СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Эколята-дошколята"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пректная деятельность по экологическому воспитанию, объединяющая усилия всех педагогв ДОУ.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Эколята-дошколята"»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 48 «Совушка» города Смоленска







Проект ОМЕП по образованию для устойчивого развития


Проект естественно-научной направленности для детей дошкольного возраста

«Эколята–Дошколята»








Авторы проекта:

воспитатель

Лавренкова Лариса Викторовна

Музыкальный руководитель

Новосельцева Т.А.



Место работы:

муниципальное бюджетное дошкольное

общеобразовательное учреждение

«Детский сад №48 «Совушка»

города Смоленска









2. Содержание


Наименование структуры документа

страница

Паспорт проекта

3-4

Содержательная часть программы

5-20

Обоснование выбора темы инновационной образовательной проектной инициативы

5

Описание актуальности

5

Выявление противоречий и проблемы, на решение которой направлен проект

5-6

Анализ степени разработанности проблемы в российской системе образования и системе образования региона (научная разработанность, практическая разработанность)

6

Нормативная правовая база, на которую опирается проект

6-7

Цель проекта, описание задач, решаемых в ходе реализации проекта

7

Описание гипотезы

7

Обоснование новизны проекта

7-8

Описание ожидаемых результатов, критериев и показателей оценки эффективности проекта

8-9

Оценка потенциала образовательной организации

9-10

Анализ и оценка ресурсов, необходимых для реализации проекта

10

Описание способов обеспечения достоверности результатов

10-11

Планируемое методическое обеспечение (публикации) по теме исследования

12-13

Способы тиражирования результатов

13-14

Общий план реализации проекта (с примерной детализацией первого года реализации программы)

14-19

Ожидаемые промежуточные результаты

19

Вклад отдельных участников в реализацию программы (при сетевой реализации проекта)

19

Оценка рисков и их минимизация

19-20

Тезаурус проекта

21

Список литературы

22-23















3. ПАСПОРТ

проекта «Эколята-Дошколята»


1. Тема проекта

«Эколята–Дошколята»

2. Актуальное направление, на реализацию которого направлен проект

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей, ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям.

Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе

3. Цель проекта

Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия

4. Задачи, решаемые в ходе реализации проекта

• дать ребёнку знания об окружающей его

природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;

• способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;

• помочь ребёнку осознать необходимость

сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;

• расширить общий кругозор детей,

способствовать развитию их творческих способностей;

• помочь ребёнку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром;

• способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности

5. Ожидаемый результат реализации проекта

• формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия;

• повышение общей культуры ребёнка;

• формирование у ребёнка духовно богатого

внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде;

• развитие в ребёнке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности;

• расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.

6. Критерии результативности/эффективности проекта

Воспитанник должен знать:

  • Правила поведения в природе.

  • Растения и их характерные признаки.

  • Основные признаки диких и домашних животных.

  • Виды птиц своей местности.

  • Иметь представления:

  • О перелётных птицах;

  • О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе;

  • Об охране природы;

  • О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы;

  • О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе;

Уметь:

  • Выполнять простые опыты;

  • Выполнять правила поведения на природе;

  • Уметь сравнивать и анализировать дидактических играх;

  • Обеспечивать уход за растениями уголка природы. Пересаживать комнатные растения;

  • Обеспечивать уход за растениями цветников;

  • Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке, уборка мусора, изготовление природных знаков);

  • Изготовление поделок и панно из собранного природного материала.

7. Сроки и этапы реализации проекта

Сентябрь 2019г - май 2021г

8. Сведения об организации – разработчика проекта

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 48 «Совушка» города Смоленска

10. Сведения о руководителе проектной группы, ее участниках на уровне образовательной организации

Лавренкова Лариса Викторовна – воспитатель, Новосельцева Татьяна Алексеевна – музыкальный руководитель, Кухарская Марина Константиновна – старший воспитатель, воспитанники и родители (законные представители) старшей группы «Фантазеры»













4. Содержательная часть программы

Обоснование выбора темы инновационной образовательной проектной инициативы

Президент Российской Федерации В.В. Путин заявил о реализации национальной идеи объединения народов нашей многонациональной страны. «Я гражданин России» таким, по его словам, должен стать лозунг этой идеи.

Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образования России, способствующих формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Проявлением патриотизма также является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения. Конечной целью такого образования является формирование у человека нового экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умение жить в гармонии с природой.

Актуальность программы

Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Поэтому в процессе знакомства с природой своего края, у ребёнка воспитывается любовь к каждому объекту в природе, что в свою очередь, способствует и решению природоохранных задач.

В этом контексте суть одного из направлений патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душе ребёнка и подростка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Выявление противоречий и проблемы на решение которой направлен проект

Для этого должна быть разработана идеология, позволяющая сформировать у ребёнка культуру природолюбия, любовь к природе родного края, а, значит, любовь к государству.

Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства.

Изменение сознания ребёнка способно повлиять на характер его дальнейших взаимоотношений с окружающей природной средой. При этом надо отметить, что на детей сильнее действуют эмоции, личный опыт и авторитарный пример.

Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта.

Дошкольные образовательные организации, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первичное представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.

Формирование у детей экологической культуры и культуры природолюбия должно быть продолжено и после завершения обучения в дошкольной образовательной организации.

Для решения этой организационной задачи на каждом этапе экологического образования и воспитания необходимы новые инновационные инструменты, программы, проекты, формы, методы, подходы, приёмы, решения, технологии и мероприятия.

Одним из таких инструментов экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста, как части патриотического воспитания ребёнка, может стать новый природоохранный социально-образовательный проект «Эколята–Дошколята» по формированию у детей экологической культуры и культуры природолюбия.

Анализ степени разработанности проблемы в российской системе образования региона (научная разработанность, практическая разработанность)

В последнее время для детей разработано много книг, учебников, методических пособий, а также авторских программ по вопросам воспитания экологически грамотного поведения, охраны окружающей природной среды. Их главным недостатком является недостаточное внимание к воспитанию духовной культуры ребёнка через природу. Без эмоциональной составляющей правила поведения по отношению к природе так и останутся всего лишь правилами из учебника.

С детьми проводятся тематические занятия, олимпиады, конкурсы, всероссийские уроки, которые всесторонне способствуют формированию у ребёнка культуры природолюбия, осознания того, что он может стать настоящим другом природы.

Особое внимание в Проекте уделяется формированию у воспитанников дошкольных образовательных организаций целостного взгляда на окружающую природу. При этом человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Он подчиняется закономерностям её развития, и от его деятельности зависит состояние окружающей природной среды.

Нормативная база, на которую опирается проект

В стране существует ряд официальных документов, в которых подчеркивается необходимость формирования системы непрерывного экологического образования:

  • Постановление Правительства РФ «О мерах по улучшению экологического образования населения», 1994г;

  • Постановление «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации», 1994г;

  • Проект «Национальной стратегии в области экологического образования РФ», где дошкольному воспитанию посвящен отдельный раздел.

  • Экологическая доктрина Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р)

  • Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ и пр.

5 января 2016 года Президент РФ Владимир Путин подписал Указ о проведении в 2017 году в Российской Федерации Года экологии. В 2017 году пройдет Год экологии и Год особо охраняемых природных территорий. Об этом сообщается на официальном сайте Минприроды России.

Цель проекта, описание задач, решаемых в ходе реализации проекта.

Целью проекта является формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.

Задачи

• дать ребёнку знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;

• способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;

• помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;

• расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;

• помочь ребёнку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром;

• способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.

Описание гипотезы

Мы считаем, что разработанная идеология позволит сформировать у ребёнка культуру природолюбия, любовь к природе родного края, а значит любовь к государству.

Природолюбие помогает осознать, что каждый ребёнок является личностью, от деятельности которой зависит судьба будущих поколений. Большое значение уделяется развитию представлений о важности и ценности окружающей природной среды.

Обоснование новизны проекта

Особое внимание в Проекте уделяется формированию у воспитанников дошкольных образовательных организаций целостного взгляда на окружающую природу. При этом человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Он подчиняется закономерностям её развития, и от его деятельности зависит состояние окружающей природной среды.

Новизна заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь природе.

Например, для птиц зимующих в наших краях, мы с детьми и родителями делаем кормушки, организовываем «птичью столовую» до полного схода снежного покрова: развешиваем скворечники на территории детского сада.

Данная программа включает развитие у детей умений постановки и проведение простейших опытов. Например, выращивание рассады для цветников детского сада. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе.

Использование теории сложных систем и системного подхода к изучению Природы и окружающего мира предполагает взаимопроникновение различных видов деятельности в учебно-воспитательном процессе, таких как наблюдение, беседа, чтение и прослушивание сказок и рассказов, выполнение заданий, игра, проведение опыта, прогулки, проведение занятия на природе, работа на опытном участке вокруг дошкольных образовательных организаций, рисование и т.д. и протекает на уровне формирования образов, представлений и различных понятий в мире Природы. При этом важно, что в процессе занятия должно происходить не механическое запоминание услышанного и увиденного, а реальный анализ происходящего и принятие на основе этого реального решения в своей дальнейшей деятельности.

Проект ориентирует деятельность воспитателя и педагога на системный подход в развитии у детей культуры природолюбия. При этом в Проекте используется принцип последовательности, преемственности и развития. Все его составные темы и разделы связаны друг с другом, а каждая последующая рассматриваемая в Проекте тема базируется на изученных ранее материалах.

Интегрирующий подход в обучении и воспитании позволяет объединить в воспитательно-образовательном процессе целенаправленные занятия в помещении и на улице, чтение книг, участие в играх, проведение праздников, конкурсов, викторин и мероприятий, поход в парк, проведение наблюдений и опытов, участие в практических действиях с взрослыми.

Описание ожидаемых результатов, критериев и показателей оценки эффективности проекта

Ожидаемые результаты на муниципальном уровне:

- систематизация и распространение опыта по организации работы клуба друзей природы для детей и родителей «Зеленая планета»;

- совершенствование услуг по воспитанию, обучению детей и оказанию поддержки семьям в рамках Региональной инновационной площадки по вариативным формам работы в условиях дошкольной образовательной организации.

На уровне МБДОУ:

- совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов по экологическому воспитанию;

- внедрение в образовательный процесс дошкольной образовательной организации мероприятий, направленных на формирование у детей и родителей экологической культуры;

- рост престижа дошкольной образовательной организации в муниципальной и региональной образовательных системах.

У детей дошкольного возраста будут сформированы:

- начала экологической культуры;

- осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

- дети научатся практическим действиям по охране природы;

- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы.

- формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия;

- повышение общей культуры ребёнка;

- формирование у ребёнка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде;

- развитие в ребёнке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности;

- расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.

Мониторинг

- Проведение мониторинга реализации проекта проводится 2 раза (на основном – подготовительном и заключительном этапах) путем экспресс-анализа.

- Критериями положительных результатов выполнения проекта являются анализ выполнения поставленной цели, уровня реализации поставленных задач.

- Отслеживание результатов эффективности проходит через самоконтроль педагогов, через контроль со стороны администрации ДОО, по итогам проведения конкурсной работы.

- Результаты мониторинга могут использоваться исключительно для оптимизации дальнейшей работы по созданию системы работы в ДОО по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Перспективы дальнейшего развития проекта:

- Процесс создания системы экологического воспитания детей дошкольного возраста длительный и творческий. Поэтому в завершении проекта будет проведен анализ полученных результатов, и будет принято решение о необходимости продолжения проекта в следующем учебном году.

- Вовлечение в проект всех педагогических работников ДОО.

- Увеличение доли количества социальных партнеров ДОО (в рамках реализации проекта).

Обоснование практической значимости инициативы для модернизации и совершенствования региональной системы образования

  1. Данный проект может быть использован в работе как методические рекомендации педагогами дошкольных образовательных учреждений различной направленности.

  2. Мастер-классы педагогов по изготовлению пособий и дидактических материалов могут применяться в работе педагогами других ДОО.

  3. Теоретическая часть проекта может быть представлена как доклад или консультация, семинар, вебинар, конференция для педагогов ДОО по вопросам экологического воспитания детей дошкольного возраста.

  4. Разработанные формы работы с родительской общественностью и социальными партнерами могут применяться во всех возрастных группах ДОО.

Оценка потенциала образовательной организации

Новые требования к системе дошкольного образования диктуют и новые условия организации педагогического процесса в ДОО, в том числе и организации экологического образования в соответствие с потребностям общества: финансовым, социокультурным, увеличению вклада в развитие общества, в его потенциал человека. Всегда на новом финансовом уровне общества появляется трудность развития образовательных систем в общем, а наша главная тенденция в области экологического образования и воспитания дошкольников является ориентация на личность и на организацию качественных условий для её образования, воспитания и развития, проектирование образовательных систем, управления ими и оценка их высококачественного уровня, стандартизация в содержании образования. Необходимо создать систему экологического воспитания дошкольников, направленную на формирование у детей научно-познавательного, эмоционально нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде. Реализовать наиболее эффективные формы работы по экологизациии образовательной деятельности дошкольников с максимальным использованием всех благоприятных условий нашей дошкольной организации.

Анализ и оценка ресурсов, необходимых для реализации проекта

Проект программы «Эколята-Дошколята» базируется на

• применении в процессе воспитания у детей культуры природолюбия, а также в процессе экологического, природоохранного, нравственного, духовного и эстетического воспитания и образования ребёнка, элементов и методов системного подхода и анализа, систематизации и классификации знаний;

• рассмотрении всей совокупности составных частей и элементов образовательного и воспитательного процесса дошкольной образовательной организации, направленного на развитие у детей культуры природолюбия, решение проблем экологического, природоохранного, нравственного, духовного и эстетического воспитания ребёнка, как единого, комплексного и системного воспитательно-образовательного инструментария;

• использовании в воспитательно-образовательном процессе дошкольных образовательных организаций образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы;

• включении в воспитательно-образовательный процесс межструктурных связей в рамках изучения различных тем учебного пособия «Азбука Природолюбия»;

• организации и реализации в рамках Проекта занятий и мероприятий с использованием учебного пособия «Азбука Природолюбия», книжной, игровой, аудио, видео и другой продукции с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы;

• введении в воспитательно-образовательный процесс элементов библиотерапии и комплексной сказкотерапии с помощью серии познавательных сказок, таких как «Живая азбука», а также других сказок и различных рассказов о животном и растительном мире, способствующих воспитанию у ребёнка культуры природолюбия;

• присутствии во время изучения той или иной темы или вопроса различных игровых элементов и программ;

• включении в воспитательно-образовательный процесс разнообразных занятий и различных заданий по изучаемым темам, направлениям и вопросам;

• предоставлении ребёнку возможности дальнейшего изучения того или иного материала с воспитателем, родителями и своими сверстниками за пределами дошкольной образовательной организации.

Описание способов обеспечения достоверности результатов

Проект «Эколята–Дошколята» с целью формирования у воспитанников культуры природолюбия предусматривает:

• использование в дошкольных образовательных организациях учебного пособия «Азбука Природолюбия»;

• создание учебно-методической базы для организации и проведения занятий по различным направлениям и темам учебного пособия «Азбука Природолюбия»;

• использование в воспитательно-образовательном процессе дошкольных образовательных организаций образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы;

• создание комплектов учебных и учебно-методических пособий, раздаточных и наглядных материалов;

• разработку и выпуск игровых, развивающих и познавательных книг и журналов, направленных на реализацию целей и задач Проекта;

• разработку и выпуск по тематикам и направлениям Проекта настольных, напольных, и компьютерных игр, а также аудио и видеопродукции с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы;

• создание разнообразных игровых комплексов и программ для дошкольных образовательных организаций, а также для организации занятий в семье;

• разработку специальных элементов оформления помещений в дошкольных образовательных организациях;

• организацию и проведение различных игровых программ, конкурсов и викторин, других подобных мероприятий;

• издание хрестоматий и различных хрестоматийных сборников;

• создание и открытие страничек, разделов, рубрик, тематик, информационных полос Проекта в газетах, журналах, на радио и в телевизионных передачах;

• организацию и проведение практических занятий по охране и защите Природы;

• организацию и проведение различных тематических встреч, экскурсий и других мероприятий, являющихся составной частью и элементами воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации;

• создание опытно-экспериментальных участков, использование прилегающих территорий для организации и проведения в рамках Проекта занятий с детьми;

• использование в образовательном процессе элементов естественных и искусственных природных зон с их растительным и животным миром.

Планируемое методическое обеспечение (публикации) по теме исследования

В соответствии с ФГОС ДО задачами познавательного развития детей дошкольного возраста является воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы, а также формирование у детей первичных представлений о себе, о других людях, объектах окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы. В рамках реализации проекта планируется следующее методическое обеспечение по теме исследования:

- создать условия для организации эффективной системы эколого-краеведческого образования воспитанников, включающие научно-методическое, кадровое, финансовое и материально-техническое обеспечение, проектирование содержания управленческой деятельности, взаимодействие с родителями и социальными партнерами;

- организовать комплекс методических мероприятий, направленных на формирование экологической и краеведческой культуры детей;

- сформировать профессиональные компетенции педагогов по вопросам ознакомления детей с окружающим природным и социальным миром на основе индивидуализации образовательного процесса;

- создать безопасную и психологически комфортную образовательную среду для всех участников образовательных отношений;

- обобщить и транслировать накопленный управленческий опыт среди педагогического сообщества на муниципальном, региональном и всероссийском уровне, в средствах массовой информации и в сети Интернет.

Способы тиражирования результатов

  • Участие воспитанников и педагогов в конкурсах на различных уровнях:

1. Городской конкурс проектов по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста «Экология - забота каждого»

2. Муниципального этапа областного Заочного конкурса детского Рисунка «Эколята – друзья и Защитники Природы!»

3. Областной этап областного Заочного конкурса детского Рисунка «Эколята – друзья и Защитники Природы!»

4. Городской заочный конкурс «Птичье кафе»

5. Городской конкурс детских рисунков «Выбросить нельзя, переделать»

6. Городской конкурс конкурса детских рисунков

«Подарки для елки»

7. Областной конкурс «Добро вместе»

8. Международный эвристический конкурс для дошкольников «Совёнок-2021»

9. Акция выразительного прочтения стихотворений краеведческой тематики «Тебе, мой город, посвящая!»

10. Региональный этап Всероссийского конкурса на лучший стенд (уголок)

«Эколята-Дошколята» и «Эколята – Молодые защитники Природы»

11. Всероссийская олимпиада «Эколята – Молодые защитники Природы»

12. Областной конкурс «Елка Эколят Молодых защитников природы»

13. Городской фестиваль детского танца «Пробуждение талантов-2021. Времена года»

14. Городская детская профориентационная олимпиада для детей 6-7 лет (включительно) «Радуга профессий» (в формате WorldSkills Russia), апробация проекта Baby Skills

15. Международный конкурс по естествознанию «Человек и природа»

16. Открытый городской заочный экологический конкурс «Экология. Творчество. Дети»

17. Всероссийский открытый урок «Мои зеленые сказки»

18. IX Всероссийский интернет-конкурс кормушек

19. Областной творческий конкурс, объявленных ФГБУ «Национальный парк «Смоленское Поозерье» в рамках природоохранной акции «Покормите птиц!», «Птицы за моим окном»

20. Всероссийская онлайн-олимпиада для детей с Международным участием «Свойства предметов»

21. Участие в городской экологической акции «Экобомба. Оживи природу!»

  • Профессиональная активность педагогов по распространению опыта работы

1. В рамках городской творческой группы совместно с социальными партнерами МБУ ДО "ЭБЦ "Смоленский зоопарк" – Медведкова З.В.; МБУК «Центр культуры» г. Смоленска - Е.В. Мальчевская состоялось посвящение воспитанников МБДОУ «Детский сад № 48 «Совушка» в «Эколята – Молодые защитники Природы» в рамках Всероссийского природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята – Дошколята» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия.

2. Активное участие в городском семинаре «Разработка программ дополнительного образования естественнонаучной направленности» в рамках реализации муниципального проекта «Создание муниципального (опорного) центра дополнительного образования детей естественнонаучной направленности».

3. Лавренкова Л.В. в 2019 г. в рамках реализации городской творческой группы для педагогов дошкольных организаций выступила с темой «Интегрированный подход к образовательному процессу как потенциал для развития экологической культуры личности ребенка»

4. Лавренкова Л.В. с воспитанниками средней группы в 2019 г. провела открытое мероприятие для педагогов города Смоленска «Экологическая сказка «Колобок на новый лад»

5. Лавренкова Л.В. в 2019 г. в рамках реализации городской творческой группы для педагогов дошкольных организаций выступила с темой «Организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОО как инновационная образовательная технология экологического образования дошкольников»

  • Работа в городских творческих группах города Смоленска:

Руководитель городской творческой по направлению «Развитие навыков безопасного поведения у дошкольников, через формирование экологического сознания (безопасность окружающего мира)» с учётом ФГОС ДО (приказ управлении образования и молодежной политики Администрации города Смоленска «Об организации работы городских проблемных групп и творческих объединений» № 411 от 01.10.2018г.; решение заседания городского методического совета при МБУ «ЦДО», протокол от 18.09.2019г. № 1; решение заседания городского методического совета при МБУ «ЦДО», протокол от 16.09.2020 № 1)

Общий план реализации проекта (с примерной детализацией первого года реализации проекта)

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

Детский сад сегодня - это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательно - речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное развитие детей. Экологоориентрованное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание формирующее современную образованную личность. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края. Методика "Ранжирование" позволила выявить представления детей подготовительной к школе группы о компонентах экологической культуры человека.

Наиболее значимыми для себя дети считают:

Таблица 1

Представления детей 4 - 5 лет об экологической культуре человека

владение правилами поведения в природе

32%;

потребность в общении с природой

20%;

убежденность в необходимости ответственно относиться к природе

20%;

понимание многосторонней (универсальной) ценности природы

10%;

практические экологические умения

10%;

интерес к экологическим проблемам

8%.

Таким образом, был сделан вывод, что экологическое самосознание детей сформировано недостаточно; в большей степени превалирует потребительское отношение к природе; дети с трудом выделяют себя из окружающей среды, преодолевая в своём мироощущении расстояние от "Я - природа" до " Я и природа". Все вышеприведенные данные позволили сформировать цель проекта и его задачи.

Цель: формирование у детей и родителей богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру. Развитие внутренней потребности любви к природе и как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у детей культуры природолюбия.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • Внедрить в образовательный процесс ИКТ о направленных на формирование экологической культуры пиродолюбия дошкольников через проектную деятельность;

  • Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы;

  • Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы используя правила безопасности;

  • Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;

  • Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.

Развивающие:

  • Обогатить развивающую предметно-пространственную среду, направленную на формирование познавательно-исследовательскую деятельность детей среднего дошкольного возраста;

  • Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.

Воспитательные:

Воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе.

  • Воспитывать в детях уверенность в своих силах.

Принципы проекта:

• системный подход к рассмотрению любой учебной темы, вопроса и проблемы с использованием элементов классификации знаний;

• использование интегрирующего подхода в учебно-воспитательном процессе;

• последовательность в обучении и воспитании;

• преемственность при рассмотрении изучаемых тем;

• анализ происходящего и учёт особенностей окружающего мира и влияющих на него факторов;

• простота и доступность изучаемого материала;

• наглядность при изучении тем и вопросов;

• присутствие в учебно-воспитательном процессе элементов сравнения и различных примеров;

• наличие практического показа, возможность постановки и проведения эксперимента при изучении темы или любого учебного материала;

• добровольность в сознании и действиях ребёнка при изучении учебного вопроса и темы;

• безопасность в организации и проведении учебно-воспитательного процесса;

• наличие осознанного подхода как в элементах преподавания того или иного учебного материала со стороны воспитателя и преподавателя, так и в элементах восприятия и познания этого материала со стороны ребёнка.

Новизна экологического проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость. Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру.

Сроки реализации проекта: два года.

Участники, партнеры проекта: сотрудники ДОО, дети от 4 до 7 лет (включительно) и их родители (законные представители).

Этапы реализации проекта:

1 этап - аналитический (сентябрь)

Задача этапа: анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия, культуры природолюбия, как базисных качеств личности.

2 этап - организационный (октябрь - апрель)

Задачи этапа: экологизация всех разделов.

- программы воспитания и обучения дошкольников;

- создание экологической среды в группе;

- анкетирование родителей, привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме; разработка планов работы с детьми и родителями по формированию экологического образования через проведения экологических акций.

3 этап - практическая деятельность (учебный год)

Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала, основы экологического образования через проведения экологических акций.

4 этап - итоговый, диагностический (май).

Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий на следующий год.

Ожидаемые результаты проекта:

- создание на территории ДОО экологически благоприятной среды;

- повышение уровня знаний по экологии у детей;

- совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта;

- изменения процентного соотношения в таблице параметров о представлениях детей 4 -5 лет об экологической культуре человека.

Формы работы по реализации проекта:

- наблюдения и экологические экскурсии на экологической тропе;

- создание видеофильмов, презентаций, слайд шоу;

- познавательное чтение;

- «Уроки доброты»;

- конкурсы и викторины, КВН;

- продуктивная деятельность, защита плакатов, проектов;

- лаборатория (опыты и эксперименты);

Выпуск экологический газеты;

- день (неделя) «Волшебная экология души»;

- инсценировки и театрализации;

- экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия.

- эколого-познавательные праздники и развлечения.

Содержание проекта включает в себя деятельность всех участников воспитательно-образовательного процесса в экологических акциях, которая проходит через четыре этапа:

- экологическая тревога;

- экологические знаки;

- экологическая тропа;

- экологическая газета;

- итоговое мероприятие.

Характеристика особенностей развития детей

Средняя группа (от 4-5 лет)

В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. К пяти годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребенок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.

План-карта действий по реализации проекта для детей 4-5 лет.

Акция: «Интересно, что у нас под ногами?» (сентябрь).

Цель: обучение детей основам поддержания чистоты в различных местах: дома, в детском саду, на природе.

Таблица 2

ООД

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1

Экологическая тревога: загрязнённый участок.

Беседа, наблюдение, труд.

Чтение О. Солопова «Приключение кота Леопольда и его друзей во дворе»

Анкетирование родителей (законных представителей)

2

Экологические знаки

Распределение знаков на участке детского сада

Изготовление знака «Не сорите»

3

Во саду ли, в огороде

Беседа, дидактические игры.

Изготовление поделок из природного материала

4

Экологическая газета

Раскрашивание листовок «Чистый двор» для составления газеты

Изготовление газеты «А у нас во дворе», «Фото газета»

Акция: «Птичье меню» (октябрь-ноябрь).

Цель: воспитывать чуткое отношение к птицам, желание помочь им зимой.

Таблица 3


ООД

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1

Экологическая

тревога

Птицам нет еды

Наблюдение, беседа.

Сбор корма для птиц.

2

Экологические

знаки

Аппликация «Птички в кормушке»

Составление слайдов, что

едят птички

3

Экологическая

тропа

Экскурсии, п/и, д/и

Раскладывание корма в кормушки.

Изготовление птичьих кормушек, развешивание по экологической тропе

4

Экологическая

газета

Разучивание стихов о птицах

«Покормите птиц зимой» - плакат экологической направленности.

Акция: «Ёлочка-краса» (декабрь).

Цель: обучение общению с природой, бережному отношению к елям.

Таблица 4


ООД

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1

Посвящение в «Эколята–Дошколята».

Развлечение

Помощь в подготовке к развлечению

2

Экологические знаки

Беседа, рисование «Спасём ёлочку»

Изготовление табличек знаков «Не рубите ели»

3

«Азбука Природолюбия»

Знакомство, чтение

Знакомство, чтение

4

Экологическая газета

«Кто дружит с елью?»

Оформление стенгазеты о пословицах и поговорках о сохранение ели

Акция: «Капелька воды» январь-март).

Цель: формирование представлений о значении воды в нашей жизни, обучение бережному отношению к ней.

Таблица 5


ООД

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1

Экологическая тревога: вода в опасности

Капитошка рассказывает...

Опыты по изучению свойств воды.

Создание семейной лаборатории.

2

Экологические знаки

Рисование «Мир в капельке воды»

Выставка «Запрещающие знаки»

3

Экологическая тропа

Экскурсия «Кому нужна вода»

Развлечение «Вода и птички»

Изготовление атрибутов к развлечению

4

Экологическая газета

Составление книжки-раскраски «Вода и жизнь».

Разучивание стихов о воде в семейном кругу.

5

Белый снег пушистый

Опыты со снегом

Постройки из снега

6

Огород на окне

Исследовательская работа, наблюдение

Помощь в организации.

7

Образовательная ситуация «Путешествие в зимнем лесу»

Беседа с использованием ИКТ.

Беседа с использованием ИКТ.

8

«Береги природу»

Беседа, рассматривание Красной книги.

Изготовление знаков охраны природы

9

«Земля – мой дом»

Беседа, дидактическая игра, рисование.

Помощь в озеленении участка

Результаты мониторинга

Таблица 6

Года обучения

Количество детей

Начало года

Конец года

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

2019 -2020

36

(100%)

7

(20%)

21 (58%)

8

(22%)

16

(45%)

15 (42%)

5

(13%)

2020-2021

36

(100%)

18

(50%)

15 (42%)

4

(11%)




Критерии оценки ответов:

1 балл – если нет ответа или ребёнок затрудняется ответить на вопрос, путается.

2 балла – у ребёнка имеется определённый объём знаний, но отвечает с помощью наводящих вопросов.

3 балла – ребёнок отвечает самостоятельно, может сформулировать выводы.

Итоговый результат для детей 4-5 лет и родителей - развлечение (апрель).

Ожидаемые промежуточные результаты

У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.

Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым.

У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы.

Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.

Вклад отдельных участников в реализацию программы

(при сетевой реализации проекта)

В рамках реализации программы наша дошкольная организация вместе с социальными партнерами провела совместные взаимопосещения, мастер-классы, экскурсии, тематические выставки, конкурсы на различных уровнях. Наши социальные партнеры:

- муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Эколого-биологический центр «Смоленский зоопарк» города Смоленска;

- смоленское областное государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов»;

- муниципальное бюджетное учреждение культуры «Центр культуры» города Смоленска;

- уникальная познавательная программа для детей «Волшебный маячок»;

- музей скульптуры С.Т. Коненкова г. Смоленск;

- музея-заповедника «Смоленский лён» г. Смоленск;

- смоленская областная библиотека для детей и молодёжи имени И. С. Соколова-Микитова.

Оценка рисков и их минимизация

Таблица 7

Основные риски проекта

Пути их минимизации

1

Недостаточное оснащение материально-технической базы информационными ресурсами

Использование универсального мобильного оборудования (переносных интерактивных досок, ноутбуков, интерактивных досок и столов, проекторов и т.д.)

2

 Нехватка высококвалифицированных, заинтересованных, инициативных педагогов.

Направление педагогов и специалистов на повышение квалификации. Моральное и материальное поощрение творчески работающих педагогов.

3

Отсутствие поддержки со стороны административных органов, заинтересованных организаций, общественных организаций.

Высокий уровень управления ДОО, показателей воспитательно-образовательного процесса. Открытость деятельности ДОО.

4

Формальный подход к реализации проекта со стороны участников

Обеспечение качественного контроля за ходом реализации проекта, уровнем ответственности координаторов и коммуникаторов проекта. Мотивация.

















5. Тезаурус проекта

Тема - предмет описания, изображения, исследования и т.д.

Проблема - сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения.

Цель - идеальное, мысленное предположение результата деятельности. Начинается с существительного: исследование, изучение, выявление.

Задачи - конкретизированные или более частные цели. Начинается с глагола: изучить, описать, установить, выяснить.

Актуальность - важность, значительность, чего-либо в настоящее время, современность, злободневность.

Гипотеза - предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений. Недоказанное утверждение, предположение или догадка. Как правило, гипотеза высказывается на основе ряда подтверждающих её наблюдений (примеров), и поэтому выглядит правдоподобно. Гипотезу впоследствии или доказывают, превращая её в установленный факт, или же опровергают, переводя в разряд ложных утверждений. Недоказанная и не опровергнутая гипотеза называется открытой проблемой.

Объект исследования - проблемное явление, избранное для изучения. На что направлена познавательная деятельность.

Предмет исследования - предмет исследования должен обладать узнаваемостью и поддаваться описанию. Это знание, которое вы хотите получить в результате проведения исследования. Предмет исследования более узкое понятие, чем объект. Он является частью, элементом объекта.

Анкетирование - метод получения информации с помощью специального набора вопросов, на которые испытуемый даёт письменные ответы.

Эксперимент - метод познания, при помощи которого исследуются явления действительности. В зависимости от способа проведения выделяют главным образом три вида экспериментов: лабораторный, полевой или естественный, формирующий или психолого-педагогический эксперимент.

Природолюбие - это не лицемерная и бесполезная «охрана природы», которая совершается лишь для того, чтобы потешить человеческое эго и успокоить совесть. Природолюбие – это мировоззрение, образ жизни, вступив в который, погружаешься в него всё глубже и глубже, и в результате в самом ординарном человеке вдруг пробуждаются способности, недоступные даже «обычному человеческому» гению.











6. Список литературы

1. Алябьева, Е. А. Природа. Сказки и игры для детей / Е.А. Алябьева. - M.: Сфера, 2012. - 128 c.

2. Волчкова, В. Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. - М.: ТЦ "Учитель", 2006. - 132 c.

3. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Детские экологические проекты. Методическое пособие / О.А. Воронкевич. - М.: Детство-Пресс, 2014. - 176 c.

4. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Дидактический материал для работы с детьми 4-5 лет. Средняя группа / О.А. Воронкевич. - М.: Детство-Пресс, 2011. - 762 c.

5. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. Средняя группа. Часть 1 / О.А. Воронкевич. - М.: Детство-Пресс, 2009. - 411 c.

6. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Средний дошкольный возраст. Наглядная информация для родителей. Часть 1 / О.А. Воронкевич. - М.: Детство-Пресс, 2011. - 231 c.

7. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Средний дошкольный возраст. Наглядная информация для родителей. Часть 2 / О.А. Воронкевич. - М.: Детство-Пресс, 2011. - 948 c.

8. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Старший дошкольный возраст. Наглядная информация для родителей. Часть 1 / О.А. Воронкевич. - М.: Детство-Пресс, 2011. - 638 c.

9. Времена года. Дидактический материал в картинках. - М.: Школьная Пресса, 2008. - 890 c.

10. Григорьева, О. А. Весна. Лето. Демонстрационный материал / О.А. Григорьева, Л.Б. Фесюкова. - М.: Ранок, Сфера, 2007. - 269 c.

11. Журавлева, Л. С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром / Л.С. Журавлева. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 471 c.

12. Зверев, А. Т. Экология. Наблюдаем и изучаем / А.Т. Зверев. - М.: Оникс, 2015. - 782 c.

13. Иванова, А. И. Мир растений. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду / А.И. Иванова. - M.: Сфера, 2010. - 240 c.

14. Кокуева, Л. В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе / Л.В. Кокуева. - М.: АРКТИ, 2005. - 248 c.

15. Коробова, М. В. Малыш в мире природы / М.В. Коробова, Р.Ю. Белоусова. - Л.: Просвещение, 2010. - 110 c.

16. Машкова, С. В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе / С.В. Машкова, др. - М.: Учитель, 2014. - 188 c.

17. Морозова, И. А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет / И.А. Морозова, М.А. Пушкарева. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 160 c.

18. Николаева, С. Н. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома / С.Н. Николаева. - М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 120 c.

19. Николаева, С. Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Для работы с детьми 4-5 лет / С.Н. Николаева. - М.: "МОЗАИКА-СИНТЕЗ", 2010. - 152 c.

20. Николаева, Светлана Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников / Светлана Николаева. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 569 c.

21. Познаем окружающий мир. Животные Африки. Дидактический материал. - М.: Стрекоза, 2011. - 190 c.

22. Рыжова, Н. А. "Напиши письмо сове". Экологический проект. Для детских садов и начальной школы / Н.А. Рыжова. - М.: Карапуз-Дидактика, 2007. - 272 c.

23. Тамбиев, А. Х. Кто где живет? Книга 4. Кто на болоте живет? / А.Х. Тамбиев. - М.: Дрофа, 2007. - 341 c.

24. Фесюкова, Л. Б. Уроки экологии / Л.Б. Фесюкова. - М.: Ранок, 2010 - 551 c.

25. Хабарова, Т. В. Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников / Т.В. Хабарова, Н.В. Шафигуллина. - М.: Детство-Пресс, 2010. - 126 c.

26. Шорыгина, Т. А. Беседы о природных явлениях и объектах. Методические рекомендации / Т.А. Шорыгина. - M.: Сфера, 2012. - 715 c.

27. Юшков, А. Н. Загадки природы / А.Н. Юшков. - М.: Речь, Образовательные проекты, Сфера, 2009. - 176 c.