СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Безумству храбрых поем мы славу"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

«К подвигу героев песней прикоснусь».

Просмотр содержимого документа
«Проект "Безумству храбрых поем мы славу"»


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя образовательная школа № 7 рабочего поселка (поселка городского типа) Прогресс Амурской области»







ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ

по теме «Безумству храбрых поём мы славу»

вид проекта: Информационный





Автор работы: Давидчук Вячеслав, ученик 9 класса

Руководитель: Гаврилина Л.А.

учитель музыки








пгт. Прогресс

2022

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретическая часть 6

1.1 Гадкий утёнок (первоначальное название корабля) 6

1.2 Трудный путь на Восток 6

1.3 История песни 7

1.4 Памятные исполнения 10

Глава 2. Практическая часть 11

Заключение 13

Список использованной литературы 16

























Введение

«К подвигу героев песней прикоснусь». В современном обществе незаметно стали исчезать связи между прошлым и будущем, утеряны исторические ценности. А, как известно, без прошлого нет будущего. Больше века назад, 9 февраля (27 января по ст. ст.) 1904 года, у корейского порта Чемульпо произошло морское сражение крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» с японской эскадрой. Российские моряки, погибшие в этом бою и пережившие артиллерийский ад, вошли в отечественные анналы, и в сознание народа России как герои. Когда людям страшно, когда охватывает отчаяние или через край льётся смелость, они поют. Я думаю, что это такая защитная реакция, особенно, когда громко и когда все вместе. Когда нужно выразить и поделиться тем, что там внутри и просится наружу. А песня – самый простой и понятный путь от сердца к сердцу. Одна из тех мелодий, которая приводит меня в трепет и от которой мурашки по всему телу – песня «Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг».

О «Варяге» написано и сказано очень много. В России имя этого легендарного крейсера – самого знаменитого корабля российского военного флота – знают все от мала до велика. Вряд ли найдёшь человека, который не знал бы о героическом подвиге экипажей крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец». Об этом написаны сотни книг и статей, сняты кинофильмы... До мельчайших подробностей описаны бой, судьба крейсера и его команды. И всё-таки есть в истории «Варяга» страницы, малоизвестные широкому кругу.

Великие перемены произошли за это время в судьбе нашей Родины, величайшие в истории человечества сражения отгремели на её полях, но в буре огненных лет подвиг «Варяга» не забылся. Он живет в душе народа, в его песнях. «Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг»…» – кто не знает этой мелодии, которая прошла, все испытания времени и сегодня так же молода, как и сама слава «Варяга».

Я задумался над проблемой: Почему песня «Врагу не сдается наш гордый Варяг», прошедшая через век, до сих пор остаётся популярной?

Нет такого человека в России, который бы не слышал о подвиге «Варяга». Странно другое. Несмотря на огромное количество публикаций, посвящённых этой теме, очень многие моменты из жизни легендарного крейсера остались «за кадром». Поэтому я бы хотел узнать о судьбе легендарного крейсера «Варяг» – символа доблести и геройства Военно-морского флота России.

Время работы над проектом: сентября – декабрь 2022 г.

Цель: Расширение знаний о военной песне как особом виде музыкально-поэтического творчества.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

  • на примере песни «Врагу не сдается наш гордый Варяг» показать роль песни в истории нашей страны;

  • узнать историю легендарного крейсера «Варяг» и его капитана В. Ф. Руднева;

  • изучить архивные документы, связанные с историей создания самой боевой песни в истории российских моряков XX века;

  • подобрать сведения об авторе песни австрийского поэта Р. Грейнца и русской переводчицы Е. Студенской и музыканта-композитора А. С. Турищева;

  • провести опрос в школе среди учеников старших классах;

  • изготовить информационный альбом «Безумству храбрых поем мы песню».

В соответствии с поставленными задачами использовались следующие методы:

  • изучение, обработка литературных источников;

  • опрос (анкетирование), наблюдения;

  • анализ (статистическая обработка данных).

Для себя я наметил следующие этапы работы, которые помогли бы мне осветить данную проблему:

I. Организация деятельности

1) Подготовка. 2) Погружение в изучение материалов. 3) Планирование.

II. Осуществление деятельности

1) Поиск информации. 2) Обобщение результатов и выводов.

III. Представление результатов деятельности и её оценка

1) Презентация. 2) Оценка результатов работы.




















Глава 1. Теоретическая часть 1.1 Гадкий утёнок (первоначальное название корабля)

История боевого корабля «Варяг» началась более 100 лет назад, когда в 1898 году в американском городе Филадельфия был заложен лёгкий бронепалубный крейсер «Варяг». Построен он был по заказу русского морского министерства. В боевой строй крейсер встал в 1901 году.

Корабли, как и люди, имеют свой характер и свою судьбу. Характер корабля может быть разным: покладистым и добрым по отношению к своему экипажу, или, наоборот, независимым, гордым и даже строптивым. Судьбы боевых кораблей тоже очень разнятся, но в отличие от судеб людей, они редко бывают заурядны. Зачастую их судьбы необычны, а иногда – удивительны, загадочны и не похожи ни на что.

Именно такая, ни на что не похожая судьба и выпала крейсеру «Варяг», когда в 1899 г. он сошёл со стапелей американского судостроительного завода. Однако еще много месяцев его не могли довести до ума, и только год спустя, его удалось вывести на судовые испытания. Тогда его удалось разогнать до немалой по тем временам скорости в 23 узла. Больше такой резвости «Варяг» уже никогда не показывал и ходил с заметно меньшими скоростями.

1.2 Трудный путь на Восток

В мае 1901 года крейсер был отправлен на Дальний Восток для усиления эскадры Тихого океана. В феврале 1902 года крейсер, обойдя полсвета, отдал якорь на рейде Порт-Артура. С этого момента началась его служба в составе эскадры. В декабре 1903 года крейсер был направлен в нейтральный корейский порт Чемульпо для несения службы в качестве стационера. На рейде, помимо «Варяга», находились корабли международной эскадры. 5 января 1904 года на рейд прибыла русская канонерская лодка «Кореец».

Ночью 27 января (9 февраля по новому стилю) 1904 года японские боевые корабли открыли огонь по русской эскадре, которая стояла на рейде Порт-Артура. Началась русско-японская война (1904-1905), длившаяся 588 дней.

Крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец», находившиеся в корейской бухте Чемульпо, ночью 9 февраля 1904 года были блокированы японской эскадрой. Экипажи российских кораблей, пытаясь прорваться из Чемульпо в Порт-Артур, вступили в неравный бой с японской эскадрой, в составе которой было 14 миноносцев.

За первый час боя в Цусимском проливе экипаж российского крейсера выпустил более 1,1 тысячи снарядов. «Варяг» и «Кореец» вывели из строя три крейсера и миноносец, но и сами получили тяжелые повреждения. Корабли вернулись в порт Чемульпо, где получили от японцев ультиматум сдаться в плен. Русские моряки отвергли его. По решению офицерского совета «Варяг» был затоплен, а «Кореец» взорван. Этот подвиг стал символом мужества и отваги русских моряков.

Впервые в российской истории все участники боя (около 500 человек) были награждены высшей воинской наградой – Георгиевским крестом. После торжеств команда «Варяга» была расформирована, моряки поступили на службу на другие корабли, а командир Всеволод Руднев был награждён, повышен по службе – и отправлен в отставку.

Действия «Варяга» во время сражения восхитили даже противника – после русско-японской войны японское правительство создало в Сеуле музей памяти героев «Варяга» и наградило его командира Всеволода Руднева орденом Восходящего Солнца.

1.3 История песни

После подвига экипажа крейсера «Варяг» австрийский писатель и поэт Рудольф Грейнц написал стихотворение «Der WarJg» и русская переводчица Е. Студенская», посвящённое этому событию. Оно было опубликовано в десятом номере немецкого журнала «Югенвальд». Несмотря на то, что песня была написана ещё в царское время, она благополучно пережила и революцию, и гражданскую войну, обретя новую популярность с началом Великой Отечественной Войны. Эта песня обрела истинную популярность, став боевым гимном советских моряков.

В апреле 1904 года Н. К. Мельников и Е. М. Студенская опубликовали переводы этого стихотворения. Причём у каждого из них был свой вариант. Перевод Евгении Михайловны Студенской русским обществом был признан более удачным и наилучшим, так как в её переводе текст песни не только сохранил формальную точность, но и приобрёл неповторимый патетический характер.

История создания песни в своём роде уникальна. Дело в том, что в 1904 году, сразу после подвига «Варяга» было написано сразу несколько сочинений и песен по поводу подвига легендарного крейсера. Именно этот текст стал основой для знаменитой песни. Алексей Сергеевич Турищев – автор мелодии песни «Памяти "Варяга"» («Наверх, о товарищи, все по местам…»). Готовясь к встрече героев «Варяга», А. С. Турищев написал песню-марш на слова, которые ему были переданы капельмейстером оркестра. К тому времени А. Турищев, солист-кларнетист, воспитанник 12-го гренадерского Астраханского полка, был заместителем капельмейстера и, несмотря на свою молодость, дирижировал хором и оркестром. В 1904 году потрясённый героической гибелью крейсера «Варяг» 16-летний мальчик Алексей Турищев выиграл конкурс на лучшую песню-марш для встречи героев в Москве. Он сделал инструментовку для духового оркестра и хора и получил право дирижировать первым исполнением «Варяга» на перроне Курского вокзала.

16 апреля 1904 года большая часть спасённой команды прибыла в Санкт-Петербург, где была восторженно встречена жителями столицы: колонны моряков чеканным шагом проследовали по Невскому проспекту от Николаевского вокзала до площади Зимнего дворца. Там их приветствовал Император Николай II, и после смотра все моряки были приглашены на торжественный обед во дворец, где им были также торжественно вручены специальные обеденные приборы с изображением Георгиевских крестов. Вот как раз на царском приёме и прозвучала впервые песня «Врагу не сдаётся наш гордый Варяг».

Всю историю войны, как и легендарный «Варяг», ни один советский боевой российский военный корабль не спустил флага перед лицом противника. В русской песенной традиции не редки случаи, когда какую-то особо популярную, особо полюбившуюся песню называют народной, хотя у текста песни и есть хорошо известный литературоведам автор. С одной стороны такое «обезличивание» для автора как бы и обидно, но с другой – не высшая ли это похвала его сочинению?

Песню «Варяг» считают народной песней. Причём она настолько понравилась, что после революции эта песня избежала «идеологических репрессий». Даже строчку «Прощайте, товарищи! С Богом, ура!» не изменили. Вот только авторам не вполне повезло. Авторство Рудольфа Грейнца перестали упоминать уже в 1914 году, с началом Первой мировой войны. А имена Е.М. Студенской и А.С. Турищева то и дело исчезали из советских песенников. Их заменяли пометкой «Русская народная песня». Что, следует сказать, было недалеко от правды. Впоследствии жизнь многих ветеранов сражения на далеком Востоке будет связана с Крымом: восстание на броненосце «Потёмкин» и крейсере «Очаков», Гражданская война… По разному сложились их судьбы. Некоторые из них останутся жить в социалистическом Крыму, другие эмигрируют…

И, безусловно, крымчане слышали песню «Варяг». Её распевали защитники Севастополя в годы Великой Отечественной войны. Пели эту песню и наши военнопленные черноморцы. Она вызывала злобную и бессильную ненависть у присягнувших на верность Адольфу Гитлеру и Германии крымских «добровольцев». «Нэ пэть, нэльзя!» – бросались они с криком на пленных, вчерашних своих соотечественников и земляков.

1.4 Памятные исполнения

29 октября 1955 года  в Севастопольской бухте взорвался и перевернулся линкор «Новороссийск», погребя сотни моряков. Вспоминает ветеран Вооруженных Сил СССР, офицер в отставке М. Пашкин: «Внизу, в бронированной утробе линкора, замурованные и обреченные на смерть моряки пели, они пели «Варяга». На днище это не было слышно, но, приблизившись к динамику, можно было разобрать чуть слышные звуки песни. Это было ошеломляющее впечатление, такого состояния я никогда не испытывал. Никто не замечал слез, все смотрели вниз на днище, как бы стараясь увидеть поющих внизу моряков. Все стояли без головных уборов, слов не было».

7 апреля 1989 года подводная лодка К-278 «Комсомолец» затонула вследствие пожара на борту после 6 часовой борьбы экипажа за плавучесть судна. Моряки, находящиеся в ледяной воде норвежского моря, прощались со своим командиром и кораблём, исполнив песню «Варяг».
















Глава 2. Практическая часть

Одна из задач, которую я ставил – провести опрос: «Что знают ученики нашей школы о русско-японской войне и в частности о подвиге «Варяга».

А также, какие песни о моряках знают. Было опрошено 20 человек старшеклассников из нашей школы. Были заданы следующие вопросы:

п/п

Вопрос

А

Б

В

1.

Знаете ли вы, что была русско-японская война?

Знаю

Затрудняюсь ответить

Не знаю

2.

Знаете ли вы, что такое «Варяг»?

Не знаю

Да имею

Затрудняюсь ответить

3.

Знаете ли вы с песни о моряках и их подвигах?

Да, знаю

Нет, такие песни мне не известны

Затрудняюсь ответить


На первый вопрос из 20 опрошенных учеников нашей школы – 9 человек знают о русско-японской войне, 7 человек испытывали затруднения при ответе, 4 ученика дали отрицательный ответ.

На второй вопрос ответы были следующими:

  • 8 человека не знают, что такое Варяг;

  • 4 человека знают;

  • 8 человек затруднились ответить на вопрос.

На вопрос «Знаете ли вы с песни о моряках и их подвигах?» я получил такие результаты:

  • 2 человека знают песни о моряках и их подвигах;

  • 18 человек ответили, что такие песни им не известны.

Результаты я отразил в диаграмме:

Вывод: Проанализировав ответы учеников нашей школы, выяснил, что ребята практически не знакомы с периодом русско-японской войны, в том числе не знают песен о геройских подвигах русских моряков. Поэтому я обязательно выступлю с данной работой перед одноклассниками и учащимися других классов.















Заключение

Больше столетия отделяет нас от тех дней. Великая Отечественная война возродила эту народную песню. Она приобрела совершенно неожиданное качество, став, по существу, неофициальным (!) Гимном наших моряков. Удивительное и в то же самое время естественное воскрешение! Особо хочется отметить, что это была единственная боевая песня в Советских Вооруженных Силах, где упоминалось имя Бога, где упоминается крест как символ христианства.

Парадоксально или закономерно, но в тяжелую годину Великой Отечественной войны под нашим Севастополем, на Балтике, везде, где шли в бой советские моряки, они поднимались в атаку не с пением «Интернационала», а с «Варягом», русской песней, у истоков которой стоял австриец Рудольф Грейнц, земляк Адольфа Гитлера.

Самыми замечательными боевыми памятниками героическому крейсеру «Варяг» и канонерской лодке «Кореец» во Владивостоке являются флагман Тихоокеанского флота – современный боевой корабль ракетный гвардейский крейсер «Варяг» и малый противолодочный корабль «Кореец». Они украшают бухту Золотой рог и напоминают всем врагам России о том, что у нее есть меч и великий несокрушимый воинский дух, заповеданный всей историей Российского военного флота и героями «Варяга».

Крейсер «Варяг» защитил честь Андреевского флага и воинства России. Память о нём жива, подвиг этот никогда не будет забыт, вдохновляя наших доблестных воинов на новые подвиги во славу Бога и Отечества.
Весь мир помнит подвиг героев крейсера «Варяг», но не все знают, где погребены герои этого славного крейсера. С 1911 года их братская могила – на Морском кладбище города Владивостока. Прах русских моряков был перенесен из корейского города Чемпульпо. В 2019 году минуло 115 лет со дня этого подвига, своим героизмом поднимающего до небесных высот русский воинский дух.

Не скажет ни камень, ни мель, где легли

Во славу мы русского флага,

Лишь волны морские восславят вдали

Геройскую гибель «Варяга»!

Крейсер «Варяг», символ русского духа,

Бросил в памяти нашей свои якоря.

О битве в Чемульпо – до последнего вздоха, 

Легенды слагают седые моря.

В ходе выполнения проекта я узнал много об истории создании песни русских моряков «Врагу не сдается наш гордый Варяг». Хотелось бы донести, как патриотичен наш народ, что песня патриотична. Я изучал литературу, посмотрел фильм «Варяг». Возможно, некоторые ученики, ознакомившиеся с этой работой, ещё больше заинтересуются этой удивительной песней. Приведенный в работе материал, выводы и наблюдения могут быть использованы для дальнейшего изучения военно-песенной культуры, а также найти применение на школьных уроках истории, литературы, музыки, во внеклассной работе, в виде материала для сообщений и докладов, для проведения классных часов. Каждая песня живет в истории и любви нашей Родины. В этом им поможет мой справочный альбом «Безумству храбрых поем мы славу!»

В процессе работы над проектом, я изучал теоретический материал, работал с дополнительной литературой и ресурсами сети Интернет. Полученную информацию анализировал, сравнивал, делал выводы.

Результаты моей работы дали возможность не предполагать, а утверждать, что патриотическая  песня во все времена являлась мощным средством воздействия на человека. Что может лучше воспитать в человеке любовь к Родине, чем патриотическая песня?

В ходе выполнения данного проекта я сформировал основные знания, историю создания песни «Врагу не сдается наш гордый Варяг», улучшил навык подборки необходимой информации. Поставленные мной цели и задачи успешно реализованы и достигнуты. В дальнейшем я буду продолжать работу по изучению истории подвига моряков нашего края.

Мы живем на Дальнем Востоке и обязаны знать, и хранить историю своего края и гордится русскими моряками. Без сомнения, я открыл для себя удивительно славную страницу истории. Мы гордимся тем, что принадлежим к народу, который способен создавать такие бессмертные песни!
























Список использованной литературы
  1. Веселовский А., Захаров С. Модели военных кораблей. – М.: Просвещение. – 1958. – 482 с.

  2. Волковский Н.Л., Каторин Ю.Ф. Все о кораблях. – М.: Издательство «Полигон», – 2010. – 674 с.

  3. Дыгало В.А. История корабля. – М.: Просвещение. – 1991. – 64 с.

  4. Михайлов М.А., Баскаков М.А. Фрегаты, крейсера, линейные корабли. – ДОСААФ. – 1986. – 191 с.

  5. Самородский П.С., Симоненко В.Д., Тищенко А.Т. Технология: учебник для учащихся 6 класса (вариант для мальчиков) / Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана – Графф. – 2002. – 176 с.

  6. Самородский П.С., Симоненко В.Д., Тищенко А.Т. Технология: учебник для учащихся 7 класса (вариант для мальчиков) / Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана – Графф. – 1997. – 192 с.

  7. Энциклопедический словарь юного техника. – М.: Педагогика. – 1980. – 512 с.

  8. http://www.lubanka.ru/list.php?idt=33

  9. http://tavrika.su/id5804

  10. http://www.beliytigr.ru/catalog/voennye-korabli/

  11. http://www.modelling.ru/index.php

  12. http://www.jmk-project.narod.ru/L-ship/B/Veselovskiy_Zaharov58__Modeli_voennuh_korabley/cont.htm

  13. http://shipmodels.com.ua/rus/index.htm

  14. http://sdelaj.com/modelling/drawings_of_ship_models/

  15. http://alldrawings.ru/risunki/category/war-vessels

  16. http://3koroba.ru/load/vse_dlja_3d_grafiki/chertezhi/chertezhi_boevykh_korablej_65sht/62-1-0-380

http://wunderwafe.ru/Drawings/Navy_Drawings/page_01.htm


19