СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 01.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект «Что такое скороговорки и какую пользу они приносят нашей речи.»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

исследовательский проект " Что такое скороговорки", поможет научиться правильно работать со скороговорками.

Просмотр содержимого документа
«Проект «Что такое скороговорки и какую пользу они приносят нашей речи.»»

"Алымская основная общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза Якова Николаевича Неумоева" -
филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения
"Уватская средняя общеобразовательная школа"

Уватского муниципального района









ПРОЕКТ

«Что такое скороговорки и какую пользу они приносят нашей речи.»





Авторы: Тарасова М.А.

5 класс

Руководитель проекта:

Арзамазова К.В.












с.Алымка, 2019г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1.1 Теоретические аспекты……………………………………………………….5

1.1.1 История появления скороговорок ………………………………………….5

1.1.2 Для чего нужны скороговорки и их польза ……………………………….6

1.1.3 Методика произношения скороговорок……………………………………7

2.1 Практическая часть……………………………………………………………9

Заключение……………………………………………………………………….12

Список литературы………………………………………………………………13

Приложение………………………………………………………………………14































Введение

Когда я училась в начальных классах я не выговаривала звук «Р». Логопед давала мне различные упражнения для языка, с мамой заучивали разные скороговорки. Спустя какое-то время я стала его выговаривать, но плохо. Тогда мы решили в любое свободное время говорить скороговорки, в которых больше слов со звуком «Р».

Так же играли с мамой и бабушкой кто быстро и четко проговорит скороговорку, было очень смешно, как кто-то коверкал слова пытаясь произнести на первый взгляд простую скороговорку.

Вот так играючи я научилась выговаривать этот звук. Теперь я учусь в 5 классе и стала замечать, что в нашей школе много детей которые плохо выговаривают много звуков, «съедают» окончания в словах.
Отсюда задался вопрос, что такое скороговорка и какую пользу они приносят нашей речи?

Актуальность нашего проекта заключается в том, что скороговорки представляют собой эдакий речевой тренажер, возможностями которого пренебрегать просто не разумно.

Проблема исследования – каким образом систематическое заучивание и проговаривание скороговорок будет способствовать развитию речи.

Цель: Узнать, что такое скороговорка и какую пользу они приносят нашей речи.

Гипотеза - если систематически заучивать и проговаривать скороговорки, то наша речь станет грамотной, понятной, выразительной.

Задачи:

  • Выяснить для чего людям нужны скороговорки;

  • Узнать каких видов бывают скороговорки;

  • Научиться правильно и быстро произносить скороговорки

  • Провести анкетирование.

Объект исследования – скороговорки.

Методы исследования:

  • Изучение специальной литературы.

  • Обобщение и систематизация материала по данной теме.

  • Наблюдение за речью школьников.



Этапы исследования:

  • Теоретический

  • Практический

  • Заключительный

Продукт проекта: Создание книжки со скороговорками.





















1.1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

      1. История появления скороговорок

Что такое скороговорка?

  • Быстрая речь.

  • Специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка.

(Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь. М., 2001 г.)

  • Шуточная фраза, построенная так, что её трудно произносить

(высказывание родителей).

Скороговорка – жанр устного народного творчества. Это шутка, забава, игра. В скороговорке много похожих по звучанию слов. Эти слова путаются, когда их произносят быстро, и получается смешно.
На Руси скороговорки появились еще в глубокую старину, но точное время появления не указано ни в одном источнике. Иногда их в народе называли чистоговорки или языковёртки. И, действительно, некоторые скороговорки выговорить очень трудно, а уж произнести быстро несколько раз – «язык сломать» можно. Вся прелесть скороговорок заключается в том, что с первого раза их сложно проговорить точно. В старину скороговорки не читали, а повторяли со слуха, что значительно труднее.

Исследователи фольклора считают, что изначально скороговорки были придуманы, скорее всего, не с целью развития речи, а исключительно для развлечения. При отсутствии телевизора и других современных «благ цивилизации» люди собирались на различные забавы, танцевали, пели, проговаривали скороговорки – в общем веселились. Поэтому скороговорки относятся к народному фольклору и считаются особым шуточным жанром народного творчества.

Первое собрание скороговорок впервые опубликовал Владимир Иванович Даль в 1862 году. По его мнению, скороговорки необходимо включить в программу обучения для развития речи. Владимир Даль называл скороговорки чистобайками.

Скороговорки, которые собрал Даль, разные: они бывают короткие и длинные, некоторые произносятся как стихи, их легче заучивать. В некоторых скороговорках повторяется один звук, а в некоторых – несколько.

Короткие скороговорки: У ёлки иголки колки.
Длинные: Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
Скороговорки, похожие на стихи: Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель, И матросы три недели карамель на мели ели.
Скороговорки с повторяющимся одним звуком: Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.
С разными звуками: Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.

      1. Для чего нужны скороговорки и их польза.

Скороговорки - своеобразный тренажёр, они не только поднимают настроение, но и помогают пониманию некоторых слов и фраз, так как зачастую в скороговорках используются устаревшие и мало употребляемые слова, но содержащие необходимые звуки и звукосочетания. Знакомство с этими словами обогатит словарный запас всей семьи.

Скороговорки — это эффективный способ для развития: артикуляции и дикции. Скороговорки помогут избавиться от: косноязычия и дефектов речи. Скороговорки сделают вашу речь: выразительной, разборчивой, внятной.

В процессе разучивания очередной скороговорки, можно научиться подходить исключительно осмысленно к тому, что он произносит. Мы начинаем взвешивать каждое сказанное слово, прочувствовать уникальную связь, установленную между словосочетаниями, понимать значение или смысл слов.

Скороговорки считаются очень эффективным методом тренировки речевого аппарата, делая его более подвижным (развитие речевого аппарата необходимо для правильного звукопроизношения).

Также скороговорки помимо речи позволяют развивать логику и воображение, совершенствовать память и внимание.

1.1.3 Методика произношения скороговорок.

Специалисты советуют перед чтением скороговорок разогреть мышцы неба. Для этого нужно в ровном темпе произнести три раза согласные "Г" и "К". Затем с полуоткрытым ртом также три раза произнести гласные "О", "А" и "Э". После этого расслабляем мышцы и представляем, что полощем рот.
Каждая отдельная скороговорка – это не случайный набор звуков и слов. Она тренирует определенные навыки, отчеканивает произношение конкретного «проблемного» звука.

Например:

Для звука [б]: Белые бараны били в барабаны.
Для звука [в]: Водовоз вез воду из водопровода.
Для звука [д]: Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.
Для звука [ж]: Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
Для звуков [з], [з’]: Зимним утром от мороза на заре звенят березы.
Для звука [к]: Около кола колокола.
Для звука [г]: Галка села на забор, Грач завел с ней разговор.
Для звука [х]: Хохлатые хохлушки хохотом хохотали.
Для звука [п]: Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком и т.д.

К. С. Станиславский рекомендовал работать со скороговоркой пошагово:

вначале произнесите скороговорку очень медленно и чётко, разбивая на слоги. Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения. После того, как этот этап успешно пройден: ребёнок выучил текст и произносит правильно все звуки, учитесь делать всё то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы. Третий шаг – чтение скороговорки шёпотом. И лишь потом – вслух, вначале в медленном темпе, а там и в быстром, но помните о чёткости скороговорки.

При заучивании скороговорок для усиления мыслительных процессов помогает моторика рук. На каждое слово или слог: сжимать пальцы в кулачки; загибать поочередно пальцы; нажимать пальцами (каждым по очереди) по воображаемым клавишам; стучать ладонью по столу; подбрасывать мяч и ловить его двумя руками; перебрасывать мячик из одной руки в другую; перебрасывать мяч друг другу; прохлопать ладонями, как бы «перекладывая» ладоши, как будто лепишь снежки; имитировать «ввинчивание» лампочки. В случае затруднения разделите скороговорку на несколько частей и учите каждую из них по отдельности. Точно так же можно разбить на части трудно произносимое слово (например: рододендроны).

Вывод

Таким образом можно сказать, что разучивание скороговорок, благотворно влияет на интеллектуальное развитие ребенка и поможет ему при обучении в школе. Есть ситуации, когда, к сожалению, помочь тренировке дикции скороговорки не могут. Их, слава богу, немного, но тем не менее важно понимать: в случаях, если речь нарушена вследствие травмы и/или болезни голосовых связок, а также из-за необратимых процессов в головном мозге, скороговорки будут бессильны.



2.1 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Изучив всю необходимую литературу, мы решили узнать, у учеников нашей школы, как они относятся к скороговоркам, что это вообще такое и для чего они нам необходимы. Для этого мы провели анкетирование. (Приложение 1) Анкетирование показало, что учащиеся моей школы не знают, как влияют на нашу речь скороговорки, каких видов вообще бывают скороговорки, не знают, как работать с ними и некоторые не знают даже ни одной скороговорки наизусть.

Результаты анкетирования представлены на диаграмме. (Рисунок 1)

Рис. 1

Тест показал, что на первый вопрос ответило 83% положительно, на второй тоже, но 50% из них ответили, что скороговорок они знают мало, а остальные 33% ответили, что знают много скороговорок, а 22% не знают вообще. После чего, мы с моим руководителем решили приготовить небольшое мероприятие (Приложение 2), в котором мы рассказали какую роль играют в нашей жизни скороговорки, как с ними работать и для чего они вообще нужны. Проведя работу, мы заметили, что скороговорки заинтересовали всех, особенно тех, у кого есть проблемы с произношением. У всех стало довольно быстро получаться произносить скороговорку, над которой мы поработали.

После чего мы провели еще раз анкетирование (Приложение 1), которое показало заинтересованность в дальнейшем разучивание скороговорок. Результаты представлены в диаграмме (Рисунок 2)

Рис. 2

Как мы видим, результаты довольно высокие. Если первоначально при ответе на второй вопрос были те, кто вообще не знал скороговорок, то теперь они перешли в категорию тех, кто знает, но мало.

Для того, чтобы у моих друзей по школе не было затруднений по работе со скороговорками, мы раздали им памятки по разучиванию скороговорок (Приложение 3) Исходя из практики, можно сделать такой вывод, что, не смотря на темп чтения, не смотря на то, как ты говоришь, произносишь ли ты все звуки или нет, скороговорки легко поддаются разучиванию если соблюдать все правила, и способствуют в дальнейшем правильному произношению слов и обогащению нашего словарного запаса.

































Заключение

Таким образом, если постоянно пользоваться скороговорками, то: наша речь станет более качественной, образной, эмоциональной; мы научимся свободно владеть своим голосом; будем иметь чёткое и ясное произношение, это поможет нам в жизни.

Поэтому, учитесь, говорить ясно и отчётливо, для этого читайте ежедневно по 10-12 скороговорок медленно, чётко проговаривая все звуки.

При произношении гласных шире открывайте рот.

Учитесь произносить слова чётко и ясно!



























Список литературы

  1. Кильмяшкина, Т. Азбука скороговорок // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2008

  2. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь. М., 2001

  3. Сухих И. Г. «Весёлые скороговорки для «непослушных» звуков». Академия развития 2006

  4. http://kid-game.ru В чем заключается польза скороговорок. Растем играючи





































Приложение1

Тест «Знаете ли вы скороговорки»

Знаете ли вы скороговорки?

да

нет



Сколько скороговорок вы знаете?

много

мало

не знаю







Какие бывают скороговорки?

не знаю

Перечислить какие знаете




Чему помогают научиться скороговорки?




Как вы считаете, скороговорки помогают вырабатывать хорошую и правильную речь, дикцию.

да

нет

Приложение 2

Конспект занятия.

Кто знает, что такое скороговорка?

Цель: познакомить с понятием скороговорка.

Задачи: рассказать, как правильно разучивать скороговорки; применить эти знания на практике; донести то, что скороговорки необходимы для нашей речи.

Оборудование: компьютер, телевизор, карточки со скороговорками.

Ход занятия

СЛАЙД 1.

Скажите знает ли кто-нибудь, что такое скороговорка?

Скороговорка

1.Быстрая речь.
2.Специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка.

СЛАЙД 2

Какие скороговорки бывают?

Короткие-проворонила ворона вороненка.

Длинные- дает Катеринке картинки Каринка картинки в корзинку кладет Катеринка.

Рифмованные – у ежа- ежата, у ужа –ужата.

Нерифмованные – сыворотка из –под простокваши.

Народные – ехал грека через реку видит грека в реке рак. сунул грека руку в реку, рак за руку грека цап.

Авторские –если руки мыли ВЫ если руки мыли МЫ если руки моешь ТЫ значит руки ВЫМЫТЫ

Скороговорки с повторяющимся одним звуком:
Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.
С разными звуками:
Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки

А как вы думаете, для того чтобы правильно и быстро прочитать скороговорку, нужна подготовка?

Попробуйте сейчас, сразу, без подготовки, прочесть эти скороговорки.

(Дети пытаются прочесть предложенные сложные скороговорки карточка №1)

Скороговорки:

1. «У бабушки – бабули

Две внучки крохотули.

Модница Марьяшечка,

КУДРЯШКОЗАВИВАШЕЧКА,

НАРЯДЫПРИМЕРЯШЕЧКА,

НИЧЕМНЕЗАНИМАШЕЧКА.

И умница Наташенька,

КВАРТИРУПОДМЕТАШЕНЬКА,

ПОСУДУВЫТИРАШЕНЬКА,

ПОВСЮДУУСПЕВАШЕНЬКА».

2. «Скорошоворун, скороговорил, выскороговаривал,

Что все скороговорки он перескороговорит, перевыскороговорит.

Но, заскороговорившись, Скороговорун выскороговорил,

Что всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить».

3. «Роботу всякое дело нравится.

Робот с любою работаю справиться.

Робот умело мотор собирает.

Режет металл и на скрипке играет.

Робот на всех языках говорит.

Робот игрушку себе мастерит.

Робот умеет верно служить.

Робот, а можно с тобою дружить?»

4. «Здание реконструировали

Проходы забаррикадировали,

Жителей эвакуировали,

Время зафиксировали,

Результат запротоколировали,

Всё, как запланировали,

И запрограммировали.

Вы видите, ребята. Оказалось, что произносить сложные скороговорки сразу, трудно.

Я хочу раздать вам памятки по разучиванию скороговорок, давайте с ней познакомимся и попробуем еще раз прочитать скороговорки, но уже с подготовкой.

СЛАЙД 3

Памятка по разучиванию скороговорок.

1. Прочитай скороговорку медленно.

2. Подумай, о чём говорится в скороговорке.

3. Посмотри, какие слова похожи по звучанию.

4. Проговори скороговорку медленно вслух.

5. Теперь проговори скороговорку шёпотом несколько раз: сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее (не менее пяти раз).

Упражнения для работы над дикцией

Если язык у вас заплетается, читайте скороговорки сначала по слогам.

Выберите из списка короткие скороговорки.

Средние и длинные скороговорки прочитайте сначала медленно, затем быстрее.

Выберите 10-12 скороговорок и повторите их несколько раз, переставляя слова.

Выберите несколько скороговорок и произнесите их шёпотом, но ясно и точно.

Выберите 2-3 скороговорки, близкие по смыслу, и произнесите их несколько раз.

А теперь попробуйте прочитать эти же скороговорки еще раз, но по правилам.

СЛАЙД 4

Как вы думаете, чему помогают научиться скороговорки? Скороговорки развивают речевой аппарат. Речь становится правильной, выразительной, чёткой и понятной.
Скороговорки развивают внимание и память. Для того чтобы повторить ее, нужно внимательно послушать, понять смысл.
С помощью скороговорок отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио. Но, конечно, не только людям этих профессий важно уметь правильно произносить звуки родного языка. Любой человек, который желает красиво говорить, может обратиться к древней «скороговорной» науке.

Как вы считаете, скороговорки помогают вырабатывать хорошую и правильную речь? Да, помогают.

Теперь маленько поиграем.

За 1 минуту нужно разучить скороговорку. Оценивается правильность и скорость.

(карточка №2)

Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.

Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.

На дворе трава, На траве дрова.Не руби дрова На траве двора.

Один Клим клин колотил, колотил и выколотил.

Сух сук нёс барсук.

Рубили дроворубы сыры дубы на срубы.

Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.

Перепел перепёлку и перепелят В перелеске прятал от ребят.

Шёл косой козёл с косой; Пришёл косой козёл с косой

Три сороки тараторки тараторили на горке.

Пилил Филипп полено из лип, Притупил пилу Филипп.

На дуб не дуй губ, Не дуй губ на дуб.

Конкурс №2 покажет кто больше скороговорок прочитает за 1 минуту

Веня и Иван не виноваты.

В дневнике у Вадима девять двоек.

Филимон был на футболе в футболке.

В Японии все пони в попоне.

Дима даёт Дине дыню.

Дядя Федя дал мёда медведю.

Сынок не носит косынок.

У забияки змея за пазухой.

Наш шпион выше вашего шпиона.

Лев поднял лапу и дал волку по лбу.

Внимание: в водоёме водяной.

У Бобика в будке будильник.

У Пети Потапова папа – капитан.

Попугая не купают, попугая покупают.

Дома один Дима и два Вадима.

Опять Антон пьёт кипяток.

Десять совят на сосне сидят.

Синице гусеница снится.

У швеи в шкафу ковшик и кувшин.

У зелёной ёлки колкие иголки.

Давайте подведем итог. Интересно вам было заниматься со скороговорками? Что такое скороговорки и для чего они нам нужны? Будите ли вы сами дома продолжать разучивать их?





























Приложение 3

Памятка по разучиванию скороговорок.

1. Прочитай скороговорку медленно.

2. Подумай, о чём говорится в скороговорке.

3. Посмотри, какие слова похожи по звучанию.

4. Проговори скороговорку медленно вслух.

5. Теперь проговори скороговорку шёпотом несколько раз: сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее (не менее пяти раз).


Упражнения для работы над дикцией

Если язык у вас заплетается, читайте скороговорки сначала по слогам.

Выберите из списка короткие скороговорки.

Средние и длинные скороговорки прочитайте сначала медленно, затем быстрее.

Выберите 10-12 скороговорок и повторите их несколько раз, переставляя слова.

Выберите несколько скороговорок и произнесите их шёпотом, но ясно и точно.

Выберите 2-3 скороговорки, близкие по смыслу, и произнесите их несколько раз.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!