СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект для детей с ОВЗ «Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений

Цель проекта:  стимулирование  процесса речевой, физической и психической  деятельности  детей с ограниченными возможностями посредством  использования занятий с элементами логоритмики.

Задачи проекта:                    

Оздоровительные задачи: укрепление костно-мышечного аппарата; развитие физиологического дыхания; развитие координации движений и моторных функций; воспитание правильной осанки, походки, грации движений; развитие ловкости, силы, выносливости.

Образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений; пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других детей и предметов; развитие переключаемости; совершенствование певческих навыков.

Воспитательные задачи: воспитание и развитие чувства ритма; способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность; воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности; воспитание умения соблюдать заранее установленные правила.

Коррекционные задачи: развитие речевого дыхания; формирование и развитие артикуляционного аппарата; развитие общей и мелкой моторики; совершенствование лексико-грамматического строя речи, развитие восприятия, воображения, мышления; развитие чувства ритма, темпа, просодики, фонематического слуха, фонематического и слухового восприятия; развитие умения расслабиться, снять напряжение.

Просмотр содержимого документа
«Проект для детей с ОВЗ «Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений»»


МКДОУ детский сад № 7 комбинированного вида Г. Россоши


Проект для детей с ОВЗ «Логоритмика»


Руководители проекта:

учитель-логопед Дудникова Е.А.

инструктор физ.воспитания Уварова Т.В.

музыкальный руководитель Калошина Н.Н.

Тип проекта: познавательно-творческий.

Сроки проекта: с 6 по 28 февраля 2023 года

Продолжительность проекта: краткосрочный

Участники проекта:

Специалисты ДОУ: учитель-логопед, муз. руководитель, инструктор физ. воспитания, дети с ОВЗ (старшая группа)

Проблема.  У детей с ОВЗ наблюдается значительное нарушение различных компонентов языковой системы, недостаточно сформированы психомоторные  и речевые процессы, что подтверждается недостаточно высокими показателями психолого-педагогической диагностики детей ДОУ по области «речевое развитие».

Цель проекта:  стимулирование  процесса речевой, физической и психической  деятельности  детей с ограниченными возможностями посредством  использования занятий с элементами логоритмики.


Задачи проекта:


Оздоровительные задачи: укрепление костно-мышечного аппарата; развитие физиологического дыхания; развитие координации движений и моторных функций; воспитание правильной осанки, походки, грации движений; развитие ловкости, силы, выносливости.

Образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений; пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других детей и предметов; развитие переключаемости; совершенствование певческих навыков.

Воспитательные задачи: воспитание и развитие чувства ритма; способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность; воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности; воспитание умения соблюдать заранее установленные правила.

Коррекционные задачи: развитие речевого дыхания; формирование и развитие артикуляционного аппарата; развитие общей и мелкой моторики; совершенствование лексико-грамматического строя речи, развитие восприятия, воображения, мышления; развитие чувства ритма, темпа, просодики, фонематического слуха, фонематического и слухового восприятия; развитие умения расслабиться, снять напряжение.


Конечный продукт: разработка серии совместных мероприятий по логоритмической деятельности специалистами муз.руководителем, учителем-логопедом, инструктором физ. воспитания, изготовление дидактических пособий, картотек по логоритмике, пополнение дидактической базы пособиями по логоритмике.


Материально-техническая база проекта: кабинет учителя-логопеда, музыкальный зал, дидактические пособия по логоритмике, музыкальные инструменты, подборка муз.репертуара, методические пособия и литература по логоритмике, просмотры материала на телевизоре.

Технологии применяемые в проекте: здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, информационно-коммуникативные технологии.

Проблема, актуальность проекта: Речевое развитие дошкольника – важнейшая из всех образовательных областей. В последние годы наблюдается тревожная тенденция - все больше детей имеют трудности или задержку речевого развития, что подтверждается недостаточно высокими показателями психолого-педагогической диагностики детей ДОУ по области «речевое развитие».

Типичные проблемы развития речи дошкольника:

-Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая "ситуативная" речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

-Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

-Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.

-Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо)

-Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

-Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

-Плохая дикция.

Речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами.

Актуальность данной проблемы, натолкнула на поиск новых эффективных приемов в работе с детьми с проблемами в речевом развитии.

Мы обратили внимание, что все окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх. А музыка используется как лечебный фактор. В. М. Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенность детей. Урегулировать неправильные и лишние движения. Изучив эффективность влияния на развитие детей, в том числе речевое, данных моментов, мы выбрали логоритмику - как интересный и современный прием в коррекционной работе с детьми с ОВЗ по развитию и коррекции речи, объединив в работе по данному направлению трех специалистов ДОУ: муз.руководитель, учитель-логопед и инструктор физ.воспитания.

Опыт  работы показывает, что наряду с традиционными методами работы в исправлении речевых нарушений, большую положительную роль  играет  логопедическая ритмика (логоритмика), основанная на синтезе слова, движения и музыки.  

Логоритмика  представляет собой объединение речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений на основе единого замысла  системы музыкально-двигательных, осуществляемых в целях логопедической коррекции и стимулирования  двигательной активности. Необходимо, особо отметить, значение музыки при использовании логоритмики. Музыка не просто сопровождает движение и речь, а является их организующим началом. Музыка может задавать определённый ритм перед началом занятия, настраивать на глубокий отдых во время релаксации на заключительном этапе занятия.

Движение помогает осмыслить и запомнить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность. Музыка вызывает у детей положительные эмоции, повышает тонус коры головного мозга и тонизирует ЦНС, усиливает внимание, стимулирует дыхание, кровообращение, улучшает обмен веществ. Значимую роль в слове, движении, музыке играет ритм. По мнению профессора Г.А. Волковой, «звучащий ритм служит средством воспитания и развития чувства ритма в движении и включения его в речь». Не случайно понятие ритма вошло в название логопедической ритмики.

Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической деятельности, сочетающим исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.

Занятия логоритмикой – составная часть коррекционного воздействия на дошкольников, так как многие дети страдают не только речевыми нарушениями, но и имеют целый ряд признаков двигательной недостаточности общей и мелкой моторики, нарушения просодики, психологические проблемы.



Ожидаемый результат:

  • Сохранить и укрепить здоровье детей;

  • Развить умение гармонично сочетать музыку, слово и движение;

  • Преодолеть речевые нарушения;

  • Развить дыхание, голос, артикуляцию;

  • Развить основные психомоторные качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной);

  • Сформировать у детей разнообразную базу жестов, движений и красивых поз;

  • Сформировать правильную осанку, грацию, походку;

  • Развить чувство ритма у детей;

  • Развить творческие способности детей;

  • Развить умение получать удовольствие от процесса творчества;

  • Научить радоваться общим положительным результатам своего труда.


Формы работы: в работе с детьми с ОВЗ дошкольного возраста были использованы следующие формы работы в системе логоритмики, за основу были взяты авторские разработки по логоритмике Железновой Екатерины:

  • Логоритмическая ритмопластика;

  • Логоритмическая пальчиковая гимнастика;

  • Логоритмическая окогимнастика;

  • Логоритмический самомассаж;

  • Логоритмическая игрорелаксация;

  • Логоритмическая дыхательная гимнастика;

  • Логоритмические игры – превращения.

  • Логоритмические песенки, потешки.

  • Логоритмические шумелочки, музыкальные сказки.

На занятиях по коррекции и развитию речи были использованы также:

  • Ходьба и маршировка в различных направлениях;

  • Упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляции;

  • Упражнения,  регулирующие мышечный тонус;

  • Упражнения, активизирующие внимание;

  • Фонопедические упражнения;

  • Упражнения на развитие координации движения;

  • Упражнения на координацию речи с движением;

  • Упражнения, на координацию пения с движением;

  • Речевые упражнения без музыкального сопровождения;

  • Упражнения формирующие чувства ритма;

  • Упражнения формирующие чувство музыкального темпа;

  • Упражнения на развитие мелкой моторики;

  • Ритмические упражнения;

  • Упражнения для развития творческой инициативы.

  • Чистоговорки;

  • Пение;

  • Слушание музыки для снятия эмоционального напряжения;

  • Игра на музыкальных инструментах;

  • Игры (статические, малоподвижные, подвижные);

  • Коммуникативные игры;

  • Мимические этюды;

  • Хороводы.



В работе с детьми  в логоритмике выделяют два основных направления:

1.Развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляции мышечного тонуса; развития музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активация всех видов внимания и памяти.

2. Развитие речевых процессов у детей и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

Принципы  организации занятий по логопедической ритмике

Принцип систематичности. Логоритмические занятия проводятся  два раза в неделю. Подобная практика даёт устойчивый результат: в организме ребёнка и его психомоторике происходит положительная перестройка различных систем: дыхательной, сердечно-сосудистой, речедвигательной, сенсорной.

Принцип наглядности. При разучивании новых движений безукоризненный практический показ движений педагогом создаёт объективную предпосылку для успешного их освоения.  

Принцип всестороннего воздействия. Обеспечение общего влияния занятий на организм, так как средства логопедической ритмики повышают общую тренированность организма, совершенствуют общие нервно-рефлекторные механизмы регуляции и способствуют комплексности корректирующих воздействий.

Принцип учёта симптоматики. Физические возможности детей соотносятся с речевой патологией. Исходя из этого, дозируется соответствующая нагрузка. При этом занятия строятся на эмоциональном подъёме, с быстрой сменой деятельности, чтобы дети не уставали, а также не теряли интереса.

Принцип этапности. Определяется логическая последовательность приобретения, закрепления и совершенствованиявсего комплекса знаний, умений и навыков. В его основу положен подход «От простого к сложному».


Методы и приёмы обучения на занятиях по логоритмике:


1. Наглядно - зрительные приёмы, такие, как показ педагогом движения; подражание образам; использование зрительных ориентиров и наглядных пособий.

2.Приемы для обеспечения тактильно-мышечной наглядности с применением различного инвентаря: кубиков, массажных мячей и т.д.

3. Наглядно-слуховые приёмы для звуковой регуляции движения: инструментальная музыка и песни, бубен, колокольчики и др.; короткие стихотворения.


Словесные методы применяются для осмысления детьми поставленной задачи и осознанного выполнения двигательных упражнений. Они включают следующие приёмы:  

  • объяснение новых движений с опорой на жизненный опыт детей, пояснение  движения;

  • указания при самостоятельном воспроизведении детьми показанного педагогом движения;

  • разъяснения смысла двигательных действий, уточнение сюжета игры;

  • команды для акцентирования внимания и одновременности действий; для этого используются считалки, игровые попевки из народного творчества;

  • образный сюжетный рассказ для развития выразительных движений у детей и лучшего перевоплощения в игровой образ (1-2 мин.);

  • словесную инструкцию

Игровая форма занятия активизирует элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, помогает совершенствовать разнообразные двигательные навыки, развивает самостоятельность движений, быстроту ответной реакции.

Соревновательная форма применяется как средство совершенствования уже отработанных навыков, воспитания чувства коллективизма, воспитания морально-волевых качеств.




Результат деятельности в конце проекта:

  • Положительная динамика процесса усвоения ребенком правильного звукопроизношения.

  • Выработка правильного темпа речи, ритма дыхания;

  • Развитие речевого выдоха;

  • Улучшение речевой памяти;

  • Способность выполнять дыхательные и пальчиковые упражнения, быстро реагировать на смену движений.

  • Развитие координации в соответствии с музыкальным сопровождением, что способствует снижению психоэмоционального напряжения и укреплению здоровья детей



Конечный продукт проекта:

Комплекс мероприятий

  • Конспекты занятий по логопедической ритмике.

  • Консультации для родителей по использованию элементов логоритмики для развития речи в домашних условиях.

  • Консультации для родителей о значимости логопедической ритмики для общего и речевого развития детей дошкольного возраста.

  • Изготовление картотеки логоритмических игр и упражнений, для дальнейшего использования в образовательной и коррекционно-развивающей деятельности.

  • Проведение итогового комбинированного занятия с использованием логоритмических методов и приемов «Путешествие в зимний сказочный лес»

Выводы:

  • Занятия логопедической ритмикой полезны всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др.

  • Создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и т.д.

  • Регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения.

  • Формируют у детей чувства ритма, внимания, координации в соответствии с музыкальным сопровождением, что способствует снижению психоэмоционального напряжения и укреплению здоровья детей.



        

Использованная литература:

  1. Киселевская Н.А. « Использование логопедической ритмики в коррекционной работе с детьми »- ТЦ СФЕРА-2004г.

  2. Гоголева М. Ю. «Логоритмика в детском саду»; СПб, КАРО-2006г.Нищева Н.В. «Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду» СПб.; Детство-пресс, 2014г.

  3. Судакова Е.А. «Логопедические музыкально-игровые упражнения для дошкольников» СПб.; Детство-пресс, 2013г.

  4. Нищева Н.В. «Логопедическая ритмика в системе коррекционноразвивающей работы в детском саду» СПб.; Детство-пресс, 2014г.

  5. «Музыкальные игры, ритмические  упражнения и танцы для детей» - Учебно-методическое пособие для воспитателей и педагогов. Москва, 1997г.

  6. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. «Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи» / Под ред. Г.А.Волковой – СПб.: КАРО, 2005. – (Коррекционноая педагогика).

  7. Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика» М.: Просвещение, 1985 г.  

  8. Воронова Е.А. «Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5 – 7 лет» Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2006 г.

  9. Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» – М.: ТЦ Сфера, 2005 г.

  10. Макарова Н.Ш. «Коррекция неречевых и речевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики» - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 г.

  11. Новиковская О.А. «Логоритмика» - СПб.: Корона принт., 2005 г.

  12. Мухина А.Я. «Речедвигательная ритмика» - Астрель, М.-2009 г.

  13. Федорова Г.П. «Поиграем, потанцуем» - СПб.:Акцидент, 1997 г.

  14. Буренина А.И. «Ритмическая пластика для дошкольников» - СПб.: 1994 г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!