Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Карабай-Шемуршинская СОШ» Шемуршинского района Чувашской Республики
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
«Безопасная дорога
дом –школа-дом»
Руководитель проекта:
Преподаватель ОБЖ
Ермолаев Ю.Ф.
Карабай-Шемурша, 2018 год
Паспорт проекта
«Безопасная дорога
дом – школа - дом»
Руководитель проекта преподаватель ОБЖ Ермолаев Ю.Ф., педагогический стаж 32 года.
Тип: творческо-информационный
Вид: познавательный
Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2018 г. – май 2019г.)
Возраст участников проекта: обучающиеся 1-11 классов
Партнёры: учителя, родители, инспектор ГИБДД
Характер контакта: взаимодействие в рамках одной школы Форма работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Актуальность: Различные исследования свидетельствуют о том, что у детей школьного возраста наблюдается значительный разрыв между теоретическими знаниями правил и их практическим применением, так как детям сложно управлять своим произвольным поведением. Даже специально организованное наблюдение за дорожным движением само по себе не обеспечивает формирования устойчивых представлений о правилах дорожного движения.
Можно много и интересно рассказывать и показывать детям, как вести себя на улице и как надо выполнять правила дорожного движения, но эти правила останутся лишь словами и не помогут сформировать у детей необходимого алгоритма поведения, а значит, не войдут в их практический опыт. Дети, предоставленные сами себе, не думают об опасности: не могут правильно оценить расстояние до приближающегося автомобиля и его скорость; переоценивают свои возможности, считая себя быстрыми и ловкими. Способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке отсутствует даже у взрослых.
Говоря о причинах дорожно-транспортных происшествий с участием детей, мы часто встречаемся со словом «привычка». Как правило, речь идёт о негативных привычках, а вернее об отсутствии положительных. Привычка – это поведение человека, закреплённое многократным повторением. Привычка останавливаться перед проезжей частью, осматривать её слева и справа с поворотом головы, переходить дорогу только в установленном месте, заботиться о своей безопасности может появиться только в результате ежедневной, кропотливой работы, когда полученные детьми теоретические знания по правилам дорожного движения (далее – ПДД) обязательно закрепляются многочисленным, систематическим практическим повторением.
Если ежедневно, подходя к проезжей части, говорить ребёнку: «Стой, дорога!», то останавливаться для него станет привычкой. Если всегда ребенок будет переходить улицу только в разрешенном месте, то такой маршрут станет для него привычным. Учитывая возрастные особенности детей, наличие положительных привычек для них явление жизненно необходимое, по-другому это называется – навыки безопасного поведения на дороге.
Цель проекта:
Подготовить детей к безопасному участию в дорожном движении,
сформировать у них знания, умения и навыки, ответственность за свое поведение.
Задачи проекта:
Формировать у детей школьного возраста потребность в усвоении правил дорожного и пешеходного движения на улице, дороге.
Прививать детям практические навыки ориентирования в дорожно- транспортной ситуации, дорожных знаках, сигналах светофора, разметке на дороге, через информационно-поисковую деятельность.
С помощью разнообразных методов и приёмов оптимизировать работу с родителями детей школьного возраста для полноценного развития личности ребёнка и закреплению знаний о правилах дорожного движения.
Развивать познавательный интерес. Умение детей своевременно и самостоятельно указывать на проблемную ситуацию и делиться с окружающими людьми приобретённым опытом.
Создавать условия для формирования социальных навыков и норм поведения
на основе совместной деятельности с родителями и взаимной помощи.
Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения среди детей, родителей, общественности.
Ожидаемый результат:
Сформировать у детей осознанное отношение к выполнению правил поведения в современных условиях улицы, транспорта.
Выработать алгоритм действий в чрезвычайных ситуациях.
Самовыражение ребёнка через изобразительную деятельность и словесное творчество, на основе полученных знаний.
Сформировать простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение жизни и здоровья.
Выработка безопасных маршрутов движения школьников (в школу, на кружок, секции, в СДК, на стадион. к бабушке, наконец. и т.д.)
Осуществлять просветительскую деятельность среди родителей и окружающих ребёнка взрослых по правилам дорожного движения и безопасного поведения на улице.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный (подбор литературы, подготовка маршрутных листов для обучающихся, ознакомление родителей с предстоящей работой, разъяснение среди учительского состава, общественности, администрации поселения)
2 этап – основной (проведение комплекса мероприятий)
3 этап – заключительный (развлечение «Веселый светофор»)
Новизна проекта: система деятельности по овладению детьми базовыми правилами поведения на дороге, переход улицы согласно маршруту дороги в школу и обратно, представленная в проекте, отражает творческие подходы к решению данной проблемы, представляет целенаправленную, спланированную работу.
Механизм реализации проекта: в основе проекта лежит интегрированный подход к организации совместной деятельности всех его участников. В процессе реализации проекта дети изучают безопасные маршруты. Взрослые (педагоги, специалисты, родители) помогают, направляют ребят, являются соучастниками решений проблемных ситуаций.
Самостоятельная деятельность детей рассматривается как форма проявления творческой активности школьников, участвующих в проекте.
Продукты проектной деятельности:
Продукты детского изобразительного творчества о ПДД (начальная ступень).
Наглядные пособия – игры, атрибуты для проведения игр по отработке практических навыков.
Уголок безопасного дорожного движения в школе.
Материалы по работе с родителями.
Творческие работы детей и родителей - составление карты-схемы «Мой безопасный маршрут от дома до школы».
Презентация проекта «Безопасные дороги»
Интегрированное занятие «Знай и выполняй правила уличного движения».
Выставка детских работ (средняя ступень)
Развлечение «Веселый Светофор».
Критерии эффективности проекта:
деятельности с родителями по охране и безопасности жизни детей.
Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге.
Налаживание связи семьи с работниками школы и сотрудниками ГИБДД.
Автоматизация у детей навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.
Пробудить у родителей интерес к проблемам школы.
Дети, родители будут не только сами соблюдать правила дорожного движения, но так же привлекать к тому других людей.
Этапы
этап Организационно-подготовительный этап (постановка цели, разработка планов, определение методов)
Цель: организация и подготовка к работе по проекту. План:
Оборудование уголка безопасности в школе.
Экскурсии для обучающихся начальной ступени:
«Наблюдение за движением транспорта и работой водителей».
«Правила для пешеходов».
«На перекрёсток» (наблюдение за работой светофора).
«Наблюдение за работой сотрудников ГИБДД»
«Остановка пассажирского транспорта».
Беседа на тему «Трасса Российского значения, которая проходит посредине деревни»
Оформление информационного стенда для родителей «Безопасность на дорогах», папок-передвижек, памяток, консультаций.
Подбор художественного слова (рассказы, загадки) .
Разучивание стихов.
Анкетирование родителей «Мой ребенок на улицах села».
- этап. Основной этап (работа с объектами проекта).
Цель: формирование у детей осознанного выполнения правил дорожного движения на улице. Привлечь родителей к совместной творческой деятельности по созданию карт-схем, рисунков, изготовлению игр.
План:
Проведение бесед по познавательному развитию:
«Знаки дорожного движения».
«Пешеходы на дороге».
«Знай и выполняй правила дорожного движения». Рисование в свободное время:
«Транспорт».
«Дорожные знаки».
«Что мы видели на улице».
Конструирование, аппликация из природного и бросового материала:
Выставка творческих работ родителей и детей на тему «Безопасная дорога». Составление карты – схемы «Мой безопасный маршрут от дома до школы» и др. (родители и дети).
- этап - Заключительный (подведение итогов).
Цель: Оформление результатов проекта: Изготовление каждому обучающемуся маршрутный лист «Дом-школа-дом», утвержденный директором школы, главой сельского поселения, с грифом согласования с родителями обучающегося.
План:
«Уголок безопасности».
Маршрутный лист в двух экземплярах.
Творческие работы родителей и детей. Викторина «Знай и выполняй».
Выводы:
Данная работа позволила закрепить у обучающихся знания и получить практические навыки пешеходного безопасного движения.
Развивать познавательную активность обучающихся, умение осознанно выполнять правила дорожного движения.
Накопленные знания и впечатления обучающихся начальной ступени отражают в изодеятельности, что способствует у них развитию воображения, творчества.
В процессе работы установилось тесное сотрудничество с родителями и сотрудниками ГИБДД.
Таким образом, можно сделать вывод, что проведённая работа способствовала повышению познавательного интереса детей к социальной действительности и установлению взаимодействия с семьёй по вопросам безопасного пешеходного движения, так как деревня Карабай-Шемурша Шемуршинского района расположена на оживленной трассе федерального значения Москва-Ульяновск,
Педагогическая значимость:
Созданы условия для организации непрерывного ознакомления обучающихся с правилами дорожного движения в совместной деятельности с родителями.
Появилась реальная возможность формирования у школьников осознанного отношения к выполнению правил дорожного движения.
Обогащение социального опыта школьников.
Практическая значимость:
движения; то, что люди ходят по тротуару, по левой стороне проезжей части, переходят улицу по пешеходному переходу при разрешающем сигнале светофора; детям играть у дорог и на тротуаре нельзя; знают назначение и сигналы светофора, а так же то, что если нарушить эти правила – можно попасть под машину.
Проект может быть использован педагогами общеобразовательных учреждений, работающих в данном направлении. Он предназначен для активной деятельности самих детей и их родителей. Его можно предложить и дошкольному учреждению детскому саду «Василек».