СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Что такое крахмал?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен проект, выполненный в рамках школьной научно-практической конференции.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Что такое крахмал?"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8»

г. Краснокаменск,

Забайкальский край










Исследовательский проект «Что такое крахмал?»





Направление: естественно-научное

Тип проекта: информационно-познавательный, краткосрочный (январь-февраль 2024 г.).

Форма работы: внеурочная.

Участник: …, 9 лет, учащаяся 3 «В» класса МАОУ «СОШ № 8»

Руководители: Лащёва Светлана Олеговна (учитель начальных классов, высшая квалификационная категория).













г. Краснокаменск, 2024 г.

Введение

Я очень люблю танцевать, и мы с девочками из моего класса часто выступаем. Для одного из выступлений нам понадобились накрахмаленные юбки. Мне стало интересно, как у мамы получилась юбочка, которая не мнётся и держит форму. Мама рассказала, что, оказывается, это всё получается благодаря крахмалу.

Я заинтересовалась, а что такое крахмал, откуда он берётся, где ещё используется. Тем более, что мы немного говорили об этом на уроке окружающего мира. Это и определило тему моего проекта.

Тема: «Что такое крахмал?»

Цель: выяснить что за вещество крахмал, где содержится и где его применяют.

Задачи:

  1. Узнать, какими свойствами обладает крахмал.

  2. Узнать, как можно получить крахмал в домашних условиях.

  3. Выяснить опытным путём, как крахмал взаимодействует с водой.

  4. Выяснить, как обнаружить крахмал в продуктах.

  5. Обобщить полученные знания.

  6. Сделать выводы.

Гипотеза: крахмал – это полезное вещество.

Методы исследования:

- изучение познавательной литературы;

- практическая работа. 

- анализ;

- обработка собранной информации;

- обобщение.

Приёмы исследования, применяемые в работе:

  • подумать самостоятельно;

  • спросить у взрослых;

  • посмотреть в книгах (справочники, энциклопедии);

  • посмотреть по телевизору;

  • получить информацию в сети Интернет;

  • обобщить и сделать выводы.

Условия применения: 3 класс общеобразовательной школы

Результативность проекта: расширение кругозора учащихся, обогащение словарного запаса, привлечение внимания учащихся к исследовательской деятельности.

Практическая ценность данной работы заключается в возможности ее использования в быту, на уроках окружающего мира и технологии, внеклассной работе, внеурочной деятельности.

Средства:

Метод проекта;

Опыт;

Познавательная литература;

Совместная деятельность ребёнка, родителей и педагога.

Наглядные пособия:

Фотоматериалы

Презентация

План реализации проекта:

1. Подготовительный

- постановка проблемы;

- разработка плана проекта;

- создание соответствующей развивающей среды в классе;

- сбор и накопление материала по проблеме;

- информирование и ознакомление родителей с темой проекта.

2. Основной

- постановка перед ребёнком проблемы «Что такое крахмал?»;

- привлечение учащегося и его родителей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного перспективного плана;

- изучение познавательной литературы;

- просмотр передач, видеоматериалов.

3. Практико-аналитический

- проведение опытов

- формулирование выводов

4. Продуктивный

- презентация и защита проекта.

Ход реализации проекта

Подготовительный этап.

На подготовительном этапе реализации проекта нами была поставлена проблема: узнать, что такое крахмал, его свойства, был разработан план проекта.

Далее были изучены теоретические материалы.

В словаре я узнала определение слова «крахмал. Их несколько, но я выбрала два более понятных для меня:

  1. Углевод, накапливающийся в клетках в виде зёрен.

  2. Мучнистый белый порошок растительного происхождения.

Далее я изучила литературу и выяснила, что крахмал содержится в картофеле, кукурузе, рисе, пшенице. Для растений он является запасом питательных веществ и содержится, в основном, в плодах, семенах и клубнях.

Затем я узнала, что крахмал производят из различного сырья. В промышленных масштабах крахмал производят из кукурузы, пшеницы, картофеля, риса, гороха, ячменя и др. Причём, производство пшеничного крахмала было известно в глубокой древности.

Изучив различные источники, я узнала, что крупнейшим потребителем крахмалов является бумажная промышленность, также крахмал используют в текстильной, в строительной промышленности, в фармакологии, в пищевой промышленности, в косметологии, кулинарии, медицине и, конечно же, в быту.

Далее я изучила свойства крахмала. Для этого провела следующий опыт.

Опыт 1. Получение крахмала в домашних условиях (Приложение 1).

Была проведена следующая работа:

Шаг 1. Натёрли картофель на мелкой терке.

Шаг 2. Полученную кашицу отжали через марлю. У нас получилась мутная бурая жидкость. Эту жидкость мы оставили на один час.

Шаг 3. Мы слили жидкость, на дне остался белый осадок .

Шаг 4. Мы просушили этот осадок и получили порошок. Это и есть крахмал.

Я рассматривала крахмал невооруженным глазом и под микроскопом, пыталась определить запах крахмала, пробовал его на вкус (крахмал – пищевой продукт, поэтому этот опыт не навредит здоровью), растирала его между пальцами (Приложение 2).

Вывод: крахмал – это сыпучий порошок белого цвета. Под микроскопом видно, что это зернистый порошок. Крахмал не имеет никакого запаха; вкус, свойственный крахмалу, не сильно выражен. На ощупь крахмал рыхлый. При сжатии крахмала он издает характерный скрип. 

Затем я решила узнать, как крахмал взаимодействует с водой. Для этого был проведён следующий опыт.

Опыт 2. Взаимодействие крахмала с водой (Приложение 3).

Шаг 1. Взяли 3 стакана и положили в каждый по одной столовой ложке крахмала.

Шаг 2. В первый стакан мы налили холодной воды, во второй – тёплой, а в третий - горячей.

В результате этого опыта мы получили:

  1. крахмал + холодная вода = крахмал не растворился, а уселся на дно и раствор стал прозрачным;

  2. крахмал + тёплая вода = крахмал образовал молочную жидкость, а через некоторое время уселся на дно и раствор стал прозрачным;

  3. крахмал + горячая вода = крахмал в горячей воде набух, но не растворился. Получилась прозрачная вязкая масса, клейкая на ощупь. Из литературы мы узнали, что эта масса называется клейстер.

Зная из литературы, что крахмал содержится в продуктах растительного происхождения, я решила провести опыт, чтобы обнаружить крахмал.

Опыт 3. Обнаружение крахмала.

Я взяла ломтик картофеля, яблока, груши, банана и кусочек белого хлеба. На каждый из продуктов капнула раствор медицинского йода.
Химическая реакция произошла не на всех продуктах, только на картофеле, банане и хлебе. Место, куда капали йод, изменило цвет. На картофеле стало темно -фиолетовое, на других бледно - синее. Не изменился цвет на кусочках яблока и груши.

Вывод: крахмал действительно содержится в продуктах растительного происхождения, но не во всех.

Из разнообразных источников информации я узнала, что применение крахмала нашло своё место во многих отраслях. Его применяют в пищевой, бумажной, текстильной, химической промышленности и при изготовлении лекарств. А также активно используют в домашних целях: приготовить кисель и соус, накрахмалить белье, сварить клей.

В реализации проекта мне помогали родители (помощь в подборе материала, в проведении опыта) и классный руководитель (помощь в проведении опытов, в обобщении материала, оформлении и представлении проекта).

По окончании проекта был сделан вывод:

  1. Крахмал является ценным питательным продуктом и достаточно распространённым веществом.

  2. При попадании в горячую воду образуется коллоидный раствор (клейстер).

  3. Для определения присутствия крахмала в продуктах используется йодный раствор.

  4. Крахмал – это важнейший продукт, который используется в пищевой, бумажной и текстильной промышленности, а также в медицине и при изготовлении косметики.

  5. В домашних условиях можно получить крахмал из картофеля и можно сварить клей и кисель, испечь блины и накрахмалить бельё.

На заключительном этапе была проведена презентация проекта.

Проект вызвал большой интерес у ребят. Материал может быть полезен на уроках, при проведении внеурочных мероприятий.

Работу буду продолжать и дальше. Теперь попробую провести практическую работу по использованию крахмала в быту.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!