СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Что за чудо-магнит?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект содержит теоретич.и практическую часть.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Что за чудо-магнит?"»

Познавательно-исследовательский проект «Что за чудо — магнит?»

в подготовительной группе №7

Воспитатель: Барышникова Н.Ю.

Период реализации проекта: с 28.01 по 13.02.2021г.

Паспорт проекта

По доминирующему методу: познавательно- исследовательский.

По характеру содержания: ребенок – педагоги — родители.

По характеру участия ребенка в проекте: участник, исполнитель.

По характеру контактов внутри проекта: (ребенок-ребенок, ребенок родитель, ребенок-педагог).

По количеству участников: подготовительная к школе группа (27 детей) и их родители, воспитатели.

По продолжительности: краткосрочный

По роду деятельности: экспериментально-поисковый.

Актуальность

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Тема совместной деятельности: «Что за чудо — магнит?»

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами магнита.

Задачи:

-расширять знания детей о магните, его свойствах и способностях; познакомить с понятиями: магнит, магнетизм, магнитные волны.

-формировать навыки исследовательской деятельности;

-развивать познавательную активность в процессе знакомства со свойствами магнитов, развивать мыслительные операции, делать выводы, выдвигать гипотезы;

-воспитывать самостоятельность, коммуникабельность, аккуратность в работе, соблюдение техники безопасности;

-развивать речевую активность в процессе исследовательской деятельности;

Выявление проблемы: определить, в чем заключается волшебная сила магнита, и все ли предметы он может притягивать и почему?

Предполагаемый результат:

-расширять представления детей о магните, его способности притягивать предметы

-знакомить детей с тем, какие предметы может притягивать магнит; в результате опытов установить важность свойств магнита в повседневной жизни и его применение

-пополнить словарный запас детей такими понятиями как магнит, магнитные силы, магнетизм земли

-изготовить сувениры для родителей на холодильник

-привлечь родителей к реализации данного проекта.

Итоговое мероприятие: демонстрация опытов и изготовление сувениров.

Интеграция ОО: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие

Методы и приёмы: беседы, опыты, эксперименты, сравнения.

Информационные технологии:

интернет, презентации, просмотр детский обучающих фильмов о магнетизме: «Смешарики» (серия 31 «Магнетизм»), «Фиксики» (серия 25 «Магнит»), «Лунтик» (серия 158 «Магнит»), «Путешествие Гулливера» Д.Свифт.

Практическая значимость проекта

В процессе работы над данным проектом дети познакомились с магнитом, узнали, что они притягивают металлические предметы. Узнали, что сила магнита способна действовать через различные преграды. Провели опыты и смогли сделать выводы по ним. Познакомились с разнообразием декоративных магнитов, которые дети принесли из дома. У детей формировались навыки исследовательской деятельности, активизировалась познавательная деятельность, самостоятельность, творчество, коммуникативность.

I этап: подготовительный.

Изучение психолого-педагогической литературы по данной теме.

Подбор методического, дидактического, иллюстративного материала для реализации данного проекта.

Разработка, планирование проекта и методического сопровождения к нему, составление календарно-тематического планирования совместной деятельности детей, педагогов и родителей.

Подбор литературных произведений по данной теме для изучения с детьми.

Составление конспектов занятий организационно-образовательной деятельности с детьми.

Работа с родителями по поводу проведения опытов дома.

Обогащение познавательно-развивающей среды дидактическими играми, демонстративными пособиями, информационными технологиями (просмотр познавательных фильмов о магните).

Проведение индивидуальных консультаций и бесед на тему «Магнит и его свойства».

Анкетирование родителей.

II этап: введение детей в проблемную ситуацию.

Воспитатель: Ребята, в последнее время я стала замечать, что вам очень нравится играть с магнитами, прикрепленными к магнитной доске. Давайте вместе с вами подробно познакомимся с магнитом и его свойствами.

С детьми составляется план совместной деятельности.

III этап: основной — реализация проекта.

1.ООД «Знакомство с магнитами»

Практическая деятельность: «Какие предметы притягивает к себе магнит?»

2.Определение металлических предметов дома.

3.Создание уголка «Магнит в нашей жизни».

4.Опыт№1 «Чудеса со скрепками»

5.Опыт№2 «Как выйти сухим из воды».

6.ООД «Создание сувенира».

Рассматривание декоративных магнитов.

7.Знакомство с компасом.



IV этап: заключительный.

Сувениры из магнита, создание уголка «Знайка» (магнитная история)

Используемая литература.

Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты. М.: Сфера, 2005;

Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» М.: Мозаика-Синтез 2010г.

Гербова В.В. Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада, М., Просвещение, 1994г.

Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. Спб, 2004г.;

Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие/Кочкина Н.А. Мозаика-Синтез 2012г.;

Я познаю мир. Детская энциклопедия. Физика. (Составитель А.А. Леонович; М., ООО «Издательство АСТ ЛТД» 1998г.);

«Большая книга экспериментов для дошкольников» М.: ЗАО «РОСМЭН — ПРЕСС» 2006г.

Приложение.

Анкета для родителей.

Конспект ООД.

Памятка для родителей для успешных занятий исследовательской деятельностью.

Материал для игровой деятельности.

Материал для ознакомления детей по теме «Магниты — важная часть нашей повседневной жизни».

Флешкарта с мультфильмами.

Приложение 1

Вопросы для анкетирования родителей.

Что, по вашему мнению, было самым важным в проведенной работе?

Что, по-вашему, мнению, было самым интересным в работе?

Нужна ли работа по данной теме для детей дошкольного возраста? Почему?

Ваши пожелания и предложения.

Приложение 2

Конспект организационно-образовательной деятельности

по опытно-экспериментальной работе.

Тема «История возникновения магнита»

Интеграция: познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие.

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.

Задачи:

познакомить с понятием «магнит»;

сформировать представления о свойствах магнита;

актуализировать знания об использовании свойств магнита человеком;

формировать умения приобретения знаний посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения;

воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи.

Ход.

Ребята, вчера мы нарисовали полянку с цветами, а сегодня на нее опустилась бабочка. Ей так понравилась полянка, что она перелетает с цветка на цветок, не знает, какой выбрать. Как же она передвигается по полянке?

Я вам расскажу сейчас одну легенду. В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается, Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим открытием своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».

Существует и другое объяснение слова «магнит» — по названию древнего города Магнесия, где эти камни нашли древние греки. Сейчас эта местность называется Маниса, и там до сих пор встречаются магнитные камни. Кусочки найденных камней называют магнитами или природными магнитами. Со временем люди научились сами изготавливать магниты, намагничивая куски железа.

Необыкновенная способность магнитов притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям всегда вызывала у людей удивление.

Задачка на сообразительность.

Насыпать в миску крупу и закопать в нее скрепки. Как их можно быстро собрать? Несколько вариантов от детей: на ощупь, просеять или воспользоваться свойством магнита.

Опыт «Взаимодействие двух магнитов».

Педагог: Что произойдет, если поднести два магнита друг к другу?

Дети проверяют, поднося магниты друг к другу (притягиваются или отталкиваются). Педагог поясняет, что один конец (полюс) магнита называется южным (положительным), а другой северным (отрицательным). Магниты притягиваются разноименными полюсами, а отталкиваются одноименными. Вывод: у магнита два полюса.

Опыт «Магниты действуют на расстоянии».

Педагог: нарисуйте на бумаге линию и положите на нее скрепку. Теперь потихоньку двигайте к этой линии магнит. Отметьте расстояние, при котором скрепка «скакнет» и прилипнет к магниту. Повторяем этот опыт с другими магнитами и делаем вывод, что магниты бывают разными по силе. Вокруг магнита есть что-то, чем он действует на предметы на расстоянии. Это что-то назвали «магнитным полем».

Опыт «Магнитные свойства можно передать обычному железу».

Педагог: попробуйте к сильному магниту подвесить снизу скрепку. Если к ней поднести еще одну, то оказывается, что верхняя скрепка притягивает нижнюю. Делаем цепочку из таких висящих друг на друге скрепок. Искусственное намагничивание легко уничтожить, если просто резко стукнуть предмет. Вывод: магнитное поле можно создать искусственно.

Подведение итогов.

Педагог: что нового мы сегодня узнали?

Ответы детей: магнит притягивает железные предметы, действует через бумагу, ткань, стекло, воду. Магниты действуют на расстоянии, могут притягиваться и отталкиваться.

Педагог: а где в нашей группе можно встретить магниты? А дома?

Хотите посмотреть, что случилось с героями смешариков, когда они нашли магнит?

Показ мультфильма «Смешарики. Магнетизм», мульт. «Фиксики» (25 серия)

Создание в группе уголка «Магнит в нашей жизни»















































Приложение 3

ПАМЯТКА

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Для успешных занятий исследовательской и проектной деятельностью необходимо наличие обязательных условий:

желание самого ребёнка;

благоприятная среда;

грамотный доброжелательный помощник-взрослый

Уважаемые родители!

ПОМНИТЕ: вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др. Главное слово для родителей "ПОМОЧЬ", но не "СДЕЛАТЬ ВМЕСТО". Лучше тогда не делать совсем, чем делать вместо ребенка. Право свободного выбора источника информации предоставляется ребёнку!











Воспитатель зовёт к себе детей и говорит:

-Ребята, у нас сегодня в группе кто- то побывал.

-Посмотрите, что изменилось, (появился сундук и письмо).

-Интересно от кого? (нарисован Незнайка)

-Вы узнали кто это? (Незнайка)

-А зачем же он к нам приходил?

-Может ответ письме? Давайте прочитаем, что же нам хочет сказать наш друг.

Открывает письмо и читают

«Здравствуйте ребята! Я в этом сундуке для вас приготовил сюрприз, но чтобы его получить найдите ключ и откройте замок. А поможет вам в этом магнит. Удачи вам, ребята!».

-Да, вот это задачку загадал нам Незнайка.

-А вы знаете, что такое магнит? (Магнит притягивает предметы.).

(Воспитатель показывает магнит.)

-Вот перед вами обычный магнит,

Много секретов в себе он хранит.

Магнит – это камень, у которого есть необыкновенная способность притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям. Эти камни нашли древние греки и стали называть их магнитами.

- Где мы его можем встретить, дома или в детском саду? (У меня дома на холодильнике есть магнитик. У нас на доске рисунки висят на магнитах).

- Давайте сегодня вместе с вами поближе познакомимся с магнитом, его свойствами.

- Возьмите магнит в руки и скажите, какой он на ощупь?

Индивидуальные ответы: (холодный, твердый, железный, тяжёлый).

-Теперь мы точно знаем, что такое магнит и готовы отравиться на поиски ключа. Чтобы найти ключ, мы должны выполнить необычные задания.

Идут к столу с первым заданием.

-И вот мы с вами на месте, давайте прочитаем первое задание:

«НАЙДИТЕ МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ КЛЮЧ».

Опыт 1: На подносах лежат ключи из различных материалов (бумага, резина, пластмасса, картон, пенопласт, металл и т. д.).

- Ребята посмотрите, как же много ключей, как среди них найти нужный металлический ключ? (Нужно взять магнит и попробовать какой ключ притянет магнит) (Нашли нужный ключ).

-Ребята, давайте проверим, а вдруг ещё какой-нибудь ключ притянется к магниту.

-Возьмите каждый по ключу. (Проверяют каждый свой ключ)

-А из какого материала твой ключ? (бумага, резина, пластмасса, картон, пенопласт, металл и т. д.).

- Ребята, какой вывод можно сделать? (только железный ключ притянулся к магниту, а предметы из дерева, бумаги и т. д. не притягиваются).

- Давайте с вами обозначим это свойство магнита с помощью мнемосхемы. (Прикрепляется схема – магнит притягивает изделия из железа)

- Молодцы, ребята, с первым заданием справились!

А теперь следующее задание: у каждого из вас на листе бумаги изображены различные предметы. Вы должны определить, какой из этих предметов притянет магнит. Соедините стрелочкой магнит с этим предметом.

(дети выполняют задание)

Проверим: - Какой предмет соединил с магнитом? Почему? (Скрепки, т. к. они железные и их притягивает магнит и т. д)

- Итак, предметы, из какого материала притягивает магнит? (Магнит притягивает только железные предметы).

- А сейчас давайте поиграем.

Игра «Металл - не металл»

Воспитатель - магнит, дети - различные предметы (получают картинки с изображением металлических и неметаллических предметов). При появлении магнита (воспитателя) железные предметы (дети) притягиваются (бегут к воспитателю, преодолевая препятствия на своем пути, а остальные дети (имеющие карточки с неметаллическими предметами) остаются на месте делают наклоны в стороны.

-Молодцы! Берём ключ и двигаемся дальше.

А вот и второе задание, давайте прочитаем:

«КАК ДОСТАТЬ КЛЮЧ ИЗ СТАКАНА, НЕ ЗАМОЧИВ РУК?».

Опыт 2: на столе в стакане с водой лежит ключ.

— Ребята, мне интересно, а можно ли достать ключ и не замочить руки. Как вы думаете – как? (Индивидуальные ответы детей: 1-вылить воду, 2-надеть резиновые перчатки).

- А я вспомнила один интересный способ: если вести магнитом по стенке стакана, то ключ будет двигаться за магнитом вверх, потому что магнитные силы проникают через пластмассу и воду. Смотрите, что у нас получится.

-Хотите попробовать достать железный предмет из воды? (Да).

Опустите в стаканы с водой по одной скрепке и при помощи магнита постарайтесь ее достать.

- Надо вести магнит по внешней стороне стакана.

(Дети выполняют)

- Расскажите, что получилось? (Скрепка следует за движением магнита вверх).

- Что же двигало скрепку? (Магнитная сила).

- Какой можно сделать вывод: (Магнит очень сильный, его сила проходит через пластик и воду)

-Давайте с вами обозначим это свойство магнита.

(Прикрепляется схема – магнитная сила действует через пластик и воду)

-Молодцы, у нас всё получилось, и мы выполнили ещё одно задание. Вперед.

Ребята, посмотрите, тут ещё одно задание для нас.

3 задание:

«ЧТО СПРЯТАНО В ПЕСКЕ?».

Опыт 3: Посмотрите, кроме песка на столе лежит схема. Давайте вместе посмотрим и подумаем, что нам нужно сделать?

(Читаем схемы: 1 - нужно взять песок, 2 - взять магнит, 3 - провести магнитом над песком).

Молодцы, а теперь можно приступить к работе. (Дети выполняют задание)

-У всех получилось найти спрятанный предмет?

- Что было спрятано в песке? (скрепка, ключ, гвоздь, кнопка)

-Молодцы, все предметы в песке отыскали.

-Какой можно сделать вывод? (Магнитные силы свободно проходят через песок.)

-Давайте с вами обозначим и это свойство магнита. (Прикрепляется схема – магнит притягивает сквозь песок)

- А нам нужен ключ, берём его и отправляемся дальше.

4. А вот и новое задание

«ПРОВЕДИ КЛЮЧ ПО ЛАБИРИНТУ»

Опыт 4: Посмотрите - 3 ключа у нас есть, а здесь лежит ещё один. Чтобы выполнить данное задание, нам нужно разделиться на пары.

Посмотрите, что мы будем делать: на листе картона нарисован лабиринт, один из вас будет держать лабиринт, а второй вести ключ по его коридорам, но магнит должен быть под листом. (Дети проводят ключ по лабиринту.)

-У вас получилось пройти сложный лабиринт?

-Почему ключ двигался?

Вывод: потому что магнитные силы свободно проходят через лист картона и магнит передвигает ключ силой притяжения.

- Давайте с вами обозначим это свойство магнита.

(Прикрепляется схема – магнитные силы проходят через лист картона)

- Итак, что вы узнали сегодня нового о магните? Помогут ответить нам наши мнемосхемы. (Магнит притягивает железные предметы, действует через пластик, воду, песок, картон.)

-Молодцы.

Возвращаемся к сундуку.

- Ну вот, все задания выполнены, у нас все получилось. А знаете почему?

Да потому что мы все делали вместе, дружно и помогали друг другу.

- Ребята посмотрите мы с вами нашли 4 ключа, а замок один. Как же нам выбрать ключ, который откроет замок? (Ответы детей: пробовать всеми ключами открывать)

(на столе схема нужного ключа)

- У нас есть схема, как она нам может помочь? (Ответы детей: приложить ключи).

- Правильно, давайте попробуем приложить ключи и найдем тот, который нам нужен. Дети пробуют приложить первый ключ, подходит? (Дети по-очереди подходят, пока не найдется нужный ключ).

- Ура! У нас получилось, давайте же поскорей откроем замок и посмотрим, что для нас приготовил Незнайка.

- Что это? (магнитный конструктор)

-Да, действительно, конструктор, и не простой, а магнитный. Вот, оказывается, из магнита ещё и конструкторы делают. Мы с вами позже сможем построить всё, что захотим.

Заключительный этап:

- Ну, вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие. Вам понравилось? (ответы детей)

-А что вы сегодня расскажите родителям и друзьям о магните? (ответы детей)

- А в сундучке еще что-то есть – это Незнайка прислал вам в подарок за хорошую работу медальки.

-Молодцы! Вот теперь вы о магните знаете очень много, но это ещё не все, а что ещё может магнит, мы узнаем в следующий раз.



ВАЖНО ЗНАТЬ!

История открытия

Старинная легенда рассказывает о пастухе по имени Магнус. Он обнаружил однажды, что железный наконечник его палки и гвозди сапог притягиваются к чёрному камню. Этот камень стали называть «камнем Магнуса» или просто «магнитом», по названию местности, где добывали железную руду (холмы Магнезии в Малой Азии). Таким образом, за много веков до нашей эры было известно, что некоторые каменные породы обладают свойством притягивать куски железа. В России магнитную руду нашли на Урале. Более 300 лет назад местные охотники удивлялись, что подковы лошадей притягиваются к земле и считали это место проклятым. А В 1720 году началась добыча железной руды из горы Магнит.

Использование магнита в быту

Из различных источников я узнала, что свойство магнита используется при изготовлении следующих предметов: видеокассет, пластиковых банковских карт, телевизоров и мониторов с электронно-лучевой трубкой, микрофонов, электродвигателей, компасов, магнитных застежек и держателей, фиксаторов для дверей, поезда на магнитной подушке и многого другого.

Польза или вред?

Так же я узнала, что магнит может принести не только пользу, но и вред. Например, размагнитить пленку видеокассеты или, исказить изображение на телевизоре. Оказывается, и для человека тоже вреден очень сильный магнит, поскольку и у человека, и у животных в крови есть железо, на которое магнит действует, хотя этого и не чувствуется.

Заключение

Первая гипотеза о том, что магнит изготавливают на заводе, подтвердилась частично. В основном его добывают из земных недр. Так же, его делают из металла способом намагничивания с помощью электричества.

Гипотеза о том, что магнит не приносит вреда, не подтвердилась, поэтому с магнитом нужно обращаться осторожно. Остальные гипотезы подтвердились.

Магнит притягивает предметы, сделанные из железа и стали и не притягивает такие металлы, как золото, серебро, латунь, алюминий. Обладает способностью притягивать предметы даже через небольшие преграды.

Магнит имеет полюса, магнитное поле и способен намагничивать предметы.

Магнит - это тело, материал, которое обладает собственным магнитным полем.

***

Загадки про магнит

Этот жадный предмет

Все железо хватает

Для него нормы нет,

Прилипанием страдает.

Ответ: Магнит

Бывает маленьким, большим.

Железо очень дружит с ним.

С ним и незрячий, непременно,

Найдет иголку в куче сена.

Ответ: Магнит

***

Магнит – это камень, который умеет притягивать металлические предметы. У магнита есть северный и южный полюс. Даже если разломить магнит, у него все равно будет северный и южный полюсы. Магнит притягивает только предметы, сделанные из железа и стали. Область вокруг магнита называется магнитным полем. Это зона, в которой действует сила его притяжения. Сила, которая притягивает предметы, называется силой магнита.

Чтение стихотворения «Магнит»

Мы с мамой взяли магнит-

Он и тянет, и манит.

Отыскали все под лавкой

И колечки, и булавку.

Даже в щелях и в пыли

Гайки папины нашли.

Получился целый праздник.

Вот такой магнит-проказник!



Рассказ Л.Толстого «Магнит»

В старину был пастух; звали его Магнис. Пропала у Магниса овца. Он пошёл в горы искать. Пришёл на одно место, где одни голые камни. Он пошёл по этим камням и чувствует, что сапоги на нём прилипают к этим камням. Он потрогал рукой — камни сухие и к рукам не липнут. Пошёл опять, — опять сапоги прилипают. Он сел, разулся, взял сапог в руки и стал трогать им камни.

Тронет кожей и подошвой — не прилипают, а как тронет гвоздями, так прилипнет.

Была у Магниса палка с железным наконечником. Он тронул камень деревом — не прилипает; тронул железом — прилипло так, что отрывать надо.

Магнис рассмотрел камень, видит, что похож на железо, и принёс куски камня домой. С тех пор узнали этот камень и прозвали его магнитом.

Магнит находят в земле с железной рудой. Там, где есть магнит в руде, и железо самое лучшее. Из себя магнит похож на железо.

Если положить кусок железа на магнит, то и железо станет притягивать другое железо. А если положить стальную иголку на магнит да подержать подольше, то иголка сделается магнитом и станет к себе притягивать железо. Если два магнита сводить концы с концами, то одни концы будут отворачиваться друг от друга, а другие будут сцепляться.

Если одну магнитную палочку разрубить пополам, то опять каждая половинка будет с одной стороны цепляться, а с другой отворачиваться. И ещё разруби — то же будет, и ещё руби сколько хочешь, — всё то же будет: одинакие концы будут отворачиваться, разные цепляться, как будто с одного конца магнит выпирает, а с другого втягивает. И как его ни разломи, всё с одного конца он будет выпирать, а с другого втягивать. Всё равно как еловую шишку, где ни разломи, всё будет с одного конца пупом, а с другого чашечкой. С того ли, с другого ли конца, — чашечка с пупом сойдётся, а пуп с пупом и чашечка с чашечкой не сойдутся.

Если намагнитить иголку (подержать подольше с магнитом) и насадить её серединкой на шпенёк так, чтобы она ходила вольно на шпеньке, то как хочешь верти магнитную иголку, как пустишь, она станет одним концом на полдни (юг), другим — на полночь (север).

Когда не знали магнита, по морю не плавали далеко. Как выйдут далеко в море, что земли не видать, то только по солнцу и по звёздам и знали, куда плыть. А если пасмурно, не видать солнца и звёзд, то и не знают сами, куда плыть. А корабль несёт ветром и занесёт на камни и разобьёт.

Пока не знали магнита, не плавали по морям вдаль от берега; а когда узнали магнит, то сделали иголку магнитную на шпеньке, чтоб она вольно ходила. По этой иголке и стали узнавать, в какую сторону плывут. С магнитной иголкой стали ездить дальше от берегов и с тех пор много новых морей узнали.

На кораблях всегда бывает магнитная иголка (компас) и есть мерная верёвка с узлами на конце корабля. И верёвка приделана так, что она разматывается и по ней видно, сколько корабль проехал.

Так что, когда плывут на корабле, всегда знают, на каком теперь месте корабль, далеко ли от берега и в какую сторону.







Сказка «Мечты одного магнита»

На столе лежал большой магнит и вздыхал. Ему было очень скучно. Ухватить и прилепить к себе некого, а ведь он обладает такой уникальной способностью, И напрасно магнетики внутри него стояли рядами ровно, как солдаты, и все смотрели в одну сторону, не двигаясь.

Магнит очень гордился своими магнетиками. Он считал себя немного в родстве со светом и его Светиками. Он ведь также состоял из многих мельчайших частиц, только они, в отличие от Светиков, были послушны, стояли тихо и спокойно, никуда не летели, даже смотрели в одну сторону. У любого металла такие магнетики есть, но все в разные стороны смотрят, не слушаются. А тут, такая сила! Потому что все вместе. Как схватят кого, так и не отпустят. Жалко только, что схватить они могут лишь железо.

А если их нагреть? Может, тогда они сильнее станут и начнут всех хватать и примагничивать?

От этой мысли магнит чуть не подпрыгнул. Вот это идея! Ведь и лежит он на полке около самой плиты. Стоит свалиться с полки, и он окажется совсем близко к печке!

Магнит стал раскачиваться, приказал магнетикам там, внутри него, тоже раскачиваться из стороны в сторону. Через некоторое время магнит с грохотом свалился на пол и постарался упасть как можно ближе к печке.

Приятное тепло разлилось по всему магниту. Он мечтательно закрыл глаза. Но внезапно шум и голоса внутри него нарушили безмятежный покой.

Что же он увидел открыв глаза? Послушные некогда магнетики крутились в разные стороны, болтали друг с другом, а некоторые вообще выбежали из строя!

- Что такое, что за беспорядок? — крикнул он. Но магнетики не обратили на его крик никакого внимания.

Тут на кухню вошла хозяйка. Она увидела валяющийся на полу у самой печки магнит и всплеснула руками.

- Ой, он же теперь испортился!

Хозяйка быстро подняла магнит и приложила его к холодному железному крану. Но если раньше магнетики все вместе хватались за предложенную железку, то теперь многие из них не обратили на кран никакого внимания. И, когда хозяйка убрала руку, магнит шлепнулся в раковину.

- Какой позор! — всхлипнул он, — значит, тепло не помогает нам, а, наоборот, мешает! Что же теперь будет? Неужели меня выбросят?

Хозяйка задумчиво покрутила магнит в руках и положила на полку.

- Посмотрим, может он еще и не испортился. Вот остынет, тогда проверим.

Лежа на полке, магнит замирал от страха. Однако, он остывал, температура понижалась. И чем холоднее становился магнит, тем послушнее становились магнетики. Они снова выстроились в ряды и замерли, дружно глядя в одну сторону.

- Уф, неужели пронесло? — пробормотал магнит — Никогда больше не стану мечтать о том, чего у меня нет. Притягиваем мы железо, и хорошо! Просто замечательно!

И действительно, магниты — это очень интересные, почти волшебные…предметы? Ну да, предметы. Но они же почти живые!

***