Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение №443 «Дельфинчик» г. Новосибирск
Краткосрочный проект
«Будь здоров»
Выполнили: Инструктор по физической культуре :
Гундина Ю.А.
воспитатель11 группы
Шинко Л.Б.
Актуальность проекта
Состояние здоровья детей является одной из наиболее важных и глобальных проблем нашего общества, в том числе и нашего ДОУ. Задачи сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, совершенствования их физического развития являются основой Программы оздоровления детей в ДОУ.
По статистике, XXI-й век начался в России с резкого ухудшения такого существенного показателя, как здоровье дошкольников. На 8,1% снизилось число здоровых детей, на 6,7 % увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии и предрасположенностью к патологиям. Почти на 1,5% возросла численность детей третьей группы здоровья с отчётливо выраженными отклонениями и хроническими заболеваниями.
Определение предмета исследования:
«Береги здоровье смолоду» — гласит народная пословица. Формирование у дошкольников навыков и привычек здорового образа жизни является актуальной и значимой в современных условиях. С этой проблемой сталкиваемся ежегодно в дошкольном учреждении: ослабленное здоровье детей, низкий уровень их физического развития и т.д. Главная идея работы по формированию у дошкольников навыков и привычек здорового образа жизни заключается в том, что для достижения гармонии с природой, с самим собой и обществом человеку необходимо заботиться о своём здоровье с детства. Ведь здоровье рассматривается как гармоничное состояние организма (физическое, психическое, социальное — благополучие), которое позволяет человеку быть активным в своей жизни. Следует отметить, что формирование у детей привычек и навыков к здоровому образу жизни невозможно без взаимодействия с семьями воспитанников.
Формулировка проблемы:
Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. По данным Министерства здравоохранения РФ всего лишь 13% детей 5-7-летнего возраста могут считаться здоровыми. Сохранения и укрепления здоровья, формирования осознанной потребности в здоровом образе жизни должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. А добиться успехов в укреплении здоровья и полноценном физическом развитии детей, в повышении их двигательной активности можно только при единых подходах к физическому воспитанию в детском саду и дома.
К сожалению, на практике наблюдается, что дети испытывают «двигательный дефицит», имеют излишний вес, нарушения осанки. Анализ анкетирования показывает, что во многих семьях потребность дошкольников в движении удовлетворяется далеко не полностью, предпочтение отдается просмотру телепередач, компьютерным играм, занятиям статического плана и малоподвижным играм. Большая загруженность родителей ведет к сокращению прогулок на свежем воздухе, тем самым естественная потребность ребенка в движении в семье пусть неосознанно, но подавляется. Основными причинами таких результатов является то, что родители недооценивают роль двигательной активности, обеспечивающей здоровую жизнедеятельность ребенка, недостаточно осознанно подходят к процессу физического воспитания детей, занижая свою роль в этом процессе и перекладывая основную нагрузку на образовательное учреждение. И как следствие не понимают важности всех критериев, способствующих формированию здорового образа жизни у детей.
Общая характеристика проекта
- Тип проекта:
- По продолжительности: краткосрочный, 6.03.2023 – 20.03.2023уч. год.
- По направлению деятельности: познавательно — речевой, информационный, практико-ориентированный с элементами деятельности направленной на укрепление здоровья.
- Участники проекта: дети подготовительной группы «Паровозик из Ромашково», инструктор по физической культуре, педагоги, родители
- Цель проекта:
- Сформировать у детей основы здорового образа жизни, добиваться осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.
Задачи проекта:
- Продолжать формировать у детей позиции признания ценности здоровья, чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
- Расширять знания и навыки по гигиенической культуре. Воспитывать привычку сохранять правильную осанку.
- Закреплять знания о здоровых и вредных продуктах питания.
- Расширять знания о влиянии закаливания на здоровье человека.
- Сплочение детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта.
- Формы работы с детьми:
- 1. НОД познавательного цикла, НОД продуктивной деятельности (рисование, аппликация), чтение художественной литературы, рассматривание энциклопедий, просмотр презентаций по теме;
- 2. Игровая деятельность: подвижные, дидактические игры, игровые ситуации, созданные воспитателем проблемных ситуаций.
- Ресурсное обеспечение проекта:
- Физкультурный уголок в группе;
- Спортивный зал;
- Физкультурное оборудование и спортивный инвентарь.
- Методический инструментарий (картотека подвижных игр, схемы бесед, занятий, сценарий спортивного развлечения и т.д.).
- Подборка методической литературы “Физическая культура и оздоровление детей дошкольного возраста”.
Ожидаемый результат:
- -организация содержательной здоровьесберегающей развивающей среды в группе;
- -снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей;
- -сформированность гигиенической культуры у детей и наличие потребности в здоровом образе жизни;
- -активная помощь и заинтересованность родителей в организации работы по оздоровлению детей.
-
Этапы реализации проекта:
- 1этап – подготовительный:
- Разработка перспективного плана;
- Подготовка цикла тематических мероприятий;
- Подготовка атрибутов для игр, занятий.
- Проведение цикла тематических мероприятий;
- Организация целенаправленной просветительской консультативной деятельности с родителями по вопросам развития у детейпознавательных способностей;
- Проведение спортивного – развлекательного мероприятия «Мы здоровье сбережем».
Метод трех вопросов
Что знаем
Что хотим узнать
Здоровый человек - это не только тот, кто укрепляет свой организм при помощи физических упражнений, но ещё он следит за своим здоровьем. (Марк К.)
Где узнать
— Почему мы не болеем всё время?
— Чтобы быть здоровым, надо хорошо кушать.(Слава О.)
Вероника П.)
спросим у родителей;
— Еда бывает вкусная и не вкусная.
Как можно защититься от болезней?
— Чтобы укрепить и сохранить здоровье, надо заниматься спортом, физкультурой, закаляться, соблюдать режим, гулять на свежем воздухе.(Рома Т.)
Какую пользу приносят полезные продукты организму человека?(Даша Д.)
(Марина К.)
Соня Я.)
посмотрим в энциклопедиях, в книгах, в журналах, в интернете;
посмотрим видеофильмы, презентации, мультфильмы
Для чего нужно поддерживать полезные микробы? (Назели М.)
— Если не соблюдать правила гигиены, можно заболеть. (Миша С.)
— Вредные микробы убивают здоровье, а «добрые» помогают не болеть. (Александра С.)
сходим с родителями в аптеку, поликлинику, магазин;
Какая пища бывает самая полезная? (Костя П)
Что нужно, чтобы чувствовать себя здоровым?
сходим на экскурсию в медицинский кабинет, пищеблок
(Семен Н.)
План работы
- Дни недели, темы дня Мероприятия, содержание работы,
- цели и задачи Работа с родителями
- 6 марта понедельник «Где прячется здоровье»
1. Утренняя гимнастика «Здоровью скажем «Да».
- 2. Беседа «Что такое здоровье, как его сохранить и приумножить»;
- - чтение: А. Барто «Девочка чумазая»
- - сюжетно – ролевая игра «Магазин полезных продуктов питания».
- Цель: продолжать формировать интерес к собственному организму, самочувствию, связанному с состоянием здоровья.
- 3. Продуктивная деятельность: рисование по стихотворению А. Барто «Девочка чумазая»;
- Оформление папки – передвижки «Здоровый ребёнок» .Цель: обратить внимание родителей на то, что по сезону и погоде одетый ребёнок в меньшей степени подвержен простудным заболеваниям
- 7 марта вторник «Здоровые зубки»
- 1. Утренняя гимнастика «Здоровью скажем «Да».
- 2. Беседа «Здоровые зубки»;
- - чтение «Сказка о зубной щётке»;
- - дидактическая игра: «Что вредно, а что полезно для зубов». Цель: объяснить детям причину болезни зубов; формировать привычку чистить зубы; приучать ребёнка быть внимательным к себе и состоянию своих зубов.
- Провести анкетирование родителей :«Роль спорта в семейном воспитании» ,Цель: обратить внимание родителей на занятие спортом в их семье – походы на стадион, бассейн, спортивный зал и т. д .»
- 9 марта четверг «Мойдодыр»
- 1.Утренняя гимнастика «Здоровью скажем «Да».
- 2.Беседа «Микробы и вирусы»;
- - дидактическая игра «Предметы личной гигиены»;
- - чтение: «Потешки, стихи, загадки на заданную тему»;
- - пальчиковая гимнастика «Моем руки чисто – чисто»: Цель: формировать у детей представление о правилах личной гигиены;
- дать детям элементарные представления об инфекционных заболеваниях и их возбудителях (микробы и вирусы).
- 3. Подвижные игры:
- «Поймай хвостик». «Поймай комара», «Прятки»
- Цель: удовлетворить потребность детей в двигательной активности; развивать быстроту бега, ловкость, внимательность.
- Провести беседу по итогам анкетирования, познакомить родителей с ответами детей на те же самые вопросы
- Цель: продолжать просветительско- консультативную деятельность с родителями по вопросам развития у детей интереса к ведению здорового образа жизни (спорт – его неотъемлемая часть);
- 10 марта пятница «Здоровое питание. Витамины »
- 1.Утренняя гимнастика «Здоровью скажем «Да».
- 2. Беседа «Витамины и полезные продукты»;
- - разучивание стихов, загадок, потешек. Цель:расширять и уточнять знания детей о наличии витаминов во фруктах и овощах.
- 3. Экспериментальная деятельность: «Волшебник – шиповник» ;дегустация волшебного напитка шиповника
- Цель: создать условия для формирования у детей представлений о полезных продуктах на нашем столе.
- 13 марта понедельник
- 2. Спортивное развлечение
- Цель: способствовать формированию основ здорового образа жизни, воспитывать чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья; доставить детям радость от участия в подвижных играх; учить детей взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива; развивать координацию движений, ловкость, быстроту реакции, выносливость.
- Консультация «Значение ЗОЖ для здоровья человека»
- Цель: познакомить родителей с итогами прошедшей недели здоровья (стенгазета о событиях недели здоровья/
- 14 марта вторник
- 1Дидактическая игра «Полезные продукты» .
- 2.Загадки про спорт и здоровый образ жизни.
- 3. Рисование «Здоровый образ жизни»
- 15 марта среда
- Пословицы и поговорки про спорт и здоровый образ жизни.
- Конструирование 6»Спортивное оборудование».
- 16 марта четверг
- Игровая ситуация «Как защититься от микробов?»
- Лепка «Спортсмены».
- 17 марта пятница
- Беседа «Мое здоровье»
- Опросник для детей.
Взаимодействие с инструктором по физической культуре
- 1.Проводили детям ритмическую гимнастику.
- 2. В течении дня устраивали физкультминутки.
- 3. Физкультурные занятия были посвящены укреплению осанки и профилактике плоскостопия
- 4.Применялись методы: Игропластики
- Дыхательной гимнастики
- Релаксации
- 5.Завершили проект спортивным развлечением «Мы здоровье сбережем.
Продуктивная деятельность
Правильное питание- залог здоровья
Мама папа я –спортивная семья.
Просмотр презентации» Микробы и человек», «Мойдодыр» «Доктор Айболит»
Чистота -залог здоровья
Дыхательная гимнастика
Музыкальная ритмическая гимнастика с применением методов игропластики.
Физкультминутка
Физкультурно-тематическое занятие направленное на укрепление осанки.
Спортивное развлечение «Мы здоровье сбережем»
Профилактика плоскостопия
Релаксационная гимнастика под звуки природы
Работа с родителями «Консультации, анкеты»
Полученный результат реализации проекта:
- 1.Сплочение детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта.
- 2. Получение детьми знаний о ЗОЖ.
- 3. Повышение эмоционального, психологического, физического благополучия;
- 4. Сформированность гигиенической культуры;
- 5. Улучшение соматических показателей здоровья;
- 6. Моральное удовлетворение.