СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения. «Православная семья как основа современного общества»

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения. «Православная семья как основа современного общества»»



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Локотская средняя общеобразовательная школа»

Рыльского района Курской области





Проект духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения.

«Православная семья как основа современного общества»



Возраст детей: 7 - 18 лет











Лабецкая Оксана Юрьевна

учитель ОПК







с. Локоть

2018г.



Российская семья – основа духовности и патриотизма.

Душа ребёнка – пламенный сосуд,

Прозрачны стены, совершенны формы

Но от того, чем мы его наполним

Зависит будущего человека суть.

Современное российское образование переживает период обновления ценностных ориентиров и содержания: признание пагубности упразднения воспитательной функции школы, отказ от всеобщего увлечения западными образовательными системами и закрепление на федеральном уровне значимости духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения изменили подходы в работе школы. Духовно-нравственное воспитание – это сложная, противоречивая, запутанная проблема педагогики. Ведь от того, каким в духовно-нравственном отношении формируется ребёнок зависит состоится ли он как человек. Именно нравственность включает в себя такие понятия как: душа, совесть, доброта, сочувствие, любовь, честь, патриотизм, т.е. самые главные человеческие качества. И мы взрослые, обязаны ежедневно, ежечасно, ежеминутно воспитывать их в наших детях. Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живёт ребёнок, где происходит его становление и развитие. В первую очередь это духовная культура семьи и образовательного учреждения, вынужденного брать на себя функцию компенсации недоработок и упущений семейного воспитания. Тот дух, который царит в семье и в школе, которым живут родители и педагоги, составляющие ближайшее социальное окружение,- оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребёнка. Из указанного следует, что нельзя добиться больших успехов в духовно-нравственном воспитании, если не будет создано единое духовно-нравственное образовательное пространство, состоящее из семьи и школы.

Актуальность: Сегодня утрачены те нравственные ценности, которые способствуют стабильности личности и сохранению ценности христианской семьи. Духовно-нравственные основы человека – это, прежде всего, его совесть, душа, религиозные чувства, чувство любви к Родине.

Проблема: Недостаточное внимание к духовно-нравственному воспитанию учащихся в школе и семье ведёт к утрате нравственных ценностей, потере нравственных устоев семьи, деградации общества.

Цель проекта. Способствовать укреплению христианских семейных ценностей через изучение православной культуры и традиций своего народа. Формирование понимания важности христианских традиций в духовно- нравственном воспитании детей.

Задачи проекта:

- воспитание духовности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия через включение учащихся в систему духовно-нравственного воспитания;

-   воспитание уважения к нравственным нормам (учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро);

- формирование чувства любви к Родине на основе изучения православных культурных традиций;

-  ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание детей.

- ознакомить с семейными традициями и определить их роль в православной семье;

- определить, как православные традиции влияют на взаимоотношения в семье.

- содействовать возрождению духовно-нравственных традиций православной семьи;

- укрепление взаимодействия семьи и школы через систему совместных мероприятий, индивидуальных встреч и родительских собраний, как условия духовно-нравственного воспитания школьников.


Гипотеза: Духовно-нравственное воспитание и православные традиции делают семью крепкой и дружной; в такой семье вырастают достойные патриоты своей страны.

Принципы построения проекта:

Содержание духовно-нравственного воспитания может быть построено на следующих принципах.

1. Принцип единства обучения и воспитания детей в школе.

Воспитание, чтобы быть успешным, должно осуществляться всем процессом образования. А для этого необходимо, чтобы не только на уроках православной культуры было духовно-нравственное воспитание, но и весь образовательный процесс, содержание всех учебных предметов несли в себе воспитательный потенциал духовно-нравственного воспитания.

2. Принцип единства воспитания, школа и семья.

Предполагаемый проект ориентирован на создание в школе системы сотрудничества между школой и семьями учеников, через систематическую работу по формированию духовно-нравственного воспитания учащихся с привлечением родителей.

Проект долгосрочный.

Участники проекта: ученики, учителя, родители учеников.

Реализация проекта имеет ярко выраженные воспитательные и деятельностные функции, позволяет формировать истинные духовно-нравственные качества детей, помогает развивать культуру семейных ценностей.


  1. Духовно-нравственное воспитание детей – формирование понимания важности моральных ценностей.


Сейчас уже для всех очевиден дефицит добра, любви, сострадания и душевной щедрости в детской среде. Одной из причин этих явлений является утрата обществом семейных ценностей и традиций, которые на протяжении многих веков сохраняла и приумножала наша страна и Православная Церковь.

 Протопресвитер Василий Зеньковский еще более полувека назад писал:

«Духовная крепость семьи раньше давалась легче…теперь же она дается с трудом…Целостность в семье сохраняется и проявляется легче в сфере внешнего быта, ущемление же этой целостности больше всего касается духовной стороны… Тот духовный аромат, который раньше выделялся семьей… ныне стал редким, в силу чего семья начинает утрачивать свою главную, питательную для детей силу…».

Восстановление традиционного уклада жизни семьи, основанного на православных традициях семейного воспитания, поможет решить проблему духовно-нравственного воспитания детей.
Большую роль в корректировке семейного воспитания, в воспитании будущего семьянина играют уроки основ православной культуры.

На уроках основ православной культуры очень важно знакомить детей с православным взглядом на семейные ценности. Благодаря урокам у школьников формируется правильное представление о дружной семье, о долге перед родителями и другими членами семьи. Также дети учатся выражать заботу, проявлять любовь и послушание.


Большие возможности для формирования у детей ценностного отношения к семье имеет материал учебного курса «Основы религиозной культуры и светской этики» в 4 классе. Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: Отечество, семья и культурная традиция нашей страны. В нашей школе с самого начала введения курса, родители выбирают модуль «Основы православной культуры», так как в нашем селе православная культура, является приоритетной. Формирование осознанного отношения к семье как к одной из главных христианских ценностей наблюдается почти с первых уроков учебного курса.

Важнейшим условием духовного здоровья семьи является авторитет родителей. Укоренению этой идеи в детском сознании способствует изучение библейских сюжетов, трудов святых отцов, заповеди о почитании своих родителей, чтение житийных произведений, просмотр фильмов с жесткого диска «подарок Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря» на все темы православной культуры: Ветхий Завет, Новый Завет, история Христианской Церкви. Важно, чтобы дети восприняли пятую заповедь как необходимое условие семейного счастья.
Счастливая, радостная семья — не случайность, а великое достижение, основанное на труде и выполнении своих обязанностей каждым ее членом. При изучении тем «Христианская семья» и «Христианин в труде» ребята знакомятся с тем, как распределяются обязанности в православной семье. Мужчина в семье – глава, кормилец, и ему решать основные семейные вопросы. Женщина – помощница мужу, ее роль – воспитание детей и ведение домашних дел. Роль детей в семье – помощь родителям, а по мере взросления – замена их во всех трудах, уход за ними в старости.
Воспитание семейных ценностей – это воспитание семейной культуры, нравственных семейных отношений, которые невозможны без наличия у всех членов семьи таких качеств, как благодарность, всепрощение, терпение, трудолюбие, доверие. Эти качества дети познают при изучении тем «Милосердие и сострадание», «Зачем творить добро?», «Золотое правило этики».

Одной из главных обязанностей детей по отношению к своим родителям является послушание. Воспитательный процесс, направленный на формирование в детях этой добродетели, начинается уже на первых уроках православной культуры и продолжается на протяжении изучения всего учебного курса в школе. Вопросы «С какого раза ты выполняешь поручения родителей?», «Какое из требований родителей тебе выполнить труднее всего?», «Что для тебя является решающим при выполнении родительских требований?» заставляют ребят серьезно задуматься. Обсуждая ответы, ребята приходят к выводу, что послушание – это быстрое и радостное исполнение воли родителей, а установление понятийно-содержательных связей «послушание – добро – радость» формирует у детей ценностное отношение к этой добродетели. Очень поучительным в этом отношении является чтение и обсуждение произведений К.Д. Ушинского, Б.Ганаго, Л.Родиной. Святоотеческое наследия, труды о воспитании святых отцов Православной Церкви: Тихон Задонский, Феофан Затворник, Иоанна Златоуст, Иоанн Кронштадский и др. Необходимы ученикам и примеры истинного послушания, которых много в жизни святых, например, земная жизнь Пресвятой Богородицы, преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского. Духовно-нравственное воспитание детей должно осуществляться на сохранении и изучении культурно исторического наследия, получить нравственные примеры из жизни людей XX века, подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Вопрос о нравственном идеале семьи является одним из важнейших в формировании семейных ценностей. Для многих православных христиан образцом семейной жизни, ведущей к святости является, преподобные Петр и Феврония и семья царя Николая II. С житием покровителей и образцовой семьи Петра и Февронии, дети знакомятся в 4 классе на уроках «Основы религиозной культуры и светской этики», а с жизнью семьи Романовых на уроках православной культуры в 8 классе. Просматривая фотографии семейного альбома, кадры кинохроники семьи Романовых, читая письма императрицы Александры Федоровны и императора Николая Александровича, ребята проникаются духом семьи, воплотившей черты идеальных отношений между мужем и женой, родителями и детьми многодетной семьи.
О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях можно судить по установившимся в ней традициям. Возрождению такой традиции, как семейное чтение, во многом способствует изучение на уроках православной культуры житийных произведений, произведений Л.Чарской, Е.Поселянина, с которыми дети продолжают знакомиться дома вместе с родителями. Чтение же произведений И.Шмелева помогает пробудить в детях и родителях интерес к традициям православных и семейных праздников. Привлечение детей к участию в школьных и районных мероприятий и творческих конкурсах возрождает еще одну утраченную традицию семьи – совместное творчество.

Духовное краеведение, история родного края становится для многих жителей России нравственным ориентиром. Стремление к возрождению культурно исторического наследия родного края наши ученики занимаются исследованием, где исследуют историю села, историю сельского храма, священнослужителей и жителей села. «История храма Архангела Михаила села Локоть», «Возрождение духовности села Локоть», «Жизненный путь простой женщины», «Святые заступники моего края» и др.

В нашей школе уже на протяжении последних лет проводятся школьные мероприятия: «Хранительница семейного тепла», «Рождество Христово», «Светлое Христово Воскресение», «Бессмертный полк» и др. Где ребята не только активно принимают участие, но и изучают истории этих праздников и событий.

К совместному творчеству хочу отнести и участие в конкурсах исследовательских работ школьного, муниципального, регионального и всероссийских уровней: «Край мой Православный!», «Отечество», «Ушаковские чтения», «Куряне – подвижники Святаго Духа», «Лествица», «Хранима, любима курской землей» и др. где ребята становятся победителями и призерами и их работы печатаются в сборниках.

Сохранению православных традиций способствуют конкурсы «Рождественская открытка», «Пасхальное яйцо», «Патриот Отечества», «Моя семья» и др.Для детей очень важно живое общение с священнослужителями, батюшка является частим гостем нашей школы, это и посещение тематических уроков, школьных мероприятий. Экскурсии в сельский храм, храмы и монастыри района проводятся регулярно.

Уже на протяжении нескольких лет наши дети становятся победителями и призёрами муниципального и областного этапов всероссийской олимпиады школьников по основам православной культуры.

Мы не имеем права забывать, что для ребёнка самый действенный образец жизнелюбия, духовно-нравственного самоопределения – это его родители.

2.Просветительская работа с родителями по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.

Придерживаясь мнения психологов, что ребенок 7-10 лет берет пример, прежде всего с родителей, я считаю, что воспитание, прежде всего, рождается в семье. В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. В семейном общении человек учится преодолевать свой эгоизм, в семье узнает, «что такое хорошо и что такое плохо». В семье ребенок осваивает основы культуры материальной и духовной. В общении с близкими взрослыми у ребенка формируются собственно человеческие формы поведения: навыки мышления и речи, ориентации и деятельности в мире предметов и человеческих отношений, нравственные качества, жизненные ценности, стремления, идеалы. В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины. Видимым проявлением семейной жизни является дом. Дом — это место, где разворачивается и телесная, и душевная, и духовная жизнь семьи. Семья и дом являются для наших детей духовной крепостью.

Разрабатывая план работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию, я поставила цель: содействовать формированию и развитию духовно-нравственной личности школьника через просветительскую работу с родителями. Помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Одна из важнейших задач курса основ православной культуры – это доверительное общение между родителями и детьми с опорой на нравственные основы семейной жизни. Счастье детей зависит от обстановки в семье, от степени взаимопонимания и доверия. Нравственно-ориентированный курс открывает перед родителями дополнительные возможности для укрепления и развития отношений с ребенком. В подростковом возрасте ребенок особенно нуждается в духовной связи с родными для него людьми.

Практические советы родителям:

Совет 1. Какие б новые предметы не вводили в учебною программу как дополнительное средство духовно-нравственного развития ребенка: вы и есть главный воспитатель для вашего ребёнка.

На уроках педагог будет беседовать с ребёнком о нравственности. Но если родители не проявят интереса к поднятым проблемам не сформулируют для ребёнка родительскую нравственную позицию. То все сказанное в школе не будет иметь для него особого значения. Диалоги взрослого и ребенка об истинных ценностях взрослой жизни имеют огромное значение для ребенка.

Совет 2. Разговаривайте с детьми о том, что они изучали на уроках. Хорошее средство воспитание ребёнка – диалог между родителями и детьми о духовности и нравственности.

Уделите время ребёнку. В выходные дни просмотрите пройденные за неделю уроки. Наверняка у вас будет что добавить к их содержанию или вы что-то новое найдёте для себя. Задайте ребёнку несколько вопросов. Пусть он говорит, высказывается, раскрывает себя в вопросах духовности и нравственности. Пусть он видит, что важно для вас.

Совет 3. Воспитывайте у ребёнка благожелательное отношение к людям другого мировоззрения.

Не допускайте резких оценок, категорических высказываний в адрес верующих людей или атеистов. Насторожитесь, за этим скрывается большая нравственная проблема. Недоброжелательное высказывание человека в чей-либо адрес всегда свидетельствует о недостатке любви, доброты, сердечности в нём самом. Человек начинает терять моральную устойчивость, склоняется к злу. Если это происходит с вашим ребёнком, задумайтесь, поговорите с ним.

Совет 4. Не упускайте время, благоприятное для духовно-нравственного воспитания детей.

Ваш ребёнок изучает «основы православной культуры», посетите православный храм, музей, места боевой славы, памятники. Расскажите ему о конкретном человеческом поступке. Попросите его объяснить вам те ценности, мотивы и идеалы, во имя которых этот поступок был совершен.

Совет 5. Не забывайте, что никакой учебный курс сам по себе не воспитает вашего ребёнка; главное, что он может приобрести, это понимание того, насколько важна нравственность для полноценной человеческой жизни. Всячески поддерживайте это в ребёнке.

О том, как сохранить физическое здоровья ребёнка, мы знаем немало. Но как сберечь его духовное и социальное здоровье? Какие для этого есть правила? Это правила морали, нормы духовно-нравственного поведения. Так же. Как и правила сбережения физического здоровья, они накапливаются как опыт жизни и передаются от старших к младшим, от родителей к детям.

Совет 6. Создавайте в общении и взаимодействии с ребёнком воспитывающие ситуации, превращайте возникающие проблемы в нравственные уроки.

Нельзя научить человека быть нравственным, если дать ему несколько уроков и учебник в руки, если он не будет включён в решение нравственных дилемм. Если он не будет совершать ценностный выбор. Воспитание может быть только деятельным. В своё время Джон Грэй говорил, что ребёнок не научится прощать, если ему прощать некого. Не научится сотрудничать, если ему всё всегда проходит так, как хочется ему, не научится сочувствию и уважению, если он не видит, что другие испытывают боль и переживают неудачу, не разовьёт в себе отвагу и оптимизм, если ему не придётся столкнутся лицом к лицу с неприятностями.

Зрелость личности проявляется в том, что человек сознательно удерживается от плохого поступка, не потому, что он боится наказания, не потому, что хочет получить награду, а потому, что по-другому поступить просто не может. Постарайтесь, чтобы ваши дети почаще задумывались о последствиях своих действий и цене своих заблуждений. Главную поддержку на этом пути ребёнка должны оказывать родители – самые близкие люди, тогда дорога не покажется сложной, тогда соблюдение духовно-нравственных норм станет естественным и радостным.

Пример семейных отношений

Отношение родителей к жизни, друг к другу, к окружающим людям, их мировоззрение, проявляющееся в конкретных делах, поступках и словах, формируют в сознании ребенка определенные образы отца и матери, оказывающие непосредственное влияние на развитие его характера, мироощущения, религиозных и нравственных чувств. Поучения родителей ничего не дадут, если они вступают в противоречие с их делами и словами. Семья царя Николая II – образец семи, икона семьи. Чтобы понять, какое влияние оказали на развитие своих детей государь Николай и государыня Александра, обратимся вновь к их светлым образам, может быть самым притягательным в мировой истории.





Тематический план работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию:

  1. Выбор взрослого – путь для школьника. Почему надо изучать основы религиозной культуры в школе?

  2. Россия – наша Родина. Воспитание россиянина - цель современного воспитания.

  3. Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей и молодёжи. Пример взрослых в семье.

  4. Святые отцы о семейном воспитании. Законы о духовном воспитании детей.

  5. Семья и Церковь. Святые покровители семьи «Царская семья»

  6. История семьи. Семья в Древней Руси на примерах летописей, жития святых, литературных произведений. Приложение1.



Данные темы рассматриваются не только на родительских собраниях. Важно использовать в работе над темами деятельностные методы как: привлечение родителей к выпуску буклетов, памяток для родителей по определенной теме, разработка памяток и буклетов для учащихся, родительский лекторий, встречи с священнослужителями, подготовка и проведение внеклассного мероприятия и др.

Очевидно, что мероприятия по духовно-нравственному воспитанию проходят красной нитью через всю воспитательную работу с детьми (подготовка мероприятий, участие в конкурсах, анализ ситуаций, подготовка учебных проектов и т.д.). Привлекая родителей к сотрудничеству и совместной деятельности с детьми, в семье возникают общие интересы, которые укрепляют взаимоотношения всех членов семьи.

Формы работы:

  • Беседы, анкетирование, родительские собрания, подготовка внеклассных мероприятий для детей; Приложение 2.

  • Участие в акции «Чужой могилы не бывает» «Бессмертный полк»;

  • Экскурсии, поездки в монастыри, музеи, по святым местам, посещение храмов;

  • Православные праздники в школе «Свет Рождественской звезды», «Пасхальный благовест», «Хранительница семейных ценностей»; Приложение 3.

  • Встречи с священнослужителями, посещение храма Архангела Михаила с родителями и детьми;

  • Консультация родителей вопросам духовно-нравственному воспитанию детей, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей;

  • Семейные конкурсы «Рождественская открытка», «Пасхальное яйцо»;

  • Семейные исследовательские и проектные работы: «Край мой православный», «Православные традиции современной семьи»

  • Создание буклетов, памяток для детей и родителей. Приложение 4.

Результативность   работы.

- повысился духовно-нравственный потенциал и профессиональная компетентность педагогов в вопросах воспитания школьников;

- возрос уровень знаний, относящийся к сфере духовного самосознания (понимание духовно-нравственных образцов, значение духовных смыслов и символов, проявление высших христианских чувств);

- вырос интерес родителей к православной культуре и православной жизни;

- родители стали активнее включатся в деятельность школы, направленную на духовно-нравственное развитие школьников;

- увеличилось число воцерковлённых семей;

- дети стараются быть послушными, отзывчивыми, применяют свои знания о духовно-нравственных нормах в жизни, доносят их до родителей.



Выводы:

Важно, чтобы родители понимали, что ребенок должен научиться любить Родину, научиться охранять природу, добросовестно трудиться, узнать цену честности и доброты, вежливости, научился помогать ближнему и не оставлял товарища в беде. Ребенок – зеркало родителей. От того как ведем себя мы, взрослые, зависит поведение наших детей.

Очень важно воспитывать в себе и в своих детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни и стремление сделать нашу землю еще лучше. Главное, что все эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым.

Партнерство семьи и школы работает в интересах ребенка, разделяя ответственность за его образование и развитие. Человека высокой духовно-нравственной культуры можно воспитать только в лоне культуры своего народа, опираясь на традиционные ценности, святыни, многовековую историю и литературу, на язык - важнейшее средство воспитания и образования личности.

Изучение основ православной культуры помогает:

- школьнику вырасти добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным к учителям и воспитателям, любящим свою Родину, стремящимся помочь тем, кто нуждается в помощи и благожелательно относится к людям других национальностей, верований и убеждений;

- семье воспитать добрых сыновей и дочерей, продолжателей своего рода;

- школе воспитать свободных и ответственных граждан России.

Духовно-нравственное становление патриота и гражданина Отечества есть стремление ко благу и славе России.











































Список использованной литературы.

  1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71

  2. Виноградова Н.Ф. Воспитателю о работе с семьей. М..Просвещение.1989.

3. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2010. – 221 c.

4. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики: Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы.М:Просвещение, 2010. С.3-4

5. Интернет – ресурсы.

6. Ильина З.Д., Пирогова О.В.. Изучение жизни и подвига новомучеников и исповедников российских XX в века в образовательном пространстве регионов Центральной России. Курск-2015

7. Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы и наши дети. М.1988

8. Каирова А.И., Богданова О.С. «Азбука нравственного воспитания» - М.: 2009. – 54 с.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей