СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Будущие первоклассники"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект "Будущие первоклассники" был разработан педагогом-психологом и учителем-логопедом для детей подготовительных групп общеразвивающего вида, имеющих статус ОВЗ. Данная презентация будет полезна узким специалистам, воспитателям, родителям.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Будущие первоклассники"»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 45 «Октябрёнок» города Смоленска Проект «Будущие первоклассники»  (для детей с ОВЗ)  по взаимодействию педагога-психолога и учителя-логопеда в ДОУ Учитель-логопед высшей квалификационной категории М.Н. Жукова Педагог-психолог высшей квалификационной категории Л.В. Зеленова 2018-2019 уч.год

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 45 «Октябрёнок» города Смоленска

Проект «Будущие первоклассники»

(для детей с ОВЗ) по взаимодействию педагога-психолога и учителя-логопеда в ДОУ

Учитель-логопед высшей

квалификационной категории

М.Н. Жукова

Педагог-психолог высшей

квалификационной категории

Л.В. Зеленова

2018-2019 уч.год

Актуальность

Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает диагностико - коррекционное и профилактическое направление деятельности дошкольного учреждения в ряд наиболее значимых и приоритетных.

Многочисленную группу детей дошкольного возраста составляют дети с отклонением в речевом развитии.

Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка, в определенной мере предопределяя низкую познавательную активность, недостаточную ориентировку в фактах и явлениях окружающей действительности, обеднённость и примитивизм содержания коммуникативной, игровой и художественно-творческой деятельности, непродуктивную поведенческую тактику и прочее.

По результатам Психолого-медико-педагогической комиссии ,было выявлено 16 детей с низким уровнем познавательного развития. В работе с детьми, имеющими речевые нарушения возникла необходимость поиска единых концептуальных основ взаимодействия педагога-психолога и учителя-логопеда для согласованности проводимых ими мероприятий. Такими основами явились: развитие и коррекция познавательной сферы, а также развитие и коррекция эмоциональной сферы.

С этой целью нами был создан проект взаимодействия логопеда – учителя и педагога – психолога по сопровождению детей ОВЗ подготовительных групп.

Цель проекта:  коррекция и развитие образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка. Задачи: разработать систему интегрированной коррекционно-развивающей деятельности по развитию речевых навыков и психических процессов; проводить совместную деятельность с воспитанниками по развитию речи, психических процессов и развитию личности; подготовить консультации для родителей и воспитателей о методах и приемах работы с детьми по закреплению коммуникативных навыков в повседневной жизни;  провести заключительное мероприятие – презентация совместной деятельности на муниципальном уровне.

Цель проекта:  коррекция и развитие образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.

Задачи:

  • разработать систему интегрированной коррекционно-развивающей деятельности по развитию речевых навыков и психических процессов;
  • проводить совместную деятельность с воспитанниками по развитию речи, психических процессов и развитию личности;
  • подготовить консультации для родителей и воспитателей о методах и приемах работы с детьми по закреплению коммуникативных навыков в повседневной жизни;
  • провести заключительное мероприятие – презентация совместной деятельности на муниципальном уровне.
Задачи работы логопеда Задачи работы психолога Изучение уровня речевого, познавательного, социально – личностных особенностей детей старшей логопедической группы, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них. Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки Совершенствование мелкой моторики Развитие зрительно – моторной координации Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно – речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств Активизация отработанной лексики Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды Повышение психологической культуры родителей и педагогов Координация усилий педагогов и родителей, контроль над качеством проведения ими речевой работы с детьми Снятие тревожности у детей при негативном настрое на логопедические занятия

Задачи работы логопеда

Задачи работы психолога

Изучение уровня речевого, познавательного, социально – личностных особенностей детей старшей логопедической группы, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них.

Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки

Совершенствование мелкой моторики

Развитие зрительно – моторной координации

Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно – речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами

Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств

Активизация отработанной лексики

Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды

Повышение психологической культуры родителей и педагогов

Координация усилий педагогов и родителей, контроль над качеством проведения ими речевой работы с детьми

Снятие тревожности у детей при негативном настрое на логопедические занятия

Участники проекта: Дети подготовительной группы с ОВЗ Родители (законные представители) Воспитатели Тип проекта: коррекционно-развивающий Продолжительность проекта 1 год (2018-2019 учебный год) Возраст детей: 6-7 лет Количество участников: 16 детей

Участники проекта:

Дети подготовительной группы с ОВЗ

Родители (законные представители)

Воспитатели

Тип проекта: коррекционно-развивающий

Продолжительность проекта 1 год (2018-2019 учебный год)

Возраст детей: 6-7 лет

Количество участников: 16 детей

Модель взаимодействия  учителя-логопеда и педагога-психолога Учитель-логопед Коррекционно-развивающие мероприятия Родители Педагог-психолог

Модель взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога

Учитель-логопед

Коррекционно-развивающие мероприятия

Родители

Педагог-психолог

Подготовительный этап: - постановка целей, определение актуальности и значимости; - подбор методической литературы для реализации проекта; - подбор наглядно-дидактического материала; - подбор художественной литературы. - разработка перспективного плана интегрированных коррекционно-развивающих мероприятий. Основной этап: - проведение совместной коррекционно-развивающей деятельности; - работа с родителями и воспитателями(разработка рекомендаций, проведение консультаций).   Заключительный этап: проведение заключительного мероприятия (презентация); мониторинг по готовности к школе; - анализ результатов проекта.

Подготовительный этап:

- постановка целей, определение актуальности и значимости;

- подбор методической литературы для реализации проекта;

- подбор наглядно-дидактического материала;

- подбор художественной литературы.

- разработка перспективного плана интегрированных коррекционно-развивающих мероприятий.

Основной этап:

- проведение совместной коррекционно-развивающей деятельности;

- работа с родителями и воспитателями(разработка рекомендаций, проведение консультаций).

 

Заключительный этап:

  • проведение заключительного мероприятия (презентация);
  • мониторинг по готовности к школе;

- анализ результатов проекта.

Методы и формы работы:   - наблюдения - беседы - рассматривание иллюстраций - настольные игры - подвижные игры - пальчиковые гимнастики - дидактические игры - заучивание стихотворений, пословиц, песен

Методы и формы работы:  

- наблюдения

- беседы

- рассматривание иллюстраций

- настольные игры

- подвижные игры

- пальчиковые гимнастики

- дидактические игры

- заучивание стихотворений, пословиц, песен

Информационное обеспечение проекта 1.Конспекты интегрированной коррекционно-развивающей деятельности по развитию речевых навыков и психических процессов у детей подготовительной группы, мультимедийные презентации. 2.Рекомендации родителям и воспитателям в форме памяток, консультаций в папках-передвижках. 3. Мультимедийная презентация с отчетом о проделанной работе по проекту.  

Информационное обеспечение проекта

1.Конспекты интегрированной коррекционно-развивающей деятельности по развитию речевых навыков и психических процессов у детей подготовительной группы, мультимедийные презентации.

2.Рекомендации родителям и воспитателям в форме памяток, консультаций в папках-передвижках.

3. Мультимедийная презентация с отчетом о проделанной работе по проекту.

 

План работы

п/п

Тема

Субъект взаимодействия

Анкетирование

Сроки проведения

родители

Диагностика

Памятки, буклеты

Сентябрь

дети

Круглый стол «Родителям будущих первоклассников…»

Сентябрь

родители

Сентябрь

родители

Выставка детских работ «Я рисую школу»

Квест «Ключи знаний»

дети

Сентябрь

Октябрь

Консультация «Рифмуем и сочиняем» (папка-передвижка)

дети

Октябрь

родители

Вечер загадок «Скоро в школу!»

10 

Ноябрь

дети, родители

Консультация «Психолого-педагогические особенности развития детей с ОВЗ» (папка-передвижка)

Интеллектуальная игра «Я готов учиться в школе!»

Ноябрь

воспитатели

11 

Ноябрь

дети

12 

Мастер-класс «Чем занять ребёнка?»

Декабрь

Занятие «У порога школы»

13 

родители

Декабрь

дети, родители

Консультация «Через год я первоклассник» (папка-передвижка)

14 

15 

Январь

родители

Игровой тренинг «Путешествие в лесную школу»

Круглый стол «Инклюзивное образование в ДОУ»

Февраль

16 

дети

17 

КВН

Февраль

воспитатели

Февраль

дети

18 

Психолого-логопедический практикум для педагогов-психологов ДОУ города Смоленска «На пороге школы»

19 

Анкетирование

Март

педагоги

Март

родители

Итоговое занятие «Собираем портфель знаний»

20 

Апрель

дети

Диагностика

21 

Апрель

дети

Итоговая встреча «До свидания, детский сад!»

Апрель

Родители, воспитатели

Май

Система интегрированной коррекционно-развивающей деятельности по развитию речевых навыков и психических процессов у детей с ОВЗ

Месяц проведения

Сентябрь

Неделя

Лексическая тема

3 неделя

Октябрь

Школа

4 неделя

Физкульминутка/

Ноябрь

1 неделя

Игры на развитие внимания, памяти, лексико-грамматических категорий

 

логоритмическое упражнение

 

«Раз подняться, подтянуться…»

Осень.

1 неделя

 

«Фотоаппарат», «Найди дорогу в школу», лабиринт «О чём думают «Ученики», «Один много», «Скажи ласково»

Пальчиковые игры

Наш город. Дом.

Перелётные птицы

2 неделя

 

«Мы ногами топ-топ…», «На весёлую зарядку становись…»

 

«Дружба»

Развитие мелкой моторики –подготовка руки к письму

2 неделя

 

«Чевёртый лишний», «Что сначала, что потом», «Что изменилось»,

 

 

Трафареты «Школьные принадлежности», шнуровки «Геометрические фигуры»

Связная речь

Овощи. Огород.

3 неделя

«Что изменилось», «Четвертый лишний», «Посчитай»,

«Весёлая аэробика», «Идёт курочка гулять»

 

 

«Дождик капнул на ладошку…»,«Мы капусту рубим…», «Мышка зёрнышко нашла…» «На базар ходили мы…», «В шапочках жёлтых…»

Школа. Рассказ-описание «Учитель»

 

«Птицы в небе тают-тают…», «Мышка маленькая в норке…», «Мы посуду перемыли…», «Утка плещется в пруду…».

 

Трафареты «Овощи», «Фрукты» шнуровки «Чудо-дерево», «Чудо-огород»

«Вкусное варенье», «Какой сок».

3 неделя

Кухня. Посуда.

Наш город. Дом.

Трафареты «Птицы», «Посуда» шнуровки «Сыр», «Торт»,

 

Фрукты и ягоды.

 

Осень. Пересказ с опорой на картинку.

4 неделя

 

 

Перелётные птицы. Рассказ-описание.

 

 

Овощи. Огород. Рассказ «Откуда хлеб пришёл»

 

Кухня. Посуда. Рассказ-описание «Чайник».

Фрукты и ягоды. Рассказ-описание.

Продукты питания.

 

4 неделя

Осенняя одежда. Обувь. Составление рассказа-описания.

 

 

 

 

Осенняя одежда, обувь.

 

Продукты питания. Рассказ-описание.

Домашние птицы.

 

Домашние птицы. Пересказ «На птичьем дворе».

 

Осень

Декабрь

Январь

1 неделя

2 неделя

2 неделя

Зима.

Февраль

«Едем на лошадке», «Мы во двор пришли игруть»

 

Новый год. Беседа о праздновании Нового года.

 

 

1 неделя

«Прилетайте птички…»,«Едем на лошадке»

3 неделя

«Тени животных», «Найди маму», «Найди отличия у снеговиков», «Посчитай», лабиринты, лото «Животные» , «Хвосты»

Зимующие птицы. Зимняя одежда, обувь, головные уборы.

Домашние животные и их детеныши.

 

Человек.

 

 

3 неделя

«Между елок вдоль реки разбрелись снеговики», «Перед нами елочка»,

«Один-много», «Скажи ласково», «Собери Ванюшу», «Четвертый лишний», «Колпачки», «Есть-нет»,

 

 

«Очень сложен человек»,

 

 

 

 

 

Трафареты «Животные», шнуровки «Медведь», «Дед Мороз» пазлы «Животные», «Дед Мороз»

«Шишка для клеста»,

2 неделя

«Идёт на взлёт…»

«Домик Гномика», «Домик Дюймовочки», «Посчитай», «Посмотри в зеркало»

 

Трафареты «Одежда», шнуровки «Дятел», «Одень девочку», «Соедини по точкам и заштрихуй»

Дикие животные и их детеныши.

Зима.

 

4 неделя

«В гости пальчику …», «Не допустят к нам войну…»

 

 

4 неделя

 

 

Домашние животные и их детеныши. Рассказ-описание с опорой на схему.

Новый год. Рассказы детей о праздновании Нового года.

Шнуровки «Транспорт», «Девочка», «Дорисуй вагончики», пазл «Семья»

 

Транспорт.

 

Дикие животные и их детеныши. Пересказ «Спор животных».Рассказ-описание по схеме.

 

Зимующие птицы. Рассказы-описания.

3 неделя

Сказка «Великан и Гномик»

 

Зимние забавы. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Зимние забавы.

 

 

 

 

 

 

Животные холодных стран. Рассказ-описание по схеме.

Транспорт. Рассказ-описание.

 

 

 

23 февраля –День защитника отечества.

4 неделя

 

 

Военные профессии.

 

 

Моя семья.

23 февраля –День защитника отечества.

 

Моя семья.Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Зима

Март

Апрель

1 неделя

 

1 неделя

Май

8 Марта. Женские профессии.

 

1 неделя

 

Мебель

«Ранняя весна», «Возвращение птиц».

2 неделя

 

 

«Весёлая зарядка»

2 неделя

Игры «Четвёртый лишний», «Переплетённые линии»

День Победы – 9 Мая

 

Ранняя весна.

 

3 неделя

 

«Весёлая зарядка»

Игра «Что в комнате», «Куклы Маша купила мебель»

«Мамин день», «Первоцветы», «Весна в природе», «Сидят в гнезде две птички»

2 неделя

 

 

«Мы капусту рубим», «Солнце, яркая звезда…», «Каменщик из кирпичей стену строит…»

 

Игра «Где спрятался жучок», «Запомни», разрезные картинки

Шнуровки «Божья коровка», «Торт», «Дерево», лото «Профессии», «Птицы и звери»,трафареты «Цветы». «Птицы».

 

3 неделя

День космонавтики.

Поздняя весна. Труд людей весной.

 

«Паук свою расканул сеть», «Две сороконожки….», «В огороде у меня пугало стояло»

3 неделя

 

 

Шнуровка «Кот в сапогах»

Перелётные птицы.

 

8 Марта. Женские профессии.

 

Лото «Квартира», «Профссии».

4 неделя

 

Шнуровка «божья коровка», «Гусеница на листке», лото «Насекомые», «Профессии»

Ранняя весна. Составление рассказа по картинке.

Насекомые.

Составление рассказа-описания по теме «Мебель»

4 неделя

Деревья. Кустарники.

 

4 неделя

 

 

 

Заучивание стихотворений.

 

Игра с палочками «ракета», «Корабль», «Самолет»Пазлы «Три медведя»

Профессии.

Перелётные птицы. Составление рассказа-описания.

 

«Нарисуй сказку», трафареты, «Нарисуй по точкам»

Скоро лето.

 

Профессии. Рассказ-описание «Космонавт», «Воспитатель», «Повар»

Деревья. Кустарники. Цветы. Рассказ-описание.

 

Рассказ по картинке.

Любимые сказки. Путешествие по сказкам.

Цветы. Лето.

Краткий пересказ любимой сказки

 

 

 

Составление рассказа о дружбе по опорным картинкам.

 

Весна

Взаимодействие с родителями и воспитателями Описание первоклассника Звуковой анализ слова Вечер загадок  «Скоро в школу»

Взаимодействие с родителями и воспитателями

Описание первоклассника

Звуковой анализ слова

Вечер загадок

«Скоро в школу»

Итоговое занятие «Собираем портфель знаний» Задание «Прочитай пословицу по стрелкам» Задание «Выложи цифры»

Итоговое занятие «Собираем портфель знаний»

Задание

«Прочитай пословицу по стрелкам»

Задание «Выложи цифры»

Распространение педагогического опыты  Круглый стол для учителей-логопедов ДОУ г. Смоленска «Система взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в ДОУ» (февраль 2019) Психолого-логопедический практикум для педагогов-психологов ДОУ города Смоленска «На пороге школы» (март 2019  Участие в вебинаре для учителей-логопедов Смоленской области (апрель2019)

Распространение педагогического опыты

Круглый стол для учителей-логопедов ДОУ г. Смоленска «Система взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в ДОУ» (февраль 2019)

Психолого-логопедический практикум для педагогов-психологов ДОУ города Смоленска «На пороге школы» (март 2019

Участие в вебинаре для учителей-логопедов Смоленской области (апрель2019)

Эффективность коррекционной работы с детьми - Чёткая организация пребывания детей в детском саду, - правильное распределение нагрузки в течение дня, - преемственность в работе всех специалистов ДОУ. Таким образом, согласованность действий учителя-логопеда и педагога-психолога позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться в школе.

Эффективность коррекционной работы с детьми

- Чёткая организация пребывания детей в детском саду,

- правильное распределение нагрузки в течение дня,

- преемственность в работе всех специалистов ДОУ.

Таким образом, согласованность действий учителя-логопеда и педагога-психолога позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться в школе.

Источники Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография \ М.А.Поваляевой. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.  Справочник педагога-психолога. Детский сад | 7 Сентябрь 2017. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М.: «ТЦ Сфера», 2003. http :// 24.doutuapse.ru/delimsja-opytom/ppo-specialistov/sovmestnyi-proekt-pedagoga-psihologa-kry.html

Источники

  • Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография \ М.А.Поваляевой. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.
  • Справочник педагога-психолога. Детский сад | 7 Сентябрь 2017.
  • Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М.: «ТЦ Сфера», 2003.
  • http :// 24.doutuapse.ru/delimsja-opytom/ppo-specialistov/sovmestnyi-proekt-pedagoga-psihologa-kry.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!