СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Школа для родителей будущих первоклассников"

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект разработан и реализован в нашей образовательной организации. Актуальность его реализации подтверждена активным участием родителей в данном проекте. Цель проекта - просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики. Участие в программе "Школа для родителей будущих первоклассников" помогает родителям понять, какие сложности и страхи возникают при переходе в первый класс не только у детей, но и их родителей.  

Просмотр содержимого документа
«Проект "Школа для родителей будущих первоклассников"»

Проект «Школа для родителей будущих первоклассников»

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» участниками образовательных отношений являются обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность (ст.2 п.31).

Качественное образование возможно лишь при условии активного и эффективного взаимодействия всех участников образовательных отношений.

Актуальность проекта. Изменения, которые происходят в политическом, экономическом и социальном укладе жизни страны, обострили многие кризисные явления в практике воспитания детей в семье, в том числе снижение воспитательного потенциала семьи, рост числа семей с негативной атмосферой, усиление конфликтности в отношениях между супругами, родителями, детьми, ослабление контакта с детьми и контроля за их поведением.

Как показывает опыт, многие родители будущих первоклассников сами оказываются не готовы к роли родителей школьников: испытывают тревогу, неуверенность в школьном будущем своего ребенка, в его успехах, в возможности совмещать детские игры и занятия с обучением в современной школе и ее требованиями. Родители слишком эмоционально реагируют на трудности и неудачи детей, не способны оказать им психологическую поддержку. В настоящее время для семейного воспитания характерны сокращение продолжительности общения в семье, дефицит теплоты и внимательного отношения друг к другу, исчезновение форм полезной деятельности ребенка со взрослым, приводящие к формализации контактов. Все это в сочетании с чрезмерной требовательностью к ребенку способствует формированию у него неуверенности в своих силах, стойкого эмоционального неблагополучия, негативизма, аффективных реакций, отрицательных форм самоутверждения. Формируются серьезные барьеры в понимании требований взрослых, что значительно усугубляет жизнь как самих детей, так и их родителей.

Анкетирование родителей будущих первоклассников показало, что родители нуждаются в психолого-педагогическом просвещении, сопровождении. 68 % опрошенных испытывают тревогу, отдавая ребенка в школу.

Анкетирование родителей будущих первоклассников также выявило, что родители имеют недостаточно знаний об возрастных особенностях их детей, об особенностях общения с дошкольниками и младшими школьниками, о том, что такое «готовность ребенка к обучению в школе».

Один из возможных способов преодоления названных трудностей является популяризация психолого-педагогических знаний среди родителей, ориентированная на поиск и определение таких способов нормализации жизни в семье, которые в наименьшей степени ущемляли бы интересы и развитие личности ребенка. Анкетирование родителей (законных представителей) будущих первоклассников позволило нам сделать вывод о том, что родители (законные представители) готовы принять участие в организуемом МБОУ СШ № 55 проекте «Школа для родителей будущих первоклассников» (96 % опрошенных).

Цель проекта: просвещение родителей (законных представителей) будущих первоклассников по вопросам психологии дошкольника и младшего школьника и педагогики, обеспечивающее успешную адаптацию первоклассников к новым условиям жизни и оптимальные детско-родительские отношения:

  • особенности физического и психического развития детей дошкольного младшего школьного возраста, профилактика зависимостей;

  • актуальные вопросы семейного воспитания;

  • социальная поддержка семьи государством;

  • принципы выстраивания детско-родительских отношений; создание эмоционального комфорта в семье.

Задачи проекта:

  • разработать программу «Школа для родителей будущих первоклассников» (см. Приложения);

  • разработать раздаточный материал для родителей (законных представителей) будущих первоклассников (см. Приложения);

  • расширить возможности родителей в понимании своего ребенка;

  • способствовать развитию у родителей активной позиции в период подготовки ребенка к поступлению в школу;

  • способствовать развитию у родителей способности к построению отношений сотрудничества с ребенком;

  • способствовать формированию у родителей потребности к самообразованию по вопросам воспитания ребенка.



Календарный план реализации проекта

Сроки

Мероприятия

Ответственный

Январь 2015 г.

Родительское собрание для родителей будущих первоклассников по теме «Организация работы Школы будущего первоклассника»

Е.Ю. Моисеева


Январь – февраль 2015 г.

Разработка программно-методического обеспечения «Школы для родителей будущих первоклассников»

Е.Ю. Моисеева

Л.Н. Нефедова

Март – апрель 2015 г.

Реализация программы «Школа для родителей будущих первоклассников»

Е.Ю. Моисеева

Л.Н. Нефедова

Специалисты по согласованию

Май 2015 г.

Подведение итогов проекта

Е.Ю. Моисеева

Л.Н. Нефедова



Ресурсы

  • кадровые:

Руководитель проекта

Е.Ю. Моисеева, заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Исполнители

Е.Ю. Моисеева, заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Л.Н. Нефедова, социальный педагог

Н.Н. Шепурева, учитель-логопед

Специалисты ГБОУ АО «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Надежда»

Участники

Родители (законные представители) будущих первоклассников



  • оборудование:

мультимедийная установка, принтер

  • информационное обеспечение:

  • стенд «Школа будущего первоклассника»

  • раздел на сайте МБОУ СШ № 55 «Родителям первоклассников»

  • раздаточные материалы для родителей (буклеты, памятки, брошюры)



Бюджет проекта

Наименование расходов

Стоимость работ

Источники финансирования

Канцтовары

1000 руб.

Внебюджетные



Результаты проекта

  • программа «Школа для родителей будущих первоклассников»

  • раздаточный материал для родителей (буклеты, памятки, брошюры)

  • мультимедийные презентации по темам занятий



Критерии эффективности

  • посещаемость родителями занятий «Школы для родителей будущих первоклассников»

  • степень активности родителей, «включенности» в занятие

  • проявление активной позиции родителей в период подготовки ребенка к поступлению в школу

  • проявление родителями потребности к самообразованию по вопросам воспитания ребенка



Перечень отчетной и рабочей документации

  • Программа «Школа для родителей будущих первоклассников»

  • Методические разработки занятий с родителями

Риски проекта

  • малая посещаемость занятий родителями

  • проявления негативного отношения родителей будущих первоклассников к обучению ребенка в школе













































Рассмотрена на заседании педагогического совета МБОУ СОШ № 55

Протокол № 5 от 24.02.2015


Утверждаю

Директор МБОУ СОШ № 55

___________ С.А. Артюгина

05.02.2015



Программа «Школа для родителей будущих первоклассников»

Программа «Школа для родителей будущих первоклассников» разработана в соответствии с запросом участников образовательных отношений - родителей будущих первоклассников и учителей начальных классов МБОУ СШ № 55.

Содержание программы реализуется по следующим направлениям:

  • Психология детей дошкольного и младшего школьного возраста

  • Здоровье младшего школьника

  • Семейное воспитание

  • Социальная поддержка семьи

Необходимость реализации программы и ее содержание обусловлены результатами анкетирования, проведенного среди родителей (законных представителей) будущих первоклассников.

Условия реализации программы:

  • добровольность участия родителей (законных представителей);

  • заинтересованность родителей в достижении поставленной цели;

  • готовность родителей (законных представителей) обсуждать темы занятий совместно с педагогами, педагогом-психологом, социальным педагогом.

Место проведения занятий: актовый зал МБОУ СШ № 55.

Оборудование: мультимедийная установка, раздаточные материалы (буклеты, памятки).

Периодичность занятий: апрель – май, 1 раз в неделю (всего 8 занятий).

Организация занятий: занятия проводятся по субботам одновременно с проведением занятий в Школе будущего первоклассника для будущих первоклассников, длительность занятия – 45 - 60 мин. Занятия организуются в форме лекций, бесед, тренингов. После групповых занятий по запросу родителей проводятся индивидуальные консультации.



Программа разработана педагогами МБОУ СШ № 55:

Моисеева Е.Ю., заместитель директора по учебно-воспитательной работе;

Нефедова Л.Н., социальный педагог.







































Тематический план


Психология детей дошкольного и младшего школьного возраста

Здоровье младшего школьника


Семейное воспитание


Социальная поддержка семьи


1-я суббота




Меры социальной поддержки семьи в Российской Федерации

2-я суббота

Особенности психического и физического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста

Значение режима дня в жизни ребенка



3-я суббота

Готовность родителей к обучению ребенка в школе




4-я суббота

Общение ребенка со сверстниками




5-я суббота



Бесконфликтная дисциплина

Золотые правила поощрения и наказания


6-я суббота



Воспитание девочек. Воспитание мальчиков


7-я суббота


Компьютерная зависимость у детей: причины формирования и методы профилактики



8-я суббота



Готов ли ваш ребенок к школе?




Содержание занятий с родителями

Меры социальной поддержки семьи в Российской Федерации

Права и обязанности родителей. Ответственность родителей за невыполнение или ненадлежащее выполнение родительских обязанностей. Административные меры воздействия к родителям.

Меры социальной поддержки жителям города Архангельск (Порядок признания граждан малоимущими для оказания мер социальной поддержки за счет средств городского бюджета, утвержден постановлением мэра города Архангельска от 06.11.2013 № 810). Перечень документов для определения размера дохода, учитываемого при отнесении граждан к малоимущим для оказания мер социальной поддержки за счет средств городского бюджета.

Социально-реабилитационные центры, в которых можно получить бесплатную психологическую помощь.


Особенности психического и физического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Дошкольник: общая характеристика развития детей раннего и дошкольного возраста. Физиологический статус: антропометрия (вес, рост); костная, сердечно - сосудистая, лёгочная, нервная системы. Особенности психических процессов у детей (восприятие, память, мышление, воображение, внимание). Новообразования раннего и дошкольного возраста (возрастные границы, критерии периодизации (формы общения, социальная ситуация развития, ведущая деятельность, противоречия).Кризис 1-го года жизни: первая самостоятельность. Кризис 3-х лет («Семизвездие симптомов» (Л.С. Выготский)). Кризис 7 лет. Основная симптоматика кризисов. Тактика поведения родителей в периоды кризиса. Целевые ориентиры дошкольного образования.

Младший школьник: общая характеристика развития детей младшего школьного возраста. Физиологический статус: антропометрия (вес, рост); костная, сердечно-сосудистая, легочная, нервная системы. Особенности психических процессов (восприятие, память, мышление, воображение, внимание). Новообразования младшего школьного возраста (произвольность психических процессов, внутренний план действий, умение организовывать свою деятельность, рефлексия). Целевые ориентиры начального общего образования.




Готовность ребенка к обучению в школе

Готовность ребенка к обучению в школе и ее составляющие: интеллектуальная готовность, мотивационная готовность, коммуникативная готовность, эмоциональная готовность, волевая готовность, физическая готовность. Адаптация ребенка к школе. Трудности адаптационного периода. Проявления темперамента ребенка в учебной деятельности. Дезадаптация: что это такое и как помочь ребенку. Рабочее место ребенка в школе и дома. Значение режима дня в жизни ребенка. Правильная организация режима дня младшего школьника.


Готовность родителей к обучению ребенка в школе

Готовность родителей к обучению ребенка в школе и ее составляющие: когнитивно-содержательная готовность (знание индивидуально-типологических особенностей ребенка, его интересов, особенностей родительско-детских отношений, понимание проблем детей); мотивационно-волевая готовность (самоконтроль, самообладание, настойчивость, активная позиция родителя в период подготовки ребенка к поступлению в школу); эмоциональная готовность (эмпатия, эмоциональная гибкость, эмоциональная поддержка); коммуникативно-рефлексивная готовность (способность к построению партнерских отношений с ребенком, рефлексия, децентрация).


Общение ребенка со сверстниками

Важность общения ребенка со сверстниками. Факторы, влияющие на выбор партнера по игре: возраст; пол; количество детей, с которыми ребенок предпочитает играть одновременно. Особенности общения дошкольника сосверстниками: разнообразие коммуникативных действий, яркая эмоциональная насыщенность, нестандартность и нерегламентированность. Формы общения дошкольника со сверстниками: эмоционально-практическое общение, ситуативно-деловая, внеситуативно-деловая. Нетерпимость. Причины нетерпимости: «я отличаюсь от других»; «малыш учится неприязни у взрослых». Грани нетерпимости: особенности внешности, особенности поведения, национальный вопрос, пол и возраст, ум и успешность. Негативное влияние нетерпимости на личность ребенка, ее проявляющего, и на личность того, в отношении кого она возникает. Общие рекомендации по преодолению нетерпимости. Общие рекомендации по оказании помощи ребенку, в отношении к которому проявляется нетерпимость.



Бесконфликтная дисциплина

Понятие дисциплины. Бесконфликтная дисциплина. Правила бесконфликтной дисциплины. Основные причины серьезных нарушений поведения детей: борьба за внимание, борьба за самоуважение против чрезмерной родительской власти и опеки, желание отомстить, потеря веры в собственный успех.



Воспитание девочек. Воспитание мальчиков

Психофизиологические особенности развития мальчиков и девочек (различия в мыслительной деятельности и особенности общения, поведение на занятиях и восприятие оценки взрослого, работоспособность и эмоциональная составляющая). Речевое и физическое развитие мальчиков и девочек. Игровая деятельность мальчиков и девочек: общее и различное. Полоролевая социализация дошкольников.


Золотые правила поощрения и наказания

Понятие поощрения. Важность и значимость поощрения для воспитания ребенка. Способы поощрения. Золотые правила поощрения.

Понятие наказания. Важность и значимость наказания для воспитания ребенка. Способы наказания. Золотые правила наказания.


Компьютерная зависимость у детей: причины формирования и методы профилактики

Понятие зависимости. Компьютерная зависимость и ее виды: игровая, сетевая, «сёрфинг». Причины формирования компьютерной зависимости у детей: отсутствие или недостаток общения и теплых эмоциональных отношений в семье; отсутствие у ребенка серьезных увлечений, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером; неумение ребенка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей; общая неудачливость ребенка. Методы профилактики компьютерной зависимости у детей: ограничение времени пребывания ребенка за компьютером; поощрение дружбы ребенка с другими детьми; организация свободного времени ребенка (кружки, секции, клубы); поднятие самооценки ребенка; увеличение количества времени, проводимого с ребенком; общие с ребенком интересы и увлечения.




Планируемые результаты

В результате реализации программы родители (законные представители) обучающихся будут

«понимать»:

  • что семья – главный фактор успешности и благополучия ребенка;

  • ответственный родитель – это родитель, который понимает, принимает, воспитывает, охраняет ребенка, а также демонстрирует одобряемые обществом образцы поведения;

«знать»:

  • возрастные особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста;

  • методы и приемы создания, сохранения и развития оптимальных детско-родительских отношений;

  • основы профилактики компьютерной зависимости у детей дошкольного и младшего школьного возраста;

«уметь»:

  • анализировать поведение взрослых и детей в семье;

  • выбирать наиболее подходящие действия в различных ситуациях общения с ребенком;

  • грамотно вести профилактику вредных привычек и склонностей;

  • конструктивно действовать в сложной (в т.ч. конфликтной) ситуации.

















Список литературы

  • Мир детства: Дошкольник / Под ред. А.Г. Хрипковой. – 2-е изд., доп. – М.: Педагогика, 1987.

  • Мир детства: Младший школьник / Под ред. А.Г. Хрипковой. – 2-е изд., доп. – М.: Педагогика, 1988.

  • Черницкий А. Ребенок пошел в школу: чего ждать, что делать, чем помочь. От 7 до 10 / А. Черницкий, В. Бирюков. – М.: Эксмо, 2013.

  • Черницкий А. Как учиться легко. Советы родителям детей от 7 до 10 лет / А. Черницкий, В. Бирюков. – М.: Эксмо, 2014.

  • Евдокимова Л.М. Большие заботы маленького школьника / Л.М. Евдокимова. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2012.

  • Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. ТАК? / Ю. Гиппенрейтер. – М.: АСТ, 2015.

  • Ибука М. После трех уже поздно / МасаруИбука. – М.: Альпина нон-фикшн, 2015.

  • Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: АСТ, 2015.

  • Гиппенрейтер Ю.Б. Родителям: книга вопросов и ответов. Что делать, чтобы дети хотели учиться, умели дружить и росли самостоятельными / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: АСТ, 2014.



Интернет-ресурсы

  • http://azbyka.ru/deti

  • http://www.psychology.net/







6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!