Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
г. Краснокаменск,
Забайкальский край
Исследовательский проект «Что такое крахмал?»
Направление: естественно-научное
Тип проекта: информационно-познавательный, краткосрочный (январь-февраль 2024 г.).
Форма работы: внеурочная.
Участник: …, 9 лет, учащаяся 3 «В» класса МАОУ «СОШ № 8»
Руководители: Лащёва Светлана Олеговна (учитель начальных классов, высшая квалификационная категория).
г. Краснокаменск, 2024 г.
Введение
Я очень люблю танцевать, и мы с девочками из моего класса часто выступаем. Для одного из выступлений нам понадобились накрахмаленные юбки. Мне стало интересно, как у мамы получилась юбочка, которая не мнётся и держит форму. Мама рассказала, что, оказывается, это всё получается благодаря крахмалу.
Я заинтересовалась, а что такое крахмал, откуда он берётся, где ещё используется. Тем более, что мы немного говорили об этом на уроке окружающего мира. Это и определило тему моего проекта.
Тема: «Что такое крахмал?»
Цель: выяснить что за вещество крахмал, где содержится и где его применяют.
Задачи:
Узнать, какими свойствами обладает крахмал.
Узнать, как можно получить крахмал в домашних условиях.
Выяснить опытным путём, как крахмал взаимодействует с водой.
Выяснить, как обнаружить крахмал в продуктах.
Обобщить полученные знания.
Сделать выводы.
Гипотеза: крахмал – это полезное вещество.
Методы исследования:
- изучение познавательной литературы;
- практическая работа.
- анализ;
- обработка собранной информации;
- обобщение.
Приёмы исследования, применяемые в работе:
подумать самостоятельно;
спросить у взрослых;
посмотреть в книгах (справочники, энциклопедии);
посмотреть по телевизору;
получить информацию в сети Интернет;
обобщить и сделать выводы.
Условия применения: 3 класс общеобразовательной школы
Результативность проекта: расширение кругозора учащихся, обогащение словарного запаса, привлечение внимания учащихся к исследовательской деятельности.
Практическая ценность данной работы заключается в возможности ее использования в быту, на уроках окружающего мира и технологии, внеклассной работе, внеурочной деятельности.
Средства:
Метод проекта;
Опыт;
Познавательная литература;
Совместная деятельность ребёнка, родителей и педагога.
Наглядные пособия:
Фотоматериалы
Презентация
План реализации проекта:
1. Подготовительный
- постановка проблемы;
- разработка плана проекта;
- создание соответствующей развивающей среды в классе;
- сбор и накопление материала по проблеме;
- информирование и ознакомление родителей с темой проекта.
2. Основной
- постановка перед ребёнком проблемы «Что такое крахмал?»;
- привлечение учащегося и его родителей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного перспективного плана;
- изучение познавательной литературы;
- просмотр передач, видеоматериалов.
3. Практико-аналитический
- проведение опытов
- формулирование выводов
4. Продуктивный
- презентация и защита проекта.
Ход реализации проекта
Подготовительный этап.
На подготовительном этапе реализации проекта нами была поставлена проблема: узнать, что такое крахмал, его свойства, был разработан план проекта.
Далее были изучены теоретические материалы.
В словаре я узнала определение слова «крахмал. Их несколько, но я выбрала два более понятных для меня:
Углевод, накапливающийся в клетках в виде зёрен.
Мучнистый белый порошок растительного происхождения.
Далее я изучила литературу и выяснила, что крахмал содержится в картофеле, кукурузе, рисе, пшенице. Для растений он является запасом питательных веществ и содержится, в основном, в плодах, семенах и клубнях.
Затем я узнала, что крахмал производят из различного сырья. В промышленных масштабах крахмал производят из кукурузы, пшеницы, картофеля, риса, гороха, ячменя и др. Причём, производство пшеничного крахмала было известно в глубокой древности.
Изучив различные источники, я узнала, что крупнейшим потребителем крахмалов является бумажная промышленность, также крахмал используют в текстильной, в строительной промышленности, в фармакологии, в пищевой промышленности, в косметологии, кулинарии, медицине и, конечно же, в быту.
Далее я изучила свойства крахмала. Для этого провела следующий опыт.
Опыт 1. Получение крахмала в домашних условиях (Приложение 1).
Была проведена следующая работа:
Шаг 1. Натёрли картофель на мелкой терке.
Шаг 2. Полученную кашицу отжали через марлю. У нас получилась мутная бурая жидкость. Эту жидкость мы оставили на один час.
Шаг 3. Мы слили жидкость, на дне остался белый осадок .
Шаг 4. Мы просушили этот осадок и получили порошок. Это и есть крахмал.
Я рассматривала крахмал невооруженным глазом и под микроскопом, пыталась определить запах крахмала, пробовал его на вкус (крахмал – пищевой продукт, поэтому этот опыт не навредит здоровью), растирала его между пальцами (Приложение 2).
Вывод: крахмал – это сыпучий порошок белого цвета. Под микроскопом видно, что это зернистый порошок. Крахмал не имеет никакого запаха; вкус, свойственный крахмалу, не сильно выражен. На ощупь крахмал рыхлый. При сжатии крахмала он издает характерный скрип.
Затем я решила узнать, как крахмал взаимодействует с водой. Для этого был проведён следующий опыт.
Опыт 2. Взаимодействие крахмала с водой (Приложение 3).
Шаг 1. Взяли 3 стакана и положили в каждый по одной столовой ложке крахмала.
Шаг 2. В первый стакан мы налили холодной воды, во второй – тёплой, а в третий - горячей.
В результате этого опыта мы получили:
крахмал + холодная вода = крахмал не растворился, а уселся на дно и раствор стал прозрачным;
крахмал + тёплая вода = крахмал образовал молочную жидкость, а через некоторое время уселся на дно и раствор стал прозрачным;
крахмал + горячая вода = крахмал в горячей воде набух, но не растворился. Получилась прозрачная вязкая масса, клейкая на ощупь. Из литературы мы узнали, что эта масса называется клейстер.
Зная из литературы, что крахмал содержится в продуктах растительного происхождения, я решила провести опыт, чтобы обнаружить крахмал.
Опыт 3. Обнаружение крахмала.
Я взяла ломтик картофеля, яблока, груши, банана и кусочек белого хлеба. На каждый из продуктов капнула раствор медицинского йода.
Химическая реакция произошла не на всех продуктах, только на картофеле, банане и хлебе. Место, куда капали йод, изменило цвет. На картофеле стало темно -фиолетовое, на других бледно - синее. Не изменился цвет на кусочках яблока и груши.
Вывод: крахмал действительно содержится в продуктах растительного происхождения, но не во всех.
Из разнообразных источников информации я узнала, что применение крахмала нашло своё место во многих отраслях. Его применяют в пищевой, бумажной, текстильной, химической промышленности и при изготовлении лекарств. А также активно используют в домашних целях: приготовить кисель и соус, накрахмалить белье, сварить клей.
В реализации проекта мне помогали родители (помощь в подборе материала, в проведении опыта) и классный руководитель (помощь в проведении опытов, в обобщении материала, оформлении и представлении проекта).
По окончании проекта был сделан вывод:
Крахмал является ценным питательным продуктом и достаточно распространённым веществом.
При попадании в горячую воду образуется коллоидный раствор (клейстер).
Для определения присутствия крахмала в продуктах используется йодный раствор.
Крахмал – это важнейший продукт, который используется в пищевой, бумажной и текстильной промышленности, а также в медицине и при изготовлении косметики.
В домашних условиях можно получить крахмал из картофеля и можно сварить клей и кисель, испечь блины и накрахмалить бельё.
На заключительном этапе была проведена презентация проекта.
Проект вызвал большой интерес у ребят. Материал может быть полезен на уроках, при проведении внеурочных мероприятий.
Работу буду продолжать и дальше. Теперь попробую провести практическую работу по использованию крахмала в быту.