Краткосрочный проект для детей средней группы «Зымӕг» («Зима»)
Воспитатель по обучению детей
осетинскому языку МБДОУ №10 г. Алагир
З.А. Дзгоева
Тип проекта: краткосрочный (с 13.12 по 17.12.2021 г.)
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители.
Актуальность проекта:
Зима – это самое любимое время года для многих ребят, ведь она готовит столько забав и развлечений. Природа является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни; многообразие и красота явлений природы, растений и животных привлекают внимание, пробуждают чувства, предоставляют обширное поле деятельности для ума, проявления эмоций и активных действий. Непосредственная близость объектов природы дает возможность показать ребенку, как взаимодействует человек и окружающая среда, как они зависят друг от друга.
Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса в ДОУ расширить, систематизировать и творчески применить представления дошкольников о сезонных изменениях в природе и в быту людей в зимнее время года; исследовать разные состояния воды и снега; содействовать развитию партнерства и сотрудничества между педагогами и родителями в процессе совместной работы с целью педагогической поддержки членов семьи в воспитании детей.
Проблема:
Дети этого возраста в недостаточной степени имеют представление о характерных явлениях зимней погоды; о свойствах снега, почему ведут себя по-разному животные и птицы. Дети не видят взаимосвязи и взаимозависимости в природе. Не умеют составлять описательный рассказ, так как у них бедный словарный запас прилагательных и глаголов. Не умеют видеть красоту зимнего пейзажа. Участие детей в проекте поможет максимально обогатить знания и представления детей о зиме, свойствах снега, природных явлениях, развить связную речь, творческие способности,
поисковую деятельность
Цель проекта: формирование у детей 4-5 лет представлений о живой и неживой природе в зимний период.
Задачи проекта:
Обогащать знания детей о зиме.
Учить сравнивать разные времена года, отмечая характерные признаки каждого.
Отметить, что в разные времена человек меняет одежду в зависимости от сезона.
Расширять и углублять знания детей о зимнем времени года (состояние погоды, характерные осадки, состояние растений, особенности жизни диких животных, птиц в зимний период.)
Формировать представления о взаимосвязи, взаимозависимости живой и неживой природы.
Развивать наблюдательность, познавательную активность, инициативу.
Закрепить знания детей о зимних развлечениях, о свойствах снега.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Ожидаемые результаты:
Усвоение необходимых знаний по теме «Зима».
Приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, умение слушать товарища.
Повышение познавательной активности.
Формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе.
Заинтересованность и сотрудничество родителей как участников педагогического процесса.
Продукт проектной деятельности:
Работа с родителями:
Консультации: «Учимся наблюдать за природой», «Здоровье детей зимой. 10 важных правил», «Зимняя одежда. Как одевать ребенка зимой», «Покормите птиц зимой».
Изготовление совместно с детьми кормушек для птиц (дома, с предоставлением фотоматериалов).
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный.
Подбор художественной литературы по теме (стихи, рассказы, сказки, загадки, пословицы и поговорки).
Подбор наглядного материала (иллюстрации, сюжетные картинки, видеоролики, создание мультимедийных презентаций, картинок для интеллект-карты и т.д.).
Составление бесед с детьми, конспектов НОД.
Подбор дидактических и подвижных игр, упражнений для пальчиковой и дыхательной гимнастики и изготовление необходимых к ним материалов и атрибутов.
Изготовление лэпбука.
Беседа с детьми:
Цы зонут зымӕджы тыххӕй?
Цы уӕ фӕнды базонын зымӕджы тыххӕй?
Цӕмӕй уыдон базонӕм, уый тыххӕй цы бакӕнын хъӕуы?
2 этап – основной.
Рассматривание наглядного материала (предметные и сюжетные картинки, презентации, видеоролики, познавательные мультфильмы).
Беседы:
Ӕгас цу, Зымӕг!
Цӕмӕй конд у мит?
Зымӕгон уӕлӕдарӕс.
Мӕргътӕ ӕм ӕ цӕрӕгойтӕ зымӕгон.
Ӕдасдзинады уагӕвӕрдтӕ зымӕгон.
Чтение стихотворений:
Хъайтыхты Г., «Зымӕг»;
Гусалты З., «Миты гӕлӕбу»;
Баситы М., Ӕрцарди тархъӕды хъызт зымӕг».
Прослушивание стихотворений в аудиоприложении «Ирон чиныг»:
Хозиты М., «Мит» (чиныг «Фараст булӕмӕргъы»);
Айларты М., «Зымӕг» (чиныг «Дзиба-дыгоппон»);
Габысаты-Гусалты Замирӕт: «Зымӕг», «Уазалӕй нӕ тӕрсын», «Хъызт зымӕг» (чиныг «Хъулон-мулон гӕлӕбу»).
Чтение рассказов и сказок:
Организация тематической НОД по областям: «Познание», «Развитие речи», «Физическое развитие».
Дидактические игры:
«Базон-базон, уый кӕд вӕййы?»;
«Зымӕгон дзырдтӕ»;
«Ӕрӕмбырд кӕн ныв»;
«Равзар зымӕгон уӕлӕдарӕс ӕмӕ къахыдарӕс»;
«Ӕрӕмбырд сӕн митын дедайы».
Подвижные игры:
«Уары мит»;
«Дыууӕ уазалы».
Разучивание пальчиковых игр, чистоговорок, загадок, стихов.
этап – заключительный.
Коллективная работа: изготовление интеллектуальной карты «Зымӕг».
Результаты проекта:
Знания детей о зиме расширились и углубились.
Дети научились определять признаки зимы.
Расширился словарный запас детей.
Они познакомились с произведениями писателей и поэтов.
Дети научились делать выводы.
У многих появился интерес к наблюдениям за изменениями в природе.
4