СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Биография Б. Момыш-улы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлена краткая биография Б. Момыш-улы и фото его наград

Просмотр содержимого документа
«Проект "Биография Б. Момыш-улы"»

Подготовил ученик 3 Б класса  Мариенко Иван Новикова Виронка

Подготовил ученик 3 Б класса

Мариенко Иван Новикова Виронка

  • Совсем иное звучание придано мавзолею Айша-Биби. воздвигнутого у караванной тропы в семи фарсахах к югу от Акыртаса. Это памятник любви и скорби.
  • Мавзолей Айша-Биби – памятник архитектуры XI - XII в.в., расположенный в селе Айша биби (Бывший поселок Головачевка) Жамбылского района Жамбылской области в 18 км от города Тараз. Является памятником архитектуры республиканского значения. Айша биби была возлюбленной Карахана, который построил мавзолей в память о ней. Основание мавзолея кубическое. По его четырем углам размещены массивные колонны.
  • В оформлении использовались небольшие ниши, малые колонки, своды, стрельчатые арки, терракотовая облицовочная плитка. В узорах мавзолея сочетаются традиционные виды орнаментального искусства древних племен Казахстана, включающие геометрический, зооморфный и солярный мотивы, уходящие корнями в искусство андроновских и сакских племен. О строительстве мавзолея не осталось каких-либо достоверных сведений.
  • Мавзолею Айша биби посвящено большое количество научных и научно-популярных работ. Первым исследователем мавзолея в 1893 году был русский археолог Василий Бартольд. Исследован также в 1897 году В.А.Каллауром, в 1938 - 1939 годы экспедицией Института истории и культуры КазФАН СССР, в 1953 году экспедицией Академии наук Казахстана. В 1960 году был построен защитный стеклянный колпак для защиты мавзолея, и он использовался для образовательных и туристических целей .
  • Джамбул родился 16  (28) февраля   1846 года  в семье бедного  кочевника  Жабая из рода  Шапрашты .
  • Согласно семейному преданию, мать Джамбула, Улдан, родила его в то время, когда  аул  Истыбая (деда Джамбула) спасался от набегов, нередких в то время в степи. Это случилось возле горы Джамбул в верховьях реки  Чу  (около 300 км от Алма-Аты ) (ныне  Алматинская область   Казахстана ). Жабай, отец Джамбула, дал своему сыну имя горы.
  • В ночь у подножья Джамбула-горы, Сжавшись комочком у снежной норы, Мать моя, рабскую жизнь кляня, В стонах и муках родила меня. Молча собрался голодный аул, Дали казахи мне имя Джамбул.
  • Ещё мальчиком Джамбул научился играть на  домбре . В 14 лет (по другим данным: в 1897 году в возрасте 52 лет) он решил уйти из дома и стать акыном, зарабатывая пением. Пел он под аккомпанемент домры в стиле толгау ( речитатив ). Искусству импровизации учился у акына  Суюнбая . Джамбул пел исключительно на казахском языке . В конце XIX — начале XX века неоднократно участвовал и побеждал в  айтысах  (соревнованиях) видных акынов. Славился как мастер обличительных песен. Позже из дореволюционного репертуара с его слов были записаны эпосы «Суранши-батыр», «Утеген-батыр», сказки «Хан и акын», «Сказка о лентяе» и др.
  • Ко времени  Октябрьской революции  1917 года Джамбул был уже 70-летним стариком, давно не бравшим в руки  домбры . Но, со слов акына, началось его духовное перерождение и творческий подъём.  «Всё великое и прекрасное в нашу эпоху раскрывается через образ Сталина» , — говорил Джамбул [1] .
  • После Октябрьской революции 1917 года в творчестве уже широко известного к тому времени акына появляются новые темы — «Гимн Октябрю» (1936), «Моя Родина» (1936), «В Мавзолее Ленина» (1936), «Ленин и Сталин» (1936).
  • В его песнях можно было встретить почти всех героев советской властной верхушки, он придавал им черты эпических героев, легендарных богатырей — «Аксакалу Калинину» (1936), «Баллада о наркоме Ежове» (1937), «Клим батыр» (1936), «Наш Киров» (1939) и др.
  • Его песни искренне прославляли жизнь в СССР и широко распространялись властями. Фигура девяностолетнего Джамбула подавалась в образе восточного мудреца-аксакала, приветствующего новый строй и его людей. Он становится самым уважаемым акыном Казахстана, а его песни — частью нового быта казахского аула. С  1938 года  являлся депутатом  ВС Казахской ССР .
  • Когда началась  Великая Отечественная война , ушел на фронт рядовой Алгадай Жамбилов, сын Джамбула. Он погиб при освобождении города Синельниково Днепропетровской области.
  • Джамбул Джабаев умер  22 июня   1945 года , не дожив до своего столетия восемь месяцев. Его похоронили в ауле Жамбыл Жамбылского района , Алматинская область  (район и аул названы в его честь. В этом ауле организовали музей Жамбыла (в доме где он жил), около дома сад, который он вырастил сам. Данный аул находится за п. Узынагач примерно 60 км от Алма-Аты. Позже рядом с Жамбылом был похоронен  Нургиса Атабаевич Тлендиев  — известный казахский композитор, дирижёр, домбрист, народный артист Казахской ССР (1975), народный артист СССР (1984), народный Герой Казахстана (1998 год). Это была последняя воля известного композитора
Родился  11 декабря  ( 24 декабря  по новому стилю)  1910 года  в посёлке  Орак-Балга   Сырдарьинской области   Российской империи , ныне  Жуалынского района   Жамбылской области Казахской Советской Социалистической Республики, ныне Республики Казахстан в крестьянской семье.  Казах . В  1929 году  окончил 9 классов. Работал учителем, экономистом Промышленного банка, секретарём ИсполКома Совета народных депутатов района, начальником районной милиции, инструктором Алма-Атинского городского военкомата Казахской ССР, прокурором района

Родился  11 декабря  ( 24 декабря  по новому стилю)  1910 года  в посёлке  Орак-Балга   Сырдарьинской области   Российской империи , ныне  Жуалынского района   Жамбылской области Казахской Советской Социалистической Республики, ныне Республики Казахстан в крестьянской семье.  Казах .

В  1929 году  окончил 9 классов. Работал учителем, экономистом Промышленного банка, секретарём ИсполКома Совета народных депутатов района, начальником районной милиции, инструктором Алма-Атинского городского военкомата Казахской ССР, прокурором района

Геро́й Сове́тского Сою́за — высшая степень отличия СССР. Высшее звание, которого удостаивали за совершение подвига или выдающихся заслуг во время боевых действий, а также, в виде исключения, и в мирное время. Звание впервые установлено Постановлением ЦИК СССР от 16 апреля 1934 года, дополнительный знак отличия для Героя Советского Союза — медаль «Золотая Звезда» — учреждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1939 года. Автор эскиза награды — архитектор Мирон Иванович Мержанов[2]. Орден Ленина  — высшая награда  Союза Советских Социалистических Республик  — учреждён постановлением  Президиума   ЦИК СССР  от  6 апреля   1930 года .
  • Геро́й Сове́тского Сою́за — высшая степень отличия СССР. Высшее звание, которого удостаивали за совершение подвига или выдающихся заслуг во время боевых действий, а также, в виде исключения, и в мирное время.
  • Звание впервые установлено Постановлением ЦИК СССР от 16 апреля 1934 года, дополнительный знак отличия для Героя Советского Союза — медаль «Золотая Звезда» — учреждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1939 года. Автор эскиза награды — архитектор Мирон Иванович Мержанов[2].

Орден Ленина  — высшая награда  Союза Советских Социалистических Республик  — учреждён постановлением  Президиума   ЦИК СССР  от  6 апреля   1930 года .

Ста́линская пре́мия (Пре́мия имени Ста́лина)  — форма поощрения граждан  СССР  за выдающиеся достижения в области  науки  и  техники , военных знаний,  литературы  и  искусства , коренные усовершенствования методов производственной работы в  1940 — 1954 годах . В  1966 году приравнена к созданной  Государственной премии СССР .
  • Ста́линская пре́мия (Пре́мия имени Ста́лина)  — форма поощрения граждан  СССР  за выдающиеся достижения в области  науки  и  техники , военных знаний,  литературы  и  искусства , коренные усовершенствования методов производственной работы в  1940 — 1954 годах . В  1966 году приравнена к созданной  Государственной премии СССР .

Поэтическая манера Джамбула отличалась психологической насыщенностью и конкретностью изображения жизни, задушевностью и эпической простотой повествования. Он сочетал устные формы с литературными, поэтические отрывки с прозаическими. Его песни представляют яркую страницу казахской литературы советского периода. Поэзия Джамбула связана с жизнью простого народа. Джамбул звал к дружбе казахов с русским народом, он сложил множество лирических, бытовых, социально-сатирических песен, героических поэм и сказок («Собака бая Кадырбая», «Чёрный указ», «Поэма гневного сердца», поэмы «Утеген батыр», «Суранши батыр», сказка «Хан и акын», «Сказка о лентяе» и др.).

Всенародную известность приобрели песни акына в советское время. Поэт создал произведения, проникнутые советским патриотизмом и пафосом коммунистических идей (поэмы — «Моя родина», 1936), «Вооружённый народ», песни — «Гимн Октябрю», «Колыбельная песня», «Кляча и конь», «Песня о братстве народов», «Ленин и Сталин» и др.).

Джамбул создал песни о  Сталинской Конституции  («Закон счастья», «Я избираю Сталина», «Слуга народа» и др.).

В  1937 году  под именем Джамбула вышла ода  Николаю Ежову  — « Песня о батыре Ежове », другой вариант — « Нарком Ежов » (перевод К. Алтайского). Песня была положена на музыку М. Шафранником [2] , но более известна в виде стихотворения, поскольку вскоре Ежов был снят со всех постов, осуждён и расстрелян.

Стали широко известны и получили популярность его песни периода  Великой Отечественной войны  — «Поэма любви и гнева», «В час, когда зовёт Сталин», «Ленинградцы, дети мои», «Москве», «Приказ Родины»

, мырза Мухаммед Хайдар бен Мухаммед Хусайн Курекандуглат родился в 1499 г. в Ташкенте, умер в 1551 году в Кашмирском валаяте в Индустане. Знаменитый историк, литератор. В литературе известен как Хайдар мырза, Мырза Хайдар. Мухаммед Хайдар Дулат является автором дастана «Джаханнама», вошедшего в исторический справочник по Могулистану и приграничных ему областей — «Тарихи Рашиди».

Предки Мухаммед Хайдара Дулати были видными политическими деятелями на территории юго-восточного Казахстана, Кыргызстана и Восточного Туркестана, входившей в государство Могулистан. Они занимали посты улусбеков, тарханов и управляли своим наследственным владением — Манглай-Субеном. Амир Полатшы (Пуладчи) дулат во времена развала Чагатайского государства в середине XV века назначил Тугылык Тимура ханом восточной части этого государства. Еще один предок Мухаммед Хайдара Дулати — Амир Худайдат – в свою бытность улусбеком сменил шесть ханов на Могольском троне.

Дедушка Мухаммед Хайдара Дулати — мырза Мухаммед Хайдар правил Кашгарией до 1480 года, его отец Мухаммед Хусаин был одним из сподвижников хана Султана Махмуда, правившего в конце XV – начале XVI века восточной частью Моголистана. Мать Мухаммеда Хайдара Дулати, ханша Хубнигар, была дочерью Жунис хана, который, в свою очередь, со стороны матери был двоюродным братом Султана Саида и основателем династии Великих Моголов Захар-ад-дина Мухаммеда Бабура, правившего Индией.

Детство Мухаммед Хайдара Дулати приходится на времена заката государства династии Тимура в Средней Азии, произошедшего под давлением узбекских кочевников Мухаммеда Шейбани, развала Могулистана и возвышения Казахского ханства. После смерти отца, во время войны между ханом Султан Махмудом и ханом Мухаммедом Шейбани родственники Мухаммед Хайдара Дулати отправили его в Кабул к Бабуру. Мухаммед Хайдар Дулати участвовал в устроенном Бабуром походе на Мавераннахр. С 1512 года Мухаммед Хайдар Дулати, находясь во дворце хана Султана Саида в Кашгарии, занимал видные военные и другие придворные должности. Он принимал участие в войне с Абу Бакром за Кашгар и Жаркент в 1514 году, а также в военных походах на Кыргызстан

  • Детство Мухаммед Хайдара Дулати приходится на времена заката государства династии Тимура в Средней Азии, произошедшего под давлением узбекских кочевников Мухаммеда Шейбани, развала Могулистана и возвышения Казахского ханства. После смерти отца, во время войны между ханом Султан Махмудом и ханом Мухаммедом Шейбани родственники Мухаммед Хайдара Дулати отправили его в Кабул к Бабуру. Мухаммед Хайдар Дулати участвовал в устроенном Бабуром походе на Мавераннахр. С 1512 года Мухаммед Хайдар Дулати, находясь во дворце хана Султана Саида в Кашгарии, занимал видные военные и другие придворные должности. Он принимал участие в войне с Абу Бакром за Кашгар и Жаркент в 1514 году, а также в военных походах на Кыргызстан
  • юго-восточный Казахстан и Тибет. Мухаммед Хайдар Дулати воспитывал наследника ханского престола — Абу ар-Рашид султана.
  • По словам Бабура, Мухаммед Хайдар Дулати обладал энциклопедическими знаниями. Он был в курсе всех политических событий, знал политических деятелей. Мухаммед Хайдар Дулати был хорошим знатоком истории Казахстана и Средней Азии, Могулистана, особенно феодальной части племени дулат. В 1541–1546 годы в Кашмире он написал «Тарих-и Рашиди» («Историю Рашида»).
  • Данную работу Мухаммед Хайдар Дулати написал на персидском языке, опираясь на передававшиеся от поколения к поколению рассказы о прошлом дулатов, легенды могулов, секретные документы, сохранившиеся во дворцах могулских ханов, свидетельства очевидцев и свои наблюдения. Автор также пользовался историческими произведениями таких известных ученых прошлого, как Жувейни, Жамал Караши, Рашид ад-Дин, Шараф ад-Дин Али Йазди, Абд ар-Разака Самаркани и других. Все это позволяет характеризовать данное произведение как исторический справочник, основанный на ясных архивных данных. Мухаммед Хайдар Дулати оставил очень ценные сведения, касающиеся средневековой истории казахов.
  • «Тарих-и Рашиди» содержит много сведений о формировании Казахского ханства, о дальнейших событиях в Жетысу и Восточном Дешт-и-Кыпчаке, падении Могулистана, феодальных войнах, установлении дружеских союзов между казахами, кыргызами и узбеками в борьбе против внешнего врага. В работе также имеется много ценных данных о социально-экономическом положении Южного и Восточного Казахстана в XV-XVI веках, об исторической географии средневекового казахстанского Жетысу, городской и земледельческой культуре казахов.
  • «Тарих-и» состоит из двух тетрадей. В первой подробно описывается история правителей Моголистана — ханов из династии Чагатая. Вторая тетрадь составлена в виде воспоминаний, в ней идет речь об исторических событиях вплоть до завоевания мирзой Мухаммедом Хайдаром (дедом Дулата) Кашгарии. Повествуется также о борьбе Султана Саид-хана за власть в Моголистане, о завоевании земель племени дулат и создании в 1541 году Моголистана, о стремлении династии Чагатая вернуть прежние владения Моголистана — Жетысу и Тянь-Шань, о взаимоотношениях могольских ханов с династией Чагатая и казахскими ханами. «Тарих-и Рашиди» также охватывает исторические события, происходившие в XV-XVI веках в Средней Азии, Восточном Туркестане, Афганистане, Индии. Сегодня переведенные на персидский и турецкий языки варианты «Тарих-и Рашиди» хранятся в Санкт-Петербурге, Ташкенте, Душанбе
  • Абу-ар-Рашид, вновь воссевший на трон в 1533 году, опасаясь своих соплеменников, стал их преследовать. Двоюродный брат Мухаммед Хайдара Дулати, Саид Мухаммед, убил Дулата, после чего Мухаммед Хайдар Дулати бежал в Индию. Там он возглавил воинов во дворце Великих Моголов.
  • Мухаммед Хайдар Дулати умер в 1551 году во время восстания местных жителей.

Памятник Джамбулу Джабаеву в Алматы

Жамбылу всегда нравилось творчество поэтов, когда ему было двадцать лет, когда он самостоятельно стал разъезжать по аулам, демонстрируя поэтическое мастерство. В одном из аулов он познакомился с девушкой по имени Бурым. Не смотря на чувства между молодыми людьми, их брак так и не состоялся, по решению родителей. Этот факт очень повлиял на творчество поэта. Кроме того, значительным событием в жизни Жамбыла, оставившим глубокий след в его творческой биографии, явилась встреча с акынами Шоже и Шашубаем. Долгое время Жамбыл провел в их обществе. У Шашубая он перенял песни многих сары-аркинских акынов, немало преданий об Асане-Кайгы – поэте и философе XV века. Эти предания впоследствии вдохновили  Жамбыла на создание поэмы «Утеген-батыр», он назвал ее «Хикая», («хикаят» в Средней Азии занимательный сказ, рассказ о каком-нибудь событии.). Впервые она была записана в 1937 году и сейчас включена во все издания его произведений. В этой поэме описываются походы батыра Утегена, который бродит по свету в поисках лучшей земли и счастливой доли для своего народа. Затем началась Вторая Мировая война. Весть о начале Великой Отечественной войны пришла к Жамбылу когда он находился на джайляу. По словам Сабита Муканова, Жамбыл подъехал к дому в тот момент, когда по радио передавалась речь И.В. Сталина, это было  3 июля 1941 года. Перед репродуктором собрались все родственники Жамбыла. В эту же ночь Жамбыл сложил песню: «В час, когда зовёт Сталин». Эта песня сердечно и взволнованно выражала все те чувства тревоги советских людей за свою родину, патриотическую готовность встать на ее защиту. Многие из своих самых лучших песен казахский герой сложил именно в эти годы, они были посвящены Москве и Ленинграду.

Бауыржан Момышулы (24 декабря 1910 — 10 июня 1982) — участник Великой Отечественной войны , Герой Советского Союза , панфиловец , участник битвы за Москву , писатель.

] Биография

Родился 24 декабря 1910 года в посёлке Орак-Балга Сырдарьинской области Российской империи , ныне Жуалынского района Жамбылской области Казахской Советской Социалистической Республики, ныне Республики Казахстан в крестьянской семье. Казах .

В 1929 году окончил 9 классов. Работал учителем, экономистом Промышленного банка, секретарём ИсполКома Совета народных депутатов района, начальником районной милиции, инструктором Алма-Атинского городского военкомата Казахской ССР, прокурором района.

] Служба в РККА/СА

В Красной Армии с 1932 по 1934 годы и с 1936 года , начинал рядовым красноармейцем, служил на Дальнем Востоке у Блюхера, участвовал в боях с Японской Квантунской армией.

В 1933 году окончил полковую школу, артиллерийское военное училище, стал артиллерийским офицером. В 40-м вернулся в Казахстан, работал старшим инструктором Казвоенкомата.

В боях Великой Отечественной войны с сентября 1941 года в составе дивизии под командованием генерал-майора Панфилова Ивана Васильевича .

Член ВКП(б) / КПСС с 1942 года .

В должности командира Талгарского батальона 1073-го стрелкового полка (316-я, с ноября 1941 — 8-я гвардейская стрелковая дивизия , 16-я армия , Западный фронт) старший лейтенант Момыш-улы при обороне Москвы участвовал в 27-и боях.

Во время второго генерального наступления вермахта на Москву с 16 по 18 ноября 1941 года батальон старшего лейтенанта Момыш-улы в отрыве от дивизии героически сражался на Волоколамском шоссе у деревни Матрёнино .

Умелое руководство комбата позволило на 3 дня задержать фашистов на данном рубеже. После чего старший лейтенант Момышулы вывел батальон из окружения боеспособным.

Героический боевой путь батальона под командованием Бауыржана Момышулы описан в художественно-исторической книге Александра Бека «Волоколамское шоссе».

На фронте командиром батальона Б. Момышулы провел месяц, после чего был досрочно повышен в командирской должности - до командира "своего же" полка, оставаясь в звании старшего лейтенанта

Позднее, будучи командиром 19-го гвардейского стрелкового полка, 26-30 ноября 1941 года гвардии старший лейтенант [1] Момыш-улы в районе деревни Соколово Московской области вместе со своим полком в течение четырёх суток вёл упорные бои, успешно

  •  

отбивая атаки противника. 5 декабря 1941 года Б. Момышулы был ранен, но поля боя не покинул.

В ходе боя в деревне Дубровка Московской области он вновь был тяжело ранен.

В январе-апреле 1942 г. 8-я гвардейская стрелковая дивизия и 9-я гвардейская стрелковая дивизия (командующим которой Б.Момышулы был назначен впоследствии, в 1945 г.), вели бои с дивизией СС «Мертвая голова» (Totenkopf) и участвовали в Демянской операции ("Демянский котел") .

В 1944 году Б.Момышулы окончил курсы усовершенствования офицерского состава при Военной академии Генерального штаба.

С 21 января 1945 года гвардии полковник Бауыржан Момышулы командовал 9-й гвардейской стрелковой дивизией 2-го гвардейского стрелкового корпуса 6-й гвардейской армии 2-го Прибалтийского фронта.

В феврале — марте 1945 года северо-западнее станции Приекуле ( Латвия ) части умело руководимой им дивизии прорвали три полосы сильно укрепленной обороны противника. В результате наступления дивизии было освобождено 15 населённых пунктов, нанесён значительный урон врагу в живой силе и боевой технике.

Представление к званию Героя Советского Союза

За проявленные мужество и героизм в битве под Москвой капитан Бауыржан Момышулы в 1942 году был представлен к званию Героя Советского Союза, однако был удостоен его лишь посмертно, 11 декабря 1990 года .

Послевоенная биография

После войны отважный офицер продолжал службу в Вооружённых Силах СССР.

В 1948 году он повторно окончил Военную академию Генерального штаба , теперь уже по полной программе.

С 1950 года — старший преподаватель Военной академии тыла и снабжения Советской Армии.

С декабря 1955 года полковник Момыш-улы — в запасе. Член Союза писателей СССР.

Вошёл в историю военной науки как автор тактических манёвров и стратегий, которые изучаются в военных ВУЗах до сих пор. Читал лекции по боевой подготовке во время визита на Кубу в 1963 году (опубликованы в испаноязычных газетах).

Встречался с Министром обороны Кубы Раулем Кастро и был удостоен звания почётного командира 51-го полка Революционных Вооружённых Сил Кубы .

В военных учебных заведениях США, Кубы, Израиля, Никарагуа отдельно изучается военный опыт Момышулы.

"Волоколамское шоссе" стало книгой обязательного чтения для членов Пальмах , и позднее для офицеров Армии Обороны Израиля .

МЫ ГОРДИМСЯ ИСТОРИЕЙ НАШЕЙ СТРАНЫ!!!!
  • МЫ ГОРДИМСЯ ИСТОРИЕЙ НАШЕЙ СТРАНЫ!!!!