МБОУ «СШ № 1 г. Вельска» структурное подразделение «Детский сад N11 «Радуга»
Проект с детьми компенсирующей направленности ТНР на тему: «Дикие животные»
Воспитатели: Карпова О,Ю ;
учитель- логопед Антропова М. А.
г. Вельск
2024 г.
Актуальность темы: дошкольники имеют недостаточные представления о животных наших лесов, об их детёнышах, особенностях внешнего вида, условий обитания, повадках, о жилищах животных. Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания. В настоящее время нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.
Участники проекта: дети старшей и подготовительной к школе группы компенсирующей направленности с ТНР «Цветик»,воспитатель, учитель-логопед и родители.
Вид проекта: информационный практико-ориентированный, творческий.
Продолжительность проекта: краткосрочный (с 11.11 – 15.11; 1 неделя)
Цель: формирование знаний у детей о диких животных.
Задачи: Коррекционно-образовательные:
активизировать и расширить словарь по теме: «Дикие животные»; Обогатить словарь за счет имен существительных (дупло, берлога, логово, нора); имен прилагательных (колючий, лохматый, неуклюжий, хитрый, злой, голодный); глаголов (прятаться, охотиться, притаиться, выглядывать и др.) развивать умение отгадывать загадки по темам; совершенствовать навыки согласования слов в предложении; совершенствовать грамматический строй речи; стимулировать речевую активность детей. Коррекционно-развивающие: Развитие артикуляционной, пальчиковой и общей моторики. развитие речевого дыхания. Коррекционно-воспитательные: воспитывать экологическую культуру; создать положительный эмоциональный настрой.
Предполагаемый результат: Дети будут знать, и называть животных наших лесов, особенности внешнего вида, жизненные проявления, повадки, приспособления к среде обитания (сезонные изменения, способы защиты).
Дети научатся составлять описательный рассказ о животном с использованием плана-схемы.
Дети научатся связно и последовательно передавать содержание литературного текста с опорой на предметные картинки.
Дети будут уметь с помощью различного материала совместно с родителями создавать образ животного, подбирать интересный познавательный материал об этом животном. активизация словаря детей существительными, прилагательными и глаголами по теме «Дикие животные леса - братья наши меньшие»;
совершенствование навыков связной речи; развитие логического и образного мышления; развитие слуховой, зрительной памяти, внимания, восприятия; умение ребёнка отвечать на вопросы полным, развернутым предложением; умение пользоваться план – схемой; приобретение детьми навыков словообразования и словоизменения.
Этапы реализации проекта:
Формы работы | Срок реализации | Место и способ проведения |
Подготовительный этап |
Определение темы проекта, целей, задач, сбор информации, литературы, подготовка дидактических материалов по теме: «Дикие животные». | 8.11 | |
Основной этап |
Совместная деятельность детей, родителей и учителя-логопеда:- беседы о диких животных. Рассматривание иллюстраций, фотографий, развивающих презентаций, мультфильмов; Чтение художественной литературы: А. Прокопьев «Белка»; «Сказка про храброго Зайца – длинные уши», С. Козлов; «Приключение Мишки – Ушастика», И. Янчарский; «Т. А. Шорыгина «Какие звери в лесу»; «В. Бианки «Холодно в лесу, холодно»; «Лиса Патрикеевна», р. н. с., обр. К. Ушинский; «Волчишко», Е. Чарушин: «У страха глаза велики», р. н. с. разучивание стихотворений, составление описательного рассказа о диких животных. -работа с родителями: составление рассказа, разучивание пословиц и поговорок о диких животных. Работа с учителем – логопедом: Упр. «Подбирай, называй, запоминай», упр. «Скажи наоборот», упр. «Назови правильно», д/и «Сосчитай до десяти», «Один-много», «Подружки словечки», «Вставь пропущенный предлог», «Четвёртый лишний», д/и «Чей? Чья? Чьё? Чьи?», разучивание стихотворений по мнемотаблице «На охоту вышли волки», составление рассказа по мнемотаблице «Дикие животные», отгадывание загадок о диких животных, обводки и штриховки животных, разрезные картинки. Игры (настольно-печатные, дидактические, пальчиковые, подвижные): Дидактические игры: «Назови ласково», «Посчитай», «Четвёртый лишний», «Собери картинку», «Определи по контуру». Проведение логоритмического занятия «Кот, петух и лиса» | С 11.11 по 15.11 | |
Заключительный этап |
- выставка детских рисунков: «Дикие животные». | | |
Берлога
Логово
Дупло
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию связной речи
по лексической теме «Дикие животные наших лесов и их детеныши»
Цель: закрепление представлений о диких лесных животных и их детенышах, развитие связной речи.
Коррекционно-образовательные задачи:
-
Совершенствовать связность и последовательность описательного рассказа;
-
Учить отвечать полным ответом;
-
Учить описательному рассказу по схеме.
Коррекционно-развивающие задачи:
-
Развивать связную речь (составление описательного рассказа по схеме);
-
Совершенствовать зрительное внимание и восприятие;
-
Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику.
Коррекционно-воспитательные задачи:
-
Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности;
-
Воспитывать умение выслушивать ответы сверстников.
Ход занятия
-
Вводная часть.
Организационный момент.
Стихотворение З. Письман «В сентябре в лесу».
Желтый лист кружит и вьется, Дождик капает и льется, Покраснели уж рябины, Висят нити паутины. Солнца лучик в тучках тает, День быстрее убегает. Лес наполнился грибами, Хрустят листья под ногами. | Ищет белочка орех, Распушился ее мех. Ежик ходит, не спешит, А на спинке гриб лежит. Зайчик прыгает, петляет, Он капусту собирает. Крот готовит закрома, Не страшна ему зима. |
II. Основная часть:
1. Массаж биологически активных точек
Утром Лисонька проснулась,
Солнце к щечкам прикоснулось. (постучать пальцами по щекам)
Лисичка носом потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась. (пожать нос)
Ушки лапками пожала, (пожать уши)
Растирать свой лобик стала – (растереть лоб)
Щечки, бровки и глаза. (погладить)
Вот какая красота!
2. Артикуляционная гимнастика
День за днём, за годом год Ход подземный роет крот. Две передних быстрых лапки У крота, как две лопатки. | «Лопата» |
Прокатился шум лесной – Под кустом притих косой. Уши длинные прижал, Долго эхо провожал. | «Иголочка» - тянем вверх |
Это белкин ягод сбор! Вот она по веткам скачет, Промелькнула над кустом, Точно бойкий рыжий мячик С пышной шерсткой и хвостом. | «Качели» |
Кто в лесу свои следы Ловко заметает? Огоньком среди листвы И кустов мелькает? | «Часики» |
Вот свернулся еж в клубочек. Ух, какой он колкий! Я взяла ежа в платочек – Маме на иголки. | «Катушка» |
По завалам, по оврагам Ходит он хозяйским шагом. Любит мишка сладкий мёд Да малину с веток рвёт. | «Варенье» |
Гонит осень в небе тучки, Пляшут листья во дворе. Гриб, надетый на колючки, Тащит еж к своей норе. | «Гриб» |
Все рысята, как котята, Мур-мурлычат, когда спят. Но когда они сердиты, То на всех они ш-ш-шипят. | Шипеть |
3. Физкультминутка
Как-то раз лесной тропой
Звери шли на водопой (Идут на месте).
За мамой лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая).
За мамой лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках).
За мамой ежихой катился ежонок, (Двигаются на присядках).
За мамой медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку).
За мамою белкой скакали бельчата, (Двигаются прыжками).
За мамой зайчихой – косые зайчата, (Продолжают прыгать, сделав ушки из ладоней).
Волчица вела за собою волчат, (Крадутся большими шагами).
Все мамы и дети напиться хотят. (Хлопают).
4. Составление рассказа о диких животных
Схема: Кто это? Внешний вид (цвет, части тела, какой шерстью покрыто). Какой голос? Чем питается? Где живет? Как называют детёнышей?Какую пользу приносит?
Лиса – дикое лесное животное. Лиса рыжая. У нее длинные черные ноги, острая морда, пушистый хвост. Лиса покрыта густым мягким мехом. Лиса фырчит. Лиса – хищница, она питается зайцами, кроликами, курами, мышами. Живет в норе. Детеныш лисы – лисенок. Лиса приносит пользу тем, что уничтожает вредителей, но она приносит людям и вред, воруя кур и кроликов.
Волк – дикое лесное животное. Волк серый. У него крепкие высокие лапы, вытянутая морда, острые уши. Тело волка покрыто жесткой щетиной. Волк воет. Волк – хищник, он нападает на овец, коров, оленей, кабанов, зайцев, может съесть мелкого грызуна. Волк живет в логове. Детеныш волка – волчонок. Волк – санитар леса, он уничтожает больных и слабых животных, очищая лес от болезней.
Медведь – дикое лесное животное. Лесной медведь бурого цвета. У него большие крепкие лапы, широкое тело и круглая голова, маленькие уши и хвостик. Тело медведя покрыто мягкой густой короткой шерстью. Медведь рычит и ревет. Он всеядный: ест рыбу, насекомых, ягоды и грибы, кору и корни деревьев, может поймать свинью или овцу. Медведь живет в берлоге. Детеныш медведя – медвежонок. Медведи очищают водоемы от мертвой рыбы.
Ёж – дикое лесное животное. Обычно ёж серого или коричневого цвета. У него острый нос, маленькие лапки, короткий хвостик. Тело ежа покрыто иголками, которые на самом деле – его шерсть. Ежи фырчат. Ёж – всеядное животное: он питается грибами, ягодами, фруктами, улитками, слизнями, насекомыми, иногда даже мышами. Ёж живет в норе. Детеныш ежа – ежонок. Ежи уничтожают садовых вредителей.
Заяц – дикое лесное животное. Летом заяц серого цвета, а зимой белого. У него длинные уши, длинные лапы, острые передние зубы и маленький хвостик. Заяц покрыт мягкой пушистой шерстью. Зайцы фырчат, иногда кричат. Заяц – травоядное животное, он питается травами, веточками кустов, листьями, корой деревьев. Зайцы живут везде: под кустами, под пнями, в пустых стволах деревьев. Детеныш зайца – зайчонок. Мясо зайца богато полезными для человека белками и витаминами.
Белка – дикое лесное животное. Летом белка рыжего цвета, а зимой серого. У нее острые ушки с кисточками, маленькое тело и длинный пушистый хвост. Белка покрыта короткой шерстью, на хвосте она длиннее. Белки цокают и щелкают. Белки всеядные: питаются орехами, грибами, ягодами, семечками, насекомыми и лягушками. Белки живут в дуплах деревьев. Детеныш белки – бельчонок. Белки помогают сажать деревья, так как часто прячут в землю семена, про которые затем забывают. Также белки поедают вредных насекомых.
Олень – дикое лесное животное. Олени бывают серого и коричневого цветов. У них ветвистые крупные рога, длинные ноги с копытами, крепкое тело. Олень покрыт короткой густой шерстью. Олени могут издавать громкий рев. Они травоядные животные: питаются ягодами, плодами, грибами, орехами, травами, корой и ветками деревьев. Олени собираются в стада и живут в чаще леса. Детеныш оленя – олененок. Рога оленей содержат в себе полезные вещества, люди делают из них лекарства.
Бобр – дикое животное, живущее в лесу около рек. Бобры коричневые. У них маленькие лапы с пятью пальцами, толстый плоский хвост и грушевидное тело. Боры покрыты толстой непромокаемой шерстью. Бобры могут издавать громкий крик. Бобры травоядные: они едят корни и стебли растений возле воды, ветки ивы и тополя. Бобры живут возле реки. Они строят из веток домики-хатки, а чтобы их не снесло течением, выстраивают плотины из веток. Детеныш бобра – бобренок. Бобры помогают очищать воду в водоеме, в нем становится больше рыбы. У бобров очень ценная и теплая шерсть.
5. Игра «Назови ласково».
Заяц – зайчик, лиса – лисичка, еж – ежик, волк – волчок, белка – белочка, енот – енотик, кабан – кабанчик, мышь – мышка.
6. Игра «Один, два, пять».
У енота один щенок, два щенка, пять щенков.
У лисы один лисенок, два лисенка, пять лисят.
У волка один волчонок, два волчонка, пять волчат.
У зайца один зайчонок, два зайчонка, пять зайчат.
У белки один бельчонок, два бельчонка, пять бельчат.
У медведя один медвежонок, два медвежонка, пять медвежат.
У мыши один мышонок, два мышонка, пять мышат.
У барсука один барсучонок, два барсучонка, пять барсучат.
У оленя один олененок, два олененка, пять оленят.
III. Итог занятия.
Расскажите, чем вы занимались, что вам больше всего понравилось? Что мы с вами сегодня обсуждали? Каких животных мы вспомнили? Вы очень хорошо работали. Молодцы!
Подвижная игра «Хитрая лиса»
Цель: развивать ловкость, быстроту, координацию.
Описание: С одной стороны площадки чертится линия, тем самым обозначается «Дом лисы». Воспитатель просит закрыть глаза детей, которые расположились по кругу. Педагог обходит за спинами детей образованный круг, дотрагивается до одного из участников, который с этого момента становится «хитрой лисой».
После этого педагог предлагает детям открыть глаза и, посмотрев вокруг, попытаться определить, кто же является хитрой лисой. Далее дети спрашивают 3 раза: «Хитрая лиса, где ты?». При этом, спрашивающие смотрят друг на друга. После того, как дети спросили третий раз, хитрая лиса прыгает на середину круга, поднимает руки вверх и кричит: «Я здесь!». Все участники разбегаются по площадке кто куда, а хитрая лиса пытается кого-нибудь поймать. После того, как 2-3 человека пойманы, педагог говорит: «В круг!» и игра начинается снова.
Источники:
-
Бухарина, К. Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 6–7 лет с ОНР и ЗПР : методическое пособие. / К. Е. Бухарина. — М. :Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016.
-
Нищева, Н. В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа)» С. 154-174
-
Сеничкина, В. В. «Конспекты тематических занятий…» С. 45-56