители сшили прекрасные костюмы.

Заключение:

В процессе реализации проекта дети познакомились и расширили свои знания о достопримечательностях природы Байкала и Иркутской области. В результате проведенной работы у детей появилось желание побывать на Байкале. Для каждого, кто приезжает на Байкал, встреча с озером это огромная радость и огромное наслаждение. Тот, кто хоть раз побывал на Байкале, непременно постарается сюда вернуться, а уж запомнит его навсегда – такова притягательная сила уникального творения природы. Я верю, что наши дети, когда вырастут, будут любить свою малую родину и беречь ее и в этом будет частичка моего труда.

Не станем уверять , что прекраснее Байкала нет ничего не свете: каждому из нас люба и мила своя сторона. Мы с рождения впитываем картины своей родины. Бессмысленно сравнивать, и отдавая чему- либо предпочтение. И все- таки у природы есть любимцы, которые она при создании отделывает с особой тщательностью и наделяет их особенной властью. Таков, вне всякого сомнения, и Байкал

(Распутин В.Г.)





Литература:

Парциальная программа «Байкал-жемчужина Сибири» (Пединститут . Кафедра психологии и педагогики дошкольного образования), журналы «Сибирячок», сборник сказок, легенд, рассказов «Путешествие по Байкалу»































































Непосредственно – образовательная деятельность

в подготовительной группе (6-7 лет)

 по формированию у дошкольников

целостной картины мира

с использованием

информационных технологий

по теме:

«Путешествие на озеро Байкал»

Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое развитие, физическое развитие

Цель: развить экологическую культуру детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой и животным миром Прибайкалья, помочь усвоению словаря по теме.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить с разнообразием животного и растительного мира Прибайкалья;

Закрепить навыки счета в пределах 10;

Развивающие:

Развивать наблюдательность, эстетическое восприятие природы, способность замечать красоту природы;

Развивать память, внимание, конструктивные способности, умение логически мыслить;

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к природе.

Методы:

Словесные – художественные средства - чтение стихотворения, загадывание загадок, беседы.

Наглядные – рассматривание слайдов, показ образца действия.

Практические –  движения в соответствии с текстом, определение запаха, составление целого изображения из частей по образцу.

Игровой - игра «Опиши озеро».

Материалы и оборудование: мультимедийная установка, карточки с цифрами, карточки с точками, разрезанные на части изображения, мешочки с травами, коллаж с птицами, камень, магнитная доска.

Ход деятельности:

Ребята, вы любите путешествовать?

На чем можно путешествовать?

Вы хотите отправиться в путешествие? Предлагаю совершить наше путешествие на воздушном шаре.


Чтобы в небо нам взлететь,

Нужно правильно нам сесть.

На билет свой посмотри,

Место нужное займи!

- Возьмите билеты. Посчитайте на нем количество точек и найдите в нашем воздушном шаре соответствующую цифру. Занимайте свои места. Садитесь поудобнее.

Шар поднимается,

Путешествие начинается.

(звучит музыка «Путешествие на воздушном шаре)

Чтобы узнать, куда мы летим, послушайте стихотворение. Но слушать его я предлагаю с закрытыми глазами. Закройте глазки и представляйте, что я говорю.


А что это такое, такое голубое, 
Холодное, как льдинка, прозрачно, как стекло? 
Быть может, это небо за сосны зацепилось, 
По скалам покатилось и на землю стекло?

А что это такое, такое золотое, 
Блестящее, как зеркало, слепящее глаза? 
Быть может, это солнце легло поспать под скалы, 
Оно лежит устало, закрыв свои глаза?

А что это такое, все время в непокое, 
Быть может, это туча застряла среди скал?
А это и не туча, а это и не небо, 
А это и не солнце, а озеро Байкал!

(М.Сергеев)

Открывайте глаза и посмотрите, какая красота открылась перед нами.

(слайд фотографии с воздуха и космоса о. Байкал)

Это озеро Байкал. Это самое глубокое и большое озеро на всей планете. Байкал находится на территории России, в Сибири. Край, где расположен Байкал, называют Прибайкальем. Байкал – озеро с самым большим на Земле запасом пресной воды. Это озеро очень красиво.

Как вы думаете, кто главные обитатели этого озера? Действительно, рыбы. Давайте посмотрим и узнаем, какие именно рыбы живут в о. Байкал.

(слайды: голомянка, хариус, осетр, омуль, щука)

Давайте произнесем и посчитаем, сколько слогов в названии каждой из этих рыб.

Озеро Байкал со всех сторон окружено горами, покрытыми тайгой, где произрастают различные растения, некоторых из них больше нет нигде на планете. Богаты окрестности ягодами.

Давайте выйдем, погуляем и соберем вкусных  и спелых ягод. Чтобы собрать ягоды предлагаю разделиться на группы по четыре человека. Каждая группа подойдет к своему столу и соберет разрезанную на части картинку. Когда вы соберете ее, то увидите, какие ягоды растут около Байкала. Что у вас получилось?

(слайды: голубика, ежевика, морошка, малина, брусника)

Устали немного, давайте присядем на мягкую зеленую травку. Трава в Прибайкалье не только мягкая, но и полезная. Тут встречается много лекарственных трав. Что значит лекарственные травы? Какие вы знаете? Как ими можно лечиться? А сейчас я вам предлагаю познакомиться с запахом лекарственных трав Прибайкалья. Некоторые вам, возможно, знакомы и вы по запаху определите их название.

Кто знает этот запах? Это мята.  Чай с мятой улучшает аппетит, помогает от головной боли, обладает бодрящим действием.

Понюхайте вот эту траву. Знаком вам этот запах? Ребята, это чабрец. Его используют для лечения ран, воспалений, а также насморка и кашля.

Вот эта трава пахнет очень приятно саган-дайля ещё называют её душистым багульником, она повышает иммунитет, вы меньше болеете, убивает микробов вредных для нашего организма, её часто заваривают как чай и пьют.

Вот еще одна трава. Запах этот вам, скорее всего, незнаком. Это тысячелистник. Его растение помогает остановить кровотечение, применяют при укусах насекомыми, ушибах, опухолях. 

А какие из этих растений встречаются в нашей местности? Где вы их встречали?

Сейчас я вам предлагаю понюхать вот этот мешочек. Догадайтесь, что так пахнет? (елка) Действительно, это хвойное дерево. Посмотрите на экран. 

(слайд  кедр) Кто знает, как это дерево называется? (кедр) Кедр – очень высокое дерево, которое живет очень долго, около 200 лет.

Вы, наверное, ели кедровые орешки.  Они очень полезны. Полезные вещества, содержащиеся в кедровых орехах, защитят вас от всех  болезней, потому что защищают наш организм и укрепляют иммунную систему.

По берегам Байкала встречаются еще такие сказочные странные деревья.

 (слайд ходульные деревья) Стволы их находятся очень высоко от поверхности земли. Эти деревья стоят на своих корнях как на ходулях, поэтому называются они ходульными. Эти деревья – один из символов Байкала. Их корни оголили дожди и ветра. Кажется, будто великаны шли куда-то, остановились отдохнуть и скоро двинуться в путь.

Физкультминутка.

Байкал называют ещё морем. Давайте немного с вами отдохнём и поиграем в игру «Море волнуется»

Включается запись музыкальная физминутка «Море волнуется»

Запись крика чаек

Что это за звук? Кто так кричит? Это чайка. (слайд чайка) 

Какие птицы еще гнездятся на скалистых берегах Байкала? Давайте посмотрим.

Работа с коллажем на магнитной доске.

- Каких птиц вы здесь видите?

- Посчитайте, сколько здесь уток?

- А цапель?

- Сколько орлов?

- Кого больше: орлов или цапель? цапель или уток? уток или орлов?

- Так каких же птиц больше всего?

Рядом с озером Байкал живут разные животные. Отгадайте, какие.

Поставьте их на макет озера Байкал

 Мы не назвали еще одного обитателя Байкала. Чтобы узнать, кто это, предлагаю начертить его в тетради по клеточкам. Проходите за столы, присаживайтесь.


Вот и подходит к концу наше путешествие. Пришло время возвращаться домой. Прошу занять свои места в воздушном шаре. А пока мы летим, давайте немного поиграем. У меня есть с собой камень со дна о. Байкал, но он не простой, а волшебный. Кто его в руки возьмет, тот обязательно вспомнит о Байкале. Давайте попробуем.

Например, я помню, что в озере Байкал водится рыбка голомянка.

А что вы помните?

Дети передают камень по цепочке и вспоминают о Байкале.

Вот мы и прилетели.



















































































































































































































Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Родничок»









Аналитическая записка об итогах реализации проекта «Байкал – жемчужина Сибири»







Старшая - подготовительная группа

Воспитатель: Ушакова О.К

р/п Куйтун 1

В ходе проекта дети получили основы экологической культуры поведения и духовно-нравственного воспитания.

«Когда живешь на Байкале – в этом храме, сотворенном из первобытных скал, чистейшей воды, таежного воздуха и тишины, — трудно поверить в то насилие, которое творит «цивилизованный» мир над природой

В. Жемчужный

Я решила провести с детьми работу по воспитанию экологического воспитания на основе изучения природы родного края.

В нашем детском саду мы используем в своей работе по экологическому воспитанию детей и знакомству с природой родного края парциальную программу «Байкал – жемчужина Сибири»

Проект «Байкал – жемчужина Сибири» - это один извариантов формирования эмоционального, доброжелательного отношения дошкольников к родному краю, бережного, заботливого отношения к уникальному озеру, воспитаниялюбознательности.

Этапы реализации проекта

1 этап: Подготовительный

подбор детской, методической  литературы по теме;

подбор игр по ознакомлению детей с миром Байкала;

подготовка видеоматериала для показа презентации, фильма;

изготовление дидактических игр.



Для реализации первой части проекта я подобрала детскую литературу.Сходила в нашу районную библиотеку и взяла журналы «Сибирячок». Продолжила изучать программу «Байкал – жемчужина Сибири» Пользовалась интернет ресурсами для изготовления дидактических игр и презентаций для показа фильмов о природе Сибири и Байкала



2 этап:  Основной

Формы работы с детьми:

беседы, рассказы

эксперименты с водой, воздухом, камнями, песком

просмотр видеофильмов

изготовление макета, д/игр

подбор иллюстраций

НОД

просмотр презентаций, фильма « Славное море- священный Байкал»



На основном этапе проекта я проводила , в утренние и вечерние отрезки времени, беседы, читали сказки и легенды о Байкале таких авторов как Распутин В. «О Байкале» .Куприн А, «Откуда он возник», Стародумцев В «Волшебные сны подлеморья, Богатырь Байкал»

Проводили опыты с водой «Что такое вода», «Водоворот воды в природе», с воздухом «Движение холодного и тёплого воздуха» «Для чего нужен воздух», с камнями «Какие бывают камни», с песком и водой.

Изготовила макет Байкала, дидактические игры «Кто живёт на Байкале», пазлы на тему Байкала, альбом о животном, растительном и подводном мире Байкала

Проводила открытое интегрированное занятие для педагогов ДОУ «Путешествие по Байкалу» - дети закрепили знания о природном мире Байкала, пополнили знания о редких растениях растущих на берегах Байкала. Просмотрели презентацию и фильм об озере.





3 этап: Итоговый:

обработка и оформление материалов проекта;

презентация проекта « Озеро Байкал –жемчужина России»;

Итоговое мероприятие   театрализация «Легенда о Байкале»



На заключительном этапе проекта я приготовила презентацию о проделанной работе.

И продуктом нашего проекта стала театрализованная постановка для родителей «Сказ о Байкале». Родители сшили прекрасные костюмы.

В результате проведенной работы у детей появилось желание побывать на Байкале.Для каждого, кто приезжает на Байкал, встреча с озером это огромная радость и огромное наслаждение. Тот, кто хоть раз побывал на Байкале, непременно постарается сюда вернуться, а уж запомнит его навсегда – такова притягательная сила уникального творения природы.

Не станем уверять , что прекраснее Байкала нет ничего не свете: каждому из нас люба и мила своя сторона. Мы с рождения впитываем картины своей родины. Бессмысленно сравнивать, и отдавая чему- либо предпочтение. И все- таки у природы есть любимцы, которые она при создании отделывает с особой тщательностью и наделяет их особенной властью. Таков, вне всякого сомнения, и Байкал

(Распутин В.Г.)



Я верю, что наши дети, когда вырастут, будут любить свою малую родину и беречь ее и в этом будет частичка моего труда.










































































































































































































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!