Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа с. Преображенка
Проект
Близнецы – уникальный
феномен природы
Проект выполнили учащиеся:
Решетникова Алёна(11кл.)
Решетникова Наталья(11кл.)
Руководитель:
учитель психологии
Верхотурова Наталья Ивановна
с. Преображенка
2018г
Оглавление
Введение …………………………………………………….………..….3
Близнецы, их виды и методы изучения ...…………….………..………5
Практическая часть работы ....………………………………..………...9
Выводы ………………………………………………………................20
Литература……………………………………………………..…...…..21
Как на озере кувшинки,
Как январские снежинки,
Как на ручках рукавички,
Как два ушка, две реснички,
Словно в небе мотыльки,
Словно в поле ручейки,
Как веселые ромашки,
Как на полке в кухне чашки,
Как две рыбки золотые,
Как две капельки простые,
Как жемчужинки в короне,
Как царевны две на троне,
Как ладошки, как слезинки,
Две сердечка половинки:
Ну, а мы с сестрёнкой тоже
Удивительно похожи!
Неоднократно участвуя в школьной учебно-практической конференции «В мир поиска, в мир творчества, в мир науки», а нынче она шестая по счёту, мы с сестрой приняли решение вновь принять участие в этом познавательном мероприятии. Было сложно определиться с темой для проекта, ведь вокруг так много интересного! После долгих дум, мы вспомнили высказывание, что познавать мир нужно начинать с себя. А почему бы и нет? Исходя из того, что мы стоим на пороге выхода из школы, нам уже нужно бы определиться с профессией, и, на наш взгляд, изучив себя и выявив свои интересы, это могло бы помочь нам с проблемой выбора своего будущего. Но есть важный критерий в конференции, что тема должна быть актуальной, и просто выявить свои увлечения было бы не интересно, поэтому нам в голову пришла мысль изучить наши индивидуальные психологические особенности, как близнецов, ведь, мы одни в нашей школе. Итак, о нас: мы скорее всего однояйцовые близняшки так, как очень похожи. В детстве нас не различали, разве что, только по нашим поведению и поступкам. Я и моя сестра были как две капли воды, и отличить внешне нас друг от друга было сложно. Вероятно, сейчас мы стали особенно отличаться по индивидуальным характеристикам. Характеры наши разные, но есть и сходства. Мы считаем, что здесь есть какая-то загадка и поэтому решили в этом разобраться. А чем же отличаются наши характеры? Вопрос оказался настолько сложным, что в двух словах на него не ответить, и, конечно, для этого нам необходимо провести исследование наших характерологических черт. Отметим, близнецы – это уникальный феномен природы, поэтому является интересным не только для нас. Они привлекают внимание людей уже много веков, и их изучение является важным объектом для современной генетики. Актуальность исследования заключается и в том, что появление близнецов, по мнению некоторых генетиков, стало более частым во всем мире.
Цель: выявить личностные особенности однояйцовых близнецов.
Задачи:
изучить виды близнецов, их физиологические и психологические особенности по биологическим источникам;
используя диагностические срезы, изучить особенности своего характера;
в процессе выполнения работы развивать своё мышление, умение составлять тексты и анализировать их, делать выводы.
Гипотезы: По данным анамнеза, мы - монозиготные или дизиготные близнецы?
Несмотря на то, что мы, близнецы, обучаемся и воспитываемся одинаково, но мы - две разные, уникальные личности?
Наши индивидуальные психологические особенности, которые мы выявим в результате исследований, помогут ли нам выбрать правильное направление нашей будущей профессиональной деятельности?
Частота рождаемости близнецов в Муниципальном Преображенском округе с 1926 года и по настоящее время увеличилась или уменьшилась?
Близнецы, их виды и методы изучения
Уникальное чудо природы
В настоящее время в мире насчитывается от 70 до 80 миллионов пар близнецов. На каждые 100 родов в мире приходится рождение одной близнецовой пары. В последнее время наблюдается тенденция роста этой закономерности. За последние 50 лет процент рождения близнецов вырос почти в 2,5 раза. Но так ли они похожи на самом деле, как кажется с первого взгляда? Близнецы́ — дети одной матери, развившиеся в течение одной беременности и появившиеся на свет в результате одних родов через непродолжительное время друг за другом.
Выделяют два основных типа близнецов:
монозиготные (гомозиготные);
дизиготные (гетерозиготные);
есть промежуточный тип: монозиготные полярные (полуидентичные).
Какие бывают близнецы
Изучением близнецов занимается наука, которая называется гемеллология.
Рожденные близнецы бывают монозиготными. Идентичные близнецы развиваются из одной яйцеклетки. Однояйцовые близнецы всегда одинакового пола – или мужского, или женского – и наследственно в высшей степени похожи, как две капли воды. Имеющиеся незначительные отличия между ними связаны с различным воздействием на них окружающей среды.
Второй тип близнецов – дизиготные, развиваются из разных яйцеклеток, оплодотворенных одновременно. Они могут быть как однополыми, так и разнополыми и мало походить друг на друга. Разнояйцевых близнецов чаще называют двойняшками.
Одноя́йцевые близнецы́ (гомозиго́тные, иденти́чные или монозиго́тные) — результат многоплодной беременности, возникшей в результате оплодотворения одной яйцеклетки и развития двух или более плодов (близнецов). В процессе внутриутробного развития из одной зиготы (одной яйцеклетки, оплодотворенной одним сперматозоидом), разделившейся на стадии дробления на две (или более) части образуются генетические копии (происходит естественное клонирование). Таким образом, на свет появляются близнецы не только имеющие портретное сходство (идентичный фенотип), но и с одинаковым генотипом. Около 25% гомозиготных близнецов — зеркальные. Это может быть заметно при внешнем осмотре (у одного родинка на левой щеке, у другого — на правой) или даже в расположении внутренних органов (например, сердце у одного из близнецов может оказаться справа), часто один из таких близнецов левша, а другой — правша. Чем позже разделяется зигота, тем больше вероятность того, что близнецы приобретут зеркальность. Отпечатки пальцев у гомозиготных близнецов похожи по некоторым характеристикам, таким как тип шаблона, количество линий, однако детальный рисунок отличается.
Однояйцевые (гомозиготные) близнецы развиваются из одной оплодотворённой яйцеклетки. Возникновение однояйцевых двоен, троен и так далее обычно связано с оплодотворением яйцеклетки, имеющей два (или более) ядра, либо происходит в результате разделения единого эмбрионального зачатка (зиготы) в стадии дробления на части, в каждой из которых в дальнейшем формируется зародыш. Однояйцевая двойня может быть биамниотической (в случае, когда зародыши образуют отдельный для каждого амнион и остаются обособленными), монохориональной (если оба амниотических мешка заключены в единственный общий для обеих близнецов хорион), моноамниотической (оба зародыша развиваются в общей амниотической полости). Гомозиготные близнецы внешне весьма похожи друг на друга (имеют портретное сходство) и всегда однополы. Группа крови у них идентичны.
Отличие от многояйцевых близнецов
Обычно определение варианта близнецов (однояйцевые или многояйцевые) не представляет трудностей. После родов в родзале на специальном блюде раскладывается и исследуется плацента (послед), которая рождается в течение получаса следом после рождения близнецов. Трудности возникают, когда рождаются однополые многояйцевые близнецы с тесно примыкающими друг к другу плацентами, которые сливаются в единое целое и имеют общую капсулярную оболочку. Тем не менее, ворсинчатая и водная оболочки каждого из плодных яиц остаются раздельными. Таким образом, основное отличие: однояйцевые близнецы формируются из одного сперматозоида и одной яйцеклетки, а многояйцевые — из двух (и более) разных сперматозоидов и яйцеклеток. В сомнительных случаях возможно применение исследования ДНК, т.к. однояйцевые близнецы обладают идентичным генотипом.
Гетерозиготные близнецы́ развиваются в том случае, если две яйцеклетки оплодотворены двумя сперматозоидами. Естественно, гетерозиготные близнецы имеют различные генотипы. Они сходны между собой не более, чем братья и сестры, так как имеют около 50% идентичных генов. Интересно, что в редких случаях могут родиться гетерозиготные близнецы от разных отцов. Иногда гетерозиготные близнецы имеют общую сросшуюся плаценту. Как гетерозиготные, так и монозиготные близнецы бывают не только двойняшками, но и тройняшками, четверней и так далее вплоть до 9 детей.
Полярные близнецы крайне мало изучены, но, вероятно, могут быть только двойней. Также зафиксированы случаи, когда в тройне рождались два монозиготных близнеца и один гетерозиготный по отношению к двум другим.
Интерес ученых к близнецам
Во все времена появление близнецов было загадкой. Но вот достоверными знаниями о близнецах стали располагать сравнительно недавно. Английский ученый Френсис Гальтон (1822-1911) опубликовал в 1876 году в Лондоне статью о близнецах, в которой поднял важные вопросы, связанные с развитием человека. Именно после появления этой статьи началось изучение близнецов. И в настоящее время близнецовый метод является практически единственным при решении многих научных и практических задач изучения генетики человека.
Близнецовый метод
Изучает развитие признаков у близнецов для выяснения наследственности человека. Рождение одного ребёнка – норма для женщины. Но случается, что на свет появляются двое, а то и больше, братьев или сестер с одинаковой датой рождения. Это близнецы.
Ученые подсчитали, что в среднем одна двойня приходится на 85 одноплодных родов, тройня – на 8000; большое количество близнецов встречается исключительно редко. С 1900 года в мировой печати сообщалось один раз о рождении близнецов, 23 раза о рождении 6-ти близнецов и более 50 раз о рождении 5-ти близнецов. Предрасположенность к рождению близнецов – наследственная черта, передающаяся по материнской линии.
Близнецы бывают однояйцовыми и разнояйцовыми. Однояйцовые (идентичные) близнецы похожи друг на друга, как две капли воды: одного пола, группы крови, роста и телосложения, с одним и тем же цветом глаз, одинаковой формой ушей и т.д. Это неудивительно: у однояйцовых близнецов абсолютно идентичные наборы хромосом. Они результат деления зиготы на две (или больше) клетки, каждая из которых развилась в отдельный организм, вместо того, чтобы стать частью одного-единственного. Однояйцовые близнецы в утробе связаны своими пуповинами с единой плацентой.
Разнояйцовые близнецы - результат оплодотворения сразу нескольких яйцеклеток. Их пуповины крепятся каждая к своей плаценте. Такие близнецы похожи друг на друга не больше, чем обычные братья и сестры, они могут быть разного пола.
Если изучаемый признак проявляется у обоих идентичных близнецов, это означает, что он (признак) определяется генетическими, или наследственными, факторами и мало подвержен влиянию окружающей среды.
Основываясь на анализе родословных выдающихся людей, Гальтон пришел к выводу о наследственной природе таланта. С помощью близнецового метода было установлено, что у однояйцовых близнецов бывают чаще, чем у разнояйцовых, совпадают некоторые психические особенности, а значит на формировании этих качеств сказывается наследственный фактор. Ученый выяснил, что «одинаковость» однояйцовых близнецов сохраняется на протяжении всей жизни и проявляется и в уровне умственного развитии, и в личностных качествах, и в интересах. (2, 13).
При изучении близнецов используются несколько методов:
- сравнение однояйцевых близнецов между собой (внутрипарное);
- сравнение однояйцевых близнецов с двуяйцевыми;
- экспериментальное сравнение однояйцевых близнецов;
- равнение близнецов с другими братьями и сестрами;
- сравнение однояйцовых близнецов, выросших раздельно, с выросшими вместе.
Известные ученые США, Англии, Италии, Франции, Бельгии, Дании, Японии успешно используют разные разновидности близнецового метода. Для организации и координации генетических исследований, применяющих данный метод, в этих странах созданы специальные регистры близнецов, которые собираются уже несколько десятков лет и считаются национальным достоянием.
Например, Дания имеет национальный регистр, который содержит информацию о всех близнецах страны, что заметно облегчает научные исследования. Известен факт, что во время войны в Дании эти регистры вывозили вместе с культурными ценностями.
Наличие таких регистров – абсолютно необходимое условие для надежной реализации разнообразных исследовательских проектов – медицинских, педагогических, социологических и т. д., но особенно важны они для психологических исследований, поскольку позволяют скоординировать работу исследователей разного профиля.
Исследования близнецов невероятно важны для практики: они могут обосновывать существование генетических источников различных заболеваний, особых форм поведения, выявить факторы риска возникновения физических, психических и поведенческих расстройств; позволяет изучать условия развития познавательной, эмоциональной, личностной сфер человека.
К сожалению, точных данных по количеству близнецов в России нет. Лишь в нескольких городах существуют близнецовые регистры. Так, Московский близнецовый регистр насчитывает около 5000 пар близнецов, Ижевский – около 300 пар. В нашей стране частота рождения разнояйцевых близнецов составляет от 60 до 90 пар на 10000 рождений, а однояйцевых близнецов – в пределах 30-40. Разнояйцевых близнецов рождается в 2 раза больше, чем однояйцевых.
Частота рождения близнецов
Общая частота рождения близнецов составляет примерно 1%, из них около 1/3 приходится на монозиготных близнецов. Известно, что число рождений монозиготных близнецов сходно в разных популяциях, в то время как для гетерозиготных это число существенно различается. Например, в США дизиготные близнецы рождаются чаще среди представителей негроидной расы, чем среди представителей европеоидной расы. В Европе частота появления дизиготных близнецов составляет 8 на 1000 рождений. Однако в отдельных популяциях их бывает больше. Самая низкая частота рождения близнецов присуща монголоидным популяциям, особенно в Японии. Самый высокий процент рождающихся близнецов зафиксирован в бразильском городе Кандиду-Годой, который именуется «Мировой столицей близнецов». В районе города порт. Linha São Pedro необычно высок процент рождающихся близнецов, до 10% от всех рождений. В городском музее открыта специальная выставка, посвящённая этому феномену, a с 2003 года проводится ежегодный фестиваль близнецов.
Полагают, что многоплодие генетически обусловлено. Однако это справедливо лишь для дизиготных близнецов. Факторы, влияющие на частоту рождения близнецов, в настоящее время мало изучены. Есть данные, показывающие, что вероятность рождения дизиготных близнецов повышается с увеличением возраста матери, а также порядкового номера рождения. Влияние возраста матери объясняется, вероятно, повышением уровня гонадотропина, что приводит к учащению полиовуляции. Имеются также данные о снижении частоты рождения близнецов почти во всех индустриальных странах. С изобретением ЭКО увеличился процент рождения близнецов — как дизиготных (так как матери подсаживаются сразу несколько зигот), так и монозиготных (причина не выяснена, возможно, делению способствуют лабораторные условия).
Знаменитые близнецы
Многие однояйцевые (монозиготные) близнецы знамениты. Всемирную известность завоевали американские актрисы сестры Олсен Мэри-Кейт и Эшли.
Среди певцов в свое время очень знамениты были сестры Елена и Татьяна Зайцевы. Близнецы братья Торсуевы Владимир и Юрий, исполнители главных ролей в знаменитом советском фильме «Приключения Электроника». До съемок фильма это были обыкновенные мальчишки одной из московских школ. А после выхода фильма на советские экраны стали в одночасье известны и любимы.
И среди российских юмористов также есть близнецы - это братья Пономаренко Александр и Валерий. Среди российских актрис на экране играют главные роли сестры Арнтгольц Татьяна и Ольга. А сестры Толмачевы Анастасия и Мария в 2006 году стали победительницами Детского Евровидения.
Практическая часть работы
В своей работе мы использовали следующие методы: статистику рождаемости близнецов на территории Муниципального Преображенского округа, посещение близнецов нашего села Зарукиных Ольги Иннокентьевны и Дины Иннокентьевны и беседа с ними, анкетирование родителей близнецов (нашей мамы Решетниковой Евгении Михайловны), анализ анамнеза Решетниковых Алёны и Наташи, самодиагностику черт характера (исследование форм проявления характера по методике Т.Лири), самодиагностику наших интересов (методика «Карта интересов», Резапкина Г.В.), анкетирование нас, Решетниковых Алёны и Наташи, одноклассниками.
Статистика рождаемости близнецов на территории Муниципального Преображенского округа
№ п/п | Год рождения | Населённый пункт | Фамилия, имя | Возраст родителей (кол-во лет) |
Мама | Папа |
1 | 3 ноября 1926 г. | д. Мога | С. Михаил и Иван | 32 | 30 |
2 | 1 июня 1941г. | д. Жданово | Ж. Владимир и Зоя | 38 | 39 |
3 | 5 сентября 1943г. | д. Юрьево | Ю. Надежда и Вера | 31 | 34 |
4 | 2 июня 1949г. | д. Юрьево | Ю. Зинаида и Галина | 29 | 35 |
5 | 17 мая 1950г. | с. Преображенка | Ш. Аниса и Роза | 25 | 37 |
6 | 23 февраля 1951г. | д. Верхне-Калинина | В. Сергей и Мальвина | 25 | 27 |
7 | 1 января 1955г. | д. Мога | С. Нина и Василий | 32 | - |
8 | 23 сентября 1960г. | д. Жданово | Б. Андрей и Евгений | 40 | 23 |
9 | 4 ноября 1960г. | д. Верхне-Калинина | В. Пётр и Валентина | 28 | - |
10 | 1968г. | с. Преображенка | С. Елена и Наталья | - | - |
11 | 2 октября 1973г. | с. Преображенка | Б. Марк и Надежда | 36 | 38 |
12 | 23 мая 1976г. | с. Преображенка | С. Андрей и Оксана | 22 | 23 |
13 | 23 октября 1980г. | с. Преображенка | С. Максим и Дмитрий | 32 | 34 |
14 | 14 сентября 1991г. | с. Преображенка | Ю. Лидия и Александр | 29 | 29 |
15 | 24 мая 2000г. | с. Преображенка | Решетниковы Наталья и Алёна | 20 | 22 |
16 | 15 октября 2010г. | с. Преображенка | С. Рустам и Руслан | 22 | 37 |
Статистические данные о рождаемости близнецов мы узнали из беседы с Сафьянниковой Кларой Прокопьевной, некоторые из них уточняли в ЗАГСе с. Ербогачён, за что мы очень благодарны тем, кто оказал нам помощь. С 1926 года по настоящее время на территории нашего села Преображенка и близ лежащих сёл Мога, Жданово, Верхне-Калинина, Юрьево родилось 16 пар близнецов. Проанализировав эти данные рождаемости близнецов Преображенского округа, можем утверждать, что частота рождаемости близнецов на нашей территории невысока.
Нам известно, что многоплодие генетически обусловлено. Факторы, влияющие на частоту рождения близнецов, в настоящее время ещё мало изучены, но есть данные, показывающие, что вероятность рождения дизиготных (разнояйцевых) близнецов повышается с увеличением возраста матери, а также порядкового номера рождения. Дизиготные близнецы – это близнецы, которые могут быть как однополыми, так и разнополыми и мало походить друг на друга. Мы можем утверждать, что из 16 близнецовых пар 7 пар - дизиготные, т.к. они разного пола.
Из статистического анализа нам известно только две пары монозиготных близнецов – С.Рустам и С.Руслан (15 октября 2010г.) и мы, Решетниковы Наталья и Алёна (24 мая 2000г.).
Посещение близнецов нашего села Зарукиных Ольги Иннокентьевны и Дины Иннокентьевны и беседа с ними
В нашем селе живёт всего 2 пары близнецов - Зарукины Ольга Иннокентьевна и Дина Иннокентьевна и мы. 13 мая 2018 года состоялась наша встреча с близнецами родного села, которые старше нас на 47 лет. По их приглашению мы встретились в доме их мамы, Таисии Егоровны. С первых минут встречи мы поняли, что Таисия Егоровна, Ольга Иннокентьевна и Дина Иннокентьевна очень гостеприимные, добродушные и открытые для общения люди. Общение с ними было интересным, потому что у них большой близнецовый жизненный опыт. Нас они приняли с большим радушием. Общаясь с ними мы поняли, что разлука для них была бы негативным фактором в жизни. По сложившемуся нашему мнению, они остались жить в одном селе для того, чтобы каждый день встречаться и общаться, потому что очень привязаны друг к другу.
Так ответили на наши вопросы Ольга Иннокентьевна и Дина Иннокентьевна:
Дата рождения
- 12.12.1953.
Кто старше? На сколько?
- Дина Иннокентьевна старше на 15 минут.
После рождения как вас различали ваши родители, родственники?
- Мама нас различала, так же, как и брат, Николай. Папа путал. Ольга была худее.
У вас были проблемы с узнаванием одноклассниками и учителями в школе?
- Учителя нас путали, просили, чтоб одевали разные бантики, одежду.
Пользовались ли вы своим сходством при ответах у доски?
- Нет, не пользовались.
У вас в юные годы были общие друзья? А как сейчас с этим?
- Есть общие друзья и подруги, а есть либо только Динины, либо Ольгины. Всегда так было.
Кто из вас лидер? Кто обычно в делах берет первенство, инициативу?
- Дина – лидер. Бойкая была и есть.
Какие отношения у вас между собой были в детстве? А сейчас?
- Сильно не дрались, но иногда поводы для ссор были.
Какими были ваши детские мечты о будущей профессии? Со временем ваши интересы поменялись?
- Ольгу Иннокентьевну привлекали гуманитарные науки. Тем не менее, она выучилась на санитарного фельдшера, после долго работала воспитателем в детском саду.
- Дина Иннокентьевна – хотела быть геологом. Любимая её песня «Крепись, геолог». Поступила на юридический, не закончила его, стала метеорологом, кем и работает по сей день.
Хорошо ли быть близнецами? Почему?
- Хорошо. Есть взаимоподдержка, взаимопомощь, взаимопонимание.
Интересные факты из жизни.
-Родились дома, не в больнице, в деревне Гаженка.
-Отец работал в милиции, потом был председателем сельского совета, потом диспетчером
-Всегда были друг за друга. Один раз козёл прижал к забору Ольгу Иннокентьевну, а Дина Иннокентьевна лупила его палкой, чтоб спасти сестру.
-В детстве мы были «детьми улицы» (так называют себя сами), все время гуляли на улице. Зимой даже морозы нас не держали. Играли в лапту беговую и круговую, прятки, догоняшки и другие коллективные игры.
- В 1971 году были сильные пожары вокруг села Ербогачен. Дина Иннокентьевна помогала ликвидировать эту пожароопасную ситуацию.
-В школьных конкурсах мы всегда занимали по костюмам первые места. Выступали на бал-маскарадах в сельском клубе (туда пускали только тех, кто получал первые места за костюмы с 7 по 10 классы).
-На уроках Дина Иннокентьевна помогала Ольге Иннокентьевне писать сочинение, так как Ольга Иннокентьевна не могла сама с ним справиться.
- Мы очень любили сказки, и до сих пор любим.
-До 10 класса не подстригали волосы вообще.
-Ольга Иннокентьевна в раннем возрасте начала увлекаться книгами, например, в раннем возрасте прочитала книгу «Граф Монте-Кристо».
-В разлуке нам скучно, тоскуем, в основном не разлучаемся. Видимся каждый день и этим поддерживаем друг друга.
Анкета для родителей, которые имеют в семье близнецов
1. Какие у ваших детей близнецов отношения между собой?
2. Какие трудности в воспитании вам пришлось преодолеть?
3. Какие характеры на ваш взгляд у ваших детей?
4. Как вы отличали близнецов, начиная с рождения?
5. Как они относятся к домашним обязанностям?
6. Как они ведут себя в разлуке?
7. Были ли в ваших семьях еще случаи рождения близнецов?
Результаты анкетирования Решетниковой Евгении Михайловны
1. Какие у ваших детей близнецов отношения между собой?
-В тяжелые периоды они всегда поддерживают друг друга. Бывает, когда они и соперничают между собой. Дрались всегда, такое бывает и сейчас, в зрелом возрасте.
2.Какие трудности в воспитании вам пришлось преодолеть?
-Такие, как у всех родителей.
3.Какие характеры на ваш взгляд у ваших детей?
-У Алёны больше доброты, уступчивая. У Наташи тяжелый характер, в основном все делает по-своему.
4. Как вы отличали близнецов, начиная с рождения?
-Сначала отличали по пятнышкам на теле. У Наташи было 2 родимых пятнышка на животике. У Алёны их не было. С года у Алёны появилось 3 родимых пятна на щеке. В дальнейшем лица у детей стали различаться по глазам, у Наташи один глаз уже другого. У Алёны глаза одинаковые. Различались криком: Алёна «пищала», Наташа «кричала басом».
5. Как они относятся к домашним обязанностям?
-Алёна трудолюбивая, Наташа может где-то отказаться наотрез.
6. Как они ведут себя в разлуке?
-Разлуку переносят плохо. Даже было такое, что одна шла ночевать к бабушке, а другая оставалась дома. После этого девочка, которая оставалась дома, при возращении другой обижалась на сестрёнку и не разговаривала какое-то время. Разлуку не любят и сейчас. Часто ходят гулять вместе, почти все делают вместе. Раздельно бывают редко.
7. Были ли в ваших семьях еще случаи рождения близнецов?
-Были. Со стороны моей мамы Елены Николаевны, у моего деда были племянницы, девочки двойняшки и у моей тёти Людмилы - два внука близнеца. Со стороны моего отца, Михаила Игоревича было две девочки близняшки, которые ему являлись прапрабабушками.
Из опроса мамы следует, что мы - близнецы, но имеем индивидуальные отличия, в разлуке каждый близнец скучает, мы очень привязаны друг к другу, наверное, скорей всего мы просто дополняем друг друга.
Нам интересно было слушать маму и всё больше узнавать о своём детстве и о родословной нашей семьи.
Результаты анамнеза Решетниковой Алёны и Наташи
| Алёна | Наташа |
Рост | 50см | 50см |
Вес | 3520г | 3570г |
Цвет кожи | смуглая | светлая |
Внешность | У обоих светлые прямые волосы, серый цвет глаз, форма носа прямая, форма левых ушей одинаковая, форма правых ушей различна (у Алёны уголок на ухе). |
Разница в возрасте | Алёна младше Наташи на 1 минуту |
Зарождение характера | Неспокойная, постоянно кричала, плакала | Спокойная |
Из наших антропометрических исследований следует, что у нас уже при рождении обнаружилось большое портретное сходство, были сходства по росту, цвету глаз, волос, форме носа, значит, скорее всего, мы – монозиготные близнецы. Нам известно, что гомозиготные близнецы внешне весьма похожи друг на друга (имеют портретное сходство) и всегда однополы.
Исследование форм проявления характера (методика Т. Лири)
Прочитай утверждение.
В случае согласия с ним, поставь знак «+», в случае несогласия — «–» в регистрационный бланк рядом с порядковым номером этого вопроса.
1. Другие думают о тебе благосклонно 2. Ты производишь впечатление на окружающих 3. Умеешь распоряжаться, приказывать 4. Умеешь настоять на своем 5. Обладаешь чувством достоинства 6. Ты независим 7. Способен сами позаботиться о себе 8. Можешь проявить безразличие 9. Способен быть суровым 10. Строг, но справедлив 11. Можешь быть искренним 12. Критичен к другим 13. Любишь ласкаться 14. Часто печален 15. Способен проявлять недоверие 16. Часто разочаровываешься 17. Способен быть критичным к себе 18. Способен признать свою неправоту 19. Охотно подчиняешься 20. Уступчив 21. Благодарный 22. Ты восхищающийся и склонный к подражанию человек 23. Уважительный 24. Ищешь одобрения 25. Склонный к сотрудничеству, взаимопомощи 26. Стремишься ужиться с другими 27. Дружелюбный, доброжелательный 28. Внимательный и ласковый 29. Деликатный 30. Стараешься ободрить окружающих 31. Отзывчивый на призывы о помощи 32. Бескорыстный 33. Способный вызвать восхищение 34. Пользуешься у других уважением 35. Обладаешь талантом руководителя 36. Ответственный 37. Уверенный в себе 38. Самоуверенный и напористый 39. Деловитый и практичный 40. Любишь соревноваться 41. Стойкий и крутой, где надо 42. Нетерпимый, но беспристрастный 43. Раздражительный 44. Открытый и прямолинейный 45. Не терпишь, чтобы тобой командовали 46. Скептичный 47. На тебя трудно произвести впечатление 48. Обидчивый, щепетильный 49. Легко смущаешься 50. Не уверен в себе 51. Легко уступаешь 52. Скромный 53. Часто прибегаешь к помощи других 54. Очень почитаешь авторитеты 55. Охотно принимаешь советы 56. Доверчив и стремишься радовать других 57. Всегда любезен в обращении 58. Дорожишь мнением других 59. Общительный и уживчивый 60. Добросердечный 61. Добрый, вселяешь уверенность 62. Нежный и мягкосердечный 63. Любишь заботиться о других 64. Бескорыстный и щедрый; 65. Любишь давать советы 66. Производишь впечатление значительности 67. Начальственно-повелительный 68. Властный 69. Хвастливый 70. Думаешь только о себе 71. Надменный и самодовольный 72. Хитрый и расчетливый 73. Нетерпимый к ошибкам других 74. Своекорыстный 75. Откровенный 76. Часто недружелюбный 77. Озлобленный 78. Ты жалобщик 79. Ты ревнивый 80. Долго помнишь обиды 81. Занимаешься самобичеванием 82. Застенчивый 83. Безынициативный 84. Кроткий 85. Зависимый, несамостоятельный 86. Любишь подчиняться 87. Предоставляешь другим принимать решения 88. Легко попадаешь впросак 89. Легко поддаёшься влиянию других 90. Готов довериться любому 91. Благорасположен ко всем без разбору 92. Всем симпатизируешь 93. Прощаешь все 94. Переполнен чрезмерным сочувствием 95. Великодушный и терпимый к недостаткам 96. Стремишься покровительствовать 97. Стремишься к успеху 98. Ожидаешь восхищения от каждого 99. Распоряжаешься другими 100. Деспотичный 101. Ты сноб (судишь о людях по рангу и достатку, а не по личным качествам) 102. Ты тщеславный 103. Эгоистичный 104. Холодный, черствый 105. Язвительный, насмешливый 106. Ты злой, жестокий человек 107. Часто гневаешься 108. Бесчувственный, равнодушный 109. Злопамятный 110. Проникнут духом противоречия 111. Упрямый 112. Недоверчивый и подозрительный 113. Робкий 114. Стыдливый 115. Отличаешься чрезмерной готовностью подчиняться 116. Мягкотелый 117. Почти никогда и никому не возражаешь 118. Навязчивый 119. Любишь, чтобы тебя опекали 120. Чрезмерно доверчивый 121. Стремишься снискать расположение каждого 122. Со всеми соглашаешься 123. Всегда дружелюбный 124. Любишь всех 125. Слишком снисходительный к окружающим 126. Стремишься утешить каждого 127. Заботишься о других в ущерб себе 128. Портишь людей чрезмерной добротой
Обработка полученных данных: В каждой из 8 шкал (вертикальных столбцов) суммируется количество знаков «+», и результат пишется под шкалой.
Количество набранных баллов соответствует степени выраженности свойств:
1 степень — 0 ….6 баллов (слабо выражены);
2 степень — 7…11 баллов (выражены средне);
3 степень — 12…16 баллов (сильно выражены).
1. Доминирование: экспансия власти «чем больше, тем лучше», желание иметь вес, значение в глазах окружающих; иметь успех, распоряжаться; мотивация борьбы, завоевания, проявление агрессии, тщеславие, тип лидера.
2. Уверенность в себе: Эгоцентризм, независимость, эгоистический рационализм (деловитость в отношении всего, что может принести личную пользу, активность в этом направлении, в отношении всего остального — равнодушен; в отношениях с людьми — дипломатия (уступки, если это даст положительный личный результат, и сопротивление, если это угрожает личному комфорту и покою); лидер, но эгоцентричный и честолюбивый
3. Консерватизм (жестокость): сила воли, настойчивость в достижении цели любыми средствами; открытость, прямолинейность, раздражительность, если встречается сопротивление, в этом случае проявления агрессии, недружелюбия, гнева, нежелания идти на уступки и компромиссы; упрямство из принципа; тип авторитарного лидера, садистские тенденции.
4. Негативизм: неудавшийся лидер, всегда в оппозиции, недоверчив, сопротивляется любому влиянию, отстаивает свою позицию, оборона в отношениях с лидерами, борьба, но не завоевательная, а оборонительная, тщеславие, мстительность, ревнивость, подозрительность, обидчивость, самодурство.
5. Уступчивость: комплекс вины, социальная неприспособленность, ущербная самооценка, самобичевание, безынициативность, робость. Эта шкала противоположна пункту 2 (уверенности в себе).
6. Зависимость: незрелость, инфантильность, несамостоятельность, какая-то ущербность в смысле зрелости; отсюда поиски сильных лиц, руководства, помощи; ведомый, антидоминантный тип. Эта шкала противоположна пункту 1 (доминированию).
7. Конформизм: ориентация на мнение окружающих, боязнь общественного мнения, поиск социального одобрения; общителен в группе, сонастраивается со всеми, активно сотрудничает с лидерами, если сам оказывается лидером, то демократического типа.
8. Отзывчивость: эмоциональная реактивность, чувствительность к поведению других людей, умение сопереживать, самоотдача, материнский тип отношений с людьми, опека над слабыми, совестливость, обязательность, исполнительность, умение дорожить мнением окружающих (но не всех вообще, а референтной группы), т.е. ориентация на социум по интровертированному типу.
В целом шкалы 1, 2, 3, 4 – это активные свойства, а 5, 6, 7, 8 — реактивные (пассивные, реагирующие на ситуацию, стимул) (4,32).
Результаты анкетирования по исследованию форм проявления характера
| Алёна | Наташа |
1.Доминиро- вание | желание иметь значение в глазах окружающих; иметь успех, распоряжаться; мотивация борьбы; тип лидера | желание иметь значение в глазах окружающих; иметь успех, распоряжаться; мотивация борьбы; тип лидера |
2.Уверенность в себе | Независимость, в отношениях с людьми — дипломатия (уступки и сопротивление); лидер, но эгоцентричный и честолюбивый | Независимость, в отношениях с людьми — дипломатия (уступки и сопротивление); |
3.Консерватизм (жестокость) | сила воли, настойчивость в достижении цели любыми средствами; открытость, прямолинейность, раздражительность, если встречается сопротивление, в этом случае проявления агрессии, недружелюбия, гнева, нежелания идти на уступки и компромиссы; упрямство из принципа | сила воли, настойчивость в достижении цели любыми средствами; открытость, прямолинейность, раздражительность, если встречается сопротивление, в этом случае проявления агрессии, недружелюбия, гнева, нежелания идти на уступки и компромиссы; упрямство из принципа |
4.Негативизм | неудавшийся лидер, который сопротивляется любому влиянию; мстительность, ревнивость, подозрительность, обидчивость | недоверчив; отстаивает свою позицию; борьба, не завоевательная, а оборонительная; мстительность, ревнивость, подозрительность, обидчивость |
5.Уступчивость | комплекс вины; ущербная самооценка; робость | комплекс вины; ущербная самооценка; робость |
6.Зависимость | - | - |
7.Конформизм | ориентация на мнение окружающих, боязнь общественного мнения; общителен в группе, сонастраивается со всеми, активно сотрудничает с лидерами, если сам оказывается лидером, то демократического типа | ориентация на мнение окружающих, боязнь общественного мнения, поиск социального одобрения; общителен в группе, сонастраивается со всеми |
8.Отзывчивость | эмоциональная реактивность, чувствительность, умение сопереживать, самоотдача, материнский тип отношений с людьми, опека над слабыми, совестливость, обязательность, исполнительность, умение дорожить мнением окружающих (только близких), т.е. ориентация на социум по интровертированному типу | эмоциональная реактивность, чувствительность, умение сопереживать, самоотдача, материнский тип отношений с людьми, опека над слабыми, совестливость, обязательность, исполнительность, умение дорожить мнением окружающих (только близких), т.е. ориентация на социум по интровертированному типу |
В таблице представлены данные ярко и средне выраженных форм проявления характера. Анализируя данное исследование, можно сказать, что мы обе хотим иметь значение в глазах окружающих, хотим, чтоб нас заметили, у нас есть мотивация борьбы, что характеризует тип лидера. Мы - сёстры, обладаем независимостью, готовы пойти на уступки, если это нам выгодно, и сопротивляться, если это угрожает личному комфорту и покою. Так же у нас есть сила воли, настойчивость, открытость, упрямство из принципа, всегда пытаемся отстоять свою точку зрения. Мы обе обладаем чувством ревности, ущербной самооценкой и робостью. Порой, мы ориентируемся на мнение окружающих и дорожим им, поэтому у нас есть чувствительность к поведению других людей. А самое главное, у нас проявляется материнский тип личности, т.е. мы способны помочь слабым. Мы обнаружили у себя много сходных форм проявления характера, вероятно, в детстве родители относились к нам одинаково.
Осознаем, что иногда проявляются в наших поступках отрицательные черты характера, которые мы пытаемся корректировать.
Методика «Карта интересов»
Инструкция. «Карта интересов» состоит из 78 утверждений. Дайте ответ на вопрос «Любите ли вы, нравится ли вам, хотели бы вы?» по каждому утверждению следующим образом: если нравится то, о чем говорится в утверждении, то поставьте в бланке ответов рядом с порядковым номером утверждения знак «+», если не нравится – «-»; если сомневаетесь – поставьте «0».
Любите ли вы, нравится ли вам, хотели бы вы?
1.Читать книги по занимательной физике, занимательной математике.
2.Читать об открытиях в химии.
3.Выяснять устройство электроприборов.
4.Читать технические журналы.
5.Узнавать о жизни людей в разных странах.
6.Знакомиться с жизнью растений и животных.
7.Читать произведения мировой литературы.
8.Обсуждать политические события в стране и за рубежом.
9.Читать книги о жизни школы.
10.Знакомиться с работой врача.
11.Создавать уют в доме, классе, школе.
12.Посещать театры, музеи, выставки.
13.Читать книги о войнах и сражениях.
14.Читать об открытиях в физике и математике.
15.Выполнять домашние задания по химии.
16.Исправлять бытовые электроприборы.
17.Посещать технические выставки, знакомиться с новинками техники.
18.Ходить в походы, изучать родной край.
19.Изучать зоологию, ботанику, биологию.
20.Читать критические статьи по литературе.
21.Участвовать в школьных делах.
22.Объяснять товарищам домашнее задание.
23.Читать о том, как люди борются с болезнями.
24.Шить, вышивать, готовить.
25.Читать об искусстве.
26.Принимать активное участие в жизни школы.
27.Проводить опыты по физике.
28.Проводить опыты по химии.
29.Читать статьи по радиотехнике.
30.Собирать и ремонтировать механизмы (часы, велосипед)
31.Собирать коллекцию минералов.
32.Работать в саду, на огороде.
33. Письменно излагать свои мысли.
34.Читать книги про истории.
35.Рассказывать детям сказки, играть с ними.
36.Ухаживать за больными.
37.Помогать дома по хозяйству.
38.Принимать активное участие в концертах, выставках.
39.Участвовать в военно-спортивных играх.
40.Посещать дополнительные занятия по физике и математике.
41.Готовить химические растворы, проводить опыты.
42.Ремонтировать компьютеры.
43.Изготавливать модели кораблей, самолетов.
44.Участвовать в географических и геологических экспедициях.
45.Наблюдать за живой природой.
46.Изучать иностранный язык.
47.Выступать с докладами на исторические темы.
48.Организовывать общешкольные мероприятия.
49.Ухаживать за детьми.
50.Делать разные покупки.
51.Беседовать с другими людьми об искусстве.
52.Заниматься в спортивных секциях.
53.Участвовать в физико-математических олимпиадах.
54.Решать задачи по химии.
55.Выполнять работы с измерительными приборами.
56.Выполнять работы по механике.
57.Разбираться в географических, геологических картах.
58.Проводить опыты по биологии.
59.Обсуждать прочитанные книги и увиденные фильмы.
60.Изучать политику и экономику других стран.
61.Обсуждать вопросы воспитания и обучения.
62.Знакомиться со строением человеческого организма.
63.Убеждать людей в чем-либо.
64.Знакомиться с историей искусств.
65.Быть организатором в походах и играх.
66.Производить математические действия.
67.Отмечать химические явления в природе.
68.Разбираться в радиосхемах.
69.Выполнять чертежи.
70.Производить топографическую съемку местности.
71.Ухаживать за животными.
72.Выступать с докладами по вопросам литературы.
73.Знакомиться с историей культуры.
74.Давать объяснения младшим школьникам.
75.Изучать причины возникновения различных болезней.
76.Знакомиться, общаться с разными людьми.
77.Участвовать в спектаклях, концертах.
78.Соблюдать режим дня.
Бланк для ответов
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | |
40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | |
53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | |
66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | |
| | | | | | | | | | | | | + |
| | | | | | | | | | | | | - |
Обработка результатов. Тринадцать колонок в бланке – это тринадцать направлений профессиональной деятельности:
1 – физика и математика
2 – химия
3 – радиотехника и электроника
4 – механика и конструирование
5 – география-геология
6 – биология
7 – филология
8 – история и политика
9 – педагогика и воспитание
10 – медицина
11 – домоводство
12 – искусство
13 – спорт и военное дело.
По каждой из колонок подсчитывается арифметическая сумма плюсов и минусов. Предпочитаемое направление профессиональной деятельности определяется по наибольшему положительному значению суммы плюсов и минусов.
Вопросы сгруппированы таким образом, что первые два в каждом вертикальном столбце дают возможность выяснить, есть ли у школьника желание ознакомиться с той или иной областью знаний и видом деятельности. Вторые два означают стремление к углубленному познанию предмета своих интересов, а последние два – практическую деятельность в этой области. Сформулируй результат своей работы по выявлению интересов и склонностей, какой тип профессии для тебя предпочтителен (3, 39).
Результаты исследования по методике «Карта интересов»
| Наталья | Алёна |
Физика и математика | - | - |
Химия | 3 | - |
Радиотехника и электроника | 3 | - |
Механика и конструирование | 3 | 1 |
География, геология | 5 | 3 |
Биология | 2 | 6 |
Филология | 2 | 5 |
История и политика | 1 | 2 |
Педагогика и воспитание | 5 | 6 |
Медицина | 4 | 1 |
Домоводство | 5 | 6 |
Искусство | 5 | 5 |
Спорт и военное дело | 4 | 4 |
Работа по методике показала, что интересы у нас разные, но, есть и сходства в направлениях профессиональной деятельности - педагогика и воспитание, искусство, спорт и военное дело, домоводство. В области географии, геологии и медицины Наташа показала наиболее высокие баллы, чем Алёна, но у Алёны, как мы видим, баллы выше по биологии и филологии. Исходя из этого, мы можем ещё раз убедиться, что в чем-то мы похожи, но вовсе не одинаковые.
Результаты анкетирования нас одноклассниками
Для опроса одноклассникам был дан список черт характера человека, в котором они должны были отметить, какие из данных черт характерны нам. Такие мы по мнению одноклассников:
Черты характера |
Алёна | Наташа |
аккуратная, благоразумная, волевая, воспитанная, добрая, женственная, заботливая, капризная, любознательная, ласковая, лидер, мстительная, наблюдательная, надежная, обаятельная, общительная, отзывчивая, ответственная, порядочная, раздражительная, решительная, скромная, самостоятельная, сообразительная, творческая, трудолюбивая, терпеливая, уважительная, целеустремленная, честная, | аккуратная, благоразумная, волевая, воспитанная, грубая, добрая, женственная, жестокая, заботливая, капризная, любознательная, ласковая, лидер, мстительная, наблюдательная, надежная, нежная, обаятельная, общительная, отзывчивая, ответственная, порядочная, раздражительная, решительная, скромная, самостоятельная, сообразительная, творческая, трудолюбивая, терпеливая, уважительная, целеустремленная, честная, чистосердечная, эгоистичная |
По мнению одноклассников, у нас много сходных черт характера, но есть незначительные отличия. Наташа отличается от Алёны следующими чертами характера: грубость, нежность, чистосердечность, эгоистичность.
Выводы
Исходя из проделанной работы, мы можем сделать следующий вывод о том, что на самом деле близнецы в нашем округе встречаются редко. Поэтому они вызывают большой интерес окружающих (особенно однояйцовые, потому что они похожи друг на друга как две капли воды). Мы провели исследование и выяснили, что на территории Муниципального Преображенского округа число близнецов не растет (с 1926 года по 2018 год - 16 близнецовых пар). Статистические данные о рождаемости близнецов мы узнали из беседы с Сафьянниковой Кларой Прокопьевной, некоторые из них уточняли в ЗАГСе с. Ербогачён, за что мы очень благодарны всем тем, кто оказал нам помощь.
Из наших антропометрических исследований следует, что у нас уже при рождении обнаружилось большое портретное сходство, а также были сходства по росту, цвету волос, значит, скорее всего, мы – монозиготные близнецы. Нам известно, что гомозиготные близнецы внешне весьма похожи друг на друга (имеют портретное сходство) и всегда однополы. Чем большее количество признаков совпадает, тем больше вероятность, что мы – однояйцевые, монозиготные близнецы. Для 100%-ой достоверности нашей монозиготности нам необходим полный генетический анализ. И монозиготные близнецы между собой по антропометрическим данным имеют различия, эти несовпадения указывают на то, что вклад окружающей среды в развитии ребенка также значителен.
Психологические характеристики монозиготных близнецов имеют свои индивидуальные особенности, так как на их проявление оказывает большое влияние воспитание и образование. Мы подтвердили гипотезу, что близнецы, имеющие одинаковую внешность, могут отличаться по качествам характера и интересам. По результатам самодиагностик и по мнению одноклассников, у нас много сходных черт характера, но есть отличия. Наташа отличается от Алёны следующими чертами характера: грубость, нежность, чистосердечность, эгоистичность. И всё-таки, каждая из нас является индивидуальностью со своими особенностями характера, в этом немаловажную роль играет окружающая среда, воспитание и самовоспитание.
Многие задают вопрос: «Хорошо ли быть близнецами?». На него мы можем ответить так: «Близнецами быть очень хорошо, потому что все проблемы можно решать вдвоем, при этом, рядом находится настоящий друг, о котором можно только мечтать». На этот вопрос ответили также утвердительно и Зарукины Ольга Иннокентьевна и Дина Иннокентьевна: «Есть взаимоподдержка, взаимопомощь, взаимопонимание, видимся каждый день и этим поддерживаем друг друга».
Изучение близнецов является важным и перспективным. Исследования в этом направлении очень актуальны. Данные нашей работы могут быть востребованы родителями, учителями, социальными работниками, психологами, врачами.
Список литературы
1. https://ru.wikipedia.org/wiki
2. Деркачева Е.М. Генетика человека. Библиотека «Первого сентября», М.: Чистые пруды, 2007.
3. Резапкина Г. В. Я и моя профессия. Рабочая тетрадь учащегося. – М.: Генезис, 2000.
4. Л.Н.Бобровская, Е.А.Сапрыкина, О.Ю.Просихина Дневник профессионального самоопределения старшеклассника.– 2-е изд., стереотип. - М.: Глобус, 2009.
5. http://www.myshared.ru/slide/577770/
6. https://prezentacii.org/prezentacii/prezentacii-po-biologii/3165-bliznecy.html
7. https://prezentacii.org/engine/download.php?id=3018
8. Книпович Н.М. Близнецы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. 1890—1907.