Муниципальное образовательное учреждение
Заозерская средняя общеобразовательная школа
Проект
«Березка – символ России»
Выполнила: Герасимова Н.А.,
учитель русского языка и литературы
с. Заозерье.
2020
Проект «Береза – символ России»
Тип проекта: информационно - творческий.
Вид проекта: групповой.
Форма проведения: занятия, беседы, наблюдения, экскурсии, дидактические и театрализованные игры, досуги, опытническая и трудовая деятельность, чтение художественной литературы, просмотр видеофильмов, презентаций.
Продолжительность: сентябрь 2019 по июнь 2020 года (долгосрочный).
Возраст воспитанников: 10-12 лет.
Место проведения: школа, территория около школы, семья.
Актуальность:
Известно из древних летописей, что во времена, когда славяне верили в лесных, водяных и небесных духов, была у них главная богиня по имени Берегиня, мать всех духов и всех богатств на земле. А поклонялись ей в образе священного белого дерева - березы. В древнем своде верований, обычаев, заговорных слов береза занимает особое место. В старину у славян год начинался не зимой, а весной, поэтому его встречали не елью, а березой. Березу называли "дерево четырех дел": "Первое дело - мир освещать, второе дело - крик утишать, третье дело - больных исцелять, четвертое дело - чистоту соблюдать".
Ознакомление детей с традициями русского народа и их сохранение - дело величайшей важности. В народе называют березку - красавицей русских лесов. Береза – наиболее почитаемое и любимое дерево наших предков – прабабушек, прадедушек. Ее считали счастливым деревом, которое оберегает от зла, приносит мир. Здоровье и добро. Березку всегда сажали рядом с домом для благополучия всей семьи, для защиты от болезней, для красоты, для чистого воздуха, для того, чтобы птицы прилетали и пели свои прекрасные песни.
Проблема:
Недостаточные знания учащихся о березе, как символе России.
Несоблюдение правил экологически грамотного поведения, в том числе в семьях детей.
Непонимание значимости воспитания русской культуры у учащихся и сохранения древних исконно русских традиций.
Цель: ознакомление школьников с березой как символом России.
Задачи:
- познакомить с березой, как символом страны, национальным деревом;
-развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания;
-формировать представления о жизни растения, его развитии и связи с другими живыми организмами;
-воспитывать экологически грамотное поведение, желание оберегать и заботиться о природе.
Формы работы:
Деятельность педагога:
-беседы;
- познавательные рассказы учителя;
-чтение художественной литературы (сказки, рассказы, стихотворения, пословицы, скороговорки) ;
- использование иллюстративного материала (плакаты, сюжетные картинки, карточки, открытки и др.);
- музыкальная;
Деятельность учащихся:
- экспериментирование;
- речевые игры, описательные рассказы;
-дидактические игры с предметными картинками;
-игра по модели строения дерева;
-подвижные игры;
-игры с мячом;
-художественно-продуктивная деятельность (аппликация, рисование, ручной труд)
-музыкальная
Взаимодействие с родителями учащихся:
- консультации, рекомендации, памятки;
- практические задания;
-совместные мероприятия
Подготовительный и аналитический этапы – сентябрь, октябрь.
Основной этап - сентябрь – июнь.
Презентационный этап – май, июнь.
На подготовительном этапе планировалась работа с родителями и с детьми.
Утвердили план дальнейшей работы, наметили и обсудили предстоящие мероприятия.
Аналитический этап заключался в анализе проведенной работы на подготовительном этапе, был составлен алгоритм действий, распределены обязанности и поручения. Велся активный сбор информации в литературе и интернете.
Основной этап работы
Октябрь.
Презентация «Береза в судьбе русского человека».
Беседа. Тема: «Береза – символ России».
Экскурсия в школьный сад «Встреча с русской красавицей»
Слушание «Ах, ты, береза», русская народная мелодия, обработка Раухверга.
Заготовление берёзовых пеньков и спилов.
Дать знания о символе славянского культа России - березе; познакомить с обычаями и обрядами, ритуалами, связанными с березой; приобщить к русской народной культуре; воспитывать любовь к Родине.
Расширять представления о предметах и явлениях природы; описывать характерные особенности знакомых растений; развивать познавательный интерес; воспитывать любовь к природе.
Подготовка детей к конкурсу стихов о березе.
Ноябрь.
"Березовая рапсодия" - изготовление аппликаций и поделок о русской красавице.
Хоровод «В золоте березонька», слова и музыка Г. Вихарева.
Учить детей создавать объёмные композиции; совершенствовать изобразительную технику; развивать композиционные умения.
Дать детям представление о том, что белый цвет коры - это бетулин. По всей бересте проходят горизонтальные полосы - это чечевички, через которые проходит кислород к дереву. Береста состоит из нескольких слоев - это опробковевшие клетки.
Презентация «Как растет березка».
Декабрь
Конкурс стихов «Белая береза».
Заучивание стихотворения С. Есенина «Белая берёза»
Формировать умение выразительно, с естественными интонациями читать стихи; воспитывать чуткость к художественному слову.
Январь, февраль.
Пение «Песня о Родине» слова Е. Карасевой, музыка
Экспериментирование «Влияние света и температуры на жизнь растений»
Продолжать знакомство с деревом, ставшим символом России; воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей природе.
Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию. Закреплять умение петь индивидуально и коллективно.
Расширять представление учащихся о системе потребностей живых организмов в оптимальной температуре, свете, об общей зависимости их состояния от соответствия условии среды.
Март.
Беседа.
Тема: «Домашний доктор»
К. Паустовский "Подарок" - чтение книги.
Экспериментирование «Вода в жизни растений»
Пение без сопровождения русской народной песни «Во поле березонька стояла».
Формировать представления о лекарственных растениях, правилах их сбора, хранения и применения; развивать познавательную активность, мышление, внимание; воспитывать интерес к природе.
Развивать интерес детей к познавательной литературе; формировать умение внимательно и заинтересованно слушать рассказы.
Расширять представление о потребности растения в воде.
Апрель
Наблюдение за берёзой на прогулке.
Памятка «Береги зелёного друга»
Альбом «Люблю русскую красавицу»
П. Воронько "Береза" - чтение стихотворения
Экспериментирование «Жизненный цикл растений»
Распространение экологических знаний среди родителей.
Углубление представлений детей о берёзе; расширение кругозора дошкольника; воспитание любви к природе.
Развивать умение внимательно слушать стихотворение; формировать умение вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста; воспитывать любовь к природе.
Расширять представление об основных фазах жизненного цикла растений.
Май.
Беседа. Тема: «Символика нашей России»
Консультация «Берёзкины слёзы»
Вернисаж детских рисунков «Белая берёза»
Хоровод «Ай, да, березка! », музыка Т. Потапенко.
Расширять представления учащихся об особенностях географического положения России, познакомить детей с символикой России; формировать начальные представления о происхождении современного государственного герба, о его функциональном назначении; повторить знания о символическом значении цвета российского флага; развивать внимание, мышление, речь; обогащать словарь детей (стяг, гимн, флаг, копье) ; воспитывать любовь к родной Отчизне, чувство гордости за свою страну Россию.
Уточнить представления о последовательности роста и развития растения; развивать интерес к самостоятельному наблюдению за знакомым растением.
Расширение экологических знаний среди родителей.
Вызвать интерес к созданию выразительного образа берёзы; учить сочетать разные изобразительные техники для передачи характерных особенностей берёзы; развивать чувство цвета.
Презентация «Береза – символ России».
Июнь.
Продукт проекта:
- мини-музей "Берёза- символ России" (созданный совместно с детьми и родителями): панно на срезе берёзы, альбом «Русская березка», изделия из бересты, литература о берёзе, картины;
- вернисаж детских рисунков «Белая берёза»
Приложение
СТИХИ
Береза
Автор: Всеволод Рождественский.
Чуть солнце пригрело откосы,
И стало в лесу потеплей,
Береза зеленые косы,
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
Гроза ли над ней пронесется,
Прильнет ли болотная мгла,-
Дождинки стряхнув, улыбнется
Береза - и вновь весела.
Наряд ее легкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей,
И много задумчивых песен
Поется в народе о ней.
Он делит с ней радость и слезы,
И так ее дни хороши,
Что кажется - в шуме березы
Есть что-то от русской души.
БЕРЁЗКА. Автор: П.Воронько У красы-берёзки Платье серебрится. У красы-берёзки Зелены косицы. Со двора к берёзке Выскочили козы. Стали грызть берёзку, А берёзка — в слёзы. Защищать берёзку Стали мы гурьбою, Чтоб краса-берёзка Выросла большою. (пер. с укр. Г.Абрамова) |
«Берёзовая роща»
Автор: Герман Ходырев
Белее снега чистого
И месяца лучистого,
Как в белых платьях девицы,
Берёзы стали в круг.
Их ветви — руки тонкие,
Как будто струны звонкие.
Лишь ветер к ним притронется —
И всё поёт вокруг.
При ясном свете месяца
Вся роща точно светится.
И реже сумрак вечера,
Светлее ночи тень.
И лес могучий, кряжистый
Глядит на рощу радостно:
Всегда теперь с ним рядышком
Сияет светлый день.
***
«Берёзы»
Автор: Наджми Назар
…Порой белы, порой белёсы,
Над полем, шляхом иль рекой,
Великодушные берёзы,
Какой вы нации? Какой?
Да никакой.
Ведь вы – деревья.
И радовать должны сердца
Тем, что чужды высокомерья
И не меняете лица…
***
«Берёза»
Автор: С.Есенин
Белая береза,
Под моим окном,
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой,
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза,
В сонной тишине,
И горят снежинки,
В золотом огне.
А заря, лениво,
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.
***
«Берёзка»
Автор: С.Щипачёв
Её к земле сгибает ливень,
Почти нагую, а она
Рванётся, глянет молчаливо –
И дождь уймётся у окна.
И в непроглядный зимний вечер,
В победу веря наперёд,
Её буран берёт за плечи,
За руки белые берёт.
Но, тонкую, её ломая,
Из силы выбьются…Она,
Видать, характером прямая,
Кому-то третьему верна.
***
«Берёзы»
Опять о них,
Кудрявых и белесых…
А что тут делать,
Если на Руси
У всех дорог встречаются березы,
Хоть день,
Хоть год,
Хоть вечность колеси.
Случалось всяко: и свои пилили,
И чужеземцы брали в топоры.
Лились в воронки соковые ливни,
И груды изувеченной коры…
Они стоят, дороги отороча,
И ткут, и ткут зеленый свой навес…
И Русь моя – березовая роща,
Которую не вырубить вовек!
***
«Печальная береза»
Автор: А. Фет
Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.
Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят, —
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.
Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей
***
«Берёза»
Автор: И. Токмакова
Если б дали березке расческу,
Изменила б березка причёску:
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала бы кудрявые пряди,
И вошло б у неё в привычку
По утрам заплетать косичку.
***
«Люблю берёзку русскую»
Автор: А.Прокофьев
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
С красивыми застёжками.
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзку русскую,
Она всегда с подружками
Весною хороводится,
Целуется, как водится,
Идёт, где не горожено,
Поёт, где не положено,
Под ветром долу клонится
И гнётся, но не ломится!
Народные приметы о берёзе
Из берёзы течёт много сока – к дождливому лету.
Когда берёза перед ольхой лист распустит, лето будет сухое, если ольха наперёд – мокрое.
Когда берёза станет распускаться, сей овёс.
Лопаются серёжки у берёзки – время сеять хлеб.
Соловей впервые начинает петь, когда сможет напиться росы с берёзового листа.
Если на березняке осенью много листа остаётся, то год будет тяжёлым.
Если листья берёзы осенью начнут желтеть с верхушки, то следующая весна будет ранняя, а если снизу – то поздняя.
Берёза, рядом с домом посаженная, зло отпугивает и от молнии оберегает.
Пословицы и поговорки о березе
Бела берёста – да дёготь чёрен.
Для врага и берёза – угроза.
Берёзовицы (берёзового сока) на грош, а лесу на рубль изведёшь.
Берёза ума даёт (о розгах).
Зелена, а не луг; бела, а не снег; кудрява, а не голова.
Загадки про берёзу
В белом сарафане
Стала на поляне.
К ней слетелись птицы,
Сели на косицы.
(Берёза)
Зелёна, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а без волос.
(Берёза)
Стройная красавица стоит на поляне,
В зелёной кофточке, в белом сарафане.
(Берёза)
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей.
(Берёза)
Клейкие почки,
Зеленые листочки.
С белой корой
Стоит под горой.
(Берёза)
Осенью листья, как слёзы,
На землю роняют ...
(Берёзы)
Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки.
(Берёза)
Эта модница лесная
Часто свой наряд меняет:
В шубке белой зимой,
Вся в серёжках весной,
Сарафан зелёный летом,
В день осенний в плащ одета.
Если ветер налетит,
Золотистый плащ шуршит.
(Берёза)
Стоят столбы белы,
На них шапки зелены.
(Берёза)