«Дружба - центр межличностных отношений»
Содержание:
Стр.
Введение…………………………………………………………………….
Основная часть:
Глава 1. Дружба как форма межличностных отношений. Общие
психологические аспекты.……………………………………..………..…
Глава 2. Исследование понимания сущности, значимости и
особенностей дружбы в настоящее время.……………………..……...…
Заключение………………………………………………………………...
Список литературы………………………………………………………..
Введение
Актуальность темы:
В настоящее время не нужно доказывать, что межличностное общение – совершенно необходимое условие жизнедеятельности людей, что без него невозможно полноценное формирование личности. В отрыве от общества человек не сможет полноценно развиваться, невозможно полноценное развитие ни одной психической функции и процесса.
Межличностные отношения оказываются таким процессом, при котором мы находим пути взаимодействия с окружающими нас людьми, тем самым проходим процесс социализации в обществе. В процессе межличностных отношений и взаимодействий у современного школьника возникает ряд проблем связанных с созданием новых способов отношений. Во время формирования нового уклада общества на школьников непроизвольно накладывается некий отпечаток в навыках межличностных отношений, в связи с сохранением старых устоев, которые во многом не применимы в современном обществе. Особенно важно сформировать навыки положительных отношений у учащихся старших классов, т.к. неспособность налаживания связей может явиться барьером для благоприятного освоения в социуме. Важно учитывать особенности данного возраста и влиять на развитие межличностных отношений с учетом специфики поведения, интересов и ценностей переживаемого периода. Проблема развития у школьников навыков и способов межличностного общения, является актуальной темой исследований.
Цель проекта: Определение понимания сущности, значимости дружбы и особенностей дружбы в настоящее время
Задачи проекта:
- Рассказать об общих психологических аспектах и особенностях дружбы как формы межличностных отношений людей;
- Рассмотреть представления людей о дружбе в настоящее время;
- Определить значимость и особенности дружбы в настоящее время.
1. Дружба как форма межличностных отношений. Общие
психологические аспекты
1.1 Что есть дружба?
К насущным человеческим потребностям относится потребность в общении. Общение играет важную роль в нашем развитии: оно обогащает наш жизненный опыт, возбуждает новые интересы, помогает формировать убеждения, характер. Круг общения у большинства людей достаточно широк. Одной из разновидностей общения является дружба. Дружбой называют отношения глубокой привязанности, основанные на общности убеждений, интересов, личной симпатии, испытанные временем и трудностями.
Как показывает сравнительное языкознание, значение слов «друг» и «дружба» в большинстве языков тесно связаны с понятием родства, товарищества (особенно воинского) и любви. Единое этимологически праславянское слово drugъ значит «приятель, товарищ» и «иной, другой, второй, следующий». Древнеславянское «дроужьба» означало близость, товарищество, общество.
Какие же признаки отличают дружбу от прочих межличностных отношений и привязанностей? В отличие от деловых отношений, где один человек использует другого как средство для достижения какой- то своей цели, дружба - отношение самоценное, само по себе являющееся благом; друзья помогают друг другу бескорыстно: « не в службу, а в дружбу ». В отличие от близости, обусловленной кровным родством, или от товарищества, где люди связаны принадлежностью к одному и тому же коллективу узами групповой солидарности, дружба индивидуально-избирательна и основана на взаимной симпатии. Наконец в отличие от поверхностного приятельства, дружба - отношение глубокое, предполагающее не только взаимопомощь, но и внутреннюю близость, откровенность, доверие, любовь.
К дружбе никогда нельзя принудить. Она - свободный союз людей.
Что же побуждает человека так дорожить дружбой? Почему ее считают одной из высших ценностей в жизни, без которой человек не может быть счастлив?
Общение с другом занимает в жизни каждого совершенно исключительное место. Оно отличается от общения с приятелем, знакомым особой глубиной доверия. Другу поверяют самые сокровенные мысли, переживания, тревоги, такое доверие помогает совместно находить верные решения, преодолевать трудности, намечать планы на
будущее, глубже осмысливать жизнь. У русского литературного критика и публициста В. Г. Белинского возникли такие мысли: « Истинные друзья… ничего не требуют один от другого, во имя дружбы, но делают друг для друга все, что могут». Американская писательница (1878 – 1940 гг.) Мамфорд Этель, писала о дружбе так: « Бог дарует нам родственников; друзей, слава богу, мы выбираем сами».
Настоящий друг и радость, и успех своего друга переживает как личные. Тяжесть невзгод, разделенная с другом, переносится легче. Дружба делает человека более жизнерадостным, жизнестойким, она питает духовные силы людей, вдохновения, уверенность в себе.
Какие качества необходимы в дружбе? Во-первых, это преданность, то есть постоянная забота о благополучии друга. Преданность имеет множество проявлений: это и такт в отношении к другу, поддерживающий в нем душевное равновесие, и укрепление в нем веры в себя, и умение прощать ему мелкие недостатки. Особая прелесть дружбы выражается также в глубоком доверии и искренности. Для развития дружбы нужна и совместимость характеров, то есть, чтобы моральные и психологические качества друга были притягательными. И, наконец, нужна большая взаимная симпатия. Расхождение в складе ума, в способностях, в физическом развитии не являются препятствием для дружбы. В этом плане дружба позволяет взаимно дополнять друг друга и облегчает развитие у каждого недостающих ему качеств.
1.2 Дружба и возраст.
В каждом возрасте дружба понимается по-разному. Очевиднее всего эта разница проявляется: в дружбе детей младшего школьного возраста, в дружбе ранней юности и в дружбе взрослых. Проблема отношений детей со сверстниками достаточно широко освещена в психологических исследованиях различного направления, однако наиболее близкие - дружеские - отношения практически не исследованы. В особенности это относится к младшему школьному возрасту, где в центре внимания находится ведущая в данном возрасте учебная деятельность, а в области отношений со сверстниками – отношения сотрудничества и партнерства в учении.
Юность вносит свои коррективы в межличностные отношения. Это период наиболее интенсивного и эмоционального общения со сверстниками, групповой жизни и т. д. Для детей старшего подросткового возраста, как и для других поколений, наличие близких отношений с другими людьми, с которыми они разделяют свои проблемы, заботы, мысли, чувства и тревоги служит важным источником жизненной энергии. Детские представления о дружбе, носящей характер приятельства и творчества, в юношестве постепенно изменяются в более сложные, истинные и доверительные отношения. Отношения подростка к другу становится все более и более взрослыми: его уже не удовлетворяет просто « быть вместе», играть вместе, учиться вместе, даже иметь общие интересы. Он хочет большего: он уже предъявляет высокие человеческие требования к другу. В представлении подростка друг должен понимать, сопереживать, сочувствовать, быть частицей его «Я». Друг должен быть идеальным человеком, воплощать в себе все самое хорошее. О друге подросток обычно говорит с восторгом.
Юношеская дружба не только склонна к чрезвычайной эмоциональности, и выражена она не столько в словах и предложениях, сколько в характерных интонациях, акцентах, недоговоренности, недомолвках, которые подросток при всем желании не смог бы перевести в понятия, но которые доносят до его друга.
Что касается третьей возрастной категории, то она в свою очередь имеет множество особенностей, которые резко отличают ее от двух предыдущих.
Если юность – это сплошной порыв, стремление, натиск, то взрослость – это спокойствие, уверенность в себе и одновременно эмоциональная бедность. Даже в одной и той же социальной среде люди дружат по-разному. С возрастом интенсивность дружбы снижается, это объясняется эмоциональной бедностью личности. В жизни каждого человека время от времени могут наступать такие моменты. Большую сдержанность и сухость дружбы взрослых людей нередко объясняют изменением соотношения разума и чувства, которые рисуются как противоречия. Взрослый точнее, чем юноша или ребенок воспринимает и понимает чужие переживания. Однако, несмотря на это, он контролирует свои чувства разумом, в этом ему помогает и накопившийся за годы жизни опыт.
Существует три момента, которые особенно важны для понимания психологических отличий дружбы взрослых от дружбы в ранней юности: во-первых, то, что у взрослого практически сформулировано самосознание, во-вторых, шире сфера общения и деятельности и, в-третьих, появление новых привязанностей.
У взрослых, так как у них есть некий жизненный опыт, другие взгляды на дружбу и друга, взрослые терпимее и осознаннее относятся к этим понятиям. Так, например, детская дружба может распасться из-за пустяка. Юноши же мирятся с некоторыми недостатками своих друзей, друг является идеалом, что характерно для раннего юношеского возраста. Жизненный мир взрослого человека гораздо сложнее. Взрослым людям гораздо сложнее, чем юношам или детям найти себе друга, так как у каждого из них сформировался характер, у каждого свои жизненные принципы. Отсюда и происходит выделяемое психологами разделение дружеских отношений, когда с одним из друзей человека связывают общие интеллектуальные интересы, с другим – воспоминания молодости, а с третьим - личные переживания. Каждое из таких отношений имеет свои границы, которые люди предпочитают не переходить, однако, это не мешает дружбе быть глубокой, искренней и устойчивой.
2. Исследование понимания сущности, значимости и
особенностей дружбы в настоящее время
2.1 Исследование особенностей возрастных представлений о дружбе в настоящее время.
Для реализации первой задачи были разработаны анкеты «Дружба- это…» для разных возрастных групп: детей младшего школьного возраста (1-я возрастная группа), учащихся старших классов (ранняя юность, 2-я возрастная группа), и взрослых (3-я возрастная группа). В каждой из групп в анкетировании принимали участие по 50 респондентов.
Анализ результатов анкет, проведенных среди младших школьников, показал, что 60% опрашиваемых на вопрос: « Что такое дружба?», ответили, что это – доверительные отношения между людьми, сходные с отношениями в семье, для которых характерны взаимопомощь, честность, взаимопонимание, доброта и уважение. А для остальных 40% дружба – это лишь определенная совместная деятельность: игра, учеба, общение, времяпрепровождение и т.п. Изучив ответы на второй вопрос, получили следующие результаты, что большинство детей (92%) имеют большое количество друзей. И только 8% опрошенных ответили на этот вопрос отрицательно. При анализе третьего вопроса выяснилось, что такие качества, как доброта, честность, откровенность, верность и вежливость присутствуют практически у всех детей (98%).
Следующим шагом исследования был анализ анкет старшеклассников (ранняя юность).
Исследовав ответы на 1 вопрос, можно сделать выводы, что для 72% опрашиваемых дружба – это доверительные отношения, для которых характерны взаимопонимание, взаимовыручка. Для 13% - это просто отношения с людьми, 9% опрашиваемых сравнивали дружбу с жизнью и миром, а остальные 6% затруднялись ответить. Примерно такими же являются ответы на вопросы № 2 и 3. Так, другом является близкий человек, который понимает, помогает в сложной ситуации, жертвует собой, который всегда рядом. Следовательно, для опрашиваемых дружба проявляется в поддержке, понимании, взаимопомощи и доверии.
Третьей возрастной категории респондентов (взрослые) также была предложена анкета «Дружба это…?».
71% опрашиваемых определили понятие дружбы (вопрос №1) как необходимость, доверие, сходство родственных душ, взаимопомощь, взаимопонимание, верность, ответственность. Для 19% это не более чем простое общение, а 10% затрудняются ответить на этот вопрос. Самым распространённым ответом на вопрос « В чём проявляется дружба?» (вопрос №6) является ответ– « в поддержке и во взаимопонимании» (68%), а 20% ответили, что в верности, 10% воздержались от ответа.
Проанализировав ответы на вопрос «Для вас друг – это…», можно сделать вывод, что для 65% это – близкий человек, которому можно довериться в трудную минуту, для 17% –опора в жизни, для 10% – друг равноценен члену семьи, а для 8% – это обуза. 76% считает, что самыми главными качествами в друге являются честность, бескорыстность, порядочность и преданность, а такие качества как доброта, ум, независимость, постоянство – ценятся менее, не так важны.
2.2 Определение значимости дружбы
Для определения рейтинга дружбы как межличностного отношения респондентам необходимо было расположить по значимости следующие ценности межличностных отношений: семья, дружба, любовь, общение, деловые отношения. Данное исследование было предложено двум возрастным категориям: старшеклассникам (ранняя юность), и взрослым.
Старшеклассников было опрошено – 43 человека, а взрослых – 32 человека. Опрашиваемые старшеклассники определили место дружбы следующим образом. (см. диагр. 1)
Взрослые же определили место дружбы следующим образом (см. диагр. 2)
Из диаграмм видно, что около половины старшеклассников поставили дружбу на второе место, а взрослых – на третье место.
Первое место старшеклассники отдали семье, первую и вторую позиции у взрослых заняли семья и любовь.
Такие результаты позволяют заключить, что дружба признается одной из приоритетных ценностей межличностных отношений. То, что взрослые на второе место, после семьи и, соответственно, перед дружбой поставили любовь, можно объяснить следующим: имея больший жизненный опыт, взрослые определяют любовь как основу семейной жизни.
Исследовав результаты анкеты среди взрослых и сравнив их с результатами анкеты среди старшеклассников, можно заметить следующее: по вопросам о сущности дружбы, о качествах друга и т.п. мнения взрослых и старшеклассников практически совпадают.
Заключение
Психологи называют дружбу наряду с любовью, семьёй, деловыми отношениями, общением, одной из форм межличностных отношений. Её выделяют отношения глубокой привязанности, взаимной симпатии. Для неё характерны: взаимовыручка, откровенность, доверие и т.д. Отношения с другом занимают в жизни каждого исключительное место. Дружба позволяет взаимодополнять друг друга, делает насыщенней и богаче мир каждого человека.
В каждом возрасте дружба имеет свои особенности, которые связаны с развитием деятельностной сущности личности, при этом во всех возрастах дружеские отношения имеют высокую нравственно-психологическую ценность, наличие друзей психологами считается одной из важнейших предпосылок личностного комфорта.
На основании проведённого исследования (ранжирование, анкетирование) можно отметить следующее:
Дружба в настоящее время занимает одно из приоритетных мест в отношениях между людьми.
С возрастом проявления дружбы изменяются:
Уже у младших школьников отношения дружбы реализуются не столько в контексте игры, сколько в совместной деятельности, общении; со становлением личности, определяющим в дружеских отношениях становится общение, основанное на взаимопонимании;
В жизни взрослых дружба по значимости уступает место семье и любви, но при этом продолжает играть важную роль.
У всех категорий респондентов (младшие школьники, старшеклассники (ранняя юность), взрослые) совпали мнения о сущности дружбы, её основных критериях: взаимопонимании, доверии, взаимопомощи и т.д. Именно эти критерии и определили небольшое количество настоящих друзей в жизни человека, что и было отмечено респондентами.
Литература
https://studbooks.net
https://znanija.com
https://syl.ru
https://newacropol.ru
Электронная тетрадь по обществознанию 9...
Основы финансовой грамотности 5-7...
Обществознание 9 класс ФГОС
Электронная тетрадь по обществознанию 8...
Конституция Российской Федерации....
Обществознание 10-11 классы. Право ФГОС
Право 11 класс. Базовый и углублённый...
Электронная тетрадь по обществознанию...
© 2019, id33401941 7687 58
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей