Проект «Домашние животные»
во второй младшей группе «Брусничка»
Воспитатель: Княжева Н.А
Тип проекта – познавательно-творческий.
Участники проекта – воспитатель, дети 3-4 лет.
Продолжительность проекта – 1 неделя.
Проблема.
Дети не имеют достаточных знаний о домашних животных, их детенышах, о месте их обитания, питании, пользе приносимой человеку.
Актуальность
Есть такие домашние животные, которые не могут жить рядом с человеком в квартире (лошадь, корова, коза и т.д) А любовь к животным у детей нужно воспитывать с раннего возраста. Поэтому проект позволяет расширять знания у детей о животных и о их содержании. Экологическое воспитание формирует поведение и ответственность детей за природу. А животные – это первый источник знаний о природе.
Задачи проекта:
- развивать элементарные представления о домашних животных (живут рядом с человеком, люди заботятся о животных, животные приносят пользу).
- развитие у детей интереса к устному народному творчеству, русским сказкам о домашних животных.
- формирование умения слушать художественные произведения, запоминать небольшие стишки, отгадывать загадки.
- активизирование познавательно-исследовательской деятельности детей, родителей и педагогов;
- воспитание у детей любознательности и чувства сопереживания к живым существам;
Ожидаемый результат.
- У детей будет сформировано понятие домашние животные. Дети правильно называют домашних животных и их детенышей. Знают, чем питаются домашние животные и как за ними ухаживать. Понимают, какую пользу домашние животные приносят людям.
- Повысится познавательный интерес к животным в целом. Дети изъявляют желание заботиться о домашних животных.
- Расширяются коммуникативные и творческие способности детей. Словарный запас станет шире.
- Родители включаться в образовательный процесс.
1-ый этап – Подготовительный.
1.Довести до сведения родителей и детей проблему.
2.. Подбор литературы по теме проекта.
3. Подбор художественной литературы, стихов, загадок по теме «Домашние животные».
4. Подбор демонстрационного материала наглядно-дидактических пособий, набор игрушек домашних животных.
5. Привлечь родителей к работе над проектом: изготовление фото- альбома «Домашние животные».
2-й этап – практический. Реализация проекта.
Содержание проекта
Д/и «Назови животное», «Кто лишний?», «Громко-тихо»
«Где моя мама?», «Кто, где живут?», «Кого не стало?», «Назови детенышей»,
Настольные игры: кубики, пазлы лото по теме проекта.
Сюжетно-ролевые игры: «На ферме». «Путешествие к бабушке в деревню».
Познавательное развитие
НОД «Домашние животные и уход за ними».
Наблюдения за домашними животными дома и на улице (особенности строения тела, повадки, что ест, кто ухаживает).
Беседа «Кошка и собака наши верные друзья».
Речевое развитие
НОД. Тема «Кто как кричит?»
Рассматривание картины «Кошка с котятами»
Составление рассказов «Узнай, кто я?»
Ситуативный разговор «Как умываются животные?», «Если бы не было домашних животных?» «Как я забочусь о домашних животных».
Дидактические игры: «Назови животное», «У кого кто?», «Назови ласково», «Кто как кричит?»
Художественная литература
Чтение «Коза-дереза», «Козлята и волк», «Курочка-ряба», Е. Чарушин «Про Тюпу», В. Сутеев «Кто сказал мяу?», «Цыплѐнок и утѐнок», С. Михалков «Котята», Е. Благинина «Котѐнок», С. Маршак «Усатый-полосатый», В. Берестов «Курица с цыплятами».
Проговаривание потешки «Как у нашего кота». Заучивание «Хомячок», «У котёнка лапки- мягкие подушки», «Вышла курочка гулять».
Прослушивание аудио сказки А.Усачева «Умная собачка Соня»
Отгадывание загадок
Художественно- эстетическое развитие
Рисование
НОД « Мячики для котят»,
Трафареты, раскраски по теме проекта.
Лепка
«Миска для кошки»
Конструирование
«Загончик для Бурѐнки»
Физическое развитие
П/и с прыжками «Котята и щенята», «Воробушки и кот», с лазанием «Кролики», с бегом «Кот и мыши», «Воробушки и кот», «Лошадки», «Лохматый пес», «Птички и кошка».
Работа с родителями.
Рекомендации: «Читаем детям дома о животных»
Чтение детям произведений, загадок по теме проекта.
Опрос родителей: «Есть ли в вашей семье домашние животные. Какие?»
Консультации для родителей «Общение с домашним питомцем», «Животные – лучшие терапевты для вас и ваших детей»
Заключительный этап. Результаты проекта.
Фото-Выставка «Наши любимые домашние животные»
Изготовление фото- альбома по теме «Домашние животные»
В результате проекта:
1. У детей сформировалось и обогатилось представление о домашних животных. Дети узнают животное по внешнему виду, знают, где они живут, чем питаются, как называются детёныши домашних животных, как надо за ними ухаживать.
2. Изготовление фото- альбома позволило наглядно представить среду обитания домашних животных
3. Пополнился словарный запас детей.
4. Расширились коммуникативные и творческие способности детей.
5. Дети стали любознательными, стали более бережно относятся к животным, проявляют заботливое отношение к ним.
Литература:
Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! – СПб.: «Детство – ПРЕСС», 2003.
Карпухина Н.А. Программная разработка образовательных областей «Социализация», «Познание», Физическая культура» во второй младшей группе детского сада. Воронеж: ООО «Метода», 2013
Вострухина Т. Н., Кондрыкинская Л. А. Знакомим с окружающим миром детей 3- 5 лет. – М,: ТЦ Сфера, 2013.
Бондаренко Т. М. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада , - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002
Книга для чтения в детском саду и дома: 2- 4 года / Сост. Гербова и др. М.: Издательство Оникс, 2006.
Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников. / Под редакцией О. С. Ушаковой. - М.: ТЦ Сфера, 2009.
Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2000.
Журнал «Ребенок в детском саду» № 4, 2001 г.
Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова Л. П., Нилова Т. П.
Приложение №1
Познание.
Тема: «Домашние животные и уход за ними».
Цели: Расширить представления детей о внешнем виде домашних животных и о том, чем они питаются, какую пользу приносят человеку. Уметь различать разных животных по характерным особенностям. Обогащать представления детей о поведении, питании домашних животных. Познакомить с ролью взрослого по уходу за домашними животными. Развивать эмоциональную отзывчивость.
Ход занятия:
Беседа о домашних животных.
На столе из конструктора создана модель деревенской избы и изгородь с домашними животными. Воспитатель обращает внимание на постройки.
Воспитатель: приглашаю Вас отправиться в путешествие в деревню. На чем можно отправиться в путешествие? (ответы детей). Давайте отправимся на поезде.
Вот поезд наш едет, колеса стучат.
А в поезде нашем ребята сидят.
Воспитатель: Вот мы и приехали (останавливаются возле постройки).
Посмотрите, стоит дом, а рядом возле дома за забором находятся животные.
А какие вы узнаете отгадав загадки :
Сама пестрая,
Ест зеленое,
Дает молоко. (Корова)
Мягкие лапки,
А в лапках царапки.(Кошка)
Гладишь- ласкается,
Дразнишь – кусается,
Дом сторожит. (Собака)
Скажите, как можно назвать этих животных одним словом? Почему их называют домашними? Правильно, домашние – потому что живут рядом с человеком- хозяином. Хозяин заботится о них, ухаживает за ними, кормит, поит, убирает. А зачем человеку нужны домашние животные?
Воспитатель обобщает высказывания детей: лошадь перевозит тяжелый груз. Корова и коза дают молоко, из которого делают наш любимый йогурт, творог, сметану. Свинья дает мясо, из него изготавливают котлеты, колбасы, сосиски. Собака наш дом охраняет. А кошка еду от мышей сберегает.
Дидактическое упражнение «Покормим домашних животных».
Воспитатель : Сейчас наступило время кормить животных, Возьмите в руку по одной карточке с изображением корма и положите к животному, которое питается этим кормом (дети берут карточки с изображением корма и кладут к животному, изображенному на карточке).
Дидактическое упражнение «Кто что делает?»
Воспитатель : Обращается к детям:
Давайте поиграем. Я буду вам называть животное, а вы будете показывать действием это животное. Ребята, покажите, как скачут лошадки, как жует корова траву, как умывается кошка, как виляет хвостом собака.
Дидактическая игра « Найди детеныша».
Пока мы с вами играли все мамы домашних животных потеряли своих детенышей, мамы переживают и просят нас им помочь. Молодцы, ребята! Все мамы нашли своих детенышей.
Дидактическое упражнение «Кого не стало?».
Животные хотят с вами поиграть в прятки. Посмотрите внимательно на фигурки животных. Запомните их. А теперь отвернитесь, одно животное спрячется (прячу фигурку животного). Кто же спрятался?
(игра проводиться несколько раз).
Итог занятия:
- О каких животных мы говорили
- Почему их так называют?
Конспект НОД по рисованию «Мячики для котят»
Цель: : Учить детей рисовать поролоновым тампоном круглые предметы и аккуратно закрашивать их.
Цель: Учить детей рисовать поролоновым тампоном круглые предметы и аккуратно закрашивать их.
Задачи:
-
Способствовать формированию интереса к рисованию разными материалами и способами;
-
Продолжать изучать цвета (желтый).
-
Воспитывать отзывчивость и доброту.
Демонстрационный материал. Две мягкие игрушки – котята.
Раздаточный материал. Альбомный лист, на котором нарисованы два котенка и окружность (мячик); поролоновый тампон, гуашь, мисочка с водой.
Ход занятия:
Воспитатель читает детям стихотворение В. Берестова:
Если кто-то с места сдвинется,
На него котенок кинется.
Если что- нибудь покатится,
За него котенок схватится.
Прыг- скок! Цап- царап!
Не уйдешь из наших лап!
Педагог просит малышей угадать, кто сейчас придет к ним в гости.
Воспитатель:
Правильно, ребята, сегодня к нам в гости пришли два маленьких котенка. Котята очень грустные. Давайте спросим, что у них случилось.
Оказывается котятам скучно, им не во что поиграть. Во что любят играть котята? Правильно, в мячики. Но их мячики совсем не интересные- они бесцветные.
Ребята, давайте поможем нашим котятам стать веселее!
Воспитатель заранее готовит на столе для каждого ребенка альбомный лист, на котором нарисованы два котенка и окружность (мячик), предлагает нарисовать мячики для котят – сделать яркими и красивыми (методом Тычка).
Воспитатель: Ребята, посмотрите перед нашими котятами лежат совсем некрасивые мячики- они бесцветные. Поэтому наши котята и не хотят с ними играть. Давайте с вами вместе сделаем их яркими – раскрасим желтым цветом.
Педагог демонстрирует детям, как нужно держать поролон правой рукой, как набирать гуашь. Сначала предлагает малышам потренироваться- рисовать мячики сухим поролоновым тампоном в воздухе и на листе бумаги, а потом уже рисовать мячи поролоном с краской.
Физкультминутка «Котик».
Если кто то с места двинется,
(прыжок на месте)
На него котенок кинется.
(имитация- царапается)
Если что- нибудь покатится,
За него котенок схватится.
Прыг- скок! Цап- царап!
Не уйдешь из наших лап!
В процессе работы детей воспитатель помогает по мере необходимости.
В конце занятия педагог говорит детям: «Спасибо большое, ребята! Теперь наши котята веселыми- у них много красивых мячиков!»
Воспитатель предлагает детям принести рисунки на общий стол и рассмотреть их.
Приложение №2
Пальчиковая гимнастика
«Два козленка»
(На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные)
Как то раз к кому- то в гости
Шел козленок через мостик, (Держим кисти горизонтально, сближаем руки)
А навстречу шел другой,
Возвращался он домой. (На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха)
Два рогатых глупых братца
Стали на мосту бодаться,
Не желая уступить
И другого пропустить.
Долго козлики сражались,
Разбегались и толкались.
Вот с разбега лбами- бух! На слово «бух»- хлопаем в ладоши)
И с моста в водичку- плюх! (Роняем руки на колени).
«Котята»
(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол).
У кошечки нашей есть десять котят, (Покачиваем руками, не разъединяя их).
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых. (Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).
«Поросята»
(Пальцы рук растопырены ; поочередно «идем» по столику или по коленочкам каждым из пальчиков).
Этот толстый поросенок целый день хвостом вилял, (Мизинцы).
Этот толстый поросенок спинку о забор чесал. (Безымянные).
Ля- ля- ля- ля, лю- лю- лю поросяток я люблю («Фонарики»)
Ля- ля- ля- ля, лю- лю- лю поросяток я люблю(сжимает и разжимает кулаки).
Этот толстый поросенок носом землю ковырял,(средние).
Этот толстый поросенок что то сам нарисовал (Указательные).
Ля- ля- ля- ля, лю- лю- лю поросяток я люблю (сжимает и разжимает кулаки).
Этот толстый поросенок- лежебока и нахал, (Большие).
Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал.(Руки сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь).
«Лошадка»
По дороге белой гладкой (все пальцы скачут по столу)
Скачут пальцы как лошадки
Цок- цок, цок- цок,
Скачет резвый табунок
Приложение №3
Загадки о домашних животных
Голодна- мычит,
Сыта- жует,
Малым деткам
Молочка дает. (Корова)
Гладишь- ласкается,
Дразнишь- кусается. (Собака)
Мохнатые лапки,
А в лапках царапки. (Кошка)
Идет, идет, бородой трясет,
Травки просит:
«Ме- ме- ме!
Дайте повкуснее мне. (Свинья)
Стихи
Котенок.
Если кто то с места сдвинется,
На него котенок кинется.
Если что- нибудь покатится,
За него котенок схватится.
Прыг- скок! Цап- царап!
Не уйдешь из наших лап!
Щенок.
Хитроглазый мой щенок,
Шерстяные лапки….
Это кто у нас погрыз
Новенькие тапки?
В глазках вижу я ответ:
Нет, не я это, нет, нет!
Тапки сами в рот полезли
И нечаянно разлезлись…
Корова.
Представить невозможно!
Поверить нелегко!
Жует корова сено
А дарит молоко!
Лошадь.
Ты куда спешишь, лошадка?
У меня сутра зарядка!
Тороплюсь я в чисто поле,
Чтобы там побегать вволю!
Овечка.
Мимо нас прошли овечки,
Не сказали ни словечка…
Неужели у овечек
Не нашлось для нас словечек?
Барашек.
Приходите к нам, барашки,
Мы расчешем вам кудряшки,
Нет спасибо, бе- бе- бе,
Расчешите их себе.
Коза.
Непослушная коза
Смотрит прямо мне в глаза!
Сильно упирается…
Ей сарай не нравится.