Муниципальное казенное образовательное учреждение
Дополнительного образования Куртамышского района
«Дом детства и юношества»
Социально-творческий проект
«Дело мастера боится»
Автор проекта: Белозерова Ю.В.,
педагог дополнительного образования,
первой квалификационной категории
г. Куртамыш
Содержание
Введение…………………………………………………………………. … 3
1. Паспорт проекта……………………………………………………… …4
2. Теоретические аспекты …………………………………………….. …8
3. Технологический этап ………..………………………………………. .10
4. Экономический расчет ……………………………………………….. 11
5. Вывод ………………………………………………………………………12
6. Итоги и реализация проекта ………………………………………… …13
Литература …………………………………………………………………..14
Введение
Кукольный театр играет огромную роль в нравственном и эстетическом воспитании школьников любого возраста, а особенно у школьников среднего звена, когда они находятся в «фазе поиска». Занятия в кукольном театре развивают у детей фантазию, память, мышление, артистические способности, знакомят с множеством детских сказок, способствуют развитию общительности, коммуникабельности, развивают моторику рук и пальцев ребёнка, двигательную активность.
В процессе работы над спектаклем дети учатся согласованным действиям, взаимовыручке, умению подчинять свои желания интересам коллектива. Очень важно показывать пример дружбы, праведности, отзывчивости, находчивости, храбрости, так как в этот период уникальный для формирования собственного вкуса, интереса, определенного отношения к окружающему миру.
Занятия в кукольном театре способствуют расширению кругозора детей, повышению эмоциональной культуры и культуры мышления, формированию убеждений и идеалов.
Играя в спектакле, дети перевоплощаются в различные образы, учатся выражать свои чувства в слове, интонации.
Дом детства и юношества сотрудничает с образовательными учреждениями города, работает на социальный запрос. Один из запросов – расширение знаний детей дошкольного и младшего школьного возраста о мире профессий посредством кукольного театра.
Исходя из этого возникла идея создать проект «Дело мастера боится» с группой обучающихся 2 года обучения.
Социальной проблемой у дошкольного и младшего школьного возраста является недостаточно хорошая ориентация в профессиях.
Задумкой данного проекта является не только изготовить куклы для кукольного театра, но и познакомить с некоторыми профессиями. Работа по изготовлению персонажей спектакля поможет детям лучше понять характер героев, а озвучивание кукол поможет выразить свои эмоции.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта | «Дело мастера боится» |
Руководитель проекта | Белозерова Юлия Владимировна, педагог дополнительного образования |
Консультант проекта | Максимова Ирина Викторовна, заместитель директора по УВР |
Творческое объединение, в рамках которого проводится работа по проекту | Кукольный театр |
Образовательные области, близкие к теме проекта | Декоративно-прикладное творчество, искусство, этика, эстетика, риторика, литературное чтение |
Возраст учащихся, на который рассчитан проект | 10-11 лет |
Состав проектной группы | Обучающиеся Кукольного театра |
Тип проекта | Творческий, практико-ориентированный, ролевой |
Заказчик проекта | Дошкольные образовательные учреждения |
Цели проекта | Практическая: подготовка кукольного спектакля о профессиях, с помощью изготовленных своими руками кукол и всех необходимых реквизитов для его постановки. Педагогическая: ознакомление учащихся Кукольного театра и детей дошкольного, младшего школьного возраста с различными профессиями посредством создания и показа спектакля «Дело мастера боится» |
Задачи проекта: | Обучающие: формировать практические навыки творческой деятельности обучающихся, а также их художественные способности. Развивающие: расширять кругозор, знания о профессиях; развивать культуру и технику речи, произвольное внимание, критическое мышление, артистические способности. Воспитывающие: воспитывать способность улавливать и эмоционально воспринимать нравственную суть поступков героев; формировать интерес к миру профессий. |
Планируемые результаты | Умения, навыки и способы деятельности, формируемые проектом: - познавательная деятельность; - речевая деятельность и работа с информацией; - работа с художественным текстом; - правильный и осознанный пересказ вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания; - формирование умений и навыков по изготовлению кукол; - установление последовательности действий изготовления кукол; - организация деятельности. |
Вопросы проекта | Как должны выглядеть герои спектакля? С помощью чего можно придать характер герою? Какое музыкальное сопровождение ему подходит? С какими атрибутами будут работать герои? Чем особенна и интересна каждая из профессий? |
Необходимое оборудование | Материалы и инструменты для изготовления кукол; декорации, бутафории; ширма; дистанционная колонка; ноутбук. |
Аннотация проекта | Проблема: недостаточная ориентация в профессиях детей дошкольного и младшего школьного возраста. Актуальность: современные социально-экономические условия, сложившиеся в последние десятилетия в нашей стране, предъявляют достаточно высокие требования к уровню развития и обучения подрастающего поколения. Обществу требуются активные, инициативные, профессионально ориентированные выпускники образовательных организаций, имеющих осознанные отношения к трудовой и профессиональной деятельности. Важным аспектом при этом является ориентация детей дошкольного и младшего школьного возраста в мире профессий, что рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. Значимость проекта: Дом детства и юношества сотрудничает с образовательными учреждениями города, работает на социальный запрос. Один из запросов – расширение знаний детей дошкольного и младшего школьного возраста о мире профессий посредством кукольного театра. Личностная ориентация учащихся заключается в развитии их коммуникабельности, артистичности, креативности, собственной значимости, расширении знаний о профессиях. Содержание: проект направлен на изучение некоторых профессий. В процессе изучения профессий и подготовки спектакля учащиеся осваивают методы сбора и анализа информации, учатся создавать образы героев (использование художественных материалов и музыкального оформления). В результате реализации проекта учащиеся выходят с выступлением в социум (детские сады и школы города), учатся анализировать своё выступление. |
Предполагаемые продукты проекта | Куклы, бутафории, декорации, музыкальное оформление, Кукольный спектакль «Дело мастера боится» |
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе | Сбор информации о профессиях: индивидуальное. Подборка сценария: групповое. Подборка материала и инструментов: групповое. Изготовление декораций: групповое. |
График работы над проектом
№ | Этап | Форма | Сроки | Место работы | Содержание работы | Выход этапа |
1 | Подготовительный | Информационный | 16.09. – 20.09.2018г. | Дом детства и юношества | Подборка сценария. Сбор информации о профессиях, входящих в сценарий. Построение алгоритма реализации проекта. Сбор необходимого материала для изготовления кукол | Сценарий Информация о профессиях |
2 | Основной | Практический | 23.09. – 05.11.2018г. | Дом детства и юношества | Изготовление кукол, декораций, бутафорий, распределение ролей и их изучение. | Куклы |
3 | Заключительный | Показ | 11.11. – 20.12.2018г. | Детские сады | Выступление | Спектакль |
2. Теоретические аспекты
Учащимися оформлена подборка информации о профессиях, входящих в сценарий.
Что такое профессия?
Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности. Иногда профессией называют общность всех людей, занятых данным видом труда. Эти люди работают в разных уголках страны на разных предприятиях в разных учреждениях, и, конечно, не все знают друг друга в лицо. Но они заняты одним делом, это их роднит. Люди одной профессии заняты одним делом, имеют сходные интересы, знания, навыки, образ жизни.
Профессий на земле великое множество. В настоящее время насчитывается более 8 тысяч профессий, и этот перечень постоянно пополняется. Скорее всего, об их подавляющем большинстве вы и не слышали, а о многих имеете весьма смутное представление.
Некоторые профессии исчезают, а некоторые появляются.
Мы изучили такие профессии как: врач, инженер, мастер, балерина, повар, полицейский, пожарный.
Врач очень трудная и древняя профессия. Врач должен много знать о строении человеческого тела и работе его внутренних органов, уметь разбираться в симптомах (признаках болезни), а ведь болезней на свете очень много. Конечно, сейчас у врачей есть помощники – специальные приборы, например, рентген (его изобрели физики). Он нужен врачам, чтобы ставить диагноз. Приборы эти очень сложные, и врач должен уметь с ними обращаться. А главное, настоящий врач должен быть добрым, жалеть своих больных пациентов и очень-очень стараться помогать им выздороветь.
Профессия инженер очень нужная профессия и в городе, и на селе. Инженеры помогают ученым, врачам, шахтёрам, создавая новые аппараты, двигатели, насосы, станки и другую полезную технику. Инженеры знают о технике всё: чем она болеет, чем ее лечить. Инженеры работают совместно с изобретателями. Изобретатель изобрел и нарисовал на бумаге, а инженер должен по этому рисунку все рассчитать и сделать чертеж. По этим чертежам рабочие соберут нужную машину по деталям. Испытатели эту машину испытают и доложат инженеру, что в ней хорошо, а что плохо, и он эти недостатки устранит.
Профессия мастер – это специалист широкого профиля, который работает на территории строительства жилищных, производственных, а так же гражданских объектов, который может произвести монтажные, бетонные, каменные, электросварочные, печные, погрузочные и многие другие работы.
Повар – человек, который, с одной стороны, придумывает новые блюда, а с другой стороны, достаточно точно может повторить любое уже сделанное кем-то еще. Это профессия, которая требует особого таланта в понимании, какие продукты сочетаются, что и как можно приготовить, который не боится экспериментировать и который получает удовольствие от приготовления пищи.
Профессия полицейский, одна из самых важных, ответственных, уважаемых и опасных на сегодняшний день! Благодаря их работе мы чувствуем себя в безопасности на дороге, в школьных заведениях, в местах скопления множества людей. Всегда можем обратиться к ним, если нам понадобиться их помощь в решение трудных вопросов. Полицейский в состоянии оказать медицинскую помощь, если человек попал в аварию, или получил какие-либо травмы, и нуждается в ней до приезда скорой помощи. Стоять на защите граждан, и соблюдать порядок!
В их работу так же входит поиск людей, которые пропали без вести, оказание помощи тем, кто оказался в очень тяжелой ситуации на дороге и не имеет возможность позвать кого-то на помощь. Они даже помогут вам снять ваше домашнее животное с дерева, если оно самостоятельно не может спуститься, вот настолько они "хорошие" ребята!
Пожарный – это сотрудник пожарной охраны, который занимается спасением людей из огня и тушением пожаров.
После прибытия на место происшествия пожарный отряд, в первую очередь, эвакуирует людей. Командир решает с чего надо начинать тушение, куда можно поставить подъемный механизм, намечает тактику тушения, оценивает сложность возгорания, выясняет нужны ли дополнительные оборудования и пожарные отряды.
Выезд на пожар строго организован вплоть до секунд. После поступления в пожарную часть сигнала тревоги, сотрудникам дается всего 20 секунд, для того, чтобы надеть специальную одежду. В большинстве случаев машина прибывает за пять минут на место вызова. также должен знать и уметь проводить эвакуацию с места пожара людей, пользоваться техниками пожаротушения, необходимо знать техники собственной безопасности и соответственно уметь оказывать первую медицинскую помощь.
Балерина – это профессиональная танцовщица, исполняющая классические танцы.
Профессия балерина, прежде всего это не столько творческая специальность, сколько стиль жизни. Только в этом случае можно будет рассчитывать на достижение успеха. Вся жизнь посвященная танцу – вот что должна знать девочка, решившая выбрать такую сложную, но яркую профессию. Балерина это не просто артист танцевального жанра, это актриса, которая при помощи движения должна будет рассказать историю своего спектакля. А это очень сложно.
Балерина или танцовщица может выступать как в классических спектаклях, так и в современных постановках, в которых используются новые танцевальные движения.
Портной - это творческая профессия, что пользуется значительным спросом на рынке труда. Специалист должен обладать отменной выдержкой и сохранять терпение в различных ситуациях. Порой приходится иметь дело с особо капризными клиентами. Покупателя может не устроить качество готовой работы, несмотря на обсуждение всех нюансов, касающихся внешнего вида вещи. В ряде случаев происходит порча материала по причине неверного модулирования либо неточного лекала.
4. Технологический этап
Материалы и инструменты
Тонкий лист белой бумаги;
Газета;
Воздушный шарик (для головы куклы);
Шпаклевка;
Пластилин;
Клей ПВА;
Картон;
Цветная бумага;
Гуашь;
Вязальные нитки (если кукла с волосами);
Ткань;
Аксессуары (на своё усмотрение);
Булавки;
Ножницы;
Нитки;
Горячий пистолет;
Клей стержневой для пистолета;
Акриловые краски;
Иголка;
Швейная машина.
Технология изготовления куклы, декораций
1. Порвали на небольшие кусочки белую тонкую и газетную бумагу.
2. Оклеили воздушный шарик, чередуя белую и газетную бумагу, шестью слоями. Формирование лица. Дали высохнуть.
3. Лопнули шарик и убрали.
4. Зашпаклевали ровным слоем. Дали высохнуть.
5. Покрыли грунтовкой (вода с клеем). Дали высохнуть.
6. Скрутили из картона цилиндр по диаметру отверстия в шарике, склеили и вставили его в вырезанное отверстие. При помощи клейстера и кусочков белой бумаги зафиксировали цилиндр и шарик. Дали высохнуть.
7. Прикрепили при помощи булавок к ткани с изнаночной стороны выкройки платья, обвели их простым карандашом (или мелком) и вырезали. Прошили швом «строчка». Вывернули платье на лицевую сторону (по желанию) украсили его.
8. Покрасили головы героев гуашью и акриловыми красками. Нарисовали глаза, нос, рот, брови, щёки (для того, чтобы краска не смазывалась – смешивали с клеем ПВА).
9. Склеили горячим клеем головы кукол с платьями.
10. Нарисовали на картоне домик, ёлочки, берёзки (для заднего плана) и раскрасили гуашью. Дали высохнуть. Вырезали декорации.
11. Закрепили декорации на ширме.
Экономический расчёт
5.1. Расход материала и дополнительной фурнитуры
№ п/п | Наименование материала | Ед. изм. | Норма расхода | Цена (руб.) | Стоимость (руб.) |
1 | Газета б/у | шт | 5 | - | 0 |
2 | Шпатлевка | шт | 1 | 50 | 50 |
3 | Краска | шт | 1 | 150 | 150 |
4 | Клей ПВА | шт | 3 | 25 | 75 |
5 | Клеевые стержни | уп | 1 | 169 | 169 |
6 | Нождачная бумага | шт | 1 | 15 | 15 |
7 | Ткани б/у | шт | | - | 0 |
8 | Тесьма | м | 4 | 35 | 140 |
9 | Нитки | шт | 1 | 30 | 30 |
Итого: 629 рублей
5.2. Расчет износа инструментов и принадлежностей
№ п/п | Наименование | Ед. изм. Кол-во | Цена (руб.) | Стоимость с учетом износа (руб.) |
1 | Клеевой пистолет | 1 шт | 700 | 10 руб. |
2 | Ножницы | 1 шт | 60 | 0,6 руб. |
3 | Резак | 1 шт | 25 | 0,5 руб. |
Итого: 11,1 руб.
Амортизация оборудования
№ п/п | Наименование | Количество | Балансовая стоимость | Срок службы | Стоимость с учетом износа |
1 | Швейная машина | 1 | 4800 р. | 20 лет | 24 руб. |
Итого: 24 руб.
Расход электроэнергии.
Освещение, швейная машина - 30 руб.
Расчет себестоимости.
№ п/п | Статья затрат | Сумма (руб.) |
1 | Сырье, основные и вспомогательные материалы | 629 руб. |
2 | Расчет износа инструментов и принадлежностей | 11,1 руб. |
3 | Амортизация оборудования | 24 руб. |
4 | Расход электроэнергии | 30 руб. |
Итого: 694,1 руб.
Аналогичная кукла на рынке стоит 250 руб. (7 кукол x 250 руб = 1750 руб)
Экономия: Эк = См – Ссв
Эк = 1750 – 694,1 = 1055,9 руб.
Вывод: изделие, выполненное нами, гораздо дешевле аналогов на рынке.
А сколько удовольствия мы получили!
6. Вывод
Для изготовления куклы нам потребовалось много усилий, и максимум фантазии. Временной ресурс ограничен. Стоимость куклы, намного дешевле, чем указано в смете, т.к. некоторые материалы мы приносили из дома. Натуральные материалы экологически безопасны. Правильное использование инструментов не принесли вреда нашему здоровью при выполнении работы, т.к. выполнялись с соблюдением необходимых требований и правил безопасной работы, в чёткой последовательности технологической операции, при правильном применении инструментов, материалов, оборудования.
Для создания кукол использовался бросовый материал (старые вещи), лоскутки ткани, тесьма для обрамления одежды героев, газета, клей ПВА, клеевой пистолет.
Наши герои кукольного театра получились необычные и индивидуальные. Они красивы и оригинальны. Думаем, что эти куклы принесут много радости и добра зрителям.
Цель, которая была поставлена, мы считаем достигнута.
Мы убедились в том, что хорошо уметь делать всё своими руками. Не бояться выступать на публику. Показать детям в детских садах и ДДЮ спектакль и ознакомить с профессиями.
Мы поняли, что совсем не обязательно покупать новую ткань в магазине. Утилизация старых, ненужных вещей даёт уверенность, что эта работа никогда не кончится, ведь старые вещи не иссякают! Мы даём им новую жизнь!
Мы научились шить перчаточные куклы, водить куклу над ширмой, создавать декорации для спектаклей, узнали много нового о кукольном театре, заинтересовали театром своих родителей и других ребят в школе, сделали интересным своё свободное время. Работа способствовала сплочению коллектива.
7. Итоги и реализация проекта
1. Расширили навыки о профессиях.
2. Изготовили 7 кукол для спектакля «Дело мастера боится»
3. Создали декорации к спектаклям, подобрали музыкальное оформление.
4. Подобрали сценарий спектакля и отрепетировали.
5. Показали спектакль в 9 детских садах, в Доме детства и юношества для младшего школьного возраста, с охватом около 600 детей.
8. Реклама
Реклама спектакля отпечатывается на цветном принтере и вручается педагогическим работникам детских учреждений, размещается в газете, на официальном сайте Дома детства и юношества, в социальных сетях, а также размещение афиши на фасаде здания Дома детства и юношества.
Литература
1 .Абалкин Н.А. Рассказы о театре. - М.: Молодая гвардия, 2009.
2. Андреев К., Осипов Л.Москва Театральная.- М.: Московский рабочий, 2001.
3. Гугасова А.Н. Рукоделие в начальных классах. – М.: Просвещение, 2014.
4. Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера. – М.: Просвещение, 2004.
5. Прибыловская С.А. Школьный кукольный театр. – М.: Просвещение, 2007.
6. Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр. – С-Пб.: Кристалл, 1997.
7. Смирнова Н.И. И… оживают куклы. – М.: Детская литература, 1998.
Интернет-ресурсы:
1. http://yunc.org/
2. http://www.dissercat.com/
3. http://www.liveinternet.ru/
4. http://rudocs.exdat.com/
5. http://www.samoshvejka.ru/
6. http://www.olesya-emelyanova.ru/index-piesy-delo_mastera_boitsja_p.html
7. https://kratkoe.com/doklad-o-professiyah/
14