Муниципальное образовательное учреждение
«МОУ БОЛЬШЕВРУДСКАЯ СОШ»
Проектная работа
«ЧИСТЫЙ БЕРЕГ»
Автор Оганян Павел Норайрович
Обучающийся 8 А класса
Руководитель Андреев Игорь Александрович
Учитель Физической культуры
высшей
квалификационной категории
г. Волосово
2022 год
Содержание
Введение Стр. 2
Глава 1. Географические данные реки Вруда Стр. 6
1.1. Исторические данные реки Вруда Стр. 9
Глава 2. Основное содержание проекта Стр. 11
2.1. Этапы реализации проекта Стр. 13
Глава 3. Реализация проекта Стр. 16
Заключение Стр. 18
Список использованных источников и литературы Стр. 19
Приложение Стр. 20
ВВЕДЕНИЕ
Многие тысячелетия живет на Земле человек, и все это время он пользуется благами природы – полезными ископаемыми, биоресурсами, водными богатствами. В начале своего существования человек был приспособленцем, а теперь он превратился в жадного потребителя. Это привело к сложной экологической ситуации. Современный экологический кризис обусловлен не только достижениями научно – технического прогресса, но и кризисом нравственности личности, связанный с потерей духовно-ценностных ориентиров в отношении природы. Природа терпеливо ждет прозрения человечества. Она дает нам шанс восстановить гармонию между человеком и окружающей средой – это уникальная возможность продолжение цивилизации. Мы обязаны познать законы природы и принять личное участие в решении посильных нам проблем.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Важным компонентом природы является вода, она играет чрезвычайно важную роль в жизни человека, животного и растительного мира. Особа ценна для человека пресная вода рек.
Там, где вода, там и жизнь - эта простая истина, рожденная на Востоке. Наша небольшая река Вруда, является стержнем всего Большеврудского поселения. Это отличное место для активного отдыха в разные времена года. Пресная вода пригодна для орошения полей и огородов. Отличные места для рыбалки, туризма сплавов на лодке. Всего этого мы можем лишиться уже очень скоро, если не пересмотрим свое отношение к нашей реке.
Река имеет естественное питание и является маловодной, а в летние месяцы сильно мелеет, что изменяет природный комплекс водоема. Еще 60 лет назад воду из реки пили, использовали для полива, питья скотины, для полоскания белья. С течением времени уровень воды понизился. Большое отрицательное влияние на состояние реки имеют старые очистные сооружения и бобровые плотины.
На реке есть несанкционированные зоны отдыха, где купаются жители села. После отдыха остается большое количество мусора на берегу, который с дождем и ветром попадает в реку, тем самым, загрязняя ее. Отдыхающие уничтожают кустарники вблизи реки, вытаптывают травяной покров. Происходит постепенная деградация прибрежного ландшафта, богатого орнитофауной и разнообразной растительностью. Механический и бытовой мусор, не влияющий на русловые процессы на крупных и средних реках, приобретает иное значение на малой реке. Любая свалка на ее берегах может стимулировать аккумуляцию наносов и отмирание русла. Хозяйственная деятельность человека и отсутствие экологической культуры сегодня стала фактором, перекрывающим по своей силе действие многих естественных природных сил. И этой силой надо умело управлять. Поэтому назрела необходимость принятия действенных мер для восстановления чистоты и полноводности нашей реки Вруды.
ОСНОВНАЯ ПРОЕКТНАЯ ИДЕЯ.
Суть данного проекта заключается в том, чтобы выстроить эффективную систему взаимодействия школьников, органов местной власти и жителей сельского поселения для того, чтобы организовать очистку и благоустройство берега реки Вруда с целью сохранения водоема как уникального природного объекта Волосовского района.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Воспитание экологической культуры и формирование ценностных ориентиров детей по отношению к природным объектам своей местности, перспективам природопользования;
общественно полезная деятельность по улучшению и восстановлению окружающей природной среды своей малой Родины; пропаганда экологических знаний среди всех слоев населения.
ЗАДАЧИ
1. Создание рабочей волонтерской группы по различным направлениям деятельности в рамках проекта «Чистый берег»
2.Очистка и благоустройство береговой зоны реки Вруда.
3. Воспитание сплоченности коллектива, развитие собранной и целесообразной деятельности детей и взрослых.
4. Воспитание естественного стремления к улучшению села и нравственного требования каждого человека.
5. Развитие творческой активности ребенка через практическую деятельность.
6. Сбор полезного материала для перспективного развития данного проекта в дальнейшем.
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ
Проект реализуется для обучающихся, преподавателей, жителей Большеврудского поселения и выражается в совместных усилиях благоустройства и сохранения водоема как уникального природного объекта.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Проект был реализован в сроки с июня 2022 года по март 2023 года.
ОРГАНИЗАТОРЫ ПРОЕКТА
Обучающиеся Большеврудской средней школы. Основная волонтерская группа – 12 обучающихся и 2 учителя.
Учитель физической культуры Андреев Игорь Александрович и учитель технологии Тихомирова Анастасия Витальевна
ПАРТНЕРЫ
Основные партнеры по реализации проекта: администрация Большеврудского сельского поселения, администрация и работники Большеврудского дома культуры.
ПРОДУКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Продуктом проектной деятельности является создание и проектирование волонтерами агитационных, цифровых и технических материалов, которые нарабатываются ребятами на протяжении реализации проекта.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
При реализации проекта планируется создание материальной базы технических и цифровых технологий для проведения общешкольной акции «ЧИСТЫЙ БЕРЕГ» и дальнейшей работы со всеми жителями Большеврудского поселения, с целью восстановления и сохранения родного водоема. Проведение акций «Трудовой десант» по очищению и облагораживанию берегов реки и мест отдыха.
Глава 1. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ РЕКИ ВРУДА
Река Вруда протекает по территории Волосовского района Ленинградской области, правый приток Луги, бассейн Балтийского моря. Берега её болотистые и заросшие.
Река Вруда берет начало в километре восточнее деревни Большая Вруда Волосовского района Ленинградской области. Впадает в Лугу в 105 километрах от ее устья в двух километрах от деревни Редькино Волосовского района Ленинградской области.
Длина реки Вруда составляет 60 километров, площадь водосборного бассейна 526 км2, средняя ширина 15 метров, скорость течения около 0,3 м/сек. Общее падение реки Вруда составляет 98 метров, уклон 1,6 м/км. Прямолинейное расстояние от истока до устья 31,5 километра, коэффициент извилистости реки 1,9. [1] (Приложение 2)
На берегах реки Вруда в Волосовском районе Ленинградской области расположены населенные пункты Большая Вруда, Смердовицы, Горицы, Устье, Извоз, Волна, Вязок, Максимовка, Слепино, Мышкино, Редкино.
В верхнем течении у истока возле реки Вруда проходит автотрасса Р-38, и чуть ниже по течению пересекает дорога, соединяющая деревни Летошицы и Сырковицы. В среднем течении на реке нет населенных пунктов и хороших подъездных путей. В низовьях после деревни Устье до деревни Редкино вдоль Вруды проходит автомобильная дорога Р-39.
В реку Вруда впадает два основных притоков, из них один левый, а второй правый.
Все основные притоки реки Вруда:
Левосторонние:
Ухта – река впадает на 34 километре от устья реки Вруда, длина 16 километров.
Правосторонние:
Сумка – река впадает на 20 километре от устья реки Вруда, длина 21 километр.
Остальные притоки реки Вруда:
Левые: Черебученка, Ухора, Мазанский, Устинский.
Правые: Куприянов, Березовый, Чёрный.
Берега реки Вруда на большом ее протяжении болотистые, заросшие кустарником и смешанным лесом. В верховьях на левом берегу растут смешанные березово-еловые леса. На правом берегу лиственный лес с преобладанием березы и ольхи, а также болото Большой Мох. В среднем течении на левом берегу урочища Ранцева Мельница и Черная Яма, на правом – урочище Горбатая Нива. Растут смешанные леса. Река огибает еще одно болото Большой Мох. В низовьях растут смешанные и лиственные леса, с правого берега располагается болото Лепешкин Мох.
На участке между деревнями Большая Вруда и Смердовицы до разлива озера Смердовицкого ширина реки 20 метров, глубина 2 метра, дно песчаное. В районе дороги, соединяющей деревни Летошицы и Сырковицы через реку Вруда имеется брод длиной 30 метров с глубиной около 30 сантиметров, дно твердое. Ширина реки здесь 10 метров, скорость течения 0,3 м/сек. Ниже брода глубина реки увеличивается до 1,5 метра, донный грунт песчаный. Перед впадением Черебученки ширина реки 9 метров, дно вязкое, глубина 1,5 метра.
В среднем течении реки Вруды ширина русла 15 метров, донный грунт твердый, скорость течения 0,3-0,5 м/сек., глубины 0,4-0,7 метра. В среднем и нижнем течении встречаются пороги и перекаты.
В нижнем течении Вруды наиболее крупные пороги и перекаты у деревень Извоз и Волна. На участке между ними ширина реки 28 метров, дно каменистое, глубина полметра. Берега в низовьях преимущественно крутые и обрывистые, местами их высота достигает 21 метра. Перед впадением в Лугу скорость течения падает до 0,2 м/сек.
Вода в реке Вруда достаточно чистая и прозрачная.
В реке Вруда водятся такие виды рыб как щука, форель, лещ, карп и другие. Видовое разнообразие рыб в реке Вруда делает ее привлекательной для любителей рыбалки. Для рыбаков здесь строят базы отдыха, есть палаточные городки. Любители водного туризма используют реку Вруду для сплавов с продолжением маршрута по Луге. [2]
1.1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ РЕКИ ВРУДА
Река Вруда встречается и в дневнике старшего из послов Дании Акселя Гюльденстерне. В “Путешествии его княжеской светлости герцога Ганса Шлезвиг- Голштинского в Россию” в 1602 году. После переговоров с Борисом Федоровичем Годуновым, король Дании Христиан 1Y послал к нему своего брата, герцога Ганса Шлезвиг-Голштинского в качестве жениха царевны Ксении Борисовны. Герцог из Копенгагена на корабле прибыл в Нарву. Из Нарвы приехали в Ямгород (Ямбург) и далее по тракту на Москву. Дорога шла через Вруду.
Старший посол сопровождал герцога на всем пути и в своем дневнике писал:“14 и 15 августа (1602 год) погрузили большую часть добра в большие лодки, имевшие следовать впереди нас в Москву, вверх по реке, называемой Лугою. Приехали в тот вечер в город Вруда и ночевали в палатке у большой реки. А река это была Вруда. Река Вруда была судоходной. От устья, через погост с одноименным названием, до поселения Смердовицы ходили ушкуйские лодки и весельные ялы. В 1902 году в Санкт-Петербурге был проект Ф. Сандера “ Устройство водоснабжения Санкт-Петербурга ключевой водой.”Строительство акведука от хревицких ключей (река Хревицы в деревне Хревицы). Этот проект был одобрен городской Управой, но так и вступл в законную силу. По замыслу Сандера на своем протяжении акведук мог дополнительно принимать воду на пути водных источников. И самый ближайший из таких источников – была река Вруда со своими ключами. Проект не был осуществлен, но хревицкая ключевая вода в то время считалась одной их самых чистых. Члены Думы и городская управа города Санкт-Петербурга сами посылали за ключевой водой на Ижорское плато. На реке Вруда 01.05 1947 года начала работу Устьевская ГЭС. ГЭС была построена при помощи генерала армии Андрея Васильевича Хрулева, родившегося в деревне Большая Александровка, недалеко от Устья. Мощность электростанции составляла 175 кВт, электричество использовали для совхозных нужд. Сейчас от нее осталась разрушающаяся бетонная плотина, по которой можно перейти реку. В 70 и 80-е годы прошлого века в мае месяце приезжали любители водного туризма на реку Вруда. На большой поляне у реки разбивали лагерь, собирали байдарки и спускались вниз по течению. В среднем и нижнем течении реки Вруды встречаются пороги и перекаты. В настоящее время не видим любителей спуска по реке, да и река обмелела. В реке в прежние времена водилось много рыбы. Можно было выловить щуку, налима, хариуса. В 19 веке в реке водились раки. [3]
Глава 2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
В ходе реализации проекта создаются рабочие волонтерские группы по различным направлениям деятельности в рамках проекта. Распределяются обязанности и поручения среди участников рабочих групп.
1 группа – инициативная - разработка идеи проекта, формирование малых волонтерских групп.
2 группа – трудовая. На данную группу возлагается основная работа по облагораживанию берегов речки и мест отдыха, очищение ключей. Ребята обратятся за помощью в Большеврудскую сельскую администрацию с просьбой о помощи в обеспечении вывоза собранного мусора, а также с решением проблемы бобровых плотин.
3 группа -информационная. Группа обучающихся, которая отвечает за информирование об акции «Чистый берег» обучающихся школы, родителей и односельчан. Составляют памятку о поведении граждан у водоема (Приложение 9). Собирают историческую и географическую информацию о речке и проводят опрос у жителей поселка о значимости для них родной речки и актуальности нашего проекта.
4 группа – творческая. Составляют подробную карту реки с использованием технологий точки роста. Первая подгруппа ребят при помощи компьютерной программы создают визуализированный проект речки будущего для дальнейшей печати полномасштабного макета на 3D принтере. Вторая подгруппа с использованием технологий кабинета точки роста делают видео и фотосъемку речки в разные времена года. На основе вышеизложенного материала необходимо создать два видеоролика. Один - историко-географический, второй музыкально-иллюстрационный. Третья подгруппа рисуют эскиз речки будущего масляными красками на листе формата А3.
5 группа – исследовательская. Группа проводит исследования реки в поселке Большая Вруда и деревне Смердовицы. В задачу исследования входит: изучение берегов реки, создание полномасштабной карты реки протяженностью до 1500 метров, измерение глубины реки в разных местах, изучение дна реки с использованием плавсредств, поиск мест, где строятся бобровые плотины.
2.1. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
№ п/п | Действия / мероприятия | Сроки | Ресурсы |
Подготовительный этап |
1 | Общее собрание волонтеров. Разделение обучающихся на малые волонтерские группы. Согласование обязанностей и графика будущей работы. | 15 июня 2022г. | |
2 | Подготовка материала, оборудования, технических средств, наглядных пособий для трудовой и исследовательской деятельности. Исследовательская группа волонтеров. | 17 июня 2022г. | Оборудование кабинета Точка Роста. Квадрокоптеры. Специальное оборудование (лопаты, метла, грабли, мусорные мешки, перчатки). Плавсредства (лодка «УФИМКА», спасательные жилеты. |
Организационный этап |
1 | Встреча инициативной волонтерской группы с администрацией Большеврудского сельского поселения. | 25 июня 2022г. | |
2 | Встреча творческой волонтерской группы с руководителями и педагогами сельского дома культуры. | 26 июня 2022г. | |
3 | Встреча информационной волонтерской группы с Кирюшкиной Татьяной Федоровной – главный краевед Большеврудского селького поселения. | 27 июня 2022г. | |
Практический этап |
1 | «Трудовой десант». Уборка береговой части Смердовицкого озера и зоны отдыха. Уборка мусорного затора в узкой части реки. Установка памятки поведения граждан у водоема. Трудовая группа волонтеров. | 6 июля 2022г | Специальное оборудование (лопаты, метла, грабли, мусорные мешки, перчатки). Табличка с памяткой. |
2 | Видео и фотосъемка реки и Смердовицкого озера в дневное и вечернее время. Съемка с высоты птичьего полета. Творческая группа волонтеров | 7 августа 2022г. | Квадрокоптер. Фотоаппарат. |
3 | Опрос обучающихся, преподавателей и жителей поселка о значимости для них родной реки и актуальности проекта «Чистый берег». Информационная волонтерская группа | 8 августа 2022г | |
4 | Исследование реки при помощи специального оборудования кабинета Точка Роста и специальных плавсредств. Съемка реки протяженностью до 1500 метром с использованием квадрокоптера. Визуальное изучение дна и берегов реки. Измерение глубины в разных местах. Поиск возможных преград, образующих заторы: бобровые плотины, скопление мусора. Исследовательская группа волонтеров | 15-17 сентября 2022г. | Квадрокоптер. Лодка «УФИМКА». Глубинная рулетка. Веревка 30 метров. |
5 | «Трудовой десант». Уборка береговой части реки у больницы и местах отдыха в поселке Большая Вруда. Очищение и облагораживание ключей. Трудовая группа волонтеров. | 20 октября 2022г. | Специальное оборудование (лопаты, метла, грабли, мусорные мешки, перчатки). Табличка с памяткой. |
6 | Видео и фотосъемка реки и Смердовицкого озера. Съемка с высоты птичьего полета. Творческая группа волонтеров. | 22-23 октября 2022г. | Квадрокоптер. Фотоаппарат. |
7 | Карта и масштаб реки. На основе проделанной работы волонтеры исследовательской группы создают масштабную карту реки протяженностью до 1500 метров. | 20 ноября 2022г. | Фотографии реки, бумага А4, ламинатор, цветной принтер. |
8 | «Картина маслом». Творческая группа волонтеров рисуют эскиз речки будущего. Формат работы А3. | 15-20 декабря 2022г. | Фоторамка формата А3. Бумага, краски, кисточки. |
9 | Видео и фотосъемка реки и Смердовицкого озера. Съемка с высоты птичьего полета. Творческая группа волонтеров. | 20-23 Января 2023г | Квадрокоптер. Фотоаппарат. |
10 | 3D модель речки будущего. Исследовательская и творческая группы волонтеров на основе проделанной работы, при помощи компьютерной программы BLENDER создают визуализированный проект речки будущего для дальнейшей печати полномасштабного макета на 3D принтере. | 6-8 февраля 2023г | Оборудование кабинета Точка Роста. |
11 | Видеоролики. На основе проделанной работы волонтеры информационной и творческой групп создают два видеоролика. 1 ролик-историко-географический. 2 ролик- музыкально-иллюстрированный. | 15-17 февраля | Оборудование кабинета Точка Роста. |
Аналитический этап |
1 | Общее собрание волонтеров. Подведение итогов и анализ проделанной работы. Планирование общешкольной акции «ЧИСТЫЙ БЕРЕГ». | 3 марта 2023г. | |
Презентационный этап |
1 | Акция «ЧИСТЫЙ БЕРЕГ». Общешкольная акция. 1. Оформление стенда о проделанной работе и важности сохранения родного водоема в чистоте и порядке. 2. История родного водоема. Для всех обучающихся школы и преподавателей. Волонтеры в течении дня, в актовом зале, на переменах показывают подготовленные видеоролики. 3. Знакомство с памятками о поведении у водоема. | 21 марта 2023г. | Оборудование актового зала в школе. Стенд информационный. Памятки поведения у водоема. |
Глава 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
Результаты по итогам реализации плана проекта. Работа над проектом проходила с июня 2022 по март 2023 года. За это время была сформирована волонтерская группа из 12 обучающихся и 2 преподавателей.
- Проведено 2 крупных мероприятия по очищению и облагораживанию береговой части реки в поселке Большая Вруда, мест отдыха и береговой части речного озера в деревне Смердовицы. (Приложение 4)
- Привлекли к добровольческой деятельности в рамках проекта около 20 жителей поселка, обученных навыкам экологически ответственного поведения.
- Проинформировали о состоянии экологии реки и об экологически ответственном поведении около 30% населения поселка.
- Создали масштабную карту реки протяженностью около 1500 метров. (Приложение 5)
- Спроектировали и визуализировали 3D проект «Речка будущего» с последующей возможностью создания масштабного макета при помощи печати на 3D принтере.
- Смонтировали 2 видеоролика. 1 ролик историко-географический. 2 ролик музыкально-иллюстрационный.
- Творческой группой нарисовали эскиз (картина) – «речка будущего». (Приложение 3)
- Сделали памятку по поведению у водоема. (Приложение 1)
-Благоустроили зону отдыха на берегу речного озера в деревне Смердовицы.
- Призвали соблюдать нормы экологического и культурного воспитания и бережного отношения к природе родного края.
- Провели общешкольную акцию «ЧИСТЫЙ БЕРЕГ», оформили стенд. (Приложение 6)
- Пропаганда обучающимся общечеловеческих ценностей, формирование активной гражданской позиции.
- Воспитание чувства долга, ответственности за поселок у детей и взрослых.
- Сотрудничество детей и взрослых в процессе деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Данный проект является полностью завершенным. Все поставленные задачи выполнены. Цель достигнута. За время работы над проектом обучающиеся получили положительный опыт в работе с новыми технологиями, проявили себя в творческом, дизайнерском и организаторском направлениях. Узнали очень много интересного про историю и географию своего родного края и водоема. Провели общешкольную акцию «Чистый Берег». Смогли сплотить коллектив единомышленников для решения главных задач по очищению и облагораживаю речки Вруда и речного озера в деревне Смердовицы. Приобретенный опыт пригодится ребятам в освоении новых и интересных профессий в будущем. Самым интересным и запоминающимся стало исследование речки с использованием специального оборудования и плавсредств, а также проектирование масштабной карты реки, протяженностью до 1500метров. Данный проект с результатами выполненной работы, является первой ступенью для перспективного экологического развития по направлению облагораживания водоема и поселка в целом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
https://tochka-na-karte.ru/Goroda-i-Gosudarstva/13328-Bolshaja-Vruda.html
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/239852
http://travellers.ru/city-bolshaya-vruda
Приложение 1.
Памятка о правилах поведения у водоема. Помни, что пресная вода – бесценный дар природы Береги реку и заботься о ее чистоте. Не рвите редких растений и не распугивайте животных и птиц – обитателей реки. Не бросай мусор в воду и не выливай грязные отходы в реку. Запрещается жителям села складировать мусор на берегу реки. Не устраивайте мойку у водоема различного вида транспорта (велосипеда, машины, мотоцикла и т.д.) Регулярно очищайте прибрежную зону в радиусе вашего проживания от мусора, нанесенного ветром. Уничтожайте сорняки и сухостой на берегу реки. Благоустраивайте прибрежные зоны реки Вруда. |
Обратная сторона
Памятка поведения у водоема
Приложение 2.
Карта протяженности реки Вруда
Приложение 3.
Эскиз (картина) «Речка будущего»
Приложение 4.
Трудовой десант
Приложение 5.
Масштабная карта речки Вруда в поселке Большая Вруда
Приложение 6.
Стенд для общешкольной акции «ЧИСТЫЙ БЕРЕГ»