СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Депрессивное состояние подростков"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект "Депрессивное состояние подростков"

Просмотр содержимого документа
«Проект "Депрессивное состояние подростков"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа г. Южи













Проект

по биологии

по теме:

"Депрессивное состояние подростков"











Выполнила работу:

ученица 9 В класса

Куменкова Ксения

Руководила:

Степанова Е.Н.













Южа 2024-2025







Содержание



ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….........3



ГЛАВА 1. ДЕПРЕССИВНОЕ СОСТОЯНИЕ………………………………......4

1.1 Виды депрессивных состояний …………………………………………...4-5

1.2 Причины возникновения депрессивных состояний……………………...5-9

1.3 Методы выхода из депрессии …………………………………………........ 9



ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕПРЕССИВНЫХ СОСТОЯНИЙ ПОДРОСТКОВ…………………………………...…………………………......10

2.1. Опрос подростков школы ……………………………………………...10-12

2.2. Симптомы депрессии у подростков …………………………………...12-13

2.3. Методы лечения и профилактики депрессивных состояний ………..13-14

2.4. Советы родителям ……………………………………………………...15- 16

2.5. Рекомендации подросткам «Как избежать депрессии в период

взросления» ………………………………………………………………….16-17



ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………18



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………….. 19

















Введение

Депрессия— психическое расстройство, основными признаками которого являются сниженное настроение и снижение или утрата способности получать удовольствие. К дополнительным симптомам депрессии могут относиться пониженная самооценка, неадекватное чувство вины, пессимизм, нарушение концентрации, расстройства сна и аппетита, суицидальные тенденции. Тяжелые формы депрессии характеризуются так называемой «депрессивной триадой»: снижением настроения, заторможенностью мышления

Актуальность темы работы заключается в том, что депрессия стала «болезнью нашего времени». Это распространенное расстройство, которым страдают миллионы людей. К тому же, в последнее время резко увеличилось количество случаев суицидального характера в подростковой среде, вызванных депрессиями.

Цель: изучить симптомы, последствия и пути профилактики депрессивных состояний.

Гипотеза: предполагаем, что депрессивных состояний у подростков можно избежать, если своевременно осуществлять психологическую диагностику и коррекцию депрессивных состояний у подростков.

Задачи:

  • изучить литературу и Интернет - источники по теме;

  • провести анкетирование среди подростков;

  • проанализировать материалы теоретического и практического исследования;

  • разработать рекомендации для обучающихся и родителей по профилактике депрессивных состояний





















ГЛАВА 1. ДЕПРЕССИВНОЕ СОСТОЯНИЕ

1.1 Виды депрессивных состояний



Виды депрессивных состояний:

  • Клиническая депрессия.

  • Хроническая депрессия.

  • Биполярная депрессия.

  • Маскированная депрессия.

  • Психотическая депрессия.

  • Невротическая депрессия.

  • Атипичная депрессия.



Клиническая депрессия – "классическая" форма расстройства. Ее ставят в случае, когда все симптомы ярко выражены и представляют собой целостную картину заболевания, но отсутствует возможность изучить детали и с большей точностью диагностировать вид. Заболевание развивается постепенно и последовательно. На пике человек все время подавлен, ощущает умственную и физическую истощенность. В корне изменяется поведение и образ мыслей — появляется необъяснимая тревога, страх, отчаяние.

.

Хроническая депрессия. Главным отличием от клинической считаются протяженность и тяжесть. Симптоматика более слабая, но проявляется в течение 2-х лет и более. Человек может вести привычный для себя образ жизни — общаться с родными, ходить на работу, однако, его настроение всегда заметно снижено, прежние увлечения больше не представляют интереса, общество новых людей пугает. Проблемы с физическим состоянием помогают точнее определить диагноз — бессонница, снижение аппетита, отсутствие работоспособности, регулярные головные боли, снижение либидо, изменение поведения.



Биполярная (маниакальная) — самый тяжелый вид депрессии. Расстройство передается при помощи наследственности или зарождается на фоне других психических отклонений.

Главная особенность биполярного вида — резкая, беспричинная смена настроения. В первый промежуток времени больной раздражительный, подавленный, отказывающийся от общения и собственных увлечений. Могут присутствовать замедленная речь, отсутствие физической и мыслительной активности. Второй промежуток кардинально отличается от первого — человек находится в состоянии эйфории, много говорит, смеется, строит планы, не может усидеть на месте, все время что-то промышляя. Период яркой активности, как правило, менее долгосрочный.

Маскированную депрессию сложно диагностировать, поскольку симптоматика скрывается появлением соматических патологий.

Плохое настроение, апатию и физическое недомогание можно списать на вегетососудистую дистонию, артериальную гипертензию, остеохондроз и прочие подобные заболевания.

В психоаналитической концепции одним из симптомов маскированной депрессии является гиперактивная деятельность.

Больной не желает принимать факт наличия депрессии, полностью сосредотачиваясь на собственном здоровье, забывая про семейные и рабочие обязанности, уход за собой.



Психотическая депрессия развивается вследствие наследственной предрасположенности или ушиба головного мозга. Главной особенностью является наличие галлюцинаций, бреда, мании или фобии. Они прилагаются к "классическим" симптомам.

В отличие от биполярной депрессии, в этом случае человек постоянно находится под давлением апатии и собственного плохого настроения. Пациент настолько замыкается в себе, что просто не желает обсуждать проблему, обращаться к специалисту.



Невротическая депрессия — смесь классического вида заболевания и невроза. Чаще всего встречается у людей со слабой нервной системой или определенным складом характера.

Основная причина невротической депрессии — конфликт или патовая ситуация, выхода из которой пациент не видит. Типичная симптоматика смешивается с признаками невроза — головными болями, проблемами пищеварительной системы, болью в мышцах и суставах.

В большинстве случаев больной сам осознает, что нуждается в помощи.

При атипичной депрессии, помимо основных симптомов, наблюдаются повышение аппетита, постоянная сонливость, желание плакать, болевые ощущения по всему телу, повышенная тревожность и панические атаки.



1.2 Причины возникновения депрессивных состояний

По мнению специалистов, на данный момент нет ни одного объяснения, которое способно объяснить феномен развития депрессии. Так, один и тот же фактор способен у одного человека вызвать тяжелейшее состояние депрессии, а у другого не вызывает никаких отклонений в психическом состоянии.

Вместе с тем, в психиатрии выделяют следующие причины, способствующие развитию депрессии:

  • сильные переживания, связанные с потерей чего-то или кого-то очень значимого (смерть близкого, разрыв отношений, потеря работы, изменение статуса в обществе и т.д.);

  • побочное действие лекарственных препаратов;

  • недостаточное количество солнечного света;

  • стресс;

  • соматические заболевания – неврологические, эндокринные, онкологические;

  • авитаминоз;

  • травмы головы;

  • злоупотребление алкоголем, прием наркотиков

По мнению психиатров, для развития депрессии необходимо одновременное взаимодействие нескольких факторов.

Но наиболее частой причиной возникновения депрессивного расстройства становятся стрессы. Именно поэтому в нашей жизни, переполненной различными стрессами, специалисты и отмечают рост депрессий. Первичный спад настроения, вызванный переутомлением на работе или неприятностями в личной жизни, способен спровоцировать это серьезное психическое заболевание. Последующие негативные события лишь усилят возникший эпизод. Постепенно спады настроения превращаются в затяжные периоды, а негативное влияние стресса начинает проявляться в виде торможения структур головного мозга.

Также абсолютно любой конфликт может вызвать депрессию у подростка.

Дети, отстранённые от решения вопросов, касающихся семьи и их лично, становятся безынициативны и покорны. Чрезмерная опека препятствует формированию самостоятельной личности: во взрослую жизнь выходят люди, не способные справится со своими трудностями без помощи родителей.

Иногда чрезмерно оберегаемый ребёнок превращается в «маленького диктатора». Заставляет выполнять своих родителей все свои желания. Как правило, такие случаи встречаются в семьях, где появление малыша ждали как «последнюю надежду на счастье». Но поведение подростка в семье в качестве «деспота» встречается довольно редко. Как правило – это послушный ребёнок, не доставляющий особых хлопот в детском возрасте; и только в подростковом периоде он «срывается с цепи» и «восстаёт» против взрослых. В зависимости от индивидуальных особенностей, это может выглядеть и как холодная вежливость, и как активный отпор.

Соблюдайте контроль, без которого не возможно воспитание, но сведите опеку к минимуму. Помощь родителей прекрасна, когда подросток сам решает свою проблему.

Другой проблемой являются авторитарные родители. В таких семьях родители, не замечая успехов детей, наказывают их неуважением за любую неудачу. Ведут с ними воспитательные беседы, не давая высказать свою точку зрения. Постоянно требуют совершенства, говоря при этом: «А вот я в твоем возрасте...». Это приводит к двум типам конфликтов:

Ребёнок таких родителей начинает чувствовать своё бессилие, при этом его охватывают обида и ярость. На грубость — грубостью, на злорадство — злорадством. Если у родителей случится несчастье, дети не будут сочувствовать, они отплатят той же монетой. Будьте терпимее, постарайтесь восстановить доверие и уважение к своему подростку. Найдите и развивайте в нём те достоинства, которые свойственны его натуре. Вместо унижения оказывайте поддержку. Уверьте ребёнка в том, что он никогда не лишится любви родителей, что вы гордитесь его качествами, которых недостаёт в вас. Помните, ему тоже трудно.Другой конфликт между подростком и его родителями: когда ребёнок находится на ранней стадии развития и закладывается его доверие или недоверие к миру. Если в младенчестве была испытана боль, отчуждение, в нём остаётся недоверие. Проявляется замкнутость, необщительность, неуверенность в себе. Из-за того, что мало кто из взрослых имеет доступ к душе такого ребенка, договориться с ним бывает очень сложно. Подобные виды конфликтов проявляются у подростка впадением из крайности в крайность. Новые интересы и круг общения, резкая смена привычек (манера разговаривать, мимика, жесты, поведение).

Дети, привыкшие доверять родителям, будут дружелюбны и общительны с другими взрослыми, с ними можно будет договориться. Если родители не оказывают лишнего давления, сохраняют дружеские отношения, конфликт, как правило, сглажен, не вызывает у подростка лишних переживаний и желания делать все наперекор.

Конфликты подростков в среде сверстников:

Конкуренция, борьба за статус в группе

В переходном возрасте подростку важно не просто общаться, но и иметь свой статус в группе, который будет его удовлетворять. Быть лидером, «душой компании», первой красавицей и т.д. Чем выше подрастающий ребенок оценивает свои возможности и таланты, тем на более высокий статус он претендует. Если в группе на одну роль претендуют несколько человек, то конфликт интересов перерастает в конфликт между личностями. Далее события развиваются в зависимости от воспитания, агрессивности, обстановки в семье и темперамента участников.

По наблюдениям психологов, путь к лидерству связан с демонстрацией превосходства, и безжалостности. Особенно это проявляется в подростковой среде: ребенок гораздо больше взрослого подвержен к разжиганию конфликтов, соблазну стадности, жестокости и унижения себе подобных.

Чаще всего соперничают сильные личности. Борьба может быть за внимание особы противоположного пола, расположение учителей или руководителей секций, за статус в компании.

Конкуренция, как правило, оказывает положительный эффект на формирование личности. Психологи не рекомендуют родителям подростков вмешиваться в отношения между сверстниками. Подросток сознательно противопоставляет себя сверстникам

Подросток становится объектом травли

Жертвами становятся тихие, спокойные подростки, которые не могут за себя постоять и дать отпор обидчику. Причины травли могут быть различные. Чаще всего травля связана с непохожестью ребенка на других: принадлежность к другой расе, особенности внешности (рыжие волосы, лопоухость), особенности развития (низкий или высокий рост, худоба, полнота, раннее половое созревание у девочек), необычные увлечения (игра на старинных музыкальных инструментах), семейная ситуация (неполная семья, усыновленный ребенок), социальное положение (дети из малообеспеченных семей), отставание или отличные успехи в учебе.

Влюбленность и общение между полами

При отсутствии у родителей опыта решения таких деликатных проблем, влюбленность часто становится причиной сильных переживаний и конфликтов. Общение с противоположным полом значительно осложняют всплески половых гормонов.

Если подросток влюблён, то родители должны поддержать его. В своих высказываниях проявлять тактичность и уважение к его переживаниям. Предостеречь его от последствий ранних сексуальных связей: пояснить, что нежелательная беременность и заболевания, передающиеся половым путем, частые последствия сексуальных контактов.

Конфликт между подростками и учителями.

Плохое выполнение домашних заданий. Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в учебе. Наблюдается увеличение конфликтов, когда учитель предъявляет завышенные требования к подростку по усвоению предмета, а отметки использует как средство наказания за нарушение дисциплины. Отстаивание своей точки зрения в ответ на доминантную позицию педагога – приводит к конфликтам. Эти ситуации часто становятся причиной ухода из школы способных, самостоятельных учеников, а у остальных снижается мотивация к учению вообще.

Другая ситуация, когда подросток считает изложение материала скучным, а учитель не является для него авторитетом. Это может произойти по причине низкой квалификации учителя или при высокой подготовке ученика. Если подросток демонстрирует свою позицию на уроке, перед другими учениками, то это так же неминуемо приведет к конфликту.

Нарушение дисциплины в школе. Ощущая свое взросление, подросток отказывается выполнять те или иные требования. Связано это с тем, что подросток претендует на статус, равный учительскому. Пререкания с преподавателем, выкрики с места, игнорирование и непослушание – формы протеста подростка против сложившейся системы.

Учителю нужно уметь правильно определить свою позицию в конфликте, так как если на его стороне выступает коллектив класса, то ему легче найти оптимальный выход из сложившейся ситуации. Если же класс начинает развлекаться вместе с нарушителем дисциплины или занимает двойственную позицию, это ведет к негативным последствиям. Конфликты могут приобрести постоянный характер.

Неуважение к учителю. Учитель, как родитель в сознании подростков. Обладающий властью, распоряжающийся наказаниями и поощрениями, авторитетный источник знаний в определенной области — должен стать товарищем и другом. По мнению учащихся, в идеальном преподавателе должны быть:

  1. Способность к пониманию, эмоциональному отклику; есть сердечность, т. е. в учителе хотят видеть старшего друга.

  2. Профессиональная компетентность, уровень знаний сочетаются с качеством преподавания.

  3. Умение справедливо распоряжаться данной ему властью.

Все три качества не так часто сочетаются в одном лице. Поэтому возникают конфликты. Как установлено психологами, в возрасте от 13 до 18 лет такие ситуации неизбежны и нормальны. Главное, чтобы они не перерастали в «войны» и правильно оценивались.

1.3 Методы выхода из депрессии



В современной медицине любые, даже самые сложные формы психических расстройств человека, можно вылечить. Следует учесть, что лечение будет наиболее эффективным, если начать его при первых признаках заболевания.

Сегодня сложно избежать постоянных стрессов на работе, в учебных заведениях или в личной жизни, но правильно подобранное медикаментозное лечение поможет справиться с жизненными затруднениями.

Избежать депрессии могут помочь только высококвалифицированные специалисты, это – психологи и психиатры.

Одним из наиболее распространенных методов лечения депрессии, является психотерапия. Врач поможет научиться правильно общаться с окружающими людьми, изменит негативный стиль мышления, и поведения на положительный настрой к жизни.

Специалист поможет нормализовать эмоциональный комфорт человека и посоветует как избежать повторного возникновения психического расстройства. В случаях тяжелой формы заболевания применяется электрошоковая терапия для пациентов. Она назначается в тех ситуациях, когда больной по каким-либо причинам не принимает, или не может принимать необходимые лекарства, либо в тех случаях, когда состояние пациента несет угрозу для его жизни или жизни и здоровью окружающих его людей.

Основным медикаментозным лечением является применение антидепрессантов. Выбрать, посоветовать и назначить, которые может только профессиональный врач.

Заниматься самолечением не рекомендуется, и даже, категорически запрещается. Только специалист может правильно подобрать медикаментозную терапию, являющуюся безопасной для здоровья пациента и наиболее эффективной в том или ином случае психического расстройства человека.

Во время послеродовой депрессии, как правило, женщина кормит грудным молоком своего малыша. В этой ситуации подбор лекарственных препаратов должен быть особо тщательным, чтобы в процессе лечения матери не принести вреда ее ребенку.

Улучшение состояния пациентов проявляется в первые, же недели принятия препаратов, назначенных врачами.





ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕПРЕССИВНЫХ СОСТОЯНИЙ ПОДРОСТКОВ

2.1. Опрос подростков школы

Такая психологическая проблема, как депрессия является наиболее распространенной среди подростков. Мое исследование проводилось на основе девятиклассников. Участвовало 17 человек

В МБОУСОШ г.Южа был проведен опрос на тему «Испытывают ли учащиеся состояние депрессии». В опрос входили такие вопросы как:

  1. Испытывали ли вы в последнее время чувство подавленности, печаль, длящиеся дольше 10 дней? А)Нет. Б) Да.

  2. Свойственно ли вам в последнее время мыслить более пессимистично, переживать чувство вины, страха, тревоги или собственной бесполезности?
    А) Нет. Б) Лишь иногда или ненадолго. В) Практически постоянно.

  3. Считаете ли вы, что выглядите жалко, никчемно в глазах окружающих или являетесь обузой для них? А) Нет. Б) Иногда такая мысль проскакивает. В) Да, практически постоянно.

  4. Стало ли для вас труднее выполнять обыденные вещи, связанные с бытом и личной гигиеной (мытье посуды, чистка зубов, переодевание)? А) Нет. Б)
    Только самые сложные. В) Да.

  5. Можно ли сказать, что недавно вы работали на износ, пережили травмирующее событие, часто нервничали или решали проблемы, но каждый раз безуспешно? А) Нет. Б) Да, но все уже позади. В) Да.

вопросы

Ответы

Испытывали ли вы в последнее время чувство подавленности, печаль, длящиеся дольше 10 дней?

A) 12 человек

Б) 5 человек

Свойственно ли вам в последнее время мыслить более пессимистично, переживать чувство вины, страха, тревоги или собственной бесполезности?

А) 9 человек

Б) 4 человека

В) 4 человека

Считаете ли вы, что выглядите жалко, никчемно в глазах окружающих или являетесь обузой для них?

А) 14 человек

Б) 2 человека

В) 1 человек

Стало ли для вас труднее выполнять обыденные вещи, связанные с бытом и личной гигиеной (мытье посуды, чистка зубов, переодевание)?

А) 11 человек

Б) 3 человека

В) 3 человек

Можно ли сказать, что недавно вы работали на износ, пережили травмирующее событие, часто нервничали или решали проблемы, но каждый раз безуспешно?

А) 11 человек

Б) 3 человека

В) 3 человека



Из этого можем сделать вывод, что подростки – очень эмоциональные люди. Но все же по статистике взросление в неполной семье, пьющие родители, отсутствие единой стратегии воспитания наследников, частые ссоры и выяснения отношений между родственниками, завышенные, несправедливые требования к ребенку оказывают огромное негативное влияние на детскую психику и вызывают депрессивное состояние. Толчком для развития расстройства у подростка являются разнообразные факторы, в основе которых – влияние окружающей среды при изъянах личной идентификации ребенка (неадекватный либо неверное представление о самом себе). Непонимание близких, недостаточный уровень успеваемости в школе, низкий социальный статус семьи, отсутствие авторитета среди сверстников, невозможность достичь видимых высот в спорте – веские аргументы для сознания отреагировать на происходящее депрессией.



2.2. Симптомы депрессии у подростков

Зачастую симптомы депрессии у подростков проявляются изменением поведения и частой сменой настроения. Ребенок, страдающий расстройством, избегает социальных контактов, прерывает отношения с друзьями, предпочитает быть в одиночестве. Ниже приведены ведущие симптомы депрессии у подростков:

  • снижение интереса к повседневным делам и даже к увлечениям;

  • плохая успеваемость в школе, возможные прогулы;

  • синдром дефицита внимания;

  • бессонница;

  • апатия, раздражительность, подавленность;

  • нарушение или полное отсутствие аппетита;

  • отстранение от общества;

  • плохая концентрация, трудности с принятием решений;

  • немотивированные вспышки агрессии, возбуждение, плаксивость;

  • суицидальные мысли и даже попытки уйти из жизни.

Депрессии подвержен в наибольшей степени подростковый возраст. Выделяют раннюю (12-13 лет), среднюю (13-16 лет) и позднюю (старше 16 лет) депрессию. Депрессия проявляется классической триадой симптомов: сниженное настроение, сниженная подвижность и сниженное мышление.Снижение настроения в течение дня при депрессии неравномерно. Чаще всего в утренние часы настроение более приподнятое, дети довольно охотно идут в школу. В течение дня настроение постепенно снижается, пик сниженного настроения приходится в вечернее время. Детей ничего не интересует, может беспокоить головная боль, в редких случаях возможно повышение температуры тела. Дети жалуются, что у них все плохо, что у них постоянные проблемы в школе, конфликты с учителями и учениками. Никакие успехи их не радуют, они постоянно видят только отрицательные стороны даже в самых хороших вещах. Помимо сниженного настроения случаются так называемые вспышки очень хорошего настроения. Дети шутят, веселятся, однако, такое приподнятое настроение длится недолго (от нескольких минут, до часа), а затем сменяется опять сниженным настроением.

Снижение подвижности проявляется в нежелании двигаться, дети либо постоянно лежат, либо сидят в одной и той же позе, чаще всего сгорблено. Физический труд не вызывает у них никакого интереса.

Мыслительный процесс у детей замедлен, речь тихая, замедленная. Дети с трудом подбирают необходимые слова, для них становится проблематичным выстроить ассоциативный ряд (например, свадьба-невеста-белое платье-фата). На вопросы дети отвечают после некоторой паузы, чаще всего только одним словом или просто кивком головы. Происходит зацикливание на одной мысли, чаще всего с отрицательным оттенком: меня никто не любит, у меня все плохо, у меня ничего не получается, все стараются сделать мне что-то плохое.

У детей снижается аппетит, они отказываются от еды, иногда могут не есть несколько дней. Спят мало, беспокоят бессонницы, так как зацикливание на одной мысли мешает процессу засыпания. Сон у детей поверхностный, беспокойный, не позволяет организму отдохнуть в полной мере.

Мысли о самоубийстве возникают не сразу, чаще всего для их возникновения необходим длительный срок заболевания (от года и более). Одной мыслью о самоубийстве не ограничивается. Дети придумывают себе план действия, продумывают варианты ухода из жизни. Такой вариант течения заболевания наиболее опасный, так как с легкостью может привести к летальному исходу.

В связи с наличием психоэмоциональных нарушений дети начинают отставать в школе, теряется интерес к каким-либо развлечениям, дети перестают заниматься хобби, даже если до этого они уделяли ему все свое время.

Как уже говорилось ранее, течение болезни длительное и оно может протекать годами. Поэтому, если ребенок живет в семье с родителями, заметить симптомы достаточно легко. Другое дело, если ребенок проживает в общежитии. Днем сокурсники видят его обычного, без изменений, так как ухудшение состояния обычно происходит в вечернее время, а вечером ребенок чаще всего находится один в комнате общежития, где его никто не видит.





2.3. Методы лечения и профилактики депрессивных состояний

1) Психотерапевтическое лечение.

Чтобы не допустить отягощения подростковой депрессии вплоть до биполярного расстройства или суицида, рекомендуется обратиться к специалисту при первых изменениях в поведении. С этой целью в школах в педагогический состав введена штатная единица – школьный психолог.

В его обязанности входят консультационные беседы с подростками, своевременное выявление признаков депрессий и элементы семейной психотерапии. Терапия у психолога помогает ребенку разобраться с собственными чувствами и с восприятием окружающего мира.

Помощь психолога не ограничивается беседами. В первую очередь назначаются некоторые обследования – анализы, неврологическое исследование, психологические тесты, осмотр у педиатра.

После уточнения характеристик педиатр и психолог совместно ставят диагноз и принимают общее решение, что назначить.

Психотерапевтическое лечение проводится как в индивидуальном порядке, так и в составе группы (групповая терапия).

2) Медикаментозная терапия.

Медикаментозное лечение депрессии у подростков назначается для облегчения симптомов и коррекции психологического состояния. В лекарственный курс входят такие виды препаратов:

  • витамины;

  • антидепрессанты;

  • гормональные препараты.

Назначение антидепрессантов часто пугает родственников, так как эти препараты действуют непосредственно на психику подростка. Медикаменты данной группы способствуют нормализации выработки дофамина, серотонина, норадреналина. Пониженный уровень содержания в организме таких гормонов как норадреналин, серотонин провоцируют депрессивные состояния.

Также антидепрессанты могут вызывать определенный вид привыкания, который развивается в результате нормализации психического состояния. Поэтому у подростка появляется мнение, что без медикаментов он не справится с ситуацией. Если доктор назначает пациенту антидепрессанты, он должен предупредить родителей и самого подростка о данном факторе.







2.4. Советы родителям



Взаимоотношения в семье являются определяющими в формировании и становлении психики подростка. Что делать, если у ребенка резко меняется настроение, он стал хуже учиться, а в школе появились конфликты?

Помимо решения обратиться за помощью к специалисту, родители должны принимать активное участие в коррекции поведения подростка. Психологи дают родителям такие советы:

  • помогать ребенку с повышением самооценки путем развития умения принимать собственные решения;

  • разговаривать с подростком на темы, которые для него важны: интересоваться его увлечениями, повседневной жизнью;

  • ограничить критику, чрезмерную опеку;

  • постепенно, без напора и давления, выстраивать доверительные отношения;

  • конфликтные ситуации в семье должны быть сведены к минимуму;

  • при обсуждении той или иной проблемы предложить решение, основанное на собственном опыте.

Также родителям важно найти как можно больше точек соприкосновения с ребенком. Ведь подросток в течение дня находится в окружении одноклассников, друзей по двору, а с родителями видится только вечером. В такой ситуации окружение подростка не должно оттеснять семью. Но в то же время это не значит, что нужно ограничивать общение с друзьями.

Можно организовать совместный досуг – отдых на природе, занятия спортом. Рекомендуется привлечь ребенка к времяпрепровождению в различных секциях (шахматы, танцы, рисование). Такие виды арт-терапии признаны официальной медициной, помогают сформировать психику и скорректировать ее нарушения. Подростковые депрессивные состояния встречаются довольно часто, поэтому профилактические мероприятия следует применять в воспитательном процессе практически каждого ребенка. Искренние и доброжелательные отношения в семье редко сочетаются с тяжелыми проявлениями депрессии у подростка.

Рекомендации родителям по профилактике депрессивного состояния у подростка

1.Создайте атмосферу любви, заботы и доверия в вашей семье

2.Интересуйтесь жизнью вашего ребенка

3. Проводите как можно больше времени вместе

4. Беседуйте на разные темы и будьте откровенны.

5.Помогите ребенку найти с вами общий язык.

6. Научитесь уважать вкусы ребенка, его выбор.

7.Не выдвигайте ультиматумы, пробуйте договориться.

8.Выбирайте компромиссные выходы из сложившихся конфликтных ситуаций.

9.Проникнитесь проблемами своего ребенка с позиции возраста своего ребенка.

10. Акцентируйте внимание на удачах ребенка, а не на поражениях.

11. Уважайте и цените его таким, какой он есть.

12. Не контролируйте его открыто и настойчиво.

13.Не будьте назойливы и бестактны.



2.5. Рекомендации подросткам «Как избежать депрессии в период взросления»



Памятка для подростков.

1. Прежде всего, необходимо устранить причину, вгоняющую Вас в депрессию или отдалиться от неё. Если это невозможно, тогда измените своё отношение к ситуации или обстоятельствам. В зависимости от сложности ситуации попробуйте не пропускать её через себя, не принимая близко к сердцу, насколько это возможно.

2. Если причина или объект остались в прошлом и сейчас не присутствуют в Вашей жизни, но Вы об этом все время думаете, отпустите все обиды и неприятности, связанные с этим объектом или ситуацией. Не держите это в себе. Отгоняйте все мысли об этом объекте и не пускайте их в свою голову.

3. Не оглядывайтесь на прошлое, не вините себя ни в чем. Живите настоящим и стройте планы на будущее.

4. Не лежите на диване и не жалейте себя. Гиподинамия ещё более усугубляет депрессию, а жалость делает слабым и занижает Вашу самооценку. Будьте уверены в себе и своих планах на будущее.

5. Пересмотрите свои приоритеты, которые помогут стать счастливым. Подумайте, что нужно для счастья и в чем оно для Вас может заключаться.

6. Составьте планы на неделю, месяц, год и 3 года. Смотрите в будущее и представляйте его светлым и прекрасным. После черной полосы всегда наступает белая, а ширина полос зависит только от Вас, от того, как воспринимаете ту или иную ситуацию.

7. Полюбите себя и мир вокруг вас: людей, природу, животных, птиц и даже полезные вещи, которые вокруг Вас. Дарите больше любви, добра и тогда с Вами будут происходить только хорошие события, а на пути будут встречаться только хорошие

8. Как можно больше общайтесь с другими людьми. Активно участвуйте в общественных мероприятиях, направленных на получение только позитивных эмоций, посещайте приятные общественные места.

9. Измените свой внешний вид: прическу, цвет или длину волос. Купите новую одежду, обувь, сумку или другой интересный аксессуар. Делайте себе подарки.

10. Повесьте на стену или поставьте на стол в красивой рамке свою старую или новую фотографию, на которой Вы улыбаетесь и счастливы.

11. Старайтесь себя постоянно чем-то занять, чтобы не оставалось времени на негативные мысли, но физически не перенапрягайтесь.

12. Старайтесь соблюдать режим дня и спать 7-8 часов

13. Займитесь подвижным спортом

14. Вспомните о своем любимом хобби

15. Организуйте себе отдых в том месте, куда давно хотели поехать или пойти. Смените на время обстановку. Эта пауза даст Вам возможность самовосстановиться.

16.Чаще общайтесь с живой природой. Свежий воздух и зелень успокаивают и расслабляют, а солнечный свет поднимает настроение и тонус. По этой причине, находясь дома в пасмурную погоду, включайте более яркое освещение.

17. Оградитесь от негативных эмоций. Не смотрите фильмы и передачи, несущие негатив. Не заводите и не поддерживайте разговоры на негативные темы. Не обсуждайте и не критикуйте других людей, не завидуйте, не делайте зла другим людям.

18. Общайтесь с людьми, которые не ворчат, не тревожатся, не жалуются, не грузят Вас своими проблемами, а радуются жизни, несут позитив и готовы Вас понять и поддержать.

19. Не заводите и не поддерживайте разговоры на негативные темы. Не обсуждайте и не критикуйте других людей, не завидуйте, не делайте зла другим людям, так как этот негатив по закону бумеранга обязательно возвращается, но в виде болезней и неприятностей.

20. Избавьтесь от вредных привычек: злословие, курение, алкоголь и т.п.

21. Вдыхайте приятные запахи, используя ароматерапию.

22. Не употребляйте так называемую «быструю» пищу. Несбалансированная диета – частая причина депрессии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Из этого можем сделать вывод, что серьезным депрессивным состоянием ученики старших классов не страдают, но имеют некоторые признаки которые можно спутать с депрессией (чувство вины, усталость, бессонница и т . д). Так же некоторые находят успокоение в таких ситуациях не самыми лучшими методами (сигареты, алкоголь).

Нередко родители и близкие принимают плохую учебу, необычную вспыльчивость и капризы за обычные проблемы, связанные с гормональной перестройкой, которые в той или иной форме проявляются у каждого подростка. Но по данным, которые приводят различные источники, от 5% до 11% детей старшего школьного возраста страдают депрессией – серьезным психическим заболеванием, которое требует своевременной коррекции.

В группе риска по развитию подростковой депрессии находятся дети в так называемом стрессовом состоянии, те, кто испытывает недостаток внимания со стороны родителей, переживающие смерть близких и неуспевающие ученики.

Отдельно необходимо отметить повышенный риск возникновения подростковой депрессии у школьников, которые чем-то отличаются от большинства сверстников – например, представители национальных меньшинств или слишком полные дети. Биологические механизмы возникновения депрессивных состояний у подростков и взрослых аналогичны. Но из-за нестабильного гормонального фона и особенностей незрелой психики, протекание заболевания может кардинально отличаться, что существенно усложняет диагностику. Основная причина возникновения депрессии у подростков − это стремительные гормональные изменения в организме в сочетании с неспособностью несформировавшейся психики адекватно реагировать на стрессы и критику.

Депрессия в подростковом возрасте не является нормальным кризисным проявлением и требует особого рассмотрения, для избегания ее дальнейшего развития и перехода в область психопатологии.

Причины возникновения депрессивных состояния могут быть самыми различными: от генетической предрасположенности до проявлений возрастных кризисов, среди которых наиболее остро протекает подростковый. Проблемы в ролевом переходе приводят к депрессии, а также депрессия способствует возникновению проблем в ролевом переходе подростка. Депрессия обнаруживается чаще у девочек-подростков, чем у мальчиков.

В ходе исследования я научилась проводить анкетирование, обрабатывать и анализировать полученные данные. В практической части моей работы отражены результаты диагностического исследования и разработаны рекомендации для подростков и их родителей по профилактике депрессивных состояний.











СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ



  1. ttps://yu-service.ru/opredelit-depressiyu-podrostka

  2. https://fb.ru/article/277411/depressii-u-podrostkov-proyavlenie-i-lechenie

  3. http://depressio.ru/nastroenie/49-podrostkovaya-depressiya.html

  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/



15