Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад компенсирующего вида №4,
город Горячий Ключ, Краснодарский край
Проектная деятельность
в подготовительной к школе группе
«Читающая семья»
Автор:
Воспитатель Андриенко А.З.
Тип проекта: творческий
Вид проекта: групповой
Реализация проекта: проект рассчитан на 2 месяца: с 12.10.2018 по 27.12.2018
Этапы реализации проекта:
Первый этап (подготовительный): (12.10.2018-07.12.2018)
Второй этап (основной): (21.11.2018-18.12.2018)
Третий этап (заключительный): (19.12.2018-27.12.2018)
Участники проекта:
-
дети;
-
воспитательАндриенко А.З.
-
родители.
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве закладывается фундамент, на который будет опираться всё последующее знакомство с огромным литературным наследием. Чтение детям книг служит одним из условий развития слуха, а на этой основе - усвоения языка.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.
Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.
Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них взрослый.
Заложенная любовь к книге в дошкольном возрасте останется с ним навсегда. Тот, кто читает, много знает. Если ребенок понимает содержание прочитанного, значить он думает, анализирует, рассуждает.
В результате проведенного среди родителей анкетирования, мы получили следующие результаты:
«Что читают родители» показал, что:
- художественную литературу читают 23%.
Ответы родителей на вопрос «Как часто читают ребенку":
- каждый день – 80%;
- 2-3 раза в неделю -14%;
- не часто – 3%;
- редко -3%.
Опрос детей в группах выявил, что:
- 30% детей предпочитают чтению книг игры на компьютере;
- 55% - большую часть времени смотрят телевизор;
- только 15% детей назвали чтение любимым занятием.
Ни один ребенок не был в детской библиотеке.
Таким образом, хотелось бы обратить особое внимание родителей на значимость художественной литературы в воспитании детей, приобщить к участию в образовательном процессе через чтение книг в детском саду и дома, через совместные мероприятия в детской библиотеке, создание мобильной библиотеки в детском саду, где дети могли бы обмениваться книгами, рассказывать о прочитанном сверстникам и воспитателям.
Данный проект поможет решить некоторые вопросы по привлечению родителей к активному участию в жизни своего ребенка, установлению
партнерских отношений с семьями.
Основная идея проекта
Внедрение в совместную деятельность игровых форм, театрализованной деятельности, литературных вечеров семьями воспитанников, как форм работы, позволяющих установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей в рамках социального партнерства.
Проект, прежде всего, направлен на познавательное воспитание дошкольников (являющееся приоритетным направлением деятельности ДОУ), через реализацию проекта «Читающая семья», при тесном взаимодействии специалистов детского сада и семей воспитанников.
Цель: помочь родителям осознать ценность семейного чтения, как эффективного средства образования, развития и воспитания дошкольников. Создание партнёрских и дружественных отношений с детьми, родителями, педагогами.
Задачи:
1.Приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя.
2.Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.
3.Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.
4.Повысить культуру речи педагогов, родителей, детей.
5.Воспитывать бережное отношение к книге.
Образовательные:
-прививать интерес к положительным героям произведений.
-учить самостоятельно и последовательно передавать содержание текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для литературного произведения.
-побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов.
Развивающие:
-развивать познавательные процессы: речь, память, мышление.
-развивать желание узнавать из книг об окружающем мире, о существовании в нём добра и зла.
-развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать народные сказки.
Воспитательные:
-воспитывать умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.
-воспитывать отзывчивость на содержание прочитанного, радоваться победе положительного героя.
Наши мероприятия:
В детском саду есть традиционные мероприятия:
в нашей группе вошло в традицию собираться с ребятами в волшебный круг, и организовывать небольшое ШОУ«Читающая семья» (мы читаем и разыгрываем сказки, используя различные виды театра и игрушки).
В ДОУ со второй младшей группы с детьми проводятся краткосрочные образовательные практики литературной направленности, в группах созданы литературные уголки для развития познавательной активности детей.
Педагогами и родителями групп создаются атрибуты и костюмы для развития театрализованной деятельности детей.
Механизмы реализации проекта
Проект предусматривает несколько этапов.
Цель подготовительного этапа – исследование уровня владения информацией родителей о значении художественной литературы в воспитании детей. Анкетирование родителей «Читаем вместе».
Беседа с детьми «Моя любимая книга», которая показала наличие традиции семейного чтения в условиях семейного воспитания.
Цель основного этапа – теоретическое, практическое изучение проблемы во взаимодействии с родителями и педагогами ДОУ.
На данном этапе предполагается консультационная и просветительская работа с родителями, практическая работа с участием родителей по изготовлению оборудования и атрибутов для театрализованных игр, проведение литературных и конкурсных мероприятий с участием воспитанников и их родителей.
Цель заключительного этапа – анализ эффективности реализации проекта.
План реализации проекта
-анкетирование родителей и обработка результатов
-подбор консультации для родителей по организации домашнего чтения
-беседа с детьми «Книги, которые читаем дома»
-изготовление атрибутов для инсценировки литературных произведений
Основной
-анкетирование родителей « Семейное чтение»;
-консультации для родителей по организации домашнего чтения;
-беседа с детьми «Книги, которые читаем дома»;
-изготовление атрибутов для инсценировки литературных произведений;
-«живые игрушки» -костюмирование;
-педагогический час с участием педагогов и родителей;
-литературные вечера;
-экскурсии в библиотеку;
-игры-инсценировки;
- родительская ассамблея;
- сюжетно – ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин», «Переплетная мастерская»;
- лекции для родителей;
- Составление домашней библиотеки;
-утренние беседы «Рассказ о прочитанной дома книге» (ежедневно);
-выставки детских рисунков и поделок по прочитанным произведениям;
-литературный КВН;
-литературные викторины;
-памятки для родителей: «Организация чтения художественной литературы»;
- «Неделя детской книги 2018».
Заключительный
1. Выставка «Моя любимая книга»;
2. Оформление библиотеки в группе;
3. Выставка детских рисунков.
4.Провести педагогическую диагностику детей на заключительном этапе.
5.Обработать результаты реализации проекта.
6.Оформить методические рекомендации «Семейное чтение, как один из аспектов подготовки ребенка к школьному обучению».
Конечные результаты
Родители:
- Ежедневно поддерживают традиции семейного чтения;
- Повышают интерес ребенка к художественной литературе;
- Расширяют круг детского чтения за счет введения новых тематических рубрик;
- Проявляют уважение к чтению и относятся к нему, как к серьезному и очень важному и нужному занятию.
Воспитанники:
- Умеют самостоятельно подбирать художественные произведения для семейного чтения;
- Умеют правильно обращаться с книгой, вести беседы о прочитанном, анализировать текст на доступном уровне;
- Сформирован интерес к литературе как к виду искусства;
- Сформированы нравственные качества ребенка;
- Выработана потребность ежедневного общения с художественной литературой.
Перспективы дальнейшего развития
Организованные в рамках проекта мероприятия могут стать основой для проведения традиционных мероприятий в ДОУ.
Литература
-
Гриценко З.А. Положи твое сердце у чтения - М.: Просвещение, 2000г.
-
Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребёнок и книга. – М.: Просвещение, 1992.
-
Доронова Т.Н. Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет. «Из детства – в отрочество».- М.: Просвещение, 2002 г.
-
Жукова Г.Д Родительское собрание по детскому чтению.- М: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007 г.
-
Жукова Г.Д. Семейное чтение в год семьи.- М: Русская школьная ассоциация, 2007
-
Канавина Г. А. Особенности деятельности библиотеки в поддержку социальной «семьи» и в сохранении традиции семейного чтения в условиях детского дома, организованного по семейному типу. - М.: Просвещение, 2000г
-
Международный день детской книги.- Ж.: Дошкольное образование, 2010. - №6.
-
Нежданова Л. И., Киченко Е. А. Работа с семьей и продвижение семейного чтения – М.: Просвещение, 1996 г.