Тип проекта: исследовательско - творческий
По продолжительности: долгосрочный (1 год).
По характеру контактов: внутригрупповой.
По количеству участников: групповой, фронтальный.
Участники проекта:
Педагоги группы
Дети дошкольного возраста
Родители
Специалисты детского сада
Окружающий социум
Актуальность темы:
Чтение литературных произведений рассматривается сегодня как важнейший элемент культуры, средство повышения интеллектуального потенциала нации. В последнее время исследования отмечают ряд негативных тенденций в области детской литературы и детского чтения. Специалисты говорят об активном внедрении в жизнь ребенка компьютерно - информационных технологий, снижающих статус детской литературы, о резком сокращении доли чтения в структуре свободного времени детей, их замедленном вхождении в книжную литературу и замещением ее культурой виртуальной.
Цель проекта:
Развивать устойчивый интерес к книге как самостоятельному, наглядному объекту литературы; создать условия для активного использования литературного опыта детей в их творческой деятельности.
Задачи проекта
на младший дошкольный возраст:
Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям художественной литературы;
Воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения разных жанров, эмоционально откликаться на воображаемые события;
Формировать умение рассматривать книжные иллюстрации, соотносить с текстом произведений;
Развивать элементы творчества, учить использовать прочитанное в других видах детской деятельности (игровой, продуктивной, самообслуживании, общении со сверстниками и взрослыми);
Побуждать к активным действиям в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, формировать предпосылки поисковой деятельности;
Воспитывать навык аккуратного обращения с книгой.
Принципы:
Историзма – реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).
Гуманизации – предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера.
Дифференциации – заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе приобщения к художественной литературе.
Интегративности – реализуется в сотрудничестве с семьей, детской библиотекой им. П.П.Бажова, музеями города, центром детского и юношеского туризма и экскурсий, театром Драмы, школой № 40.
Обеспечение проекта:
Закон об образовании (от 29.12.2012г. № 273-ФЗ)
Федеральный Государственный образовательный стандарт (приказ № 1155 от 17.10.2013г.)
СанПин (2.4.1.3049-13 от 15.05.2013)
Примерный перечень игрового оборудования для обеспечения учебно-материального обеспечения дошкольных образовательных учреждений. (приказ Минобрнауки России от 20.07.2011 г. № 2151)
Примерная основная общеобразовательная программа «Детство» под редакцией Бабаевой Т.И., Гогоберидзе А.Г. и др. «Детство-Пресс», 2011г.
Акулова О.В., Гурович Л.М. Образовательная область «Чтение художественной литературы». Методический комплект программы «Детство». «Детство-Пресс», 2013 г.
Смирнова О.Д. Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Художественная литература». «Скрипторий», 2011г.
Ушакова О.С. «Знакомим детей с литературой». М.: ТЦ «Сфера» 2009 г.
Фонотека с записями детских произведений;
Видеотека с мультфильмами и фильмами по произведениям русских и зарубежных писателей;
Книжный уголок в групповой комнате с подборкой сказок.
Портреты русских и зарубежных писателей;
Биографии русских и зарубежных писателей;
Серии сюжетных картин по произведениям детской литературы;
Картотеки загадок по литературным героям;
Подборка сюжетно-ролевых игр «Библиотека», «Книжкин магазин», «Переплетная мастерская»
Настольные игры: лото «»Сказочные герои», «Сказка за сказкой», «В гостях у сказки»; домино «»Любимые сказки», «В мире сказок», «Герои любимы сказок»; игры из серии «Весна-дизайн»: «Герои русских сказок», «Сам себе сказочник», «Витражи сказок», «Лабиринты»;
Дидактические игры «Собери сказку», «Из какого произведения герой?» «Маска, ты кто?», «Заплатки».
Сценарии литературных праздников, викторин, КВН.
Содержание материала определяется с учетом возрастных особенностей детей, сочетании всех видов деятельности в процессе приобщения их к художественной литературе.
Взаимодействие с участниками проекта.
Участники | Формы взаимодействия |
воспитанники | непосредственно образовательная деятельность |
организация книжного уголка в группе |
утренние беседы «Рассказ о прочитанной дома книге» |
игры-драматизации, театрализованные игры-драматизации; дидактические игры |
дневные литературные чтения |
создание книг-самоделок, книжные выставки |
тренинги, ситуативное обучение |
мастерская по изготовлению творческих работ |
родители | презентация опыта семейного воспитания |
наглядное информирование, анкетирование, практические консультации, родительские встречи |
Традиции: «Книжная ярмарка», акция «Подари детям книгу» |
родители, воспитанники | открытые мероприятия с участием родителей |
конкурс семейной рукописной книги |
фотовыставки «Вместе с книгой я расту» |
выставки детских рисунков и поделок по прочитанным произведениям |
экскурсия в городскую детскую библиотеку |
книжные выставки «Книжный парад для дошколят» |
традиции группы: «Гость группы», «Книга напрокат», «Книжное дерево» |
литературный КВН, конкурс «Папа, мама, я – читающая семья» |
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
2014-2015 уч. год
(младшая группа)
Этапы реализации проекта | Сроки | Содержание деятельности | Практические материалы | Работа с родителями |
1 этап: Погружение в проект: обсуждение темы, определение мотивов участия детей в предстоящей деятельности | сентябрь-октябрь 2014 г. | Опрос детей по темам «Моя любимая книга» и «Мой любимый герой» Предложить детям принести в группу свою любимую книгу и рассказать о ней. Посещение групп детского сада с целью знакомства с книжными уголками. Познакомить с содержанием книг с русскими народными сказками. Провести беседу о правильном обращении с книгами. | Беседа «Моя любимая книга» Экскурсия в старшую и подготовительную группы. Рассмотреть иллюстрации в книгах со сказками. Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса» Беседа «Какие бывают книги» Беседа на тему «Бережное хранение книг». | Анкетирование родителей «Ребенок и книга» Выставка детско-родительских работ «В гостях у сказки» Акция «Поможем книжке вылечиться» (ремонт книг совместно с родителями и детьми) |
2 этап: Выбор идей, поиск путей решения проблемы | ноябрь 2014 г. | Определить место книжного уголка в группе. Провести в книжном уголке игры на развитие интонационной выразительности речи. Организовать встречу с библиотекарем из детской библиотеки: знакомство с музыкальными и звуковыми книгами, книжками-игрушками. | Игра-занятие «Путешествие в поисках книжного уголка» Игры и упражнения в книжном уголке на звукоподражание животным. Игра – занятие «Необыкновенные книги» | Помощь родителей в организации книжного уголка. Помощь в пополнении библиотечного фонда группы. |
3 этап: Реализация идеи. | декабрь 2014 – апрель 2015 | Работа в книжном уголке: чтение русских народных сказок. Чтение потешек и песенок: Пальчиковый театр, игры с игрушками по русским народным сказкам Художественно-продуктивная деятельность по мотивам русских народных сказок. Дидактические игры. Лото Кубики | Чтение русских народных сказок: «Колобок», обр. К. Ушинского; «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого; «Теремок», обр. Е. Чарушина; «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской; «Гуси-лебеди»,обр. Булатова; «Бычок — черный бочок, белые копытца», «Снегурушка и лиса», обр. М. Булатова; «Лиса и Заяц», обр. В. Даля; «У страха глаза велики», обр. М. Серовой. Чтение потешек и песенок: «Пальчик-мальчик...» «Как у нашего кота...», «Травка-муравка» «Сидит белка на тележке…» «Ай, качи-качи-качи!..», «Дождик, дождик, пуще...», «Заинька, попляши...» «Чики-чики-чикалочки...», «Ночь пришла...» «Сорока, сорока...», «Еду-еду к бабе, к деду...», «Радуга-дуга...», «Божья коровка...» «На улице три курицы…» «Тили-бом! Тили-бом!...» «Тень-тень-потетень…» «Курочка-рябушечка...», «Кисонька-мурысенька...», «Жили у бабуси...», «Заря-заряница». Пальчиковый и настольный театр «Репка», «Колобок», «Теремок», «Маша и медведь» Дидактические игры «Продолжи сказку», «Собери сказку», «Угадай сказку» Лото «Герои русских народных сказок» Кубики «Сказки», «Русские народные сказки» | Пополнение предметно-пространственной среды настольными играми (лото, кубики) Пополнение театрального уголка пальчиковым и настольным театром по русским народным сказкам. Совместная творческая деятельность по мотивам прочитанных сказок, участие в оформление вернисажа «В гостях у сказки». Акция «Подари книгу детям» |
4 этап: Презентация проекта | Детско – родительский праздник «Сказка в гости к нам пришла» |