СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Береза - символ России"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Известно из древних летописей, что во времена, когда славяне верили в лесных, водяных и небесных духов, была у них главная богиня по имени Берегиня, мать всех духов и всех богатств на земле. А поклонялись ей в образе священного белого дерева - березы. В древнем своде верований, обычаев, заговорных слов береза занимает особое место. В старину у славян год начинался не зимой, а весной, поэтому его встречали не елью, а березой. Березу называли "дерево четырех дел": "Первое дело - мир освещать, второе дело - крик утишать, третье дело - больных исцелять, четвертое дело - чистоту соблюдать". Ознакомление детей с традициями русского народа и их сохранение - дело величайшей важности. В народе называют березку - красавицей русских лесов. Береза – наиболее почитаемое и любимое дерево наших предков – прабабушек, прадедушек. Ее считали счастливым деревом, которое оберегает от зла, приносит мир. Здоровье и добро. Березку всегда сажали рядом с домом для благополучия всей семьи, для защиты от болезней, для красоты, для чистого воздуха, для того, чтобы птицы прилетали и пели свои прекрасные песни.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Береза - символ России"»


Муниципальное образовательное учреждение

Заозерская средняя общеобразовательная школа




Проект

«Березка – символ России»



Выполнила: Герасимова Н.А.,

учитель русского языка и литературы






с. Заозерье.


2020



Проект «Береза – символ России»

Тип проекта: информационно - творческий.

Вид проекта: групповой.

Форма проведения: занятия, беседы, наблюдения, экскурсии, дидактические и театрализованные игры, досуги, опытническая и трудовая деятельность, чтение художественной литературы, просмотр видеофильмов, презентаций.

Продолжительность: сентябрь 2019 по июнь 2020 года (долгосрочный).

Возраст воспитанников: 10-12 лет.

Место проведения: школа, территория около школы, семья.


Актуальность:

Известно из древних летописей, что во времена, когда славяне верили в лесных, водяных и небесных духов, была у них главная богиня по имени Берегиня, мать всех духов и всех богатств на земле. А поклонялись ей в образе священного белого дерева - березы. В древнем своде верований, обычаев, заговорных слов береза занимает особое место. В старину у славян год начинался не зимой, а весной, поэтому его встречали не елью, а березой. Березу называли "дерево четырех дел": "Первое дело - мир освещать, второе дело - крик утишать, третье дело - больных исцелять, четвертое дело - чистоту соблюдать".
Ознакомление детей с традициями русского народа и их сохранение - дело величайшей важности. В народе называют березку - красавицей русских лесов. Береза – наиболее почитаемое и любимое дерево наших предков – прабабушек, прадедушек. Ее считали счастливым деревом, которое оберегает от зла, приносит мир. Здоровье и добро. Березку всегда сажали рядом с домом для благополучия всей семьи, для защиты от болезней, для красоты, для чистого воздуха, для того, чтобы птицы прилетали и пели свои прекрасные песни.


Проблема:

Недостаточные знания учащихся о березе, как символе России.

Несоблюдение правил экологически грамотного поведения, в том числе в семьях детей.

Непонимание значимости воспитания русской культуры у учащихся и сохранения древних исконно русских традиций.

Цель: ознакомление школьников с березой как символом России.

Задачи:

- познакомить с березой, как символом страны, национальным деревом;

-развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания;

-формировать представления о жизни растения, его развитии и связи с другими живыми организмами;

-воспитывать экологически грамотное поведение, желание оберегать и заботиться о природе.

Формы работы:

Деятельность педагога:

-беседы;
- познавательные рассказы учителя;

-чтение художественной литературы (сказки, рассказы, стихотворения, пословицы, скороговорки) ;

- использование иллюстративного материала (плакаты, сюжетные картинки, карточки, открытки и др.);
- музыкальная;

Деятельность учащихся:

- экспериментирование;

- речевые игры, описательные рассказы;

-дидактические игры с предметными картинками;

-игра по модели строения дерева;

-подвижные игры;

-игры с мячом;

-художественно-продуктивная деятельность (аппликация, рисование, ручной труд)

-музыкальная

Взаимодействие с родителями учащихся:

- консультации, рекомендации, памятки;

- практические задания;

-совместные мероприятия


Подготовительный и аналитический этапы – сентябрь, октябрь.

Основной этап - сентябрь – июнь.

Презентационный этап – май, июнь.

На подготовительном этапе планировалась работа с родителями и с детьми.

Утвердили план дальнейшей работы, наметили и обсудили предстоящие мероприятия.

Аналитический этап заключался в анализе проведенной работы на подготовительном этапе, был составлен алгоритм действий, распределены обязанности и поручения. Велся активный сбор информации в литературе и интернете.

Основной этап работы

Октябрь.

Презентация «Береза в судьбе русского человека».

Беседа. Тема: «Береза – символ России».

Экскурсия в школьный сад «Встреча с русской красавицей»

Слушание «Ах, ты, береза», русская народная мелодия, обработка Раухверга.

Заготовление берёзовых пеньков и спилов.

Дать знания о символе славянского культа России - березе; познакомить с обычаями и обрядами, ритуалами, связанными с березой; приобщить к русской народной культуре; воспитывать любовь к Родине.

Расширять представления о предметах и явлениях природы; описывать характерные особенности знакомых растений; развивать познавательный интерес; воспитывать любовь к природе.

Подготовка детей к конкурсу стихов о березе.

Ноябрь.

"Березовая рапсодия" - изготовление аппликаций и поделок о русской красавице.

Хоровод «В золоте березонька», слова и музыка Г. Вихарева.

Учить детей создавать объёмные композиции; совершенствовать изобразительную технику; развивать композиционные умения.

Дать детям представление о том, что белый цвет коры - это бетулин. По всей бересте проходят горизонтальные полосы - это чечевички, через которые проходит кислород к дереву. Береста состоит из нескольких слоев - это опробковевшие клетки.

Презентация «Как растет березка».

Декабрь

Конкурс стихов «Белая береза».

Заучивание стихотворения С. Есенина «Белая берёза»

Формировать умение выразительно, с естественными интонациями читать стихи; воспитывать чуткость к художественному слову.

Январь, февраль.

Пение «Песня о Родине» слова Е. Карасевой, музыка

Экспериментирование «Влияние света и температуры на жизнь растений»

Продолжать знакомство с деревом, ставшим символом России; воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей природе.

Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию. Закреплять умение петь индивидуально и коллективно.

Расширять представление учащихся о системе потребностей живых организмов в оптимальной температуре, свете, об общей зависимости их состояния от соответствия условии среды.

Март.

Беседа.

Тема: «Домашний доктор»

К. Паустовский "Подарок" - чтение книги.

Экспериментирование «Вода в жизни растений»

Пение без сопровождения русской народной песни «Во поле березонька стояла».

Формировать представления о лекарственных растениях, правилах их сбора, хранения и применения; развивать познавательную активность, мышление, внимание; воспитывать интерес к природе.

Развивать интерес детей к познавательной литературе; формировать умение внимательно и заинтересованно слушать рассказы.

Расширять представление о потребности растения в воде.

Апрель

Наблюдение за берёзой на прогулке.

Памятка «Береги зелёного друга»

Альбом «Люблю русскую красавицу»

П. Воронько "Береза" - чтение стихотворения

Экспериментирование «Жизненный цикл растений»

Распространение экологических знаний среди родителей.

Углубление представлений детей о берёзе; расширение кругозора дошкольника; воспитание любви к природе.

Развивать умение внимательно слушать стихотворение; формировать умение вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста; воспитывать любовь к природе.

Расширять представление об основных фазах жизненного цикла растений.

Май.

Беседа. Тема: «Символика нашей России»

Консультация «Берёзкины слёзы»

Вернисаж детских рисунков «Белая берёза»

Хоровод «Ай, да, березка! », музыка Т. Потапенко.

Расширять представления учащихся об особенностях географического положения России, познакомить детей с символикой России; формировать начальные представления о происхождении современного государственного герба, о его функциональном назначении; повторить знания о символическом значении цвета российского флага; развивать внимание, мышление, речь; обогащать словарь детей (стяг, гимн, флаг, копье) ; воспитывать любовь к родной Отчизне, чувство гордости за свою страну Россию.

Уточнить представления о последовательности роста и развития растения; развивать интерес к самостоятельному наблюдению за знакомым растением.

Расширение экологических знаний среди родителей.

Вызвать интерес к созданию выразительного образа берёзы; учить сочетать разные изобразительные техники для передачи характерных особенностей берёзы; развивать чувство цвета.

Презентация «Береза – символ России».

Июнь.

Продукт проекта:

- мини-музей "Берёза- символ России" (созданный совместно с детьми и родителями): панно на срезе берёзы, альбом «Русская березка», изделия из бересты, литература о берёзе, картины;

- вернисаж детских рисунков «Белая берёза»

Приложение

СТИХИ

Береза
Автор: Всеволод Рождественский.
Чуть солнце пригрело откосы,
И стало в лесу потеплей,
Береза зеленые косы,
Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.

Гроза ли над ней пронесется,
Прильнет ли болотная мгла,-
Дождинки стряхнув, улыбнется
Береза - и вновь весела.

Наряд ее легкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей,
И много задумчивых песен
Поется в народе о ней.

Он делит с ней радость и слезы,
И так ее дни хороши,
Что кажется - в шуме березы
Есть что-то от русской души. 

БЕРЁЗКА.

Автор: П.Воронько

У красы-берёзки
Платье серебрится.
У красы-берёзки
Зелены косицы.

Со двора к берёзке
Выскочили козы.
Стали грызть берёзку,
А берёзка — в слёзы.

Защищать берёзку
Стали мы гурьбою,
Чтоб краса-берёзка
Выросла большою.

(пер. с укр. Г.Абрамова)

«Берёзовая роща»
Автор: Герман Ходырев

Белее снега чистого
И месяца лучистого,
Как в белых платьях девицы,
Берёзы стали в круг.

Их ветви — руки тонкие,
Как будто струны звонкие.
Лишь ветер к ним притронется —
И всё поёт вокруг.

При ясном свете месяца
Вся роща точно светится.
И реже сумрак вечера,
Светлее ночи тень.

И лес могучий, кряжистый
Глядит на рощу радостно:
Всегда теперь с ним рядышком
Сияет светлый день.

***
«Берёзы»
Автор: Наджми Назар

…Порой белы, порой белёсы,
Над полем, шляхом иль рекой,
Великодушные берёзы,
Какой вы нации? Какой?

Да никакой.
Ведь вы – деревья.
И радовать должны сердца
Тем, что чужды высокомерья
И не меняете лица…
***
«Берёза»
Автор: С.Есенин

Белая береза,
Под моим окном,
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой,
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза,
В сонной тишине,
И горят снежинки,
В золотом огне.

А заря, лениво,
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.

***
«Берёзка»
Автор: С.Щипачёв

Её к земле сгибает ливень,
Почти нагую, а она
Рванётся, глянет молчаливо –
И дождь уймётся у окна.

И в непроглядный зимний вечер,
В победу веря наперёд,
Её буран берёт за плечи,
За руки белые берёт.

Но, тонкую, её ломая,
Из силы выбьются…Она,
Видать, характером прямая,
Кому-то третьему верна.

***
«Берёзы»

Опять о них,
Кудрявых и белесых…
А что тут делать,
Если на Руси
У всех дорог встречаются березы,
Хоть день,
Хоть год,
Хоть вечность колеси.
Случалось всяко: и свои пилили,
И чужеземцы брали в топоры.
Лились в воронки соковые ливни,
И груды изувеченной коры…

Они стоят, дороги отороча,
И ткут, и ткут зеленый свой навес…
И Русь моя – березовая роща,
Которую не вырубить вовек!

***
«Печальная береза»
Автор: А. Фет

Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.

Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят, —
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей

***
«Берёза»
Автор: И. Токмакова

Если б дали березке расческу,
Изменила б березка причёску:
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала бы кудрявые пряди,
И вошло б у неё в привычку
По утрам заплетать косичку.

***
«Люблю берёзку русскую»
Автор: А.Прокофьев

Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
С красивыми застёжками.
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзку русскую,
Она всегда с подружками
Весною хороводится,
Целуется, как водится,
Идёт, где не горожено,
Поёт, где не положено,
Под ветром долу клонится
И гнётся, но не ломится!

Народные приметы о берёзе

Из берёзы течёт много сока – к дождливому лету. 
Когда берёза перед ольхой лист распустит, лето будет сухое, если ольха наперёд – мокрое. 
Когда берёза станет распускаться, сей овёс. 
Лопаются серёжки у берёзки – время сеять хлеб.
Соловей впервые начинает петь, когда сможет напиться росы с берёзового листа.
Если на березняке осенью много листа остаётся, то год будет тяжёлым.
Если листья берёзы осенью начнут желтеть с верхушки, то следующая весна будет ранняя, а если снизу – то поздняя.
Берёза, рядом с домом посаженная, зло отпугивает и от молнии оберегает. 

Пословицы и поговорки о березе

Бела берёста – да дёготь чёрен. 
Для врага и берёза – угроза. 
Берёзовицы (берёзового сока) на грош, а лесу на рубль изведёшь. 
Берёза ума даёт (о розгах). 
Зелена, а не луг; бела, а не снег; кудрява, а не голова. 

Загадки про берёзу

В белом сарафане
Стала на поляне.
К ней слетелись птицы,
Сели на косицы.
(Берёза)

Зелёна, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а без волос.
(Берёза)

Стройная красавица стоит на поляне,
В зелёной кофточке, в белом сарафане.
(Берёза)

Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей.
(Берёза)

Клейкие почки,
Зеленые листочки.
С белой корой
Стоит под горой.
(Берёза)

Осенью листья, как слёзы,
На землю роняют ...
(Берёзы)

Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки.
(Берёза)

Эта модница лесная 
Часто свой наряд меняет: 
В шубке белой зимой, 
Вся в серёжках весной, 
Сарафан зелёный летом, 
В день осенний в плащ одета. 
Если ветер налетит, 
Золотистый плащ шуршит.
(Берёза)

Стоят столбы белы,
На них шапки зелены.
(Берёза)







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!