Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сеяхинская школа-интернат»
Краткосрочный проект
по нравственно – трудовому воспитанию
для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
«Быть помощником полезно!»
Воспитатели 3 группы:
Окотэтто Лариса Очевна
Тусида Наталья Хатейковна
с. Сеяха
2024 год
Методический паспорт проекта.
Тема | Педагогический проект «Быть помощником полезно!» для реализации в условиях школы-интерната. |
Тип проекта | информационно-практико-ориентированный, творческий |
Руководитель проекта | Воспитатели: Окотэтто Лариса Очевна Тусида Наталья Хатейковна |
Сроки реализации проекта | средней продолжительности: сентябрь - октябрь |
Участники проекта | Воспитанники 3 группы интерната, воспитатели, родители |
Пояснительная записка
«Труд – это могучий воспитатель в
педагогической системе воспитания»
А.С.Макаренко
Во все века люди ценили нравственно-трудовые умения и навыки человека.
Трудовое воспитание— важное средство всестороннего развития личности старшего дошкольника и младшего школьника посредством ознакомления с трудом взрослых,
приобщения детей к доступной трудовой деятельности. Именно это и формирует
нравственные основы личности ребёнка, его нравственно – волевые качества:
эмоциональную отзывчивость, сопереживание, доброту, радость, удовольствие,
готовность к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, помощь и
уважительное отношение к труду.
Актуальность
Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. Проблемы трудового воспитания достаточно актуальны для детей дошкольного и младшего школьного возраста, так как на этом этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к труду. Трудовое воспитание заключается в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности, в ознакомлении воспитанников с трудом взрослых.
Труд всегда рассматривался одним из средств воспитания и необходимым условием для всестороннего развития личности.
1. В процессе труда происходит становление социального опыта ребёнка, он познаёт значимость труда, учится выполнять некоторые трудовые действия, оценивает свой вклад в общее дело.
2. Труд должен носить творческий характер, потому как, именно творческий труд делает человека богатым духовно.
3. Труд развивает человека физически, приносит радость, доставляет счастье, благополучие.
4. Труд способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою деятельность.
В соответствии с ООП ДО, трудовое воспитание включает основные виды:
самообслуживание,
хозяйственно-бытовой труд,
труд в природе,
ручной труд
Формы его организации:
Поручения (индивидуальные и коллективные)
дежурства,
коллективный труд детей.
Проблема:
Основным примером для детей являются взрослые. Родители –
прежде всего. Бытовой труд сегодня значительно легче, по сравнению с
прошлым веком. Техника готовит, стирает, моет посуду. Родители всё чаще
проводят время за компьютерами и смартфонами, чем в труде и
деятельности. Дети видят – дети повторяют.
Пониженный интерес ребёнка к труду. Почти все дети любят физический
труд. Они стремятся помогать, делая «как большой». Но если в семье ребёнок не
привык что-либо делать (собирать игрушки сам, протирать ложки или поливать
цветы), то в половине случаев, он не проявит энтузиазма по поводу новых
обязанностей в интернате.
У детей не сформировано правильное отношение к людям труда, они лишь
неосознанно подражают людям разных профессий.
У детей не сформирована рефлексия. Она играет важную роль в осознании и
усвоении системы норм и правил, и оценки собственного поведения в
соответствии с данными нормами и правилами.
Недостаток или полное отсутствие взаимопомощи со стороны родителей.
Любой воспитательный процесс – это всегда сотрудничество школы-интерната и семьи. Если со стороны семьи нет отклика и заинтересованности – работа воспитателя затруднена.
Цель: воспитание устойчивого положительного отношения ребенка к труду. Повышение интереса к тем, кто трудится в школе-интернате. Расширить и обогатить знания детей о многообразии профессий взрослых, используя для этого разные формы работы.
Задачи:
1. Обучение трудовым умениям и навыкам, их дальнейшее совершенствование.
2. Воспитание интереса к труду, трудолюбия, ответственности, самостоятельности.
3. Ознакомление с трудом взрослых, воспитание уважения к труженику и результатам его труда, стремление оказывать посильную помощь.
4. Формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия (воспитание общественно- направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива).
Практическая значимость
Участие в этом проекте приносит немало пользы для всех участников: дети
понимают, что труд – работа, занимающая в жизни людей очень важное место,
это основа жизни; уважают труд других; готовы трудиться сами, помогать друг
другу и взрослым; учатся овладевать необходимыми навыками, приносить
пользу и развивать свои трудовые способности. Родители личным примером
заинтересовывают детей трудовой деятельностью. Сплочённость и
сотрудничество педагогов, родителей и детей повышает значимость нравственно
– трудового воспитания.
Формы воспитания трудолюбия и способности к трудовой деятельности у детей:
беседы о труде, профессиях
чтение детских книг
детский фольклор
соответствующий подбор песен и стихов для разучивания
трудовая деятельность детей
личный пример родителей, воспитателей
Ожидаемые результаты:
повысится интерес и уважение к труду, желание помогать старшим;
дети получат необходимые знания о разных профессиях;
у детей появятся навыки самообслуживания;
повысится трудолюбие, ответственное отношение к труду;
появится устойчивый интерес к трудовым поручениям и посильному труду у воспитанников группы;
научатся беречь орудия, предметы, материалы труда и убирать их на место после работы;
у детей сформируются навыки совместной деятельности;
установятся дружеские контакты, взаимопонимание, взаимопомощь;
осознание родителями важности трудового воспитания дошкольников
Принципы проекта
1. Системность и последовательность
2. Наглядность
3. Деятельность
4. Поддержка инициативы детей
5. Интеграция всех видов детской деятельности
6. Доступность
7. Связь теории с практикой
8. Содействие и сотрудничество детей и взрослых.
Условия организации труда детей
Создание мотивации трудовой деятельности.
Создание эмоционально-положительной обстановки в процессе труда.
Подбор оборудования для труда.
Систематическое включение каждого ребёнка в труд на правах партнера.
Демонстрация заинтересованности педагога.
Учет нагрузки, состояния здоровья, интересов, способностей ребёнка.
Поощрения в процессе и по результатам труда.
Создание в группе трудовой атмосферы, постоянной занятости, стремление к полезным делам.
Основные методы реализации проекта
исследовательский: проблемная ситуация, наблюдения;
наглядный: иллюстрированный материал, презентация, пример взрослых;
словесный: беседы, чтение художественной литературы, консультации для родителей, объяснения, словесные инструкции;
игровой: подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры;
практический: трудовая деятельность; создание альбома «Очень любим мы трудиться, в жизни это пригодится!»
Материально-технические ресурсы
Средства ИКТ
1. План реализации проекта:
Этапы работы над проектом.
Подготовительный этап.
Формулирование цели и задач проекта.
Поиск идей проекта.
Анализ предметно – развивающей среды группы.
Подготовка материала.
II. Практический этап.
Работа с детьми:
- чтение художественной литературы;
- просмотр мультфильмов и мультимедийных презентаций;
- беседы;
- экскурсии по интернату;
- наблюдения;
- рисование, аппликации, изготовление поделок;
- дидактические игры и сюжетно-ролевые игры.
РАБОТА С ДЕТЬМИ:
Беседа: «Зачем нужно трудиться»
Цель: рассказать о важности труда в жизни человека, о его полезности и значимости;
«Беседа о профессиях родителей »
Цель: познакомить с профессиями родителей, расширить представление о многообразии профессий, воспитывать уважение к людям разных профессий;
Беседа: «Погорим о труде библиотекаря»
Цель: дать первичные знания детям о труде библиотекаря. Рассказать, что библиотека это домик для книг;
Беседа:« Мои обязанности дома и в интернате»
Цель: обсудить с детьми, почему важно помогать старшим, учить рассказывать о своих обязанностях, воспитывать уважение к труду взрослых, поощрять самостоятельность;
Беседа: «Каждой вещи свое место»
Цель: развитие навыков самообслуживания, трудовых навыков, воспитывать привычку убирать все на свои места.
Экскурсия в библиотеку
Цель: пополнить и обогатить знания детей о профессии библиотекаря, познакомить с работой библиотеки.
Рассматривание иллюстраций о школе
Цель: напомнить детям кто работает в школе, зачем она нужна, что нужно учителю для работы.
Составление рассказа на тему «Кем работают мои родители»
Цель: Продолжать учить воспитанников составлять небольшие рассказы о профессиях своих родителей, грамотно строить свои предложения.
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Трудовой десант:
«Дежурство в центре природы»
Задача: закрепить знания о комнатных растений и особенности ухода за ними, выбирать способы опрыскивания и очистки растений в соответствии с их строением, формировать умение сочетать трудовую деятельность в уголке природы с наблюдением за ростом и развитием растений.
Труд в природе: «Снежные постройки»
Задачи: Совершенствовать навыки работы со снегом при строительстве снежных построек для своей группы и для малышей. Воспитывать желание участвовать в трудовой деятельности по созданию снежных построек, радоваться результатам труда, воспитывать трудолюбие, уважение к чужому труду.
Коллективный труд :«Уборка территории вокруг школы и интерната»
( Расчистка территории от мусора, утепление кустарников снегом, следить за тем, чтобы не ломали саженцы)
Задача: организовать совместную трудовую деятельность взрослых и детей, в процессе которой формируются трудовые навыки, воспитывать желание трудиться коллективно, помогая друг другу, доводить начатое дело до конца.
Трудовые поручения: «Наведем порядок в группе».
Задачи: Совершенствовать умение поддерживать порядок в шкафах с игрушками, оборудованием, замечать непорядок, предлагать устранять его, при необходимости оказывать друг другу помощь, наводить и содержать в порядке свою спальную комнату, оставлять порядок в комнате самоподготовки.
«Дежурство по группе»
Задачи: Закреплять навык самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного. Развивать трудолюбие, желание помогать взрослым. Воспитывать желание трудиться для блага других, оценивать результат своей работы.
«Дежурный по столовой»
Задачи: Формировать навык самостоятельно, без напоминания взрослого выполнять обязанности дежурных по столовой, сервировать стол, убирать посуду после еды, вытирать аккуратно столы после еды.
Самообслуживание: «Путешествие в страну чистоты»
Задачи: Закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи и обувь в шкафу, своевременно ухаживать (в случае загрязнения чистить, мыть, сушить), аккуратно раскладывать и развешивать одежду перед сном, закреплять умение застегивать и расстегивать разные виды застежек. Формировать привычку следить за своим внешним видом, напоминать товарищам о неполадках в их внешнем виде, помогать устранять их.
Коллективное поручение : «Учимся заправлять свои постели»
Цель: учить, как надо правильно заправлять постель, воспитывать аккуратность, желание помочь взрослым.
Ручной труд: «Скорая помощь для книжек»
Цель: развивать трудовую деятельность посредством ручного труда, Воспитывать терпение, аккуратность, старательность.
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Дидактические игры
«Профессии»
Цель. Закрепить названия профессий и действий, которые совершаются ими.
«Кому что нужно для работы»
Цель: расширять и уточнять представления детей о предметах окружающего мира (материалах, инструментах, оборудовании и т. п., необходимых для работы людям разных профессий);
«Угадай, что я делаю»
Цель: Расширять представление детей о трудовых действиях. Развивать внимание;
«Покажи как это делать»
Цель: закрепить умение выполнять разные виды трудовой деятельности, закреплять навыки правильного выполнения трудовой деятельности, воспитывать уважение к труду людей;
«Правила гигиены»
Цель: закреплять культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, чистка зубов, причесывание, купание), формировать умения показывать эти
движения при помощи мимики и жеста и отгадывать по показу.
«Можно и нельзя»
Цель: закрепить правила обращения с книгами, воспитывать бережное отношение к книге.
Игра-соревнование
«Самый лучший дежурный недели», «Кто опрятней и аккуратней», « Все держим в чистоте».
СЮЖЕТНО - РОЛЕВАЯ ИГРА
Игра «Библиотека»
Цель: Согласовывать собственный игровой замысел с замыслом сверстников, менять роли по ходу игры. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость библиотек. Расширять представления о работниках библиотеки, закреплять правила поведения в общественном месте. Развивать память, речь детей.
Игра «Семья»
Цель: побуждение детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствование умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Формирование ценных нравственных чувств (гуманности, любви, сочувствия и др.).
ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОДУКТИВНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Аппликация «Закладка для книг»
Рисование «Кем работают мои родители»
Раскрашивание раскрасок по теме «Моя семья за работой»
Оформление стенгазеты «Как я помогаю дома и интернате»(фотографии)
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Т.Шорыгина «Сказка о трех братьях»
С.Михалков «А что у вас» В.Маяковский « Кем быть»
Д.Родари « Чем пахнут ремесла»
А.Барто «Девочка чумазая», «В школу»
К.Чуковский «Айболит»
Е.Пермяк «Для чего руки нужны»
В.Осеева «Сыновья»
Е.Серов «Стирка»
Чтение пословиц, загадок, стихов о профессиях
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Анкетирование «Трудовое воспитание в семье», «Семейное чтение»;
Консультация «Приобщение ребенка к труду в семье »;
Индивидуальные беседы;
Задание для родителей дома посадить один вид растения, наблюдать за ним совместно с ребенком за их ростом (лук, семена апельсина, яблоко, горох и т.д.)
Сфотографировать детей «Как я помогают дома»
III этап. Обобщающе – результативный
Фотоотчет по проделанной работе
Эффективность реализации проекта:
У детей сформировались трудовые навыки и позитивные установки к различным
видам трудовой деятельности. Появился интерес и положительное отношение к труду.
Сформировалось уважительное отношение к трудящемуся человеку, бережное
отношение к результату его труда. Появилось стремление оказать посильную помощь.
Сформировались нравственно – волевые качества: ответственность, самостоятельность, готовность включаться в трудовую деятельность, эмоциональная отзывчивость, сопереживание, доброта, радость, удовольствие, готовность к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, помощь и уважительное отношение к труду.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться. Пособие для воспитателя детского сада.М.,1993. -207 с.
Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет. - М.Мозаика-Синтез,2016.-128 с.
Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2005.
Воспитание дошкольников в труде. Под ред. В.Г. Нечаевой – М.: Просвещение, 1983г. с.
Интернет ресурсы
Приложение 1
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«О ТРУДОВОМ ВОСПИТАНИИ В СЕМЬЕ»
Уважаемые родители в целях совершенствования образовательного процесса нам необходимо знать Ваше мнение.
Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
1. Распределены ли в вашем доме трудовые обязанности по обслуживанию семьи?
а)Да
б) Нет
2. Имеет ли ребенок трудовые обязанности в семье?
а) Да, конечно
б) Постоянно
в) Не имеет
3. Как относится ребенок к их выполнению?
а) Выполняет охотно
б) Пассивен
в) Только за вознаграждение
4. Что включает в себя трудовая деятельность Вашего ребёнка?
а) самообслуживание
б) убирает игрушки
в) помогает мыть посуду
г) ничего не делает
д) другое (напишите, что именно)
5. Ваш ребенок дома убирает стол после игры, игрушки?
а) да, но только после напоминания
б) убирает, но только с моей помощью
в) убирает сам, без напоминания
г) не убирает вообще
6. Какие методы в воспитании трудолюбия используются вами дома?
а) собственный пример
б) поощрение
в) обучение
г) не занимаюсь таким воспитанием
д) другое (напишите, что именно)
7. В чём Вы видите наибольшие затруднения?
а) ребёнок не хочет выполнять трудовые поручения
б) задания взрослого забывает
в) не доводит начатое до конца; не проявляет себя при выполнении работы;
г) готов бросить дело при затруднении; сомневается,
д) затруднений нет
8. Поощряете ли Вы ребенка за выполнение трудового поручения?
а) Да
б) Нет
9. Наказываете ли Вы ребенка за невыполнение трудового поручения?
а) Да
б) Нет
в) Никогда
10. Привлекаете ли Вы ребенка к совместной работе?
а) Да
б) Нет
11. Занимается ли Ваш ребёнок трудом на свежем воздухе (уборка территории у дома, принимает ли посильное участие субботниках ___
12. Кому, по Вашему мнению, принадлежит ведущая роль в воспитании детей, в том числе и в трудовом:
а) семье
б) интернату
в) семье и интернату?
13. Есть ли в семье разногласия во взглядах на трудовое воспитание ребенка?
а) Да
б) Нет
Приложение 2
ПОСЛОВИЦЫ О ТРУДЕ
1. Маленькое дело лучше большого безделья.
2. Поспешишь - людей насмешишь.
3. Не спеши языком - торопись делом.
4. Умелые руки не знают скуки
5. Сделал дело - гуляй смело.
6. Скучен день до вечера - коли делать нечего.
7. В деле не сила нужна, а умение.
8. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
9. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
10.Делу время, а потехе час.
11.Труд человека кормит, а лень портит
12.Кто любит трудиться, тому на месте не сидится
13.Терпение и труд все перетрут
ЗАГАДКИ
Он приучает детишек к порядку,
Он проверяет ребячьи тетрадки.
Научит детей, и писать, и читать,
И складывать цифры, и вычитать. (Учитель)
Отгадайте, что за диво:
Хоть она и молчалива,
Может много рассказать,
Разных знаний передать (книга)
Белый, а не снег
Пишет, но не карандаш
Его стирают, но это не одежда (мел)
Стоит огромный
Светлый дом.
Десятки тысяч
Книжек в нём (библиотека)
Достанет книги все для нас,
Любой рассказ она нам даст.
Где книга каждая стоит,
Она покажет, объяснит.
Конечно, это не аптекарь,
А наш…(библиотекарь)
СТИХИ
ВЕТЕРИНАР
Звери, птицы, все, кто болен,
Кто здоровьем недоволен!
Вас зовёт ветеринар -
Перевяжет, даст отвар.
ДОЯРКА
Утром солнце светит ярко,
Молочко несёт доярка.
Тёплое, коровье,
Детям на здоровье.
ПРОДАВЕЦ
Мы приходим в магазин.
В нём обилие витрин.
Выбрать нужную покупку
Продавец поможет чуткий.
УЧИТЕЛЬ
В городах больших и сёлах
С утра звенит звонок
И спешат ребята в школу –
Начинается урок.
ДВОРНИК
Кто выходит спозаранку
Раньше всех людей во двор
И как будто бы выводит
На земле метлой узор?
ВОДИТЕЛЬ
Есть профессия водитель,
Или попросту, шофёр.
Дальних он дорог любитель,
Где свобода и простор.
БИБЛИОТЕКАРЬ
Если книжка изорвалась,
И обложка оторвалась,
Ей поможет книжный лекарь –
Звать его – библиотекарь.
В книжку он страничку вклеит,
И обложку к ней приклеит,
Станет книжка снова новой,
Станет целой и здоровой!
Приложение 3
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
«Профессии»
Цель. Закрепить названия профессий и действий, которые совершаются ими.
Ход игры. Вы задаете ребенку вопрос: " Что делает…..?" и называете представителя любой профессии, а ребенок отвечает. Поначалу лучше брать профессии, из которых следует ответ - воспитатель воспитывает, пекарь печет, уборщик убирает. Перемежайте хорошо знакомые профессии с незнакомыми, заодно расскажите о неизвестных ребенку профессиях.
«Кому что нужно для работы?»
Цель: расширять и уточнять представления детей о предметах окружающего мира (материалах, инструментах, оборудовании и т. п., необходимых для работы людям разных профессий.)
Учителю - указка, учебник, мел, доска…
Повару – кастрюля, сковорода, нож, овощерезка, электропечь…
Водителю – автомобиль, запасное колесо, бензин, инструменты…
Игра «Покажи, как это делать»
Цель: закреплять умения выполнять разные виды трудовой деятельности, закреплять навыки правильного выполнения трудовой деятельности, воспитывать уважение к труду людей.
Оборудование: два стола, инвентарь для манипуляций в видах деятельности.
Ход игры: Дети сидят полукругом. Правила игры: ребенок выходит к столу, на котором расположены разные предметы для выполнения разных видов деятельности. Воспитатель просит ребенка: «Покажи, пожалуйста, всем нам, как нужно правильно протирать листья у цветов», «Покажи, пожалуйста, всем нам, как нужно правильно складывать вещи» и так далее.
Игра «Угадайте, что я делаю?»
Цель: Расширять у детей представление о трудовых действиях. Развивать внимание.
Ход игры: Воспитатель с детьми берутся за руки и встают по кругу. В центр круга входит ребенок. Все идут по кругу и говорят: Что ты делаешь - не знаем, поглядим и угадаем.
Ребенок имитирует трудовые действия, показывая их не только движениями, но и по возможности передавая звуками. Например: чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, несет ведро с водой, протирает зеркало, рубит дрова, трет на терке и так далее.
Приложение 4
Консультация для родителей
«Приобщение ребенка к труду в семье»
Труд детей является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в труде организовывается так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства.
Труд развивает умственные способности ребенка: его сообразительность.
В труде ребенок знакомится со свойствами предметов и явлений, получает знания о профессиях, об орудиях труда, приобретает навыки работы с ними и познает мир социальных отношений между людьми.
Трудовая деятельность способствует повышению общего развития детей, расширению их интересов, появлению простейших форм сотрудничества, формированию нравственных качеств.
Воспитание трудолюбия у ребенка – это сложная и многоплановая задача. Ребенок, умеющий справляться с домашней работой, в дальнейшем будет более легко справляться и с различными жизненными трудностями. Привычка к труду делает ребенка ответственным, значимым, самостоятельным. А вот отсутствие желания и умения что-то делать по дому являются признаком инфантильности и эгоизма.
1. Не запрещайте ребенку помогать вам.
Наоборот, надо выражать радость и дать понять ребенку, что без его помощи вам не обойтись. Если вы опасаетесь, что ваша квартира сильно пострадает после такой помощи, то давайте задания сами. Можно попросить собрать игрушки, протереть пыль, полить цветы или дать другие несложные задания. После выполнения поручения, обязательно похвалите его, даже если что-то получилось не так. Понятно, что взрослым проще и быстрее сделать все самим, но дайте ребенку возможность ощутить свою полезность.
2. Превратите домашнюю работу в игру.
Вариантов много, можно устроить соревнование: кто быстрее соберет игрушки, кто чище вымоет тарелку и т.д. Можно приобщать к выполнению работы игрушки: мама с зайцем моет посуду, а дочка с мишкой протирают пыль. Еще вариант – придумать небольшую сказку о выполняемом поручении. Возможно, вы придумаете свою игру. Самое главное, чтобы ребенку было интересно.
3. Доверьте ребенку выполнять определенные вещи.
В семье у каждого должны быть распределены обязанности. Надо дать малышу почувствовать себя полноценным помощником. Когда ребенок увидит, что каждый в семье выполняет свои обязанности, то он осознает свою важность и не будет отказываться от работы.
4. Объясняйте ребенку, что вы от него хотите.
5. Самое главное – не забывайте хвалить ребенка! Родители часто совершают ошибку, обещая за выполненную работу материальные поощрения, например: вымоешь посуду – куплю мороженое. Ребенок быстро привыкнет к такой схеме и будет вам помогать только за определенное вознаграждение.
Надо приучать малыша к тому, что помогая вам, он приносит пользу близким людям. Давайте малышу задания, которые у него лучше получаются.
6. Не забывайте, что родители всегда являются примером для детей.
Обратите внимание, с какими эмоциями, словами, настроением вы выполняете домашнюю работу. Если она вызывает у вас отвращение, раздражение, вы всем своим видом показываете, как ненавидите мыть пол или посуду. Старайтесь всем своим видом и поведением вызвать у ребенка желание вам помочь. Он должен понять, что это интересно.
Параллельно с трудовым воспитанием необходимо воспитывать уважение к труду взрослых, к бережному отношению его результатам. Слова нотации, как известно, методы для ребенка малоубедительные. Он должен видеть добрый пример взрослых.
В заключении хочется отметить, что правильное воспитание невозможно представить, как воспитание нетрудовое.
Труд всегда был основанием для человеческой жизни, благополучия человека. Следует помнить, что труд – это дело чести, славы доблести. Поэтому задача взрослых, в первую очередь родителей – научить ребенка трудиться, привить ему интерес к трудовой деятельности, желание помогать.
ФОТООТЧЕТ
Диагностика
сформированности трудовых навыков у предшкольников на начало года
№ п/п | Ф.И. | Самостоятельно одевается и раздевается | Самостоятельно обувается и разувается | Застегивает пуговицы | Завязывает шнурки | Знает и называет трудовые действия (стирает, моет, гладит, убирает и т.д.) | Имеет элементарные представления о работе своих родителей | Самостоятельно выполняет простейшие трудовые действия (убирает на место игрушки, убирает рабочее место) | Выполняет обязанности дежурного | Уровень |
1 | Вануйто Ю | с/у | с/у | н/с | н/у | н/с | н/с | с/у | с/у | н/с |
2 | Вэнго И | в/с | с/у | н/с | н/у | н/с | н/с | в/с | в/с | с/у |
3 | Вэнго М. | в/с | в/с | с/у | н/у | с/у | с/у | в/с | в/с | с/у |
4 | Окотэтто Г. | с/у | с/у | н/с | н/у | н/с | н/с | с/у | с/у | н/с |
5 | Окотэтто Т. | с/у | с/у | н/с | н/у | н/с | н/с | с/у | с/у | н/с |
6 | Окотэтто Л. | с/у | с/у | н/с | н/у | н/с | н/с | с/у | с/у | н/с |
7 | Тибичи С. | н/с | н/с | н/с | н/у | н/с | н/с | с/у | с/у | н/с |
8 | Ядне М. | в/с | с/у | н/с | н/у | с/у | с/у | с/у | с/у | с/у |
9 | Яптик Л. | в/с | с/у | н/с | н/у | с/у | н/с | с/у | с/у | с/у |
| Низкий | - | - | - | 9/9 | - | - | - | - | - |
| Ниже среднего | 1/1 | 1/1 | 8/8 | - | 6/6 | 7/7 | - | - | 5/5 |
| Средний | 4/4 | 7/7 | 1/1 | - | 3/3 | 2/2 | 7/7 | 7/7 | 4/4 |
| Выше среднего | 4/4 | 1/1 | - | - | - | - | 2/2 | 2/2 | - |
| Высокий | - | - | - | - | - | - | - | - | - |