СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Чистюли"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект Чистюли. Уникальная разработка для дошкольников.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Чистюли"»

Тема проекта: «ЧИСТЮЛИ…», групповой, участники младшей группы (1,5-3 года), родители,воспетатель.



Проблема: Отсутствие у детей культурно гигиенических навыков.

Вид проекта: игровой

Тип проекта: кратковременный

Актуальность:

Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия — благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.

Главная задача — формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры. Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать.

Работая с детьми младшего дошкольного возраста мы заметили, что у вновь пришедших в детский сад из дома ребят, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют самостоятельно умываться, последовательно мыть руки, вытирать их полотенцем, нуждаются в терпеливом обучении и непосредственной помощи взрослого. Процесс мытья рук занимает существенную часть времени бодрствования, и очень важен для ЗОЖ каждого ребенка, потому важно их развивать. Именно в дошкольном возрасте необходимо воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.

Цель: формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного через использование художественной литературы в разных видах деятельности.

Мотивация детей: быть здоровыми, чистыми, не похожими на Грязнулю из стихотворения Чуковского «Мойдодыр», А.Барто «Девочка чумазая».

Научиться держать мыло в руках, чтобы оно «не выскальзывало, не злилось».

Задачи:

— приучать детей следить за своим внешним видом, продолжать формировать умение закатывать рукава, правильно пользоваться мылом, аккуратно намыливать и мыть руки; насухо вытираться полотенцем);

— содействовать стремлению к ЗОЖ;

— развивать произносительную и диалогическую стороны речи;

-развивать уверенность в себе и своих возможностях; развивать активность, инициативность, самостоятельность;

-развивать понимание и осмысливание произведений искусства.

Предполагаемый результат.

Дети закатывают самостоятельно рукава перед мытьем рук, правильно пользуются мылом, аккуратно моют руки; вытираются после умывания. Вешают полотенце на место. Рассказывают короткие стихотворения и потешки об умывании, сопровождая действия текстом, отвечают на вопросы.I этап — подготовительный

Наблюдение за детьми.

Проведение диагностики.

Организация предметно-развивающей среды.

Подборка литературы, игр, иллюстрации.

II этап — практическая часть

Ввести в игровую ситуацию детей и сформулировать проблему:

Организовать занятия, беседы.

Проведение игр.

Чтение художественной литературы.

Оказывать помощь детям при реализации замыслов.

ПЛАН РАБОТЫ НА 2 недели проекта.

1 НЕДЕЛЯ ПРОЕКТА.

ПОНЕДЕЛЬНИК.

1.Ситуативная беседа «Почему опасно не мыть руки с мылом».

Цель: привитие аккуратности, КГН, развивать мышление, логику, учить делать выводы из прочитанного.

2. Показ алгоритма «Мытье рук».

Цель: познакомить детей со схемой, научить с помощью нее последовательно мыть руки.

3. Просмотр мультфильма «Моем руки.Лучшие друзья».

ВТОРНИК.

1. Практич.упр.: «Моем чисто руки и лицо. Цель: научить детей последовательно мыть руки, умываться.

2.Использование потешки «Водичка — водичка».

(см.приложение)

Цель: Учить детей следить за чистотой своих рук и мыть их при необходимости, учить подставлять руки под струю воды, делать круговые движения ладошками.

Источник: В.В. Гербова 1986г. Стр.43

3.Рисование: «Ладошки».

Цель: закрепление КГН, продолжать учить рисовать пальчиком, учить сравнивать.

СРЕДА.

1.Чтение и разучивание потешки «Ладушки, ладушки…» (см.приложение) Цель: прививать стремление к ЗОЖ, развивать КГН, развитие памяти,речи.

2.Занятие «Водичка, водичка».

Цель: учить детей КГН, обогащать словарный запас, активизировать в речи детей слова, обозначающие действия.

Источник: № 4 стр.324

3.Прослушивание потешки и просматривание иллюстраций к ней «Водичка, водичка».

ЧЕТВЕРГ.

1.Занятие «Зайка в гостях у детей». Цель: формировать у детей навыки личной гигиены,закрепить знания о предметах личной гигиеной и их назначении,воспитывать сочувствие к игровому персонажу.

2.Игра-ситуация: « кукла грязная »

Цель: продолжать учить детей мыть тщательно руки, учить делать выводы из поставленных ситуаций.

ВЕЧЕР.

Мультфильм «Смешарики.Руки».

ПЯТНИЦА.

1.Подвижная игра «Зайка серый умывается».

«В ручейке вода».

Цель: закрепление КГН, развитие памяти, речи.

2.Занятие: «дидактическая игра умоем куклу».

Цель: уточнять названия предметов туалета и их свойств. Называть свойства воды.

Источник:

Л.Н.Павлова «Знакомим малыша с окружающим миром». 1987г. Стр. 212

3.Просматривание мультфильма «Руки вы помыть не забыли?».

2 НЕДЕЛЯ ПРОЕКТА.

ПОНЕДЕЛЬНИК.

1. Чтение К. Чуковского «Мойдодыр».

2. Разучивание строк из рассказа: «Надо, надо умываться…».

Цель: развитие памяти, мышление, учить делать выводы из прочитанного.

3. Просмотр мультфильма «Мойдодыр».

ВТОРНИК.

1.Проговаривание потешки «Мойся мыло не ленись».

Цель: Учить самостоятельно брать мыло, смочив его намыливать руки.

2.Чтение стихотворения А.Барто «Девочка чумазая…».


Цель: учить понимать и делать выводы из прочитанных произведений.


Просматривание видео иллюстраций к стихотворению А.Барто «Девочка чумазая»

1. СРЕДА.

Игра-занятие «Как мы помогали кукле Маше».

Цель: Формирование кгн. ; организовать применение детьми знаний о необходимости содержаний в чистоте лица, рук, о назначении предметов.

Источник: № 3 стр.279

2.Д/И «Подбери предметы личной гигиены». Цель: учить детей находить предметы по просьбе воспитателя.


Мультфильм «Смешарики.Лучная гигиена».

ЧЕТВЕРГ.

1.«Приключение мыльного пузыря». Цель: расширение кругозора детей (показать качества мыла), доставить радость детям от пускания мыльных пузырей.

2. Дид. упр.: «Как мы моем ручки и вытираем их».

Цель: закрепление навыка мытья рук.

ПЯТНИЦА.

Итоговое занятие «В гостях у Мойдодыра».

Цель: учить соблюдать последовательность действий при мытье рук и самостоятельно мыть руки, используя схемы-алгоритмы; учить понимать смысл схематического изображения; воспитывать желание быть чистым и аккуратным, вызывать желание демонстрировать положительный пример.

Просматривание мультфильма «Моем руки».

Список используемой литературы:

1. В.В. Гербова «Занятия по развитию речи». 1986 г.

2. Л.Н.Павлова «Знакомим малыша с окружающим миром». 1987 г.

3. Л.Л.Тимофеева «Планирование образовательной деятельности с дошкольниками в режиме дня. Первая младшая группа». М.: Центр педагогического образования, 2013 г.

4. К.Белая «Первые шаги». Москва 2002г.

Привлечение родителей:

1. Создание фото выставки «Чистые ручки».

Цель: закрепление навыка мытья рук дома;

рассматривание и осмысление фото детьми в группе с помощью воспитателей и игровых персонажей.

2. Беседа-консультация с родителями «Алгоритм мытья рук», «Как привлечь ребенка к усвоению КГН».

Цель: создание необходимых условий в домашних стенах, для успешного формирования КГН (порезать кусочек мыла пополам, повесить полотенце на доступном для ребенка уровне, напоминание родителями ежедневно алгоритм мытья рук).

3. Создание родителями с детьми выставки «Да здравствует мыло душистое«(мыло различной формы, запаха, цвета; ,поделки , «Любимые персонажи из художественной литературы»).

Цель: создание интереса и положительных эмоций к формированию

КГН.

3 этап — заключительный.

Провести итоговое занятие.

Описать и анализировать работу над проектом.

Провести диагностику навыков и знаний детей.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

1. Беседа «Почему опасно не мыть руки с мылом».

ЦЕЛЬ: Формирование представлений о гигиенических основах безопасности жизнедеятельности.

ЗАДАЧИ:

— Совершенствовать представления детей о значении гигиенических процедур (мытье рук).

— Развивать умение самостоятельно замечать необходимость мытья рук.

— Прививать потребность вести здоровый образ жизни.

— Ребята, каждый день, и дома и в детском саду, приходя с прогулки и после туалета, после игр и перед едой вам говорят одно и то же — «Не забудь помыть руки!

— А вы как думаете, ребята? (ответы детей)

— Внимательно посмотрите на свои руки. Вы видите микробов? Почему?

— Микробы очень маленькие и их нельзя увидеть без специальных увеличительных приборов, их можно разглядеть только под микроскопом.

— А кто же они такие, эти микробы? (варианты ответов детей)

В глубоком, чёрном подземелье

Микробы страшные живут,

И терпеливо днём и ночью,

Они детей не мытых ждут.

С не мытых рук пролезет в рот

Противный, маленький микроб.

Пролезет тихо, как шпион,

И натворит такого он…

… Но только не надо бояться,

Надо сопротивляться!

Ведь эта страшная сила

Боится простого… .

МЫЛА!

Микробы живут везде — в воздухе, в воде, на руках, продуктах, шерсти животных и игрушках и других предметах.

Микробы — это очень маленькие существа, их нельзя разглядеть без микроскопа.

Микробы бывают полезные и вредные (полезные помогают, а вредные вызывают болезни).

Чтобы не заболеть — надо обязательно мыть овощи и фрукты, не грызть ногти и чаще мыть руки, особенно перед едой.

— Ребята, кто знает, чем опасны вредные микробы?

Вредные микробы, попадая внутрь организма вместе с пищей, начинают очень быстро вредить ему. В результате у человека начинает болеть живот, начинается тошнота и рвота, может подняться температура и человек попадает в больницу.

— Что нужно сделать, чтобы избавиться от вредных микробов?

Все болезни у ребят,

От микробов, говорят.

Чтоб всегда здоровым быть,

Надо руки с мылом мыть!

2. Алгоритм мытья рук.

ЗАКАТЫВАЕМ РУКАВА-ОТКРЫВАЕМ КРАН-СМАЧИВАЕМ РУКИ-НАМЫЛИВАЕМ ИХ ДО ГУСТОЙ ПЕНЫ-СМЫВАЕМ МЫЛО-ЗАКРЫВАЕМ КРАН-ВЫТИРАЕМ НАСУХО ПОЛОТЕНЦЕМ.




2.Настольная игра.

Схема мытья рук.

Инструкция: собери картинки в правильной последовательности.














3.Практич.упр.:






















ПОТЕШКИ.

4. Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!





5.Рисование «Ладошки»





6.Ладушки, ладушки,

С мылом моем лапушки.

Чистые ладошки,

Вот вам хлеб и ложки.


7.Конспект занятие «водичка-водичка»

Цели и задачи: объяснить детям важность умывания каждое утро, привить любовь к воде и процедуре умывания с помощью стишков и потешек, рассказать о правилах поведения – они должны закатать рукава, намыливание рук и прочие процедуры должны проводиться над раковиной, дети не должны разбрызгивать воду, должны поддерживать порядок и чистоту в умывальной комнате, объяснить важность пользования только своим полотенцем и аккуратно вешать его на сове место после процедуры умывания.


Материалы: наглядное пособие Мойдодыр, пара полотенец, кусок мыла, игрушка Зайчик.


Ход занятия:


Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, кто пришел к нам в гости? (Показать на Мойдодыра). Это Мойдодыр – умывальников начальник и мочалок командир. Он пришел к нам в гости и хочет посмотреть, как мы с вами умеем умываться: мыть ручки, глазки.


Ай, лады, лады, лады


Не боимся мы воды


Чисто умываемся,


Маме улыбаемся.


Знаем, знаем, да-да-да


Где ты прячешься, вода!


Выходи, водица,


Мы пришли умыться!


Лейся на ладошку


По-нем-ножку.


Лейся, лейся, лейся


Пос-ме-лей –


Детки, умывайтесь веселей!


Воспитатель: Ребятки, когда мы с вами утром просыпаемся, что мы делаем? (Помогает детям ответить «умываемся»). Дайте мы с вами покажем Мойдодыру, как мы это делаем? Будем умываться, не будем плескаться, брызгаться не будем, мы детки умнички, очень аккуратные. (Воспитатель читает стишок, дети умываются, если требуется помощь воспитателя – помогает).




Водичка, водичка


Умой моё личико,


Чтобы глазки глядели,


Чтобы щёчки краснели,


Чтоб смеялся роток,


Чтоб кусался зубок.


Ах, водичка хороша!


Хороша водичка!


Искупаем малыша,


Чтоб сияло личико!


Воспитатель: Ребятки, а перед обедом, что мы с вами моем? (Помогает ответить детям «ручки»). Правильно, ручки. Давайте покажем Мойдодыру, как мы это делаем.


Ладушки, ладушки,


С мылом моем лапушки.


Чистые ладошки,


Вот вам хлеб и ложки.


Во время прочтения потешки дети подходят к умывальнику и моют руки.


Воспитатель: Вот какие мы с вами молодцы! А теперь нам нужно вытереть наши ручки и личики очень сухо. Давайте возьмем наши полотенчики и вытремся. (При необходимости воспитатель помогает детям воспользоваться полотенцами).


Воспитатель: Дети, посмотрите, к нам пришел Зайка и тоже хочет умываться. Поможем ему?


Воспитатель читает стишок, детишки умывают и вытирают зайчика.


Зайка начал умываться,


Видно в гости он собрался,


Вымыл ротик, вымыл носик,


Вымыл ухо вот и сухо.


Воспитатель: Молодцы, ребятки! Вот как чисто умыли Зайку, и теперь он смело может отправляться в гости. И Мойдодыру уже пора. Он пойдет в гости к другим ребятам. Давайте скажем ему «До свидания, приходи еще!»



8.Конспект занятия « Зайка в гостях у детей».Программное содержание: формировать у детей навыки личной гигиены, закрепить знания о предметах личной гигиены и их назначении, воспитывать сочувствие к игровому персонажу.


Ход занятия:


- Ребята, я сегодня шла в садик и по дороге прямо возле нашего садика встретила зайку он сидел весь чумазый и плакал. Я спросила у зайки, что же у тебя случилось чем ты так расстроен и в чём ты весь испачкался. И вот ребята, что мне рассказал зайка.


Оказывается нашего зайца пригласил на день рождения ёжик. Зайка долго думал, то же подарить ёжику и на конец придумал, а что если я подарю своему другу рисунок, который нарисую сам. Он взял большой лист бумаги, краску с кисточкой и начал рисовать. Зайчик так старался нарисовать что-то интересное, что и не заметил, как весь выпачкался в краске. Он стал отмывать краску росой, но у него ничего не получилось. Так расстроенный зайчик шёл по лесу и плакал, в это время пробегала мимо белочка, он всё рассказал белке.


Знаете, что сказала белка: «Я сегодня гуляла по лесу и нашла какой то мешочек, может быть оно тебе пригодится, вот только что это в нем лежит я не знаю. Спасибо сказал зайчик белке и пришёл к нам попросить у нас помощи. Ну что, ребятки, поможем зайчику?


- Так что зайчик не переживай ребятки тебе обязательно помогут. А ну-ка давай свой мешочек, может быть ребята знают, что в нём лежит. Потихонечку вытаскиваю чудесный мешочек и достаю из него мыло.


- А ну-ка, детки, посмотрите, что это?(Мыло)


- А для чего нам нужно мыло (Чтобы мыться, намыливать ручки и т.д.)


- Молодцы ребятки. Ой, а что то здесь ещё в мешочке лежит. Вытаскиваю полотенце. Что это? (полотенце).


- А для чего полотенце нам нужно? (Чтобы вытираться)


- Молодцы. Ребятки, а сейчас давайте нашему зайке покажем, как правильно нужно мыться и вытираться полотенчиком, а также поможем нашему зайке отмыть краску.


Идём в умывальную комнату.


- Смотри зайчик сейчас мы тебе покажем как нужно правильно умываться, а ты всё запоминай и умывайся вместе с ребятами.


Использование художественного слова:


Знаем, знаем да, да, да.


Где здесь прячется вода


Выходи водица мы пришли умыться,


Ладушки, ладушки с мылом моем лапушки.


- Молодцы ребята я смотрю вы все хорошо вымоли с мылом ручки и вытерли на сухо полотенцем. Ой, смотрите, а нашего зайку ведь совсем не узнать.


Пока дети умываются отмыть вместе с ними игрушку, или можно заменить на такую же чистую.


Зайка тоже вместе с вами умывался, и посмотрите, какой же о стал чистый и опрятный, посмотреть приятно.


Предлагаю детям вернуться в игровую комнату.


- Ребятки а давайте мы с нашим зайкой поиграем. (Игра малой подвижности "Зайка серый умывается").


Зайка серый умывается


Видно в гости собирается,


Вымыл ротик, вымыл носик,


Вымыл глазки, вымыл лобик,


Вымыл ручки, вымыл ножки,


Вымыл ухо, вытер сухо.


Действие выполняется по тексту.


- Что-то мне зайка хочет сказать? Приставляю зайку к уху.


- А зайка говорит вам спасибо и предлагает вместе с ним пойти к ёжику. Ну что пойдём?


- Ой, ребята, посмотрите, а вот и ёжик совсем заждался.


Недалеко от деток за накрытым столом фруктами и соком посадить игрушку ёжика.


Давайте ребята поздравим ёжика с днём рождения! Ёжик говорит вам спасибо и приглашает вас за стол.




9. Игра-ситуация: «Кукла грязнуля» Цели:

Прививать детям простейшие культурно-гигиенические навыки.


Оборудование:

Кукла (грязная, лохматая, в помятой одежде),

Предметы гигиены (мыло, салфетки, шампунь, губки, баночки из-под шампуня и т. п. в двух экземплярах каждый).



Ход занятия:

Игровая ситуация «Кукла-грязнуля»

Сегодня к нам в гости пришла кукла. Что-то она не заходит. Стоит за дверью. Давайте ее позовем, скажем: «Кукла, заходи». (Вносится кукла).

Ой, а что это с куклой? Дети, вам нравится эта кукла? А почему не нравится? Кукла грязная, лохматая, помятая. Придется нам с вами научить куклу, что нужно делать, чтобы быть чистой и красивой.

Я — кукла-замарашка.

Грязна моя рубашка.

С мылом я не мою руки,

В жирных пятнах мои брюки.

Дети не хотят со мной дружить.

Что мне делать, как мне быть?

Далее игрушки-зверята по очереди приносят предметы гигиены и учат куклу ими пользоваться.

Ой, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды!

Чистая водичка

Умоет наше личико,

Вымоет ладошки,

Намочит нас немножко,

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды!

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся!





10. Подвижная игра: «Зайка серый умывается»Все играющие образуют круг. Выбранный зайкой становится в середину.

Дети произносят:

Зайка серый умывается,

Видно, в гости собирается.

Вымыл носик,

Вымыл хвостик,

Вымыл ухо,

Вытер сухо!

Зайка проделывает движения в соответствии с текстом. Затем он скачет на

двух ногах к кому-нибудь из детей. Тот, к кому подойдет зайка, прыжками

отправляется на середину круга. Игра повторяется 5–6 раз.

Примечание: в кругу могут находиться и несколько заек — 4–5. Они

одновременно выполняют игровое задание.


11. Д/Игра «Умоем куклу».

Цель: перенести полученные навыки умывания в игровые действия,

поддерживать положительные чувства к процессу умывания.

Материал: тазик с водой, маленькое полотенце с петелькой, кусочек

игрушечного мыла в мыльнице, кукла.





12.Поговаривания потешки «Мойся мылом не ленись». Каждый день

Я мыло мою

Под горячею водою

И в ладонях поутру

Очень сильно тру.

Мойся, мыло,

Не ленись!

Не выскальзывай,

Не злись!

Ты зачем опять упало?

Буду мыть тебя сначала.

Р.Куликова.


13. Чтение стихотворения. А.Барто «Девочка чумазая» Девочка чумазая

— Ах ты, девочка чумазая,

где ты руки так измазала?

Чёрные ладошки;

на локтях — дорожки.

— Я на солнышке лежала,

руки кверху держала.

ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.

— Ах ты, девочка чумазая,

где ты носик так измазала?

Кончик носа чёрный,

будто закопчённый.

— Я на солнышке лежала,

нос кверху держала.

ВОТ ОН И ЗАГОРЕЛ.

— Ах ты, девочка чумазая,

ноги в полосы измазала,

не девочка, а зебра,

ноги-как у негра.

— Я на солнышке лежала,

пятки кверху держала.

ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.

— Ой ли, так ли?

Так ли дело было?

Отмоем всё до капли.

Ну-ка, дайте мыло.

МЫ ЕЁ ОТОТРЁМ.

Громко девочка кричала,

как увидела мочалу,

цапалась, как кошка:

— Не трогайте

ладошки!

Они не будут белые:

они же загорелые.

А ЛАДОШКИ-ТО ОТМЫЛИСЬ.

Оттирали губкой нос —

разобиделась до слёз:

— Ой, мой бедный носик!

Он мыла не выносит!

Он не будет белый:

он же загорелый.

А НОС ТОЖЕ ОТМЫЛСЯ.

Отмывали полосы —

кричала громким голосом:

— Ой, боюсь щекотки!

Уберите щётки!

Не будут пятки белые,

они же загорелые.

А ПЯТКИ ТОЖЕ ОТМЫЛИСЬ.

— Вот теперь ты белая,

Ничуть не загорелая.

ЭТО БЫЛА ГРЯЗЬ.



14. Игра-занятие. «Научим умываться куклу Катю».Программное содержание: Воспитывать потребность мыть руки с мылом перед едой, после посещения туалета, игр с песком; учить умываться после сна; соблюдать последовательность действий процесса умывания, насухо вытираться полотенцем; воспитывать интерес к действиям, желание делать аккуратно.


Подготовка к игре: красочная посылка с мылом, полотенцем, письмо, кукла Катя, тазик с водой на столе у воспитателя.


Ход игры:


Раздается стук в дверь.


- Кто там стучится? – спрашивает воспитатель. (Отворяет дверь)


  • Кто там? Входите, пожалуйста! Никто не входит, но за дверью лежит, красиво упакованная посылка. Воспитатель вносит её в группу, дети рассматривают, предлагают её открыть. Достают письмо от Мойдодыра. В нем он пишет, что встретил девочку, которая рассказала, что в вашей группе есть грязная, чумазая кукла. И он просит, чтобы вы научили её, как нужно умываться. В подарок прислал посылку с мылом душистым и полотенцем пушистым». Дети рассматривают мыло, нюхают его. Затем воспитатель просит найти в группе чумазую куклу Катю. По просьбе воспитателя дети вспоминают правильные и последовательные действия умывания. Затем один из детей берет куклу и сначала моет ей руки, а затем лицо. Воспитатель следит за правильным выполнением действий. Затем куклу сухо вытирают полотенцем. Воспитатель задает детям вопросы детям: Почему мы умываем куклу Катю? (Она испачкалась). Когда мы еще моем руки? (перед сном, перед едой, после туалета и.т.д.) Далее воспитатель предлагает всем детям пройти в умывальную комнату и помыть руки перед обедом. Можно использовать художественное слово: « Будет мыло пениться, И грязь куда-то денется».





15.Д/И «Подбери предметы личной гигиены».














  1. «Приключение мыльного пузыря»




17. Д/упр: «Как мы моем ручки и вытираем их».




18. Развлечение «В гостях у Мойдодыра»Цели:

учить детей составлять описание предмета; учить громко произносить слова знакомых стихотворений, четко проговаривая слова;

упражнять в согласовании существительных и прилагательных и активизировать их в речи; учить детей употреблять в речи существительные в родительном падеже; учить правильно называть предметы, их качества и действия с ними;

упражнять в правильном произношении звука «ш» и учить детей произносить его длительно на одном дыхании.

Ход занятия.


Воспитатель собирает детей около себя:

- Ребята, мы сегодня поговорим о предметах, которые помогают нам быть опрятными, чистыми, красивыми, ухоженными. Что это за предметы? Кто знает? (Ответы детей.) Правильно, это мыло, мочалка, зубная паста, расческа, зубная щетка, шампунь, полотенце…(Стук в дверь.) В группу входит Незнайка – лохматый, грязный (кукла, родитель или сотрудник детского сада).

- Здравствуй, незнайка. Что с тобой случилось? Ты заболел? Почему ты такой грустный?

- Здравствуйте, ребята! Мне очень грустно. Я сегодня вышел во двор и хотел поиграть с детьми. Но со мной никто не захотел играть. Все сначала отошли в сторону, а потом дали мне вот этот мешочек, и сказали, что вещи, которые там лежат, мне помогут. Вот посмотрите.

Незнайка отдает мешочек детям и просит помочь ему.

- Ребята, давайте посмотрим, что в мешке. Смотрите, что это? (Мыло.) Как вкусно пахнет. Какое мыло? (Душистое, белое, круглое.) Кто расскажет Незнайке, зачем нужно мыло?

Ребенок (по желанию) рассказывает, воспитатель помогает (Мыло нужно для того, чтобы умываться: мыть руки, лицо, шею и все тело, чтобы они были чистыми).

Незнайка: А как моют руки? Покажите мне, ребята!


Физминутка


Надо, надо нам помыться,

Где тут чистая водица?

Кран откроем: Ш-Ш-Ш,

Руки моем: Ш-Ш-Ш,

Щечки, шейку мы потрем

И водичкой обольем.


Дети (С помощью педагога) имитируют умывание.

- Ой, руки у нас мокрые! Что нам нужно, чтобы руки стали сухие? (Полотенце.) дети берут в руки воображаемое полотенце и «вытирают» руки.

- Незнайка, посмотри, есть в твоем мешочке полотенце?

Незнайка достает полотенце

- Полотенце какое? (Красивое, мягкое, пушистое, разноцветное…)

Педагог предлагает детям достать из мешка все предметы и рассказать о них.

Кажый из детей рассказывает. Например:

Это расческа. Она деревянная (пластмассовая), длинная, у нее есть ручка и зубья. Расческа нужна нам, чтобы расчесывать волосы вот так (ребенок показывает Незнайке, имитируя движения расчесывания, как нужно расчесываться).

Незнайка счастлив! Теперь он знает, как быть чистым, опрятным, красивым. Он уходит, взяв с собой мешочек.

- Ребята, а кто из вас по утрам, до умывания, делает зарядку?


Физминутка «Зарядка»


Каждый день по утрам делаем зарядку,

Очень нравится нам все делать по порядку:

Весело шагать, весело шагать,

Руки поднимать, руки опускать,

Приседать и вставать, прыгать и скакать.


Возвращается Незнайка.

- Ребята, ребята! Теперь я знаю, почему со мной никто не хотел играть! Вспомните какой я был? (Дети перечисляют: грязный, неопрятный, чумазый, неряшливо одетый, непричесанный…) Мне очень понравилось умываться, вытираться полотенцем, чистить зубы, расчесываться.

Незнайка вместе с детьми читает отрывок из сказки К.И.Чуковского «Мойдодыр»:


Да здравствует мыло душистое,

И полотенце пушистое,

И зубной порошок,

И густой гребешок!

Незнайка приглашает детей поиграть и расладывает на

столе предметы: расческу, зубную щетку, зубную пасту, полотенце, стаканчик, шампунь, мочалку, мыло…


Дидактическая игра «Чего не стало?»


Незнайка предлагает одному из детей посмотреть, что лежит на столе, затем закрыть глаза, сам в это время убирает один предмет. На слова «раз, два, три – посмотри» ребенок оборачивается и отгадывает, какой предмет спрятал Незнайка: «Не стало, например, расчески!» Дети отгадывают по одному или все вместе.


После игры Незнайка прощается с детьми, благодарит за помощь.


Создание выставки родителями «Чистота-залог здоровья»

Выставка книг иллюстраций по теме : КГН.

Предметы личной гигиеной.














19.Оформление родителями «Мойдодыра»








20.Информация для родителей, КГН.




21.Беседа-консультация с родителями «Алгоритм мытья рук», как привлечь ребенка к усвоению КГН»

С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм культуры поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс оставлять на потом - пусть пока ребёнок останется ребёнком, а приучить его к правилам можно и позже. Это неверное мнение!

Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе.

Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. С самого раннего возраста, детей приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой; учат тому, что, чем и как едят; знакомят с разновидностями посуды (чайная, столовая); учат сервировать стол, привлекают внимание к заданному образцу правильного общения во время приема пищи (разговаривать вполголоса, доброжелательным тоном, не говорить с набитым ртом, уважительно относиться к просьбам и желаниям детей), обращают внимание на красоту правильно сервированного стола, вызывая ответный эмоциональный отклик.

Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач:

• Развивать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания.

• Формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком.

• Формировать навыки поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом.

• Формировать начальные представления о ценности здоровья, о том, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия.

• Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.

• Привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.

Для успешного решения этих задач рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр («Накормим куклу Катю», «Искупаем куклу Катю», «Научим мишку умываться», «Научим Зайку правильно держать ложку»); систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним.

В младшем возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания, однако для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы.

Формирование культурно-гигиенических навыков – первая ступень воспитания культуры поведения. Работа по формированию у малышей культурно-гигиенических навыков ведется по двум направлениям: работа с детьми и работа с родителями.

Прежде всего, для формирования культурно-гигиенических навыков у детей необходимо:

1) Обеспечить постоянное, без всяких исключений, выполнение ребенком установленных гигиенических правил. Ему объясняют их значение. Но не менее важно помочь ребенку, особенно на первых порах, правильно усвоить нужный навык. Так, например, прежде чем начать мыть руки, надо закатать рукава, хорошо намылить руки. Вымыв руки, тщательно смыть мыло, взять свое полотенце, насухо вытереть руки;

2) Не следует торопить малыша, если он сосредоточенно повторяет одно и то же действие (например, мылит руки). Тем более не следует выполнять это действие за него. Осваивая навык, ребенок обычно стремится многократно выполнить определенное движение. Постепенно он научается все более самостоятельно и быстро справляться с поставленной задачей. Взрослый только напоминает или спрашивает, не забыл ли ребенок сделать то или другое, а в дальнейшем предоставляет ему почти полную самостоятельность. Но проверять, правильно ли ребенок все сделал, приходится на протяжении всего дошкольного возраста;

3) В дошкольном возрасте дети должны усвоить, что мыть руки надо перед едой, после пользования уборной, по возвращении с прогулки, игры с животными и всегда, когда они грязные;

4) К навыкам личной гигиены, которые ребенок должен усвоить в дошкольном возрасте, относится и уход за полостью рта. С трехлетнего возраста ребенка следует научить полоскать рот, с четырех лет - правильно чистить зубы (сверху вниз - вверх, с наружной и внутренней стороны) перед ночным сном. Утром после сна достаточно полоскать рот. Полоскать рот надо тёплой водой и после еды;

5) Закреплять умения пользоваться расчёской, носовым платком. Нужно приучать детей при кашле, чихании отворачиваться, прикрывать рот носовым платком;

6) Совершенствовать навыки аккуратной еды: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой, не разговаривать во время еды.

К числу основных условий успешного формирования у детей культурно-гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых.

Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, непосредственно образовательная деятельность и игры).

Для малышей особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и места каждой нужной ему в течение дня вещи. Например, в умывальной комнате должно быть достаточное количество раковин небольшого размера, на каждой из которых лежит мыло; раковины и полотенца размещаются с учетом роста детей; на вешалке над каждым полотенцем — картинка. Это повышает интерес детей к умыванию.

Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. Упрочение их происходит в играх, труде, непосредственно образовательной деятельности, в быту.

Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых — родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи.

Чтобы научить ребенка культурно есть, детей учат овладеть целым рядом действий, осуществляемых в определенной последовательности (правильно сидеть за столом, не разговаривать, пережевывать пищу с закрытым ртом, пользоваться приборами для еды, салфеткой и т. д.). Для постепенного формирования требуемых навыков, детей упражняют в совершении одних и тех же действий под постоянным контролем.

По мере усвоения культурно–гигиенические навыки обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию («У Мишки грязные лапки», «Кукла Катя простудилась»), тем самым влияя на становление нового вида деятельности – игры.

В творческой игре («Семья», «Парикмахерская») дети отражают взаимоотношения, которые складываются в ходе бытовых процессов. Ребенок так относится к кукле, как родители к нему в соответствующих ситуациях. В игре дети имитируют бытовые действия (мытье рук, прием пищи), тем самым закрепляя действия с бытовыми предметами (ложкой, чашкой и пр.), а так же отражают правила, которые стоят за выполнением культурно – гигиенических навыков: одежду куклы надо аккуратно сложить, посуду на столе расставить красиво.

Культурно–гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности – труда по самообслуживанию. Самообслуживание характеризуется тем, что действия ребенка не имеют общественного мотива, они направлены на самого себя. Освоение культурно–гигиенических навыков влияет не только на игровую и трудовую деятельность, но и на взаимоотношения ребенка со взрослыми и сверстниками.

. Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельн Малыш еще ничего не умеет делать. Поэтому всякое действие дается с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Если взрослые спешат прийти на помощь ребенку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: «застегните», «завяжите», «оденьте».

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались ости и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.

Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.

Для привития культурно-гигиенических навыков у детей используются: алгоритмы одевания, умывания, складывания одежды в шкафчиках, показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях, игровые приёмы, сюжетно-ролевые («Семья») и дидактические игры («Кому что нужно?», «Для чего нужен предмет»), игры – имитации («Моем руки», «Одеваемся на прогулку»), решение проблемных ситуаций («У куклы грязные руки», «Научим Незнайку правильно мыть руки», «Научим куклу Катю одеваться»), потешки («Водичка, водичка», «Спать пора», «Каша из гречки»), стихотворения («Мойдодыр», «Федорино горе»), сказки, раскраски, игры-путешествия («В страну Чистюлию»), игры-эксперименты («Чистый-грязный»), рассматривание сюжетных («Так делать нельзя») и предметных картинок («Что это и для чего?»). В воспитании культурно-гигиенических навыков важно единство требований сотрудников детского учреждения и родителей. Для этого проводятся: устные журналы («Зачем человеку гигиена?»), фотовыставки («Я сам»), тематические вечера, деловая игра, семинары - практикумы («Как научить малыша одеваться?», «Как научить дошкольника правильно умываться»), родительские собрания («Культурно-гигиенические навыки малышей»), вечера за круглым столом, диспуты, консультации («Воспитание самостоятельности в самообслуживании», «Личная гигиена дошкольника», «Воспитание культурно-гигиенических навыков»).

Малыш не сразу и с большим трудом приобретает необходимые навыки, ему потребуется помощь взрослых. Прежде всего, следует создать в семье необходимые условия: приспособить к росту ребёнка вешалку для одежды, выделить индивидуальную полку или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков), постоянное и удобное место для полотенца и т. д. Обучая детей нужно учитывать их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребёнка пользоваться вилкой, если он ещё не научился правильно есть ложкой. Очень важна последовательность в обучении. Так, действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием; ребёнку легче сначала научиться мыть руки, а потом лицо. Постепенное усложнение требований, переводит ребёнка на новую ступень самостоятельности, поддерживает его интерес к самообслуживанию, позволяет совершенствовать навыки.

Культурно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении, поэтому одним из ведущих приёмов во всех возрастных группах является повторение действий, упражнение, без этого навык не может быть сформирован. На первых порах формирования навыка следует проверить, как выполнены отдельные действия или задание в целом, например, попросить перед мытьём: «Покажите, как вы засучили рукава» или после мытья посмотреть, насколько чисто и сухо вытерты руки. Хорошей формой упражнения в освоении культурно-гигиенических навыков являются дидактические игры.

Особое внимание следует уделить игровому методу, потому что игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста, посредством игры ребенок лучше запоминает и устанавливает причинно – следственные связи. Игра позволяет ребёнку глубже понять окружающий мир. Используя игры, воспитатель закрепляет у детей навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни.

Культурно-гигиенические навыки - важная составляющая часть культуры поведения. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.

Автор: Кочегина А.Ф.

Воспитатель МБДОУ «Пожвинский» Д/С «Берёзка».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!